Что относится к сентиментализму
Сентиментализм в литературе – это определенное литературное направление, основной чертой которого является акцент на чувстве, именно ему в сентиментальных произведениях уделяется основное внимание.
Само понятие сентиментализма значительно шире и охватывает не только литературу, но и всю культуру в целом, но наибольшее свое распространение это направление приобрело в литературе и живописи.
Основные литературные направления представлены в таблице:
Зарождение сентиментализма
Сентиментализм как литературное направление зародилось на Западе, родиной его считается Англия. Именно в английской литературе уже в 10-20-х годах XVIII века возникает сентиментальная традиция.
Ее появление связано не с прозой, как произошло в нашей литературе, а с поэзией. В начале века английские поэты-сентименталисты уже сформировали свою школу, но в основном национальном литературном процессе не играли практически никакой роли.
Произошло это по той причине, что в первую половину XVIII века в Англии процветал просветительский роман и классическая поэзия. Эти процессы отодвинули триумф сентиментализма на более поздние годы.
На расцвет сентиментализма повлияли исторические процессы. В 1850-60-е годы происходит кризис английской просветительской идеологии, как следствие аграрно-промышленного переворота.
В этих условиях просветительская литература отходит на задний план, теряет своего читателя, в то время как сентиментализм выходит на ведущее место среди литературных направлений.
Черты сентиментализма
Первыми чертами сентиментализма, чуждыми предшествовавшему ему классицизму, становятся следующие особенности ранних сентиментальных текстов:
появление новой тематики: обращение к описанию природы родных мест, жизни низких социальных слоев;
негативная реакция на «правила» классической поэзии;
отбрасывание в сторону рассудительности, в замен этому обращение к «голосу сердца»;
изображение внутренней борьбы человеческих чувств;
правдивое повествование о жизни людей, соединенное с описанием природы;
исключение из лирики античных персонажей, богов и богинь, замена мифологии на христианскую религию;
допущение использования белого стиха (что было немыслимо в эпоху классицизма).
Особой чертой сентиментализма является идеализация жизни бедняков, крестьян, земледельцев и других незнатных сословий. Эту черту использовали практически все сентименталисты без исключения: как в ранний период развития литературного направления, так и во все последующие годы его существования.
Отдельную черту имела английская сентиментальная традиция. К ней относится введение в текст большой доли религиозного христианского учения, на что повлияла идеалистическая философия Беркли. Эта черта стала характерной исключительно для Англии, не получив распространения ни во Франции, ни позже в России.
Первый и основной жанр английской сентиментальной поэзии – это элегия. Особенностью этого жанра является изображение чувств горя и радости, как уже пережитых когда-то давно, благодаря этому буйство страстей было чуждо сентиментальной поэзии.
Другие виды жанров сентиментализма: ода, баллады, послания, эпиграммы, сентиментальный рассказ, сентиментальная повесть и др.
Сентиментализм в Европе
Зародившийся и расцветший в Англии сентиментализм был принят и другими странами, в частности Францией, тогда как другие европейские государства с меньшей степенью восприняли это литературное направление.
В 80-х годах, когда сентиментализм процветает в Англии и во Франции, в Германии Шиллер пишет труд «О наивной и сентиментальной поэзии», в котором утверждает, что сентиментализм оторван от реального мира, а распространился он за счет разрыва между жизнью и идеалом.
В Англии же сентиментализм был во главе около полувека и дошел до наивысшей точки популярности в обществе. Одним из первых крупных английских сентименталистов был Джеймс Томсон, шотландец по национальности, которому способности к литературе и фантазиям помешали стать священником, зато сделали его известным поэтом.
Он написал цикл поэм, которому дал общее название «Времена года». Другое его известное произведение это пьеса «Агамемнон», также он написал ряд других пьес, од и посланий.
Последователем Томсона является Эдуард Юнг. Нелегкая судьба драматурга, поэта и священника стала поводом к написанию его главного произведения «Жалобы, или Ночные думы о жизни, смерти и бессмертии».
Самым известным английским сентименталистом, безусловно, является Роберт Бернс. Если кратко описать его жизнь, следует сказать, что он был выходцем из шотландских крестьян и земледельцев, который приобрел неожиданную славу в Эдинбурге и Лондоне благодаря своему сборнику стихов «Стихотворения на шотландском диалекте».
Но эта слава была кратковременной. После прогремевшей французской революции взаимоотношения между ним и высшим обществом испортились, в народном поэте стали видеть силу и опасность для государства, поэтому дальнейшая жизнь Бернса была очень сложной и непростой.
Его главные произведения: «Веселые нищие», «Две собаки», «Макферсон перед казнью», «Честная бедность» и др.
Известным французским сентименталистом, оказавшим особое влияние на наш отечественный сентиментализм, является Жан-Жак Руссо. Его творчество в целом и в особенности произведение «Юлия или Новая Элоиза» приобрели огромную популярность в России.
Сентиментализм в России
Основоположником русского сентиментализма, безусловно, является Николай Михайлович Карамзин.
Русский сентиментализм как литературное направление сформировалось гораздо позже, чем это произошло в Англии или Франции. Изначально он существовал в качестве переводных книг. В России в 70-х годах любили читать Руссо, Ричардсона, Гёте. Определение русского сентиментализма возникло несколько позже, в 90-х годах.
Отличительные черты русского сентиментализма: сохранение культов природы и чувства, добавление культа нравственной чистоты, идеализация внутреннего мира людей, относящихся к низшим сословиям, внимание душевным переживаниям героев.
Первым отечественным сентиментальным произведением являются «Письма русского путешественника» Карамзина.
Помимо Карамзина у русского сентиментализма есть и другие представители, например, И.И. Дмитриев, А.Е. Измайлов, Г.П. Каменев, также сентиментальными являются и ранние произведения В.А. Жуковского, в частности, его элегии.
Тематика русских сентиментальных произведений осталась той же, как и за рубежом. Русские писатели также создавали тексты, где на первый план выходили чувства героев, они писали в основном про бедняков, крестьян и другие низшие слои населения.
Поэтому сравнения русского сентиментализма и западного важны в ключе преемственности нами литературной традиции европейских стран.
Сентиментализм в живописи: сердечные переживания и чувствительные сюжеты
Сентиментализм — это стиль в живописи, противопоставивший холодному классицизму теплоту естественных человеческих чувств. Само название стиля происходит от французского слова sentiment — «чувство». Сентиментализм в живописи был частью широкого культурного тренда 1720-1780-х годов, охватившего и литературу, и театр, и различные ветви искусства (в России, в отличие от Европы, сентиментализм утвердился чуть позже, и доминировал в конце XVIII — начале XIX веков). Сентименталисты провозгласили главенство чувств над разумом, а в своём творчестве воспевали милые радости человеческого бытия и «чувствительные темы», трогающие душу. Художники-сентименталисты внесли большой вклад в развитие портрета и пейзажа.
Сентиментализм: особенности стиля
Сентиментализм — что же это такое? Что отличает картины, написанные в этом стиле? Изучая творчество сентименталистов, можно выделить следующие черты этого художественного направления:
Назовём традиционные для сентиментального искусства мотивы и сюжеты:
История сентиментализма в живописи
Сентиментализм зародился в 1720-е годы в Англии и обрёл силу в середине XVIII столетия. Он поспособствовал развитию английского пейзажа, а также оказал влияние на развитие искусства акварели.
Из Великобритании сентиментальная живопись пришла и в другие страны Европы, достигнув пика популярности в 1760-х годах. А вот в Россию этот стиль явился чуть позже, к концу XVIII века.
Сентиментализм отчасти напоминает другой камерный стиль, развивавшийся в этот же период, — рококо, адепты которого также противопоставляли себя классицизму и воспевали идиллические радости. Но рококо был более аристократичен, игрив, фриволен и чувственен. А вот у живописцев-сентименталистов вместо эротической чувственности доминируют сердечные порывы, настроение у картин более спокойное, персонажи — более естественны. Кроме того, сентименталисты порой вносили в свои работы дидактичность и назидательность.
Впрочем, были и примеры совмещения этих стилей в одном произведении, например — у Жана-Батиста Симеона Шардена (Jean Baptiste Siméon Chardin).
Часто сентиментализм сочетался с классицизмом или романтизмом. Иногда — вплетался в симфонию из нескольких стилей.
Угасание сентиментального искусства пришлось на 1780-е годы (в России — на начало XIX столетия), хотя некоторые авторы творили в этом стиле и позже — например, Луи-Леопольд Буальи (Буайи) (Louis-Léopold Boilly). Живописцев-сентименталистов критиковали за излишнюю «слащавость» и давление на чувства зрителя, за наигранные эмоции героев, за «выжимание слезы» простейшими живописными методами.
Тем не менее, художники-сентименталисты внесли немалый вклад в развитие живописи. Сентиментализм, обратившись к душе человека и его переживаниям, выступил предтечей романтизма, в котором психологические мотивы стали более глубокими.
Знаменитые художники-сентименталисты
Известные художники-сентименталисты были и в Англии, и во Франции, и в Германии, и в России. В этом стиле плодотворно работали:
Произведения мастеров-сентименталистов нередко появляются на аукционах, позволяя коллекционерам пополнять свои собрания живописи. А работы современных художников, творящих в эмоциональном стиле, можно приобрести на сайте Very Important Lot. На этой платформе поклонники современного искусство имеют уникальную возможность связаться с автором и недорого купить картину — возможно, для своего интерьера, а может быть, в подарок ценителю эксклюзивных вещей.
Сентиментализм
Доминантой «человеческой природы» сентиментализм объявил чувство, а не разум, что отличало его от классицизма. Не порывая с Просвещением, сентиментализм остался верен идеалу нормативной личности, однако условием её осуществления полагал не «разумное» переустройство мира, а высвобождение и совершенствование «естественных» чувств. Герой просветительской литературы в сентиментализме более индивидуализирован, его внутренний мир обогащается способностью сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг. По происхождению (или по убеждениям) сентименталистский герой — демократ; богатый духовный мир простолюдина — одно из основных открытий и завоеваний сентиментализма.
Содержание
Сентиментализм в английской литературе
Родиной сентиментализма была Англия. В конце 20-х годов XVIII в. Джеймс Томсон своими поэмами «Зима» (1726), «Лето» (1727) и Весна,Осень., впоследствии соединёнными в одно целое и изданными (1730) под названием «Времена года», содействовал развитию в английской читающей публике любви к природе, рисуя простые, непритязательные сельские ландшафты, следя шаг за шагом за различными моментами жизни и работ земледельца и, видимо, стремясь поставить мирную, идиллическую деревенскую обстановку выше суетной и испорченной городской.
В 40-х годах того же столетия Томас Грей, автор элегии «Сельское кладбище» (одно из известнейших произведений кладбищенской поэзии), оды «К весне» и др., подобно Томсону, старался заинтересовать читателей деревенскою жизнью и природою, пробудить в них сочувствие к простым, незаметным людям с их нуждами, горестями и верованиями, придавая вместе с тем своему творчеству задумчиво-меланхолический характер.
Другой характер носят знаменитые романы Ричардсона — «Памела» (1740), «Кларисса Гарло» (1748), «Сэр Чарльз Грандисон» (1754) — также являющиеся ярким и типичным продуктом английского сентиментализма. Ричардсон был совершенно нечувствителен к красотам природы и не любил её описывать, — но он выдвинул на первое место психологический анализ и заставил английскую, а затем и всю европейскую публику живо интересоваться судьбою героев и особенно героинь его романов.
Лоренс Стерн, автор «Тристрама Шенди» (1757—1766) и «Сентиментального путешествия» (1768; по имени этого произведения и самое направление было названо «сентиментальным») соединял чувствительность Ричардсона с любовью к природе и своеобразным юмором. «Сентиментальное путешествие» сам Стерн называл «мирным странствием сердца в поисках за природою и за всеми душевными влечениями, способными внушить нам больше любви к ближним и ко всему миру, чем мы обыкновенно чувствуем».
Сентиментализм во французской литературе
Перейдя на континент, английский сентиментализм нашёл во Франции уже несколько подготовленную почву. Совершенно независимо от английских представителей этого направления Аббат Прево («Манон Леско», «Клевеланд») и Мариво («Жизнь Марианны») приучили французскую публику восторгаться всем трогательным, чувствительным, несколько меланхолическим.
Под тем же влиянием создалась и «Юлия»или «Новая Элоиза» Руссо (1761), который всегда с уважением и сочувствием отзывался о Ричардсоне. Юлия многим напоминает Клариссу Гарло, Клара — её подругу, miss Howe. Морализирующий характер обоих произведений также сближает их между собою; но в романе Руссо играет видную роль природа, с замечательным искусством описываются берега Женевского озера — Вевэ, Кларан, роща Юлии. Пример Руссо не остался без подражания; его последователь, Бернарден де Сен-Пьер, в своём знаменитом произведении «Поль и Виржини» (1787) переносит место действия в Южную Африку, точно предвещая лучшие сочинения Шатобреана, делает своими героями прелестную чету влюбленных, живущих вдали от городской культуры, в тесном общении с природою, искренних, чувствительных и чистых душою.
Сентиментализм в русской литературе
В Россию сентиментализм проник в 1780-х–начале 1790-х благодаря переводам романов «Вертер» И.В.Гете, «Памела», «Кларисса» и «Грандисон» С.Ричардсона, «Новая Элоиза» Ж.-Ж. Руссо, «Поль и Виржини» Ж.-А.Бернардена де Сен-Пьера. Эру русского сентиментализма открыл Николай Михайлович Карамзин «Письмами русского путешественника» (1791–1792).
Его повесть «Бедная Лиза» (1792) – шедевр русской сентиментальной прозы; от гетевского Вертера он унаследовал общую атмосферу чувствительности, меланхолии и темы самоубийства.
Сочинения Н.М.Карамзина вызвали к жизни огромное число подражаний; в начале 19 в. появились «Бедная Лиза» А.Е.Измайлова (1801), «Путешествие в Полуденную Россию» (1802), «Генриетта, или Торжество обмана над слабостью или заблуждением» И.Свечинского (1802), многочисленные повести Г.П.Каменева («История бедной Марьи»; «Несчастная Маргарита»; «Прекрасная Татьяна») и пр.
Иван Иванович Дмитриев принадлежал к группе Карамзина, выступавшей за создание нового поэтического языка и боровшейся против архаического высокопарного слога и изживших себя жанров.
Сентиментализмом отмечено раннее творчество Василия Андреевича Жуковского. Публикация в 1802 перевода Элегии, написанной на сельском кладбище Э.Грея стала явлением в художественной жизни России, ибо он перевел поэму «на язык сентиментализма вообще, перевел жанр элегии, а не индивидуальное произведение английского поэта, имеющее свой особый индивидуальный стиль» (Е.Г.Эткинд). В 1809 Жуковский написал сентиментальную повесть «Марьина роща» в духе Н.М.Карамзина.
Русский сентиментализм к 1820 исчерпал себя.
Он был одним из этапов общеевропейского литературного развития, который завершал эпоху Просвещения и открывал путь к романтизму.
Основные черты литературы сентиментализма
Итак, приняв во внимание все вышеперечисленное, можно выделить несколько основных черт русской литературы сентиментализма: уход от прямолинейности классицизма, подчеркнутая субъективность подхода к миру, культ чувства, культ природы, культ врожденной нравственной чистоты, неиспорченности, утверждается богатый духовный мир представителей низших сословий. Внимание уделяется душевному миру человека, а на первом месте стоят чувства, а не великие идеи.
В живописи
Направление западного искусства второй половины XVIII., выражающее разочарование в “цивилизации”, основанной на идеалах “разума” (идеологии Просвещения). С. провозглашает чувство, уединенное размышление, простоту сельской жизни “маленького человека”. Идеологом С. считается Ж.Ж.Русо.
Некоторое влияние на русских живописцев оказали и английские пейзажисты, например, такие мастера идеализированного классицистического пейзажа, как Я.Ф. Хаккерт, Р.Уилсон, Т.Джонс, Дж.Форрестер, С.Дэлон. В пейзажах Ф.М. Матвеева прослеживается влияние «Водопадов» и «Видов Тиволи» Я. Мора.
В английском вкусе были исполнены миниатюры Г.И. Скородумова и А.Х. Ритта; на фарфоре воспроизводились исполненные Дж. Аткинсоном жанровые «Живописные зарисовки манер, обычаев и развлечений русских в ста раскрашенных рисунках» (1803-1804).
Француз по происхождению П.Э. Фальконе был учеником Рейнолдса и поэтому представлял английскую школу живописи. Представленный в его произведениях традиционный английский аристократический пейзаж, восходящий к Ван Дейку английского периода, не получил широкого признания в России.
Однако картины Ван Дейка из коллекции Эрмитажа, были часто копируемы, что способствовало распространению жанра костюмированного портрета. Мода на изображения в английском духе приобрела большее распространение после возвращения из Британии гравера Скородмова, назначенного «кабинета Ея императорского величества гравером» и избранного Академиком. Благодаря деятельности гравера Дж. Уокера в Петербурге распространялись гравированные копии картин Дж. Ромини, Дж. Рейнолдса, У. Хора. В записках, оставленных Дж. Уокером, много говорится о преимуществах английского портрета, а также описывается реакция на приобретенные Г.А. Потемкиным и Екатериной II картины Рейнолдса: «манера густо накладывать краску … казалась странной … на их (русских) вкус это было чересчур». Однако как теоретик Рейнолдс был принят в России; в 1790 на русский язык были переведены его «Речи», в которых, в частности, обосновывалось право портрета принадлежать к ряду «высших» родов живописи и вводилось понятие «портрет в историческом стиле».