Что относится к социально экономическим проблемам в области обеспечения пожарной безопасности

Что относится к социально экономическим проблемам в области обеспечения пожарной безопасности

Статья 3. Система обеспечения пожарной безопасности

(в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 448-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Основные функции системы обеспечения пожарной безопасности:

нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности;

создание пожарной охраны и организация ее деятельности;

разработка и осуществление мер пожарной безопасности;

реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности;

проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности;

содействие деятельности добровольных пожарных, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

научно-техническое обеспечение пожарной безопасности;

информационное обеспечение в области пожарной безопасности;

осуществление федерального государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности;

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

производство пожарно-технической продукции;

осуществление деятельности в области пожарной безопасности;

(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 168-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 11.06.2021 N 168-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

учет пожаров и их последствий;

установление особого противопожарного режима;

организация и осуществление профилактики пожаров.

(абзац введен Федеральным законом от 30.12.2015 N 448-ФЗ)

Источник

Актуальные проблемы пожарной безопасности

4,66 (Проголосовало: 24)

Что относится к социально экономическим проблемам в области обеспечения пожарной безопасности

Обеспечение пожарной безопасности остается в списке самых серьезных проблем. При этом, несмотря на все меры, направленные на достижение этой цели, результаты пока оставляют желать лучшего.

Текущая ситуация в области пожарной безопасности

Одним из самых громких происшествий последнего времени, которое наглядно показало всю сложность ситуации в области пожбезопасности, остается пожар в кемеровском ТЦ «Зимняя вишня», который произошел весной 2018 года. Тогда в результате возгорания погибли несколько десятков человек. Однако это не единственное такое происшествие за последние годы. В этот печальный список стоит включить пожар в пермском клубе «Хромая лошадь», пожар в ТЦ «Адмирал» в Казани и другие события. Все они указывают на то, что считать проблему пожбезопасности решенной пока слишком рано.

Если обратиться к официальной статистике, которая должна прояснить картину лучше, чем отдельные, пусть и громкие происшествия, мы получим следующую картину. По официальным данным МЧС в 2018 году в России произошло более 130 тысяч пожаров. В них погибли почти 8 тысяч человек. И если абсолютное число пожаров в 2018 году несколько снизилось по сравнению с предыдущим годом, то число погибших, напротив, возросло. Травмы и другие нарушения здоровья в результате возгораний в 2018 году получили 9650 человек; тогда как годом ранее, в 2017 году, количество таких граждан составило 9361. Так что говорить об устойчивой тенденции к улучшению показателей пожарной безопасности в России пока рано.

Общее количество пожаров

Число граждан, погибших в результате пожаров

Методика учета

Важный вопрос, который существенным образом влияет на основные показатели пожарной безопасности, заключается в методике учета пострадавших и погибших на пожарах граждан. Эксперты отмечают, что она является достаточно щадящей с точки зрения представления результатов работы компетентных органов в этом направлении.

И это – не единственный способ учета, подчеркивают специалисты. Поэтому официальная статистика в этой области – вещь, достаточно легко поддающаяся изменениям. Если результаты работы в этом направлении окажутся заметно неудовлетворительными, можно будет просто изменить методику подсчета основных показателей, чтобы они стали более или менее приемлемыми.

Основные проблемы в области пожбезопасности

Однако официальная методика учета результатов работы в этой сфере не менялась уже около десяти лет, поэтому на протяжении этого периода основные показатели можно рассматривать как сопоставимые. Анализ этих данных и обстоятельств, которые стали их причиной, указывает, что наиболее серьезными проблемами в этой сфере сейчас становятся:

Состояние нормативной базы

Обеспечение пожбезопасности сейчас справедливо считают одной из самых зарегулированных областей деятельности. По оценкам специалистов, в этой области действуют порядка 1700 нормативных документов, в которых содержится около 100 тысяч различных требований в области безопасности. Очевидно, что большинство владельцев бизнеса не только не в состоянии выполнить все эти требования, которые подчас являются противоречивыми, но даже не всегда знакомы с ними.

Первоначально обозначенная дата завершения этого этапа, намеченная на 15 ноября, похоже, будет смещена на 20 декабря текущего года. Однако окончание работы в этом направлении, намеченное на 1 февраля 2020 года, пока не сдвигалось: предполагается, что к этой дате специалисты Минюста и других вовлеченных ведомств полностью пересмотрят все действующие нормативные документы, в результате чего действующими останутся только те, которые содержат действительно нужные экономике нормы – в том числе в области пожарной безопасности.

Ситуация в области соблюдения действующих норм: строительство зданий

Одна из наиболее заметных проблем сейчас заключается в том, что будущие собственники объектов в той или иной степени пренебрегают требованиями пожарной безопасности уже на этапе проектирования и строительства сооружений и конструкций. Это ведет к тому, что в ходе их эксплуатации проблемы, обусловленные некорректными проектными решениями, становятся неустранимыми.

В числе самых распространенных нарушений действующих нормативов специалисты называют:

Ситуация в области соблюдения действующих норм: эксплуатация зданий

Невыполнение требований пожарной безопасности стало массовым: это подтверждают как сами владельцы бизнеса, так и сотрудники контролирующих органов. В какой-то степени это связано с описанной проблемой, которая касается избыточности действующей нормативной базы. Когда количество правил подготовки помещений и организации работы внутри них так велико, что их одновременное соблюдение становится почти невозможным, владельцы бизнеса нередко принимают решение не пытаться выполнить все требования надзорных органов, а решают проблемы «альтернативными способами».

Кстати, это совсем не обязательно деяние, которое в соответствии со статьей 291 УК РФ рассматривается как дача взятки должностному лицу. Как показал печально известный случай в кемеровском ТЦ «Зимняя вишня», существуют и другие способы обеспечить беспроблемную работу бизнеса – во всяком случае, до тех пор, пока на объекте не произойдет реальное возгорание. Например, в ходе расследования происшествия в Кемерово выяснилось, что по документам большой торговый центр, в котором одновременно могли находиться сотни людей, представлял собой объект… малого бизнеса, а потому был освобожден от прохождения целого ряда проверок, в том числе со стороны пожарного надзора.

После пожара в «Зимней вишне» по всей стране были организованы масштабные проверки пожарной безопасности в крупных ТЦ и других объектах с массовым пребыванием людей. По итогам 2018 года МЧС отчиталось о выполнении 214 360 проверочных мероприятий, из которых две трети носили внеплановый характер, то есть были обусловлены получением информации о наличии оснований для такой проверки – например, об обнаружении на объекте нарушений требований пожарной безопасности. В общей сложности по результатам проведенного контроля инспекторы обнаружили 443 140 нарушений – то есть в среднем по два нарушения на каждый проверенный объект. По итогам этой работы нарушителям выписано 118 596 штрафов на общую сумму в 975 591 000 рублей.

Список типичных нарушений, обнаруженных инспекторами МЧС, достаточно велик. Он включает в себя следующие проблемы:

Пробелы в нормативной базе

Несмотря на большое число действующих нормативных документов, некоторые области в сфере обеспечения пожарной безопасности до сих пор остаются неурегулированными. В этом отношении уполномоченными органами ведется достаточно активная работа. Так, например, сейчас на рассмотрении в Государственной Думе уже находится законопроект № 518816-7, который нацеен на решение одной из самых острых из описанных проблем – нарушений требований пожарной безопасности на стадии проектирования и строительства зданий.

Этот 3нормативный документ предполагает усиление роли государственного пожарного надзора на этом этапе. Она будет заключаться в обязательном характере участия органов ГПН в выполнении экспертизы проекта на предмет его соответствия действующим правилам пожарной безопасности. Это условие будет распространяться не только на строительство зданий, но и на процессы их реконструкции, капитального ремонта, консервации, ликвидации и другие. Кроме того, сейчас также ведется работа над формированием стандартов ГОСТ для пожарной автоматики и ряда других нормативных документов.

Перспективы решения проблем

Одним из наиболее важных направлений работы, которое потенциально может решить многие проблемы в этой области, в МЧС считают внедрение риск-ориентированного подхода. Он позволит оптимизировать процедуру проведения проверочных мероприятий и сделать их более эффективными за счет перераспределения ресурсов ведомства в пользу организаций, представляющих наибольшую опасность с точки зрения риска возникновения пожара. Так, все подконтрольные ведомству предприятия делят на несколько классов пожарной опасности, причем в наиболее опасных предприятиях проверки проводятся с максимальной частотой, тогда как наименее опасные организации вовсе освобождаются от плановых проверок. Важно, что для максимальной результативности процедура применения этого подхода со временем корректируется: так, недавно вступило в силу постановление Правительства РФ от 09.10.2019 № 1303, которое ввело в модель категорию чрезвычайно высокого риска: теперь ей будет уделено особое внимание при организации контроля.

Источник

НЕКОТОРЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

На основе изучение руководящих документов можно сделать вывод о том, что деятельность пожарной охраны, в том что числе и государственной противопожарной службы (ГПС), тесным образом связана с экономикой пожарной безопасности (ПБ). Это вытекает из тех функций и задач, которые стоят перед этими службами в области обеспечения ПБ. Некоторые из них: организация разработки и осуществление государственных мер, нормативное регулирование в области ПБ; координация ГПС деятельности других видов пожарной охраны; разработка и организация осуществления единой научно-технической политики в области ПБ; организация и осуществление государственного пожарного надзора; вопросы лицензирования, противопожарного страхования и др.

Почему же при такой тесной связи отмеченных функций и задач с экономикой ПБ на сегодняшний день существуют экономические проблемы в деле обеспечения пожарной безопасности?

Потому что наступила «новая эпоха», осуществляется переход к рыночной экономике или еще и потому, что в силу тех или иных причин объективного и субъективного характера экономические проблемы в области ПБ на протяжении десятков лет не решались должным образом? Сколько десятилетий тому назад учеными, инженерами и другими сотрудниками ставились экономические проблемы, но они решались очень слабо или вовсе не решались.

В США эта цифра в промышленности составляет около 8%. При чем отмечается тенденция ее роста. Так в одном из зданий, построенных в г. Сиэтле компании «Трансамерика» стоимости всей протиповопожарной защиты достигла 23% общей стоимости строительства. При этом утверждается, что если пожар возникает даже один раз в 50 лет, то расходы на создание и эксплуатацию противопожарной защиты будут оправданы. Можно сказать, что величина капитальных затрат на обеспечение ПБ носит противоречивый характер. И это в первую очередь связано не столько с проблемой по ее оценке, сколько с неприданием этому существенной значимости.

Если оценка общих капзатрат на обеспечение ПБ является сложной, емкой, проблематичной задачей, то оценка капзатрат по отдельным элементам не вызывает особых трудностей. Тогда почему на сегодняшний день нет ответов на такие вопросы: какие капзатраты на установки пожаротушения в резервуарных парках РФ; какие капитальные затраты на наружное и внутреннее противопожарное водоснабжение промизданий; какие капзатраты на пожарную сигнализацию по отдельным объектам и т.д.

Во-вторых, это проблема оценки ущерба (потерь) от пожаров. На сегодняшний день нет однозначности в подходах к определению ущерба от пожаров. И, в особенности, это касается определения косвенных потерь. Не вдаваясь в методические подробности расчета косвенных потерь, отметим только несколько, на мой взгляд, существенных недостатков.

Первый их них, это то, что к косвенному ущербу пытаются относить и текущие затраты. Например, затраты на тушение и ликвидацию пожара. Ведь в последнее время в технико-экономическом анализе используют так называемые общие (приведенные) затраты на обеспечение пожарной безопасности, куда включают капитальные затраты, эксплуатационные расходы (текущие затраты) и ущерб от пожаров. В этом случае происходит повторные счет одной и той же величины. Поэтому такое смешивание (затрат и ущерба) способствует появлению ошибок.

На мой взгляд, при совершенствовании методических подходов по определению ущерба от пожаров необходимо сосредоточить внимание на расширение показателей косвенных потерь, полноте учета и правильности их расчета.

К третьей проблеме можно отнести проблему оценки эффективности мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Разумеется, что если не в полной мере решены выше перечисленные проблемы, то как можно решить эту проблему, решение которой базируется на сопоставлении затрат и результатов. Проблема оценки эффективности мероприятий по обеспечению ПБ можно отнести к проблеме номер один. Иначе не понятно как можно определить тактику, стратегию обеспечения ПБ, как можно создавать различные концепции обеспечения ПБ, осуществлять научно-техническую политику в области обеспечения ПБ, если мы не можем ответить на вопрос: какая социально-экономическая эффективность мероприятий, которые созданы и внедрены за последние десятилетия.

Понятно, что оценить досконально эффективность всех мероприятий задача не простая. Но, опять-таки, если взять отдельные мероприятия (элементы системы ОПБ), например, установки пожаротушения в резервуарном парках, которые внедрялись давным-давно и продолжают внедряться сегодня несмотря на то, что кроме убытков (неоправданных затрат) ничего не наблюдается. Почему они продолжают внедряться? Это социально-экономическая необходимость (за несколько десятилетий ни один пожар не потушен) или это дань моде? Это относится и к пожарной сигнализации, к системам дымоудаления, к автомобилям порошкового пожаротушения и т.д.

К основным причинам такого положения можно отнести следующие. Во-первых, слишком много в деятельности инженерно-технического персонала в области обеспечения ПБ накопилось схоластики и умозрительных конструкций, слишком сильна ориентация на интуитивные доводы и субъективные факторы.

Возникает вопрос, почему количество пожаров зависит только от занимаемой площади (га), а не от более реальных показателей (плотности застройки, категории знаний по пожарной опасности и т.п.)? Сколько затрат требует только это «научно обоснованное» требование, которое, к стати и говоря, существует с тридцатых годов прошлого века?! Почему нет даже дифференцированности предприятий?

Во-вторых, многие не хотят заниматься анализом фактической эффективности, так как это рутинная работа, а научной новизны практически нет. Поэтому большинство специалистов склонны заниматься созданием различных моделей, методик, концепций, схватывать кажущиеся модным на сегодняшний день, так как это дает дорогу в ученый мир и позволяет приобретать авторитет в среде этого ученого мира.

К третьей причине можно отнести низкий уровень экономической подготовки по специальным вопросам в учебных заведениях, готовящих кадры для пожарной охраны. Недостаточный уровень экономической подготовки кадров для пожарной охраны не способствует вовлечению более широкого круга специалистов в творческую работу. Этим объясняется и низкий коэффициент использования знаний, полученных в учебных заведениях на практике.

В свою очередь, причины, приводящие к недостаточной экономической подготовке кадров для пожарной охраны можно разделить на три группы: причины организационного характера; причины психологического характера; причины методического характера.

К причинам организационного характера можно отнести отсутствие специальной экономической подготовки в пожарно-технических училищах (ПТУ). Нам представляется, что это единственное в стране (а может быть и в мире) средне-технические учебные заведения, где вообще не предусмотрено изучение специальной экономики, характерной профилю деятельности выпускников. Желает лучшего и организация экономической подготовки в высших учебных заведениях ГПС. Здесь важно, чтобы более полно, в достаточном объеме отражались экономические вопросы на всех специальных кафедрах. Такая практика давно введена во всех ВУЗах инженерного профиля. необходимо повысить требования к технико-экономическому анализу, выполняемому слушателями (курсантами) в дипломных проектах (работах) и др.

К причинам психологического характера можно отнести следующее. Во-первых, у слушателей почему-то складывается такое мнение, что экономика ПБ не представляет какой-либо сложности, она и так понятна (меньше затратить и больше получить) и не требует серьезного отношения.

Во-вторых, отсутствие достоверной информации рождает мнение о том, что не нужен какой-либо экономический анализ, если он основан на «липовой» статистике. И, отчасти, это верно, в основном из-за низкого качества учетно-регистрационной работы на местах.

К третьей причине психологического характера можно отнести то, что он их не получил, но работал неплохо, был даже в передовиках. Поэтому, видимо, можно работать без этих знаний и после института (академии) ГПС. В итоге складывается следующая ситуация: на практике знания экономики ПБ используются мало или вовсе не используются, так как специалист этими знаниями не обладает, а не обладает потому, что они якобы не нужны. Это существенные психологические барьеры, от которых необходимо избавляться путем не только совершенствования экономического образования, но и путем совершенствования практической деятельности выпускников учебных заведений в системе ГПС.

К причинам методического характера можно отнести то, что в существенной литературе, как правило, нет разъяснений почему нужно использовать именно эту формулу, а не другую, откуда она вытекает, в чем заключается ее смысл и др. Такое положение, к сожалению, не только в институтах ПБ, а практически во всех инженерных ВУЗах. Слушателю инженерного ВУЗа, который приучен к работе по конкретным научным дисциплинам, где все разложено по «полочкам», такая литература вызывает недоумение, что в свою очередь, отбивает желание изучать экономику ПБ.

Для преодоления возникших проблем в области совершенствования экономического образования слушателей (курсантов) учебных заведений в системе ГПС МЧС РФ необходимо разработать стройную систему, соответствующую требованиям сегодняшнего дня, а результатом будет более высокая отдача от специалистов в области обеспечения ПБ, основанная на творческой, более интересной и полезной деятельности.

Не останавливаясь на ряде других экономических проблемах (финансирование, материально- техническое обеспечение ГПС и др.) отметим только то первоочередное, что необходимо сделать для разрешения многих экономических проблем в области обеспечения ПБ.

Источник

Что относится к социально экономическим проблемам в области обеспечения пожарной безопасности

Информация населению согласно Федерального закона

от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»

Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основные функции системы обеспечения пожарной безопасности:

— нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности;

— создание пожарной охраны и организация ее деятельности;

разработка и осуществление мер пожарной безопасности;

реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности;

проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности;

— содействие деятельности добровольных пожарных, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности;

— научно-техническое обеспечение пожарной безопасности;

— информационное обеспечение в области пожарной безопасности;

— осуществление государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности;

— производство пожарно-технической продукции;

— тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ;

— учет пожаров и их последствий;

— установление особого противопожарного режима.

Пожарная охрана подразделяется на следующие виды:

государственная противопожарная служба;

муниципальная пожарная охрана;

ведомственная пожарная охрана;

частная пожарная охрана;

добровольная пожарная охрана.

Основными задачами пожарной охраны являются:

организация и осуществление профилактики пожаров;

спасение людей и имущества при пожарах;

организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

Согласно ст. 34 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» граждане обязаны:

1. Соблюдать требования пожарной безопасности;

2. Иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании), первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с правилами пожарной безопасности и перечнями, утверждёнными соответствующими органами местного самоуправления;

3. При обнаружении пожаров немедленно уведомлять о них пожарную охрану;

4. До прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожаров;

5. Оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров;

6. Выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц государственного пожарного надзора;

7. Предоставлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, возможность должностным лицам государственного пожарного надзора проводить обследования и проверки принадлежащих им производственных, хозяйственных, жилых и иных помещений и строений в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений.

Правила вызова пожарной охраны:

Действия при пожаре:

2. Эвакуировать людей (сообщить о пожаре соседям).

3. По возможности принять меры к тушению пожара (обесточить помещение, использовать первичные средства пожаротушения).

При пожаре люди гибнут в основном не от воздействия открытого огня, а от дыма, поэтому всеми способами защищайтесь от него:

— дышите через мокрую ткань или полотенце;

— в дыму лучше всего двигаться ползком вдоль стены по направлению выхода из здания.

Оставлять детей без присмотра с момента обнаружения пожара и до его ликвидации.

Бороться с пламенем самостоятельно, не вызвав предварительно пожарных, если Вы не справились с загоранием на ранней стадии его развития.

Спускаться по водосточным трубам и стоякам.

В целях обеспечения пожарной безопасности жилого дома (квартиры) Вам рекомендуется выполнить следующие мероприятия:

1. Не оставлять без присмотра включенные в сеть электроприборы (телевизоры, магнитофоны и иное);

2. Не допускать использования горючих абажуров на электролампах;

3. Не допускать устройства временных самодельных электросетей в помещениях;

4. Не допускать эксплуатации электронагревательных приборов без несгораемых подставок;

5. Заменить оголённые и ветхие электрические провода;

6. Не допускать эксплуатации самодельных (кустарных) электронагревательных приборов;

7. Соединение электрических проводов произвести путём пропайки или опрессовки;

8. Не допускать включение электронагревательных приборов без соединительной вилки.

1. Отремонтировать дымоход печи;

2. Очищать дымоход печи не менее 1 раза в 2 месяца;

3. Обелить все дымоходные трубы и стены печи;

4. Напротив дверки печи прибить предтопочный металлический лист размером не менее 50 х 70 см;

5. Довести до 25 см разрыв от стен печи до деревянных конструкций;

6. Не оставлять без присмотра топящиеся печи, а также не поручать надзор за ними малолетним детям.

2. Убрать газовые баллоны из цокольного (подвального) этажа дома;

3. Не допускать устройство вводов газопровода в жилой дом через подвальное помещение;

4. Двери из помещения, где установлены газовые приборы, выполнить открывающимися по ходу выхода из помещения;

5. Разместить у входа в жилой дом предупреждающий знак: «Огнеопасно, Баллоны с газом!»;

6. Запрещается проверка герметичности соединений газового оборудования с помощью источников открытого пламени (спички, зажигалки, свечи).

1. Ликвидировать строения, находящиеся в противопожарных разрывах между домами и другими строениями;

2. В летний период иметь около дома ёмкость с водой не менее 200 л, ведро и приставную лестницу;

3. Решетки на окнах выполнить распашными или легкосъемными;

4. Не оставляйте малолетних детей одних без присмотра.

ЭТО ЗАЛОГ ВАШЕГО БЛАГОПОЛУЧИЯ,

СОХРАННОСТИ ВАШЕЙ СОБСТВЕННОЙ ЖИЗНИ И ЖИЗНИ ВАШИХ БЛИЗКИХ!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *