Что относится к системе оценки экологического риска
Что относится к системе оценки экологического риска
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РУКОВОДСТВО ПО ПРИМЕНЕНИЮ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ МЕР БЕЗОПАСНОСТИ И ОЦЕНКИ РИСКОВ. ЗАЩИТА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРИРОДНЫХ ЗОН
Общие аспекты и мониторинг
Environmental management. Guidance for organizational safeguards application and risk assesment. Native zone protection. General aspects and monitoring
Дата введения 2011-09-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Научно-техническим центром «ИНТЕК»
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 20 «Экологический менеджмент и экономика»
5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Ноябрь 2019 г.
Введение
Оценка экологического риска является интегрированной частью корректирующих исследований и изучений мер, направленных на охрану окружающей среды. Корректирующие исследования состоят из трех частей:
Исследование природы и степени загрязнения окружающей среды направлено на определение наличия химических элементов на изучаемом участке, а также на оценку области их распространения и концентраций.
Оценки экологического риска и риска для здоровья людей обусловливают потенциальные возможности влияния неблагоприятных (негативных) явлений и их последствий на окружающую среду и здоровье людей.
Настоящий стандарт может применяться самостоятельно или в качестве дополнения к стандарту ГОСТ Р 14.09-2005 «Экологический менеджмент. Руководство по оценке риска в области экологического менеджмента».
Цель настоящего стандарта заключается в предоставлении руководства по осуществлению мониторинга, на основе которого собираются и обновляются данные для оценки экологического риска.
Настоящий стандарт использует положение ссылочного документа по основным принципам мониторинга (2003) к Директиве ЕС об интегрированном предотвращении и контроле загрязнений (IPPC) 96/61 ЕС*.
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает требования к проведению оценки экологических рисков, предназначенной для природоохранных зон (природных парков, заповедников) и зон, представляющих особую значимость с точки зрения их использования в качестве экологически важных объектов для реабилитации (зоны отдыха, туристические базы), а также требования к проведению экологического мониторинга, необходимого для проведения оценки риска.
Настоящий стандарт устанавливает руководящие положения по мониторингу окружающей среды вблизи промышленных источников загрязнений и распространяется на хозяйственную и иную деятельность, осуществляемую на промышленных объектах, принадлежащих субъектам, включая юридических лиц и индивидуальных предпринимателей любых форм собственности.
Настоящий стандарт может стать основой для разработки методов, учитывающих специфические особенности конкретных экологических объектов и ситуаций. Он также может применяться для целей менеджмента рисков, когда мониторинг играет большую роль для снижения уровня рисков.
Настоящий стандарт не распространяется на оборонную продукцию и ядерные объекты.
Положения, установленные настоящим стандартом, применяют во всех видах документации и литературы, относящихся к сферам обеспечения экологической безопасности в процессах хозяйственной деятельности.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 30772 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения
ГОСТ Р 14.09 Экологический менеджмент. Руководство по оценке риска в области экологического менеджмента
ГОСТ Р 51897 Менеджмент риска. Термины и определения
ГОСТ Р 51898 Аспекты безопасности. Правила включения в стандарты
ГОСТ Р 52104 Ресурсосбережение. Термины и определения
ГОСТ Р ИСО 14001 Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению
ГОСТ Р ИСО 14050 Менеджмент окружающей среды. Словарь.
ГОСТ Р ИСО 19011 Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента
3 Термины, определения и сокращения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р ИСО 14001, ГОСТ Р 51897, ГОСТ 30772, ГОСТ Р 52104, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 биоаккумуляция: Процесс поглощения организмом химических веществ с помощью прямого воздействия загрязнений из окружающей среды или через продукты питания, содержащие химические вещества.
3.2 биопроба: Испытание, проводимое в целях сравнительной оценки влияния конкретного химического и стандартного (эталонного) веществ на подготовленный специальным образом живой организм.
3.3 верхний уровень стрессора, не вызывающий неблагоприятного эффекта (ВУС): Самый высокий уровень стрессора, выявленный при испытаниях на токсичность или при проведении биологического наблюдения в полевых условиях, который не вызывает статистически значимого эффекта влияния на данную окружающую среду по сравнению с контрольным или эталонным участком.
3.4 загрязнение: Любой природный и антропогенный физический или информационный агент, химическое вещество и биологический вид, главным образом микроорганизмы, попадающие в окружающую среду или возникающие в ней в количествах, выходящих за рамки обычных предельных естественных колебаний или среднего природного фона.
3.5 идентификация опасности: Определение того, может ли подверженность стрессору вызвать усиление неблагоприятного эффекта в окружающей среде и какова вероятность наступления неблагоприятного события.
3.6 индекс опасности (ИО): Показатель, характеризующий опасность загрязнения, выражаемый безразмерной величиной, значение которой равно сумме коэффициентов опасности для множества загрязняющих веществ и/или множественных способов воздействия на окружающую среду.
3.7 конечная точка измерения (КТИ): Измеряемая экологическая характеристика объекта, связанная с оцениваемой характеристикой воздействия загрязнения, выбранной в качестве конечной точки оценки (КТО).
3.8 конечная точка оценки (КТО): Точное выражение значения экологической характеристики (показателя) или экологической ценности испытуемого объекта, которая должна быть защищена от воздействия загрязнения.
3.9 концептуальная модель (КМ): Модель, описывающая ряд рабочих гипотез действия стрессора на экологические компоненты объекта и/или окружающей среды.
3.10 косвенный эффект: Эффект воздействия, при котором стрессор действует на компоненты поддержания экосистемы, оказывающие влияние на рассматриваемый экологический компонент окружающей среды.
3.11 коэффициент опасности: Отношение уровня внешнего воздействия загрязнения на вещество к значению токсичности, выбранному для оценки риска применительно к данному веществу.
3.12 механизм токсического действия: Механизм, посредством которого химические вещества осуществляют свое токсическое действие, производя изменения на уровне клеточной биохимии или физиологии.
3.14 наименьший уровень значимости неблагоприятного эффекта (НЗНЭ): Самый нижний уровень воздействия стрессора, определенный при испытаниях на токсичность или при проведении биологического наблюдения в полевых условиях, при котором наблюдается статистически значимый эффект неблагоприятного влияния на подвергающиеся воздействию организмы по сравнению с не подвергающимися неблагоприятному воздействию организмами на контрольном или эталонном участке.
3.15 подверженность неблагоприятному воздействию: Реакция, обусловленная совместным нахождением или контактом стрессора с экологическим компонентом и являющаяся результатом взаимодействия между химической и биологической системами или организмом.
3.16 прямой эффект: Эффект, при котором стрессор действует непосредственно, а не через другие компоненты экосистемы на рассматриваемый экологический компонент.
3.17 путь воздействия (цепочка воздействия): Путь химического или физического агента от источника неблагоприятного воздействия до организма, на который оказывается это воздействие.
3.18 риск: Сочетание вероятности события и его последствий.
3.19 скрининговый уровень (уровень экранирования): Установленная граница учета и влияния всего, что уже при первичном анализе не может привести к неприемлемому уровню экологического риска.
3.20 стрессор (загрязнитель): Любой физический, химический или биологический объект, неблагоприятное воздействие которого может вызвать нежелательный эффект.
3.21 судьба (материала): Расположение материала в различном экологическом окружении (почвы, осадки, вода, воздух, биотические организмы), являющееся результатом его переноса, трансформации и/или деградации.
3.22 трофический уровень: Элемент функциональной классификации организмов в пределах сообщества, которая основана на отношениях в плане питания.
3.23 фактор биоаккумуляции (ФБА): Отношение концентрации загрязнения в организме, который может поглотить загрязнение при прямом контакте или через продукты питания, к его концентрации в окружающей среде при устойчивом состоянии.
3.24 фактор использования области: Отношение размера выделенного для изучения участка, на котором осуществляется питание и воспроизводство организма, к размеру области загрязнения исследуемого участка.
Приложение 1. Методические указания по оценке экологических рисков
от 25 мая 2000 г. N 137
Методические указания
по оценке экологических рисков
1. Термины и определения
1.1. Источник повышенной экологической опасности.
Источник юридического лица либо гражданина признается создающим повышенную экологическую опасность, если деятельность по его эксплуатации связана с получением, использованием, переработкой, образованием, хранением, транспортировкой, складированием и размещением опасных веществ (токсичных, высокотоксичных, окисляющих, взрывчатых, воспламеняющихся, горючих веществ, горючих жидкостей, газов, взрывоопасных пылей и их смесей, иных веществ, представляющих опасность для окружающей природной среды), а также если эта деятельность связана с использованием транспортных средств, механизмов, перевозкой опасных грузов, использованием электрической энергии высокого напряжения, гидросооружений.
Категории и виды опасных веществ, в связи с обращением которых эксплуатируемый источник признается создающим повышенную экологическую опасность, устанавливаются Приложением 1 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.97 г. N 116-ФЗ и нормативными актами Российской Федерации, действующими в сфере нормирования природопользования.
Экологически опасный объект определяется по критерию:
— суммарного количества опасного вещества (веществ), учитываемого для объектов, расположенных на отдельном предприятии, участке, площадке, в цехе ближе 500 метров друг к другу;
— участка, на котором осуществляется перевозка опасного груза железнодорожным (рельсовым) транспортом, его погрузка и отгрузка;
— отдельного наземного, речного либо морского транспортного и иного самоходного средства, снаряженного специальной емкостью для перевозки опасного груза;
— отдельного речного либо морского транспортного средства, снаряженного топливным баком (резервуаром);
— отдельного гидротехнического сооружения (узла).
1.3.1. органы управления, специально уполномоченные в области охраны окружающей природной среды;
1.3.2. экспертные организации, имеющие лицензию Госкомэкологии Нижегородской области на проведение работ по оценке воздействия на окружающую природную среду проектируемых и действующих предприятий;
1.3.3. экспертные организации имеющие лицензию Госкомэкологии РФ на проведение экологического аудирования производств предприятий-природопользователей и субъектов предпринимательства, зарегистрированные в Государственном комитете по охране окружающей среды Нижегородской области.
По результатам проведенной оценки экологического риска определяется:
— уровень экологической опасности объектов заказчика-страхователя;
— размер вреда (убытков), который может быть причинен в результате загрязнения либо разрушения окружающей природной среды.
1.7. Вред, причиненный загрязнением (разрушением) окружающей природной среды. При расчете размера вреда, который может быть причинен в результате загрязнения либо разрушения окружающей природной среды, учитываются следующие убытки:
— ущерб, который может быть причинен объектам окружающей природной среды, рассчитываемый по установленным таксам и методикам;
— расходы, которые необходимо будет произвести для восстановления нарушенного экологического состояния (затраты на локализацию загрязнения (разрушения), предотвращение большего размера вреда и ликвидацию последствий загрязнения (разрушения).
Страховая сумма по договору экологического страхования ответственности устанавливается сторонами в договоре страхования на каждый экологически опасный объект страхователя, исходя из размера вреда, который может быть причинен окружающей природной среде в результате ее аварийного загрязнения (разрушения).
Страховым событием признается внезапное, неожиданное, идентифицированное и ненамеренное аварийное загрязнение (порча, повреждение, разрушение) окружающей природной среды, произошедшее в результате воздействия источника повышенной экологической опасности.
К факторам экологического риска относятся события, повлекшие загрязнение либо разрушение окружающей природной среды:
— авария гидротехнического сооружения, повлекшая сброс опасных отходов либо аварийный сброс воды.
2.1. Настоящие Методические указания разработаны в соответствии с Законом «Об экологическом страховании в Нижегородской области» от 20.08.97 г. и «Положением об аварийных комиссарах по экологическим рискам», утвержденным постановлением губернатора Нижегородской области от 22.12.97 г. N 353.
2.2. Методические указания устанавливают:
— основные требования и порядок проведения оценок экологических рисков для целей страхования гражданской ответственности организаций и граждан за вред, причиненный загрязнением (разрушением) окружающей природной среды;
— отношения между заказчиком и исполнителем при проведении оценок экологических рисков;
— требования по оформлению и экспертизе заключений, содержащих оценку экологического риска.
2.3. Методические указания предназначены для органов Госкомэкологии Нижегородской области, специалистов служб аварийных комиссаров, страховых организаций и владельцев источников повышенной экологической опасности.
2.4. Оценка экологического риска проводится для целей:
— определения уровня экологической опасности эксплуатируемых объектов (источников повышенной экологической опасности);
— определения возможного размера вреда, который может быть причинен в результате загрязнения (разрушения) окружающей природной среды;
— обеспечения страхования гражданской ответственности организации либо гражданина за вред, причиненный загрязнением (разрушением) окружающей природной среды.
2.5. Оценка экологического риска осуществляется за счет средств владельцев экологически опасных объектов службами аварийных комиссаров:
— органами управления, специально уполномоченными в области охраны окружающей природной среды;
— экспертными организациями, имеющими лицензию Госкомэкологии Нижегородской области на проведение работ по оценке воздействия на окружающую природную среду проектируемых и действующих предприятий;
— экспертные организации имеющие лицензию Госкомэкологии РФ на проведение экологического аудирования производств предприятий-природопользователей и субъектов предпринимательства, зарегистрированные в Государственном комитете по охране окружающей среды Нижегородской области.
2.6. Ответственность за правильность оценки экологического риска возлагается на организацию, осуществившую оценку экологического риска и выдавшую экспертное заключение.
2.7. В рамках проведения оценок экологических рисков Государственный комитет по охране окружающей среды Нижегородской области:
— координирует деятельность органов управления, специально уполномоченных в области охраны окружающей природной среды, и экспертных организаций;
— выдает лицензии экспертным организациям на проведение работ по оценке воздействия на окружающую природную среду проектируемых и действующих предприятий;
— производит регистрацию экспертных организаций, имеющих лицензию Госкомэкологии РФ на проведение экологического аудирования производств предприятий-природопользователей и субъектов предпринимательства;
— осуществляет контроль за соблюдением экспертными организациями лицензионных условий осуществляемой деятельности;
— осуществляет экспертизу заключений по оценке экологических рисков.
2.8. Заключение по оценке экологического риска, прошедшее в установленном порядке экспертизу, является основанием для заключения договора страхования риска гражданской ответственности за вред, причиненный загрязнением (разрушением) окружающей природной среды.
Договор экологического страхования заключается в соответствии с выданным заключением по оценке экологического риска, являющимся основанием для определения страховой суммы по договору страхования.
3. Основные принципы оценок экологических рисков
3.1. Оценка экологического риска включает в себя:
— экспертное обследование природопользователя на предмет установления соответствия его природоохранной деятельности природоохранительному законодательству и установленным нормативам природопользования (ПДВ, ВСВ, ПДС, ВСС, лимитам размещения и захоронения отходов и др.) с целью определение уровня экологической опасности эксплуатируемого заказчиком объекта (источника повышенной экологической опасности);
— определение (расчет) размера вреда, который может быть причинен в результате загрязнения (разрушения) окружающей природной среды источником повышенной экологической опасности заказчика.
3.2. В процессе проведения оценки экологического риска устанавливается уровень экологической опасности эксплуатируемого заказчиком объекта (источника повышенной экологической опасности) по следующим критериям:
3.2.1. В зависимости от характеристики возможных аварийных выделений:
* Количества опасных веществ (образуемых отходов), единовременно находящихся на объекте промышленного производства, признаются значительными в случае установленного:
— среднегодового превышения объемов единовременно содержащихся опасных веществ одной категории над предельным количеством опасных веществ данной категории, предусмотренным Приложением 2 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.97 г. N 116-ФЗ;
— среднегодового единовременного наличия 500 тонн и более суммарно учтенных опасных веществ различных категорий (кроме нитрата аммония, горючих жидкостей на товарно-сырьевых складах и базах).
** Количества перевозимых опасных грузов (веществ) и (или) используемых при эксплуатации транспорта опасных веществ признаются значительными в случае установленного:
— превышения фактически используемых и (или) перевозимых за год опасных веществ одной категории над предельным количеством опасных веществ данной категории, предусмотренным Приложением 2 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.97 г. N 116-ФЗ;
— использования и (или) перевозки за год 500 тонн и более учтенных суммарно опасных веществ различных категорий (кроме нитрата аммония).
*** Количества образуемых отходов, содержащихся в шламонакопителях, признаются значительными в случае установленного единовременного среднегодового наличия на объекте отходов (в том числе различных категорий) в количестве 500 тонн и более.
3.2.2. По уровню эксплуатации:
3.3. Страховщики, руководствуясь данными об уровне экологической опасности эксплуатируемого опасного объекта, вправе применять повышающие и понижающие коэффициенты к базовым (примерным) страховым тарифам, установленным правилами страхования страховщика.
По принятым страховщиком правилам оценки страхового риска поправочные коэффициенты к базовым (примерным) страховым тарифам применяются:
— для объектов относящихся по характеристике аварийных выбросов (сбросов) к 2-3 категориям;
— для объектов относящихся по уровню эксплуатации к 1 категории;
— для объектов относящихся по характеристике аварийных выбросов (сбросов) к 5-8 категориям;
— для объектов относящихся по уровню эксплуатации к 3-5 категориям.
3.4. Оценка экологического риска должна включать расчет убытков, которые могут быть причинены в результате загрязнения (разрушения) окружающей природной среды, выполненный на основании действующих методик и такс.
3.5. Расчет вреда (убытков), который может быть причинен в результате загрязнения (разрушения) окружающей природной среды производится по следующим направлениям:
— ущерб атмосферному воздуху;
— ущерб водным объектам;
— ущерб растительному и животному миру;
3.7. Расходы на локализацию загрязнения (разрушения), предотвращение большего размера вреда и ликвидацию загрязнения (разрушения) устанавливаются в размере 20% от суммарного размера ущерба, который может быть причинен загрязнением (разрушением) окружающей природной среды.
Заказчик вправе самостоятельно оценить собственные расходы на локализацию загрязнения (разрушения), предотвращение большего размера вреда и ликвидацию загрязнения (разрушения).
3.8. Количества опасных веществ учитываются суммарно на отдельном предприятии, участке, площадке, в цехе (на объектах расположенных ближе 500 метров друг к другу), независимо от количеств и объемов опасных веществ, находящихся в отдельном оборудовании, единичных емкостях, резервуарах, технологических процессах и т.п.
Расчеты размеров вреда, который может быть причинен загрязнением (разрушением) окружающей природной среды, производятся в отдельности по каждому классу опасности веществ, находящихся на объекте.
При расчете размера вреда рекомендуется принимать за условие:
— количество опасного вещества одного класса опасности, единовременно находящегося в максимальной по объему единичной емкости, если при этом возможность взаимодействия с другими, расположенными ближе 500 метров, емкостями, оборудованием, резервуарами, технологическими процессами (возможность взаимовлияния при пожаре, взрыве, разливе и т.п.) полностью исключена;
— количество опасного вещества одного класса опасности находящегося в нескольких единичных емкостях, отдельном оборудовании, резервуарах, технологических процессах, расположенных ближе 500 метров друг к другу, если вероятность взаимодействия данных объектов (взаимовлияния при пожаре, взрыве, разливе и т.п.) не исключается.
3.9. Экологически опасным объектом при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом признается участок железной дороги (согласно принятому делению железной дороги на участки), на протяжении которого осуществляется перевозка опасных грузов (веществ).
Установление количеств перевозимых опасных грузов (веществ) и расчет размера вреда, который может быть причинен загрязнением (разрушением) окружающей природной среды, производится в отдельности по каждому классу опасного вещества, перевозимого на данном участке, исходя из среднегодовых объемов загрузки опасного вещества на одну перевозку и среднего количества емкостей с опасным веществом на один железнодорожный состав.
3.10. Экологически опасным объектом при перевозке опасных грузов автомобильным либо речным и морским транспортом признается отдельное транспортное средство, снаряженное емкостью специально предназначенной для перевозки опасного груза (вещества).
Установление количеств перевозимых опасных грузов (веществ) и расчет размера вреда, который может быть причинен загрязнением (разрушением) окружающей природной среды, производится в отдельности по каждому классу опасности веществ перевозимых на транспортном средстве, исходя из максимально возможного объема загрузки опасного вещества на одну перевозку и на одно транспортное средство, при учете всех транспортных средств, предназначенных для перевозки данного опасного вещества и эксплуатируемых владельцем.
3.11. Экологически опасным объектом при эксплуатации речных и морских судов, признается судно, снаряженное топливным баком (резервуаром).
Установление количества используемого судном топлива и расчет размера вреда, который может быть причинен загрязнением (разрушением) окружающей природной среды, производится исходя из объемов используемого топливного бака (резервуара).
Расчет размера вреда, который может быть причинен загрязнением (разрушением) окружающей природной среды, производится исходя из объема водоема (хранилища жидких отходов), поддерживаемого функционированием гидротехнического узла.
4. Порядок взаимодействия участников при проведении оценок
экологических рисков. Оформление результатов оценок
экологических рисков
4.1. Основанием для осуществления оценки экологического риска является договор о проведении экспертных работ между заказчиком и исполнителем.
4.2. Стоимость экспертных работ и сроки их проведения определяются сложностью объекта экспертизы и устанавливаются сторонами в договоре.
Срок проведения оценки экологического риска не должен превышать трех месяцев.
4.3. Результаты оценки экологического риска оформляются в виде заключения, составленного по форме, приведенной в Приложении 1 к настоящим Указаниям.
4.4. Заключение по оценке экологического риска должно содержать анализ возможных аварийных ситуаций, произведенные расчеты ущерба с исходными, промежуточными и конечными данными, примененными таксами, коэффициентами, методиками, необходимыми пояснениями.
Анализ аварийных ситуаций и расчет ущерба могут быть представлены в виде приложения к заключению. Приложение к заключению должно быть оформлено в соответствии с п.4.8 настоящих Указаний.
4.5. В качестве приложения к заключению составляется листы учета лимитов ответственности за вред, причиненный загрязнением (разрушением) окружающей природной среды, по каждому экологически опасному объекту и сводный лист учета лимитов ответственности за вред, причиненный загрязнением (разрушением) окружающей природной среды, по предприятию заказчика в целом.
4.6. Лист учета лимитов ответственности за вред, причиненный загрязнением (разрушением) окружающей природной среды, на экологически опасном объекте, оформляется по форме, приведенной в Приложении 1 к примеру заключения по оценке экологического риска.
Сводный лист учета лимитов ответственности за вред, причиненный в результате загрязнения (разрушения) окружающей природной среды, оформляется по форме, приведенной в Приложении 2 к примеру заключения по оценке экологического риска.
4.7. Организация, выполнившая оценку экологического риска, передает заключение по оценке экологического риска на экспертизу в органы Госкомэкологии Нижегородской области.
Экспертиза заключения по оценке экологического риска проводится за счет средств исполнителя (экспертной организации) по правилам экспертизы материалов, устанавливающих экологические требования по использованию техники, технологий, материалов и веществ, оказывающих воздействие на окружающую природную среду.
Заключения не прошедшие в установленном порядке экспертизы не имеют юридической силы.
4.8. Заключение по оценке экологического риска оформляется в пяти экземплярах. Один экземпляр заключения сдается на хранение в Комитет по охране окружающей среды Нижегородской области, два экземпляра заключения передаются заказчику, четвертый экземпляр остается у организации, проводившей оценку экологического риска, пятый экземпляр передается в Нижегородский областной фонд экологического страхования (НОФЭС).
4.9. Каждый экземпляр заключения, включая все приложения, должен быть прошнурован, пронумерован и скреплен на обороте печатью организации, подготовившей заключение.
Не прошнурованные, не пронумерованные либо не скрепленные печатью заключения переданные на экспертизу подлежат возврату. Такие заключения признаются недействительными.
4.10. Один из двух экземпляров заключения по оценке экологического риска, переданных заказчику, направляется заказчиком страховщику и является неотъемлемым приложением к договору страхования гражданской ответственности за вред, причиненный загрязнением (разрушением) окружающей природной среды.
Для опасных производственных объектов, требующих наряду с проведением оценки экологического риска идентификации опасных производственных объектов, заключение по оценке экологического риска является неотъемлемым приложением к договору страхования наряду с заключением по идентификации.
4.11. Заключение по оценке экологического риска может быть оспорено заказчиком в установленном порядке.
4.12. Заключения по оценке экологического риска, оформленные с нарушением действующих методических и нормативных документов, а также заключения неверно определяющие уровень экологической опасности объектов заказчика либо размер убытков, которые могут быть причинены в результате загрязнения (разрушения) окружающей природной среды, отправляются на доработку в установленный срок. Такие заключения не могут являться основой для заключения договора экологического страхования.
4.13. Заключение по оценке экологического риска действительно в течение трех лет с момента прохождения экспертизы в органах Госкомэкологии Нижегородской области.
Страхователь по истечение срока действия заключения по оценке экологического риска проводит очередную оценку экологического риска.
В случае изменения условий эксплуатации экологически опасного объекта либо изменения возможных факторов экологического риска страхователь обязан досрочно провести оценку экологического риска.
4.14. Заключение по оценке экологического риска, утратившее в установленном порядке силу, не может являться основанием для заключения (продления срока действия) договора экологического страхования.
5. Нормативные ссылки
5.1. Конституция Российской Федерации.
5.2. Закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» от 19.12.91 г. N 2060-1.
5.3. Гражданский кодекс Российской Федерации.
5.4. Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27.11.92 N 4015-1.
5.5. Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.95 г. N 33-ФЗ.
5.6. Федеральный закон «О животном мире» от 24.04.95 г. N 52-ФЗ.
5.7. Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.98 N 89-ФЗ.
5.8. Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.99 г. N 96-ФЗ
5.9. Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.97 г. N 116-ФЗ.
5.10. Соглашение между Правительством Российской Федерации и администрацией Нижегородской области о разграничении полномочий в сфере владения, пользования и распоряжения природными ресурсами и охраны окружающей природной среды от 08.06.96 г. N 3.
5.11. Закон Нижегородской области «Об экологическом страховании в Нижегородской области» от 20.08.97 г. N 83-З.
5.12. Постановление Правительства РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 24.12.94 г. N 1418.
5.13. Положение о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 26.02.98 N 168.
5.14. Методические указания по оценке и возмещению вреда, нанесенного окружающей природной среде в результате экологических правонарушений, утвержденные Приказом Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от 14.05.98 г. N 295.
5.15. Временная методика определения предотвращенного экологического ущерба, утвержденная Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды 09.03.1999 г.
5.16. Методика прогнозирования и оценки медицинских последствий аварий на взрыво- и пожароопасных объектах, утвержденная Государственным комитетом по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий, 1993 г.
5.17. Методика прогнозирования масштабов заражения СДЯВ при авариях (разрушениях) на химически опасных объектах и транспорте, N РД 52.04.253-90, утвержденная Комитетом гидрометеорологии при Кабинете министров СССР 01.07.90 г.
5.18. Методика оперативной оценки потенциальной опасности объектов народного хозяйства, утвержденная Штабом гражданской обороны СССР, 1990 г.
5.19. Временная типовая методика определения экономической эффективности осуществления природоохранных мероприятий и оценки экономического ущерба, причиняемого народному хозяйству загрязнением окружающей среды, одобренная Госпланом СССР, Госстроем ССР и Президиумом Академии наук СССР 21.10.83 г. N 254/284/134.
5.20. Временная методика оценки ущерба, наносимого рыбным запасам в результате строительства, реконструкции, и расширения предприятий, сооружений и других объектов и проведения различных видов работ на рыбохозяйственных водоемах, утвержденная Госкомприроды СССР, Министерством рыбного хозяйства СССР, Министерством финансов СССР, 1990 г.
5.21. Порядок определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществами, утвержденный Комитетом РФ по земельным ресурсам и землеустройству, Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ, 1993 г.
5.22. Методика расчета выбросов от источников горения при разливе нефти и нефтепродуктов, утвержденная приказом Госкомэкологии России N 90 от 05.03.97 г.
5.23. Методика определения ущерба окружающей природной среде при авариях на магистральных нефтепроводах, утвержденная Минтопэнерго РФ 01.11.95 г.
5.24. Разъяснения о порядке применения отдельных положений методических и нормативных документов в области оценки опасной производственной деятельности и ее аварийных поражающих факторов, утвержденные председателем Госкомэкологии Нижегородской области, начальником Нижегородского управления Федерального горного и промышленного надзора РФ, начальником Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Нижегородской области 12.10.1999 г.
5.25. Временное методическое руководство по оценке экологического риска деятельности нефтебаз и автозаправочных станций, утвержденное Госкомэкологией РФ 21.12.99 г.
5.26. Положение об аварийных комиссарах по экологическим рискам, утвержденное постановлением губернатора Нижегородской области от 22.12.97 N 353.
5.27. Указания по определению и взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды на территории Нижегородской области, утвержденные распоряжением губернатора Нижегородской области N 414-р от 17.03.2000 г.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.