Что относится к социальным факторам человека

Что означает термин социальные факторы: какие виды понятия сильно влияют на общество

О таком понятии, как социальные факторы слышали многие граждане страны, термин может использоваться в различных сферах деятельности населения. При знакомстве со значением возникают самые разнообразные вопросы, как понимать данное выражение, что оно дает людям и где применяется, для подробного рассмотрения предусмотрены наглядные примеры, которые помогут выделить важные моменты. Интереснее всего в первую очередь рассмотреть социальные факторы, максимально влияющие на российскую реальность начиная с финансовой обстановки и заканчивая здравоохранением. Термин воспринимается по большей части как экономическая составляющая, благодаря ему получится намного лучше ориентироваться в происходящем, чтобы правильно вести бизнес, а также получать большую прибыль.

Что относится к социальным факторам человека

Подробное описание понятия

Эксперты в один голос твердят, что социальный фактор – это процесс или явление, которое впоследствии станет причиной возникновения изменений в социальной среде и способно влиять на разнообразные сферы деятельности. Своего рода движущая сила общества изучается очень пристально с одной целью, чтобы иметь представление о реальной обстановке в государстве, причем учитываются масштабы города и всей необъятной страны. Для знакомства с термином стоит отдать предпочтение не только разновидностям понятия, но и тем областям, которые на данный момент способны отразиться на состоянии Российской Федерации. Некоторые социальные факторы в зависимости от времени создают большее влияние на общество страны, а также на взаимоотношение отраслей или экономики с общественностью.

Фактор старения населения

Этот показатель сильно влияет на общее развитие государства, поэтому эксперты составляют целые пирамиды с учетом исследований и проверок, помогающих проследить тенденцию возрастов. Термин, по сути, из области демографических особенностей РФ, но отношение к социальным факторам отвергать глупо, ведь данные, собранные по людям, оказывают влияние на развитие общества.

Что относится к социальным факторам человека

Если в стране наблюдается прирост более зрелых личностей, такие особенности вызывают спрос на постройки, характерные возрастному составу населения, а также выпуску соответствующих продуктов для пожилых людей в больших, оптовых поставках. Нельзя не отметить спрос на услуги здравоохранения, влияние на общество стоит назвать внушительным и разносторонним, отличный пример для того, чтобы понять суть термина.

Уровень доходов граждан

Этот социальный фактор не менее значимый для России, дифференциация по уровню зарплат означает то, что пропасть образовавшаяся между богатыми слоями населения и бедными людьми максимально растет. В свою очередь, такой показатель будет оказывать влияние на некоторые сферы деятельности, востребованные в данный момент. Повсеместно открываются компании, способные предложить отдых по низким ценам, бюджетные товары или предоставление услуг по доступной стоимости, что упрощает жизнь и открывает возможность для формирования нового бизнеса.

Что относится к социальным факторам человека

Принимая во внимание дифференциацию, стоит помнить, что вкусы у разных слоев граждан приблизительно будут одинаковыми, также дело обстоит и с интересами людей. Деятельность компании зачастую ориентируют как на высший класс, так и на средний для получения максимальной выгоды.

Безработица и частные фирмы

Социально-экономический фактор способен существенно повлиять на общество, являясь главной движущей силой в развитии народа, в понятие входят два важных элемента, такие как:

Беря во внимание РФ, показатели страны будут сильно зависеть от наличия частных предпринимателей. Вспомнив времена 10-15 лет назад, все моменты станут намного понятней, не так давно попытки начать самостоятельную деятельность моментально пресекались, сегодня дело обстоит иначе. При желании любой человек без проблем сможет попробовать себя в бизнесе, достаточно лишь накопить стартовый капитал.

Что относится к социальным факторам человека

Безработица менее приятный фактор, но его не следует отбрасывать в сторону, данные такого плана неустанно растут, оказывая огромное влияние на общественность. Семьи неспособны получать достаточно средств, чтобы иметь все для счастливого существования, учащаются приступы паники, стресса, итогом которых становятся заболевания. Безработица плотно связана с дифференциацией уровня доходов, хотя заработные платы продолжают расти, некоторые личности попросту не могут найти рабочее место. Важно вовремя отреагировать на проявление этого социального фактора и создать достаточное количество рабочих мест, прибегая к открытию новых вакансий на заводах или фабриках.

Изменения в семьях

По мнению людей, в семейной жизни нет ничего особенного, способного существенно повлиять на общественность, но эти суждения опровергает наличие социального фактора. Увеличение количества разводов никак не подталкивает граждан заводить новую семью, отчего страдает рождаемость в стране. Одиноких людей становится больше, эта группа общества помимо личных переживаний вызывает беспокойство у родственников, друзей и коллег по работе.

Что относится к социальным факторам человека

Популярность гражданских браков не осталась в стороне, стиль жизни людей отличается от приянтой молодежью, которая видит создание семьи только после посещения ЗАГСа, что оказывает моральное воздействие на общество. Пара с неузаконенными отношениями может запросто заводить детей и снимать жилье, а после нескольких сор просто разойтись, увеличивая тем самым число одиноких людей.

Источник

Факторы и цели социальных процессов

Вы будете перенаправлены на Автор24

Социальные факторы

Характерными для России являются следующие социальные факторы, они же заслуживают большого внимания:

Эти факторы находятся на поверхности социальных явлений и характерны для всей страны.

Можно назвать целый ряд и других факторов, которые проявляются в разных регионах.

Динамика половозрастной структуры населения показывает его старение и является демографическим показателем. Тенденция увеличения пожилых людей в общей структуре населения наметилась уже давно и характерна для всей России. Изменение половозрастной структуры порождает в обществе конкретные процессы. Эти процессы могут быть связаны, например, с заботой о пожилых гражданах страны.

Изменение половозрастной структуры оказывает влияние на потребительское поведение населения, старение которого ведет к росту спроса на услуги здравоохранения. Российские пенсионеры, численность которых увеличивается, свое время предпочитают проводить на дачных участках, выращивая овощи и фрукты.

Безусловно, что эта тенденция не должна быть оставлена без внимания со стороны бизнесменов. Это значит, что для работы на садовых участках необходимо производить небольшие по мощности и габаритам мотоблоки, увеличивать производство садово-огороднического инвентаря, паковать удобрения в специальную и приемлемую для дачников тару и др.

Дифференциация общества по уровню доходов тоже оказывает немалое влияние на структуру потребления. На Западе этот показатель является основой деления общества на классы.

Классовая принадлежность определяет и материальное положение людей, и их психическое состояние. Чем больше бедных, тем больше в обществе накапливается негативный потенциал по отношению к богатым, и, конечно, к бизнесу, а это может привести к социальным потрясениям.

Готовые работы на аналогичную тему

Большая стабильность общества наблюдается при превалировании среднего класса. Как правило, представители среднего класса не только уже живут хорошо, но и хотят жить ещё лучше. С одной стороны – им есть, что терять при смене общественного уклада, и с другой стороны – есть, что приобрести при сохранении в обществе стабильности. Рост материального благосостояния является их ценностной ориентацией.

Образ жизни населения изменился с появлением частного предпринимательства и наемного труда, что тоже сказалось на потребительском поведении. Экономическая реформа на своем начальном этапе имела три основные цели: приватизация и создание частного сектора в экономике; замена административно-командного механизма хозяйствования на рыночный; возрождение чувства хозяина в людях.

Если более или менее первые две цели были достигнуты, хотя по этому поводу дискуссии не утихают и сегодня, то третья цель в полном объеме пока не достигнута.

Это вполне понятно, потому что сформировать чувство хозяина совсем не просто. Для становления качественного предпринимательства требуется время, и только оно способно обеспечить рынок уникальными товарами и услугами, и только оно сможет решить важную социальную задачу – снизить уровень безработицы.

Влияние социальных факторов

Под социальным фактором понимается любая составляющая в окружении человека, оказывающая значительное влияние на его поведение, здоровье и самочувствие.

Социально-экономическое развитие государства и уровень здоровья общества между собой связаны, естественно, чем выше уровень экономического развития, тем лучше показатели здоровья граждан.

Примером влияния социальных условий на здоровье могут быть кризисы и падение экономики, так, например, в связи с ним в России уровень здоровья населения резко упал, а демографическая ситуация стала кризисной.

Таким образом, получается, что социальные факторы формируют индивидуальное, общественное, групповое здоровье через образ жизни, состояние окружающей среды, состояние здравоохранения.

Поскольку человек является существом социальным, то совсем неудивительно, что определяющее значение для него имеют социальные факторы, оказывающие влияние и на развитие и на здоровье. Большинство социальных факторов объединяются в общее понятие «образ жизни» и зависят от социально-экономической структуры общества, уровня культуры, образования, обычаев, производственных отношений, внутрисемейных установок.

Жизнедеятельность людей и их взаимоотношения в обществе напрямую связаны с социальными факторами.

Социальные факторы на здоровье и развитие человека оказывают следующее влияние:

Таким образом, социальные факторы оказывают большое влияние на развитие человека и его здоровье.

Факторы социальных процессов

В современном обществе протекают те или иные процессы, для которых характерны свои факторы.

Среди этих факторов Г.Спенсер выделяет первичные, которые делятся на внешние и внутренние факторы, и вторичные.

Внешними факторами являются природные условия – климат, рельеф поверхности, растительный и животный мир. Интеллектуальные и эмоциональные качества индивидов относятся к внутренним факторам. Процессы социальной эволюции вызывают к жизни вторичные или производные факторы.

Надо сказать, что эти факторы в дальнейшем оказывают влияние на социальную эволюцию, например, вырубленные леса, осушенные или, наоборот, обильно орошенные земли, изменения, происходящие в растительном и животном мире, являются следствием целенаправленной, но не всегда рациональной хозяйственной деятельности человека.

Рост общества, по мнению Спенсера, наиболее важный фактор социального развития. Он одновременно выступает причиной и следствием социальной эволюции.

Три основных процесса способствуют росту общества, они могут совершаться как вместе, так и по отдельности:

Более распространенным, как считает Г.Спенсер, является второй процесс, т.е. внутренний фактор роста.

Объединение людей в социальные структуры объясняется тем, что у них есть какие-то общие цели, которые позже становятся целями самого общества.

Отличительной особенностью одного общества от другого является факт сотрудничества – будет ли это сотрудничество добровольным или принудительным.

В результате этого различия Г. Спенсер выделяет два типа общества – «военное» и «промышленное».

Военное общество при определенных обстоятельствах может возникать вновь и вновь.

Если намерения правящих кругов общества являются агрессивными, то совсем не обязательно, что общество должно относиться к военному типу. Для военного типа общества, считает Г. Спенсер, армия есть мобилизованный народ, а народ – отдыхающая армия, поэтому армия и народ в этом случае имеют одинаковое строение.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 22 03 2021

Что относится к социальным факторам человека

Валентина Николаевна Норина

Источник

Социальные факторы

Что относится к социальным факторам человека

Как бы нам ни хотелось думать, что человек волен поступать так, как ему захочется, но на самом деле, все наши действия, слова и даже мысли подвластны невидимому влиянию социальных факторов. Именно они формируют личность человека, диктуют, как поступать в той или иной ситуации и что есть «хорошо, а что — «плохо».

Факторы социализации личности

Социализация — обязательный процесс, который формирует навыки жизни в обществе у человека.
Согласно теории, которую разработал А. В. Мудрик, факторы социализации подразделяются на три основные группы:

Что относится к социальным факторам человека

Микрофакторы оказывают наиболее сильное влияние на формирование личности, так как они действуют через агентов социализации — родственников, друзей, учителей и т. д. Например, в детском возрасте главными «авторитетами» для человека являются родители. Ближе к совершеннолетию начинает сказываться влияние друзей и сверстников. Со временем человек создаёт свою собственную семью, и к процессу его социализации подключается супруг или супруга.

Что относится к социальным факторам человека

Факторы социального поведения

Факторы социализации, безусловно, оказывают очень сильное влияние на формирование поведения индивида в обществе, но, тем не менее, у каждого человека все-таки есть врождённые черты характера, дополняющие картину его личности.
Поэтому кроме общественных факторов социального поведения существуют ещё и личные особенности человека, определяющие его поступки и реакцию на различные ситуации:

Что относится к социальным факторам человека

Согласно классификации М.Вебера социальное поведение человека состоит из четырёх типов действий:

Что относится к социальным факторам человека

Что относится к социальным факторам человека

Социальное поведение человека является совокупностью каждого из этих действий и формирует мнение о человеке у окружающих его людей. Поэтому на решения и поступки индивида кроме осознанной мотивации влияет также ориентация на окружающих. Ведь каждый из нас является частью общества, и, что бы ни говорили идеалисты, но оценка других людей для нас очень важна.

Источник

Суть и основные факторы антропогенеза: биологические и социальные факторы

Суть антропогенеза

Что имеет в виду под факторами антропогенеза?

Под факторами эволюции человека понимают различные внешние воздействия, меняющие направление эволюции вида Homo sapiens.

Старт человеческой эволюции пришелся примерно на 10 млн. лет назад. Эволюция человека продолжается до сих пор, подвергаясь влиянию различных факторов — как биологических, так и социальных.

Человек является биологическим видом и, а он, соответственно, частью биосферы, которая создает вокруг себя искусственную среду (ноосферу).

На человеческое развитие напрямую оказывают влияние 2 типа факторов:

Первоначально эволюция человека подвергалась воздействию только биологических факторов. Но постепенно эволюционный процесс человека как отдельного биологического вида становился сложнее, и к биологическим факторам добавились различные социальные факторы.

По этой причине антропогенез получил название антропосоциогенеза: таким образом подчеркивается значимость социальной эволюции вида Homo sapiens.

Основные факторы антропогенеза

Биологические факторы антропогенеза

Если говорить о биологических факторах эволюции человека, то это различные движущие силы эволюционного процесса:

Победа в борьбе за существование доставалась тем группам древних людей, в которых наблюдалась согласованность действий, передача опыта знаний последующим поколениям. К слову, благодаря передаче информации из поколения в поколение развивался речевой аппарат. Далее естественный отбор и наследственная изменчивость поспособствовали формированию членораздельной речи.

Ранние этапы развития человека связаны с большим влиянием естественного отбора. Сила его действия привела к тому, что люди получили черты, отличающие их от человекообразных обезьян.

В результате естественного отбора человек получил:

Дриопитеки считаются самыми древними представителями человеческого рода. Основной средой их обитания были деревья. Однако, когда леса стали исчезать, они стали выходить на открытую местность — это было заметным эволюционным шагом.

В последующем преимущество было за теми предками человека, которые жили организованными группами, заботились о предках и охраняли потомство. В этом плане большое влияние на развитие человека оказали социальные факторы, а биологические отошли на второй план. Все это привело к тому, что человеческий облик оставался неизменным примерно 40 тысяч лет. Зато активно развивались интеллект, культура и общественные отношения.

Социальные факторы антропогенеза

Социальные факторы эволюции человека отвечали за развитие социальных способностей человека. Большую роль в этом процессе сыграл коллективный труд, а именно охота. Человек был и остается слабее крупных животных, на которых он охотился и охотится (речь идет об охоте в одиночестве). В результате сплочения племени и распределения задач, а также налаживанию отношений, охота стала приносить успех.

Какие факторы эволюции человека относят к социальным?

К социальным факторам эволюции человека относят:

Способность к речи — главное преимущество человека перед другими животными. Благодаря появившимся словам люди получили возможность общаться, решать сложные задачи, объяснять свои чувства, эмоции и физическое состояние. За счет этого увеличилась скорость обмена информации и принятия различных решений.

Влияние социальных факторов характерно только для эволюции человека, даже несмотря на то, что для многих животных свойственен социальный образ жизни.

Последние годы биологические факторы эволюции сильно изменились. Естественный отбор стал медленнее, и в основном действует на всех стадиях онтогенеза организма. Также естественным отбором теряется функция видообразования и актуализируется стабилизирующая функция. Изоляция утрачивает свое значение.

Происходит смешивание генофондов представителей различных регионов. На процесс видообразования практически не действуют популяционные волны. Зато частота мутаций увеличилась: это связано с заметным загрязнением природы мутагенами. К слову, ослабление действий отбора может поспособствовать скоплению вредных мутаций, в результате которых жизнеспособность особей может снизиться.

Роль социальных факторов антропогенеза увеличивается. Именно они определяют видообразование, действуя комплексно.

Подводя черту под написанным выше, можно утверждать про равную степень значимости биологических и социальных факторов в человеческой эволюции.

Источник

Биологические и социальные факторы

Что позволило человеку выделиться из животного мира? Основные факторы антропогенеза можно разделить следующим образом:

· биологические факторы — прямохождение, развитие руки, большой и развитый мозг, способность к членораздельной речи;

· основные социальные факторы — труд и коллективная деятельность, мышление, язык и общение, нравственность.

Трудиз перечисленных выше факторов сыграл ведущую роль в процессе становления человека; на его примере проявляется взаимосвязь остальных биологических и социальных факторов. Так, прямохождение освободило руки для использования и изготовления орудий, а строение руки (отстоящий большой палец, гибкость) позволило эффективно использовать эти орудия. В процессе совместного труда складывались тесные отношения между членами коллектива, которые привели к налаживанию группового взаимодействия, заботе о членах племени (нравственность), к необходимости общения (появление речи). Язык способствовал развитию мышления, выражая все более сложные понятия; развитие мышления в свою очередь обогащало язык новыми словами. Язык также позволил передавать опыт из поколения в поколение, сохраняя и преумножая знания человечества.

Таким образом, современный человек — продукт взаимодействия биологических и социальных факторов.

Под егобиологическими особенностями понимают то, что сближает человека с животным (за исключением факторов антропогенеза, которые явились основанием для выделения человека из царства природы), — наследственные признаки; наличие инстинктов (самосохранения, полового и др.); эмоции; биологические потребности (дышать, питаться, спать и т.д.); сходные с другими млекопитающими физиологические особенности (наличие одинаковых внутренних органов, гормонов, постоянная температура тела); возможность использовать природные предметы; приспособление к окружающей среде, продолжение рода.

Социальные особенности характерны исключительно для человека — способность производить орудия труда; членораздельная речь; язык; социальные потребности (общение, привязанность, дружба, любовь); духовные потребности (мораль, религия, искусство); осознание своих потребностей; деятельность (трудовая, художественная и т.п.) как способность преобразовывать мир; сознание; способность мыслить; творчество; созидание; целеполагание.

Человека нельзя сводить исключительно к общественным качествам, поскольку для его развития необходимы биологические предпосылки. Но нельзя свести его и к биологическим особенностям, так как личностью можно стать только в обществе. Биологическое и социальное нераздельно слито в человеке, что делает его особымбиосоциальным существом.

Идеи о единстве биологического и социального в становлении человека сформировались не сразу.

Не углубляясь в далекую древность, напомним, что в эпоху Просвещения многие мыслители, дифференцируя природное и общественное, рассматривали последнее как «искусственно» созданное человеком, включая сюда практически все атрибуты общественной жизни — духовные потребности, социальные институты, нравственность, традиции и обычаи. Именно в этот период широкое распространение получают такие понятия, как «естественное право», «естественное равенство», «естественная мораль».

Естественное, или природное рассматривалось в качестве фундамента, основания правильности общественного устройства. Нет необходимости подчеркивать, что социальное выполняло как бы второстепенную роль и находилось в прямой зависимости от природной среды. Во второй половине XIX в. значительное распространение получают различные теории социального дарвинизма, суть которых заключается в попытках распространить на общественную жизнь принципы естественного отбора и борьбы за существование в живой природе, сформулированные английским естествоиспытателем Чарлзом Дарвиным. Возникновение общества, его развитие рассматривались только в рамках эволюционных изменений, происходящих независимо от воли людей. Естественно, что все происходящее в обществе, в том числе социальное неравенство, жесткие законы социальной борьбы, рассматривались ими как необходимые, полезные как для общества в целом, так и для его отдельных индивидов.

В XX в. попытки биологизаторского «объяснения» сущности человека и его социальных качеств не прекращаются. В качестве примера можно привести феноменологию человека известного французского мыслителя и естествоиспытателя, кстати, священнослужителя П. Тейяра де Шардена (1881-1955). Согласно Тейяру, человек воплощает и концентрирует в себе все развитие мира. Природа в процессе своего исторического развития получает свой смысл в человеке. В нем она достигает как бы своего высшего биологического развития и одновременно он же выступает своеобразным началом ее сознательного, а, следовательно, социального развития.

В настоящее время в науке утвердилось мнение о биосоциальной природе человека. При этом социальное не только не принижается, но отмечается его решающая роль в выделении Homo sapiens из мира животных и его превращение в социальное существо. Сейчас вряд ли кто-либо осмелится отрицать биологические предпосылки возникновения человека. Даже не обращаясь к научным доказательствам, а руководствуясь простейшими наблюдениями и обобщениями, нетрудно обнаружить огромную зависимость человека от природных изменений — магнитных бурь в атмосфере, солнечной активности, земных стихий и бедствий.

В становлении, существовании человека, и об этом уже было сказано раньше, огромная роль принадлежит социальным факторам, таким, как труд, взаимоотношения между людьми, их политическими и социальными институтами. Ни один из них сам по себе, в отдельности не мог бы привести к возникновению человека, его выделению из мира животных.

Каждый человек уникален и это тоже предопределено его природой, в частности, неповторимой совокупностью генов, наследуемых им от родителей. Необходимо также сказать и о том, что физические различия, существующие между людьми, в первую очередь предопределены биологическими различиями. Это прежде всего различия между двумя полами — мужчинами и женщинами, которые можно отнести к числу наиболее существенных различий между людьми. Существуют и другие физические различия — цвет кожи, глаз, строение тела, которые обусловлены, главным образом, географическими и климатическими факторами. Именно этими факторами, а также неравными условиями исторического развития, системой воспитания в значительной степени объясняются различия в быту, психологии, социальном положении народов различных стран. И тем не мене, несмотря на эти довольно фундаментальные различия по своей биологии, физиологии и умственным потенциям люди нашей планеты в целом равны. Достижения современной науки убедительно свидетельствуют, что нет никаких оснований утверждать о превосходстве какой-либо расы над другой.

Социальное в человеке — это прежде всего орудийно-производственная деятельность, коллективистские формы жизни с разделением обязанностей между индивидами, язык, мышление, общественная и политическая деятельность. Известно, что Homo sapiens как человек и личность не может существовать вне человеческих сообществ. Описаны случаи, когда маленькие дети в силу разных причин попадали под опеку животных, “воспитывались” ими и когда они после нескольких лет пребывания в животном мире возвращались к людям, им требовались годы, чтобы адаптироваться к новой социальной среде. Наконец, социальную жизнь человека невозможно представить без его общественной и политической активности. Собственно говоря, как уже отмечалось раньше, сама по себе жизнь человека является социальной, поскольку он постоянно взаимодействует с людьми — в быту, на работе, во время досуга. Как же соотносится биологическое и социальное при определении сущности и природы человека? Современная наука однозначно отвечает на это — только в единстве. Действительно, без биологических предпосылок трудно было бы себе представить появление гоминид, но без социальных условий невозможно было становление человека. Уже ни для кого не секрет, что загрязнение окружающей среды, среды обитания человека создает угрозу биологическому существованию Homo sapiens. Подытоживая, можно сказать, что сейчас, как и много миллионов лет назад, физическое состояние человека, его существование в определяющей степени зависят от состояния природы. В целом же можно утверждать, что сейчас, как и при появлении Homo sapiens, его существование обеспечивается единством биологического и социального.

Проблема антропосоциогенеза.Бурное развитие современной науки, появление новых отраслей и методов исследования, фактов и гипотез ведут к известному дроблению проблемы, но это в свою очередь, обостряет потребность их обобщения и интеграции на философском уровне. По мнению ряда специалистов, одним из аспектов этой целостности выступает диалектическая связь основных взаимодействующих компонентов процесса антропосоциогенеза: экологического (внешнеприродного), антропологического (анатомо-морфологического) и социального. Связующим звеном первых двух компонентов является главным образом перестройка жизнедеятельности высших антропоидов, а антропологического и социального фактора – формирующиеся труд, сознание и речь.

Важнейшая черта антропосоциогенеза – его комплексный характер. Поэтому принципиально неверно было бы утверждать, что сначала «возник труд», «потом» – общество, а «еще позднее» – язык, мышление и сознание.

Различные школы, признавая роль труда, отводят ему различное место в процессе становления человека, но даже если признавать труд в качестве центрального антропогенетического фактора, это значит лишь, что в связи с ним формируются и членораздельная речь, и общежитие, и начатки рационального мышления. Но труд и сам имеет генезис, превращаясь в полноценную предметно-практическую деятельность лишь во взаимодействии с такими факторами социализации, как язык, сознание, нравственность, мифология, ритуальная практика и т.д. Так, например, есть свидетельства, что производство простейших орудий началось на 1 – 1,5 млн. лет раньше, чем появилась речь и мышление. Долгое время оно развивалось в «животной форме», т.е. внутри стада гоминидов, еще не похожего на человеческое сообщество. Однако, вероятно, было бы неправомерным приписывать подобному производству непосредственную социотворческую функцию. Оно лишь создавало объективную потребность в обществе, которая не могла быть реализована без помощи языка, простейших культурно-нравственных норм и развивающегося категориального мышления.

Советский психолог А.С. Выготский показал, что язык, понимаемый в узком смысле как специализированная информационно-знаковая деятельность (речь), с одной стороны, имеет ярко выраженный предметный характер, с другой – сам обеспечивает успешное развитие предметно-практической деятельности людей. Язык не просто пассивно фиксирует независимо от него появившиеся предметы и смыслы, а участвует в создании предметной среды и социального единства людей. В примитивных обществах один из наиболее простых речевых актов – называние – был священным, ритуальным действием, сплачивавшим участников, тем самым способствуя созданию социальности. Кроме того, с помощью называния внешняя среда расчленялась впервые на роды практически значимых предметов, выделялись такие важнейшие практические категории как жилище, одежда, утварь и т.д. А это значит, что и предметно-практическая деятельность в полном смысле слова могла сформироваться не раньше, чем появился язык.

Огромную роль в процессе антропосоциогенеза сыграло и радикальное изменение системы брачных отношений. Существуют разительные различия в воспроизводстве между животным стадом и простейшей формой человеческого сообщества – первобытнородовой общиной. Стадо основывается на эндогамии, которая серьезно ограничивает для своих членов возможность выбора брачных партнеров среди представителей других стад. В итоге потомство воспроизводится благодаря близкородственным половым отношениям. Община же основывается на принципах агамии (исключения близкородственных брачных контактов) и экзогамии. Причины перехода к экзогамии пока не ясны. Одна из гипотез, выдвинутая антропологами-генетиками указывает на возможность мощных мутаций, вызванных, скорее всего, усилением радиационного воздействия, т. к. стадо с достаточно ограниченным генофондом наиболее чувствительно к мутагенным факторам (мутации у стадных животных обычно ведут к самым пагубным последствиям). Есть также основания допустить, что ближайшим побуждением к экзогамии явилась потребность во внутристадном мире. Чтобы положить конец убийственной, орудийно-вооруженной половой конкуренции самцов, надо было сделать «гарем самок» ничейным, т.е. наложить запрет на все половые связи внутри своей группы (закрепляли это тотемистические культы). В итоге брачные связи переставали быть средством воспроизведения стадновидовой общности и подчинялись определенному социокупьтурному порядку, хотя и представленному иррационально.

Табу на близкородственные связи – один из первых нравственно-социальных запретов, возникших в древности и сохранивших свое значение до сих пор. Нравственно-социальные запреты существенно отличаются от стадных инстинктов любой степени сложности: они касаются всех членов родовой общины, тогда как в стаде запреты существуют лишь для слабейших особей; они несводимы к инстинкту самосохранения, диктуя человеку поступки, подчас индивидуально вредные; за нарушением запрета следует неизбежная кара (община отворачивается от преступника, изгоняет его из племени и т.д.). Уже в древнейших сообществах известны такие нравственно-социальные требования как запрет на кровосмесительство, на убийство соплеменника, требование поддержания жизни любого из соплеменников, независимо от его приспособленности к жизни. Эти требования существенно отличаются от развитой морали, но сохраняют свое значение до сих пор, образуя тот фундамент, на котором создается все многообразие моральных ценностей и норм.

Развитие морального сознания человечества – это одновременно и преемственность в отношении простейших нравственных требований, и преодоление их ограниченного смысла. Таким образом, в ходе антропосоциогенеза совершился необратимый переход к человеческому нравственному существованию.

Социально-нравственное единство общины и производственно-хозяйственная кооперация открыли возможности осмысленной работы при строгой коллективной дисциплине и преданности общине. В процессе трудовой деятельности уже формировались воля и конструктивные способности людей, их интеллект и воображение, росло многообразие отношений к окружающей природе и друг к другу. Свидетельством этого так называемая «неолитическая революция» – переход от собирательства и охоты к производственному жизнеобеспечению (земледелию, скотоводству, ремеслу). В течение нескольких тысячелетий люди овладели огнем, приручили животных, изобрели колесо, перешли от кочевого к оседлому образу жизни. Сложились крупные племенные союзы, начались обширные миграции и т.д. «Неолитическая революция» впервые обнаружила ускоряющийся производственно-технический прогресс, который после никогда уже не прекращался.

На основании всего этого, ряд авторов, в частности И.Т. Фролов, выделяет определенные характеристики людей как общественно-исторических существ:

· человек изначально деятелен и его свойства тесно связаны с развитием предметной деятельности;

· человек отделенный от общества (других людей, от человеческих орудий, знаний и навыков) оказывается абсолютно беспомощным. Лишь в качестве члена общества человек защищен от стихийных сил природы;

· человека отличает надбиологический, надинстинктивный, сознательно-волевой характер жизнедеятельности.

Мы знаем, что в человеке заложено две программы – инстинктивная и социально-культурная. По своей телесной организации и физиологическим функциям человек принадлежит к животному миру. Существование животных определяется инстинктами и они не способны выйти за пределы своих инстинктов. Человек же утратил свою первоначальную родину – природу. Социальность, культурные стандарты диктуют ему иные образцы поведения. Развитие культуры позволило человеку преодолеть голос инстинктов и выработать уникальную систему ориентиров, внеприродных по своему существу. Вот почему как считают многие советские философы, инстинкты в человеке ослаблены. Они вытеснены чисто человеческими потребностями и мотивами, «окультурены». Но новейшие исследования показывают, что слабая выраженность инстинктов вызвана не развертыванием социальности (во всяком случае, предок человека обладал «приглушенными» неразвитыми инстинктами, в этом проявлялась его ущербность как биологического существа). В.М Вильчек предложил оригинальную версию антропогенеза, суть которой в том, что человек как биологическое существо был обречен на вымирание, т. к. инстинкты в нем были слабо развиты еще до появления социальной истории.

Однако природа способна предложить каждому живому виду множество шансов, для человека таким шансом стало свойство бессознательно подражать животным. Превращаясь то в одно, то в другое существо человек в результате не только устоял, но постепенно выработал систему ориентиров, которые надстраивались над инстинктами, по-своему дополняя их. Дефект постепенно превращался в достоинство, в оригинальное средство приспособления к окружающей среде.

Уникальность человека, считают многие авторы, в частности П.С. Гуревич, лежит вовсе не в том, что он является самым совершенным биологическим творением (мы только что говорили об обратном), а в проблеме соотношения рациональных и эмоциональных сфер человеческой психики.

В истории философии, как мы видели, человека рассматривают не только по аналогии с животным, но и посредством уподобления его с машиной. По существу, речь идет о том, чтобы выяснить, как соотносится в человеке интеллектуальное и телесное. В современной философской и социологической литературе просматривается попытка связать данные палеоантропологии с новейшей информационной наукой. Так, в статье японского ученого И. Масуды отмечается, что человек только тогда отдалился от животного, когда он обрел интеллект. По его мнению, развитие лобной доли, сложный речевой орган и необычайное владение пальцами, – вот те антропологические признаки, которые характеризуют современного человека. Эти качества подсказывают аналогию с компьютером. Оригинальные свойства человеческого ума, как полагает автор, создали известную «сращенностъ» генетической эволюции и культурной истории. Человеческие гены воздействуют на формирование разума. Тот, в свою очередь, позволяет задуматься над человеческой природой и видоизменить ее. Здесь на первый план выдвигается интеллект. Но возникает вопрос: разве человек – только интеллектуальная машина? Куда же тогда отнести его способность страдать, проявлять благородство, достоинство и т.д.? Выделяя дар сознания не только в качестве главенствующего, но и всеисчерпывающего, мы, по существу, стираем иные, сугубо человеческие свойства (это оспаривал еще и Августин Блаженный). В экзистенциально-феноменологической традиции разум не рассматривается в качестве единственного признака человека, выражения его своеобразия и незаменимости.

Сферой специфически человеческого здесь выступает необозримое пространство субъективности. Человек преодолевает свою природу через самые неожиданные присущие ему задатки (например, способность к фантазии). «Несомненно, сила воображения относится к основным способностям человеческой души, – отмечает феноменолог Е. Фиккона проявляется в ночном сновидении, в полуосознанной дневной грезе, в представляемых влечениях нашей инстинктивной жизни, в изобретательности беседы, в многочисленных ожиданиях, которые сопровождают и обгоняют, прокладывая ему путь, процесс нашего восприятия». Рассматривая основные экзистенциальные феномены, Е. Фиккона приходит к убеждению, что человек не обладает твердо фиксируемой сущностью, т.е. трудно выделить такое человеческое качество, которое являясь каким-то задатком, выражает всю меру его самобытности. Отсюда возникает загадка; может быть, уникальность человека вообще не связана с самой человеческой природой, а проступает в нестандартных формах его бытия очевидно, существо вопроса не в том, что человек обладает неразвитыми инстинктами, ущербной телесностью или интеллектом, а в особенном сплетении этих качеств. Между человеком и реальностью возникло огромное пространство символов и смыслов, которое мы называем культурой, т. к. она является той сферой, где раскрывается творческий потенциал человека. «Культура – это специфика человеческой деятельности, – пишет А. де Бенуа, – то, что характеризует человека как вид. Напрасны поиски человека до культуры, появление его на арене истории само по себе надлежит рассматривать как феномен культуры. Она глубочайшим образом связана с сущностью человека, является частью определения человека как такового». Таким образом, поиск уникальности человека в сфере его бытия может оказаться более продуктивным, нежели стремление отыскать главенствующую черту его природы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *