Что относится к шумовым инструментам
Шумовые инструменты
Цель: познакомить детей с некоторыми шумовыми инструментами.
Задачи: 1. Дать представление о внешнем виде и звучании музыкально-шумовых инструментов (бубен, трещотки, колокольчики, бубенцы, деревянные ложки);
2. Формировать интерес к игре в детском шумовом оркестре;
3. Воспитывать положительное отношение к музыке.
Оборудование: ноутбук и проектор, шкатулка с шумовыми инструментами.
Ход занятия:
(Дети сидят на стульчиках, музыкальный руководитель выносит красивую шкатулку)
Есть на свете одна
В гости я туда ходила,
Мне шкатулку подарила.
Что же там лежит внутри?
(Муз рук достает из шкатулки шумовые инструменты)
Это чудо-инструменты, музыкальные они,
Кто их знает? Ну, скорее назови…
Это колокольчики, в них звенят. (Звенит колокольчиком)
Это трещотки, ими трещат. (Трещит трещоткой)
Это бубны, в них стучат. (Стучит по бубну)
А вот бубенцы, ими бренчат. (Бренчит бубенцами)
А вот такими ложками не только суп да кашу едят,
Но и под музыку ритмично стучат. (Ритмично стучит ложками).
Давайте, ребята, с вами поиграем бубенцами,
В бубны постучим, на трещотках потрещим,
Ложками постучим, в колокольчик позвеним. (Звеня колокольчиком)
Колокольчики звенят и ребяток веселят!
(Дети подходят к столу, по желанию выбирают инструменты и самостоятельно извлекают звуки. Можно детей разбить в пары).
(дети просматривают видеоролик – детский шумовой оркестр «Барыня»)
Нас они повеселили,
Вот когда вы подрастете,
Тоже так играть начнете.
Засиделись мы немножко,
Уж пора размять нам ножки.
Ну-ка, дети, выходите,
В круг вставайте и смотрите,
Что лежит передо мной?
(Дети перечисляют названия шумовых инструментов, лежащих на столе)
Сейчас со мной вы поиграйте,
Что делать нужно,запоминайте:
Если в колокольчик я звеню,
То вы хлопайте в ладошки.
Если в бубен я стучу,
То пусть топают ваши ножки.
Если бубенцы звенят,
То кружитесь дружно.
Вдруг трещотки затрещат,
Приседать вам нужно.
(Движения детей должны попадать в ритм шумовых инструментов.
Игра повторяется 2-3 раза)
Ой,как хорошо повеселились:
И потопали, и покружились.
Вам понравилась игра? (Да)
На прогулку нам пора.
Инструменты приберем,
Все в шкатулку уберем.
С хорошим настроением
Шумовые бубенцы Удивителен мир звуков, окружающий нас. Их так много, и они такие разные. И каждый звук может стать музыкой. Надо только постараться ее услышать. Даже.
Изготовление и возможности использования развивающего пособия «Шумовые коробочки» в работе по сенсорному воспитанию детей Изготовление и возможности использования развивающего пособия «Шумовые коробочки» в работе по сенсорному воспитанию детей, имеющих нарушения.
Лэпбук «Музыкальные инструменты» Мастер класс Лэпбук» Один из универсальных способов реализации деятельного подхода в музыкальном воспитании дошкольников, является использование.
Музыкально-дидактическая игра «Инструменты все важны, инструменты все нужны» Музыка окружает нас с самого детства, окутывая своим волшебством с рождения. Это и колыбельная мамы и первые музыкальные инструменты. Помните.
Музыкальное занятие в средней группе «Три кота и шумовые инструменты» Красноярский край, Канский район, село Филимоново, МБДОУ «Филимоновский детский сад» Музыкальное занятие в средней группе ДОУ с использованием.
Музыкальные инструменты Чувашии Знакомство с родным краем долгая и кропотливая работа. И ее мы начинаем с момента поступления ребенка в садик. Знакомим с домом, садиком,.
Проект «Музыкальные инструменты» Проект «Музыкальные инструменты» Руководитель проекта: Тенсина Юлия Владимировна – музыкальный руководитель. Участники: дети, родители.
Презентация «Шумовые ударные русские народные инструменты» к уроку «Зримый голос народной музыки» в 4 классе
Ирина Муралева
Презентация «Шумовые ударные русские народные инструменты» к уроку «Зримый голос народной музыки» в 4 классе
Продолжаем экскурсию по нашему музею. В этом зале размещена экспозиция ударных шумовых музыкальных инструментов.
О них, об инструментах, мы все сейчас расскажем,
И как звучат они красиво, вам с удовольствием покажем.
Самую древнюю группу инструментов, где звук возникает от удара, называют ударной.
Использование этих инструментов похоже на хлопанье в ладоши, притопывание.
Ударные инструменты возникли ещё у первобытных людей, которые стали сопровождать свои пляски ритмичными ударами камней и палок друг о друга.
Первый и самый древний из ударных инструментов – деревянные палочки. Палочками можно отстукивать разный ритм.
В наше время ударные инструментыиспользуются в различных оркестрах: они подчёркивают ритм музыки.
Есть народные мастера, которые изготавливают именно деревянные музыкальные ложки из твёрдых пород дерева
(ясень, клён, дуб, бук, граб).
Их изделия отличаются прочностью и звучностью.
Музыкантов, которые играют на ложках, называются ложкарями, они знают много приёмов игры на ложках.
Для извлечения звука проводят по плоскости пальцем или ударяют по ней кистью руки или палочкой.
Иногда внутри подвешиваются бубенчики и колокольцы или металлические пластинки.
Без бубна невозможно представить ни один шумовой оркестр.
Русский инструмент, издающий «трещащий» звук.
Трещотки имеют разные конструкции в виде нескольких деревянных пластинок на стержне или на шнурке, которые при тряске или вращении соприкасаются друг с другом и издают соответствующий звук.
Возможно, что кто – то когда – то случайно провёл по его зубцам другим упругим инструментом и получился искристый каскад звуков.
На рубеле играют деревянной палочкой.
Отличие музыкального рубеля от бытового в том, что музыкальный рубель пустотелый, и звучит более громко и гулко.
— Каким музыкальным инструментом можно есть суп? (ложки)
— Ой, трещит она, трещит, всех ребяток веселит. (трещотка)
Исполнение «Ой, сад во дворе», игра на шумовых инструментах.
На выставке, которую оформили наши дизайнеры, вы видите набор инструментов, которые очень похожи на русские народные по способу извлечения звука и по внешнему виду. Они не являются классическими, это набор инструментов для детского творчества, но на таких же по виду инструментах играют музыканты в других странах.
Эти инструментыпредставлены на нашей выставке: гуиро, тон-блок и румба, шейкеры, маракасы и кастаньеты.
Игра «Найди родственный инструмент».
(Во время рассказа дети слушают и сравнивают звучание шумовых инструментов, определяют их сходство с тембром русских народных инструментов).
Шейкер — название целого ряда ударных музыкальных инструментов (перкуссии, используемых для создания ритмов, а также придания музыке оригинального звучания. Шейкер наполнен мелким сыпучим содержимым (крупный песок, дробь, бисер, зёрна растений).
Кастаньеты сделаны из дерева, имеют пластинки-ракушки и длинную удобную ручку.
Кастаньеты – ударный музыкальный инструмент, который представляет собой две круглые полые половинки, соединенные шнуром.
Тон-блок обладает очень звонким и ярким звучанием и имеет два тона.
Играющий на тон-блоке человек извлекает звуки, проводя палочкой по насечкам или ударяя по цилиндрам.
Тон-блок широко распространен как в оркестровой, так и в народной музыке Южной Америки, Дальнего Востока и Африки, откуда этот инструмент распространился по всему миру.
Маракасы парный инструмент, играют на них, потряхивая поочередно каждой рукой, либо одновременно двумя руками, при этом руки находятся на высоте плеч.
Итак, подведем итоги, какие инструменты вы объединили в группы и почему?
Рассказы о шумовых инструментах.
Основу детского шумового оркестра составляют элементарные детские музыкальные инструменты-игрушки, рассчитанные на начинающих исполнителей: всевозможные ударные инструменты – погремушки, ложки, треугольник, трещотки, кастаньеты, пандейры, бубенцы, маракасы, детские металлофоны и ксилофоны, разного размера барабаны, бубны, тарелки (одинарные и парные) и так далее. Состав оркестра дополняется фортепиано (баяном, аккордеоном), на котором играет сам педагог.
Одни из шумовых инструментов обладают определённой высотой звучания, а другие не обладают ею. Первые можно назвать «мелодическими» (металлофоны, ксилофоны, колокольчики), а вторые – шумовыми или «ритмическими» (все остальные из перечисленных). Этой условной классификации и будем придерживаться.
Маленькие исполнители должны хорошо видеть руководителя. Они должны удобно сидеть или стоять, не мешая друг другу. На уроке детей удобнее разместить полукругом так, чтобы они не мешали друг другу и на протяжении всего занятия все могли видеть педагога и доску, которая также понадобится.
Шумовые («ритмические») ударные инструменты.
Это наиболее многочисленная подгруппа инструментов и в большинстве своём наиболее доступна для освоения детьми. Для занятий на них не требуется особой выучки, и приёмы игры просты и представляют собой такие естественные движения, как покачивания, встряхивания, удары.
Ноты для всех этих инструментов обычно записываются на одной линии («нитке») без ключа и знаков альтерации, они обозначают только ритмический рисунок и способ исполнения (удар и встряхивание).
Инструменты, звучащие благодаря встряхиванию.
Наверно, самый любимый детьми музыкальный инструмент. Создает шумовую окраску и прекрасно сочетается с другими звучаниями.
Погремушки бывают различных форм, могут быть в виде продолговатых трубочек, а могут и круглые.
Наполняют погремушки сыпучими материалами, это может быть и крупа, и мелкие камешки, которые при тряске издают интересный шумовой эффект.
Один из древнейших музыкальных инструментов. Представляют собой два небольших деревянных или пластиковых шара с ручкой, наполненные камешками или дробью. Маракасы хоть и невелики, но для малышей бывают тяжеловаты, поэтому на занятиях возможно использование детских погремушек.
Небольшие металлические колокольцы шарообразной формы, прикреплённые к кожаной полосе или рукоятке.
Представляет собой четыре пары маленьких металлических тарелочек, вмонтированных в деревянную рукоятку. Звучание её напоминает эффект, достигаемый встряхиванием бубна.
Трещётки использовались в свадебном обряде при исполнении величальных песен с приплясыванием. Хоровое исполнение величальной песни сопровождается нередко игрой целого ансамбля, насчитывающего иногда более 10 человек. Во время свадьбы трещотки украшают лентами, цветами, иногда бубенчиками.
Трещотку берут за концы веревок в обе руки. От резкого или плавного движения пластины ударяются друг о друга, издавая сухой, щёлкающий звук. Держат трещотку обычно на уровне головы или груди, а иногда выше; ведь инструмент этот привлекает внимание не только своим звуком, но и внешним видом.
Инструменты, звучащие благодаря удару.
Это полый деревянный брусок прямоугольной формы с прорезью-резонатором на боковой стороне. Играют на ней молоточками от металлофона, ударяя ими по верхней плоскости коробочки.
Ритмические палочки (клавесы).
Это две палочки, длиной с карандаш, но несколько большего размера, выточенные из высокосортной древесины. Ударяя их друг о друга, легко добиться чёткого ритмического сопровождения.
С древнейших времён восточные славяне употребляли ударные инструменты в ратном деле, на охоте, в обрядах, в пастушестве и в качестве музыкального инструмента для ритмизующего сопровождения пения или пляски. Использование этих инструментов родственно хлопанию в ладоши, притоптыванию, что существовало у всех народах мира с древности.
Употребление ложек в качестве музыкального инструмента не уникально. Известно, что на пирушках, в пылу плясового азарта в ход пускались не только ложки, но и сковороды, тазы, печные заслонки, самоварные трубы, кастрюли, вилки, словом всё, что может издавать звук. Среди предметов домашней утвари устойчивую музыкальную функцию приобрели коса и пила.
Музыкальные ложки по внешнему виду мало чем отличаются от обычных столовых деревянных ложек, только выделываются они из более твёрдых пород дерева. Кроме того, музыкальные ложки имеют удлинённые рукоядки и отполированную поверхность соударений. Иногда вдоль рукоядки подвешивают бубенцы.
В игровой комплект ложек могут входить 2, 3 или 4 ложки среднего размера и одна большей величины. Оттого что размеры ложек разные возникает впечатление чередования звуков по высоте.
Существует множество приёмов игры на ложках. Держат их за ручки и ударяют одна о другую тыльной стороной черпаков. Динамика регулируется силой удара.
Обычно в игре одного исполнителя используются три ложки. Две из них закладываются между пальцами левой руки, третья берется в правую. Первые две служат как бы двойной «наковальней» по которой бьют третьей ложкой. Причем бьют скользящим ударом с одной чашечки на другую, тут же еще раз прихлопывая ими при помощи пальцев левой руки. Получается все время многозвучный ажурный ритмический рисунок.
Эти инструменты изготавливаются из металлического прута, согнутого в форме незамкнутого равнобедренного треугольника. Звук вызывается лёгким ударом металлической палочки по одной из его сторон. Треугольник обычно укрепляют на леске или шнурке и держат левой рукой, либо подвешивают на уровне груди к специальной подставке, имеющей устойчивое основание.
Это общеизвестный инструмент. Представляет собой корпус деревянный (реже металлический), обтянутый с одной или с двух сторон кожей или пластиком. Формы и размеры детских барабанов различны. Они лёгкие, красиво оформлены и дают не очень сильный звук, который не утомляет слух. Среди многочисленных разновидностей барабана, которые могут быть применены в детском шумовом оркестре, надо выделить малый эстрадный барабан.
Для игры любой барабан можно поставить на специальную подставку. Маленькие детские барабаны обычно подвешивают на ремешок или шнурок и надевают на шею так, чтобы верхняя мембрана находилась несколько ниже пояса исполнителя. Плоскость барабана, установленного на подставке должна быть под небольшим углом наклонена в сторону исполнителя, а подвешенного на ремне – в противоположную сторону. Играют на барабане деревянными палочками или специальными металлическими щётками, а также непосредственно руками. Основной приём игры на барабане – отдельные короткие удары-акценты и последовательности ударов, подчёркивающие отдельные ритмические рисунки.
Этот инструмент имеет вид деревянного обруча, с одной стороны обтянутого кожей и открытого с другой стороны; по окружности его в специальные вырезы вмонтированы парные металлические тарелочки. У некоторых бубнов на открытой стороне натянуты пружины с колокольчиками. На бубне играют обычно стоя. Основные приёмы игры – встряхивание (бубен держат горизонтально обеими руками на уровне пояса, направляя движение от себя или покачивая, будто сеют через сито муку); удары правой рукой по мембране.
Из парных тарелок для детей более всего подходят педальные (хай-хет): они укреплены на подставке и благодаря специальному устройству ударяют друг о друга при нажатии на педаль. Можно использовать и парные ручные тарелки, имеющие кожаные петли для рук исполнителя. Способ извлечения звука – скользящие удары друг о друга.
Инструмент представляет собой набор металлических пластинок, свободно укреплённых на раме.
Он представляет собой набор деревянных пластин, расположенных в один ряд и свободно укреплённых на раме. Инструмент ставится на специальную подставку или стол, соответствующие росту ребёнка. Играют стоя или сидя двумя молоточками. Кисти рук с молоточками, как и сам инструмент, находятся немного ниже уровня пояса исполнителя. Ручки молоточков кладутся на средние фаланги указательных пальцев обеих рук и придерживаются большими пальцами. Конец ручки должен свободно «ходить» в ладони. Такое положение обеспечивает при ударе о пластинку свободный отскок молоточка, при котором возникает яркий, звонкий звук. Если же молоточек зажимать в руках, звук получится глухой и невыразительный. Играть следует примерно по центру пластинки.
Что мы знаем о шумовых народных инструментах
Много лет со всей душой и огромным удовольствием мы мастерим музыку из дерева, поддерживая вековые традиции русского народного творчества. Получается задорно, заливисто, шумно, на радость всем, кто ее слышит и чувствует.
Теперь, говорят окружающие, слышишь его, и, дух захватывает!
Мы применяем высококачественную древесину бука, клена, березы, дуба, а также экзотический madagascar ebony, padouk, bocote и производим звонкие традиции национального отечественного творчества по современным технологиям:
o Ложки деревянные музыкальные
o Эксклюзивные инструменты (дрова музыкальные, топор музыкальный, ухват музыкальный, коса музыкальная, таз музыкальный, коромысло)
o Ксилофоны диатонические и хроматические
o Музыкальные треугольники и угольники
o Музыкальные конструкторы
o Комплекты музыкальных инструментов «на любой вкус»
«Мастерская Сереброва» разработала, увлеченно производит и предлагает к продаже более 300 видов инструментов. Это не только изделия народной музыкальной культуры, но и предметы быта русского народа, которые в умелых руках играют и «поют». Живописную «внешность» им дарят профессиональные художники народных художественных промыслов Нижегородской области.
Мы помним историю нашего Отечества, ценим родную культуру, храним традиции народного творчества и уверены, что без прошлого нет будущего. Важно передавать свой опыт детям, поэтому, мы готовы научить любого играть на русских музыкальных инструментах, произведенных «Мастерской Сереброва». Для этого Александр Серебров приглашает на свои мастер-классы.
Особенность шумовых и духовых русских народных инструментов «Мастерской Сереброва» в том, что это не просто музыкальные инструменты, но и образцы народных художественных промыслов, и богатый опыт музыкантов и мастеров по дереву, доподлинно изучивших русское искусство, вложивших в свой труд традиции, качество, новые технологии и собственные разработки.
Комплект «Русский праздник», ООО «МАСТЕРСКАЯ СЕРЕБРОВА»
Детские музыкальные инструменты. Описание. Руководство по обучению. Детский ансамбль
Шумовые инструменты делятся на две группы:
Металлофоны, ксилофоны
Основные навыки игры на металлофоне и ксилофоне формируются следуя таким этапам:
Инструмент состоит из тканевого браслета и закрепленных на нем четырех бубенчиках. Надев браслеты на руки, легко потряхивая ими, чередуйте быстрые и медленные движения. Меняя силу звука, вы сможете создать особый колорит, придать разнообразие привычному звучанию различных мелодий песен и танцев. С помощью браслетов, можно создать музыкальную картину зимнего леса, тройки с бубенцами или перенестись в жаркую Индию и превратиться в исполнителя индийских танцев.
Играть на музыкальных браслетах достаточно легко, для этого предложите ребенку встряхивать кистями рук в медленном или быстром темпе. Музыкальные браслеты можно использовать и при исполнении различных танцев. С ними могут танцевать озорные петрушки, сказочные зайчики, куклы и другие персонажи Новогоднего карнавала, участники сказочного представления и т.д. Игра на инструменте развивает чувство ритма, творчество, моторику. Инструмент позволяет создавать свой ритмический рисунок, стать участником музыкального ансамбля или исполнителем театрализованного действия.
Музыкальный инструмент вроде погремушки с приятным многоголосым звучанием. Можно использовать как для народных танцев, так и для украшения мелодий и отбивания тактов. Развивает слух, координацию, чувство ритма, фантазию.
Представляет собой круглую или яйцеобразную деревянную погремушку на деревянной ручке, наполненную пластиковыми горошинами. Маракасы очень популярны в оркестрах танцевальной музыки. Простота игры на маракасах, размеры, вес, позволяет использовать их в работе с детьми от 3 до 7 лет.
Детский ударный музыкальный инструмент, состоящий из деревянного обруча, на одну сторону которого натянута кожаная мембрана, в прорези обруча вставлены металлические пластинки. Музыкальный инструмент употребляется для ритмического сопровождения танцев, плясок, игр, а так же используется в оркестрах и ансамблях. Игра на инструменте развивает чувство ритма, творчество, моторику руки.
Русский шумовой музыкальный инструмент. В Курской, Тульской и Калужской областях представляет собой комплект из дубовых, кленовых или ореховых планок, нанизанных на два ремешка или шнурка. Планки соприкасаются неплотно, благодаря вставленным между ними в верхней части деревянным прокладкам. Концы ремешков трещотки берут в обе руки (как гармошку), резким (или плавным) движение ударяют планки свободными концами одну о другую и получают щёлкающие звуки.
На территории северо-западных областей России трещотка-деревянная прямоугольная рамка с зубчатым валом, переходящим в рукоятку. В пазы между зубцами вала, служащего осью вращения, входят 1-4 упругие планки, противоположными концами прикреплённые к рамке. При вращении планки с силой перескакивают с одного ребра на другое, издавая оглушительный звук, напоминающий пулемётную пальбу. В прошлом выполняли ритуально-магические функции.
Представляет собой стальной прут диаметром 8-10 мм, согнутый в форме равнобедренного треугольника, не замкнутого в одном из углов. При игре исполнитель держит треугольник в левой руке и ударяет по различным частям треугольника (для получения звука различной степени громкости) специальной стальной палочкой. Звук треугольника без определённой высоты, чистый и прозрачный, с мелодичным отзвуком, который может заглушаться прикосновением свободной руки.
Ударный музыкальный инструмент, распространённый в Испании, Южной Италии и странах Латинской Америки. Кастаньеты состоят из двух пар деревянных (или пластмассовых пластинок), выдолбленных в форме раковин. Каждая пара соединяется петлёй из шнурка. Большой палец просовывается под шнурок, натягивая его так, что основания кастаньет соединяются, а свободные концы немного расходятся. Звук извлекают постукивая по кастаньетам остальными пальцами.
Самый древний тип ударно-шумовых инструментов индейцев Латинской Америки. Представляет собой небольшой пустотелый сосуд из высушенной тыквы, плода гуиро, из сплетённых ивовых прутьев, наполненный камешками, сухими семенами или другими твёрдыми мелкими предметами. Издаёт при потряхивании характерный шум. Применяется в инструментальных ансамблях, исполняющих народную музыку.
Формы работы с шумовыми инструментами
1. Игра под фонограмму, подбор ритмического аккомпанемента к детским песенкам.
Подобрав фонограмму любой детской песенки можно придумать ритмический аккомпанемент и выстукивать «в такт», используя ударно-шумовые инструменты, такие как бубен, кастаньеты, треугольник и другие.
2. Импровизация звуковых картин на заданную тему
3. Звуковая иллюстрация стихов
4. Сказки-шумелки
Выбирая текст сказки, необходимо учитывать насколько он подходит детям по сложности и объёму. Важно заранее определить шумовое оформление для выбранного рассказа или сказочки, смысловые акценты и паузы, сделать соответствующие пометки или условные обозначения в тексте.
Первое время ребёнку лучше предлагать или один более сложный (барабан) или несколько простых – те, где маловероятны варианты звукоизвлечения. Учитывайте, какими приёмами ребёнок уже владеет, какие должен освоить на планируемом занятии.
МЫШИНАЯ ИСТОРИЯ
Осенью мышки весь день бегали туда и сюда, собирая запас на зиму.
Побарабанить пальчиками (по БАРАБАНУ) или использовать МАРАКАСЫ
И вот, наконец, с неба стали падать красивые белые снежинки.
МЕТАЛЛОФОН (или ТРЕУГОЛЬНИК)
Они покрыли замёрзшую землю пушистым белым одеялом, и вскоре на этом снегу появились маленькие следы мышиных лапок.
ТРЕУГОЛЬНИК
Мыши попрятались в свои норки, где у них было очень много еды.
Они грызли орешки,
ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ
Особенно они любили лакомиться сладкими корешками.
царапаем мембрану БАРАБАНА (или корпус)
А снаружи на землю каждый день падал снег
МЕТАЛЛОФОН (или ложечкой по бокалам)
И над мышиными норками намело большой-большой сугроб.
Но мышкам было очень хорошо под снегом в тёплых норках.
КСИЛОФОН (или барабаним пальчиками по пустой коробке)
5. Упражнения на распознавание звучания инструментов
6. Шумовой ансамбль
В процессе игры в детском шумовом оркестре решаются следующие задачи:
формирование представлений о выразительной сущности элементов музыкальной речи и средств музыкальной выразительности, освоение нотной грамоты;
пробуждение интереса к творческому музицированию и инструментальной деятельности;
развитие музыкальных способностей учащихся (чувства ритма, лада, темпа, звуковысотного, гармонического, полифонического, тембрового, динамического слуха), творческого потенциала, коллективных навыков игры;
формирование художественного вкуса.
7. Игра в ансамбле
Этот раздел работы предполагает совместное музицирование детей с использованием шумовых инструментов, металлофонов, ксилофонов, пения, фортепиано и, по возможности, других инструментов, на которых учатся играть дети – скрипки, виолончели, флейты и т.д. Музыкальной основой для этого может стать ритмическая партитура, песня, пьеса. Ансамблевые партии, заранее продуманные педагогом, разучиваются со всеми детьми, а затем ученики делятся на партии. Педагог должен стремиться активно подвести детей к подготовленному варианту, создавая атмосферу коллективного творчества. Таким ансамблем можно исполнить:
Некоторые наиболее сложные, развернутые партии могут быть записаны и рекомендованы ученикам для повторений дома, но основной формой работы остается непосредственная работа в классе, направленная на активное запоминание.
Творческие упражнения, импровизация
Все перечисленные выше формы работы обязательно предполагают активное соучастие учеников в музицировании. Выделим следующие возможные виды творческих упражнений, которые на уроках тесно переплетаются с остальными заданиями: