Что относится к социальным проектам
Что относится к социальным проектам
Социальный проект – это сконструированное инициатором проекта социальное нововведение, целью которого является создание, модернизация или поддержание в изменившейся среде материальной иди духовной ценности, которое имеет пространственно-временные и ресурсные границы и воздействие которого на людей признается положительным по своему социальному значению.
Под социальным нововведением понимается разновидность управленческого решения, замысел которого предусматривает целенаправленное изменение того или иного социального явления или процесса, а реализация состоит в осуществлении этого замысла.
Инициатором проекта может быть как то или иное лицо, так и организация или сообщество.
К социальным проектам можно отчасти применить характеристики, которые выработаны в технологии управления проектами для коммерческих проектов.
В организационном отношении коммерческие проекты оцениваются по четырем признакам:
• масштаб (размер) проекта;
Учитываются также место и условия реализации проекта.
Проект, в котором названные признаки уравновешивают друг друга, равноправны, называют «нормальным» проектом. Но это идеальный тип проекта.
В реальных проектах доминирует один из факторов, и по этим доминантам можно выделить следующие типы проектов:
1) по характеру проектируемых изменений:
– инновационные проекты. Задача инновационных проектов — внедрение принципиально новых разработок, чем и определяется их тесная связь с научно-техническими проектами. В социальной сфере инновация не часто связывается с созданием изобретений и открытий в области науки и техники.
– поддерживающие проекты решают задачи экологического характера, в том числе в рамках экологии культуры. Их называют также поддерживающие проекты также реанимационными или реставрационными.
2) по направлениям деятельности:
– образовательные проекты решают задачи, связанные с предоставлением образовательных услуг.
– научно-технические проекты также могут выступать как проекты социальные, если своими последствиями непосредственно затрагивают общественную жизнь.
– культурные проекты могут по основной своей направленности выступать как проекты художественные, символические, экзотические и др.
3) по особенностям финансирования:
– инвестиционные проекты. Инвестиция — это вклад собственности в дело с целью извлечения прибыли. Далеко не каждый проект может привлечь инвестиции. Для инвестора должна быть вне сомнений цель такого проекта, его значимость, которая определяет соразмерность вложения капитала. В роли инвестора может выступить государство в лице органов государственной власти и органы местного самоуправления.
– кредитные проекты. Способом финансового обеспечения социального проекта может быть избран кредит. (форма финансового обеспечения проекта, способного приносить прибыль).
– бюджетные проекты. В силу того, что социальные проекты нередко бездоходны и убыточны в прямом финансовом выражении, но при этом решают важные социальные задачи (и в этом смысле себя окупают), значительная часть проектов осуществляется в рамках государственной социальной политики и решения местных задач.
– благотворительные проекты. Финансирование таких проектов часто имеет форму меценатства.
– микропроекты. Микропроект — это чаще всего форма представления индивиду-альной инициативы, получающей признание окружающих. Микропроект делается в полном смысле слова для себя и для своих. Он может не требовать внешнего финансирования, специального оборудования, делаться из подручных средств.
– малые проекты не предусматривают слишком большого числа потребителей, достаточны просты в управлении, не требуют крупного финансирования.
– мегапроекты. В качестве мегапроектов обычно выступают целевые программы, состоящие из взаимосвязанных проектов.
5) по срокам их реализации:
– краткосрочные проекты ( примерно год, максимум два года. )
– среднесрочные проекты. 3—5 лет.
– долгосрочные проекты. 10-15 лет.
6) псевдопроекты. (видимость проекта, форма, которой прикрывается какое-то другое содержание, не представленное в самом псевдопроекте):
– проекты-фикции, которые используют проектную форму как камуфляж. Причем фикция может быть как на стадии замысла, так и на стадии отчета о проделанной работе/полученном результате.
– квазипроекты. Такие проекты обладают всеми при¬знаками настоящего проекта, но планируют нововведение, которое на самом деле таковым не является.
Социальный проект
Субъекты социального проектирования: отдельные личности, организации, трудовые коллективы, социальные институты, специально созданные проектные группы. Неотъемлемая черта субъекта проектирования — социальная активность субъекта.
Объекты социального проектирования:
Современное социальное проектирование — это один из самых эффективных способов развития гражданского общества. Участие населения в выработке и принятии решения по проектам, их корректировке, в недопущении произвольных социальных решений представителей власти или частных лиц — одно из фундаментальных основ практики социального проектирования во многих странах. Включение общества в разных формах в процессы разработки и реализации социальных проектов значительно повышает гражданскую активность населения.
Содержание
Типы проектов
По характеру проектируемых изменений
По направлению деятельности
По особенностям финансирования
По масштабам
По срокам реализации
«Псевдопроекты»
«Псевдопроекты» — это форма, которой прикрывается какое-то другое содержание, не представленное в псевдопроекте.
Примечания
Литература
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Социальный проект» в других словарях:
Социальный проект «ВТБ — России» … Википедия
Социальный проект банка «Огни Москвы» — – специальный пакет предложений для студентов, преподавателей вузов, пенсионеров и семей, имеющих детей до 18 лет. Целями данного проекта банк определяет: построение доверительных отношений с клиентами; помощь высшим учебным заведениям в… … Банковская энциклопедия
Подари свет (социальный проект) — Подари свет Начало проекта 2009 год Город Санкт Петербург Сфера реализации Инклюзивное образование Сайт проекта givelight.spb.ru Подари свет социальный проект, направленный на создание среды для равноправного творческого общения детей с… … Википедия
Социальный анархизм — Социальный анархизм, социалистический анархизм[1], анархо социализм, анархистский социализм или коммунитаристский анархизм[2] (эти понятия взаимозаменямы относительно либертарного социализма[1], левого либертарианства[3] или же левого… … Википедия
Проект закона об ответственной власти — Проект Закона об ответственности власти Российским оппозиционным политиком и публицистом Юрием Мухиным на основании теории делократического управления впервые в 1993 году был предложен механизм практической реализации ответственности власти в… … Википедия
Проект «Дом ответственности» — Значимость предмета статьи поставлена под сомнение. Пожалуйста, покажите в статье значимость её предмета, добавив в неё доказательства значимости по частным критериям значимости или, в случае если частные критерии значимости для… … Википедия
Социальный интервенционизм — Фашизм … Википедия
Проект «Венера» — Жак Фреско Jacque Fresco Жак Фреско (справа) и Roxanne Meadows Дата рождения: 13 марта, 1916 … Википедия
Проект «Гражданская смена» — Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/21 августа 2012. Пока процесс обсуждения не завершён, статью можно попытаться улучшить, однако следует… … Википедия
Социальный PR — Связи с общественностью (PR) в социальной сфере это деятельность, направленная на формирование, поддержку и развитие нужных (чаще всего позитивных)отношений к людям, организациям, объектам, событиям, идеям и т. д., формирование у… … Википедия
Понятие социального проекта
Латинское projicio переводится как «бросаю вперед», «держу перед собой», projectus буквально означает «брошенный вперед». Современное понятие «проект» сохранило следы древнего значения. Когда говорят о проекте, то имеют в виду мыслительную конструкцию какого-нибудь изменения, которое заранее спланировано и в принципе может быть осуществлено. Такая конструкция может предстать в виде модели, прототипа, прообраза, и в ней есть непременный волевой компонент — решимость осуществить задуманное изменение.
В этом определении обращают на себя внимание две вещи. Во-первых, в одном понятии объединены два, для которых в русском языке используется одно слово («проект»), а в английском — два слова («project» и «design»). По-английски project — это что-либо, что задумывается или планируется, то, что изменяет наш мир; что касается английского design, то этим словом обозначается документально оформленный план сооружения или конструкции.
Во-вторых, в приведенном определении ясно выражен объектно-ориентированный подход к проектированию. Он вполне естествен для проектов, предполагающих строительные работы, создание новых предприятий, и для других видов проектирования, связанных с бизнесом. Это не значит, что здесь отрицается или преуменьшается значение субъективных факторов. Специалисты в области технологии управления проектами дают легкозапоминающееся представление о проекте: всякий раз, когда вы хотите что-то изменить, а это требует времени и средств, — это проект. Такое рабочее определение проекта вполне соответствует тезаурусному подходу к социальному проектированию: в нем ясно показана роль важнейшего источника проекта — его автора и исполнителя.
Определение понятия «социальный проект».Если исходить из тезаурусного подхода к социальному проектированию, то в определении социального проекта необходимо выделить его ценностную природу и ведущую роль субъекта проектной деятельности. С учетом этого определение приобретает следующий вид.
Социальный проект — это сконструированное инициатором проекта социальное нововведение, (1) целью которого является создание, модернизация или поддержание в изменившейся среде материальной или духовной ценности, (2) которое имеет пространственно-временные и ресурсные границы и (3) воздействие которого на людей признается положительным по своему социальному значению.
Под социальным нововведением понимается разновидность управленческого решения, замысел которого предусматривает целенаправленное изменение того или иного социального явления или процесса, а реализация состоит в осуществлении этого замысла.
Инициатором проекта может быть как отдельный человек, так и организация или сообщество.
Поясним и другие элементы определения. Воздействие формируемой ценности на людей, как обозначено в определении, признается положительным. Кем признается?
В зависимости от целей и масштаба проекта это могут быть и малая группа, и сообщество более крупное, это может быть и такой широкий круг, мнение которого принято называть общественным мнением. Объединим все эти источники признания нашего проекта неопределенным указанием: проект должен быть признан многими. Неопределенность снимается, когда мы станем анализировать оценки по каждому конкретному проекту отдельно.
Далее. Что значит «положительное по своему социальному значению» воздействие? Будем толковать его как «полезное», «благое», «прекрасное», «желаемое» и т. д., опять-таки сообразуясь с содержанием каждого конкретного проекта. Все это ценностные характеристики.
Более простая (для запоминания) формулировка определяемого понятия такова: социальный проект — это целевая авторская конструкция позитивного социального нововведения при ограниченности ресурсов его осуществления. Здесь тоже обращено внимание на тезаурус инициатора проекта («целевая авторская конструкция»).
Предмет социального проектирования.Что проектируется? — Такой вопрос мы ставим, когда хотим выяснить предмет социального проектирования. На категоричный вопрос в рамках тезаурусного подхода есть и столь же однозначный ответ: проектируется создание ценности.
Вспомним, что ценности трактуются и как наиболее общие ориентиры в постижении, оценке, освоении и преобразовании мира, и как достаточно конкретные значения вещей, свойств, отношений, с которыми имеет дело человек и которые для него по тем или иным причинам особенно важны. В данном случае второе понимание ближе к социальным проектам, поскольку они не могут не быть конкретными. Ценность, таким образом, здесь то, что значимо для человека, для сообществ, организаций. Не всякий раз создание ценности означает появление чего-то совершенно нового. Нередко создание ценности идет по пути модернизации той, что уже есть, или сохранения имеющейся ценности в изменившейся среде.
Формы, в которых новая ценность предстанет в ходе реализации проекта, разнообразны.
Новая вещь. В результате реализации проекта может появиться новая вещь, предмет. Это может быть некое изделие, нечто, чем пользуются в быту, а может быть и оборудование, здание, сооружение, комплекс, город и т. д.
Сравним улицу Варварку в Москве и улицу Зодчего Росси в Санкт-Петербурге. Варварка известна еще с XIV века, по ней проходил с войсками Дмитрий Донской, в пределах этой короткой улицы на протяжение пяти столетий были и кузница, и кладбище, и кабак, и двор будущего царского рода Романовых, и монастырь, и гостиный двор. Сейчас здесь стоят рядом здания Аглицкого двора времен Ивана Грозного и крупнейшая в столице гостиница «Россия», построенная в 60-е годы XX века. Напротив, улица Зодчего Росси строилась вся сразу, в 1828-1834 гг., по единому проекту. Длина фасадов двух зданий, которые и составляют две стороны улицы, точно соотнесена с их высотой (220 и 22 м). Ясно, что особенности жизни обеих улиц принципиально различаются, и во втором случае они непосредственно вытекают из заранее определенных целей, из социального и, как его следствие, архитектурного проекта. Проект в известной мере ограничивает функциональное разнообразие улицы, но в достижении конкретной цели создает преимущества. Например, в одном из зданий на улице Зодчего Росси до революции 1917 г. располагалось Министерство народного просвещения, потом, в советское время, Главное архитектурно-планировочное управление Ленгорисполкома, потом другие органы управления и учреждения. Но никогда здесь не было, допустим, места отдыха: здесь это неуместно.
Новые свойства старой вещи.Проектироваться могут новые свойства — назначение и функции старой вещи. Каждый имеет опыт такого перепрофилирования старых вещей в обыденной жизни, и от этого опыта — только шаг для применения аналогичной технологии в социальном проектировании.
Кроме того, сфера услуг имеет специфику (в сравнении со сферой производства) с точки зрения управления. Во-первых, потребитель услуги обычно присутствует при ее предоставлении, из чего следует более тесное взаимодействие потребителя и производителя услуги. Во-вторых, продукт в сфере услуг более индивидуален, чем в сфере производства вещей. В-третьих, работы в сфере услуг более трудоемки, чем в промышленной сфере. Из этого следуют особенности проектирования услуг.
Все эти характеристики свойственны и проектированию социальных услуг. Социальными услугами обычно признаются такие, которые направлены на оказание поддержки и помощи слабо защищенным слоям населения. Они предоставляются стационарными или нестационарными учреждениями социального обеспечения Если нестационарные учреждения предоставляют услуги в форме консультаций, помощи на дому, помощи в трудоустройстве и т д., то стационарные связаны с проживанием в них. Это дома-интернаты для престарелых и инвалидов, детские дома, хосписы (волонтерские службы по поддержке умирающих) и т. Д-
Некоторые проекты по предоставлению социальных услуг не предполагают тесных контактов нуждающихся со стационарными или нестационарными учреждениями.
Таков, например, один из проектов конца 90-х годов, осуществленных в Великобритании: создание телефона для глухих. Цель проекта — предоставление нового вида социальных услуг — в данном случае не предполагает организацию специального социального учреждения.
Подобных проектов множество в разных странах. Иногда они направлены на создание не отдельной услуги, а целой инфраструктуры услуг.
В рамках проектирования организаций могут реализовываться замыслы разного масштаба. Одно дело — проектировать учреждение социальной службы, другое — формировать отрасль производства, отрасль управления. На уровне отраслей потребность в создании новых объектов в социальной сфере возникает, как правило, в переходные периоды, когда сложившаяся отраслевая система уже не выполняет своего назначения. В переходные периоды могут возникать и новые управленческие задачи, которые ранее не считались существенными.
Таково выделение социальной работы как отрасли в постсоветской России Собственно, начало отраслевого строительства социальной работы относится к последним годам СССР. В 1991 г в Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам была введена должность «специалист по социальной работе». В том же году появилась вузовская специальность с тем же названием. Эти решения способствовали появлению и рабочих мест для специалистов по социальной работе, и факультетов, отделений и т. д., готовящих таких специалистов. Постепенно сформировались структуры управления данной отраслью и на федеральном уровне, и на уровне субъектов Российской Федерации, и на уровне органов местного самоуправления.
Специфика проектирования организации в случаях проектирования отраслей производства или отраслей управления состоит в том, что таковая организация должна иметь в качестве управляющего звена систему органов государственной власти, органов местного самоуправления. Очевидно, что решение подобных задач осуществляется на определенной нормативно-правовой базе и при наличии уже имеющегося в системе государственного или муниципального управления органа, которому поручено такие задачи выполнять. В его распоряжении находятся соответствующие материально-технические и финансовые ресурсы.
Создание организаций может сопровождать национальные и международные проекты, направленные на глобальные изменения (преодоление мировой продовольственной проблемы, установление нового мирового экономического порядка, реализация идеи нового мирового информационного порядка и т. д.). В таких случаях, как и в других крупных проектах, часто создаются консорциумы (о них речь пойдет ниже, в главе 5).
Мероприятие.Подготовка мероприятий также может вестись с применением подходов, характерных для социального проектирования. Это прежде всего относится к массовым праздникам (Олимпийские игры, праздники городов, выставки и т. д.). В последние годы все чаще специализированные массовые праздники стали приобретать комплексный характер, что значительно расширяет зону их воздействия на человека.
Во время торжественного открытия XIV чемпионата мира по футболу (Италия, 1990 г.) были включены телекамеры, находившиеся на сцене оперного театра Ла Скала, и на огромном экране стадиона появились десятки певцов, исполнявших в этот момент хор из оперы Джузеппе Верди «Набукко». Этот хор — символ независимости Италии а спустя полтора столетия после написания опера соединилась с футболом как новое средство возвышения духа нации. Позже подобные соединения спорта и художественного творчества (классика, авангард, высокая мода и т.д.), выходящие за пределы прямого назначения того или иного праздника, стали использоваться гораздо шире.
Невещные свойства и отношения как предмет проектирования.Среди других предметов социального проектирования выделяются такие, которые не предполагают производства той или иной вещи, создания чего-то материально ощутимого. Точнее, в некоторых случаях появляется и вещь, и даже, по видимости, именно вещи придается особое значение, но на деле создаваемой ценностью становится нечто другое.
Мода — территория инноваций, неординарных, нередко очень субъективных решений, которые через механизмы подражания получают широкое распространение. Характерно высказывание кутюрье Джанни Версаче: «Я никогда не ошибаюсь — я создаю ошибки». Здесь вырабатывается свой язык, стилистика, правила, иногда очень специфичные. Таково, например, правило американской моды, которому следовали дизайнеры в 90-е годы: то, что мерцает вечером, должно сиять ночью.
Слабая связь произведений моды с практическим нуждами, а иногда и прямой вызов функциональному назначению вещей свидетельствуют, что дело здесь чаще всего не в обеспечении той или иной утилитарной потребности людей, а в достижении иного эффекта. Это эффект разных тезаурусов: мода создается главным образом как средство социальной дифференциации. Ориентация на моду одновременно представляет собой ориентацию на ту или иную элитную группу общества (референтную группу).
Близкие механизмы лежат в проектировании систем воздействия — идеологий, систем воспитания, рекламы и т.д. В этих системах имеет значение и идейная конструкция (концепция), и соответствующие инструменты внедрения идей в головы людей. Здесь — широкий простор для разработки соответствующих социальных технологий, для проектирования новых каналов коммуникации (примером чего стал в последнее десятилетие интернет). В итоге проектируется запрограммированное поведение, реакция (таковы действия рекламы, маркетинговых мероприятий).
Работа по созданию имиджей стала профессиональной деятельностью особых специалистов — имиджмейкеров.
В более широких трактовках имиджа к нему относят все, что «у них» может создать хорошее впечатление «о нас». Здесь преследуются вполне прагматические цели. Они важны не только при производстве и реализации того или иного товара. В социальной сфере, например, также важно работать над имиджем тех, кто предоставляет услуги, кто создает свои проекты. Но нельзя не заметить, что имиджмейкерство нередко способствует ошибочному выбору, что хорошо видно в политических кампаниях.
Если отбросить вероятную лживость образа, который может быть искусственно создан с корыстной целью, и увидеть в работе над имиджем стремление человека или организации действительно двинуться вперед, то такой путь можно связать с более обширной задачей проектирования самого себя. Здесь есть и технологические аспекты, например, выработка навыков планирования времени, согласования позиций, принятия решений, и аспекты личностного развития.
Законопроект.Особым предметом социального проектирования является законопроект или проект другого нормативного правового акта. Такая деятельность имеет свои возможности и свой ограничения, определяемые правовой формой, которую имеет ожидаемый результат.
Не каждый законопроект превращается в социальный проект. Очевидно, что, кроме обычной правотворческой технологии, предполагающей работу специалистов над текстом законопроекта, должно быть еще нечто, что позволило бы видеть здесь социально-проектную деятельность. Это «нечто» проявляется в ситуациях когда работа над законопроектом выходит за стены кабинета юриста-профессионала, выполняющего рутинную работу по представлению некой социальной проблемы и способов ее решения в форме правовых норм.
Одним из ярких примеров превращения работы над законопроектом в социальный проект можно считать подготовку проекта Закона СССР «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР».
В целом подготовка законопроекта «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР» заняла почти четыре года (1987-1991). Такая долгая работа отражала особенность законопроекта как проекта социального: потребовалось решать не только вопросы сугубо профессиональные (подготовка текста как текста юридического), но и широкий крут исследовательских проблем для оценки реалистичности предлагаемых мер, вести работу по распространению идеи в общественном создании в масштабах страны, формировать условия для принятия закона и т. д. Такого рода законопроект как по своей тематике, так и, прежде всего, по технологии подготовки представлял собой социальный проект. Следствием его осуществления стала модель государственной молодежной политики, принятая в Российской Федерации, в почти половине субъектов Российской Федерации, в ряде стран — бывших республиках СССР.
Многообразие предметных областей, в которых может использоваться социальное проектирование, дает простор для осуществления замыслов, применения квалификации и организованности участников на самых различных уровнях. В типологии социальных проектов, которым посвящен следующий параграф, эти важные обстоятельства и условия для самореализации инициаторов и исполнителей проектов, для их действий в соответствии со своими тезаурусами обозначены более конкретно.