Что относится к социальной рекламе
Что относится к социальной рекламе
Статья 10. Социальная реклама
1. Рекламодателями социальной рекламы могут выступать физические лица, юридические лица, органы государственной власти, иные государственные органы и органы местного самоуправления, а также муниципальные органы, которые не входят в структуру органов местного самоуправления.
2. Органы государственной власти, иные государственные органы и органы местного самоуправления, а также муниципальные органы, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, осуществляют закупки работ, услуг на производство и распространение социальной рекламы в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Заключение договора на распространение социальной рекламы является обязательным для рекламораспространителя в пределах пяти процентов годового объема распространяемой им рекламы (в том числе общего времени рекламы, распространяемой в теле- и радиопрограммах, общей рекламной площади печатного издания, общей рекламной площади рекламных конструкций). Заключение такого договора осуществляется в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.
3.1. Заключение возмездных и (или) безвозмездных договоров на распространение социальной рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» осуществляется в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.
(часть 3.1 введена Федеральным законом от 30.04.2021 N 124-ФЗ)
Определение оператора социальной рекламы впервые должно быть завершено до 01.07.2021 (ч. 3 ст. 2 ФЗ от 30.04.2021 N 124-ФЗ).
3.2. Для обеспечения равных условий распространения социальной рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с требованиями, указанными в части 3 настоящей статьи, Правительство Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, определяет некоммерческую организацию, осуществляющую функции оператора социальной рекламы.
(часть 3.2 введена Федеральным законом от 30.04.2021 N 124-ФЗ)
3.3. Оператором социальной рекламы может быть определена некоммерческая организация, соответствующая в совокупности следующим требованиям:
1) некоммерческая организация не основана на членстве;
2) в состав учредителей некоммерческой организации не входят иностранные граждане, иностранные организации или международные организации.
(часть 3.3 введена Федеральным законом от 30.04.2021 N 124-ФЗ)
3.4. Сведения об операторе социальной рекламы (наименование, адрес местонахождения, адрес электронной почты, фамилия, имя и отчество (при наличии) руководителя) размещаются на сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
(часть 3.4 введена Федеральным законом от 30.04.2021 N 124-ФЗ)
3.5. Срок полномочий оператора социальной рекламы составляет пять лет. Полномочия оператора социальной рекламы могут быть прекращены Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, досрочно по заявлению оператора социальной рекламы, а также в случае выявления несоответствия оператора социальной рекламы требованиям к оператору социальной рекламы, установленным частями 3.3 и 3.11 настоящей статьи. Решение о прекращении полномочий оператора социальной рекламы не позднее семи дней со дня его принятия направляется оператору социальной рекламы и размещается на сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
(часть 3.5 введена Федеральным законом от 30.04.2021 N 124-ФЗ)
3.6. Оператор социальной рекламы, полномочия которого прекращаются, не позднее дня наделения полномочиями вновь определенного оператора социальной рекламы передает в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, все документы, связанные с осуществлением полномочий оператора социальной рекламы.
(часть 3.6 введена Федеральным законом от 30.04.2021 N 124-ФЗ)
3.7. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, передает полученные документы новому оператору социальной рекламы не позднее семи дней со дня наделения его полномочиями оператора социальной рекламы.
(часть 3.7 введена Федеральным законом от 30.04.2021 N 124-ФЗ)
3.8. Вновь определенный Правительством Российской Федерации оператор социальной рекламы является правопреемником по всем договорам на распространение социальной рекламы, заключенным оператором социальной рекламы, полномочия которого были прекращены.
(часть 3.8 введена Федеральным законом от 30.04.2021 N 124-ФЗ)
3.9. До наделения полномочиями вновь определенного оператора социальной рекламы права и обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом, а также заключенными на основании настоящего Федерального закона договорами, несет некоммерческая организация, полномочия оператора социальной рекламы которой были прекращены.
(часть 3.9 введена Федеральным законом от 30.04.2021 N 124-ФЗ)
3.10. Оператор социальной рекламы:
1) осуществляет анализ информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в целях выявления рекламораспространителей, указанных в части 3.13 настоящей статьи;
2) в случае выявления по результатам анализа информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», рекламораспространителей, указанных в части 3.13 настоящей статьи, направляет им уведомление о представлении сведений об объемах, о способах, формах и средствах распространения рекламы и (или) прогнозных значений объемов распространения социальной рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также направляет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, сведения о выявленных рекламораспространителях, указанных в части 3.13 настоящей статьи;
К нормативным правовым актам РФ, устанавливающим обязательные требования и предусмотренным п. 3 ч. 3.10 ст. 10, не применяется ч. 1 ст. 3 ФЗ от 31.07.2020 N 247-ФЗ (ФЗ от 30.04.2021 N 124-ФЗ).
3) осуществляет сбор и учет сведений об объемах, о способах, формах и средствах распространения рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» рекламораспространителями, указанными в части 3.13 настоящей статьи, для формирования прогнозных значений объемов распространения социальной рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также сбор и учет прогнозных значений объемов распространения социальной рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», представляемых такими рекламораспространителями. Методика определения и уточнения прогнозных значений объемов распространения социальной рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в том числе учета социальной рекламы, распространяемой в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на основании договора, заключенного рекламораспространителями, указанными в части 3.13 настоящей статьи, без участия оператора социальной рекламы, при определении и уточнении прогнозных значений объемов распространения социальной рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий. Критерии отнесения информации, распространяемой в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», к социальной рекламе в целях определения объема социальной рекламы, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, устанавливаются Правительством Российской Федерации;
4) организует распространение социальной рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона. Объемы, способы, формы и средства распространения социальной рекламы, предоставляемой рекламораспространителям и (или) операторам рекламных систем оператором социальной рекламы, определяются оператором социальной рекламы в пределах, установленных частью 3 настоящей статьи, самостоятельно;
К нормативным правовым актам РФ, устанавливающим обязательные требования и предусмотренным п. 5 ч. 3.10 ст. 10, не применяется ч. 1 ст. 3 ФЗ от 31.07.2020 N 247-ФЗ (ФЗ от 30.04.2021 N 124-ФЗ).
5) в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, осуществляет учет социальной рекламы, распространяемой в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» рекламораспространителями, указанными в части 3.13 настоящей статьи, в том числе в целях определения прогнозных значений объемов распространения социальной рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
6) размещает на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» ежегодный отчет о своей деятельности;
7) взаимодействует с рекламодателями, рекламораспространителями, операторами рекламных систем, в том числе в целях заключения договоров на распространение социальной рекламы.
(часть 3.10 введена Федеральным законом от 30.04.2021 N 124-ФЗ)
3.11. Оператор социальной рекламы не вправе:
1) передавать сведения, указанные в пункте 3 части 3.10 настоящей статьи, третьим лицам;
2) использовать сведения, указанные в пункте 3 части 3.10 настоящей статьи, в коммерческих, а также иных целях, не предусмотренных настоящим Федеральным законом, в том числе для распространения рекламы, не являющейся социальной рекламой;
3) взимать плату с рекламодателей за распространение в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» социальной рекламы.
(часть 3.11 введена Федеральным законом от 30.04.2021 N 124-ФЗ)
3.12. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, размещает сведения о выявленных оператором социальной рекламы рекламораспространителях, указанных в части 3.13 настоящей статьи, на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
(часть 3.12 введена Федеральным законом от 30.04.2021 N 124-ФЗ)
3.13. Рекламораспространители, распространяющие в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» рекламу, направленную на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории Российской Федерации, на принадлежащих им информационных ресурсах (сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», страницах сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», информационных системах и (или) программах для электронных вычислительных машин), доступ к которым в течение суток составляет более ста тысяч пользователей информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации, обязаны:
К нормативным правовым актам РФ, устанавливающим обязательные требования и предусмотренным п. 1 ч. 3.13 ст. 10, не применяется ч. 1 ст. 3 ФЗ от 31.07.2020 N 247-ФЗ (ФЗ от 30.04.2021 N 124-ФЗ).
