Что относится к сенсорному каналу восприятия информации о внешней среде

СЕНСОРНЫЕ КАНАЛЫ. Восприятие человека, будучи целостным, обладает свойством структурироваться, а потому неоднородно

Что относится к сенсорному каналу восприятия информации о внешней среде. Смотреть фото Что относится к сенсорному каналу восприятия информации о внешней среде. Смотреть картинку Что относится к сенсорному каналу восприятия информации о внешней среде. Картинка про Что относится к сенсорному каналу восприятия информации о внешней среде. Фото Что относится к сенсорному каналу восприятия информации о внешней среде Что относится к сенсорному каналу восприятия информации о внешней среде. Смотреть фото Что относится к сенсорному каналу восприятия информации о внешней среде. Смотреть картинку Что относится к сенсорному каналу восприятия информации о внешней среде. Картинка про Что относится к сенсорному каналу восприятия информации о внешней среде. Фото Что относится к сенсорному каналу восприятия информации о внешней среде Что относится к сенсорному каналу восприятия информации о внешней среде. Смотреть фото Что относится к сенсорному каналу восприятия информации о внешней среде. Смотреть картинку Что относится к сенсорному каналу восприятия информации о внешней среде. Картинка про Что относится к сенсорному каналу восприятия информации о внешней среде. Фото Что относится к сенсорному каналу восприятия информации о внешней среде Что относится к сенсорному каналу восприятия информации о внешней среде. Смотреть фото Что относится к сенсорному каналу восприятия информации о внешней среде. Смотреть картинку Что относится к сенсорному каналу восприятия информации о внешней среде. Картинка про Что относится к сенсорному каналу восприятия информации о внешней среде. Фото Что относится к сенсорному каналу восприятия информации о внешней среде

Что относится к сенсорному каналу восприятия информации о внешней среде. Смотреть фото Что относится к сенсорному каналу восприятия информации о внешней среде. Смотреть картинку Что относится к сенсорному каналу восприятия информации о внешней среде. Картинка про Что относится к сенсорному каналу восприятия информации о внешней среде. Фото Что относится к сенсорному каналу восприятия информации о внешней среде

Что относится к сенсорному каналу восприятия информации о внешней среде. Смотреть фото Что относится к сенсорному каналу восприятия информации о внешней среде. Смотреть картинку Что относится к сенсорному каналу восприятия информации о внешней среде. Картинка про Что относится к сенсорному каналу восприятия информации о внешней среде. Фото Что относится к сенсорному каналу восприятия информации о внешней среде

Например, у художника предпочтительным окажется зрительное постижение, и в данном случае мы

говорим о визуальном типе. Музыкант скорее всего ориентируется на свои слуховые ощущения, поэтому он представляет выраженный аудиальный тип. Скажем, спортсмен, для которого мышечное чувство, ощущение своего тела служит необходимым условием для достижения профессиональных результатов, является представителем кинестетической ориентации.

Когда мы говорим о том или ином сенсорном типе, мы имеем в виду ту систему представлений, которая превалирует в данном случае.

Существует группа людей, для которых характерны яркие и чувственные обонятельные образы. Ясно, что здесь идет речь об осмически ориентированных субъектах с доминирующей функцией осмического (обонятельного) восприятия.

Если говорить о вкусовых впечатлениях, то мы не можем игнорировать и их (вкусовой тип, или тип дегустатора).

Таким образом, целостное восприятие действует как сумма функций пяти сенсорных каналов, которые можно условно обозначить как:

Нетрудно заметить, что каждый из этих каналов соответствует аналогичному анализатору, который имеет анатомическое представительство в определенном органе и пользуется обособленной рецепторной организацией, одновременно обусловливая локальные физиологические механизмы:

3. Кинестетический-Тело-Анализаторы мышечной и кожной чувствительности-Мышечная и Кожная чувствительность

Источник

Сенсорные каналы, их диагностика и использование в общении

Для достижения цели общения очень важно владеть знаниями об особенностях репрезентативных систем восприятия информа­ции и уметь ими пользоваться в процессе взаимодействия. Иссле­дования в области нейролингвистики показали, что человеку свой­ственны по меньшей мере три типа мышления, связанные с реп­резентативной системой, которые определяют его манеру обще­ния с окружающими, так как влияют на получение и передачу информации, на ее восприятие и понимание.

Репрезентативная система (сенсорный канал) это система, посредством которой субъектом воспринимается, перерабатыва­ется и утилизируется информация, поступающая из внешнего мира. Каждый человек, обладая всеми сенсорными каналами, предпо­читает с максимальной нагрузкой использовать, как правило, лишь один, наиболее предпочитаемый канал, который называется ос­новным.

В зависимости от доминирования того или иного способа по­ступления и переработки информации основная репрезентатив­ная система может быть представлена в трех категориях:

визуальная (оптическая) — восприятие посредством зритель­ных образов, типичное выражение такого типа: «как видите»;

аудиалъная (акустическая) — восприятие посредством слухо­вых впечатлений, типичные слова: «как слышно. » или «что-то подсказывает мне. »;

кинестетическая (двигательно-эмоциональная) — восприятие посредством ощущений, типичное выражение: «атмосфера невы­носимая».

К системам представления информации, но меньше влияю­щим на общение, относятся также обонятельная («Я знаю, что, когда мы подойдем, будет пахнуть розами») и вкусовая — дегус­тационная («Мне показался успех очень сладким»).

Кроме основного канала существует также ведущая репрезента­тивная система. Она отражает деятельность мозга в данный мо­мент, в общении это ситуация «здесь и сейчас».

Как известно, человеческий мозг состоит из левого и правого полушарий, причем каждое полушарие отвечает за определен­ные виды деятельности. Для определения ведущего сенсорного канала используются невербальные (несловесные) ключи досту­па, которые представляют собой наблюдение за движением глаз собеседника.

В диагностике сенсорного канала они особенно красноречивы, так как вид мышления человека влияет на движение его глаз. Сидя напротив собеседника и наблюдая за ним, можно заметить, на­пример, что его взгляд движется влево. Это показывает, что партнер «включил» левую половину мозга. Эта информация сообщает, что наш собеседник хорошо осведомлен об обсуждаемой пробле­ме и постарается привести веские факты и доказательства для своих доводов, будет останавливаться на деталях, постарается резюми­ровать сказанное.

Если собеседник смотрит (со стороны наблюдающего) напра­во, то тогда «включена» правая половина мозга, которая управля­ет эмоциями, здесь сосредоточены все воспоминания и собира­ются конкретные впечатления.

Взгляд человека постоянно перемещается и подает сигнал партнеру, в каком направлении двигаются его мысли в данный момент. Такие перемещения глазных яблок получили название паттерн (от англ. сетка). Они не являются хаотически­ми, а с четкой закономерностью отражают информационные взаимодействия, происходящие в нейронных цепях. «Его взгляд сказал о многом» — эта фраза достаточно часто звучит в обще­нии.

Диагностика ведущего сенсорного канала по движениям зрачков собеседника:

верхнее правое, верхнее левое, прямо вперед — визуальный (опти­ческий) канал. Означает, что человек припоминает и воспроизво­дит зрительный образ, а в последнем случае — создает, составля­ет образ;

среднее вправо (движение вбок), среднее влево, нижнее влево — аудиальный (акустический) канал. Означает, что человек конст­руирует или припоминает слова и звуки, чтобы воспринять ин­формацию;

вниз вправо — кинестетический (двигательно-эмоциональный) канал. Означает, что человек переживает чувства и эмоции, ведет внутренний диалог, припоминает ощущения от звуков, слов, за­пахов или вкуса.

В каждой из перечисленных выше позиций глаз направляет информацию по различным каналам в мозг. Выявить доминирую­щий тип мышления человека, диагностировать его ведущий сен­сорный канал можно не только по сигналам глаз, но и языку тела, т. е. невербальной информации, связанной в основном с же­стами и позами, а также по его речевым особенностям. Эти эле­менты диагностики называются вербальными и невербальными клю­чами доступа.

К вербальным ключам доступа в сенсорный канал собеседни­ка относятся также ключевые слова, которыми он пользуется при говорении.

Так, для визуального типа мышления, к которым относится око­ло 35 % людей, характерны такие слова, как «заметил», «рассмот­рел», «увидел», «в ракурсе», «с точки зрения», и выражения типа: «я вижу путь вперед». В процессе общения с собеседником-визуалистом необходимо, передавая информацию, рисовать словесные картины, например используя метафоры, или демонстрировать наглядные иллюстрации: графики, диаграммы, использовать аудио­визуальные средства.

Для аудиального типа мышления особенно важно в процессе общения то, как говорит собеседник: высота, темп, тембр и ин­тонации его голоса. Аудиалисты составляют в среднем не более 13-25 % людей. Для них характерны слова «говорят», «рассказы­вают», «читал» или выражения типа: «Я могу слышать свист, дуя в свисток».

Представляя идеи, таким собеседникам необходимо разнооб­разить свои темп и ритм речи, менять интонации, делать паузы, чтобы звучание сообщения было более интересным и привлека­тельным.

Кинестетический тип мышления (от лат. /ас////5 — осязатель­ный, тактильные ощущения — это ощущения прикосновения) свойственен 40 — 52 % людей. Для кинестетиков характерен так­тильный способ восприятия информации. Обычно они говорят: «Я чувствую, что знаю, куда я иду».

Известна притча о слоне, находившемся в темной комнате: желая понять, что за объект находится перед ними, люди в тем­ноте ощупывали его руками. Тронув хобот, один сказал, что это водосточная труба, потрогав ухо, другой сказал, что это боль­шое опахало, третий, наткнувшись на ноги, предположил, что это колонны, четвертый, ощупав спину, заключил, что перед ним большой трон.

Важным элементом начала контакта с кинестетиками являет­ся рукопожатие, доброжелательный взгляд, а при передаче им той или иной информации необходимо иметь при себе иллюст­рирующие ее материалы — захватывающие слушателя эмоцио­нально, вызывающие чувства.

Наши эмоциональные состояния связаны со способом, с по­мощью которого люди обо всем думают. Если человек, думая о проблеме, попадает в тупик, это, возможно, потому, что он ду­мает о ней, придерживаясь определенного способа. Если собрать информацию о способе, каким человек думает о проблеме, то можно будет повлиять на стиль его мышления и помочь этому человеку в решении проблемы путем изменения способа, каким он думает.

Наши эталоны мышления следуют за нашими системами представления внешнего вида, звука, ощущения, запаха и вку­са. Подструктуры (сенсорные каналы) — это мощный механизм для взаимодействия, изменения перспектив и влияния на собе­седника.

Из практики известно, что лучше всего воспринима­ется информация, ориентированная в ведущий канал партнера по общению или, в крайнем случае, особенно когда аудитория смешанная, на все сенсорные каналы одновременно, т. е. рассказать, демонстрировать иллюстрации и вызывать позитивные чувства и эмоции. Как заметил Конфуций: «Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и понимаю».

Источник

Сенсорные каналы, их диагностика и использование в общении

Для достижения цели общения очень важно владеть знаниями об особенностях репрезентативных систем восприятия информа­ции и уметь ими пользоваться в процессе взаимодействия. Иссле­дования в области нейролингвистики показали, что человеку свой­ственны по меньшей мере три типа мышления, связанные с реп­резентативной системой, которые определяют его манеру обще­ния с окружающими, так как влияют на получение и передачу информации, на ее восприятие и понимание.

Репрезентативная система (сенсорный канал) это система, посредством которой субъектом воспринимается, перерабатыва­ется и утилизируется информация, поступающая из внешнего мира. Каждый человек, обладая всеми сенсорными каналами, предпо­читает с максимальной нагрузкой использовать, как правило, лишь один, наиболее предпочитаемый канал, который называется ос­новным.

В зависимости от доминирования того или иного способа по­ступления и переработки информации основная репрезентатив­ная система может быть представлена в трех категориях:

визуальная (оптическая) — восприятие посредством зритель­ных образов, типичное выражение такого типа: «как видите»;

аудиалъная (акустическая) — восприятие посредством слухо­вых впечатлений, типичные слова: «как слышно. » или «что-то подсказывает мне. »;

кинестетическая (двигательно-эмоциональная) — восприятие посредством ощущений, типичное выражение: «атмосфера невы­носимая».

К системам представления информации, но меньше влияю­щим на общение, относятся также обонятельная («Я знаю, что, когда мы подойдем, будет пахнуть розами») и вкусовая — дегус­тационная («Мне показался успех очень сладким»).

Кроме основного канала существует также ведущая репрезента­тивная система. Она отражает деятельность мозга в данный мо­мент, в общении это ситуация «здесь и сейчас».

Как известно, человеческий мозг состоит из левого и правого полушарий, причем каждое полушарие отвечает за определен­ные виды деятельности. Для определения ведущего сенсорного канала используются невербальные (несловесные) ключи досту­па, которые представляют собой наблюдение за движением глаз собеседника.

В диагностике сенсорного канала они особенно красноречивы, так как вид мышления человека влияет на движение его глаз. Сидя напротив собеседника и наблюдая за ним, можно заметить, на­пример, что его взгляд движется влево. Это показывает, что партнер «включил» левую половину мозга. Эта информация сообщает, что наш собеседник хорошо осведомлен об обсуждаемой пробле­ме и постарается привести веские факты и доказательства для своих доводов, будет останавливаться на деталях, постарается резюми­ровать сказанное.

Если собеседник смотрит (со стороны наблюдающего) напра­во, то тогда «включена» правая половина мозга, которая управля­ет эмоциями, здесь сосредоточены все воспоминания и собира­ются конкретные впечатления.

Взгляд человека постоянно перемещается и подает сигнал партнеру, в каком направлении двигаются его мысли в данный момент. Такие перемещения глазных яблок получили название паттерн (от англ. сетка). Они не являются хаотически­ми, а с четкой закономерностью отражают информационные взаимодействия, происходящие в нейронных цепях. «Его взгляд сказал о многом» — эта фраза достаточно часто звучит в обще­нии.

Диагностика ведущего сенсорного канала по движениям зрачков собеседника:

верхнее правое, верхнее левое, прямо вперед — визуальный (опти­ческий) канал. Означает, что человек припоминает и воспроизво­дит зрительный образ, а в последнем случае — создает, составля­ет образ;

среднее вправо (движение вбок), среднее влево, нижнее влево — аудиальный (акустический) канал. Означает, что человек конст­руирует или припоминает слова и звуки, чтобы воспринять ин­формацию;

вниз вправо — кинестетический (двигательно-эмоциональный) канал. Означает, что человек переживает чувства и эмоции, ведет внутренний диалог, припоминает ощущения от звуков, слов, за­пахов или вкуса.

В каждой из перечисленных выше позиций глаз направляет информацию по различным каналам в мозг. Выявить доминирую­щий тип мышления человека, диагностировать его ведущий сен­сорный канал можно не только по сигналам глаз, но и языку тела, т. е. невербальной информации, связанной в основном с же­стами и позами, а также по его речевым особенностям. Эти эле­менты диагностики называются вербальными и невербальными клю­чами доступа.

К вербальным ключам доступа в сенсорный канал собеседни­ка относятся также ключевые слова, которыми он пользуется при говорении.

Так, для визуального типа мышления, к которым относится око­ло 35 % людей, характерны такие слова, как «заметил», «рассмот­рел», «увидел», «в ракурсе», «с точки зрения», и выражения типа: «я вижу путь вперед». В процессе общения с собеседником-визуалистом необходимо, передавая информацию, рисовать словесные картины, например используя метафоры, или демонстрировать наглядные иллюстрации: графики, диаграммы, использовать аудио­визуальные средства.

Для аудиального типа мышления особенно важно в процессе общения то, как говорит собеседник: высота, темп, тембр и ин­тонации его голоса. Аудиалисты составляют в среднем не более 13-25 % людей. Для них характерны слова «говорят», «рассказы­вают», «читал» или выражения типа: «Я могу слышать свист, дуя в свисток».

Представляя идеи, таким собеседникам необходимо разнооб­разить свои темп и ритм речи, менять интонации, делать паузы, чтобы звучание сообщения было более интересным и привлека­тельным.

Кинестетический тип мышления (от лат. /ас////5 — осязатель­ный, тактильные ощущения — это ощущения прикосновения) свойственен 40 — 52 % людей. Для кинестетиков характерен так­тильный способ восприятия информации. Обычно они говорят: «Я чувствую, что знаю, куда я иду».

Известна притча о слоне, находившемся в темной комнате: желая понять, что за объект находится перед ними, люди в тем­ноте ощупывали его руками. Тронув хобот, один сказал, что это водосточная труба, потрогав ухо, другой сказал, что это боль­шое опахало, третий, наткнувшись на ноги, предположил, что это колонны, четвертый, ощупав спину, заключил, что перед ним большой трон.

Важным элементом начала контакта с кинестетиками являет­ся рукопожатие, доброжелательный взгляд, а при передаче им той или иной информации необходимо иметь при себе иллюст­рирующие ее материалы — захватывающие слушателя эмоцио­нально, вызывающие чувства.

Наши эмоциональные состояния связаны со способом, с по­мощью которого люди обо всем думают. Если человек, думая о проблеме, попадает в тупик, это, возможно, потому, что он ду­мает о ней, придерживаясь определенного способа. Если собрать информацию о способе, каким человек думает о проблеме, то можно будет повлиять на стиль его мышления и помочь этому человеку в решении проблемы путем изменения способа, каким он думает.

Наши эталоны мышления следуют за нашими системами представления внешнего вида, звука, ощущения, запаха и вку­са. Подструктуры (сенсорные каналы) — это мощный механизм для взаимодействия, изменения перспектив и влияния на собе­седника.

Из практики известно, что лучше всего воспринима­ется информация, ориентированная в ведущий канал партнера по общению или, в крайнем случае, особенно когда аудитория смешанная, на все сенсорные каналы одновременно, т. е. рассказать, демонстрировать иллюстрации и вызывать позитивные чувства и эмоции. Как заметил Конфуций: «Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и понимаю».

Источник

Каналы восприятия и их характеристики

У людей существуют разные типы каналов восприятия, которые подразделяются в зависимости от происхождения воспринимаемых раздражителей и типа рецепторов. Наиболее известные типы каналов приема: интероцептивный, проприоцептивный и экстероцептивный..

Что относится к сенсорному каналу восприятия информации о внешней среде. Смотреть фото Что относится к сенсорному каналу восприятия информации о внешней среде. Смотреть картинку Что относится к сенсорному каналу восприятия информации о внешней среде. Картинка про Что относится к сенсорному каналу восприятия информации о внешней среде. Фото Что относится к сенсорному каналу восприятия информации о внешней среде

Несмотря на то, что они представляют собой разные системы, все они характеризуются наличием разных компонентов, посредством которых они обрабатывают информацию, и происходит процесс ощущения и восприятия. Первым компонентом являются сенсорные рецепторы, где они первоначально воздействуют на раздражители и превращаются в нервные импульсы..

Наконец, третий компонент соответствует корковым областям, где информация обрабатывается и интегрируется. В дополнение ко всем этим компонентам существуют также различные типы областей, которые взаимодействуют друг с другом..

Каковы каналы восприятия?

Существуют разные типы каналов восприятия, которые были определены в нейрофизиологических и психологических (психофизических) исследованиях..

Чтобы считаться каналами восприятия, они должны иметь сенсорные рецепторы, которые специфически реагируют на один тип энергии, и эти сенсорные рецепторы должны быть связаны с определенной нейрональной структурой..

Однако это еще не все, поскольку необходимо, чтобы сенсорная информация была окончательно обработана в мозге и привела к восприятию.

Экстероцептивные каналы

Это каналы восприятия, которые связаны с так называемыми пятью чувствами..

-Ушной канал (или слуховой слух) имеет свои рецепторы во внутреннем ухе.

-Зрительный канал (или зрение) имеет свои рецепторы в сетчатке глаза.

-Тактильный канал (или чувство осязания) имеет свои рецепторы на коже.

-Вкусовой канал (или чувство вкуса) имеет свои рецепторы на языке и других областях около рта.

-Обонятельный канал (или обоняние) имеет свои рецепторы в носу.

Интероцептивные каналы

В этом типе канала информация поступает изнутри тела, а приемники также расположены внутри. На самом деле, рецепторы расположены в жизненно важных органах, таких как внутренние органы.

Этот тип канала обрабатывает информацию о состоянии этих органов, особенно связанных с висцеральной болью, что позволяет им быть своего рода предупреждением о негативных или неожиданных изменениях.

Проприоцептивные каналы

В этом типе канала информация также поступает из организма, как и рецепторы. Однако рецепторы не обнаружены в органах и внутренних органах. Кинестетические и вестибулярные каналы расположены здесь.

-У кинестетика есть рецепторы в суставах, и информация, которую он получает, касается тела (его местоположение и движения, среди прочих). Этот канал восприятия необходим для сенсорно-моторной координации.

-Вестибулярный канал имеет свои рецепторы в вестибюлях внутреннего уха. Этот канал связан с движениями головы и глаз и баланса.

черты

Каждый канал восприятия имеет свои особенности с точки зрения органов чувств, нервных путей и репрезентации в коре головного мозга. Основные характеристики экстероцептивных каналов приведены ниже.

Визуальный канал

Орган чувств зрительного канала находится в сетчатке глаза. В сетчатке есть два типа фоторецепторных клеток, которые преобразуют электромагнитную энергию; то есть свет в нервных импульсах.

Фоторецепторные ячейки представляют собой колбочки и палочки, которые выполняют разные функции. Трости работают в видении в течение дня, а шишки реагируют на ночное видение.

Из сетчатки выходит зрительный нерв, который является афферентным путем, который проходит через таламус и затем достигает зрительной области в затылочной доле..

Слуховой канал

Во внутреннем ухе улитки находятся волосковые клетки, которые преобразуют волны в потенциалы действия.

Афферентный путь состоит из нерва VIII или вестибулокохлеарного нерва, который соединяется с ядром улитки в стволе мозга. Оттуда нервный импульс проходит через таламус и достигает слуховой коры..

Гаптический канал

Тактильный канал имеет свои рецепторы ниже эпидермиса и отвечает за преобразование энергии в нервные сигналы.

Этими различными рецепторами являются корпускулы Мейснера, корпускулы Паччини, диски Меркель и окончания Руффини. Они не расположены равномерно на теле, но в более чувствительных областях.

Эти рецепторы несут свою информацию в спинной мозг и оттуда в соматосенсорную кору. Тактильному каналу удается определить давление, простуду, жар и боль, вызванные раздражителем..

Вкусовой канал

Афферентный путь ведет к ганглиям черепных нервов VII и IX, которые несут информацию в мозговое вещество и оттуда в таламус..

Наконец, они достигают теменной коры и островковой и глазной коры для обработки.

Через канал вкуса вы можете определить, является ли пища соленой, сладкой, кислой, кислой или умами.

Обонятельный канал

В этом обонятельном эпителии начинается афферентный путь, который идет к продолговатому мозгу, проходя через боковой обонятельный тракт, который соединяется с первичной обонятельной корой.

Известно, что обонятельный канал тесно связан с памятью через запахи, которые связаны с прошлым опытом; например, духи, которые быстро напоминают человека, с которым они связаны.

Источник

Сенсорные каналы, их диагностика и использование в общении

Для достижения цели общения очень важно владеть знаниями об особенностях репрезентативных систем восприятия информа­ции и уметь ими пользоваться в процессе взаимодействия. Иссле­дования в области нейролингвистики показали, что человеку свой­ственны по меньшей мере три типа мышления, связанные с реп­резентативной системой, которые определяют его манеру обще­ния с окружающими, так как влияют на получение и передачу информации, на ее восприятие и понимание.

Репрезентативная система (сенсорный канал) это система, посредством которой субъектом воспринимается, перерабатыва­ется и утилизируется информация, поступающая из внешнего мира. Каждый человек, обладая всеми сенсорными каналами, предпо­читает с максимальной нагрузкой использовать, как правило, лишь один, наиболее предпочитаемый канал, который называется ос­новным.

В зависимости от доминирования того или иного способа по­ступления и переработки информации основная репрезентатив­ная система может быть представлена в трех категориях:

визуальная (оптическая) — восприятие посредством зритель­ных образов, типичное выражение такого типа: «как видите»;

аудиалъная (акустическая) — восприятие посредством слухо­вых впечатлений, типичные слова: «как слышно. » или «что-то подсказывает мне. »;

кинестетическая (двигательно-эмоциональная) — восприятие посредством ощущений, типичное выражение: «атмосфера невы­носимая».

К системам представления информации, но меньше влияю­щим на общение, относятся также обонятельная («Я знаю, что, когда мы подойдем, будет пахнуть розами») и вкусовая — дегус­тационная («Мне показался успех очень сладким»).

Кроме основного канала существует также ведущая репрезента­тивная система. Она отражает деятельность мозга в данный мо­мент, в общении это ситуация «здесь и сейчас».

Как известно, человеческий мозг состоит из левого и правого полушарий, причем каждое полушарие отвечает за определен­ные виды деятельности. Для определения ведущего сенсорного канала используются невербальные (несловесные) ключи досту­па, которые представляют собой наблюдение за движением глаз собеседника.

В диагностике сенсорного канала они особенно красноречивы, так как вид мышления человека влияет на движение его глаз. Сидя напротив собеседника и наблюдая за ним, можно заметить, на­пример, что его взгляд движется влево. Это показывает, что партнер «включил» левую половину мозга. Эта информация сообщает, что наш собеседник хорошо осведомлен об обсуждаемой пробле­ме и постарается привести веские факты и доказательства для своих доводов, будет останавливаться на деталях, постарается резюми­ровать сказанное.

Если собеседник смотрит (со стороны наблюдающего) напра­во, то тогда «включена» правая половина мозга, которая управля­ет эмоциями, здесь сосредоточены все воспоминания и собира­ются конкретные впечатления.

Взгляд человека постоянно перемещается и подает сигнал партнеру, в каком направлении двигаются его мысли в данный момент. Такие перемещения глазных яблок получили название паттерн (от англ. сетка). Они не являются хаотически­ми, а с четкой закономерностью отражают информационные взаимодействия, происходящие в нейронных цепях. «Его взгляд сказал о многом» — эта фраза достаточно часто звучит в обще­нии.

Диагностика ведущего сенсорного канала по движениям зрачков собеседника:

верхнее правое, верхнее левое, прямо вперед — визуальный (опти­ческий) канал. Означает, что человек припоминает и воспроизво­дит зрительный образ, а в последнем случае — создает, составля­ет образ;

среднее вправо (движение вбок), среднее влево, нижнее влево — аудиальный (акустический) канал. Означает, что человек конст­руирует или припоминает слова и звуки, чтобы воспринять ин­формацию;

вниз вправо — кинестетический (двигательно-эмоциональный) канал. Означает, что человек переживает чувства и эмоции, ведет внутренний диалог, припоминает ощущения от звуков, слов, за­пахов или вкуса.

В каждой из перечисленных выше позиций глаз направляет информацию по различным каналам в мозг. Выявить доминирую­щий тип мышления человека, диагностировать его ведущий сен­сорный канал можно не только по сигналам глаз, но и языку тела, т. е. невербальной информации, связанной в основном с же­стами и позами, а также по его речевым особенностям. Эти эле­менты диагностики называются вербальными и невербальными клю­чами доступа.

К вербальным ключам доступа в сенсорный канал собеседни­ка относятся также ключевые слова, которыми он пользуется при говорении.

Так, для визуального типа мышления, к которым относится око­ло 35 % людей, характерны такие слова, как «заметил», «рассмот­рел», «увидел», «в ракурсе», «с точки зрения», и выражения типа: «я вижу путь вперед». В процессе общения с собеседником-визуалистом необходимо, передавая информацию, рисовать словесные картины, например используя метафоры, или демонстрировать наглядные иллюстрации: графики, диаграммы, использовать аудио­визуальные средства.

Для аудиального типа мышления особенно важно в процессе общения то, как говорит собеседник: высота, темп, тембр и ин­тонации его голоса. Аудиалисты составляют в среднем не более 13-25 % людей. Для них характерны слова «говорят», «рассказы­вают», «читал» или выражения типа: «Я могу слышать свист, дуя в свисток».

Представляя идеи, таким собеседникам необходимо разнооб­разить свои темп и ритм речи, менять интонации, делать паузы, чтобы звучание сообщения было более интересным и привлека­тельным.

Кинестетический тип мышления (от лат. /ас////5 — осязатель­ный, тактильные ощущения — это ощущения прикосновения) свойственен 40 — 52 % людей. Для кинестетиков характерен так­тильный способ восприятия информации. Обычно они говорят: «Я чувствую, что знаю, куда я иду».

Известна притча о слоне, находившемся в темной комнате: желая понять, что за объект находится перед ними, люди в тем­ноте ощупывали его руками. Тронув хобот, один сказал, что это водосточная труба, потрогав ухо, другой сказал, что это боль­шое опахало, третий, наткнувшись на ноги, предположил, что это колонны, четвертый, ощупав спину, заключил, что перед ним большой трон.

Важным элементом начала контакта с кинестетиками являет­ся рукопожатие, доброжелательный взгляд, а при передаче им той или иной информации необходимо иметь при себе иллюст­рирующие ее материалы — захватывающие слушателя эмоцио­нально, вызывающие чувства.

Наши эмоциональные состояния связаны со способом, с по­мощью которого люди обо всем думают. Если человек, думая о проблеме, попадает в тупик, это, возможно, потому, что он ду­мает о ней, придерживаясь определенного способа. Если собрать информацию о способе, каким человек думает о проблеме, то можно будет повлиять на стиль его мышления и помочь этому человеку в решении проблемы путем изменения способа, каким он думает.

Наши эталоны мышления следуют за нашими системами представления внешнего вида, звука, ощущения, запаха и вку­са. Подструктуры (сенсорные каналы) — это мощный механизм для взаимодействия, изменения перспектив и влияния на собе­седника.

Из практики известно, что лучше всего воспринима­ется информация, ориентированная в ведущий канал партнера по общению или, в крайнем случае, особенно когда аудитория смешанная, на все сенсорные каналы одновременно, т. е. рассказать, демонстрировать иллюстрации и вызывать позитивные чувства и эмоции. Как заметил Конфуций: «Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и понимаю».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *