Что относится к сенсорному каналу восприятия информации о внешней среде
СЕНСОРНЫЕ КАНАЛЫ. Восприятие человека, будучи целостным, обладает свойством структурироваться, а потому неоднородно
Например, у художника предпочтительным окажется зрительное постижение, и в данном случае мы
говорим о визуальном типе. Музыкант скорее всего ориентируется на свои слуховые ощущения, поэтому он представляет выраженный аудиальный тип. Скажем, спортсмен, для которого мышечное чувство, ощущение своего тела служит необходимым условием для достижения профессиональных результатов, является представителем кинестетической ориентации.
Когда мы говорим о том или ином сенсорном типе, мы имеем в виду ту систему представлений, которая превалирует в данном случае.
Существует группа людей, для которых характерны яркие и чувственные обонятельные образы. Ясно, что здесь идет речь об осмически ориентированных субъектах с доминирующей функцией осмического (обонятельного) восприятия.
Если говорить о вкусовых впечатлениях, то мы не можем игнорировать и их (вкусовой тип, или тип дегустатора).
Таким образом, целостное восприятие действует как сумма функций пяти сенсорных каналов, которые можно условно обозначить как:
Нетрудно заметить, что каждый из этих каналов соответствует аналогичному анализатору, который имеет анатомическое представительство в определенном органе и пользуется обособленной рецепторной организацией, одновременно обусловливая локальные физиологические механизмы:
3. Кинестетический-Тело-Анализаторы мышечной и кожной чувствительности-Мышечная и Кожная чувствительность
Сенсорные каналы, их диагностика и использование в общении
Для достижения цели общения очень важно владеть знаниями об особенностях репрезентативных систем восприятия информации и уметь ими пользоваться в процессе взаимодействия. Исследования в области нейролингвистики показали, что человеку свойственны по меньшей мере три типа мышления, связанные с репрезентативной системой, которые определяют его манеру общения с окружающими, так как влияют на получение и передачу информации, на ее восприятие и понимание.
Репрезентативная система (сенсорный канал) — это система, посредством которой субъектом воспринимается, перерабатывается и утилизируется информация, поступающая из внешнего мира. Каждый человек, обладая всеми сенсорными каналами, предпочитает с максимальной нагрузкой использовать, как правило, лишь один, наиболее предпочитаемый канал, который называется основным.
В зависимости от доминирования того или иного способа поступления и переработки информации основная репрезентативная система может быть представлена в трех категориях:
визуальная (оптическая) — восприятие посредством зрительных образов, типичное выражение такого типа: «как видите»;
аудиалъная (акустическая) — восприятие посредством слуховых впечатлений, типичные слова: «как слышно. » или «что-то подсказывает мне. »;
кинестетическая (двигательно-эмоциональная) — восприятие посредством ощущений, типичное выражение: «атмосфера невыносимая».
К системам представления информации, но меньше влияющим на общение, относятся также обонятельная («Я знаю, что, когда мы подойдем, будет пахнуть розами») и вкусовая — дегустационная («Мне показался успех очень сладким»).
Кроме основного канала существует также ведущая репрезентативная система. Она отражает деятельность мозга в данный момент, в общении это ситуация «здесь и сейчас».
Как известно, человеческий мозг состоит из левого и правого полушарий, причем каждое полушарие отвечает за определенные виды деятельности. Для определения ведущего сенсорного канала используются невербальные (несловесные) ключи доступа, которые представляют собой наблюдение за движением глаз собеседника.
В диагностике сенсорного канала они особенно красноречивы, так как вид мышления человека влияет на движение его глаз. Сидя напротив собеседника и наблюдая за ним, можно заметить, например, что его взгляд движется влево. Это показывает, что партнер «включил» левую половину мозга. Эта информация сообщает, что наш собеседник хорошо осведомлен об обсуждаемой проблеме и постарается привести веские факты и доказательства для своих доводов, будет останавливаться на деталях, постарается резюмировать сказанное.
Если собеседник смотрит (со стороны наблюдающего) направо, то тогда «включена» правая половина мозга, которая управляет эмоциями, здесь сосредоточены все воспоминания и собираются конкретные впечатления.
Взгляд человека постоянно перемещается и подает сигнал партнеру, в каком направлении двигаются его мысли в данный момент. Такие перемещения глазных яблок получили название паттерн (от англ. — сетка). Они не являются хаотическими, а с четкой закономерностью отражают информационные взаимодействия, происходящие в нейронных цепях. «Его взгляд сказал о многом» — эта фраза достаточно часто звучит в общении.
Диагностика ведущего сенсорного канала по движениям зрачков собеседника:
верхнее правое, верхнее левое, прямо вперед — визуальный (оптический) канал. Означает, что человек припоминает и воспроизводит зрительный образ, а в последнем случае — создает, составляет образ;
среднее вправо (движение вбок), среднее влево, нижнее влево — аудиальный (акустический) канал. Означает, что человек конструирует или припоминает слова и звуки, чтобы воспринять информацию;
вниз вправо — кинестетический (двигательно-эмоциональный) канал. Означает, что человек переживает чувства и эмоции, ведет внутренний диалог, припоминает ощущения от звуков, слов, запахов или вкуса.
В каждой из перечисленных выше позиций глаз направляет информацию по различным каналам в мозг. Выявить доминирующий тип мышления человека, диагностировать его ведущий сенсорный канал можно не только по сигналам глаз, но и языку тела, т. е. невербальной информации, связанной в основном с жестами и позами, а также по его речевым особенностям. Эти элементы диагностики называются вербальными и невербальными ключами доступа.
К вербальным ключам доступа в сенсорный канал собеседника относятся также ключевые слова, которыми он пользуется при говорении.
Так, для визуального типа мышления, к которым относится около 35 % людей, характерны такие слова, как «заметил», «рассмотрел», «увидел», «в ракурсе», «с точки зрения», и выражения типа: «я вижу путь вперед». В процессе общения с собеседником-визуалистом необходимо, передавая информацию, рисовать словесные картины, например используя метафоры, или демонстрировать наглядные иллюстрации: графики, диаграммы, использовать аудиовизуальные средства.
Для аудиального типа мышления особенно важно в процессе общения то, как говорит собеседник: высота, темп, тембр и интонации его голоса. Аудиалисты составляют в среднем не более 13-25 % людей. Для них характерны слова «говорят», «рассказывают», «читал» или выражения типа: «Я могу слышать свист, дуя в свисток».
Представляя идеи, таким собеседникам необходимо разнообразить свои темп и ритм речи, менять интонации, делать паузы, чтобы звучание сообщения было более интересным и привлекательным.
Кинестетический тип мышления (от лат. /ас////5 — осязательный, тактильные ощущения — это ощущения прикосновения) свойственен 40 — 52 % людей. Для кинестетиков характерен тактильный способ восприятия информации. Обычно они говорят: «Я чувствую, что знаю, куда я иду».
Известна притча о слоне, находившемся в темной комнате: желая понять, что за объект находится перед ними, люди в темноте ощупывали его руками. Тронув хобот, один сказал, что это водосточная труба, потрогав ухо, другой сказал, что это большое опахало, третий, наткнувшись на ноги, предположил, что это колонны, четвертый, ощупав спину, заключил, что перед ним большой трон.
Важным элементом начала контакта с кинестетиками является рукопожатие, доброжелательный взгляд, а при передаче им той или иной информации необходимо иметь при себе иллюстрирующие ее материалы — захватывающие слушателя эмоционально, вызывающие чувства.
Наши эмоциональные состояния связаны со способом, с помощью которого люди обо всем думают. Если человек, думая о проблеме, попадает в тупик, это, возможно, потому, что он думает о ней, придерживаясь определенного способа. Если собрать информацию о способе, каким человек думает о проблеме, то можно будет повлиять на стиль его мышления и помочь этому человеку в решении проблемы путем изменения способа, каким он думает.
Наши эталоны мышления следуют за нашими системами представления внешнего вида, звука, ощущения, запаха и вкуса. Подструктуры (сенсорные каналы) — это мощный механизм для взаимодействия, изменения перспектив и влияния на собеседника.
Из практики известно, что лучше всего воспринимается информация, ориентированная в ведущий канал партнера по общению или, в крайнем случае, особенно когда аудитория смешанная, на все сенсорные каналы одновременно, т. е. рассказать, демонстрировать иллюстрации и вызывать позитивные чувства и эмоции. Как заметил Конфуций: «Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и понимаю».
Сенсорные каналы, их диагностика и использование в общении
Для достижения цели общения очень важно владеть знаниями об особенностях репрезентативных систем восприятия информации и уметь ими пользоваться в процессе взаимодействия. Исследования в области нейролингвистики показали, что человеку свойственны по меньшей мере три типа мышления, связанные с репрезентативной системой, которые определяют его манеру общения с окружающими, так как влияют на получение и передачу информации, на ее восприятие и понимание.
Репрезентативная система (сенсорный канал) — это система, посредством которой субъектом воспринимается, перерабатывается и утилизируется информация, поступающая из внешнего мира. Каждый человек, обладая всеми сенсорными каналами, предпочитает с максимальной нагрузкой использовать, как правило, лишь один, наиболее предпочитаемый канал, который называется основным.
В зависимости от доминирования того или иного способа поступления и переработки информации основная репрезентативная система может быть представлена в трех категориях:
визуальная (оптическая) — восприятие посредством зрительных образов, типичное выражение такого типа: «как видите»;
аудиалъная (акустическая) — восприятие посредством слуховых впечатлений, типичные слова: «как слышно. » или «что-то подсказывает мне. »;
кинестетическая (двигательно-эмоциональная) — восприятие посредством ощущений, типичное выражение: «атмосфера невыносимая».
К системам представления информации, но меньше влияющим на общение, относятся также обонятельная («Я знаю, что, когда мы подойдем, будет пахнуть розами») и вкусовая — дегустационная («Мне показался успех очень сладким»).
Кроме основного канала существует также ведущая репрезентативная система. Она отражает деятельность мозга в данный момент, в общении это ситуация «здесь и сейчас».
Как известно, человеческий мозг состоит из левого и правого полушарий, причем каждое полушарие отвечает за определенные виды деятельности. Для определения ведущего сенсорного канала используются невербальные (несловесные) ключи доступа, которые представляют собой наблюдение за движением глаз собеседника.
В диагностике сенсорного канала они особенно красноречивы, так как вид мышления человека влияет на движение его глаз. Сидя напротив собеседника и наблюдая за ним, можно заметить, например, что его взгляд движется влево. Это показывает, что партнер «включил» левую половину мозга. Эта информация сообщает, что наш собеседник хорошо осведомлен об обсуждаемой проблеме и постарается привести веские факты и доказательства для своих доводов, будет останавливаться на деталях, постарается резюмировать сказанное.
Если собеседник смотрит (со стороны наблюдающего) направо, то тогда «включена» правая половина мозга, которая управляет эмоциями, здесь сосредоточены все воспоминания и собираются конкретные впечатления.
Взгляд человека постоянно перемещается и подает сигнал партнеру, в каком направлении двигаются его мысли в данный момент. Такие перемещения глазных яблок получили название паттерн (от англ. — сетка). Они не являются хаотическими, а с четкой закономерностью отражают информационные взаимодействия, происходящие в нейронных цепях. «Его взгляд сказал о многом» — эта фраза достаточно часто звучит в общении.
Диагностика ведущего сенсорного канала по движениям зрачков собеседника:
верхнее правое, верхнее левое, прямо вперед — визуальный (оптический) канал. Означает, что человек припоминает и воспроизводит зрительный образ, а в последнем случае — создает, составляет образ;
среднее вправо (движение вбок), среднее влево, нижнее влево — аудиальный (акустический) канал. Означает, что человек конструирует или припоминает слова и звуки, чтобы воспринять информацию;
вниз вправо — кинестетический (двигательно-эмоциональный) канал. Означает, что человек переживает чувства и эмоции, ведет внутренний диалог, припоминает ощущения от звуков, слов, запахов или вкуса.
В каждой из перечисленных выше позиций глаз направляет информацию по различным каналам в мозг. Выявить доминирующий тип мышления человека, диагностировать его ведущий сенсорный канал можно не только по сигналам глаз, но и языку тела, т. е. невербальной информации, связанной в основном с жестами и позами, а также по его речевым особенностям. Эти элементы диагностики называются вербальными и невербальными ключами доступа.
К вербальным ключам доступа в сенсорный канал собеседника относятся также ключевые слова, которыми он пользуется при говорении.
Так, для визуального типа мышления, к которым относится около 35 % людей, характерны такие слова, как «заметил», «рассмотрел», «увидел», «в ракурсе», «с точки зрения», и выражения типа: «я вижу путь вперед». В процессе общения с собеседником-визуалистом необходимо, передавая информацию, рисовать словесные картины, например используя метафоры, или демонстрировать наглядные иллюстрации: графики, диаграммы, использовать аудиовизуальные средства.
Для аудиального типа мышления особенно важно в процессе общения то, как говорит собеседник: высота, темп, тембр и интонации его голоса. Аудиалисты составляют в среднем не более 13-25 % людей. Для них характерны слова «говорят», «рассказывают», «читал» или выражения типа: «Я могу слышать свист, дуя в свисток».
Представляя идеи, таким собеседникам необходимо разнообразить свои темп и ритм речи, менять интонации, делать паузы, чтобы звучание сообщения было более интересным и привлекательным.
Кинестетический тип мышления (от лат. /ас////5 — осязательный, тактильные ощущения — это ощущения прикосновения) свойственен 40 — 52 % людей. Для кинестетиков характерен тактильный способ восприятия информации. Обычно они говорят: «Я чувствую, что знаю, куда я иду».
Известна притча о слоне, находившемся в темной комнате: желая понять, что за объект находится перед ними, люди в темноте ощупывали его руками. Тронув хобот, один сказал, что это водосточная труба, потрогав ухо, другой сказал, что это большое опахало, третий, наткнувшись на ноги, предположил, что это колонны, четвертый, ощупав спину, заключил, что перед ним большой трон.
Важным элементом начала контакта с кинестетиками является рукопожатие, доброжелательный взгляд, а при передаче им той или иной информации необходимо иметь при себе иллюстрирующие ее материалы — захватывающие слушателя эмоционально, вызывающие чувства.
Наши эмоциональные состояния связаны со способом, с помощью которого люди обо всем думают. Если человек, думая о проблеме, попадает в тупик, это, возможно, потому, что он думает о ней, придерживаясь определенного способа. Если собрать информацию о способе, каким человек думает о проблеме, то можно будет повлиять на стиль его мышления и помочь этому человеку в решении проблемы путем изменения способа, каким он думает.
Наши эталоны мышления следуют за нашими системами представления внешнего вида, звука, ощущения, запаха и вкуса. Подструктуры (сенсорные каналы) — это мощный механизм для взаимодействия, изменения перспектив и влияния на собеседника.
Из практики известно, что лучше всего воспринимается информация, ориентированная в ведущий канал партнера по общению или, в крайнем случае, особенно когда аудитория смешанная, на все сенсорные каналы одновременно, т. е. рассказать, демонстрировать иллюстрации и вызывать позитивные чувства и эмоции. Как заметил Конфуций: «Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и понимаю».
Каналы восприятия и их характеристики
У людей существуют разные типы каналов восприятия, которые подразделяются в зависимости от происхождения воспринимаемых раздражителей и типа рецепторов. Наиболее известные типы каналов приема: интероцептивный, проприоцептивный и экстероцептивный..
Несмотря на то, что они представляют собой разные системы, все они характеризуются наличием разных компонентов, посредством которых они обрабатывают информацию, и происходит процесс ощущения и восприятия. Первым компонентом являются сенсорные рецепторы, где они первоначально воздействуют на раздражители и превращаются в нервные импульсы..
Наконец, третий компонент соответствует корковым областям, где информация обрабатывается и интегрируется. В дополнение ко всем этим компонентам существуют также различные типы областей, которые взаимодействуют друг с другом..
Каковы каналы восприятия?
Существуют разные типы каналов восприятия, которые были определены в нейрофизиологических и психологических (психофизических) исследованиях..
Чтобы считаться каналами восприятия, они должны иметь сенсорные рецепторы, которые специфически реагируют на один тип энергии, и эти сенсорные рецепторы должны быть связаны с определенной нейрональной структурой..
Однако это еще не все, поскольку необходимо, чтобы сенсорная информация была окончательно обработана в мозге и привела к восприятию.
Экстероцептивные каналы
Это каналы восприятия, которые связаны с так называемыми пятью чувствами..
-Ушной канал (или слуховой слух) имеет свои рецепторы во внутреннем ухе.
-Зрительный канал (или зрение) имеет свои рецепторы в сетчатке глаза.
-Тактильный канал (или чувство осязания) имеет свои рецепторы на коже.
-Вкусовой канал (или чувство вкуса) имеет свои рецепторы на языке и других областях около рта.
-Обонятельный канал (или обоняние) имеет свои рецепторы в носу.
Интероцептивные каналы
В этом типе канала информация поступает изнутри тела, а приемники также расположены внутри. На самом деле, рецепторы расположены в жизненно важных органах, таких как внутренние органы.
Этот тип канала обрабатывает информацию о состоянии этих органов, особенно связанных с висцеральной болью, что позволяет им быть своего рода предупреждением о негативных или неожиданных изменениях.
Проприоцептивные каналы
В этом типе канала информация также поступает из организма, как и рецепторы. Однако рецепторы не обнаружены в органах и внутренних органах. Кинестетические и вестибулярные каналы расположены здесь.
-У кинестетика есть рецепторы в суставах, и информация, которую он получает, касается тела (его местоположение и движения, среди прочих). Этот канал восприятия необходим для сенсорно-моторной координации.
-Вестибулярный канал имеет свои рецепторы в вестибюлях внутреннего уха. Этот канал связан с движениями головы и глаз и баланса.
черты
Каждый канал восприятия имеет свои особенности с точки зрения органов чувств, нервных путей и репрезентации в коре головного мозга. Основные характеристики экстероцептивных каналов приведены ниже.
Визуальный канал
Орган чувств зрительного канала находится в сетчатке глаза. В сетчатке есть два типа фоторецепторных клеток, которые преобразуют электромагнитную энергию; то есть свет в нервных импульсах.
Фоторецепторные ячейки представляют собой колбочки и палочки, которые выполняют разные функции. Трости работают в видении в течение дня, а шишки реагируют на ночное видение.
Из сетчатки выходит зрительный нерв, который является афферентным путем, который проходит через таламус и затем достигает зрительной области в затылочной доле..
Слуховой канал
Во внутреннем ухе улитки находятся волосковые клетки, которые преобразуют волны в потенциалы действия.
Афферентный путь состоит из нерва VIII или вестибулокохлеарного нерва, который соединяется с ядром улитки в стволе мозга. Оттуда нервный импульс проходит через таламус и достигает слуховой коры..
Гаптический канал
Тактильный канал имеет свои рецепторы ниже эпидермиса и отвечает за преобразование энергии в нервные сигналы.
Этими различными рецепторами являются корпускулы Мейснера, корпускулы Паччини, диски Меркель и окончания Руффини. Они не расположены равномерно на теле, но в более чувствительных областях.
Эти рецепторы несут свою информацию в спинной мозг и оттуда в соматосенсорную кору. Тактильному каналу удается определить давление, простуду, жар и боль, вызванные раздражителем..
Вкусовой канал
Афферентный путь ведет к ганглиям черепных нервов VII и IX, которые несут информацию в мозговое вещество и оттуда в таламус..
Наконец, они достигают теменной коры и островковой и глазной коры для обработки.
Через канал вкуса вы можете определить, является ли пища соленой, сладкой, кислой, кислой или умами.
Обонятельный канал
В этом обонятельном эпителии начинается афферентный путь, который идет к продолговатому мозгу, проходя через боковой обонятельный тракт, который соединяется с первичной обонятельной корой.
Известно, что обонятельный канал тесно связан с памятью через запахи, которые связаны с прошлым опытом; например, духи, которые быстро напоминают человека, с которым они связаны.
Сенсорные каналы, их диагностика и использование в общении
Для достижения цели общения очень важно владеть знаниями об особенностях репрезентативных систем восприятия информации и уметь ими пользоваться в процессе взаимодействия. Исследования в области нейролингвистики показали, что человеку свойственны по меньшей мере три типа мышления, связанные с репрезентативной системой, которые определяют его манеру общения с окружающими, так как влияют на получение и передачу информации, на ее восприятие и понимание.
Репрезентативная система (сенсорный канал) — это система, посредством которой субъектом воспринимается, перерабатывается и утилизируется информация, поступающая из внешнего мира. Каждый человек, обладая всеми сенсорными каналами, предпочитает с максимальной нагрузкой использовать, как правило, лишь один, наиболее предпочитаемый канал, который называется основным.
В зависимости от доминирования того или иного способа поступления и переработки информации основная репрезентативная система может быть представлена в трех категориях:
визуальная (оптическая) — восприятие посредством зрительных образов, типичное выражение такого типа: «как видите»;
аудиалъная (акустическая) — восприятие посредством слуховых впечатлений, типичные слова: «как слышно. » или «что-то подсказывает мне. »;
кинестетическая (двигательно-эмоциональная) — восприятие посредством ощущений, типичное выражение: «атмосфера невыносимая».
К системам представления информации, но меньше влияющим на общение, относятся также обонятельная («Я знаю, что, когда мы подойдем, будет пахнуть розами») и вкусовая — дегустационная («Мне показался успех очень сладким»).
Кроме основного канала существует также ведущая репрезентативная система. Она отражает деятельность мозга в данный момент, в общении это ситуация «здесь и сейчас».
Как известно, человеческий мозг состоит из левого и правого полушарий, причем каждое полушарие отвечает за определенные виды деятельности. Для определения ведущего сенсорного канала используются невербальные (несловесные) ключи доступа, которые представляют собой наблюдение за движением глаз собеседника.
В диагностике сенсорного канала они особенно красноречивы, так как вид мышления человека влияет на движение его глаз. Сидя напротив собеседника и наблюдая за ним, можно заметить, например, что его взгляд движется влево. Это показывает, что партнер «включил» левую половину мозга. Эта информация сообщает, что наш собеседник хорошо осведомлен об обсуждаемой проблеме и постарается привести веские факты и доказательства для своих доводов, будет останавливаться на деталях, постарается резюмировать сказанное.
Если собеседник смотрит (со стороны наблюдающего) направо, то тогда «включена» правая половина мозга, которая управляет эмоциями, здесь сосредоточены все воспоминания и собираются конкретные впечатления.
Взгляд человека постоянно перемещается и подает сигнал партнеру, в каком направлении двигаются его мысли в данный момент. Такие перемещения глазных яблок получили название паттерн (от англ. — сетка). Они не являются хаотическими, а с четкой закономерностью отражают информационные взаимодействия, происходящие в нейронных цепях. «Его взгляд сказал о многом» — эта фраза достаточно часто звучит в общении.
Диагностика ведущего сенсорного канала по движениям зрачков собеседника:
верхнее правое, верхнее левое, прямо вперед — визуальный (оптический) канал. Означает, что человек припоминает и воспроизводит зрительный образ, а в последнем случае — создает, составляет образ;
среднее вправо (движение вбок), среднее влево, нижнее влево — аудиальный (акустический) канал. Означает, что человек конструирует или припоминает слова и звуки, чтобы воспринять информацию;
вниз вправо — кинестетический (двигательно-эмоциональный) канал. Означает, что человек переживает чувства и эмоции, ведет внутренний диалог, припоминает ощущения от звуков, слов, запахов или вкуса.
В каждой из перечисленных выше позиций глаз направляет информацию по различным каналам в мозг. Выявить доминирующий тип мышления человека, диагностировать его ведущий сенсорный канал можно не только по сигналам глаз, но и языку тела, т. е. невербальной информации, связанной в основном с жестами и позами, а также по его речевым особенностям. Эти элементы диагностики называются вербальными и невербальными ключами доступа.
К вербальным ключам доступа в сенсорный канал собеседника относятся также ключевые слова, которыми он пользуется при говорении.
Так, для визуального типа мышления, к которым относится около 35 % людей, характерны такие слова, как «заметил», «рассмотрел», «увидел», «в ракурсе», «с точки зрения», и выражения типа: «я вижу путь вперед». В процессе общения с собеседником-визуалистом необходимо, передавая информацию, рисовать словесные картины, например используя метафоры, или демонстрировать наглядные иллюстрации: графики, диаграммы, использовать аудиовизуальные средства.
Для аудиального типа мышления особенно важно в процессе общения то, как говорит собеседник: высота, темп, тембр и интонации его голоса. Аудиалисты составляют в среднем не более 13-25 % людей. Для них характерны слова «говорят», «рассказывают», «читал» или выражения типа: «Я могу слышать свист, дуя в свисток».
Представляя идеи, таким собеседникам необходимо разнообразить свои темп и ритм речи, менять интонации, делать паузы, чтобы звучание сообщения было более интересным и привлекательным.
Кинестетический тип мышления (от лат. /ас////5 — осязательный, тактильные ощущения — это ощущения прикосновения) свойственен 40 — 52 % людей. Для кинестетиков характерен тактильный способ восприятия информации. Обычно они говорят: «Я чувствую, что знаю, куда я иду».
Известна притча о слоне, находившемся в темной комнате: желая понять, что за объект находится перед ними, люди в темноте ощупывали его руками. Тронув хобот, один сказал, что это водосточная труба, потрогав ухо, другой сказал, что это большое опахало, третий, наткнувшись на ноги, предположил, что это колонны, четвертый, ощупав спину, заключил, что перед ним большой трон.
Важным элементом начала контакта с кинестетиками является рукопожатие, доброжелательный взгляд, а при передаче им той или иной информации необходимо иметь при себе иллюстрирующие ее материалы — захватывающие слушателя эмоционально, вызывающие чувства.
Наши эмоциональные состояния связаны со способом, с помощью которого люди обо всем думают. Если человек, думая о проблеме, попадает в тупик, это, возможно, потому, что он думает о ней, придерживаясь определенного способа. Если собрать информацию о способе, каким человек думает о проблеме, то можно будет повлиять на стиль его мышления и помочь этому человеку в решении проблемы путем изменения способа, каким он думает.
Наши эталоны мышления следуют за нашими системами представления внешнего вида, звука, ощущения, запаха и вкуса. Подструктуры (сенсорные каналы) — это мощный механизм для взаимодействия, изменения перспектив и влияния на собеседника.
Из практики известно, что лучше всего воспринимается информация, ориентированная в ведущий канал партнера по общению или, в крайнем случае, особенно когда аудитория смешанная, на все сенсорные каналы одновременно, т. е. рассказать, демонстрировать иллюстрации и вызывать позитивные чувства и эмоции. Как заметил Конфуций: «Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и понимаю».