Что относится к словообразованию
Глоссарий. Русский язык и литература
Словообразование — раздел науки о языке, который изучает строение слов (из каких частей они состоят) и способы их образования.
Состав слова.
Слово состоит из основы и окончания. В основу водят: приставка, корень суффикс. Приставка, корень, суффикс, окончание — части слова.
Основа и окончание.
В изменяемых самостоятельных словах выделяется основа и окончание, а в неизменяемых — только основа. Основа — это часть изменяемого слова без окончания. В основе слова заключено его лексическое значение. Окончание — это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. Примечания. 1. Чтобы выделить окончание, надо изменить слово. 2. Неизменяемые слова окончаний не имеют. При изменении слова или образовании какой- либо его формы: числа, рода, падежа, лица — изменяются окончания. Окончание выражает разные грамматические значения: у существительных, числительных и личных местоимений (без предлога иди вместе с ним) — падеж и число; у прилагательных, причастий, некоторых местоимений — падеж, число, род; у глаголов в настоящем и будущем времени — лицо и число, а в прошедшем времени — род и число. Окончание может быть нулевым, то есть таким, которое не выражено звуками. Оно обнаруживается при сравнении форм слова. В именительном падеже нулевое окончание (как любое другое в косвенных падежах) означает, что существительное конь, орёл употреблены в форме именительного падежа, единственного числа, мужского рода, 2-го склонения. В основе самостоятельного слова можно выделить значимые части слова: приставку, корень, суффикс.
Корень слова.
Суффикс.
Суффикс — это значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов. Примечание. Суффиксы могут служить для образования форм слов.
Приставка.
Способы образования слов.
Новые слова в русском языке образуются на основе слов, словосочетаний, реже — предложений, которые для нового слова являются исходными. Слова в русском языке образуются следующими основными способами: приставочным, суффиксальным, приставочно—суффиксальным, бессуффиксным, сложением, переходом одной части речи в другую.
Приставочный способ.
При образовании слов приставочным способом приставка присоединяется к исходному, уже готовому слову. При этом новое слово относится к той же части речи, что и исходное слово. Так образуются имена существительные, прилагательные, местоимения, глаголы, наречия.
Суффиксальный способ.
Суффиксальный способ заключается в том, что к основе исходного слова прибавляется суффикс. Таким образом образуются слова всех самостоятельных частей речи. Слова, образованные суффиксальным способом, как правило, являются другой частью речи. Суффиксальный способ является основным для образования имен существительных, прилагательных и наречий. Он является более сложным по сравнению с приставочным способом, так как суффикс прибавляется не к целому слову, а к его основе, причем основа слова иногда видоизменяется: происходит отсечение части основы, изменяется ее звуковой состав, происходит чередование звуков.
Приставочно-суффиксальный способ.
Бессуффиксный способ.
Сложение как способ образования слов.
Сложение сокращенных основ.
Переход слов одной части речи в другую.
Слова образуются также путем перехода одной части речи в другую. При этом, употребляясь в роли другой части речи, они приобретают иное общее значение, теряют ряд своих грамматических признаков. Например: ехали шагом (слово шагом, являясь наречием, не изменяется).
Способы словообразования в русском языке
Способы словообразования — это морфологический, лексико-синтаксический, морфолого-синтаксический и лексико-семантический способ. Способы словообразования показывают, с помощью каких языковых средств образуются новые слова.
Умение определить способы образования слов в русском языке позволит правильно выполнить словообразовательный разбор лексем, составить словообразовательную цепочку и словообразовательное гнездо.
В русском языке выделяются следующие способы словообразования:
Каждый из названных способов словообразования — это активно функционирующая модель образования слов с помощью различных аффиксов и их комбинаций, это слияние (сращение), переход из одной части речи в другую и др.
Вначале рассмотрим морфологический способ образования слов как наиболее продуктивный.
Морфологический способ словообразования
Морфологический способ словообразования является основным в обогащении словарного состава русского языка. Новые слова образуются на базе имеющихся производящих основ путём сочетания их с различными аффиксами.
Лингвистический термин «аффикс» (лат. affixus — «прикрепленный») называет часть слова, имеющую грамматическое значение и видоизменяющую значение корня. По местоположению в слове аффиксы подразделяются на
Отметим, что флексии и формообразующие суффиксы не участвуют в словообразовании.
В зависимости от того, с помощью какой морфемы или комбинации аффиксов образована новая лексема, в русском языке различают следующие виды морфологического способа словообразования:
1. Префиксальный (приставочный) способ — это образование нового слова путем присоединения префикса (приставки) к производящей основе:
2. Суффиксальный способ (суффиксация) — это присоединение к производящей основе словообразующего суффикса:
3. Приставочно-суффиксальный способ используется в образовании новых слов с помощью двух аффиксов: приставки и суффикса
4. Нулевая суффиксация (безаффиксный, бессуффиксальный способ) — это образование нового слова с помощью нулевого суффикса:
5. Постфиксация — это присоединение к производящей основе постфиксов -то, -либо, -нибудь, -ся:
6. Префиксально-постфиксальный (приставочно-постфиксальный) способ используется для образования новых слов с помощью приставки и постфикса:
7. Суффиксально-постфиксальный способ — это присоединение к производящей основе одновременно двух аффиксов: суффикса и постфикса.
8. Сложение — способ образования, при котором происходит соединение
1) двух производящих основ в одно слово
а) без помощи соединительной гласной (интерфикса):
б) с помощью интерфикса:
2) сложение усеченной основы и слова:
3) сложение усеченных основ слов:
4) аббревиация — сложение звуков или названий начальных букв словосочетаний:
9. Сложносуффиксальный способ — это сложение производящих основ с помощью интерфикса и с одновременной суффиксацией:
Таблица с примерами
текст → под текст
гна ть → до гнать
бел ый → бел изн а
паха ть → пах от а
сотвори ть → сотвор ени е
люд и → без люд н ый
долг ий → за долг о
дом → на дом ник
отдыха ть → отдых
зелен ый → зелень
супруг → супруга
как ой → какой- нибудь
чт о → что- то
где → где- либо
6. Сложение:
1) двух основ
2) двух основ + суффикс
3) сокращенных основ
4) начальных букв или звуков
7. Слияние целых слов
густо, населенный → густонаселенный
мало, знакомый → малознакомый
8. Переход из одной части речи в другую
Лексико-синтаксический способ словообразования
С помощью лексико-синтаксического способа словообразования были образованы слова из целого словосочетания путём «склеивания» их компонентов:
При таком способе происходит слияние, или сращение, самостоятельных слов разных частей речи в одну лексическую единицу. Слияние отличается от сложения тем, что методом сложения образуются сложные слова только от полнозначных слов или их частей.
Слияние образовало лексемы от сочетаний слов, включая служебные слова, с сохранением порядка слов и падежных окончаний. Слова, в старину писавшиеся раздельно, в современном языке пишутся слитно и приобретают одно ударение:
В современном русском языке очень продуктивно слияние в образовании сложных слов, первой частью которых является наречие с суффиксом -о- или -е (быстро, высоко, выше-, низко, ниже-, близко, ближе-, глубоко, легко, мало, много и пр.), а второй частью — прилагательное или причастие:
Морфолого-синтаксический способ словообразования
Морфолого-синтаксический способ словообразования представляет собой переход слова из одной части речи в другую. Так образовалось множество существительных из прилагательных (причастий), которые потеряли способность обозначать признак и приобрели вещественность.
Произошла субстантивация (лат. substantivum — имя существительное) — грамматический переход в разряд существительных слов других частей речи.
Понаблюдаем:
Переход слов из одной части речи в другую может происходить путем лексикализации — превращением отдельной грамматической формы в слово новой части речи:
Таким способом формы творительного падежа существительных изрядно пополнили самостоятельную часть речи наречие:
мигом, пешком, летом, осенью, весной, рядом, днем и т. д.
Лексико-семантический способ словообразования
Лексико-семантический способ словообразования представляет собой распад значений многозначного слова. Значения слова расходятся по смыслу настолько далеко друг от друга, что образуют отдельные лексические единицы. Так в русском языке возникают омонимы:
Видеоурок
Способы словообразования в русском языке.
Способы словообразования в нашем языке можно классифицировать благодаря тому, какое средство использовано для создания нового слова. Часто способы могут комбинироваться в одном слове.
