Что относится к сфере обслуживания населения
Сфера обслуживания
Полезное
Смотреть что такое «Сфера обслуживания» в других словарях:
сфера обслуживания — СФЕРА, ы, ж. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Сфера обслуживания — … Википедия
СФЕРА ОБСЛУЖИВАНИЯ — совокупность отраслей хозяйства, продукция которых выступает в виде услуг … Большой экономический словарь
Сфера обслуживания населения — совокупность предприятий, организаций и физических лиц, оказывающих услуги населению. Источник: Услуги населению. Термины и определения. ГОСТ Р 50646 94 (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 21.02.1994 N 34) … Официальная терминология
Сфера обслуживания населения — совокупность предприятий, организаций и физических лиц, оказывающих услуги населению … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия
сфера обслуживания населения — 4 сфера обслуживания населения : Совокупность предприятий, организаций и физических лиц, оказывающих услуги населению. Источник: ГОСТ 30335 95: Услуги населению. Термины и определения оригинал документа … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Человек (сфера обслуживания) — Имена существительные ГИД, экскурсово/д. Тот, кто сопровождает туристов и показывает им достопримечательности страны, города и т.п. ДВОРЕ/ЦКИЙ, мажордо/м. Управитель дома. КУРЬЕ/Р, посы/льный, рассы/льный. Служащий… … Словарь синонимов русского языка
СФЕРА — СФЕРА, ы, жен. 1. Область, пределы распространения чего н. С. деятельности. С. влияния. 2. Среда, общественное окружение. В своей сфере. Высшие сферы (о правящих, аристократических кругах). 3. Замкнутая поверхность, все точки к рой равно удалены… … Толковый словарь Ожегова
Сфера (область действия) — Сфера (от греч. spháira шар), 1) замкнутая поверхность. 2) Область действия, пределы распространения чего либо (например, сфера действия тяготения). 3) Обстановка, среда, общественное окружение. См. также Сфера материального производства, Сфера… … Большая советская энциклопедия
Сфера услуг — область экономики, занимающаяся предоставлением различного рода услуг физическим и юридическим лицам. Обычно в сферу услуг включают культуру, образование, здравоохранение, бытовое обслуживание. По английски: Service sector Синонимы: Сфера… … Финансовый словарь
Что такое сфера обслуживания? Сфера обслуживания: определение понятия, профессии и отрасли
Сфера услуг и ее особенности
К материальному производству относится любая деятельность, связанная с изготовлением и распределением материальных благ. Все ее виды, которые не связаны напрямую с миром материального производства, образуют сферу услуг. К ней относятся организации, работающие на коммерческой основе, и некоммерческие предприятия. Первые продают услуги, вторые представляют собой в основном государственные учреждения, а также церкви.
Сфера обслуживания имеет свои особенности:
Чаще всего предприятия сферы услуг относятся к малому и среднему бизнесу. Это связано с необходимостью сохранять быструю адаптивность к меняющимся условиям и способность к ускоренному принятию решений на любом уровне. Рынок услуг очень динамично развивается, и организации, которые не успевают отреагировать на растущие потребности и запросы клиентов, не могут конкурировать в такой среде.
Отрасли сферы услуг
Трудно понять, что такое сфера обслуживания, не определив конкретных направлений деятельности (отраслей), которые к ней относятся:
Вместе отрасли сферы обслуживания представляют собой социальную инфраструктуру общества.
Как развивается сфера услуг?
Сфера услуг выходит на лидирующие позиции по отношению к товарному производству. Она развивается большими темпами, постоянно изменяется, подстраивается под требования конкретного клиента. Услуги не продаются оптом, они доставляются каждому потребителю индивидуально.
Произведенные на фабриках товары и их характеристики отходят на второй план в конкурентной борьбе. Сейчас на рынке выигрывает та организация, которая предоставляет лучший сервис, сопутствующие услуги, быстрее и качественнее доносит информацию до целевой аудитории через рекламу и сбытовую политику.
Сфера обслуживания нужна для того, чтобы сделать жизнь людей проще, комфортнее, приятнее. Поэтому она так важна в развитых странах. Когда человек поднимается над проблемами, связанными с безопасностью и стабильностью, у него появляется возможность делать свою жизнь приятнее.
Особенности сферы обслуживания в России
Тенденции мировой экономики не могли не отразиться на Российском рынке. Рост доли услуг в ВВП за последние 7 лет составил 17 %. На 2011 год они составляли 30 % общего объема валового продукта страны.
Крупнейшими отраслями услуг в России являются:
Положительные условия для развития сферы обслуживания в России связаны с реформами в экономике, развитием малого бизнеса и приходом на отечественный рынок зарубежных компаний с большим опытом работы.
Однако сфера обслуживания сталкивается и с определенными негативными явлениями:
Общественное питание
Услуги, связанные с удовлетворением потребности людей в готовой еде, относятся к отрасли общественного питания. Однако на этом ее функции не ограничиваются. Посещение заведений, в которых можно вкусно поесть, позволяет также отдохнуть, развлечься, встретиться с друзьями и знакомыми за большим столом, в уютной атмосфере. То есть услуги общественного питания освобождают от готовки, уборки и мытья посуды и позволяют людям приятно провести время. Многие заведения предлагают и культурную программу, а также курсы кулинарного мастерства.
Поскольку функции этой отрасли многообразны, то каждая организация имеет свои особенности в предоставлении услуг. Столовые, например, обеспечивают население недорогой пищей. Кафе и бары предлагают расширенный спектр услуг.
Общественное питание – сфера обслуживания, профессии которой включают в себя особую психологическую составляющую. Очень важно, чтобы персонал был не только хорошо обученным и честным, но еще и приятным в общении.
Розничная торговля
Розничная торговля подразумевает передачу товара от продавца покупателю для личного или иного вида пользования, но не для дальнейшей продажи. То есть речь идет о доставке продукта конечному потребителю.
Функции такого вида услуг очень разнообразны:
Связь
Связь – это сфера обслуживания, профессии которой помогают людям не терять контакта друг с другом. К этой сфере относятся почтовая связь, стационарная телефония, мобильная телефония, Интернет, спутниковая связь, а также радио- и телевещание.
Несмотря на большое количество жалоб, почтовое сообщение в России работает на уровне стран Западной Европы. Отлажено внутреннее и международное сообщение. Отправить посылку или письмо можно в любую страну мира по земле или по воздуху. Количество почтовых отделений соответствует потребностям населения.
Мобильной связью и Интернетом обеспечены почти все населенные пункты.
Оптоволоконная линия, соединяющая Россию со странами Европы и Японией, позволяет жителям страны быть на связи с родными, друзьями и коллегами по всему миру.
А вот стационарные телефоны для многих по-прежнему остаются недоступны. В то время как в Москве почти каждая семья обеспечена стационарным телефоном, в восточных регионах один телефон приходится на 10 семей.
Бытовые услуги
Сфера обслуживания населения включает в себя бытовые услуги. Они очень разноплановые и разнонаправленные и объединяются в такие группы:
Сфера бытового обслуживания населения ориентирована на широкого потребителя. Вышеперечисленными услугами (всеми или отдельными видами) пользуются практически все члены общества.
Финансовые и страховые организации
В Европе и США население уже не представляет жизни без кредитов. Многие живут в буквальном смысле в долг, регулярно используя заемные средства с банковских карт. В России несколько лет назад наблюдался бум потребительских кредитов. Сейчас большой популярностью пользуются и другие услуги финансовых организаций.
Роль банковской сферы в экономике огромна. Она аккумулирует и перераспределяет свободные денежные средства, регулирует объем денежной массы, осуществляет платежи и т. д.
Сфера обслуживания включает также страховые услуги. Сегодня эта отрасль в России выходит на новый уровень, усовершенствуется законодательная база, увеличивается доверие населения к страховым компаниям, привычным становится понятие «обязательное страхование».
Туризм и рекреационное хозяйство
Рекреационное хозяйство – это особая сфера услуг, которая зависит не только от требований и пожеланий клиентов, но и от сложившихся природных и культурных условий в определенной местности. Туризм может быть связан с наличием моря, реки, озера, пляжей, леса и других природных ресурсов. Также людям нравится посещать места с интересной историей и культурой.
Оздоровительный и познавательный туризм часто сходятся в одних и тех же точках. В России наиболее значимыми рекреационными зонами являются побережье Черного моря, окрестности рек (Волга, Дон, Енисей, Обь и др.), Кавказские Минеральные Воды. Большой популярностью у туристов пользуются города Санкт-Петербург, Москва и ее окрестности, Кисловодск, Пятигорск и др.
Кроме того, в России работают и туристические фирмы, обеспечивающие путешествия за пределы страны. Очень популярными у россиян в последние годы стали поездки в Турцию, Египет, Болгарию, Черногорию, Финляндию, Чехию.
Туризм в России совершил огромный рывок за последние 5 лет и продолжает развиваться.
Особенности профессий сферы обслуживания
Сфера обслуживания – это особый сектор экономики, и требования к работникам здесь тоже отличаются некоторыми нюансами. Стюардессы и медсестры, страховые агенты и продавцы обуви, менеджеры в банке и работники фотоателье – все они должны обладать такими чертами характера, как:
Все эти качества необходимы для работы с людьми. Сотрудник сферы обслуживания должен уметь слушать, быть внимательным к потребностям клиента, иметь выдержку, спокойно воспринимать критику.
Что нужно знать о сфере обслуживания — основные сведения
Понятие сферы обслуживания
Сферу обслуживания называют еще третичным сектором экономики. Отрасли сферы услуг принято делить на три категории:
Отрасли сферы услуг, которые занимаются обеспечением потребительской активности населения, по своим функциям могут быть условно разделены следующие группы:
Следующая группа более обширна:
Каждая из соответствующих групп имеет свои собственные модели, проблемы развития и территориальную организацию. Все отрасли вместе взятые можно назвать социальной инфраструктурой общества.
В современном обществе значительная часть всех трудовых ресурсов занята в сфере услуг, и она продолжает расти. Согласно различным расчетам она достигает от 50 до 70 % (в США) от всех работников. В России в 1995 году примерно 30 % всех работников были заняты в сфере услуг (сюда не вошли транспортники и связисты, которые также обслуживают население).
Особенности сферы обслуживания
Согласно ОКВЭД (общероссийскому классификатору видов экономической деятельности) в России с 2005 года согласно международным стандартам выделяют 9 видов услуг:
Положительные условия для развития сферы услуг в России связаны с реформами в экономике, развитием малого бизнеса и выходом на внутренний рынок иностранных компаний, обладающих большим опытом.
География сферы обслуживания
Сфера услуг включает в себя комплекс услуг, предназначенных для удовлетворения потребностей отдельных лиц, — индивидуальных потребителей.
Услуги могут быть разделены на следующие категории:
В секторе услуг выделяются следующие подсекторы:
Факторы, влияющие на объем, структуру и частоту использования услуг Специализированных учреждений:
Сектор услуг варьируется в зависимости от иерархии. Большинство услуг предоставляется в крупных городах. Напротив, в сельских населенных пунктах количество и разнообразие сервисных компаний не имеет особого значения для населения.
Иерархия сектора услуг выглядит следующим образом:
Сфера услуг: бытовое обслуживание населения — что это такое?
Бытовое обслуживание – это важный сектор экономики, являющийся частью рынка платных услуг и работ для населения. Его доля в этом рынке составляет 8,4%. На уровне правительства, этому экономическому сегменту отводится важная роль, так как его считают социально значимым сектором экономики государства. Под бытовым обслуживанием понимаются платные виды деятельности для физических лиц производственного и непроизводственного характера.
Деятельность по бытовому обслуживанию направлена на удовлетворение духовных и материальных потребностей людей вне их общественно-политической и профессиональной деятельности.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Что это такое?
Условно, этот вид деятельности можно разделить на 4 большие направления:
Немного истории
Впервые, деятельность, попадающая под определение бытового обслуживания, появилась в Российской империи. Тогда на европейской территории страны в ней было задействовано 10% самодеятельного населения. Основным контингентом, занятым в этом виде работ и услуг, были:
После революции, формировать сферу бытовых услуг пришлось заново. До 1941-го года, в стране возрождали ремесленников и кустарей, после 1945-го года – началось укрупнение предприятий задействованных в этой экономической сфере обслуживания населения. Для подготовки кадров было открыто 4 высших учебных заведения и более 28 техникумов. К 1975-му году объем этого сегмента экономики СССР превысил 6,5 миллиардов советских рублей.
Далее, в 1993 году, было принято Постановление Совета Министров №536. Вслед за ним, в 1997 году, были пересмотрены правила работы в этом сегменте экономики страны и принято постановление Правительства РФ №1025. В 2012-ом году это постановление претерпело последнюю, на сегодняшний день, редактуру.
Подробнее о бытовом обслуживании в РФ читайте тут, а про объект бытового обслуживания узнайте в этом материале.
Сфера услуг
Услуга — действия, представляющие инструменты для производства ценностей. Они могут использоваться для создания ценностей, но сами по себе ценностью не являются.
В рамках бытового обслуживания, услугами является большая часть деятельности лиц и предприятий, задействованных в этом сегменте. Исключением являются производственные ниши: изделия на заказ.
Что относится к бытовым услугам? Рассмотрим примеры бытовых услуг:
Несмотря на то, что кухня – это продукт, ее установка – это услуга, которая требует отдельного документального оформления.
Обязанности работодателя
Так, например, работодатель обязан обеспечить:
Процессы и процедуры связанные с этими обязательствами по бытовому обеспечению наемных работников прописаны в ряде федеральных законов: №90 от 2006-го года, №267 от 2009-го года и №317 от 2013-го года.
Ответственность исполнителя перед заказчиком
Правила бытового обслуживания населения определены в Постановлении Правительства РФ №1025 от 1997-го года, с редакцией в 2012-ом году. Это постановление определяет основные правила, по которым принимаются и оформляются заказы, производится оплата услуг и работ, выполняются услуги и работы. Также в нем прописана ответственность исполнителя перед заказчиком.
Если кратко резюмировать содержание этого постановления, то можно выделить несколько основных моментов:
Выделяется несколько глобальных групп, являющиеся основополагающими видами бытового обслуживания:
Бытовое обслуживание. населения, часть сферы обслуживания, где населению оказываются непроизводственные и производственные услуги.
В целом, бытовое обслуживание населения – это неотъемлемая часть экономики государства. Оно четко регламентировано. Законодательно защищены обе стороны: и заказчик, и исполнитель, хотя судебная практика показывает, что заказчик в спорах находится в привилегированном положении.
Что относится к сфере обслуживания населения
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БЫТОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ
Термины и определения
Consumer services for the population. Terms and definitions
Дата введения 2017-06-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Акционерным обществом «Институт региональных экономических исследований» (АО «ИРЭИ») при участии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный университет туризма и сервиса» (ФГБОУ ВО «РГУТИС») и поддержке Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторга России) и Департамента торговли и услуг города Москвы
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 346 «Бытовое обслуживание населения»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 октября 2016 г. N 1356-ст
5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Февраль 2020 г.
Введение
Установленные в настоящем стандарте термины расположены в систематизированном порядке, отражающем систему понятий в области бытового обслуживания населения.
Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин.
Приведенные определения можно при необходимости изменять, вводя в них производные признаки, раскрывая значения используемых в них терминов, указывая объекты, входящие в объем определяемого понятия. Дополнения и изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в настоящем стандарте.
Для сохранения целостности терминосистемы в настоящем стандарте приведены терминологические статьи из законов Российской Федерации, заключенные в рамки из тонкой линии.
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает термины и определения основных понятий в области бытового обслуживания населения.
Термины, установленные настоящим стандартом, являются общими и предназначены для применения всеми организациями независимо от их вида, размера, мощности и оказываемых услуг.
Термины, установленные настоящим стандартом, рекомендуются для применения во всех видах документов в области бытового обслуживания, входящих в сферу действия работ по стандартизации и/или использующих результаты этих работ.
2 Термины и определения
1 бытовое обслуживание населения: Отрасль экономики, состоящая из предприятий различных организационно-правовых форм собственности и индивидуальных предпринимателей, занимающихся оказанием бытовых услуг (выполнением работ).
1 На территории Российской Федерации предприятия, занимающиеся оказанием бытовых услуг (выполнением работ), функционируют в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей», Правилами бытового обслуживания населения в Российской Федерации, общероссийскими классификаторами технико-экономической и социальной информации и документами национальной системы стандартизации.
2 Отрасль бытового обслуживания населения включает инфраструктурные предприятия (научные, методические, учебные, координирующие и др.).
2 бытовая услуга: Услуга, связанная с удовлетворением конкретной бытовой потребности индивидуального клиента (заказчика) или группы клиентов.
1 Бытовая услуга может оказываться на базе исполнителя (например, услуги бань), на базе заказчика (например, клининговые услуги), а также как на базе заказчика, так и на базе исполнителя (например, ремонт радиоэлектронной аппаратуры).
2 Индивидуальным клиентом считается юридическое лицо для некоторых бытовых услуг (например, для клининговых услуг, услуг прачечных, услуг химчистки и др.).
3 результат бытовой услуги: Результат деятельности исполнителя бытовой услуги, направленный на удовлетворение потребности индивидуального клиента или группы клиентов.
4 бытовая услуга производственная: Услуга по созданию и/или восстановлению потребительской стоимости изделий, используемых в быту (изготовление новых, восстановление и обновление бывших в употреблении).
5 бытовая услуга непроизводственная: Услуга, направленная на поддержание нормальной жизнедеятельности потребителя и удовлетворение его эстетических и духовных потребностей, частично связанная с изменением материальной составляющей.
6 потребность бытовая: Потребность, связанная с проведением ремонтных и профилактических услуг и работ, услуг и работ по изготовлению предметов, вещей, объектов по индивидуальным заказам, услуг и работ, связанных с личной гигиеной, оздоровлением и формированием индивидуального образа человека, а также удовлетворением иных потребностей, возникающих в бытовой среде обитания человека.
7 исполнитель бытовых услуг: Предприятие (организация) бытового обслуживания независимо от его организационно-правовой формы, индивидуальный предприниматель, оказывающие бытовые услуги (выполняющие работы) потребителям бытовых услуг на возмездной основе.
8 потребитель бытовых услуг: Физическое лицо, имеющее намерение заказать либо заказывающее или использующее бытовые услуги (работы).
1 Потребителя бытовых услуг иногда называют клиентом или заказчиком.
2 Помимо физических лиц потребителями бытовых услуг могут быть юридические лица, например таких, как услуги промышленных прачечных, клининговых услуги, услуги химической чистки и пр.
9 формы организации бытового обслуживания: Способы, методы, связанные с оказанием бытовых услуг: на дому, на предприятии бытового обслуживания, по месту работы (отдыха) заказчика, передвижным или стационарным предприятием, срочное, экспресс-обслуживание, обслуживание по технологическим нормативам, социальное обслуживание, самообслуживание.
10 вид бытовой услуги: Совокупность однородных услуг, характеризующихся общими технологическими признаками.
11 договор на оказание бытовой услуги: Квитанция, кассовый чек, имеющие все реквизиты, удовлетворяющие требованиям договора бытового подряда, проката, хранения, возмездного оказания услуг и др., в соответствии с которым выполняется бытовая услуга.
12 гарантийный срок в бытовом обслуживании: Период времени, в течение которого распространяется обязательство предприятия бытового обслуживания перед заказчиком (клиентом) о безвозмездном устранении скрытых недостатков.
13 риск при оказании бытовых услуг: Вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда.
14 экспертиза результата оказания бытовых услуг: Оценка, проводимая экспертом или экспертной организацией в области бытового обслуживания в целях установления соответствия услуг требованиям национальной системы стандартизации, нормативной и технологической документации, осуществляемая в определенной последовательности, оформленная в виде письменного заключения.
15 эксперт в бытовом обслуживании: Лицо, обладающее специальными знаниями, умениями и навыками, а также опытом работы в определенном виде оказания бытовых услуг.
16 квалификация работника бытового обслуживания: Уровень знаний, умений, профессиональных навыков работника, оказывающего бытовые услуги, обеспечивающий выполнение соответствующих трудовых функций в бытовом обслуживании.
17 образец-модель изделия в бытовом обслуживании: Представитель группы изделий одного назначения и одинаковой конструкции, используемый при выполнении индивидуального заказа (пошив обуви, одежды, головных уборов, изготовление мебели и т.п.), а также при исследовании, контроле или оценке его параметров функциональности, качества и безопасности.
Управление, регулирование и координация в бытовом обслуживании
18 управление бытовым обслуживанием: Процесс выработки федеральным и (или) региональным органом исполнительной власти и (или) органом местного самоуправления и осуществления управляющих воздействий в бытовом обслуживании.
19 регулирование бытового обслуживания: Процесс согласованного воздействия федеральных и (или) региональных органов исполнительной власти и (или) органов местного самоуправления на бытовое обслуживание и всех его участников путем принятия нормативных правовых актов для упорядочения деятельности предприятий бытового обслуживания, а также путем применения инструментов экономического воздействия и мониторинг их выполнения.
20 координация в бытовом обслуживании: Деятельность, обеспечивающая согласованность работы в бытовом обслуживании, осуществляемая органами исполнительной власти, профессиональными объединениями предпринимателей, ремесленными и торгово-промышленными палатами, саморегулируемыми организациями.
21 менеджмент в бытовом обслуживании: Скоординированная деятельность по руководству и управлению бытовым обслуживанием на федеральном и региональном уровнях и на уровне организации, оказывающей бытовые услуги.
22 мониторинг бытового обслуживания: Систематическое наблюдение за оказанием бытовых услуг, в т.ч. состоянием объектов и процессов бытового обслуживания в целях оценки, контроля, прогноза при условии регулярного применения одних и тех же принципов выборки и инструментария.
Подразделение бытовых услуг
23 ремонт, окраска и пошив обуви: Комплекс операций по пошиву, ремонту и восстановлению обуви заказчика, в т.ч. санитарно-гигиеническая обработка, а также изготовление новой обуви в соответствии с требованиями заказчика.
24 услуга по ремонту обуви: Результат деятельности организаций, направленный на удовлетворение индивидуальных потребностей потребителей (заказчиков) в восстановлении эксплуатационных свойств и внешнего вида обуви, различающейся по виду, назначению, конструкции, материалам верха и подошв и методов крепления деталей низа.
25 услуги по окраске обуви: Услуги по восстановлению эксплуатационных свойств и облагораживанию внешнего вида обуви за счет нанесения вторичного красочного покрытия.
26 услуги по пошиву обуви: Услуги по изготовлению обуви по образцам-моделям, эскизам заказчика либо в соответствии с конструктивным предложением исполнителя.
27 ремонт и пошив швейных, меховых, кожаных изделий, изделий текстильной галантереи и головных уборов: Комплекс операций по пошиву новых изделий в соответствии с требованиями заказчиков из различных материалов, а также комплекс операций по ремонту изделий, бывших в употреблении.
28 пошив, вязание и ремонт трикотажных изделий: Комплекс операций по пошиву и вязанию новых трикотажных изделий в соответствии с требованиями заказчиков, а также комплекс операций по ремонту изделий, бывших в употреблении.
29 услуга по ремонту швейных и трикотажных изделий: Услуга по восстановлению потребительских свойств и/или обновлению всех видов швейных, трикотажных изделий и головных уборов по заказам потребителей.
30 услуга по пошиву изделий из различных материалов, головных уборов: Услуга по пошиву и вязанию новых трикотажных изделий, головных уборов по заказу потребителей.
31 ремонт радиоэлектронной аппаратуры и электрических машин и приборов: Комплекс операций по восстановлению работоспособности радиоэлектронной аппаратуры и электрических машин и приборов.
32 техническое обслуживание радиоэлектронной аппаратуры и электрических машин и приборов: Комплекс операций по поддержанию надлежащего технического состояния радиоэлектронной аппаратуры и электрических машин и приборов при использовании их по назначению.
33 установка радиоэлектронной аппаратуры и электрических машин и приборов: Комплекс мероприятий и операций, связанных с подготовкой к эксплуатации радиоэлектронной аппаратуры и электрических машин и приборов.
34 техническая экспертиза работоспособности оборудования: Оценка технического состояния оборудования с целью определения возможности его дальнейшей ремонтопригодности и эксплуатации и/или выявления причин его неработоспособности, возникновения отказов, дефектов и повреждений.
35 услуги по ремонту металлоизделий [металлоконструкций]: Результат деятельности исполнителей, направленной на устранение неисправностей и восстановление работоспособности металлоизделий.
36 услуги по изготовлению металлоизделий [металлоконструкций]: Изготовление изделий из металла.
37 ремонт и изготовление ювелирных изделий: Комплекс операций по изготовлению и ремонту ювелирных изделий, включая обработку поделочных ювелирных камней и их закрепление.
38 изготовление, реставрация и ремонт мебели: Комплекс операций по изготовлению, реставрации и ремонту мягкой, плетеной, корпусной, секционной, кухонной, встроенной, дачной, детской и прочей мебели, в т.ч. реставрационные, лакокрасочные и другие работы.
39 услуги по изготовлению мебели: Результат деятельности исполнителей, направленной на изготовление мебели в соответствии с нормативными документами, образцами-моделями, эскизами по заказам населения, конструктивным предложением исполнителя.
40 услуги по ремонту мебели: Результат деятельности исполнителей, направленной на устранение неисправностей и восстановление внешнего вида и функциональности различных видов мебели.
41 услуги по реставрации мебели: Результат деятельности исполнителей, направленной на изменение стиля или воссоздание утраченных элементов мебели.