1) направлять оператору социальной рекламы сведения об объемах, о способах, формах и средствах распространения рекламы на принадлежащих им информационных ресурсах для формирования прогнозных значений объемов распространения социальной рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и (или) прогнозные значения объемов распространения социальной рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Требования к сведениям об объемах, о способах, формах и средствах распространения рекламы и прогнозным значениям объемов распространения социальной рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также к срокам и порядку их предоставления утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий;
2) распространять на принадлежащих им информационных ресурсах без взимания платы в пределах объема, установленного частью 3 настоящей статьи, социальную рекламу, предоставляемую для распространения оператором социальной рекламы, на основании договора, заключаемого с оператором социальной рекламы с учетом особенностей, определенных настоящей статьей. Не допускаются любые формы ограничений в отношении оператора социальной рекламы при распространении социальной рекламы в соответствии с требованиями настоящей статьи, за исключением случаев, предусмотренных частью 3.17 настоящей статьи.
(часть 3.13 введена Федеральным законом от 30.04.2021 N 124-ФЗ)
3.14. Рекламораспространитель, указанный в части 3.13 настоящей статьи, вправе на основании договора предоставить возможность распространять рекламу на принадлежащем ему информационном ресурсе оператору рекламной системы, о чем рекламораспространитель обязан уведомить оператора социальной рекламы. В указанном случае взимание платы за распространение социальной рекламы, предоставляемой для распространения оператором социальной рекламы оператору рекламной системы в пределах объема, указанного в части 3 настоящей статьи, с оператора социальной рекламы, оператора рекламной системы не допускается.
(часть 3.14 введена Федеральным законом от 30.04.2021 N 124-ФЗ)
3.15. В случае, предусмотренном частью 3.14 настоящей статьи, оператор рекламной системы обязан направлять оператору социальной рекламы сведения об объемах, о способах, формах и средствах распространения рекламы на информационном ресурсе, указанном в части 3.14 настоящей статьи, для формирования прогнозных значений объемов распространения социальной рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и (или) прогнозные значения объемов распространения социальной рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», предусмотренные пунктом 1 части 3.13 настоящей статьи в сроки и порядке, которые утверждены в соответствии с указанным пунктом.
(часть 3.15 введена Федеральным законом от 30.04.2021 N 124-ФЗ)
3.16. В случае, предусмотренном частью 3.14 настоящей статьи, договор на распространение социальной рекламы в объеме, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, заключается между оператором рекламной системы и оператором социальной рекламы.
(часть 3.16 введена Федеральным законом от 30.04.2021 N 124-ФЗ)
3.17. В случае, если операторами рекламных систем, рекламораспространителями, указанными в части 3.13 настоящей статьи, определены правила распространения рекламы в рамках конкретной рекламной системы или конкретного информационного ресурса, в договоре между оператором социальной рекламы и оператором рекламной системы или рекламораспространителем могут предусматриваться особенности распространения социальной рекламы в части объемов рекламы, распространяемой в определенный период, тематики, содержания, характеристик аудитории. Положения правил распространения рекламы в рамках конкретной рекламной системы или конкретного информационного ресурса не должны противоречить положениям настоящего Федерального закона.
(часть 3.17 введена Федеральным законом от 30.04.2021 N 124-ФЗ)
К нормативным правовым актам РФ, устанавливающим обязательные требования и предусмотренным ч. 3.18 ст. 10, не применяется ч. 1 ст. 3 ФЗ от 31.07.2020 N 247-ФЗ (ФЗ от 30.04.2021 N 124-ФЗ).
3.18. Для рассмотрения вопросов, связанных с распространением в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» социальной рекламы, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, создает совет по вопросам распространения социальной рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Порядок образования и деятельности совета по вопросам распространения социальной рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий.
(часть 3.18 введена Федеральным законом от 30.04.2021 N 124-ФЗ)
3.19. Социальная реклама, распространяемая в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», должна содержать пометку «Социальная реклама», а также указание на рекламодателя социальной рекламы и на сайт, страницу сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию о рекламодателе социальной рекламы.
(часть 3.19 введена Федеральным законом от 30.04.2021 N 124-ФЗ)
(часть 3.20 введена Федеральным законом от 30.04.2021 N 124-ФЗ)
4. В социальной рекламе не допускается упоминание о конкретных марках (моделях, артикулах) товаров, товарных знаках, знаках обслуживания и об иных средствах их индивидуализации, о физических лицах и юридических лицах, за исключением случаев, предусмотренных частями 3.19 и 5 настоящей статьи.
(в ред. Федеральных законов от 03.06.2011 N 115-ФЗ, от 30.04.2021 N 124-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Установленные частью 4 настоящей статьи ограничения не распространяются на упоминания об органах государственной власти, иных государственных органах, органах местного самоуправления, о муниципальных органах, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, о спонсорах, о социально ориентированных некоммерческих организациях, соответствующих требованиям, установленным настоящей статьей, а также о физических лицах, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или нуждающихся в лечении, в целях оказания им благотворительной помощи. В социальной рекламе допускается упоминание о социально ориентированных некоммерческих организациях в случаях, если содержание этой рекламы непосредственно связано с информацией о деятельности таких некоммерческих организаций, направленной на достижение благотворительных или иных общественно полезных целей.
(часть 5 введена Федеральным законом от 03.06.2011 N 115-ФЗ)
(часть 6 введена Федеральным законом от 03.06.2011 N 115-ФЗ)
Виды социальной рекламы
В этой статье речь пойдёт о том, какие существуют виды социальной рекламы согласно различных типов её классификации, а также будет определено место социальной рекламы в общей классификации рекламы.
Общие типы рекламы
Итак, для начала давайте взглянем на самую общую классификацию рекламы и определим в ней место социальной рекламы.
Здесь мы будем исходить из следующего определения рекламы:
реклама – это информация, распространяемая любыми способами и на любых носителях, направленная на формирование и поддержание интереса к чему-либо.
Всю рекламу можно разделить на два основных типа :
I. К оммерческая
II. Некоммерческая
Коммерческая реклама – это реклама, направленная на формирование и поддержание интереса к какому-либо коммерческому объекту (товар, бренд, торговая марка, мероприятие и т.д.), то есть к объекту, реализация которого носит характер извлечения прибыли. Рассматривать этот вид рекламы более подробно мы не будем.
Некоммерческая реклама – это реклама, направленная на формирование и поддержание интереса к некоммерческим объектам, то есть реализация или продвижение которых не носит характер извлечения прибыли. Этот вид рекламы мы рассмотрим более подробно.
Некоммерческая реклама
Некоммерческую рекламу можно разделить на 4 вида:
1. Политическая
2. Социальная
3. Событийная
4. Государственная
Политическая реклама – это реклама, направленная на формирование и поддержание интереса к политическим партиям, движениям, объединениям и т.д. Её в свою очередь можно разделить на брендовую (направленную на узнаваемость какой-либо партии движения и т.д.), агитационную (содержащую призыв проголосовать за конкретную партию) и событийную (содержащую информацию о каком-либо событии, проводимом политической организацией).
Социальная реклама – это реклама, направленная на решение социально-общественных проблем и привлечение внимания общества к ним, а также на обеспечение интересов государства. Виды социальной рекламы мы подробно рассмотрим далее.
Событийная реклама – это реклама, направленная на привлечение внимания общественности к различным некоммерческим культурно-досуговым мероприятиям, праздникам, фестивалям, историческим событиям и проектам. Иногда такую рекламу можно принять за социальную, однако её ключевая особенность в том, что она не направлена на решение социальных проблем. Примерами предметно-событийной рекламы являются поздравления с праздниками (с Новым годом, Днём рождения, Днём защитника Отечества и т.д.); привлечение внимания ко дню города; реклама некоммерческого праздника-фестиваля «Гиперборея» (выставка снежных и ледовых скульптур); реклама мероприятия «Библионочь», направленного на популяризацию пользования услугами библиотек.
4. Государственная реклама – это реклама, направленная на привлечение внимания, формирование и поддержание интереса граждан к государственным услугам, информационным порталам, министерствам и ведомствам и прочим государственным структурам. Например, реклама государственного городского портала.
Важно не путать государственную рекламу как вид некоммерческой рекламы и как вид социальной рекламы. В первом случае – мы смотрим на цель рекламы, во втором – на заказчика. О государственной социальной рекламе будет подробнее сказано ниже.
Виды социальной рекламы
Рассмотрим виды социальной рекламы согласно различных классификаций.
I. По содержанию:
1. Реклама ценностей
2. Реклама некоммерческих организаций, а также различных проектов, событий, мероприятий или программ
3. Информационно-просветительская
1. Реклама ценностей – это вид социальной рекламы, направленный на привлечение внимания, внедрение и распространение в обществе каких-либо нематериальных ценностей, взглядов или убеждений.
Например, реклама трезвости направлена на распространение в обществе трезвеннических убеждений; реклама на тему сохранения чистоты – на распространение в обществе такой ценности, как уважение к чистоте и порядку; реклама на тему внимания к детям – на привлечение внимания родителей к воспитанию своих детей.
2. Реклама некоммерческих организаций, а также различных проектов, событий, мероприятий или программ – это вид социальной рекламы, направленный на формирование и поддержание интереса к различным некоммерческим организациям, движениям, проектам, мероприятиям и событиям, нацеленных в свою очередь на решение социально-общественных проблем и на привлечение внимания общества к ним.
Например, реклама общественного проекта по сбору отходов для целей их переработки направлена на формирование интереса граждан к раздельному сбору мусора и его дальнейшей сдачи в переработку; реклама донорской акции направлена на привлечение интереса к явлению донорства; реклама акции «Библионочь» направлена на привлечение интереса к библиотекам и к чтению книг. Также примером этого вида социальной рекламы служит реклама различных мероприятий по сбору пожертвований на благотворительные цели.
3. Информационно-просветительская реклама – это вид социальной рекламы, содержащий в себе развёрнутую информацию на какую-либо тему и носящий просветительский характер.
В качестве примера такого вида социальной рекламы можно привести плакаты и стенгазеты на темы алкоголя и экологии, содержащие довольно подробную информацию по соответствующим темам.
Следующий тип классификации видов социальной рекламы:
II. По типу заказчика:
1. Государственная социальная реклама
2. Социальная реклама НКО
3. Социальная реклама коммерческих структур
4. Общественная социальная реклама
1. Государственная социальная реклама – это реклама, размещаемая государственными институтами (такими, как: армия, различные органы власти, министерства и ведомства, инспекции и службы) и направленная на обеспечение и защиту интересов этих институтов.
Примерами государственной социальной рекламы являются призывы соблюдать определённую норму закона (вовремя уплачивать налоги, заплатить алименты, соблюдать правила дорожного движения и т.д.); агитация военной службы по контракту; борьба с негативными явлениями в обществе (алкоголизм, курение, коррупция и т.д.).
2. Социальная реклама НКО – это реклама, размещаемая некоммерческими организациями (фондами, общественными движениями, объединениями и т.д.)
Примеры этого вида социальной рекламы – реклама фонда «Милосердие», фонда помощи животным, фонда помощи детям-сиротам.
3. Социальная реклама коммерческих структур – это вид социальной рекламы, размещаемый различными коммерческими организациями по своей инициативе и за свой счёт. В России наибольшую известность среди такой социальной рекламы имеет проект «Всё равно?», реализуемый одним крупным рекламным холдингом.
4. Общественная социальная реклама – это вид социальной рекламы, размещаемый по инициативе, за счёт и от лица неофициальных общественных движений или групп, а также по инициативе и за счёт отдельных граждан.
В России этот вид социальной рекламы за последние годы заметно развился. Сейчас общественниками размещаются как самодельные плакаты, так и готовые плакаты разных движений и проектов, например, «Общего дела». Возможный недостаток такой социальной рекламы – низкое качество оформления. Преимущество – чаще всего, общественники размещают то, что наиболее актуально для нашего общества. То есть внимание больше обращается на содержание и суть, а не на форму. Впрочем, многие плакаты получаются всё-таки вполне приличными по оформлению.
Следующая классификация видов социальной рекламы:
III. По характеру воздействия:
1. Призывающая
2. Вопрошающая
3. Тезисная
4. Информирующая
5. Комбинированная
1. Призывающая социальная реклама, как понятно из названия, содержит в себе чёткий призыв к действию. Например, «будьте примером для детей, живите трезво!»
2. Вопрошающая социальная реклама, в свою очередь, содержит вопрос, адресованный аудитории и как бы заставляющий задуматься о содержании рекламы. Например, «а что важнее для тебя: привычка или здоровье ребёнка?»
3. Тезисная социальная реклама не содержит оценок, но содержит определённый тезис, который в явной форме не склоняет аудиторию к каким-либо действиям или убеждениям, но явно показывает преимущества или недостатки каких-либо моделей поведения в обществе. Например, «у меня не будет ни сигаретки, ни рака лёгких, ни больных детей». Тезис не обязательно должен быть выражен в текстовой форме, он может быть выражен и посредством визуально-графических образов и не содержать никаких слов.
4. Информирующая социальная реклама характеризуется развёрнутой информацией на какую-либо тему. Нацелена донести до аудиторию новую важную информацию, которая при наличии у человека определённых мотивов изменит модель его поведения. Например, стенгазета на тему экологии.
5. Комбинированный вид – когда, к примеру, в рекламе содержится и некая новая информация для аудитории, и призыв к действию. Например, плакат на тему ЕГЭ.
Следующий тип классификации социальной рекламы:
IV. По формату:
1. Звуковая
2. Визуально-графическая
3. Визуально-кинематографическая
4. Визуально-объектная
5. Текстовая
1. Звуковая социальная реклама обычно характерна для радиопередач и может передавать информацию о различных проектах и мероприятиях, а также в звуковой форме преподносить некие тезисы, направленные на изменение модели поведения слушателя. Например, есть социальная аудиореклама, призывающая забрать ребёнка из детского дома.
2. Визуально-графическая социальная реклама представляет собой баннеры, плакаты, постеры, афиши и тому подобные носители. Подразделяется на подвиды: внутренняя (внутри зданий и помещений), наружная (на уличных рекламных конструкциях) и электронно-цифровая (в сети «Интернет», на мобильных устройствах, компьютерах и т.д.)
3. Визуально-кинематографическая социальная реклама представляет собой видеоролики, транслируемые на видеомониторах на улице, в транспорте, внутри зданий и помещений или посредством электронно-цифровой техники. Например, видеоролик «Россия шагает в алкогольную пропасть» или социальная реклама «Дети смотрят. Дети повторяют»:
4. Визуально-объектная – самый необычный вид социальной рекламы, представляющий собой физические объекты, напрямую не предназначенные для распространения рекламы. Например, это могут быть эко-мотивирующие урны, урны для окурков в форме человеческих лёгких.5. Текстовая социальная реклама представляет собой простой текст без каких-либо сопровождающих его образов. Например, на улицах городов существуют экраны с так называемой «бегущей строкой». Иногда на ней можно увидеть, к примеру, предупреждение от МЧС быть осторожным на льду водоёмов. Также текстовая социальная реклама встречается и в интернете. По сути, социальной рекламой является любой текст, который подходит под её определение (информация, направленная на решение социально-общественных проблем и привлечение внимания к ним). Например, если в текстовой форме отображён сценарий видеоролика с социальной рекламой, то такой текст тоже будет социальной рекламой. Однако такая её форма используется всё же редко в силу того, что графические и кинематографические образы воспринимаются аудиторией намного лучше.
И ещё один тип классификации социальной рекламы:
V. По смысловому вектору:
1. Позитивная
2. Негативная
1. Позитивная социальная реклама имеет вектор «ЗА» (что-то правильное, конструктивное, созидательное). Необязательно при этом на плакате должно содержаться слово «за», достаточно просто того, что в рекламе обращается внимание на какое-то позитивное явление и создаётся его положительный образ.
2. Негативная социальная реклама имеет вектор «ПРОТИВ» (чего-то неправильного, деструктивного, разрушающего). В такой рекламе обращается внимание на какие-то проблемы, подчёркивается их губительность для общества, создаётся негативный образ деструктивных моделей поведения.
Например, существует проблема употребления алкоголя и табака, причём стоит она очень остро и имеет колоссальные масштабы в России. В социальной рекламе для решения этой проблемы можно использовать два подхода – позитивный и негативный. Можно привести такие примеры плакатов в соответствии с этими двумя подходами:
Мнения относительно того, какая реклама более эффективна – позитивная или негативная – расходятся. В статье про эффективность социальной рекламы мы рассматривали этот вопрос подробно.
Добавить комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.