В русском языке можно выделить следующие способы словообразования:
Убирать — уборщик, двор — дворник, второй — вторник.
Широкий — ширь, выходить — выход.
Дорого — недорого, город — пригород, смотреть — присмотреть.
Стена — застенок, рана — подранок, пилить — напильник.
Быстро растворимый — быстрорастворимый, лишенный ума — умалишенный.
Проводит воду — водопровод, рубит лес — лесоруб.
Водопровод — водопроводчик, лесоруб — лесорубка.
Больной человек (прил.) — больной (сущ.), столовая ложка (прил.) — столовая (сущ.).
Как мы уже узнали, русский язык — живое явление, именно поэтому процесс словообразования влечёт за собой множество других процессов, которые помогают адаптировать новые слова к нашей речи не только морфологически, но и фонетически. Среди них можно выделить три следующих явления:
— Чередование согласных и гласных часто происходит при образовании новых слов:
— Вставки интерфикса (морфемы, которая фонетически соединяет две основы в одно слово):
мяс о рубка, кост о лом.
Как вывод, можно сделать следующее заключение. Русский язык действительно «велик и могуч», он регулярно обновляется, пополняется и растёт. Главным способом такого роста является процесс словообразования. Из данной статьи мы поняли, что есть два основных средства словообразования : это словообразование с помощью морфем (суффиксов, префиксов), а также словообразование с помощью операций с основами (сращение, сложение, сокращение и аббревиация). Все эти знания нужны для того, чтобы понимать происхождение слов, уметь выделять производные и производящие основы.
Способы словообразования – что это такое, какие они бывают, как легко научиться их различать
Их несколько, давайте научимся в них разбираться.
В русском языке очень многие слова происходят друг от друга. Делают они это через разные способы словообразования. Например, был глагол «делать», от него образовалась форма настоящего времени «делает», от нее – причастие «делающий».
Давайте выясним, какие способы словообразования есть в русском языке и как в них легко и быстро разобраться.
Морфологический
В школе надо в первую очередь знать именно этот способ. Он подразумевает создание новых слов с помощью приставок и суффиксов. Если говорить более научно – с помощью аффиксов.
Внутри него выделяется несколько подтипов в зависимости от того, какой аффикс присоединяется. Разберем их.
Приставочный
Берется слово и к нему добавляется приставка. Появляется слово с другим значением. Например, было слово «тип», а стало – «подтип». Было «читать» – стало «прочитать».
Обратите внимание, присоединяться должна только приставка. Если присоединяется приставка вместе с суффиксом – это уже другой тип.
Суффиксальный
Когда новое слово образуется с помощью суффиксов. Был «лес», а стал «лесник». Был «двор», стал «дворник».
Этим же способом образуются отглагольные существительные: вдохновить – вдохновение, потеплеть – потепление, погрузить – погружение.
Приставочно-суффиксальный
Вот это как раз та ситуация, когда к слову добавляются сразу и приставка, и суффикс. Например: вода – подводник, стакан – подстаканник.
Бессуффиксный
С этим вариантом сложнее всего. Надо понять, что сначала у слова был какой-то суффикс, а потом он отпал. Тут важно еще разобраться, какое слово первично, а какое вторично.
Существительное «выход» появилось как раз благодаря бессуффиксному способу. Сначала люди «выходили» где-то, а потом назвали это место словом «выход». Оно появилось «удалением» суффикса «и».
Таким способом очень часто образуются существительные от глаголов. Например, сначала люди припевали, а потом назвали часть песни, которую припевают, «припевом», убрав при этом суффикс «а».
Вот еще интересный пример. Было слово «свинья» с суффиксом «j» (потому что «я» делится на «j» и «а»). Суффикс отпал и получилось прилагательное «свиной».
Постфиксальный
Вот и получается: умыть – умыться, кто – кто-то, какая – какая-либо, что – что-нибудь.
Приставочно-постфиксальный
По названию уже понятно, что прибавляется и приставочка, и постфикс.
Примеры: думать – додуматься, мурлыкать – намурлыкаться, спать – выспаться.
Суффиксально-постфиксальный
Когда добавляется и суффикс, и постфикс. Например, вот есть слово «толпа». А когда люди начинают создавать эту толпу, входят в нее, выходят, их действия обозначаются глаголом «толпиться». Он появился благодаря суффиксу «и» и постфиксу «ся».
Сложение
Слова могут складываться двумя путями. Когда они берутся полностью и когда одно из слов усекается.
Если слова берутся полностью, то они могут соединяться через дефис или через соединительную гласную. Примеры для соединения через дефис: кресло-качалка, диван-кровать. Соединение через соединительную гласную: газопровод, теплотрасса, водоворот.
Разберем второй случай. Например, слово «землемер» происходит от двух слов: «земля» и «мерить». Второе слово добавляется в «усеченном» виде, у него отпадает суффикс «и».
Слово «медпункт» появилось примерно так же, только в нем усекалось уже первое слово, а не второе. Было «медицинский», стало «мед».
Иногда усекаются вообще оба слова. Как появился «завуч»? Был «заведующий» и были «учителя». Оба слова затем «усеклись», сложились и получился «завуч».
Как-то раз преподавательница на лекции спросила, что значит «собес». Все молчали. Одна студентка сказала: «Это там, где бабушки». Я подумал: странно, это же легко. И сказал: «Совет безопасности».
Преподавательница закатила глаза и говорит: «Это СОВБЕЗ!».
Вот. «Собес» расшифровывается как «социальное обеспечение». Имейте в виду и не путайте бабушек с политиками международного уровня.
Сюда же относится способ аббревиации. Когда берутся первые буквы и из них складывается аббревиатура. ЕГЭ – единый государственный экзамен, МГУ – Московский государственный университет.
Сложносуффиксальный
Когда и слова складываются, и еще суффиксы добавляются. Например, как появилось слово «хлеборезка»? Был «хлеб», был глагол «резать». Они сложились, причем глагол был взят в усеченном виде – без суффикса «а». Получилось «хлеборез». К этому «хлеборезу» добавилась буква «к», и получилась хлеборезка.
Другой пример. Прилагательное «длинношерстный». Оно появилось из слов «длинный», «шерсть», соединительной гласной «о» и суффикса «н».
Лексико-синтаксический способ
Это когда два и более слов сливаются в одно. Часть слов образовалась лексико-синтаксическим способом уже давно, например: сегодня (было местоимение «сего» и существительное «дня»), сейчас (от местоимения «сей» и существительного «час»).
Некоторые слова продолжают образовываться и в настоящее время. Например, от сочетаний наречия и прилагательного: низкомолекулярный (низко + молекулярный), высококонверсионный (высоко + конверсионный), вышеупомянутый (выше + упомянутый).
Как не спутать лексико-синтаксический способ словообразования со сложением? Обращайте внимание вот на такие моменты.
Морфолого-синтаксический способ
У этого способа есть более простое и всем нам знакомое название – переход из одной части речи в другую. Например, было прилагательное «больной» – больной человек. Оно постепенно превратилось в существительное: «Там лежит (кто?) больной».
Рассмотрим примеры с другими частями речи. Вот было существительное с предлогом «до смерти» – и вдруг превратилось в наречие: «Он устал (как?) до смерти».
Было причастие «командующий [военно-морским флотом]», а стало существительное: «Говорит командующий».
Было деепричастие «лежа», а стало наречие: «Я читал (как?) лежа». Его на первый взгляд сложно отличить от деепричастия, но это именно наречие, потому что оно обозначает признак действия, а не добавочное действие. То есть я не читал и при этом еще что-то делал (лежал), а занял удобную позу (лежа) и в ней читал.
Лексико-семантический способ
Это когда было одно слово с большим количеством лексических значений. Потом эти значения стали отдаляться друг от друга и постепенно связь между ними совсем утратилась. Появились омонимы.
Например, вот было слово «брань». Оно обозначало битву какую-нибудь, когда богатыри шли на «поле брани» и дрались там.
Потом у него появилось второе значение – «плохие слова». Отсюда «браниться» – ругаться плохими словами.
И так получилось, что значения очень отдалились друг от друга и сейчас «брань» (битва) и «брань» (ругань) в нашем сознании уже почти не связаны.
Чтобы лучше понять эту тонкость, прочитайте две моих статьи: про омонимы и про многозначные слова. Они небольшие, но я там даю много примеров и учу видеть разницу между этими двумя лексическими единицами.
Полезные материалы по теме
Вот вам обобщающая таблица со всеми способами словообразования.
Обязательно посмотрите другие мои статьи по лексике и морфемике:
Еще я в каждой своей статье рекомендую читателям подборки с курсами подготовки к ЕГЭ, ОГЭ и ВПР. Эти курсы проводятся в групповом формате, а ведут их учителя-эксперты, которые сами же эти ЕГЭ, ОГЭ и ВПР создают и проверяют. За счет группового формата курсы более дешевые, чем репетиторство. Плюс, изучать их можно из дома, не надо никуда ехать.
Из учебников я вам рекомендую книгу Веры Васильевны Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 класс». Очень хорошее пособие. В нем собран теоретический материал, который школьники изучают с 5 по 9 класс – все то, что выносится на ОГЭ и ЕГЭ.
Приобретите книгу и сначала прочитайте ее от начала до конца. Потом разбирайте и заучивайте темы, которые вызывают у вас затруднения и с которыми вы чаще всего сталкиваетесь. А потом осваивайте оставшийся материал.
Посмотрите видеоролик по способам словообразования, чтобы еще раз закрепить тему:
Заключение
В этой статье я попытался объяснить вам, какие есть способы словообразования в русском языке. Скоро выйдут еще статьи на эту тему, где мы проанализируем каждый способ более подробно, рассмотрим разные нюансы и тонкости. Подпишитесь на мою рассылку, чтобы ничего не пропустить.
Напишите, пожалуйста, комментарий к статье. Была ли она для вас информативной, легко ли было ее читать? Скажите мне обо всех недостатках, которые есть в тексте, чтобы я мог их исправить и учесть на будущее.
Способы словообразования в русском языке: суффиксальный, приставочный и другие способы
Словообразование – это раздел языкознания, который изучает строение словарных единиц и способы их образования. В русском языке существуют различные способы словообразования, которые показывают, с помощью каких языковых средств образуются новые слова.
Каждый способ словообразования – это функционирующая модель образования слов с помощью различных аффиксов и их комбинаций. Это сложение, переход от одной части речи в другую и т.д.
Морфологический способ образования слов
В современном русском языке есть основные способы словообразования. Первый, о котором мы поговорим – это морфологический (слова образуются при помощи присоединения морфем к производящей основе или слову).
Данный способ основан на взаимодействии производящих основ с другими морфемами: приставками (префиксами), суффиксами, постфиксами, интерфиксами и окончаниями.
Выделяют следующие морфологические способы словообразования в русском языке:
Для того, чтобы было более понятен принцип образования слов в каждом конкретном случае, приведем примеры для каждого способа словообразования.
Приставочный: бежать – добежать; прочный – сверхпрочный; заголовок – подзаголовок; брать – отобрать и т.д.
Суффиксальный: земля – земляк; пахать – пахота; теплый – теплота; комфорт – комфортабельный; белый – белизна.
Приставочно-суффиксальный: локоть – подлокотник; мышца – внутримышечный; стенка – застенок; гора – пригорок.
Нулевая суффиксация: тихий – тишь; бегать – бег; отдыхать – отдых; зеленый – зелень.
Постфиксация: кто – кто-нибудь; какой – какой-нибудь; что – что-то.
Приставочно-постфиксальный: мечтать – размечтаться; плакать – расплакаться; есть – наесться.
Суффиксально-постфиксальный: пост – поститься; гордый – гордиться; ветвь – ветвиться.
Сложение предполагает разные варианты словообразования. Есть чистое сложение:
Существует сложение с суффиксацией – это способ, который предполагает использование словообразовательных средств, которые применяются при сложении и при суффиксации:
Сращение: высоко оплачиваемый – высокооплачиваемый; мало соленый – малосоленый; быстро растворимый – быстрорастворимый; ума лишенный – умалишенный.
Аббревиация: заработная плата – зарплата: центральный спортивный клуб армии – ЦСКА; запись актов гражданского состояния – ЗАГС; военный комиссариат – военкомат.
Усечение: заместитель – зам; килограмм – кило; метрополитен – метро; специалист – спец.