Что относится к служебному транспорту
Что такое служебный транспорт?
Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ
Статья 264. Прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией
Прежде всего, отметим, что такого понятия как служебный транспорт действующее законодательство не содержит. Как правило, этот термин обозначает транспорт, используемый для осуществления управленческих функций. В основном к служебному транспорту относятся легковые автомобили, автобусы и микроавтобусы, осуществляющие функции перевозки пассажиров, а также железнодорожные, воздушные и иные виды транспорта, принадлежащего предприятию и используемого для служебных целей.
В том случае, если для служебных поездок используется личный автотранспорт, то компенсация учитывается в составе расходов в пределах норм, установленных Правительством РФ. Данные нормы были установлены Постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 г. N 92 «Об установлении норм расходов организации на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организации такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией».
В соответствии с указанным постановлением установлены следующие нормы расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией:
Нормы на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных мотоциклов, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, не установлены.
СЛУЖЕБНЫЙ ТРАНСПОРТ
Сегодня многие компании не имеющие отношения к автомобильной отрасли держат на балансе транспортные средства. Данное обстоятельство является источником постоянной головной боли у специалиста по охране труда, поскольку транспорт выдается не только водителям, но и торговым представителям, менеджерам по продажам, руководству и прочим.
Тема служебного транспорта хорошо (или не очень) проработана с точки зрения бухгалтерского учета, но совершенно забыта с позиций охраны труда.
Возникает путаница по целому ряду процедур. Как оформлять выпуск на линию? Нужно ли проходить медосмотр? Что делать если служебный автомобиль попал в ДТП? Нужен ли дежурный механик? Нужен ли путевой лист? Как списать ГСМ? И много других вопросов, которые мы постараемся разобрать в этой статье.
Для начала давайте определимся с вариантами принадлежности транспортного средства
Мы можем приобрести транспорт на юридическое лицо, можем заключить договор с организацией, у которой берем машину в аренду, а можем заключить договор с работником об аренде его личного автомобиля. Это важно, потому что в гражданском праве есть понятие ответственности без вины. Поскольку автомобиль является источником повышенной опасности в соответствии со статьей 1079 ГК РФ (Ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих), обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности.
Кроме того, юридическое лицо возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей. В соответствии со Статьей 1068. ГК РФ. (Ответственность юридического лица или гражданина за вред, причиненный его работником).
Таким образом, если предприятие приобрело транспорт и передало его в управление работнику, то при ДТП, фирма, в лице своего директора делит всю ответственность с работником, управляющим транспортным средством.
Переложить ответственность на работника можно только в случае если вместе с трудовым договором предприятие заключило с ним договор аренды его личного автомобиля или дополнительное соглашение к трудовому договору о использовании личного автомобиля в служебных целях.
Многие горе-авторы пишут о том, что для компенсации затрат необходимо, что бы работник предоставлял чеки на бензин, иначе будут проблемы с налоговой. На самом деле единственный способ списать ГСМ – это путевой лист, но об этом мы поговорим попозже.
Теперь важно понять для чего мы используем транспорт
Есть два варианта: собственные нужды и для извлечения прибыли.
Если мы заключаем договора перевозки, осуществляем доставку людей или грузов, то это вариант «извлечение прибыли» и тут организация охраны труда в компании ничем не отличается от обычного автотранспортного предприятия. А именно, назначается работник ответственный за безопасность дорожного движения и ответственные за выпуск машин на линию (дежурные механики). Эти люди должны обладать соответствующей квалификацией.
Если же мы используем машины исключительно для собственных нужд, то нам нужно понять, кем является работник, управляющий автотранспортом.
Здесь тоже возможны два варианта. Водитель и обычный сотрудник.
Поскольку ничего не мешает назвать водителя в штатном расписании менеджером, то все упирается в определение его трудовой функции. Работник, который приходит на работу для того, что бы возить кого-то или чего-то, выполняет функционал водителя.
Водитель обязан проходить (В соответствии со статьей 23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ):
В свою очередь и юридические лица обязаны обеспечить требования указанные в законе «О безопасности дорожного движения»:
Статья 20 Федерального закона № 196-ФЗ:
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны:
соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта;
назначить ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта;
обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок и установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, если иное не установлено федеральным законом;
обеспечивать наличие парковки (парковочного места) для стоянки всех принадлежащих им транспортных средств, а также помещений и оборудования, позволяющих осуществлять техническое обслуживание и ремонт этих транспортных средств, или заключение договоров со специализированными организациями о стоянке этих транспортных средств, об их техническом обслуживании и о ремонте;
организовывать и проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Данное требование распространяется не только на компании, использующие служебный транспорт для извлечения прибыли, но и на тех, кто использует автомобили для собственных нужд. Такое мнение было высказано в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 26 июня 2018 г. № 26.
На юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки на основании договоров перевозки грузов, пассажиров и багажа, а также перемещение лиц, кроме водителя, находящихся в транспортном средстве (на нем), и (или) материальных объектов без заключения указанных договоров (перевозка для собственных нужд), распространяются обязанности, предусмотренные для лиц, эксплуатирующих транспортные средства (например, статьей 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).
Из вышесказанного следует, что если сотрудник возит только одного себя любимого (управление автомобилем не изменяет его трудовую функцию), то формально он не является водителем и медосмотры проходить не обязан. Также нет необходимости в полноценной службе эксплуатации транспорта (или еще хуже передаче всех полномочий специалисту по охране труда).
Получается, что для водителя обязанность управлять автомобилем может быть фактором, определяющим вредные условия труда. А менеджерам машина выдается как бонус или элемент статуса.
Но большинство компаний хотят списывать (принимать к учету) ГСМ
А мы с вами уже говорили, что единственный инструмент для списания ГСМ – это путевой лист. Не важно, оформлен он по типовой форме или утвержден приказом по предприятию, путевой лист будет действительным, если на нем указаны данные о прохождении медосмотров, стоит отметка дежурного механика об исправности ТС, указаны километраж и количество топлива в баке.
Если сотрудник приходит с утра на работу и берет со стоянки закрепленный за ним транспорт, то проблем не возникает. А если он ездит на служебном транспорте и по рабочим делам и после работы? Как тогда списать бензин, потраченный за выходные в поездке на дачу?
Тут рискует не только предприятие, но и сам сотрудник у которого могут найти прибыль (компания фактически компенсировала ему стоимость бензина) с которой не уплачен НДФЛ.
Опять же возникнут проблемы в случае ДТП в нерабочее время.
Выходом является каждый раз передавать транспорт в личное пользование, оформляя соответствующий акт, а утром принимать его обратно, но в силу трудозатратности данного процесса мы даже не будем его рассматривать.
Подведем итог
Если посмотреть на проблему с другой стороны, нам нужно выбрать хотим ли мы оформлять документацию, обеспечивать наличие квалифицированного персонала и списывать ГСМ? Или для нас важнее сделать систему как можно проще.
Если по закону мы можем обойтись без оформления путевых листов, медосмотров и ответственных, а это возможно в случае если мы не выполняем работ по перевозке за деньги и не имеем необходимости в водителях по сути, то можно передать служебный автомобиль сотруднику в виде «куска металла».
Для этого у нас должно быть разработано соответствующее положение, где мы закрепляем ответственность и обязанности по содержанию транспортного средства за сотрудником. Приказ о передаче ему автомобиля и доверенность, на основании которой он будет управлять предоставленным ему служебным транспортом.
Правда при этом придется смириться с тем, что мы не сможем принять к учету ГСМ.
Служебный транспорт –это как?
5 ответов
Служебный транспорт- это транспорт, осуществляющий перевозку и доставку сотрудников к месту работы. В основном к служебному транспорту относятся легковые автомобили, автобусы и микроавтобусы, а также железнодорожные, воздушные и иные виды транспорта, принадлежащего предприятию и используемого для служебных целей.
Служебный транспорт имеет каждая мало мальски приличная контора, даже если штат сотрудников у неё не велик, обычно служебный автомобиль есть, как минимум, у директора. И, как правило, в случае необходимости остальные сотрудники тоже могут им воспользоваться в рабочих целях.
Служебный транспорт — это когда компания или организация покупает, берет в аренду автобус (несколько), БУС, автомобиль (предоставляется для некоторых работников, обычно при хорошей должности) для доставки своих работников к (с) места работы.
Транспорт, который возит только работников определенного предприятия. Если хорошая фирма, предприятие, то все работники записываются. Либо есть своя карта, удостоверение. То есть, что-то, что подтверждает личность работника. В таких автобусах почти все работники занимают сидячие места. Ведь автобус рассчитан на определённое количество людей. У транспорта есть свой установленный маршрут. А также, время, в которое он должен быть в таком то месте.
В моем городе есть шахта, туда возят работников. Автобус едит по всему городу и собирает работников. Так как город маленький, то все друг другу знают. Но, я тоже не понимаю, почему нет никаких ограничений. Любой человек может зайти в этот автобус и поехать. И здесь вся надежда на водителя, который будет запоминать каждое лицо.
Такой транспорт считается бесплатным, так как он доставляет каждого работника на место работы. И часто рабочий транспорт ездит даже в другой город за своими сотрудниками. Но, как правило, это делают только крупные предприятия, где очень много работников.
Служебный транспорт, это транспорт, который находится в собственности компании и им могут пользоваться работники. Это и обычные автомобили легковые, и микроавтобусы, автобусы. Собственник компания, либо она берет его во временное пользование, и перевозит сотрудников, к примеру утром служебный автобус забирает работников с остановок и привозит на предприятия, завод или фабрику. Часто крупные фирмы имеют даже свой целый автопарк, они пользуются даже несколькими видами транспорта.
К примеру авто и водитель нанятый, который возит директора, тоже является служебным транспортом. К примеру часто бухгалтера пользуются служебным авто, чтоб попасть в налоговую для сдачи документов.
Служебный транспорт может утром забирать и вечером довозить до остановки, если транспорт находится в промышленном и отдаленном района или даже области. Это удобно для всех сотрудников, когда в пользовании есть авто, то и проблем меньше организационных.
Использование служебного автомобиля в личных целях
Использование служебного транспорта в личных целях директором коммерческой компании или сотрудниками фирмы — явление в Российском бизнесе достаточно частое. Нередко оно рассматривается как дополнительный элемент мотивации сотрудников. Насколько законно и безопасно так использовать машину?
Служебный автомобиль в личных целях
Согласно законодательству РФ, свободное использование коммерческого (служебного) транспорта в личных целях запрещено. Связано это, в первую очередь, с тем, что вся деятельность бизнеса подконтрольна и регламентирована обязательной бухгалтерской отчетностью.
На каждую поездку служебного автомобиля составляется путевой лист, списывается топливо, насчитывается заработная плата водителю. Затраты на поездку четко рассчитываются и списываются бухгалтерией как затраты на производственную деятельность, после чего вычитаются из налогооблагаемой прибыли.
Если коммерческий транспорт используется несанкционировано, не подтверждается никакими внутренними правилами и инструкциями, не проводится по бухгалтерии и не сопровождается списанием затрат, то компания несет потери:
Разумеется, будут проблемы с налоговыми органами, которые любые расходы и затраты на служебный транспорт воспринимают как расходы деятельности компании.
Когда можно приватно использовать коммерческий транспорт?
Только когда в коммерческой компании на этот счет действуют легальные правила (один из вариантов):
Первый вариант понятен и прозрачен — все затраты проводятся по бухгалтерской отчетности. Во втором случае компания должна четко определить «правила игры» и сформулировать в инструкциях основные вопросы: как компенсируется расход ГСМ, как контролируется пробег по спидометру, как ведется отчетность по использованию транспорта, и как используются автомобили.
Правила частного использования служебного автомобиля должно быть утверждены руководящими органами компании и согласованы с налоговыми органами в рамках действующего законодательства.
Какие нужны документы?
Чтобы сотрудник компании мог без последствий управлять служебным автомобилем в нерабочее время, у него на руках должны быть:
Любой из этих документов временно снимает транспортное средство с баланса компании и переносит ответственность за сохранность и целостность авто, а также затрат на ГСМ и амортизацию на водителя, сидящего за рулем. При этом, документы должны оформляться каждый раз, когда автомобиль выезжает из парка компании не по служебной надобности (то есть, по путевому листу). Именно по этой причине такой механизм использования машины не слишком практичен.
Как оформить автомобиль сотрудника (аренда)
Еще один, более простой и законный способ использовать служебный автомобиль в личных целях — аренда. Но не аренда авто сотрудником у компании, а наоборот: аренда компанией личного транспорта сотрудника. При этом, аренда может быть оформлена как на само авто, так и на машину с водителем.
И в том, и в другом случае, использовать в нерабочее время арендованную машину можно без дополнительных документов, так как владелец авто имеет к нему право доступа в любое время.
Если же оба варианта аренды транспортного средства компанию не устраивают, потребуется акт приема/передачи служебного транспортного средства определенному сотруднику, который может использовать его во внеслужебных целях.
Допускается также аренда сотрудником служебного автомобиля на определенное время. Но в этом случае, система бухгалтерского учета будет сложнее, так как придется рассчитывать налог на доход компании с аренды своего транспорта.
Возмещение расходов при использовании служебного авто
Вопросы возмещения затрат на используемый в личных целях служебный автомобиль — один из главных вопросов, которые компания должна сразу решить и узаконить документально, чтобы не нести убытки и не подвергнуться санкциям сотрудников налоговой инспекции.
Способов возмещения сотрудником денежных расходов при эксплуатации служебного транспорта несколько:
Руководство компании само выбирает форму начисления и погашения затрат, после чего схема прописывается в правилах фирмы и отражается в бухгалтерской документации.
Точно так же контроль неслужебной эксплуатации автомобиля может вестись по пробегу (разрешенное количество километров, которые можно проехать на коммерческом авто при личной эксплуатации), что позволяет ограничить и контролировать амортизацию машины и затраты на ее обслуживание и ремонт.
Схема такого контроля проста: руководство компании учитывает цифру пробега до и после поездки в оговоренные временные периоды, а затем отнимает от общего пробега пробег по служебным заданиям (высчитывается по путевым листам). Полученный остаток — и есть расстояние, которое машина проехала в личных целях сотрудников, и оно переводится в количество топлива по техническим характеристикам и амортизацию и диагностической карте автомобиля.
FAQ (часто задаваемые вопросы)
В заключении отметим, что использование коммерческого (служебного, корпоративного) транспорта в личных целях директора или сотрудников компании допускается. Но только в том случае, если в Политике, должностных инструкциях и приказах четко указаны условия такой эксплуатации и методы контроля затрат. Отдельный случай — аренда авто у компании и аренда машины компанией у сотрудника, где действуют правила аренды движимого имущества.
Несогласованная с руководством и никак не контролируемая неслужебная эксплуатация корпоративного транспортного средства запрещена законом, так как ведет к прямым имущественным и материальным убыткам (расходы на ГСМ, амортизация ТС). В случае ее выявления, сотрудник будет нести финансовую, административную, а в отдельных случаях и уголовную ответственность.
Транспортные средства в организации
Не секрет, что у перевозчиков автотранспорт является главным активом, приносящим прибыль. Поэтому неудивительно, что ему уделяется так много внимания, в том числе и на страницах журнала. Детальное рассмотрение всех нюансов приобретения, эксплуатации и выбытия транспортных средств в организации, конечно, полезно. Но иногда бухгалтеру и не обязательно глубоко копать, а нужно лишь знать, как отразить сущность операции. Поэтому редакция журнала открывает рубрику, посвященную бухгалтерскому учету транспортных средств, в которой будет акцентировано внимание на основных бухгалтерских записях.
Транспортные средства в организации.
Виды приобретения ТС.
Автомобиль для осуществления коммерческой деятельности может быть приобретен (получен) следующими способами:
В каждой из перечисленных ситуаций бухгалтеру нужно решить ключевые (базовые) вопросы: ставить или не ставить на баланс ТС, при положительном ответе – как оценить актив и какие затраты включить в его стоимость. Только после этого операция отражается на счетах бухгалтерского учета в стоимостной оценке. Все это описать сложно и достаточно трудоемко, поэтому сформулируем основные выводы и дадим проводки без цифр.
Приобретение по договору поставки.
Приобретение за счет собственных средств. Пожалуй, это самый простой вариант.
Корреспонденция счетов при обычной покупке ТС будет следующей:
Отражено приобретение ТС по договору плюс регистрация
Отражен предъявленный поставщиком НДС*
ТС введено в эксплуатацию в составе ОС
Произведены расчеты с поставщиком и иными контрагентами
* Налог может быть либо поставлен к вычету (Дебет 68 Кредит 19), либо включен в стоимость ТС (Дебет 08 Кредит 19) (по облагаемым либо необлагаемым операциям).
Приобретение по системе trade-in. Данный вариант подразумевает обмен подержанного автомобиля с доплатой на новый автомобиль. Перевозчик как лицо, передающее менее ценное имущество, обязан доплатить разницу в ценах, указанную в договоре с автосалоном, который предлагает данный вид обмена ТС. При обмене автомобиля в бухгалтерском учете транспортных средств нужно отразить доходы и расходы от выбытия старого автомобиля и расходы на приобретение и стоимость нового автомобиля.
Правила определения доходов, расходов при исполнении обязательств неденежными средствами прописаны в п. 6.3 ПБУ 9/99 «Доходы организации», ПБУ 10/99 «Расходы организации», а также в п. 11 ПБУ 6/01. Суть их в рассматриваемой ситуации сводится к тому, что основные стоимостные данные следует взять из договора, в котором должны быть указаны цена нового автомобиля, оценка старого ТС, идущего в зачет, разница, которую нужно доплатить. Не указывается остаточная стоимость прежнего автомобиля, списываемая при обмене ТС, плюс возможные расходы на предпродажный ремонт.
В бухгалтерском учете транспортных средств сделка по обмену автомобилей по схеме trade-in отражается посредством двух встречных реализаций ТС с последующим зачетом взаимных требований и доплатой в цене. Это не противоречит сущности хозяйственной операции и к тому же отвечает оформлению договорных отношений двумя договорами купли-продажи.
Корреспонденция счетов при обмене транспортных средств в организации по системе trade-in будет следующей:
Передача бывшего в употреблении ТС
Отражена передача старого авто как реализация
Начислен НДС с передачи ТС
Списана остаточная стоимость ОС
Приобретение нового автомобиля
Отражено поступление нового ТС
Показан предъявленный НДС
Автомобиль введен в эксплуатацию
Расчеты по обязательствам
Произведен зачет взаимных обязательств сторон
Доплачена разница в цене автомобилей
Автосалон может взять прежнее ТС на комиссию с условием, что если авто будет продано, то часть средств будет возвращена его владельцу. В таком случае сначала придется отразить приобретение нового ТС с уплатой его стоимости, а затем реализацию прежнего автомобиля с последующим получением за него денежных средств.
Приобретение с привлечением бюджетных средств. В таком случае есть два источника финансирования: собственные средства и средства целевого финансирования. Это влияет главным образом на расчеты сторон по договору (перевозчику меньше платить), но не затрагивает квалификацию ТС как объект ОС и его первоначальную стоимость (уплачиваемую по договору с поставщиком сумму плюс иные затраты для приведения автомобиля в состояние, пригодное для использования по назначению).
В отношении целевого финансирования нужно знать несколько основных правил, установленных ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи».
Во-первых, можно выбрать один из двух способов отражения целевого финансирования (п. 7 ПБУ 13/2000):
Во-вторых, целевые средства п. 4 ПБУ 13/2000 разделяются на предназначенные:
В-третьих, целевые средства на капитальные расходы по приобретению внеоборотных активов, включая ТС, списываются систематически на протяжении срока их полезного использования (как правило, в течение срока амортизации) (п. 9 ПБУ 13/2000). При этом само финансирование учитывается в качестве доходов будущих периодов при вводе объектов в эксплуатацию, после чего списывается на прочие доходы в течение срока полезного использования имущества одновременно с начислением амортизации.
Корреспонденция счетов при покупке ТС с использованием бюджетных средств такая:
Получены бюджетные средства для частичного финансирования