Что относится к шпионским устройствам
«Шпионская» техника: что к ней относится?
Флеш-накопители со встроенным диктофоном, наручные часы со скрытой функцией видеозаписи, автомобильные зарядные устройства с микрофоном – это далеко не все «шпионские» устройства, которые без проблем можно приобрести в российских и зарубежных интернет-магазинах. Однако производство, покупка или продажа подобных спецсредств в России ограничены, поскольку использование «шпионской» техники может нарушать конституционное право других граждан на неприкосновенность частной жизни.
«Шпионской» техникой можно считать устройства, предназначенные для негласного получения информации. Список таких средств содержится в Постановлении Правительства РФ от 10 марта 2000 года № 214. Отметим, что в него не входят обычные видеокамеры, фотоаппараты, часы, плееры, видеорегистраторы и многие другие предметы, ориентированные на массового потребителя.
Ст.138.1 УК РФ закрепляет уголовную ответственность за противозаконный оборот «шпионских» средств. Минимальная санкция – штраф в размере до 200 тысяч рублей (или в размере доходов виновного лица на срок до 18 месяцев), а максимальная – помещение в колонию на срок до 4 лет с лишением права заниматься какой-либо деятельностью (занимать какие-либо должности) на срок до 3 лет.
Постановление Пленума ВС РФ от 25 декабря 2018 года № 46 внесло ясность в некоторые вопросы применения спецсредств. Рассмотрим, какие важнейшие выводы сделал Верховный Суд о «шпионской» технике:
В России разрешили «шпионскую» технику?
Как видим, утверждение о том, что Верховный Суд разрешил «шпионскую» технику – не более, чем миф продавцов и реализаторов тех самых специализированных устройств. Граждане, решающиеся на их покупку, рискуют быть привлеченными к уголовной ответственности даже в тех случаях, когда предметы приобретались исключительно для личных целей, поскольку доказать отсутствие преступного умысла достаточно сложно.
Чтобы минимизировать риски, рекомендуем придерживаться следующих советов:
А если вы все же приобрели запрещенное устройство и против вас возбудили уголовное дело – не отказывайтесь от помощи адвоката. Специалист использует все возможности для того, чтобы завершить дело еще на стадии предварительного расследования, а если это невозможно, помощь адвоката будет оказана в суде. Опытному адвокату под силу доказать отсутствие у доверителя преступного умысла, направленного на покупку, продажу или производство запрещенной техники. Кроме того, для защиты своего доверителя адвокат может пойти по иному пути, доказав, что спорное устройство на самом деле является не «шпионской» техникой, а многофункциональным прибором.
Следовательно, гражданам стоит взвесить все «за» и «против», прежде, чем решаться на покупку «умного» устройства, даже если они собираются использовать его в личных целях.
ФСБ пояснила депутатам, в чем разница между бытовыми и шпионскими устройствами
На днях Госдума приняла в первом чтении поправки в Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях, которые имеют отношение к определению «шпионских» гаджетов. Речь идет о специализированных технических средствах, которые предназначены для негласного получения информации.
Депутаты посчитали определение такого рода девайсов не слишком четким, поэтому было решено доработать его ко второму чтению. Сами поправки разрабатываются для того, чтобы сделать невозможным повторение случаев, когда к ответственности привлекаются покупатели GPS-трекеров для поиска домашних животных, видеоочков и т.п.
Без уточнения к шпионским гаджетам можно причислить, например, видеорегистраторы и радионяни. Поправки будут внесены в статью 138.1 Уголовного кодекса «Незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации» и в статью Кодекса об административных правонарушениях 20.23 «Нарушение правил производства, хранения, продажи и приобретения специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации».
Стоит отметить, что статья 138.1 Уголовного кодекса РФ предполагает получение до четырех лет лишения свободы за покупку «шпионской» техники, включая авторучки с диктофоном. И ответственность гражданин несет уже за факт покупки без оглядки на цель, с которой приобретался девайс.
Согласно уточнению, шпионским гаджетом называют «приборы, системы, комплексы, устройства, специальный инструмент и программное обеспечение для электронных вычислительных машин и других электронных устройств независимо от их внешнего вида, технических характеристик, а также принципов работы, которым намеренно приданы качества и свойства для обеспечения функции скрытного (тайного, неочевидного) получения информации либо доступа к ней (без ведома ее обладателя)».
Депутаты считают, что нужно доработать формулировку «независимо от их внешнего вида, технических характеристик, а также принципов работы», поскольку в этом случае наказывать могут даже тех граждан, которые заблуждались относительно назначения прибора.
Авторы законопроекта утверждают, что определение шпионских устройств должно дать возможность отличать именно шпионские девайсы от «технических средств (предметов, устройств), которые по своим техническим характеристикам, параметрам, свойствам или прямому функциональному назначению рассчитаны лишь на бытовое использование массовым потребителем, если только им намеренно не приданы нужные качества и свойства, в том числе путем специальной технической доработки, программирования именно для неочевидного, скрытного их применения».
Депутаты будут дорабатывать документ для того, чтобы дать более четкое определение специальной техники для тайного получения данных и электроникой бытового назначения. Сейчас необходимо доработать более десятки вопросов к документу в части, которая касается терминологии.
Уточнить законы решили по причине проблемных ситуаций с покупателями «шпионских гаджетов». Одним из них стал фермер Евгений Васильев, который приобрел GPS-трекер для теленка, который часто отбивался от стада. Фермер собирался отслеживать местоположение животного.
По поручению президента законодатели и готовят поправки к закону о «шпионских» гаджетах.
Минутка заботы от НЛО
Этот материал мог вызвать противоречивые чувства, поэтому перед написанием комментария освежите в памяти кое-что важное:
За трекеры, диктофоны и камеры больше нет уголовной ответственности
С 13 августа в законах об ответственности за покупку так называемых шпионских устройств вроде бы навели порядок: появилось внятное определение, за какие именно гаджеты будут наказывать. Раньше это решали таможенники, оперативники и суды, а теперь можно ссылаться на норму уголовного и административного кодекса.
Покупать трекеры для коровы, ручки с диктофонами и будильники с камерами станет безопаснее. За такое теперь не обвинят в преступлении еще до того, как человек получит посылку с «Алиэкспресса». Но это не значит, что можно покупать любые устройства для слежения, подслушивания или съемки.
Источник:
Федеральные законы от 02.08.2019 № 308-ФЗ и № 314-ФЗ
Вот как работают изменения в УК и КоАП.
Коротко о покупках «шпионских устройств»
В России запрещено продавать и покупать устройства для негласного получения информации. Теперь есть шанс, что наказывать за такое будут меньше.
Вот что изменилось с 13 августа:
Кого это касается?
С устройствами без сертификата все сложнее: покупатели трекера для животного или ручки с камерой в подарок другу рисковали стать фигурантами уголовного дела. И становились — даже не подозревая, что совершают преступление. За безобидную покупку для личных целей можно было получить штраф до 200 тысяч рублей, принудительные работы или лишение свободы до четырех лет.
ст. 138.1 УК РФ — незаконный оборот специальных технических средств
Продавцы таких устройств тоже могли нарушить закон: выставил на «Авито» диктофон за тысячу рублей — и попал под статью УК. А при продаже флешки за 1500 рублей давали полтора года.
Теперь всем этим людям можно выдохнуть: для них и для тех, кто заводил уголовные дела, внесли уточнения в УК и КоАП.
Что такое устройства для негласного получения информации
Раньше. В законах не было внятного определения, что считать специальными устройствами для негласного получения информации. Был только термин и попытки его конкретизировать в разных документах. На деле негласным получением информации считали даже слежку за собственной коровой. Или предприниматель покупал трекеры для курьеров, а на него заводили уголовное дело, хотя он даже не успел получить посылку.
С 13 августа. В статьи 138.1 УК и 20.23 КоАП РФ внесли изменения по поводу того, что считается устройствами для негласного получения информации, а за что наказывать нельзя.
Устройства для негласного получения информации:
Признаки таких устройств:
Если очевидно, что на горнолыжных очках есть встроенная камера, никто ее не прячет и никого тайком не снимают, это не считается негласным получением информации. Если предприниматель выдает своим курьерам трекеры, о которых они знают, а не следит за ними тайком — это тоже не попадает под статью. Но если принести на совещание ручку со скрытым диктофоном или подложить жучок в машину для слежки за мужем — это уже повод как минимум для разбирательств и штрафа.
Вы писали, что шпионские гаджеты покупать нельзя, а Верховный суд — что можно. Кто прав?
В своей статье про «Алиэкспресс» вы пишете, что за покупку скрытых камер, флешек-диктофонов и других «шпионских гаджетов» могут посадить.
Но ведь Верховный суд уже разрешил покупать такие гаджеты, об этом писали СМИ. Теперь вы должны удалить статью и не вводить людей в заблуждение!
Судя по всему, речь идет о постановлении Пленума Верховного суда № 46. В этом постановлении есть три пункта о том, как правильно привлекать к уголовной ответственности за покупку шпионских гаджетов. Постановление приняли 25 декабря 2018 года, через несколько недель после того, как мы выпустили статью про шпионские гаджеты.
Еще до принятия постановления в прессе начали появляться публикации с заголовками вроде «Верховный суд разрешил покупать шпионскую технику!». Но если прочитать текст постановления, то можно увидеть, что все это не совсем так.
Разберу четыре мифа об этом постановлении, которые гуляют по сети.
На самом деле статья об уголовной ответственности за покупку шпионских гаджетов все еще сохраняет силу. По-прежнему нельзя покупать следующие вещи:
В новом постановлении Верховный суд указал, что есть две ситуации, когда эта статья не должна применяться.
Во-первых, статью не должны применять, если покупатель не знал, что приобретает средство негласного получения информации. Например, в описании товара на сайте было написано просто «микрофон», а в посылку продавец положил микрофон, замаскированный под флешку. Или если из описания товара было непонятно, что он обладает шпионскими функциями.
Во-вторых, статья не действует, если покупатель заказал гаджет для безопасности членов семьи или животных. Например, для присмотра за маленьким ребенком или для отслеживания кота на даче. Но суд может в это и не поверить и решить, что на самом деле гаджет купили для слежки за соседями. Чтобы разобраться в этом вопросе, суд будет проверять логичность и правдивость оправданий обвиняемого. Например, судья может спросить: «Зачем покупать камеру, замаскированную под ручку, если для контроля за младенцем можно использовать простую веб-камеру?»
Во всех остальных случаях за покупку шпионского оборудования по-прежнему предусмотрена уголовная ответственность — до четырех лет лишения свободы.
Раньше было непонятно, можно ли покупать радионяни, часы для контроля за детьми и маячки для животных. Верховный суд пояснил, что покупка таких гаджетов не преследуется уголовным законом.
Но никто не поверит, что разработанные для спецслужб дорогостоящие жучки купили для слежения за ребенком. В каждом конкретном случае суд будет выяснять, для чего именно они покупались. Если покупатель не сможет доказать, что покупал гаджет для ребенка, то могут и посадить.
Рекомендую покупать гаджеты, которые явно предназначены для присмотра за маленькими детьми. Например, радионяню. В статье я уже рассказывал о том, как отличить разрешенные маячки от запрещенных.
✅ Детские часы с GPS за 3000 рублей: в них есть тревожная кнопка, датчик снятия с руки и оповещение при выходе из безопасной зоны
Верховный суд разъяснил, что можно покупать шпионские гаджеты для обеспечения безопасности членов семьи. Но это не означает, что теперь можно скрытно следить за своей женой через тайный маячок в ее машине. Если муж хочет узнать, нет ли у жены любовника, то он явно не о ее безопасности беспокоится.
Совсем другое дело, если у члена семьи есть психическое расстройство, из-за которого он периодически теряется. В таком случае покупку средств слежения могут признать обоснованной.
✅ Кулон-телефон «Кнопка жизни» за 5000 рублей выпускает российская фирма со своей диспетчерской службой. Кнопка SOS явно указывает, что гаджет имеет геолокацию
Р выпускает российская фирма со своей диспетчерской службой. Кнопка SOS явно указывает, что гаджет имеет геолокацию» loading=»lazy» >
Не всегда легко разобраться, относится ли гаджет к шпионскому оборудованию. Судья хорошо разбирается в людях и законах, но не обязан разбираться в технике. Например, достаточно сложно отличить разрешенные и запрещенные камеры с маленьким объективом.
У меня гуманитарное юридическое образование, и мне сложно отличить датчик дыма от датчика дыма со встроенной камерой. Специалист может на моих глазах разобрать датчик, достать какую-то маленькую детальку и сказать, что это камера. Мне останется только поверить его словам.
✅ Миниатюрная камера JK-908CD за 1990 рублей продается в российском магазине. Перед покупкой можно попросить предоставить сертификат соответствия и гарантии, что для ее покупки не требуется лицензия
Поэтому Верховный суд пояснил, что если судья сам не может разобраться в этом вопросе, то он должен обратиться за заключениями специалиста или эксперта. Звучит обнадеживающе, но давайте еще раз вчитаемся в текст. Во-первых, экспертиза нужна, только если судья сам не может разобраться. То есть если гаджет явно шпионский, экспертиза не потребуется.
Во-вторых, достаточно заключения специалиста, а не эксперта. В уголовном праве слова «специалист» и «эксперт» не синонимы. К квалификации, образованию и наличию лицензий специалиста выдвигается меньше требований. Эксперт проводит исследование (экспертизу), по результатам которой делает свои выводы. Заключение эксперта должно содержать описание применяемых методов исследования. Специалист же просто осматривает гаджет и на основании своих знаний и опыта делает заключение, можно ли назвать гаджет шпионским.
Другими словами, Верховный суд разрешил признавать гаджеты шпионскими без проведения экспертиз.
В еще одной статье мы также разбирали другие пункты этого же постановления Верховного суда: как получать доступ к переписке и личным тайнам, как обсуждать факты из личной жизни других людей и как правильно следить за своими работниками.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
Теперь не шпион: бытовые электронные устройства исключают из Уголовного кодекса
А вот за незаконный оборот шпионской техники предусмотрено уголовное наказание. О том, что нужно законодательно закрепить ответственность, начали говорить еще в 2017 году, после того, как на курганского фермера, который приобрел GPS-трекер для коровы, завели дело.
Дело закрыли после того, как о нем во время пресс-конференции рассказали президенту РФ Владимиру Путину.
В итоге законопроект в изначальной редакции был принят Государственной думой в первом чтении 2 апреля 2019 года. Позже его рекомендовало доработать правовое управление Госдумы, отметив, что в предложенном виде шпионскими могут считаться такие устройства, как цифровые фотоаппараты, видеокамеры, диктофоны, у которых при большом количестве функций небольшой размер корпуса. Аналогичным образом шпионскими можно считать видеокамеры и диктофоны, встроенные в смартфоны, портативные компьютеры и часы.
Формулировку можно дорабатывать, но сделан важный шаг, допускающий целый спектр цифровых устройств в легальный гражданский оборот»,— заявил исполнительный директор Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий Николай Комлев.
По его мнению, исключение из списка бытовых устройств имеет важное значение сразу для нескольких отраслей, включая сельское хозяйство, медицину и т.п. Изменение формулировки законопроекта поддержала и Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК). «Это выводит производителей и продавцов бытовой техники и электроники из риска попасть под уголовную ответственность, так как вводит более четкие критерии»,— отметил представитель РАТЭК Антон Гуськов.
UPD. Сегодня Госдума приняла в третьем, окончательном чтении пакет законов, которые уточнят понятие «спецсредства». Поправки вносятся в Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях.
Теперь, как и говорилось ранее, под шпионскими устройствами понимаются средства, которые специально созданы для скрытного получения информации без ведома ее обладателя. Специальным образом оговаривается, что к специальным техническим средствам не будут относить устройства бытового назначения, которые могут записывать аудио и видео, либо же отслеживать геолокацию и фотографировать. Но на таких устройствах должны быть открыто размещены элементы управления или маркировка, указывающие на назначение прибора.
Статья 138.1 УК о незаконном обороте спецсредств, предназначенных для негласного получения информации, в старой редакции предусматривала штраф до 200 000 руб. либо лишение свободы на срок до четырех лет.