Что относится к специфическим функциям физической культуры

Специфические функции физической культуры

Что относится к специфическим функциям физической культуры Что относится к специфическим функциям физической культуры Что относится к специфическим функциям физической культуры Что относится к специфическим функциям физической культуры

Что относится к специфическим функциям физической культуры

Что относится к специфическим функциям физической культуры

Специфические функции отражают сущность физической культуры, ос­новой которой является двигательная деятельность. Видный теоретик физи­ческой культуры Л. П. Матвеев выделяет функции: образовательные, при­кладные, «спортивные», рекреативные и оздоровительно-реабилитационные.

Специфические образовательные функции наиболее ярко выражены в системе образования и воспитания (детский сад, школа, профессионально-техническое училище, техникум, лицей, колледж, высшее учебное заведе­ние). Важную роль эта функция играет и в спорте в детско-юношеском возрасте. Формирование жизненно-важных двигательных умений и навы­ков, освоение и совершенствование технических действий, формирование прикладных умений и навыков и т.п. составляют содер­жание физического образования.

Специфические прикладные функции физической культуры выступают как фактор профессионально-при­кладной физической подготовки. Имеется немало про­фессий, которым обучают в системе ПТУ, техникумах, институтах, университетах, требующих необходимой прикладной подготовки. Она включает в себя знания, умения и навыки, не только составляющие предмет бу­дущей профессиональной деятельности, но и способству­ющие освоению профессий, формирование которых иг­рает большую роль в развитии профессионально важных способностей.

Спортивные функции физической культуры наиболее ярко выражены в сфере спорта высших достижений. Они проявляются в том, что физическая культура служит фак­тором достижения максимальных результатов в реали­зации физических и других связанных с ними возможно­стей человека.

Рекреативные функции физической культуры пред­ставлены в режиме активного отдыха (различные виды туризма, рыболовство, охота, физкультурные и спортив­ные развлечения). Необходимость физической рекреации обусловлена потребностями производства и других видов деятельности в средствах восстановления сил. Двигатель­ная активность в режиме расширенного отдыха позволя­ет оптимизировать физическое состояние, снижать негативное воздействие окружающей среды (шум, виб­рация и т.п.), характера самого труда (тяжёлый фи­зический труд).

Что относится к специфическим функциям физической культуры

Функции физической культуры и их разновидности

Оздоровительно-реабилитационные функции про­являются в системе специальных восстановительных мер в целях лечения заболеваний и восстановления функций организма, нарушенных вследствие заболеваний и травм. Физкультурные оздоровительно-реабилитационные ме­роприятия имеют большое значение в системе научной организации труда. Проведение профилактических меро­приятий позволяет устранить стрессовые факторы и не­гативные последствия, возникающие вследствие физичес­кого и психического напряжения на производстве и совре­менных условий жизни.

Что относится к специфическим функциям физической культуры

Специфические функции физической культуры

Источник

Физическая культура и ее функции

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Физическая культура представляет собой многогранное социальное явление, оказывающее мощное воздействие на развитие и воспитание всех слоев населения.

В наш век – век значительных социальных, технических и физических преобразований научно-техническая революция, наряду с прогрессивными явлениями внесла в жизнь и ряд неблагоприятных факторов. К ним следует отнести гиподинамию, нервные и физические перегрузки, связанные с овладением сложной современной техникой, а также стрессы профессионального и бытового порядка и как следствие – нарушение обмена веществ, избыточный вес, предрасположение к сердечнососудистым заболеваниям, а подчас и сами эти болезни.

Влияние неблагоприятных факторов на здоровье человека настолько велико, что внутренние защитные функции самого организма не в состоянии справиться с ними. Как показывает опыт, лучшим противодействием неблагоприятным факторам оказались регулярные занятия физической культурой, которые помогли восстановлению и укреплению здоровья людей, адаптации организма к значительным физическим нагрузкам. Чем дальше идет человечество в своем развитии, тем в большей степени оно будет зависеть от физической культуры.

Совсем недавно миллионы людей ходили на работу и с работы пешком, на производстве от них требовалось применение большой физической силы, в быту люди также не могли обойтись без выполнения трудоемких работ.

В настоящее время объем передвижений в течение дня сведен к минимуму. Автоматизация, электроника и робототехника на производстве, автомобили, лифт, стиральные машины в быту настолько повысили дефицит двигательной деятельности человека, что это уже стало тревожным. Адаптационные механизмы человеческого организма работают как в сторону повышения работоспособности различных его органов и систем (при наличии регулярных тренировок), так и в сторону дальнейшего ее снижения (при отсутствии необходимой двигательной активности). Следовательно, урбанизация и технизация жизни и деятельности жизни и деятельности современного общества неизбежно влекут за собой гиподинамию, и совершенно очевидно, что кардинально решить задачу повышения режима двигательной деятельности людей, минуя средства физической культуры и спорта, в настоящее время практически невозможно.

Целью физической культуры является оптимизация физического развития человека, всестороннего совершенствования свойственных каждому физических качеств и связанных с ними способностей в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств, характеризующих общественно активную личность; обеспечить на этой основе подготовленность каждого члена общества к плодотворной трудовой и другим видам деятельности.

Всестороннее развитие физических качеств имеет большое значение для человека. Широкая возможность их переноса на любую двигательную деятельность позволяет использовать их во многих сферах человеческой деятельности — в разнообразных трудовых процессах, в различных и подчас необычных условиях среды.

Здоровье населения в стране рассматривается как самая большая ценность, как отправное условие для полноценной деятельности и счастливой жизни людей. На базе крепкого здоровья и хорошего развития физиологических систем организма, может быть достигнут высокий уровень развития физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости.

Физическое воспитание обеспечивает долголетнее сохранение высокого уровня физических способностей, продлевая тем самым работоспособность людей.

I.1.Функции физической культуры.

Важнейшей специфической функцией физической культуры в целом является создание возможности удовлетворения естественных потребностей человека в двигательной активности и обеспечения на этой основе необходимой в жизни физической дееспособности.

Кроме выполнения этой важнейшей функции отдельные компоненты физической культуры нацелены на решение специфических функций частного характера.

К ним следует отнести:

1.образовательные функции, которые выражаются в использовании физической культуры как учебного предмета в общей системе образования в стране, это

Уроки физической культуры, проводимые преподавателями по государственным программам в образовательных учереждениях, где физическая культура является образовательным предметом (школа, колледж профессионального образования, вуз и т.п.);

Спортивно – тренировочные занятия, проводимые тренерами, с направленностью на совершенствование занимающихся в избранном виде спорта.

2.прикладные функции, имеющие непосредственное отношение к повышению специальной подготовки к трудовой деятельности и воинской службе средствами профессионально-прикладной физической культуры (ППФП). ППФП представляет собой специализированный вид физического воспитания, осуществляемый в соответствии с требованиями и особенностями данной профессии.

Основное назначение ППФП — направленное развитие и поддержание на оптимальном уровне тех психических и физических качеств человека, к которым предъявляют повышенные требования конкретная профессиональная деятельность, а также выработка функциональной устойчивости организма к условиям этой деятельности и формирование прикладных двигательных умений и навыков, преимущественно необходимых в связи с особыми внешними условиями труда;

3.спортивные функции, которые проявляются в достижении максимальных результатов в реализации физических и морально-волевых возможностей человека. Под ними также, понимают объективно присущие им свойства воздействовать на человека и человеческие отношения, удовлетворять и развивать определенные потребности личности и общества.

Функции спорта можно условно подразделить на специфические (свойственные только ему как особому явлению действительности) и общие . К первым относят соревновательно-эталонную и эвристически-достиженческую функции. Ко вторым в настоящее нремя причисляют функции, имеющие социально-общественное значение, такие, как функция личностно-направленного воспитания, обучения и развития; оздоровительно-рекреативная функция; эмоционально-зрелищная функция; функция социальной интеграции и социализации личности; коммуникативная функция и экономическая функция.

4.оздоровительно-реабилитационные функции, которые связаны с использованием физических упражнений в
качестве средств лечения заболеваний и восстановления функций
организма, нарушенных или утраченных вследствие заболеваний,|
травм, переутомления и других причин. Применение отдельных форм
движений и двигательных режимов с этой целью началось, судя по
историческим сведениям, еще в древней медицине и к настоящему
времени прочно вошло в систему здравоохранения преимущественно
в виде лечебной физической культуры.

Среди функций, присущих общей культуре, в выполнении которых непосредственно используются средства физической культуры, можно отметить воспитательную, нормативную, эстетическую и др.

В решении центральной задачи всестороннего гармонического развития человека участвуют все функции физической культуры в своем единстве. Каждая из ее составных частей (компонентов) имеет свои особенности, решает свои частные задачи и поэтому может рассматриваться самостоятельно.

Источник

Специфические функции физической культуры

Под функциями физической культуры понимаются присущие ей свойства воздействовать на человека и человеческие отношения, удовлетворять и развивать определенные потребности личности и общества.

Различают специфические и общие функции физической культуры. Специфические функции физической культуры отражают особенности, характерные свойства, которые отсутствуют у других явлений культуры. Общие социальные функции свойственны культуре общества в области физической культуры, так как последняя является частью культуры общества, тесно связана с другими ее сторонами.

Специфические функции физической культуры. Специфические функции отражают сущность физической культуры, основой которой является двигательная деятельность. Выделяют 4 группы функций (по признакам общности их проявления):

1. Общее развитие и укрепление организма.

2. Подготовка к трудовой деятельности и защите Родины.

3. Удовлетворение потребностей в активном отдыхе и рациональном использовании внерабочего времени.

4. Раскрытие волевых, физических качеств и двигательных возможностей человека на предельных уровнях.

Наиболее важной из них является подготовка к трудовой деятельности и защите

Родины. По своей сути эта функция нашла свое отражение в целях физического обучения и воспитания.

Некоторые исследователи, уточняя и конкретизируя специфические функции физической культуры, выделяют следующие из них (по степени воздействия на человека): образовательные, прикладные, спортивные, рекреативные и оздоровительно-реабилитационные.

1. Специфические образовательные функции. В вузах она является одной из основных. Студенты на занятиях овладевают знаниями, умениями и навыками, приобщаются к регулярным занятиям физическими упражнениями, осваивают методическую подготовку. Немаловажную роль эта функция имеет в спорте и особенно в детско-юношеском возрасте. Формирование жизненно-важных двигательных умений и навыков, освоение и совершенствование технических действий в спорте составляют содержание физического образования.

2. Специфические прикладные функции. Существует профессионально-прикладная физическая подготовка. Она включает в себя не только знания, умения и навыки, составляющие предмет будущей профессиональной деятельности, но и умение и навыки, способствующие освоению профессий, формирование которых необходимо для развития профессионально важных способностей.

3. Спортивные функции. Наиболее ярко выражены в сфере спорта высших достижений, где они проявляются в том, что физическая культура служит фактором достижения максимальных результатов в реализации физических и связанных с ними возможностей человека. Спортивные достижения аккумулируют в себе все то, на что способен человек и являются эталоном максимального развития человеческих способностей, критерием, по которому судят о возможной степени совершенства.

4. Рекреативные функции. В основном они ярко выражены в сфере физической культуры, представленной в режиме расширенного отдыха (туризма, рыболовство, охота, спортивные развлечения). В обществе эти функции реализуются в массовой спортивной работе, активном отдыхе, туризме и т.д. Двигательная активность в режиме расширенного отдыха позволяет оптимизировать физическое состояние, нивелировать негативное воздействие окружающей среды (шум, вибрация).

5. Оздоровительно-реабилитационные функции. Эти функции преимущественно проявляются в системе специальных восстановительных мероприятий, при использовании физической культуры в целях лечения заболеваний. Кроме того, физкультурные оздоровительно-реабилитационные мероприятия имеют большое значение и в системе научной организации труда. Проведение профилактических мероприятий в физкультурно-оздоровительных центрах позволяет устранить стрессовые факторы и негативные последствия, возникающие вследствие физического и психического напряжения на производстве и в современных условиях жизни.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Специфические функции физической культуры

Вы будете перенаправлены на Автор24

Роль физкультуры в обществе

Физкультура – это часть общей культуры человека, которая направлена на улучшение и укрепление его здоровья и самочувствие, всестороннее и гармоничное развитие человеческой личности. При занятиях физкультурой и спортом человек задействует различные группы мышц и использует нагрузки разной направленности и интенсивности.

Являясь многогранным социальным явлением, физкультура выполняет некоторые общие функции. В функциях отражается роль физкультуры, ее значение в жизни человека, а также те направления, через которые физкультура и спорт совершенствуется. Но прежде чем перейти к описанию функций физкультуры, следует обозначить ту роль, которую играет физкультура в жизни каждого человека. Современный мир очень быстро и активно развивается, появляются новые виды деятельности, которые не всегда могут быть полезны для человека. Очень интенсивный образ жизни, активность (или пассивность), в целом современная ситуация может привести человека к неблагоприятным последствиям. Например, стресс и перенапряжение, неподвижный или малоподвижный, сидячий образ жизни, особенно на работе – все это влияет на состояние здоровья и уровень физической подготовки.

Социальные и технические, а также физические преобразования, научно-технический и технологический прогресс – все это внесло в жизнь определенные трансформации, а также добавило некоторые негативные и неблагоприятные факторы:

Человек оказывается под влиянием неблагоприятных факторов, а самостоятельно справиться с ними или с их последствиями он чаще всего уже не может. Опыт показывает, что лучше противодействовать внешним воздействиям и неблагоприятным факторам, занимаясь физкультурой и спортом. Физическая активность улучшает общее состояние, позволяет укрепить иммунитет, избавиться от тревожности и стресса, а также лучше воспринимать себя, свое тело. Физкультура способствует гармоничному развитию человеческой личности. Цель физкультуры состоит в том, чтобы максимально оптимизировать физическое развитие человека, а также помочь ему всесторонне усовершенствовать свои физические качества, способности и возможности.

Готовые работы на аналогичную тему

Занятия физкультурой позволяют воспитать и укрепить свои нравственные способности, духовные качества, которые характеризуют личность с точки зрения ее общественной активности, а ее деятельность как приемлемую в конкретном обществе. Занятия физкультурой обеспечивают подготовленность каждого к плодотворной и результативной трудовой деятельности, и в целом уровень физической подготовки помогает человеку развиваться, лучше воспринимать вызовы современной социальной реальности и адекватно реагировать на них.

Специфические функции физкультуры

Как и любая сфера человеческой жизни, физкультура реализует общие и специфические функции. Специфические функции физкультуры отражают ее сущность. Теоретик Л.П. Матвеев выделил несколько специфических функций физкультуры, а именно:

Специфичность функций состоит в том, что они отражают сразу несколько показателей современной социальной жизни, а также оказывают всестороннее влияние на человека и его личность. Например, специфические образовательные функции находят свое отражение в системе образования и воспитания. Все начинается с самого раннего этапа – с детского сада, затем физические нагрузки постепенно усиливаются, физкультура является образовательной дисциплиной в школах и вузах.

Эта функция играет очень важную роль прежде всего на этапе становления личности, то есть в детско-юношеском возрасте. Именно в этот период ребенок начинает активно включаться в спортивную деятельность и принимает решение относительно того, как тесно он свяжет свою жизнь со спортом в будущем. Содержание физического образования состоит в формировании значимых двигательных навыков и умений индивида, освоении и постепенном совершенствовании технических действий.

Специфические прикладные функции физкультуры – это фактор профессиональной и прикладной подготовки индивида. В мире есть масса профессий, где требуется именно прикладная подготовка. Даже несмотря на то, что ручной труд постепенно заменяется машинным, человеческий труд невозможно заменить во многих видах работ. Только человек может осуществить различные процессы, прочувствовать их, но для этого он также должен предпринимать определенные процессы, и в данном случае физическая подготовка играет особую роль.

Спортивные функции физкультуры являются одними из основополагающих. Они выражены в спортивной сфере, в спорте высших достижений. Спортивные функции могут проявляться в том, что физкультура – это фактор достижения максимальных результатов. Оказываясь внутри спортивной сферы, человек сразу ориентируется на высоты, а его тренер оценивает возможности и составляет специальную программу тренировок, чтобы человек мог с ее помощью полностью реализоваться.

Рекреативные функции физкультуры представлены активным отдыхом. Это туризм, рыболовство и охота, физкультурные развлечения и развлечения, которые связаны с физической активностью и спортом. Физическая рекреация крайне важна, поскольку она обусловлена потребностями различных видов деятельности, где предполагается восстановление сил. Человек ежедневно принимает участие в различных видах деятельности, также он может быть активным в социальной сфере, в работе. И при этом он нуждается в отдыха и восстановлении своих физических и моральных сил. Таким образом, физкультура и спорт позволяют отвлечься от повседневной суеты, однако они поддерживают активность индивида.

Источник

Функции физической культуры (их классификация и характеристика)

Понятие «функции» отражает главным образом объективно присущие тому или иному явлению, процессу свойства; их внешнее проявление (237, с. 401).

Таким образом, говоря о функциях физической культуры, следует иметь в виду те ее свойства и их проявление, ту ее роль, которые ей присущи и которые она как социальный феномен исполняет в удовлетворении потребностей социума и личности (25, с.54).

Рассмотрели систему функций физической культуры (рис.2) (217, с. 27-28; 25, с. 54-62; 137, с. 111-116; 179, с. 13-20; 161, с. 12-13; 119, с. 46-47).

Первая группа функций физической культуры – общекультурные(социальные – 119, с. 46), которые характеризуют физическую культуру как часть (вид) культуры социума; отражают функциональные связи физической культуры с иными видами культуры и социальные потребности в становлении как самой физической культуры так и личности.

К числу основных общекультурных функций можно отнести: эстетическую, нормативную, информационную (ценностную), коммуникативную, нравственную, образовательную, социализирующую.

Суть эстетической функции физической культуры проявляется в удовлетворении потребности людей в сформированности у них эстетических идеалов и вкусов, качеств и способностей, отражающих отношение к физической культуре; своему личностному состоянию (телесному, духовному), двигательной подготовленности, физкультурным отношениям с позиции красоты.

Рис. 2. Функции физической культуры

Все это имеет отношение к становлению эстетической культуры как специфического личностного состояния, отражающего принятие добра, полноценное его восприятие, понимание и следование прекрасному (в чем бы оно ни проявлялось). При этом цель формирования эстетической культуры – организация чувств, духовного и физического роста личности, регуляция и коррекция поведения, утверждение добра как прекрасного.

Нормативная функция проявляется в том, что она отражает те регламентирующие начала (свод правил) физической культуры, которые сложились в практике ее использования. К ним можно отнести: нормы дозирования физических нагрузок, оценочные нормативы, нормы подготовленности, нормы поведения, общие критерии сформированности физической культуры личности и т.п. Эти показатели – нормы являются своеобразными эталонами в процессе освоения физической культуры, служат стимулом к самосовершенствованию, регламентируют направленное использование физической культуры в интересах общества и личности.

Информационная функция (ценностная) обозначает роль физической культуры в получении, накоплении и распространении (трансляции) собственных ценностей (материальных и духовных) в социум и личность; установлении взаимосвязей с иными отраслями (науками) знаний о человеке и обществе; воздействии на ментальность (образ мыслей, душевный склад) через средства массовой информации. Реализация информационной функции создает общественное мнение о физической культуре, физической культуре личности; приобщает к физической культуре и ее ценностям.

Коммуникативная функцияотражает значение физической культуры (ее возможности прежде всего) в удовлетворении социальной и личностной потребности в общении, налаживании и установлении межличностных и межнациональных взаимоотношений.

Этот своеобразный «спортивный язык», используемый на принципах гуманизма и нравственности, способен наладить мир и дружеские (в последнее время и деловые) отношения между людьми и народами. Этому способствует также сама логика честного состязания, общечеловеческая ценность результатов освоения физической культуры.

Нравственная функцияфизической культуры отражает потребности социума и потенциал ценностей физической культуры в становлении нравственной культуры личности, проявляющейся в освоенности морали социума и его общественного сознания (мораль при этом – те нормы, правила и обычаи, которые сложились в социуме).

Все те взаимоотношения, нормы, правила и обычаи, связанные с физкультурно-спортивной деятельностью, отражают и культуру социальную в целом; многие личностные качества, отражающие нравственную культуру, легко формируются в физкультурно-спортивной деятельности, а также легко транслируются в сферу социальных (вне физкультурных) отношений (основные нравственные качества: трудолюбие, честность, правдивость, целеустремленность, инициативность, воля, активность, дисциплинированность, коллективизм, доброта, порядочность).

Образовательная функция отражает, главным образом, социальную направленность использования физической культуры в освоении специфического (физкультурного) совокупного опыта. Речь идет об освоении физической культуры как социального явления; освоении совокупности знаний, практических умений и навыков для обеспечения нормальной социальной практики жизни и деятельности социализации. Таким образом, образованность (специфическая) личности в сфере физической культуры есть изначальное отражение общей культуры социума, познания человеком роли и значения физической культуры в обществе, его включенности в физкультурное самосовершенствование и здоровый образ жизни.

Кроме того, в рамках образовательной функции физической культуры проявляется ее роль в становлении интеллектуальной, гражданской, этической культуры личности (в настоящее время следует говорить и о правовой, экономической и экологической культуре личности).

Социализирующая функция проявляется в обеспечении физической культурой становления социализированности личности, т.е. сформированности в ней характерных черт, качеств и свойств личности, которые заданы статусом (занимаемым социальным положением) и востребованы социумом.

Принимая во внимание, что основными характеристиками социализированной личности являются способность изменять ценностные ориентации, умение находить баланс между собственными ценностными ориентациями и требованиями социальной роли при избирательном отношении к социальным ролям, ориентация не на конкретные требования, а на универсальные человеческие ценности, можно утверждать, что за счет включения в физкультурное движение, исполнения в нем различных социальных ролей, осознания себя в этих ролях и происходит процесс успешного «вхождения» в социум с соблюдением в нем необходимых требований (195, т. 2, с. 361).

Основными специфическими функциями физической культуры являются: воспитательная, обучающая, развивающая, профессионально-прикладная, рекреационная, реабилитационная (оздоровительная), спортивная.

Воспитательная функция физической культуры отражает главным образом ее потенциал в разностороннем и комплексном воспитании жизненно необходимых и физкультурных двигательных (физических) качеств (способностей). Кроме того, с реализацией этой функции создаются базовые предпосылки для систематических занятий спортом (за счет создания «базы» общей и всесторонней двигательной подготовленности).

Обучающая функция сопряжена с формированием системы жизненно и физкультурно необходимых (в соответствии с нормой) двигательных умений и навыков, а также знаний о направленном использовании физической культуры в прикладном (бытовом) и физкультурном самосовершенствовании. Важно также обучить занимающихся основам спортивной этики и социально корректного поведения и общения, что обеспечивает оптимизацию процесса освоения физической культуры.

Развивающая функцияотражает направленность физической культуры на становление оптимального физического развития (прежде всего соматометрических и соматоскопических показателей, не исключая и некоторых показателей физиометрии); целенаправленное развитие основных психических процессов (ощущения, восприятия, память, мышление, внимание, воля, воображение, эмоции). С реализацией этой функции проявляется в целом гармония физического и духовного развития.

Профессионально-прикладная функциявыражает возможность использования физической культуры в подготовке человека к специфике конкретной образовательной и профессиональной (включая военную) деятельности. Речь при этом идет о становлении тех личностных и двигательных свойств, качеств и функций (прикладных), которые обеспечивают эффективность процесса профессионального образования и конкретной профессиональной деятельности.

Рекреационная функциявыражает степень использования физической культуры в сфере организации и реализации досуга, отдыха и развлечений, переключения с различных видов деятельности на целесообразно построенную физкультурно-спортивную деятельность. Результат от реализации рекреационной функции физической культуры определяется по показателям оптимизации психоэмоционального состояния; коррекции физического развития и двигательной подготовленности; восстановления психических процессов, функциональной готовности, адаптации.

Следует отметить, что рекреационная функция также отражает и оздоровление человека с использованием физической культуры, потому как обеспечивает профилактику скрытых или явных отклонений и нарушений в состоянии здоровья в целом; отдельных систем, процессов и т.п.

В связи с появлением нового течения использования физической культуры – фитнес – рекреационная функция существенно расширяется в направлениях общего фитнеса (аналог «здоровье здорового человека», «здоровый образ жизни»); физического фитнеса, в целом направленного на повышение физической подготовленности (включает оздоровительный, спортивно-ориентированный и атлетический фитнесс и т.п).

Реабилитационно-оздоровительная функция отражает направленность физической культуры на восстановление (компенсацию) различных отклонений в состоянии здоровья (в физическом и психическом аспектах; иных состояний, «доступных» для восстановления и коррекции средствами физической культуры). Значимым видится и лечебный эффект, проявляющийся в лечении травм и операционных воздействий.

Спортивная функцияпроявляется в роли физической культуры как фактора подготовки к демонстрации и демонстрации максимальных спортивных достижений; изучении и накоплении сведений о роли спорта (а именно в нем наиболее ярко проявляется спортивная функция) в становлении и реализации двигательных и личностных способностей человека. Здесь же следует отметить, что спортивная функция физической культуры проявляется во взаимосвязи с другими отраслями познания, связанными с физической культурой (медицина, психология, педагогика, физиология, биомеханика и др.).

Третья группа функций физической культуры – внутренние,которые характерны более для каждого вида физической культуры (ее компонентов) и отражают потребность социума и личности, а также функциональный потенциал физической культуры в становлении сущностных характеристик личности и ее физической культуры; спортивной подготовленности, готовности к профессиональной деятельности; обеспечении восстановления и активного отдыха.

Говоря о внутренних функциях, следует отметить основные положения:

— эти функции так или иначе отражают общекультурные и специфические функции физической культуры;

— внутренние функции присущи и характерны преимущественно для каждого из компонентов физической культуры;

— эти функции «разукрупняют» как общекультурные, так и специфические функции физической культуры.

В означенном контексте следует говорить о более частных функциях каждой части физической культуры; ее функциональном потенциале в процессах изменения социума (в аспекте воспроизводства его ценностей) и личности; преобразования более частных личностных состояний.

Таким образом можно (впрочем и следует) выделить достаточно большое количество внутренних функций.

Так, в частности, функциями спорта являются (здесь и далее по материалам: 136, с. 32 – 42; 137, с. 105-107; 217, с. 314 – 317; 179, с. 13 – 20; с. 261 – 275);

— соревновательно–эталонная (достижения в спорте – «мерило» возможностей человека);

— эвристическо–достиженческая (включает моменты открытия, творчества, открытия достиженческих возможностей человека);

— воспитательная (становление личностных свойств и качеств);

— кондиционная (поддержание индивидуального уровня спортивной подготовленности);

— рекреационная (эмоциональное насыщение);

— эмоционально–зрелищная (удовлетворяет потребности в общении; приобретение образца для подражания и как следствие – включенность в физкультурно-спортивную деятельность);

— социализирующая (как в аспекте социализации личности, так и в социальной интеграции и международных связях);

— коммуникативная (в аспекте прежде всего межнациональных, интернациональных отношений и взаимоотношений).

Можно выявить и вполне «самостоятельные» функции для остальных компонентов физической культуры (ее частей):

— для физического образования характерны практически все общекультурные и специфические функции; они могут и должны отражать контингент занимающихся (в первую очередь психофизиологические и двигательные особенности);

— для физической рекреации значимыми становятся:

· профилактическая (в аспекте предупреждения антиобщественного поведения и предупреждения заболеваний); (она же – активизирующая);

· гедонистическая (получение удовольствия от двигательной активности);

· развлекательная (переключение видов деятельности);

— для физической реабилитации ее функциями могут быть:

· психическая (ликвидация психического переутомления за счет психогрегуляции);

· лечебная (ликвидация последствий травм и заболеваний в ходе лечебно-физической культуры);

· оздоровительная (связана с коррекцией выраженных нарушений в состоянии здоровья);

· компенсаторная (развитие до «избыточного» уровня тех качеств и функций, которые «заменяют» утраченные);

— для профессиональной функции культуры характерны все общекультурные и специфические функции в «преломлении» подготовки человека к практике конкретной образовательной и профессиональной деятельности.

Тема 3

Что относится к специфическим функциям физической культуры

Что относится к специфическим функциям физической культуры

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам.

Что относится к специфическим функциям физической культуры

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала.

Что относится к специфическим функциям физической культуры

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.).

Что относится к специфическим функциям физической культуры

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *