Испытания грузозахватных приспособлений | Периодичность испытания переносных грузозахватывающих устройств | Какие требования предъявляют к статическим испытаниям грузозахватного приспособления |
Виды технического освидетельствования | Периодичность технического освидетельствования крана | Какой нагрузкой проводятся статические испытания крана | Какие Испытательные грузы применяются при освидетельствовании |
Регистрация кранов КС | Кто даёт разрешение на работу самоходных кранов | Кто допускаются к управлению самоходными кранами КС | Документация используемая при эксплуатации самоходных кранов |
Общие характеристики грузозахватных приспособлений и их классификация
Перемещения строительных грузов
( строительных конструкций, строительных материалов и др. ) при строительно-монтажных работах осуществляются грузоподъемными машинами с помощью различных типов грузозахватных устройств ( ГУ ).
Грузозахватные приспособления предназначены быть связующим звеном между рабочим органом грузоподъемной машины и грузом. К стреле крана обычно с помощью канатов подвешивают крюк, на который груз крепится гибкими стропами, закрепленными на грузе, или удерживается специальными съемными ГУ подвешенными к крюку.
ГУ может жестко соединяться с подвижной стрелой крана. В этом случае кран является манипулятором; обеспечивающий точность установки ГУ в месте взятия груза и установки его в требуемое положение.
Что относится к грузозахватным устройствам, их виды и назначения
К грузозахватным приспособлениям относятся приспособления и механизмы, которые разработаны для поднятия и удержания различных грузов и являются составной частью грузоподъемной машины.
Виды грузозахватных устройств бывают универсальные и специализированные.
ГУ общего назначения, или универсальные, пригодны для подвески любых грузов. К ним относятся универсальные стропы, сетки, грузовые площадки, используемые в сочетании с крюками или петлями.
Назначения специализированных ГУ является в перемещении определенных грузов и конструктивно выполняются с учетом всех основных свойств данных грузов и их особенностей. Особенностями использования данных видов грузозахватных устройств это их широкая номенклатура и области применения при разнообразии грузов ( в основном тяжелых ) и условие их перенесения грузоподъёмными машинами.
Применение специализированных ГУ это механизация труда и автоматизация выполнения отдельных операций для обеспечения значительного сокращения общей продолжительности цикла работы подъемной строительно-монтажной машины что, даёт увеличение рабочих циклов и повышение производительности труда.
Требования предъявляемые к съемным грузозахватным приспособлениям
Особенно необходимо отметить, что важнейшим требованием это полная надежность работы грузозахватных устройств.
Классификация грузозахватных приспособлений
Классификация по способу крепления грузозахватных приспособлений к грузу
Съемные ГУ крепится к грузу различными способами ( рис. ниже )
В ряде случаев взаимодействие съемных грузозахватных приспособлений с грузом в процессе его захвата и перенос может происходить несколькими способами: зажим и подхват, притяжение и подхват.
Классификация по степени автоматизация грузозахватных устройств и приспособлений
Особенно большое значение имеет степень автоматизации операций для захвата и освобождения груза.
При автоматическом управлении процесс захвата и освобождения груза от ГУ полностью автоматизирован.
При полуавтоматическом управлении автоматизирован только процесс захвата или освобождения груза.
Классификация по способу поворота грузозахватных приспособлений
Рисунок таблица общей классификации приспособлений ГУ
Съёмные грузозахватные приспособления (стропы, цепи, траверсы, клещи, и т.п.) после изготовления и ремонта подлежат техническому освидетельствованию и испытаны нагрузкой, в 1,25 раз превышавшую их номинальную грузоподъёмность.
Более подробно о техническом освидетельствовании ГУ читайте на странице «Техническое освидетельствование грузозахватных приспособлений»
Съемные грузозахватные приспособления (СГП) предназначены для строповки груза, они навешиваются на крюк крана и при помощи них груз перемещается краном.
Съемные грузозахватные приспособления
Включают стропы, захваты, траверсы и тара.
Требования к изготовлению
СГП должны изготовляться по ГОСТам, нормалям, ТУ, и Правилам по кранам ПБ 10-382-00. Завод изготовитель должен иметь разрешение на изготовление СГП (лицензию).
РД 10-33-93 Стропы грузовые общего назначения. Требования к устройству и безопасной эксплуатации.
Для получения разрешения завод-изготовитель должен представить в Ростехнадзор:
Всю докуметацию, перечисленную в п. 2.1 документа.
Стропы изготовленные для сторонних организаций должны снабжаться паспортом.
С вступлением в силу административного регламента, установившего обязательное наличие заключения экспертизы промышленной безопасности или сертификата соответствия, разрешение на изготовление съемных грузозахватных приспособлений от Ростехнадзора обязательно.
СОДЕРЖАНИЕ ПАСПОРТА СЪЕМНОГО ГРУЗОЗАХВАТНОГО ПРИСПОСОБЛЕНИЯ
наименование (тип), обозначение;
номер нормативного документа (технических условий);
предприятие-изготовитель и его адрес;
разрешение (лицензия) на изготовление;
состав и комплект поставки.
2. Чертеж (эскиз, схема) общего вида с указанием основных размеров.
3. Технические данные и характеристики:
грузоподъемность, т (кН);
собственная масса, кг;
коэффициент запаса прочности;
прочие технические данные и характеристики.
4. Описание конструкции.
5. Инструкция по эксплуатации.
6. Инструкция по техническому освидетельствованию.
7. Ведомость запасных частей.
8. Гарантийные обязательства.
9. Свидетельство о приемке (дата испытаний).
Испытания
СГП должны быть испытаны после изготовления на заводе-изготовителе нагрузкой на 25% выше грузоподъемности.
Внешней выбраковке подвергаются 100% ГЗП, а испытание статической нагрузкой разное количество из изготовленной партии одного материала согласно ГОСТА.
Например по РД 11-07-2007 Инструкции по проектированию, изготовлению и безопасной эксплуатации стропов грузовых
. Количество контрольных образцов, подвергаемых механическим испытаниям при производстве стропов, звеньев партиями (в партию входят однотипные по материалу, грузоподъемности, типу и исполнению изделия) должно быть:
— четыре образца из партии более 200 штук;
— три образца из партии от 100 до 200 штук;
— два образца из партии до 100 штук.
Поэтому перед эксплуатацией новых строп их рекомендуется нагрузить грузом 100% грузоподъемности и произвести не менее 3 раз каждого рабочего цикла на максимальных скоростях.
Стропы при эксплуатации не ремонтируются и не испытываются.
После испытания все Съемные грузозахватные приспособления маркируются и снабжаются паспортом.
Маркировка строп
Каждый элемент строп должен иметь свою маркировку крюк, соединительное звено, каждый калибр цепей и т.д.
Все стропы имеют маркировочные бирки, на которых указываются: — наименование предприятеля-изготовителя и его товарный знак; — заводской номер стропа; — грузоподъемность; — дату испытания на заводе-изготовителе (месяц, год). Допускается указывать длину стропа и его обозначение.
Стропы
Подразделяются по материалу изготовления:
УСК1 Универсальный строп канатный
ВК Ветвь канатная (вплетены коуши)
УСК2 Универсальный строп канатный кольцевой
1СК Строп канатный одноветвевой
2СК Строп канатный двухветвевой
3СК Строп канатный трехветвевой
4СК Строп канатный четырехветвевой
Стропы из стального каната
Рекомендуют для строповки грузов до 3-х тонн.
Они должны изготовляться из канатов крестовой свивки по ГОСТ 3071, ГОСТ 3079, ГОСТ 2688, ГОСТ 7668 и ГОСТ 7669.
В расчете строп применяется коэффициент запаса не менее 6, число ветвей строп – 3, (так как распределение натяжения в ветвях строп затрудняется с увеличением ветвей), и угол между ветвями строп для строп общего назначения 90º, специальные для груза, фактический угол.
Петля на стропах, соприкасающая с кольцами, соединительными звеньями, петлями на грузе, должна быть защищена коушем. п. 2.7.3 Правил
Соединение канатов в стропах
Образование петли в стропах п. 2.7.3 Правил должна быть выполнена:
с применением стальной кованой, штампованной, литой втулки с закреплением клином;
Применение сварных втулок не допускается (кроме крепления конца каната во втулке электрической тали).
Рис 2 Канаты, заделанные в петлю (а), на коуш (б), гнльзово-клиновым соединением (в), разъемным соединением (г), то же, в муфту (д), на коуш с использованием металлической гильзы (е), клиновой зажим (ж): 1 — канат, г —коуш. 3. 5, 12 — гильзы, 4 — клиновидный конец рычага, 6 — эксцентриковый рычаг, 7, 11 — оси, 8 — съемная скоба, 9 — муфта, 10 — щеки
Изготовление строп должно соответствовать требований Правил и РД 11-07-2007 Инструкции по проектированию, изготовлению и безопасной эксплуатации стропов грузовых
Базовым грузозахватным устройством крана является крюк. Но что делать, если нужно грузить песок? Или поднять на большую высоту очень длинную трубу? Машиностроение уже давно дало ответ на эти вопросы.
В зависимости от оснащения различными грузозахватными устройствами и приспособлениями грузоподъемные краны выполняют различные виды грузовых операций охватывая практически весь спектр погрузочно-разгрузочных работ.
Для начала разберемся, что же собой представляет крюк как грузозахватное устройство.
Крюк может быть как однорогим, так и двурогим. Подвеска крюка состоит из двух частей. Верхняя часть содержит канатные блоки, через которые крюк соединен с краном. В нижнюю часть ввинчивается сам крюк.
Крюк может служить как самостоятельный захват, так и в комплексе с другими грузозахватными устройствами. Первое возможно, если груз уже имеет заушины или другие захватные приспособления.
Виды грузозахватных устройств
Так что же еще нам может понадобиться:
Грейфер
Грейфер это общее понятие для целого ряда устройств, начиная с ковшевого грейфера для сыпучих грузов, заканчивая четырехпалым грейфером для погрузки бревен среднего и малого размера. Работа грейфера специфична необходимостью дистанционно контролировать силу захвата челюстей. Он может быть использован как самостоятельный грузозахватный орган, так и быть помещен на крюк крана. Последнее возможно, если конструкция грейфера содержит необходимый захват.
Траверса
Траверса это балка или рамка, в которой возникает необходимость при транспортировке крупногабаритных грузов во избежание их повреждения. Соединение с крюком или талью осуществляется как при помощи жесткого соединения, так и при помощи канатов или цепей. Соединение с грузом может быть не только с использованием крюков, но и других грузозахватных устройств (магнит, вакуумный захват и т.д.)
Размеры траверсы напрямую зависят от технологического процесса (размеров груза) в котором она используется.
Спредер
Спредер — это узкоспециализированная траверса. Используется для поднятия контейнеров. Если на производстве отсутствуют специализированные грузоподъемные машины для перегрузки контейнеров, то краны оснащаются спредерами.
Габариты спредера обязательно совпадают с размерами контейнера.
Магнит
В основном магнит — это съемное грузозахватное устройство, наряду со спредером использующееся для перемещения контейнеров. Кроме крупных грузов с помощью него можно перемещать любой металлический нетарируемый груз, вплоть до металлической стружки.
Съемные грузозахватные приспособления и тара
Канатные стропы
Стропы это общее название соединения крюкового захвата с грузом. Наряду с канатными стропами, выполненными из металлических канатов, используют цепные, и даже текстильные ленты.
Цепь — это второе после каната приспособление по частоте использования при работе с грузоподъемным краном. Основное достоинство это гибкость. Цепь не будет деформироваться от соприкосновения с острыми краями груза.
Металлический канат
Основное гибкое сочленение применяемое при использовании грузоподъемных кранов. Основное его достоинство это, как ни странно, безопасность. В отличие от цепи деформация металлического каната от нагрузки происходит постепенно. Это легко заметить и принять меры по замене деформированного каната.
По моему мнению, ковш — это все таки больше тара, чем устройство. Ковш служит для перемещения большого объема сыпучих грузов.
Бункер
Бункер это тара для перемещения мелкоштучных и пластичных грузов. При работе используется как диспенсер. Допустим, чтобы вылить определенный объем цементного раствора.
Каждое из этих устройств, мы более подробно рассмотрим в других статьях и обзорах
Что называют съемным грузозахватным приспособлением?
Съемное грузозахватное приспособление — это устройство, соединяющее груз с краном. Оно навешивается на крюк крана, легко снимается с крюка и отсоединяется от груза.
К съемным грузозахватным приспособлениям относятся стропы, траверсы, захваты.К ним также следует отнести одноканатные грейферы, которые навешиваются на крюк крана.
Какие требования предъявляются к изготовлению грузозахватных приспособлений?
Изготовление грузозахватных приспособлений должно производиться в соответствии с нормативными документами и технологическими картами.
Грузозахватные приспособления после изготовления должны подвергаться осмотру и испытанию нагрузкой, превышающей их паспортную грузоподъемность на 25 %.
Они должны снабжаться клеймом или прочно прикрепленной металлической биркой.
Грузозахватные приспособления должны быть снабжены паспортом.
Какие бывают стропы? Каковы их преимущества и недостатки?
Стропы бывают следующих видов:
Ø канатные, изготовляемые из стальных канатов;
Ø цепные, изготовляемые из круглозвенных цепей;
Ø текстильные, изготовляемые из синтетических канатов и лент.
Все указанные стропы имеют свои преимущества и недостатки. В настоящее время в России канатные стропы — самые распространенные. Они надежны, в них легче вовремя обнаружить неисправность, но при большой грузоподъемности канатные стропы тяжелые и недостаточно гибкие.
Цепные стропы обладают большой гибкостью, но они еще более тяжелые, чем канатные. Цепной строп может внезапно разрушиться вследствие образования и быстрого раскрытия трещины, поэтому необходим постоянный контроль состояния звеньев цепи.
Текстильные стропы легкие, гибкие, не деформируют груз. Текстильные стропы безопасней в эксплуатации, чем канатные, на них не бывает торчащих металлических проволок, которые травмируют руки, портят рукавицы и спецодежду. Но они легко повреждаются от порезов, открытого огня, сварочных работ и ультрафиолетового излучения.
Какие конструкции стальных канатов применяются для изготовления стропов?
Для изготовления стропов применяют канаты двойной, крестовой свивки с органическим сердечником (ОС) конструкций:
6 • 36(1 + 7 + 7/7 + 14) + 1 ОС ЛК-РО.
Для перемещения грузов, имеющих температуру до 400 °С, применяют канаты, имеющие стальной сердечник.
Каких типов изготавливаются канатные стропы?
Канатные стропы общего назначения согласно РД 10-33—93 бывают следующих типов.
1. Ветвевые(рис. 3.7, а, б), предназначенные для зацепки грузов:
Ø УСК2 (универсальный строп канатный, исполнение 2) — грузоподъемность 0,5. 32 т.
Для строповки грузов могут применяться конструкции стропов, изготовленные в соответствии с другими нормативными документами.
В условном обозначении стропа указывают его тип, грузоподъемность и длину. Например, 2СК—1,6/1000 расшифровывается как двухветвевой строп канатный грузоподъемностью 1,6 т, длиной 1 000 мм.
Какими способами может быть выполнена заделка концов каната при изготовлении стропов?
Заделку концов каната при изготовлении стропов выполняют следующими способами:
Ø заплетка с последующей обмоткой (оплетневкой) выступающих концов прядей (рис. 3.9, а);
Ø опрессовка алюминиевой втулкой (рис. 3.9, б).
Способ заплетки заключается в том, что пряди распущенного конца каната вплетают между прядями нераспущенного каната. Технология
заплетки должна соответствовать нормативной документации. Концы свободных прядей обрезают, сращенный участок обматывают (оплетневывают) мягкой проволокой 2 или другим материалом, пригодным для этой цели.
Алюминиевую втулку 3 надевают на ветвь каната, образующую петлю вокруг
коуша 1 таким образом, чтобы конец вспомогательной ветви каната выходил из втулки после опрессовки не менее чем на 2 мм. Собранную заготовку сдавливают прессом до получения круглого поперечного сечения втулки.
Петля стропа, сопряженная с кольцами, крюками или другими деталями, должна быть выполнена с применением коуша для предохранения каната от перетирания. В петли универсальных стропов коуши не устанавливают.
Как устроены канатные стропы?
Ветвевой строп (см. рис. 3.7, а, б) состоит из навесного звена (кольца) 3, канатных ветвей 2 и захватов (концевых звеньев) 1.
Для изготовления стропов применяют навесные звенья (рис. 3.8, а — г) следующих типов: Рт (разъемное треугольное), Т (треугольное), О (овоидное), Ов (овальное).
В качестве захватов обычно применяют крюки, но могут быть использованы скобы, карабины и другие изделия. Крюки стропов (рис. 3.8, д) должны иметь предохранительный замок 1, предотвращающий выпадение крюка из петли при зацепке груза. Скоба для соединения со стропом и строповочными деталями груза (рис. 3.8, ж) имеет съемный штырь 2.
Каких типов изготавливаются цепные стропы?
Цепные стропы (рис. 3.10) общего назначения согласно РД 10-33—93 изготавливают ветвевыми:
■ ЗСЦ (трехветвевой строп цепной) — грузоподъемность 1,0. 25 т.
Для строповки грузов могут применяться конструкции цепных стропов, изготовленные в соответствии с другими нормативными документами, например универсальные цепные стропы (УСЦ).
Что должно быть указано на бирке канатного или цепного стропа? Где располагается бирка?
Канатные и цепные стропы должны снабжаться клеймом или прочно закрепленной металлической биркой с указанием:
Ø порядкового номера стропа по системе нумерации завода-изготовителя;
Ø грузоподъемности стропа в тоннах;
Ø даты испытаний (месяц, год).
Также рекомендуется указывать наименование предприятия-изготовителя или его товарный знак. В отдельных случаях изготовители указывают дополнительную информацию: обозначение стропа, длину и т. п. На рис. 3.11 показано, как могут выглядеть бирки стропов.
На ветвевых стропах (см. рис. 3.10) бирку 1 крепят к навесному звену. Встречаются ветвевые стропы, у которых маркировочное клеймо нанесено на навесном звене, а бирка отсутствует. На универсальных стропах бирка может быть закреплена в заплетке, клеймо может быть выбито на опрессовочной втулке.
Каких типов изготавливаются текстильные стропы?
В соответствии с РД 24-СЗК-01—01 изготавливают текстильные стропы следующих типов.
Для изготовления текстильных стропов применяют синтетические материалы: полиэстер, капрон, полипропилен. Текстильные ленточные стропы сшивают из плоской тканой ленты. Круглопрядные стропы СТКк состоят из множества бесконечных кольцевых полимерных волокон 3, заключенных в защитный кожух (рукав) 2. Кроме перечисленных наиболее распространенных типов изготавливают текстильные стропы и других конструкций.
Что должно быть указано на этикетке текстильного стропа?
На каждый текстильный строп (см. рис. 3.12, е) пришивается этикетка (бирка) 4, на которой указывают сведения, необходимые при его эксплуатации:
Ø обозначение стропа;
Ø товарный знак предприятия-изготовителя;
Ø название материала, из которого строп изготовлен;
Ø грузоподъемность стропа при использовании основных способов строповки;
С каким коэффициентом запаса прочности изготавливают стропы?
Коэффициент запаса прочности — это отношение разрывной нагрузки каната (цепи) к нагрузке в отдельной ветви стропа. Он показывает, во сколько раз натяжение ветви стропа должно быть меньше разрывной нагрузки каната (цепи), из которого строп изготовлен.
Стропы из стальных канатов должны изготавливаться с коэффициентом запаса прочности не менее 6 (шестикратный запас прочности).
Цепные стропы должны изготавливаться с коэффициентом запаса прочности не менее 4.
Стропы из растительных и синтетических волокон должны изготавливаться с коэффициентом запаса прочности не менее 8.
ВНИМАНИЕ! Несмотря на то, что стропы рассчитаны с запасом прочности, недопустимо превышать грузоподъемность стропа, указанную на бирке.
От чего зависит натяжение ветвей стропа? На какой угол между ветвями рассчитаны стропы?
Натяжение S ветви одноветвевого стропа равно массе груза Q (рис. 3.13). атяжение S в каждой ветви многоветвевого стропа рассчитывают по формуле
где п — число ветвей стропа; cos б— косинус угла наклона ветви стропа к вертикали.
Конечно, стропальщик не должен определять нагрузки в ветвях стропа, но он должен понимать, что при увеличении угла между ветвями возрастает натяжение ветвей стропа.На рис. 3.14 показана зависимость натяжения ветвей двухветвевого стропа от угла между ними. Вспомните, когда вы переносите ведра с водой, нагрузка возрастает при разведении рук. Растягивающее усилие в каждой ветви двухветвевого стропа превысит массу груза, если угол между ветвями превысит 120°.
Очевидно, что при увеличении угла между ветвями возрастает не только натяжение ветвей и вероятность их разрыва, но и сжимающая составляющая натяжения 5СЖ (см. рис. 3.13), что может привести к разрушению груза.
ВНИМАНИЕ! Ветвевые канатные и цепные стропы рассчитаны так, что углы между ветвями не превышают 90°. Расчетный угол для текстильных стропов 120°.
Для чего предназначены траверсы? Какие конструкции траверс применяют для строповки грузов?
Траверсы — это съемные грузозахватные приспособления, предназначенные для строповки длинномерных и крупногабаритных грузов. Они предохраняют поднимаемые грузы от воздействия сжимающих усилий, которые возникают при использовании стропов.
По конструкции траверсы разделяют на плоскостные и пространственные.
Плоскостные траверсы (рис. 3.15, а) применяют для строповки длинномерных грузов. Основной частью траверсы является балка 2, или ферма, которая воспринимает изгибающие нагрузки. К балке подвешиваются канатные или цепные ветви 1.
Траверсы с возможностью перемещения обойм 4 вдоль балки называют универсальными(рис. 3.15, б). В обоймах установлены уравнительные блоки 5, которые обеспечивают равномерное распределение нагрузок между ветвями траверсы S1 = S2. По этой причине такую траверсу называют балансирной.Уравнительные блоки также могут применяться в конструкциях канатных стропов с числом ветвей более трех.
Пространственные траверсы (рис. 3.15, в) применяют для строповки объемных конструкций, машин, оборудования.
Разноплечую балансирную траверсу (рис. 3.15, г) применяют для подъема груза двумя кранами, она позволяет распределить нагрузки между кранами пропорционально их грузоподъемностям.
Признаки браковки траверс:
Ø отсутствие клейма 3 или бирки;
Ø трещины (обычно возникают в сварочных швах);
Ø деформации балок, распорок, рам со стрелой прогиба более 2 мм на 1 м длины;
Ø повреждения крепежных и соединительных звеньев.
Какие бывают захваты?
Захваты являются наиболее совершенными и безопасными грузозахватными приспособлениями, основное преимущество которых — сокращение ручного труда. Захваты применяют в тех случаях, когда приходится перемещать однотипные грузы. В связи с большим разнообразием перемещаемых грузов существует множество различных конструкций захватов. Большинство из них можно отнести к одному из указанных далее типов.
Клещевые захваты (рис. 3.16, а) удерживают груз рычагами 1 за его выступающие части.
Фрикционные захваты удерживают груз за счет сил трения. Рычажные фрикционные захваты (рис. 3.16, 6) зажимают груз с помощью рычагов 1. Рычажно-канатные фрикционные захваты (рис. 3.16, в) имеют канаты 3 с блоками, их применяют для строповки тюков, кип.
В эксцентриковыхзахватах (рис. 3.16, г) основной деталью является эксцентрик 4, который при повороте надежно зажимает листовые материалы.
Клиновые (цанговые) захваты предназначены для строповки грузов, имеющих круглые отверстия.
Подхваты заводятся под груз или в специальные отверстия на грузе. К ним относятся вилочные захваты (рис. 3.16, д), предназначенные для строповки поддонов.
Признаки браковки захватов:
Ø отсутствие клейма 2 или бирки;
Ø затупление или выкрашивание зубьев насечки на рабочих поверхностях, соприкасающихся с грузом;
Ø изгибы и изломы рычагов;
Существуют также грузозахватные приспособления, обеспечивающие автоматическую (без участия стропальщика) расстроповку груза.
Дата добавления: 2019-04-03 ; просмотров: 655 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