Что относится к специализированной духовной деятельности

что относится к специализированной духовной деятельности

на здоровье
СОЗДАНИЕ И ОСВОЕНИЕ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Будем исходить из уже известного вам определения деятельности как сознательной, целесообразной активности людей, направленной на изменение природы и общества. В результате общественной деятельности создаются объекты, удовлетворяющие разнообразные потребности людей: орудия труда, продукты питания и одежда, государственные и культурные учреждения, произведения искусства, архитектурные ансамбли, научные труды. Та сторона человеческой созидательной деятельности, которая нацелена не на обработку «вещества природы», а на обработку «людей людьми», т. е. в конечном счете на изменение качеств самих социальных субъектов, называется духовной деятельностью, а ее продукты — духовными ценностями. Ярким примером духовной деятельности является труд педагога, а также артиста, священника, журналиста.
Чем же духовные ценности отличаются от всех прочих? Возьмем в качестве примера книгу. Она обладает всеми признаками материальной, чувственной вещи: ее можно видеть и осязать, передвинуть с места на место, даже уничтожить (чего, однако, делать не следует). В создание книги вложены ценные природные материалы и много живого, одушевленного труда. Наконец, книга, как и многие другие товары, имеет рыночную стоимость. Какие специфические свойства дают нам право относить книгу, так же как национальный народный костюм, икону, скульптуру и многое другое, не к объектам внешнего мира, а прежде всего к духовным ценностям?
Видимый образ и утилитарные практические функции не исчерпывают глубинной сущности названных вещей. Американский социолог Р. Мертон призывал различать явные и латентные, т. е. неявные, скрытые от непосредственного наблюдения, функции культурных объектов.
Философы утверждают, что главный отличительный признак духовных явлений заключается в их идеальности. Вещественный материал, в который облекаются духовные ценности, выступает лишь формой воплощения сверхчувственного содержания. Древнегреческий философ Платон создал своеобразное учение об идеях, в котором духовные ценности, такие как благо, истина, красота, представлялись в виде автономного идеального мира, существующего параллельно с миром реальных вещей и определяющего сущность последних. Немецкий философ XIX в. Г. Гегель считал, что главное свойство духа — рефлексия, т. е. способность к самопознанию. В его обобщающем труде «Феноменология духа» сделана попытка представить всю историю мировой культуры как зеркало развития сущностных, духовных сил человека. Создавая произведения культуры и искусства, люди опредмечивают в них свои знания, эмоции, жизненный опыт, свои идеалы, стремления и надежды. Усваивая культуру в процессе обучения и самообразования, люди, наоборот, распредмечивают заключенные в ней духовные ценности, расширяя при этом свой интеллектуальный кругозор, умножая и развивая индивидуальные творческие способности. Среди явлений духовной жизни Гегель особенно выделял язык, науку, религию, мораль, искусство, философию и право.
Со времен Гегеля бытие людей сильно изменилось. Духовная сфера деятельности обогатилась новыми явлениями, такими как мода и реклама, средства массовой информации, Интернет. В ответ на возросшие запросы общественной практики и социального познания в XX столетии была создана особая философская наука о ценностях — аксиология.
Первое, что подчеркивают философы, развивающие данное направление, — это общественный характер духовных ценностей. Например, язык, которым мы пользуемся для выражения собственных мыслей, в сущности, принадлежит не нам, а является достоянием всего народа, общества, национальной культуры. Духовные ценности создаются в процессе общения, распространяются посредством коммуникации и служат прежде всего повышению эффективности социальных взаимодействий. Благодаря обме

Источник

Специализированная и неспециализированная духовная деятельность

Духовная жизни современного общества чрезвычайно динамична. Каждый день на «рынок» символических ценностей выбрасываются разнообразные произведения искусства, новые политические лозунги, газеты и журналы, телесериалы. На человека, не подготовленного к общению с современной культурой, все это может производить впечатления хаоса, в котором легко растеряться. На самом деле, процессы создания и освоения духовных ценностей носят упорядоченный характер и подчиняются определенным социальным закономерностям.

Особенно важно понять роль и значение основных исторических форм духовной деятельности людей – религии, морали, искусства, науки, философии, права, политической идеологии. Историческими они называются потому, что отражают определенную последовательность духовного становления человечества. Каждая из этих форм удовлетворяет специфические духовные запросы людей и использует своеобразные символические, знаковые средства выражения. Например, искусство аккумулирует многовековой опыт эстетического осмысления и преобразования мира, удовлетворяя потребность человека в общении с прекрасным. Символический язык искусства – это язык художественных, эмоционально насыщенных образов. Наука удовлетворяет социальную потребность в знаниях и использует в качестве символического кода строгий язык научных понятий, теорем, теорий. Вы можете продолжить этот анализ самостоятельно, сравнив, например, право и мораль, религию и политическую идеологию, чтобы лучше понять их особенности и общественные функции.

Рассмотренные выше явления образуют как бы «верхний этаж» духовной жизни общества. Все они по-своему важны и необходимы. Функции каждой формы духовной деятельности не могут быть выполнены прочими. Вместе с тем, в различные исторические эпохи то одна, то другая из них выдвигались на передний план. Например, в Средние века ведущая роль принадлежала религии, потому что в качестве главного заказчика, организатора и общественного эксперта в сфере духовной деятельности выступала церковь. В Новое время, начиная приблизительно с XVII столетия, эта роль стала постепенно переходить к государству, в связи с чем наблюдался процесс секуляризации – относительного уменьшения влияния религии. На передний план выдвигались такие формы духовной деятельности как наука, философия, политическая идеология. Однако этот процесс никогда не был всеобщим и не затрагивал все страны в одинаковой степени. В истории делались попытки насильственно «вытеснить» из жизни общества одни духовные ценности и заменить их другими, в частности, религию – наукой, мораль – идеологией (вспомните из курсов истории, когда и где это происходило?), однако, по большому счету, они закончились безрезультатно.

Какая форма духовной деятельности играет ведущую роль в современном обществе? По мнению многих ученых, на это место все более претендуют средства массовой информации (СМИ), а в качестве главного посредника, связующего интересы создателей и потребителей духовных ценностей, выступает безличный механизм рыночных отношений. Общество во все большей мере организуется и управляется не с помощью идей, а с помощью каналов коммуникации. Эти изменения порождают много новых социальных проблем, в частности, уменьшение престижности некоторых традиционных интеллигентских профессий и рост популярности ряда новых – сотрудника информационного агентства или медиа-холдинга, культурного менеджера, продюсера, рекламного агента, телеведущего, шоу-мена и др. Возможность получения прибыли становится одним из веских аргументов для принятия решения о тиражировании произведений. Некоторыми деятелями культуры данная ситуация оценивается как «духовный кризис общества» или «падение духовности».

Важность для общества основных исторических форм духовной деятельности подтверждается тем, что они развиваются и совершенствуются, преимущественно, профессионалами в стенах специализированных институтов культуры, таких как научно-исследовательский институт и университет, церковь, театр и т. п. Чтобы добиться успеха в этих областях, нужно обладать обширными специальными знаниями и навыками, как минимум в пределах высшего образования. Поэтому данную сферу общественной жизни еще иногда называют специализированной духовной деятельностью.

Однако помимо специализированной существует и неспециализированная духовная деятельность. Обратим внимание на такие явления как язык, народные обычаи и традиции, мода, этикет. Можно ли однозначно определить общественные потребности, которые они удовлетворяют? Существуют ли в современном обществе специальные организации и учреждения, которые несли бы «ответственность» за эти виды деятельности? Очевидно, что они выполняют сразу множество культурных функций, затрагивая интересы не только профессионалов, но буквально всех членов общества. Чтобы быть причастным к этой сфере духовной жизни, не обязательно иметь специальное образование. Вся область духовных отношений, связанная с культурой труда, быта, досуга, семейного и личного общения, выступает как неспециализированная деятельность. Хотя в науке ее порой рассматривают как «нижний этаж» духовной жизни общества, но это скорее дань традиции, противопоставлявшей «высокую» (создаваемую для образованного меньшинства) и «низкую» (простонародную) культуру. Значение неспециализированной деятельности в современную эпоху ни в коем случае нельзя недооценивать, потому что именно на этом уровне чаще всего и происходит непосредственная встреча индивида с ценностями духовной культуры.

Я хочу обратить ваше внимание на неспециализированную деятельность еще и потому, что эта область сравнительно слабо изучена общественными и гуманитарными науками. По моим представлениям, более двух третей известного в настоящий момент науке, относится именно к специализированной культуре, и лишь одна треть – к неспециализированной, в то время как действительное соотношение указанных областей в реальной жизни прямо противоположное. Лично я знаю немало высокообразованных, очень умных людей, которые убеждены, что повседневность ни имеет никакого отношения к духовности и даже выступает ее антиподом. Для них понятия культура целиком совпадает с понятием специализированной духовной деятельности. Видимо, такая позиция определенной части интеллигенции, особенно в нашей стране, имеет историческое оправдание. За ней явственно чувствуется стремление отстоять свое право на духовную автономию, вопреки вылазкам антиинтеллектуалов, ограничениям цензуры и нивелирующим тенденциям массовой культуры. И все же такая позиция «просвещенческого фундаментализма» представляется для социологии культуры неприемлемой. Социология должна изучать всю культурную жизнь общества без изъятия, не делая предпочтений «высоким» или «низким» формам. А поскольку знаний о неспециализированной, повседневной культуре в настоящий момент не хватает, то на нее в первую очередь и должно быть обращено внимание исследователей.

Справедливости ради, надо заметить, что в последнее время указанный перекос стал активно исправляться. Появилось много новых научных центров, занимающихся исследованием неспециализированной культуры. В качестве примера, можно назвать школу «Анналы» во Франции, Бирмингемскую социологическую школу в Великобритании, феноменологическое направление и социологию повседневности в Германии. В России также имеются подобные научные центры: в Санкт-Петербурге, Иркутске, Новосибирске, Москве, в том числе в РГГУ.

Приведенный выше анализ структуры духовного производства был бы неполным, если бы наряду со специализированной и неспециализированной духовной деятельностью я не упомянул роль социальных посредников, или медиальной инфраструктуры. Одно из значений общеизвестного греческого слова «MEDIA» – посредник. Чаще всего под посреднической ролью масс-медиа понимают коммуникативную функцию, а именно, их способность объединять людей с помощью информационных каналов. К этому пониманию я хочу прибавить еще один важный штрих: медиа также выступают посредником в отношениях между специализированной и неспециализированной культурой, они транслируют, тиражируют, распространяют ценности, создаваемые профессиональными деятелями культуры, донося их до всех членов общества. Поэтому наряду с прессой, телевидением, Интернет я считаю возможным отнести к числу социально-культурных посредников школы и вузы, издательства, музеи и библиотеки, различные культурно-просветительские учреждения, государственных служащих и менеджеров, занятых в сфере культуры, институт художественной критики.

Характеризуя функции социальных посредников, следует отметить, что они, в большинстве случаев, сами не являются творцами новых культурных ценностей, но без их участия общий процесс духовного производства (и потребления), был бы невозможен. Композитор или художник, создавая оригинальное произведение, не всегда задумывается, как оно будет воспринято аудиторией и может ли оно, вообще, быть понято непрофессиональной публикой. Творческие работники не занимаются специально изучением духовных запросов и вкусов массового потребителя. В качестве представителей такового для них выступают социальные посредники – критики, издатели, музейные эксперты, ведущие телеканалов и пр. Следовательно, роль культурных посредников в современном обществе чрезвычайно велика. От их решений зависит, какая часть из имеющегося в наличии и унаследованного культурного фонда поступает в непосредственный оборот и считается в данный момент актуальной. Один из парадоксов современного общества заключается в том, что успех или неуспех того или иного деятеля культуры лишь в незначительной степени зависит от его индивидуального таланта и усердия, но в гораздо большей степени – от внимания к нему масс-медиа. Непрофессиональные потребители культуры тоже находятся в не меньшей зависимости от медиальных структур, так как могут выбирать лишь то, что представлено на контролируемом социальными посредниками рынке духовных ценностей.

Таким образом, в современном обществе медиа решают практически все! Они играют ключевую роль во всем процессе духовного производства. Поэтому в своем курсе социологии культуры я уделяю им большое внимание.

Источник

Что относится к специализированной духовной деятельности?

Что относится к специализированной духовной деятельности.

Что относится к специализированной духовной деятельности

Я другого представить не могу, что еще может относиться к спец духовной деятельности.

Что относится к специализированной духовной деятельности

Что относится к специализированной духовной деятельности

Что относится к духовной сферы?

Что относится к духовной сферы?

Что относится к специализированной духовной деятельности

Что относится к специализированной духовной деятельности

Как духовная жизнь и духовные потребности влияют на деятельность человека и общества?

Как духовная жизнь и духовные потребности влияют на деятельность человека и общества?

Что относится к специализированной духовной деятельности

Что относится к специализированной духовной деятельности

Что относится к духовным ценностям?

Что относится к духовным ценностям.

Что относится к специализированной духовной деятельности

Почему духовная проблема относится к глобальным?

Почему духовная проблема относится к глобальным?

Что относится к специализированной духовной деятельности

1. Примените знание основных компонентов деятельности к понятию «духовная деятельность» и установите, что является объектом духовной деятельности, кто выступает ее субъектом, что побуждает людей к это?

1. Примените знание основных компонентов деятельности к понятию «духовная деятельность» и установите, что является объектом духовной деятельности, кто выступает ее субъектом, что побуждает людей к этому виду деятельности, каковы ее основные результаты и средства их достижения.

Что относится к специализированной духовной деятельности

Что вы относите к своему духовному миру?

Что вы относите к своему духовному миру?

Что относится к специализированной духовной деятельности

В чем заключается особенности искусства как разновидности духовной деятельности?

В чем заключается особенности искусства как разновидности духовной деятельности?

Что относится к специализированной духовной деятельности

Что относится к специализированной духовной деятельности

– непосредственно предмета договора ; – его качества ; – сроков и даты поставки ; – условий поставки товара ; – его цены ; – расчетов ; – транспортных условий сделки ; – приемки товара по количеству и качеству ; – освобождения от обязательств или пре..

Что относится к специализированной духовной деятельности

Я ученик подросток и так же личность ребенок который не вступил во взрослую жизнь.

Что относится к специализированной духовной деятельности

Культра помогает человек быть интересным, приятным собеседником ; лидером в команде.

Что относится к специализированной духовной деятельности

Стать культурным, воспитанным, художественным.

Что относится к специализированной духовной деятельности

Что относится к специализированной духовной деятельности

Что относится к специализированной духовной деятельности

Что относится к специализированной духовной деятельности

Поддержка. 1)обязательны для исполнения всеми людьми, 2)выражены в письменной форме. Против. 1)за нарушение норм морали бывает общественное осуждение 2)правовые нормы не отражают не все аспекты жизни общества.

Что относится к специализированной духовной деятельности

1, политической 2, социальной 3, семейной 4, уголлвный.

Источник

Что относится к специализированной духовной деятельности?

Что относится к специализированной духовной деятельности

Что относится к специализированной духовной деятельности

Объяснение:

Что относится к специализированной духовной деятельности

Что относится к специализированной духовной деятельности

Что относится к специализированной духовной деятельности

Перед тем, как основать крепость, наши предки тщательно изучили местность, после, уже в Москве, составили чертежи и сметы, а затем стали заготавливать стройматериалы. Древесину брали в лесах, расположенных выше по течению Волги. Там на месте возвели городок, а после все бревна тщательно пронумеровав, отправили по реке к выбранной для строительства оборонительного рубежа территории. Место планируемой застройки находилось на возвышенности в отдалении от рек Волги и Самары, таким образом, для российского государства новое сооружение должно было служить не только крепостью, но и обзорным пунктом.

На сегодняшний день нам доподлинно не известно, в каком именно месте находилась первая самарская крепость. Есть предположение, что она была возведена на территории нынешней Хлебной площади или ее окрестностей. Однако археологических раскопок здесь не проводилось, лишь при строительных работах в районе этой площади случайно были найдены ряд предметов и деревянных конструкций. Не много информации у нас осталось и о том, как выглядела крепость Самара. Получить представление о ее внешнем виде можно лишь, ознакомившись с гравюрами, носящими весьма условный характер. Они были сделаны в период первых двух веков существования крепости европейскими путешественниками.

Доподлинно известно из письменных источников, что Самара являлась одной из самых крупных крепостей Российского государства, основанных в конце XVI века. К началу XVII столетия население здесь насчитывало около 1000 человек. Это были и переведенные в Самару пешие и конные стрельцы, и иностранные наемники. Помимо этого, росту населения способствовала и раздача государством земель в окрестностях крепости, новые поселенцы стекались на благодатные земли волжских берегов. В результате, Самара превратилась в крупнейший в среднем и нижнем течении Волги оборонительный и торговый перевалочный пункт.

Самаре, как крепости, прошлось выполнять свои функции лишь несколько раз: в том числе, в 1639 году она с успехом противостояла атакам калмыков, а в ходе крестьянских войн XVII-XVIII веков не выдержала оборону сначала под натиском войск Степана Разина, а затем – Емельяна Пугачева. Тем не менее, местный гарнизон вел неоднократно успешные боевые действия за пределами Самары.

Вплоть до третьей четверти XVIII века крепость сохраняла свое стратегическое и торговое значение. Но впоследствии смещение пограничных рубежей государства на восток, постоянные пожары и другие невзгоды превратили город в захолустье. И только век спустя, когда Самара стала центром вновь образованной губернии, начался ее новый подъем.

Источник

Что относится к специализированной духовной деятельности

§ 18. Содержание и формы духовной деятельности

какова структура любой деятельности? Что относят к духовной культуре общества? Как связаны духовная и материальная культура?

Попробуйте самостоятельно провести небольшое социологическое исследование. Расспросите разных людей о значении слов «дух», «духовный». Вы удивитесь тому, какой разный смысл ваши собеседники будут вкладывать в эти слова. У некоторых людей они будут ассоциироваться с религией, церковью (например, «духовная музыка»). Профессиональные деятели культуры, вероятнее всего, отметят, что духовность является для них синонимом творчества. Большинство людей связывают понятия «дух», «духовное» с представлениями о высших целях и смысле человеческой жизни, о нравственном облике личности.

Многозначность интерпретаций, с одной стороны, свидетельствует о важности названных понятий, а с другой – затрудняет их научное определение. В данном параграфе мы попытаемся рассмотреть социальный смысл понятий «духовная деятельность», «духовные ценности», «духовный мир человека». Нам предстоит выяснить, какое место духовная деятельность занимает в общей структуре деятельности, как ученые изучают различные стороны духовной жизни общества, как духовные ценности влияют на развитие личности.

СОЗДАНИЕ И ОСВОЕНИЕ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Будем исходить из уже известного вам определения деятельности как сознательной, целесообразной активности людей, направленной на изменение природы и общества. В результате общественной деятельности создаются объекты, удовлетворяющие разнообразные потребности людей: орудия труда, продукты питания и одежда, государственные и культурные учреждения, произведения искусства, архитектурные ансамбли, научные труды. Та сторона человеческой созидательной деятельности, которая нацелена не на обработку «вещества природы», а на обработку «людей людьми», т. е. в конечном счете на изменение качеств самих социальных субъектов, называется духовной деятельностью, а ее продукты – духовными ценностями. Ярким примером духовной деятельности является труд педагога, а также артиста, священника, журналиста.

Чем же духовные ценности отличаются от всех прочих? Возьмем в качестве примера книгу. Она обладает всеми признаками материальной, чувственной вещи: ее можно видеть и осязать, передвинуть с места на место, даже уничтожить (чего, однако, делать не следует). В создание книги вложены ценные природные материалы и много живого, одушевленного труда. Наконец, книга, как и многие другие товары, имеет рыночную стоимость. Какие специфические свойства дают нам право относить книгу, так же как национальный народный костюм, икону, скульптуру и многое другое, не к объектам внешнего мира, а прежде всего к духовным ценностям?

Видимый образ и утилитарные практические функции не исчерпывают глубинной сущности названных вещей. Американский социолог Р. Мертон призывал различать явные и латентные, т.е. неявные, скрытые от непосредственного наблюдения, функции культурных объектов.

Философы утверждают, что главный отличительный признак духовных явлений заключается в их идеальности. Вещественный материал, в который облекаются духовные ценности, выступает лишь формой воплощения сверхчувственного содержания. Древнегреческий философ Платон создал своеобразное учение об идеях, в котором духовные ценности, такие как благо, истина, красота, представлялись в виде автономного идеального мира, существующего параллельно с миром реальных вещей и определяющего сущность последних. Немецкий философ XIX в. Г. Гегель считал, что главное свойство духа – рефлексия, т.е. способность к самопознанию. В его обобщающем труде «Феноменология духа» сделана попытка представить всю историю мировой культуры как зеркало развития сущностных, духовных сил человека. Создавая произведения культуры и искусства, люди опредмечивают в них свои знания, эмоции, жизненный опыт, свои идеалы, стремления и надежды. Усваивая культуру в процессе обучения и самообразования, люди, наоборот, распредмечивают заключенные в ней духовные ценности, расширяя при этом свой интеллектуальный кругозор, умножая и развивая индивидуальные творческие способности. Среди явлений духовной жизни Гегель особенно выделял язык, науку, религию, мораль, искусство, философию и право.

Со времен Гегеля бытие людей сильно изменилось. Духовная сфера деятельности обогатилась новыми явлениями, такими как мода и реклама, средства массовой информации, Интернет. В ответ на возросшие запросы общественной практики и социального познания в XX столетии была создана особая философская наука о ценностях – аксиология.

Первое, что подчеркивают философы, развивающие данное направление, – это общественный характер духовных ценностей. Например, язык, которым мы пользуемся для выражения собственных мыслей, в сущности, принадлежит не нам, а является достоянием всего народа, общества, национальной культуры. Духовные ценности создаются в процессе общения, распространяются посредством коммуникации и служат прежде всего повышению эффективности социальных взаимодействий. Благодаря обмену духовными ценностями создается коллективный запас идей, образных представлений, социальных чувств и переживаний, делающий возможным взаимопонимание людей. В ходе потребления духовных ценностей их совокупный фонд не уменьшается, а увеличивается. Иллюстрацией этой закономерности может служить известный парадокс: «Если у меня есть яблоко и я отдам его тебе, то у меня уже не будет яблока. Если у меня есть идея и я поделюсь ею с тобой, то у нас обоих будет общая идея». К этому можно добавить, что обмен духовными ценностями может происходить не только между современниками, но и между представителями разных поколений, даже разных исторических эпох. Могли бы вы сами привести примеры духовного общения поверх пространственных и временных барьеров?

Другой важный вывод, который сделали философы, заключается в том, что содержание духовных ценностей является объективным, т. е. не зависящим от воли и сознания отдельного человека, хотя потребление (а лучше сказать – освоение) ценностей духовной культуры носит индивидуальный, личный характер.

Объективный характер духовных ценностей кажется очевидным, когда имеются в виду математические теоремы, законы грамматики и синтаксиса, некоторые общечеловеческие нормы морали, например запрет на убийство. Гораздо труднее доказать и обосновать объективность мировоззренческих, эстетических, политических ценностей. Хотя во всех мировых языках есть слова, обозначающие добро и зло, красоту, справедливость, долг и свободу, конкретный смысл, вкладываемый в эти понятия разными цивилизациями и культурами, весьма сильно различается. Это побудило немецкого философа Ф. Ницше и его последователей-нигилистов (от лат. слова nihil, что значит «отрицаю») выступить с тезисом об относительности всех духовных ценностей.

Существуют ли абсолютные духовные ценности, которые всеми людьми и во все эпохи понимались бы одинаково? Этот вопрос по сей день остается открытым для дискуссии. Вы можете высказать свое мнение и обсудить его на уроке.

Еще одно важное открытие, сделанное сравнительно недавно, связано с выяснением специфической роли знаков и символов в процессах создания, трансляции, тиражирования, освоения духовных ценностей. Важный вклад в эту область знания наряду с французскими исследователями внес российский культуролог Ю.М. Лотман. Невозможно представить себе ценность, которая была бы выражена без помощи знаков. Очень многие действия людей – повседневные обычаи и торжественные церемонии, литературный язык и разговорные жаргоны, стиль одежды и прически, мимика и жесты, несомненно, носят знаковый характер. Любое обжитое социальное пространство, например пространство города, храма, воинской части или домашнего интерьера, размечается и организуется с помощью знаков. Знаки и символы окружают нас повсюду, даже когда мы их не замечаем.

Одни и те же духовные ценности могут быть выражены (закодированы) с помощью разных знаковых систем. Видимо, значительную часть нашей жизни мы занимаемся сознательным или бессознательным кодированием и раскодированием знаков. От того, как быстро и точно мы это делаем, насколько правильно, глубоко понимаем смысл знаковых сообщений, зависит общий уровень культурной компетенции личности. Все это дало основание немецкому философу и культурологу Э. Кассиреру назвать человека «символическим животным», а французскому социологу П. Бурдье фактически поставить знак равенства между понятиями «духовные ценности» и «символические ценности».

ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА

Духовная жизнь современного общества чрезвычайно динамична. Каждый день на «рынок» символических ценностей выбрасываются разнообразные произведения искусства, новые политические лозунги, газеты и журналы, телесериалы. На человека, не подготовленного к общению с современной культурой, все это может производить впечатление хаоса, в котором легко растеряться. На самом деле процессы создания и освоения духовных ценностей носят упорядоченный характер и подчиняются определенным общественным закономерностям.

Особенно важно понять назначение основных исторических форм духовной деятельности людей – религии, морали, искусства, науки, философии, права, политической идеологии. Историческими они называются потому, что отражают определенную последовательность духовного становления человечества. Каждая из этих форм удовлетворяет специфические духовные запросы людей и использует своеобразные символические, знаковые средства выражения. Например, искусство аккумулирует многовековой опыт эстетического осмысления и преобразования мира, удовлетворяя потребность человека в общении с прекрасным. Символический язык искусства – это язык художественных, эмоционально насыщенных образов. Наука удовлетворяет социальную потребность в знаниях и использует в качестве символического кода строгий язык научных понятий, теорем, теорий. Вы можете продолжить этот анализ самостоятельно, сравнив, например, право и мораль, религию и политическую идеологию, чтобы лучше понять их особенности и общественные функции.

Рассмотренные выше явления образуют как бы «верхний этаж» духовной жизни общества. Все они по-своему важны и необходимы. Функции каждой формы духовной деятельности не могут быть выполнены прочими. Вместе с тем в различные исторические эпохи то одна, то другая из них выдвигалась на передний план. Например, в Средние века ведущая роль принадлежала религии, потому что в качестве главного заказчика, организатора и общественного эксперта в сфере духовной деятельности выступала церковь. В Новое время, начиная приблизительно с XVII столетия, эта роль стала постепенно переходить к государству, в связи с чем наблюдался процесс секуляризации – относительного уменьшения влияния религии. На передний план выдвигались такие формы духовной деятельности, как наука, философия, политическая идеология. Однако этот процесс никогда не был всеобщим и не затрагивал все страны в одинаковой степени.

В истории делались попытки насильственно «вытеснить» из жизни общества одни духовные ценности и заменить их другими, в частности религию наукой, мораль идеологией (вспомните из школьного курса истории, когда и где это происходило), однако, по большому счету, они закончились безрезультатно.

Какая форма духовной деятельности играет ведущую роль в современном обществе? По мнению многих ученых, на это место все более претендуют средства массовой информации (СМИ), а в качестве главного посредника, связующего интересы создателей и потребителей духовных ценностей, выступает безличный механизм рыночных отношений. Общество во все большей мере организуется и управляется не с помощью идей, а с помощью каналов коммуникации. Эти изменения порождают много новых социальных проблем, в частности уменьшение престижности некоторых традиционных интеллигентских профессий и рост популярности ряда новых – сотрудника информационного агентства или медиа-холдинга, культурного менеджера, продюсера, рекламного агента, телеведущего и др. Возможность получения прибыли становится одним из веских аргументов для принятия решения о тиражировании произведений. Некоторыми деятелями культуры данная ситуация оценивается как «духовный кризис общества» или «падение духовности».

Важность для общества основных исторических форм духовной деятельности подтверждается тем, что они развиваются и совершенствуются преимущественно профессионалами в стенах специализированных культурных учреждений, таких как школа и университет, церковь, музей, библиотека, театр и т.п. Чтобы добиться успеха в этих областях, нужно обладать обширными специальными знаниями и навыками, как минимум, в пределах высшего образования. Поэтому данную сферу общественной жизни еще иногда называют специализированной духовной деятельностью.

Однако, помимо специализированной, существует и неспециализированная духовная деятельность. Обратите внимание на такие явления, как язык, народные обычаи и традиции, мода, этикет. Можно ли однозначно определить общественные потребности, которые они удовлетворяют? Существуют ли в современном обществе специальные организации и учреждения, которые несли бы «ответственность» за эти виды деятельности? Очевидно, что они выполняют сразу множество культурных функций, затрагивая интересы не только профессионалов, но буквально всех членов общества. Чтобы быть причастным к этой сфере духовной жизни, необязательно иметь специальное образование. Вся область духовных отношений, связанная с культурой труда, быта, досуга, семейного и личного общения, выступает как неспециализированная деятельность. Хотя в науке ее порой рассматривают как «нижний этаж» духовной жизни общества, но скорее это дань традиции, противопоставлявшей «высокую» (создаваемую для образованного меньшинства) и «низкую» (простонародную) культуру.

Значение неспециализированной деятельности в современную эпоху ни в коем случае нельзя недооценивать, потому что именно на этом уровне чаще всего и происходит непосредственная встреча человека с ценностями духовной культуры.

ДУХОВНЫЙ МИР ЧЕЛОВЕКА

В индивидуальной человеческой жизни духовные ценности выполняют ориентирующую и направляющую роль. Они как звезды или маяки, указывающие мореходам путь. Благодаря ценностям люди могут отличать важное от незначительного, тривиального. Способность суждения или оценки немецкий философ И. Кант считал одной из высших человеческих способностей. Она связана, с одной стороны, со свободой выбора, а с другой – с целеполагающей деятельностью и духовным самоопределением личности.

Ценностями люди считают то, что они ставят выше сиюминутных радостей и удовольствий, что придает смысл и значение их существованию. Американский психолог Э. Фромм писал, что люди определяют смысл жизни через соотнесение с ценностями. Для некоторых в качестве ведущей духовной ценности может выступать познание, для других – любовь, творчество, вера, свобода, забота о благе Отечества. Ради этих ценностей люди способны переносить жизненные невзгоды и лишения, сознательно идти на самоограничения и даже жертвуют собой. Разумеется, в реальной, практической жизни духовные ценности являются не в виде абстрактных идей, а в виде конкретных, чувственно осязаемых символов, например образов любимых литературных героев, поэтических строк и картин, гениальных изобретений и научных открытий. Общаясь с символами, люди общаются с ценностями.

Вместе с тем Э. Фромм указывал на «антиценности», или ложно понятые, извращенные ценности, такие как эгоизм и нарциссизм, стремление к безграничному богатству, славе и господству, страсть к разрушению, наркотическая эйфория, расизм и фашизм. Они тоже представлены символами-фетишами, которым поклоняется немало людей. Масштабы распространения этих явлений в современной духовной жизни вызывают обеспокоенность, ибо они оказывают разрушающее воздействие на общество и личность.

Обращение к духовным ценностям делает человека самостоятельным и последовательным в действиях, независимым от случайных оценок, предвзятых мнений. Наверное, вам приходилось встречать таких людей. Они не только много читают, увлекаются искусством, наукой, политикой, но и воспринимают все это глубоко осмысленно, лично. С ними интересно общаться. О таких людях говорят, что они обладают богатым духовным миром. С другой стороны, человек, не соотносящий себя ни с какими духовными ценностями, способен жить только сегодняшним днем. Его судьба зависит от прихоти случая и расхожих мнений, собственных пристрастий и капризов, и в целом его жизнь представляется бессмысленной. А вы уже задумывались, какому важному общественному делу, какому призванию вы хотите посвятить свою будущую жизнь? Не обязательно говорить об этом публично. Пусть пока это будет вашей личной тайной, но подумать об этом, конечно же, стоит!

Что относится к специализированной духовной деятельности Основные понятия: духовная деятельность, духовные ценности, специализированная и неспециализированная духовная деятельность, духовный мир, духовное самоопределение личности.

Что относится к специализированной духовной деятельности Термины: аксиология, опредмечивание ценностей, распредмечивание ценностей, секуляризация, знак, символ.

1) Дайте определение понятию «духовная деятельность». 2) Как связаны духовная деятельность и духовные ценности? 3) Раскройте суть процессов опредмечивания и распредмечивания в духовной деятельности. 4) В чем выражается общественный характер духовных ценностей? 5) Можно ли утверждать, что духовные ценности носят объективный характер? Свой вывод обоснуйте. 6) Назовите основные исторические формы духовной деятельности людей. 7) Что относится к специализированной духовной деятельности? 8) В каких областях общественной жизни проявляется неспециализированная общественная деятельность? 9) Какова роль духовных ценностей в жизни человека?

Подумайте, обсудите, сделайте

1. Примените знание основных компонентов деятельности к понятию «духовная деятельность» и установите, что является объектом духовной деятельности, кто выступает ее субъектом, что побуждает людей к этому виду деятельности, каковы ее основные результаты и средства их достижения.

2. По данным социологического опроса начала XXI в., на вопрос «Кем хочет стать современная молодежь?» получены следующие ответы: 32% респондентов желают стать бизнесменами; 17% – экономистами; 13% – банкирами; 11% – бандитами; 5% – менеджерами; 1% – космонавтами; 21% назвали другие профессии. Опрос родителей на тему «Что больше всего беспокоит в детях?» свидетельствует, что 26% назвали агрессивность и жестокость; 25% – безнравственность; 24% – наркоманию; 15% – лень. (Аргументы и факты. – 2002. – № 28, 29; Комсомольская правда. – 2002. – 26 декабря.)

Можно ли на основе этих данных сделать выводы о ценностных ориентирах современной молодежи? Если да, то какие?

3. Проанализируйте приведенную ниже таблицу. Есть ли зависимость между социальным положением человека (статусом) и его культурными запросами? Конкретизируйте свой вывод.

А каковы ваши культурные предпочтения?

Проведение свободного времени молодыми москвичами

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *