Что относится к схематической и символической наглядности тест
Что относится к схематической и символической наглядности тест
Изобразительная наглядность — это демонстрация на занятиях изображений предметов, явлений, процессов, а также теоретических знаний о них. Существует три вида изобразительной наглядности: художественная, символическая и текстовая.
Художественная наглядность отражает изображаемый объект или ситуацию во всех деталях. К этому виду наглядности относится демонстрация фотографий, картин, кинои видеофильмов. Фотографии могут изображать, например, людей в разных жизненных обстоятельствах, проявления эмоций, ситуации психологических экспериментов; также это могут быть портреты знаменитых психологов. В аналогичных ситуациях могут использоваться произведения живописи, рисунки. Фильмы как средства изобразительной наглядности можно разделить на два типа: научно-популярные и художественные. В научно-популярных фильмах демонстрируются классические психологические исследования. Художественные фильмы (или их фрагменты) могут иллюстрировать определенные психологические типы людей и их отношений, ситуации для психологического анализа.
Символическая (схематическая) наглядность — это изображения, отражающие существенные признаки, характеристики, связи предметов или явлений. К этому виду наглядности относится демонстрация таблиц, схем, диаграмм, графиков. На них отображаются систематизированные знания об определенных теоретических идеях, структуры психических явлений, соотношения величин и понятий, зависимости между определенными параметрами. Для подбора или самостоятельной разработки наглядности этого вида могут представлять интерес некоторые пособия (Архангельский и др., 1958; Никифорова, 1978; Гамезо, Домашенко, 1998; Крысько, 1999).
Символическая наглядность может сочетаться с текстовой. Под текстовой наглядностью понимается написание на доске или демонстрация с помощью других средств наиболее существенных тезисов лекции, имен ученых, дат, терминов и другой текстовой информации, которая плохо воспринимается на слух. Параллельное слуховое и зрительное предъявление информации способствует ее успешному и безошибочному восприятию. Студенты склонны записывать себе в конспект то, что видят. Опытные преподаватели знают: чем больше преподаватель пишет на доске, тем больше информации остается в студенческих тетрадях.
Понятие принципа наглядности в дидактике
С точки зрения дидактики, принцип наглядности в дидактике означает обучение с использованием зрительных опор. Наличие зрительной опоры предполагает наблюдение за процессами, использование различных методических иллюстрированных материалов. Определение принципа предметности неразрывно связано с процессом наблюдения, как методом познания.
Принцип наглядности в обучении впервые был выдвинут чешским педагогом Я. А. Коменским в XVII веке. Выдвинутый принцип имеет научное обоснование: глаза человека — самый чувствительный анализатор. Благодаря зрению человек получает бо́льшую часть информации. Более того, зрительно полученная информация является самой достоверной. Именно поэтому в учебном и воспитательном процессах так важна зрительная опора.
Принцип иллюстративности не раз был подвержен критике и детальному рассмотрению как со стороны педагогики, так и методики. С точки зрения Песталоцци, сущность правила демонстративности заключалась в развитии логического мышления.
В рамках современной методики принцип предметности подразумевает познание с задействованием чувственных анализаторов, а именно: зрения. Наличие зрительной опоры является одним из обязательных условий успешного учебного процесса.
Виды наглядности
Наглядный компонент обучения имеет разные виды:
Любой из видов демонстративности положительно влияет на процесс обучения как в целом, так и на каждом этапе. Ко́мплексное прямолинейное применение нескольких видов параллельно могут повысить эффективность обучения.
Что относится к внешнему виду наглядности, она может быть реализована через муляж, иллюстрации, карты, ментальные карты, таблицы, схемы, диаграммы, предметы и др.
Роль принципа наглядности
Наглядность играет крайне важную роль в рамках освоения знаниями. Проанализировать важность наглядности лучше всего во взаимосвязи с другими дидактическими принципами.
Зрительная опора, особенно натуральная или интерактивная, позволяет оценивать и воспринимать информацию с учётом индивидуальных особенностей, что напрямую связано с обеспечением немаловажного правила доступности.
Также иллюстративность обеспечивает крепкую связь теории и практики. Освоив теоретические основы в рамках изучаемого предмета, учащиеся переходят к наглядной части работы, т. е. к практической. Натуральная наглядность как нельзя лучше позволяет применить полученные теоретические знания, подтвердить их и укрепить.
Благодаря использованию зрительных опор учащиеся получают максимально полные образные представления о предмете изучения, получая возможность самостоятельно сделать выводы о них.
Однако чрезмерное использование опор для обучения несёт в себе определённую опасность. Давая учащимся готовое представление об объектах и явлениях, можно невольно «стереть» их способность к самостоятельной визуализации, ввиду чего учащиеся будут неспособны самостоятельно определять явления и их вид, функции и назначения.
Тем не менее эффективность от применения опор на уроке сводит к минимуму возможные негативные последствия. Опоры выполняют ряд немаловажных функций:
Таким образом, наглядность обеспечивает высокие результаты обучения. Главным условием достижения наилучших результатов при помощи наглядности является их умеренное применение и грамотное соотношение видов применяемых опор.
Можно выделить три основных вида наглядности: предметную, изобразительную и словесную.
* Предметная наглядность — это демонстрация реальных предметов, явлений и процессов. В преподавании психологии этот вид наглядности применяется, когда используются макеты приборов, головного мозга, когда проводятся демонстрационные эксперименты и психологические опыты.Главная задача преподавателя— наглядно продемонстрировать определенные психологические феномены и закономерности, изучаемые в курсе психологии. Это способствует лучшему пониманию и запоминанию. Неслучайно известная поговорка гласит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». * * * *Изобразительная наглядность — это демонстрация на занятиях изображений предметов, явлений, процессов, а также теоретических знаний о них. Существует три вида изобразительной наглядности: художественная, символическая и текстовая.
Художественная наглядность отражает изображаемый объект или ситуацию во всех деталях. К этому виду наглядности относится демонстрация фотографий, картин, кино- и видеофильмов. Фотографии могут изображать, например, людей в разных жизненных обстоятельствах, проявления эмоций, ситуации психологических экспериментов; также это могут быть портреты знаменитых психологов. В аналогичных ситуациях могут использоваться произведения живописи, рисунки. Фильмы как средства изобразительной наглядности можно разделить на два типа: научно-популярные и художественные. В научно-популярных фильмах демонстрируются классические психологические исследования. Художественные фильмы могут иллюстрировать определенные психологические типы людей и их отношений, ситуации для психологического анализа.
Символическая (схематическая) наглядность— это изображения, отражающие существенные признаки, характеристики, связи предметов или явлений. К этому виду наглядности относится демонстрация таблиц, схем, диаграмм, графиков. На них отображаются систематизированные знания об определенных теоретических идеях, структуры психических явлений, соотношения величин и понятий, зависимости между определенными параметрами.
Символическая наглядность может сочетаться с текстовой. Под текстовой наглядностью понимается написание на доске или демонстрация с помощью других средств наиболее существенных тезисов лекции, имен ученых, дат, терминов и другой текстовой информации, которая плохо воспринимается на слух. Студенты склонны записывать себе в конспект то, что видят. Опытные преподаватели знают: чем больше преподаватель пишет на доске, тем больше информации остается в студенческих тетрадях.
* Словесная наглядность — это описание образов в речевой форме. Используется она в тех случаях, когда применение предметной или изобразительной наглядности по тем или иным причинам невозможно. В таких случаях преподаватель наглядно описывает ситуацию психологического эксперимента, приводит примеры из художественных произведений, характеризующие определенные психологические явления и феномены.
Наглядные методы могут использоваться на лекциях в качестве иллюстраций, на лабораторных и практических занятиях в качестве тестового материала.
Современным способом демонстрации наглядности являются транспаранты на прозрачной пленке и слайды, которые проецируются на белый экран. Прекрасным аудиовизуальным средством демонстрации является компьютер. Использование компьютерной программы Power Point дает возможность преподавателю включать в свою лекцию самые различные виды наглядности. Проецирование слайдов данной программы на экран делает презентацию доступной для всех студентов.
Наглядность повышает эффективность преподавания при определенных условиях:
1) демонстрируемая наглядность должна быть согласована с содержанием материала;
2) наглядность следует вводить на занятии постепенно, в соответствующий момент, по мере необходимости;
3) демонстрация должна быть организована так, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть объект;
4) необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций, схем, диаграмм;
5) следует детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации.
Использование технических средств в преподавании психологии.
ТСО в психологии: Магнитофон, камера, видеомагнитофон, слайды, секундомер.
ДИДАКТИКА КАК ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ 5 страница
Проблемные учебники строятся по-разному. Так, в учебниках по гуманитарным предметам применяется проблемное изложение: в начале статьи формулируется проблема, затем последовательно раскрывается противоречивый путь ее развития. Учащиеся задумываются, с интересом следят за ходом мыслей автора, волнуются и сопереживают, определяют свое отношение к ходу событий, прогнозируют дальнейшее их развертывание. В учебниках по языку применяется система познавательных заданий, которые актуализируют опыт учащихся, вовлекают их в процесс самостоятельного решения проблемы; после задания даны вопросы, направляющие деятельность учащихся на формулирование правила. В учебниках природоведческого цикла также предлагаются задания исследовательского характера, выполняя которые учащиеся открывают новые, еще неизвестные им факты. Это несложные опыты, практические и лабораторные работы, выполняемые в классе и дома; результаты их затем обсуждаются под руководством учителя. Вопросы-задания заставляют учеников активно работать над текстом, размышлять, делать выводы.
В России и за рубежом накоплен определенный опыт создания программированных учебников, содержание материала в которых представлено порциями, а усвоение каждого «шага» информации проверяется контрольными вопросами. Есть попытки создания комплексных (проблемно-программированных) учебников, которые содержат определенные дозы информации, необходимые учащимся для понимания проблемы; проблема же решается в логике проблемного изучения материала, а весь необходимый для усвоения материал закрепляется и проверяется программированными дозами.
Учитывая отличительные особенности конкретных типов учебников, авторы и составители учебных книг помнят, что все они имеют общие структурные элементы: текст, вопросы и задания, иллюстрации.
Большое практическое значение имеет издание комплектов по каждому учебному предмету: учебники, методические пособия для учителей по каждому предмету, набор таблиц и карточек для самостоятельной работы учащихся, различные средства обучения, способствующие оптимизации учебно-воспитательного процесса.
4. Модели. Наглядные пособия.
Модели делятся на физические, или предметные (например, макеты), графические (схемы, графики, чертежи), знаковые и логико-математические (формулы, уравнения). Иногда модели делят на две группы: наглядные (физические или предметные) и графические (формулы, уравнения).
Моделирование— это познавательная деятельность, направленная на выявление структуры, системности режима функционирования объекта познания. Моделирование играет роль дидактического приема, входящего в структуру различных методов обучения, в соответствии с целями урока. Моделирование способствует раскрытию внутренних связей и отношений в объектах изучения и выявлению на этой основе законов и закономерностей развития природы и общества.
Являясь опорой для выполнения умственных операций и познавательных заданий, моделирование способствует формированию у учащихся абстрактного мышления и повышению теоретического уровня в обучении. Особенно важное значение имеет моделирование при системном подходе к изучению сложного теоретического материала.
Уже в 1-2 классах целесообразно объяснить учащимся в доступной форме понятие «модель», сначала на примере предметных моделей (глобус, модель, цветка), а затем постепенно перейти к более сложным графическим, знаковым, логико-математическим. При этом учащихся следует подвести к пониманию, что модель является заместителем объекта (реального предмета или явления). Ряд признаков и особенностей предмета в ней выпал, остались наиболее существенные признаки, по которым устанавливают объективные связи и отношения между элементами структуры модели, переносимые затем на реальные объекты и между моделями и соответствующими предметами. В средних и старших классах, кроме предметных моделей, применяются графические и знаковые.
Применение моделей различных видов и уровней способствует органическому переходу учащихся от наглядно-чувственного к абстрактному познанию, от эмпирического к теоретическому, позволяет усилить научно-теоретический уровень знаний.
Наглядные пособия являются средством для создания новых и воспроизведения имеющихся чувственных образов в сознании ученика. Обычно придерживаются классификации наглядных пособий по признаку внешней и внутренней структуры:
1. Натуральные предметы и явления (объект природного и социального окружения). Натуральный предмет становится наглядным пособием, если: а) изолируется (мысленно или предметно) от реальных условий своего бытия и б) используется в учебном процессе.
2. Препарированные и консервированные предметы (чучела птиц, зверей. гербарии растений, заспиртованные существа и их отдельные органы, препараты для микроскопов и др.)
3. Плоскостная наглядность с реальными изображениями природы и общественных процессов (иллюстрации, фотографии, рисунки, картины).
4. Объемная наглядность с реальными изображениями (муляжи, макеты, модели, панорамы, геометрические фигуры).
5. Схематическая и символическая наглядность (карты, чертежи, схемы, опорные сигналы, диаграммы). Она используется для лучшего понимания и усвоения математических, грамматических, исторических и других закономерностей, теорий.
Отдельную группу наглядности представляют аудиовизуальные средства.
5. Аудиовизуальные средства (ТСО).
С помощью ТСО наиболее целесообразно решать следующие задачи:
— повышение эффективности процесса обучения;
— расширение возможности проникновения в различные области научного знания;
— получение информации об изучаемом явлении, процессе, объекте;
— ускорение передачи научной информации;
— оказание помощи учителю в интенсификации процесса обучения за счет сокращения времени на раскрытие, сложных явлений, изложения трудного учебного материала;
— повышение наглядности, обеспечение лучшего, более глубокого усвоения предмета, развитие познавательной активности учащихся.
Информационные технические средства в зависимости от того, какие органы чувств включаются в восприятие информации, подразделяются на несколько групп:
1) визуальные, или зрительные, к которым отнесены машины, устройства, статические и подвижные модели, цветные и черно-белые схемы и т.п.;
2) аудиальные или слуховые (магнитофонные ленты, кассеты вместе с устройствами для пользования ими, радиоаппаратура);
Визуальные и аудиовизуальные ТСО по типу создаваемого с их помощью изображения иногда разделяют на:
а) средства статической проекции (эпипроекция, эпидиапроекция и диапроекция);
б) средства динамической проекции (учебное кино и учебное телевидение).
При использовании аудиовизуальных средств важно предусмотреть определенные методические требования: разъяснять учащимся познавательную цель и задачи применения аудиовизуальных средств (или комплекс); актуализировать опорные знания, возбудить интерес к предстоящему изучению учебного материала; обсудить с учащимися способы решения учебной задачи, поставленной проблемы; предложить учащимся вопросы, на которые необходимо дать ответ после демонстрации (прослушивания), либо определить задания для самостоятельного усвоения содержания аудиовизуальных пособий. Вопросы, установка на внимание и последующий ответ помогут целенаправить восприятие, охватить главное, не упустить существенное. После применения аудиовизуальных средств следует провести беседу, подвести учащихся к самостоятельным выводам, организовать выполнение разнообразных творческих заданий.
МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ
1. Понятие мотива и мотивации.
Психические основы мотивации
По степени проявления мотивы могут быть сильно или слабо выраженными. Преобладающая сила одного из мотивов может определить будущий характер действий человека.
Полученная суммарность различных мотивов, обобщаясь и дифференцируясь в мыслительной деятельности, выявляет свою действенность на уровне волевой сферы. Здесь возникает волевое психическое состояние (активность), связанное с готовностью выполнять конкретную деятельностью. Поэтому активность проявляется и как устойчивое образование личности, и как компонент деятельности. Активность как результативный процесс обусловлена условиями функционирования (возможностью осуществлять деятельность), отношениями (мерой готовности к деятельности) и побуждениями к действию (способностью к предстоящей деятельности).
Особенность человеческой психики заключается в том, что мотивы, активность, поступки людей бывают различными по своей осознанности: от глубоко осознанных (рациональных, целенаправленных) до неосознанных (импульсивных, непроизвольных).
Отдельные характеристики мотивов
— готовность к решению задачи.
Эмоциональные проявления, сопутствующие познавательному интересу:
— чувство ощущения нового;
— чувство интеллектуальной радости;
Интеллектуальная, волевая и эмоциональная стороны познавательного процесса составляют единое целое. Ядром познавательного интереса являются мыслительные процессы. По выражению К.Д.Ушинского, это интерес, полной мысли. Поэтому процесс учения носит не созерцательный, а целенаправленный характер. Устойчивые и глубокие познавательные интересы могут перерастать в познавательную потребность, становясь свойством личности.
Познавательный интерес рассматривают в различных аспектах, как: средство обучения, мотив учебной деятельности, качество личности.
— несоответствие прежним представлениям.
Эмоциональная восприимчивость характеризуется такими показателями, как:
— чувствительность: развитие цветовой гаммы, слуха, осязания, обоняния;
— особенности восприятия пространства, времени, движений (точность, сила);
— наблюдательность: направленность, точность, осознанность;
— эмоциональная настроенность (доброжелательность, чуткость, общительность или отчужденность, замкнутость, недоверчивость или осторожность, доверчивость);
— чувство красоты (понимание, принятие и усвоение прекрасного в природе, людях, искусстве);
— чувство новизны: особая восприимчивость к новым событиям, явлениям, ко всему необыкновенному.
— интерес к учению и знаниям;
— культура учебного и умственного труда;
— стремление применить знания на практике;
— потребность в обмене информацией, общении с интересными людьми;
— потребность в самообразовании;
— объективная самооценка знаний, своей духовной культуры.
2. Учебная мотивация.
Учебная мотивация — это направленность учащихся к различным сторонам учебной деятельности. Учебная мотивация превращает внешние
заданные цели деятельности во внутренние потребности личности.
Психологические образования, выступающие в качестве мотивов.
Во внешнем плане мотивация проявляется в прилежании, внимании и усидчивости детей. Показатели, по которым можно выявить отдельные элементы мотивации:
2. Эмоциональные проявления учащихся.
3. Избирательная направленность чтения, участие по свободному выбору в различных формах и видах внеклассной работы.
Классификация мотивов обучения.
Учебные мотивы многообразны, отличаются между собой видом потребности, которой они отвечают. Мотивы делят по уровням, направленности, содержанию. Мотивы также бывают естественные (материальные) и высшие (духовные) мотивы. Мотивы также определяют по двум типам: внешние и внутренние.
Внутренние мотивы побуждают человека к учению как к своей цели (интерес, любознательность, желание). Здесь также требуются волевые усилия, которые вязаны с трудностями учения, с внешними препятствиями, но только не борьба с самим собой.
Объектом познавательных интересов в школе является содержание учебных предметов, овладение которыми составляет основное назначение учения. Поэтому в сферу познавательного интереса включаются не только приобретаемые школьником знания, но и сам процесс овладения знаниями, процесс учения в целом. Поэтому учебно-познавательные мотивы отличаются от познавательных интересов тем, что они направлены не на простое приобретение информации, а на усвоение способов действий в конкретной области изучаемого учебного предмета. И ученик выступает здесь как исследователь.
Мотивация учения обычно связана с возможностью получения награды или избегания наказания. И поощрение, и наказание получают самые разнообразные конкретные формы и фиксируются в основном в отметках. Часто в учении ведущим мотивом является мотив необходимости.
Скука в школе происходит главным образом от пассивности: слушать скучное объяснение учителя и неудачные ответы учеников.
Если ученик знает материал, ему очень хочется ответить. Л.Н. Толстому удавалось дать высказаться каждому ученику, поочередно они были то слушателями, то рассказчиками. Поэтому в современной школе невозможность ученика ответить, когда он выучил, становится одной из причин нежелания учиться.
Учителю часто не хватает терпения выслушать ученика, он начинает подсказывать или перебивать.
Ученик пассивен, когда плетется за учебным ритмом в классе, если его «темп думания» отстает от фронтального опроса.
Интерес пропадает, если урок перегружен новыми сведениями или страдает от «информационного голода» (особенно русский язык, на котором вся новая информация может свестись к «жи, ши пишутся через и»).
Если ребенок прекращает получать удовольствие от вида деятельности, то это выражается: легким выбором решения задачи, боязнь перед неудачей, желание скорее переключиться на другую деятельность.
Негативные тенденции, способствующие угасанию познавательных интересов:
1.Бедность сообщаемого материала.
2. Несоответствие содержания обучения опыту учащихся.
3. Слабость познавательной нагрузки.
4. Слабая организация самостоятельной работы учащихся.
5. Отрицательный эмоциональный фон.
6. «Смысловой барьер» между учителем и учениками.
1 тип. Различное понимание смысла требований со стороны учителя и ученика (нельзя подсказывать, хотя необходимо помогать товарищу в беде; нельзя драться, хотя драка понимается учеником как проявление мужества и храбрости).
2 тип. Неприятие ребенком форм предъявления требований взрослого (вполне разумные требования учителя, но в грубой или унизительной форме дают психологический барьер и воспринимаются в «штыки»).
3 тип. Неприятие ребенком личности взрослого.
Причины возникновения «смыслового барьера»:
1. Неумение учителя выявить истинные мотивы поведения ученика, неверное реагирование учителя на эти поступки.
2. Постоянное применение учителем одних и тех же приемов в учебной работе, особенно если эти приемы не дают положительного эффекта (нотации, выговоры, «двойки»).
3. Отрицательное эмоциональное переживание ученика вследствие незаслуженного (с его точки зрения) наказания или несправедливости.
4. Сложившееся мнение об учителе в окружающей среде.
5. Противоречие требований со стороны семьи и школы.
3. Методики учебной мотивации.
Основным требованием к организации обучения школьников является формирование учебной мотивации.
Любое внешнее воздействие имеет должный эффект, когда оно соответствует потребностям детей, когда внешние задачи были внутренне приняты, приобрели значимость, нашли отклик и опорную точку в переживаниях учащихся.
Более эффективна методика создания мотивационно-проблемных ситуаций или постановки специальных познавательных задач, в которых отражается практический смысл изучения данного предмета. Учитель подбирает по содержанию темы предмета острую жизненную ситуацию, разрешение которой было бы возможно только при хорошем знании и понимании предмета.
Еще более результативна такая методика мотивации, при которой учитель обращается к формированию представлений учащихся о роли данного предмета в его деятельности, убеждения учащихся о роли предмета в будущей профессии и в оценке личности окружающими ее людьми. Это ведет к правильному формированию позитивных ценностных ориентаций детей по отношению к учебной работе.
При подготовке и проведении урока учитель не должен забывать, что не отдельные элементы урока должны быть для учащихся интересными, а необходимо в течение урока усложнять, наращивать трудности, требующих постепенного возрастания работы мысли, усилий воли, эмоционального заряда большей силы от начала до конца урока. При рыхлости урока, со снижением интереса к отдельным его элементам, теряется привлекательность к теме занятия и слабеет познавательный интерес. Поэтому необходима система стимулов, постоянно поддерживающая и укрепляющая познавательный интерес как мотив учения.
Исследования показали, что критериями интереса школьников к содержанию материала являются: а) новизна, б) значимость материала, в) связь с жизнью.
Для формирования положительного отношения к учению ребенок должен знать «вкус к успеху» (В.А.Сухомлинский). Для этого в школе Сухомлинского не ставили плохих отметок, а иногда ставили завышенную, чтобы ребенок делал все возможное, чтобы эту отметку оправдать и заслужить.
Необходимо замечать любой успех ученика и обязательно поощрять (Ш.А.Амонашвили).
Если человек считает себя самого повинным в своих неудачах, отказ от поиска подрывает готовность к активному поведению, к снижению самооценки. Поэтому необходимо учителю в своем поощрении «перегнуть палку».
В работе с отстающими детьми В.А.Сухомлинский считал, что развитие невозможно без гармонического влияния на всю психофизическую, духовную жизнь человека. При этом необходимо воздействовать на личность ученика в целом, отдавая себе ясный отчет о том, в каком сочетании находятся различные свойства его личности и какие изменения происходят под влиянием педагогических воздействий.
Условия возникновения и развития интереса к учению:
1. Организация обучения должна способствовать вовлечению ученика в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний (проблемного характера).
2. Учебный труд должен быть разнообразен.
3. Необходимо осознать учеником и понять нужность, важность и целесообразность изучения данного предмета.
4. Новый материал должен быть связан с усвоенными ранее знаниями.
5. Обучение должно быть трудным, но посильным.
6. Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать.
7. Яркость, эмоциональность учебного материала, личность самого учителя оказывают влияние на интерес к обучению.
8. Интерес связан с игрой. Бессмысленны задачи о двух пешеходах и бассейне с двумя трубами. Но если задача получает игровое оформление, если включается «взрослая» жизненная ситуация, то от того, как решит эту задачу ребенок, будет зависеть исход ситуации. Такая ситуация уже предопределена жизненной необходимостью. В процессе игры или смоделированной жизненной ситуации интеллектуально пассивный ребенок способен выполнить необычный для него объем умственной работы.
Уровень мотивации зависит от четырех факторов:
1. Значимость достижения успеха.
Например, какое значение придает ребенок своему успеху в обучении, если он ориентируется на мнение учителя и родителя. Или он получит моральное или материальное вознаграждение и т.д.
2. Надежда на успех.
Собственные представления о своих способностях, прошлый опыт успеха или неудач. Те дети, которые рассчитывают на успех, справляются с заданиями лучше.
3. Вероятность достижения успеха.
Дети по-разному понимают, что лежит в основе успеха или неудач. Представление человека о причинах успеха и неудач может влиять как на уровень ожидания, так и на способы деятельности. Причины: а) способности или их отсутствие; б) упорство или его отсутствие; в) трудность или легкость задания; г) везение или его отсутствие. Эти все причины зависят от внешних и внутренних воздействий.
4. Эталоны достижений.
Учителю необходимо знать внешкольные интересы и увлечения детей и опираться на них при освоении учебного материала. Чем теснее связан материал уроков с любимыми детскими фильмам, книгами, играми, тем больше вероятность попадания в сферу интересов каждого ученика.
Дата добавления: 2016-01-26 ; просмотров: 3042 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