Что относится к санитарно гигиеническим мероприятиям по охране труда

Мероприятия по охране труда

План мероприятий по охране труда — это локальный документ организации, который утверждается работодателем. Он представляет из себя заранее намеченные в определенной последовательности события, которые необходимо реализовать в организации, с целью приведения соответствия охраны труда требованиям законодательства.

Образец «План мероприятий по охране труда» СКАЧАТЬ
Список мероприятий по охране труда (из Приказа 181н) СКАЧАТЬ

Что относится к санитарно гигиеническим мероприятиям по охране труда

Чем регламентируются мероприятия по охране труда?

В Приказе 181н приведены все возможные мероприятий по охране труда, поэтому их называют типовыми. Условно их можно разделить на организационные санитарные и технические.

В названии фигурирует «ежегодно реализуемые», хотя некоторые из них не нужно каждый проводить по новой (специальная оценка условий труда и обучения действуют больше года).

Последовательность их выполнения расставляется в соответствии с приоритетом. Чаще всего из этого списка реализуется лишь малая часть. Все зависит от специфики. Чем сложнее и опаснее отрасль, тем большая часть из этого списка необходима к реализации.

Поэтому конкретный перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков определяется работодателем исходя из специфики его деятельности.

Важно отметить, планирование мероприятий по охране труда предусмотрено типовым положением 438н от 19.08.2016 г. для осуществления функционирования системы управления охраной труда на предприятии.

Самые важные мероприятия по охране труда

Правовые мероприятия – обеспечение документацией, которая включает в себя нормативные акты и локальную документацию по охране труда организации. Это заключение индивидуальных договоров сотрудников, списков, приказов, положений и т.д.

Социально-экономические мероприятия – включает возмещение сотрудникам по несчастным случаям, обязательное страхование, выплата трудовых пособий работникам, с которыми расторгнут трудовой договор, обеспечение льготами работников, работающих на вредном производстве и проч.

Санитарно-гигиенические мероприятия – обеспечение снижения уровня воздействия опасных и вредных факторов на работников предприятия, создание благоприятных условий труда.

Лечебно-профилактические мероприятия – медицинские осмотры и психиатрическое освидетельствование, обеспечение должным питанием работников, задействованных во вредном производстве.

Реабилитационные мероприятия – обеспечение скорейшего восстановления работоспособности сотрудника, с которым произошел несчастный случай, или который получил профзаболевание.

Нужно ли разрабатывать план мероприятий по охране труда?

План разрабатывается как новыми организациями, так и действующими для того, чтобы руководство могло отследить эффективность работы охраны труда и учесть расходы на эти мероприятия.

Как разработать план мероприятий на год?

Что надо сделать? Сначала сделайте анализ расходов прошлых лет, составьте список всех предстоящих мероприятий по охране труда, рассчитайте смету расходов на эти мероприятия. На основании этой информации разработайте и утвердите у руководства план мероприятий по охране труда.

1. Выпишете все возможные мероприятия, которые могут быть в вашей организации из Приказа 181н «Типовой перечень мероприятий».

2. Запросите в бухгалтерии затраты на мероприятия текущего года, для того, чтобы точнее спрогнозировать мероприятия на следующий год

3. Запросите в отделе кадров список действующих работников, и планы по приему новых для того, чтобы спрогнозировать мероприятия по ним (обучение, инструктажи, медосмотры и т.д.).

4. Пообщайтесь с руководителями подразделений. Узнайте, какие изменения в области охраны труда произошли (износилась спецодежда, увеличились профриски и т.д). Выясните, какие планы на следующий год (закупка нового оборудования, добавятся новые работники и т.д.).

5. Ознакомьтесь с документами, в которых реализуются мероприятия по охране труда: профриски, карты спецоценки, предписания надзорных органов и т.д.

6. Составьте итоговый список мероприятий по степени важности. Сначала укажите обязательные — обучение, предварительные и периодические медосмотры, спецоценка, далее необязательные — приобретение стенда, новых средств коллективной защиты и т.д.

7. Составьте смету расходов по охране труда:

8. Разработайте и утвердите у руководства план мероприятий по охране труда на основе перечня мероприятий и сметы расходов. Согласно типового положения 438н о СУОТ, в плане долно быть:

Необходимо чтобы план мероприятий был зафиксирован на бумаге и утвержден работодателем. Однако утвержденной формы как таковой нет, поэтому он формируется в свободной форме. Главное чтобы он был понятным и соответствовал текущим потребностям. Он может содержать как наименование мероприятий, так и расчет финансовой составляющей. Все зависит от того как организована работа внутри организации.

Штраф за отсутствие плана мероприятий по охране труда составляет от 30 до 90 тысяч, либо приостановление деятельности ирмы на срок до 90 дней. (ст. 5.27 КоАП)

Пример упрощенного плана мероприятий по охране труда для бухгалтерской фирмы

При разработке плана мероприятий по охране труда, необходимо учесть множество факторов. Начнем с самого начала работы офиса. Организация только что зарегистрировалась. Снимает офис и начинает переезд в него и набор штата сотрудников.

План мероприятий может выглядеть следующим образом:

1. Мероприятия по пожарной безопасности:

— изготовление плана эвакуации;
— закупка огнетушителей;
— ведение сопутствующей документации;
— приобретение указателей и таблички «Выход» на случай пожарной эвакуации;
— разработка программы инструктажа по пожарной безопасности;
— назначение ответственных за помещения.

По законодательству за помещение всегда отвечает его владелец, однако очень часто арендодатель перекладывает часть ответственности на арендующие организации. Выше приведен перечень самых распространенных мероприятий, с которыми сталкивается арендующие организации. Поэтому при выборе помещения необходимо учитывать этот момент.

Если же собственником помещения является сам работодатель, то необходимо позаботиться о том, чтобы помещение соответствовало требованиями пожарной безопасности ( наличие систем оповещения, исправность пожарных рукавов, беспрепятственный доступ к эвакуационным выходам и так далее).

2. Организация проведения предварительного медицинского осмотра для принимаемых на работу сотрудников ( в случае если это необходимо), а также психиатрических освидетельствований и предрейсового медосмотра (в случае если это необходимо).

С 24 мая 2020 для офисных сотрудников проведение таких осмотров отменили, однако если в компании есть водитель, то для него такие осмотры необходимы (психиатрические и предрейсовые). То же самое касается и других не офисных специальностей, если они есть в штатном расписании организации.

3. Проведение специальной оценки условий труда.

— определение перечня рабочих мест, подлежащих СОУТ;
— заключение договора с аттестованной организацией;
— содействие организации в процессе проведения спецоценки;
— сдача отчетности по итогам проведения;
— ознакомление сотрудников с результатами;
— организация проведения мероприятий, рекомендованным по результатам спецоценки.

Проведение данного мероприятия позволит определить условия труда. В том числе в материалах специальной оценки условий труда, по ее итогам, будет приведен список рекомендованных мероприятий, которые Вы сможете внести в план на следующий год (например замена ламп на более яркие и т.д.). Однако если на рабочих местах все в порядке, то никаких мероприятий в материалах СОУТ не будет.

4. Организация необходимого обучения по охране труда для руководителей и сотрудников организации (ОТ,ПБ,ЭБ,ГО и ЧС) в соответствии с внутренней структурой организации.

В данном случае вы направляете на обучение генерального директора, руководителей структурных подразделений и прочих ответственных лиц, которые непосредственно будут осуществлять контроль за соблюдением требований охраны труда и, благодаря обучению, будут иметь возможность проводить инструктажи.

5. Создание локальных нормативных актов и документов:

— система управления ОТ;
— приказы о назначении ответственных по различным вопросам, связанным с охраной труда;
— программы инструктажей;
— инструкции по охране труда;
— журналы учета;
— прочая сопутствующая документация (здесь можно расписать подробно какая именно (то есть связанная с медосмотрами, психиатрическими освидетельствованиями, эксплуатацией служебного автомобиля и так далее).

Документация ведется в зависимости от специфики деятельности организации. Чем сложнее и опаснее отрасль, тем больше документов необходимо будет вести. Перечень документов создается исходя из законодательного акта, по которому вы работаете.

6. Создание рабочих мест, соответствующих требованиям охраны труда:

— наличие заземления на всей используемой в работе технике;
— использование только исправной и сертифицированной техники;
— освещение, достаточное для выполнения трудовых обязанностей;
— приобретение или изготовление предупреждающих табличек («Осторожно мокрый пол», «Осторожно ступенька» и так далее. В каждом случае это будет индивидуально);
— закупка удобной эргономичной мебели.

Не стоит экономить на своих сотрудниках. Комфортное и безопасное рабочее место, на котором у сотрудника не будут болеть спина, глаза и так далее, будет выполнять свою работу более качественно

7. Организация режима труда и отдыха и комфортных условий работы:

— утверждение графика работы и регламентированных перерывов;
— организация места хранения и приема пищи (если это позволяет помещение, так как на рабочих местах прием пищи запрещен);
— наличие систем вентиляции, отопления и кондиционирования для поддержания оптимальных показателей микроклимата;
— закупка кулеров с питьевой водой и заключение договора с организацией на постоянную поставку воды;
— приобретение бытовой техники для комнаты приема пищи;
— организация места для курения в соответствии с требованиями пожарной безопасности.

Создание условий для комфортного отдыха позволит Вашим сотрудникам быстрее восстанавливаться и тем самым повысит их трудоспособность.

8. Приобретение стендов, наглядных материалов, научно-технической литературы для проведения инструктажей.

Данное мероприятие позволит акцентировать внимание сотрудников на важных моментах, связанных с их безопасностью.

9. Инструктирование сотрудников правилам техники безопасности:

— проведение всех необходимых инструктажей;
— проверка знаний требований охраны труда;
— стажировка на рабочем месте (при необходимости);
— ведение сопутствующей данным мероприятиям документации.

​​​​​​​От качества этого мероприятия зависит то, насколько серьезно сотрудники будут относиться к озвученным правилам. Если мероприятие будет проводиться «формально для галочки», то и отношение к нему будет соответствующим. Задача специалиста по охране труда повысить самодисциплину сотрудников в вопросах соблюдения требований техники безопасности.

10. Контроль за соблюдением трудовых прав работников

​​​​​​​В соответствии с трудовым кодексом. Сюда можно отнести соблюдение режима труда и отдыха, своевременная оплата труда, в том числе оплата переработок и работы в выходные и праздничные дни. В некоторых случаях соблюдение работодателем требований, связанных со здоровьем сотрудников (сокращенные смены, отпуск по лечению, ограничения в работе по беременности и так далее)

11. Организация соблюдения работниками требований охраны труда и внутренних правил организации:

— принятие мер к сотрудникам, нарушившим требования техники безопасности;
— проведение мероприятий, направленных на исключение повторения подобных ситуаций.

12. Организация расследований несчастных случаев на рабочем месте в случае получения сотрудниками травм, при выполнении своих трудовых обязанностей.

Примерно так выглядит список на 1 год работы новой организации.В дальнейшем в данном перечне будет лишь контроль за соблюдением всех мероприятий и сроками их выполнения. Необходимо это для того, чтобы организовать повторные инструктажи, обучения, СОУТ и прочие мероприятие, которые носят периодический характер.

Таким образом, специалист по охране труда, на основании информации, получаемой в процессе своей работы, организует мероприятия по охране труда и технике безопасности. Стоит отметить, что почти все мероприятия, перечисленные в рамках данной статьи, подразумевают под собой правильное ведение документооборота, так или иначе связанного с реализуемым мероприятием.

Разработка плана мероприятий по охране труда один из важнейших этапов. Составляется такой план обычно на год. В нем специалист расписывает организационно технические мероприятия по охране труда в порядке их значимости, таким образом расставляя приоритеты. При этом, он ставит задачи и распределяет ответственность, чтобы иметь возможность контролировать ход выполнения намеченных мероприятий.

По истечении срока, на который был разработан план мероприятий, подводятся итоги успешности его выполнения. Проводится сравнительный анализ (до мероприятий/после мероприятий) и разрабатывается новый план. Таким образом каждый последующий все больше совершенствует уровень охраны труда в организации. В конечном итоге остается лишь контроль за периодичностью и поддержанием функционирования охраны труда.

План мероприятий при реализации системы управления ОТ

Смотрите в этом видео:

Источник

Роспотребнадзор дал рекомендации по обеспечению безопасных условий труда

Рекомендации помогут предпринимателям обеспечить выполнение санитарно-эпидемиологических требований, а также организовать производственный контроль за условиями труда. Разберемся, что же ведомство рекомендует юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.

1. Разработать и выполнять перечень мероприятий по улучшению условий труда, направленных на снижение рисков для здоровья человека. Этот перечень разрабатывается на основе результатов производственного контроля и специальной оценки труда.

2. Разработать программу и проводить производственный контроль ( ст. 32 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ, СП 2.2.3670-20 ). Программа производственного контроля должна содержать 3 раздела:

перечень должностных лиц (работников), на которых возложены функции по осуществлению производственного контроля;

перечень химических веществ, а также факторов (биологических, физических и пр.), представляющих опасность для работника, в отношении которых необходимо проводить лабораторные исследования;

информацию о наличии факторов производственной среды и трудовых процессов, обладающих канцерогенными свойствами:

3. Разработать и внедрить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия:

технологические и технические. Они должны устранять, предотвращать или уменьшать опасность в источнике образования и распространения вредных и (или) опасных производственных факторов;

организационные. Они направлены на снижение неблагоприятных факторов на работника;

организовать лечебно-профилактическое питание. Работники, осуществляющие приготовление пищи, должны проходить предварительные и периодические медицинские осмотры;

4. Разработать и реализовывать санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия при работе с отдельными факторами и технологическими процессами на этапе эксплуатации, реконструкции и модернизации производства.

Зоны с эквивалентным уровнем звука выше гигиенических нормативов необходимо обозначать знаком М03 «Работать в защитных наушниках» ( ГОСТ 12.4.026 ).

6. При организации технологических процессов и рабочих мест соблюдать следующие требования:

соблюдать допустимые величины производственных факторов по показателям тяжести и напряженности труда (табл. 5.75 СанПиН 1.2.3685-21);

рабочие места, предназначенные для работы стоя, необходимо оснащать сиденьем-поддержкой (работа стоя не предполагает возможности ее выполнения сидя и перемещение между объектами радиусом не более 5 м);

для лиц, работающих 12 и более часов (при наличии перерыва на сон), необходимо оборудовать место для сна и принятия горячей пищи;

в помещениях для приема пищи должны быть устройства для ее разогрева (СВЧ-печь, электрические плиты и пр.);

покрытие стен, полов и потолков в комнате приема пищи должно быть выполнено из влагостойких материалов, обеспечивающих проведение влажной уборки и дезинфекционных мероприятий.

7. Организовать условия труда женщин в период беременности и кормления ребенка:

на рабочих местах рекомендуется установить оптимальные параметры микроклимата;

организовать стационарные рабочие места и работу, которую можно выполнять в свободном режиме и позе, меняя положение по желанию;

на рабочих местах предусмотреть наличие подставки для ног, регулируемой по высоте и углу наклона и имеющей рифленую поверхность.

8. Организовать санитарно-бытовые помещения (СП 44.13330.2011):

предусмотреть в гардеробных раздельное хранение рабочей и личной одежды;

количество мест в гардеробных для спецодежды должно соответствовать количеству работников в наибольшей смене;

внутренняя отделка гардеробных, а также комнат для гигиены должна быть влагостойкой, с гладкими поверхностями, устойчивыми к воздействию моющих и дезинфицирующих средств.

Напомним, что рекомендации не являются нормативным актом, поэтому не обязательны для исполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. За их несоблюдение Роспотребнадзор не может оштрафовать. Тем не менее стоит их соблюдать, чтобы в случае проверки у ведомства было меньше вопросов и претензий.

Источник

Охрана труда: формирование системы охраны труда на предприятии

Система охраны труда в каждой организации должна отвечать государственным нормативным требованиям охраны труда и требованиям, установленным правилами и инструкциями по охране труда (ст. 209 ТК РФ). Основными составляющими системы охраны труда являются следующие мероприятия:

Какие документы нужно разработать компании, чтобы соответствовать требованиям охраны труда

В соответствии с ТК РФ и другими нормативными актами на работодателя возлагается обязанность и ответственность по обеспечению безопасных условий и охраны труда.

Что такое охрана труда?

В процессе формирования системы охраны труда в организации должна быть разработана и утверждена документация по вопросам охраны труда. В случае ее отсутствия работодатель может быть оштрафован на сумму от 2 тысяч до 200 тысяч рублей.

Приведем основной перечень документов, которые могут быть нужны в той или иной организации, кстати, документы по охране труда можно создать в 1С:ЗУП.

Министерство труда в своем письме от 3 декабря 2018 № 15-2/ООГ-2956 года объяснило работодателям, что они обязаны утверждать и выдавать инструкции по охране труда с учетом требований статьи 212 Трудового кодекса. Для создания таких инструкций можно использовать методические рекомендации Минтруда №80 от 17 декабря 2012 года. В приложениях к этим рекомендациям вы найдете образцы журналов учета инструкций по охране труда. Вести весь блок охраны труда можно в 1С:Зарплата и Управление персоналом КОРП, либо в специализированном решении 1С:Производственная безопасность. Охрана труда. Прямо из этих программ можно отправить через 1С:Отчетность декларацию по соответствии условий труда (СОУТ).

Напоминаем, выдача инструкций по охране труда осуществляется под роспись сотрудника.

Ответственность за нарушение законодательства об охране труда

Ответственность за формирование системы охраны труда и ее функционирование несет работодатель, т.е. руководитель организации или индивидуальный предприниматель.

Сотрудники СОТ (инженер по охране труда) несут ответственность только в рамках выполнения своих должностных обязанностей, которые устанавливаются должностными инструкциями и положением о службе охраны труда. Напомним, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником возложенных на него трудовых обязанностей работодатель может применить к нему дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение (ст. 192 ТК РФ).

На основании ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение законодательства о труде и об охране труда на виновное должностное лицо (руководителя организации) может быть наложен штраф от 2 тысяч до 40 тысяч рублей, либо приостановление ее работы на срок до 90 суток (по решению суда).

Лица, ведущие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, за аналогичные нарушения могут быть оштрафованы на сумму от 50 тысяч до 200 тысяч рублей. Для них также предусмотрено такое наказание, как административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Кроме этого на основании указанной статьи КоАП РФ за нарушение законодательства о труде и об охране труда к должностному лицу, ранее подвергнутому административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, применяется дисквалификация на срок от одного года до трех лет. С руководителем организации, дисквалифицированным по решению суда, расторгается трудовой договор на основании ст. 32.11 КоАП РФ. Информация о руководителе заносится в специальный реестр дисквалифицированных лиц.

За нарушение правил охраны труда предусмотрена и уголовная ответственность. Так, согласно ст. 143 УК РФ нарушение правил охраны труда, совершенное лицом, на которое возложена обязанность по соблюдению этих правил, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, наказывается:

Опыт автоматизации Охраны труда на предприятиях компанией Первый БИТ

В рамках одного из проектов по автоматизации охраны труда мы автоматизировали следующие бизнес-процессы:

Для этого в рамках проекта мы выполнили следующие работы:

Первый Бит предлагает автоматизацию предприятий разного уровня.

От внедрения коробочных решений для малых предприятий и заканчивая крупным проектными внедрением филиальных структур.

Основными направлениями в производственной безопасности в части автоматизации являются:

В процессе разработки и внедрения информационной системы в области охраны труда и промышленной безопасности (ОТиПБ) решаются следующие основные задачи:

Ключевыми функциями информационной системы, наиболее востребованными среди пользователей, можно выделить:

Блок «Охрана труда»

Блок «Промышленная безопасность»

Блок «Пожарная безопасность»

Блок «Охрана окружающей среды»

Блок «Общие функции»

В результате комплексного внедрения информационной системы достигаются следующие цели:

Источник

Что относится к санитарно гигиеническим мероприятиям по охране труда

29 декабря 2020 года,

регистрационный N 61893

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Главного государственного
санитарного врача
Российской Федерации
от 2 декабря 2020 года N 40

Санитарные правила
СП 2.2.3670-20

«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда»

I. Область применения

1.2. Санитарные правила разработаны в целях, предусмотренных пунктом 2 статьи 25 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст.1650; 2020, N 29, ст.4504).

1.4. Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны осуществлять:

производственный контроль за условиями труда;

разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, предусмотренные Санитарными правилами.

1.5. Факторы производственной среды и трудового процесса, воздействующие на работника, для рабочих мест с постоянным или непостоянным пребыванием в них людей, должны соответствовать гигиеническим нормативам, утвержденным в соответствии с пунктом 2 статьи 38 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст.1650; 2017, N 27, ст.3938; 2020, N 29, ст.4504), с учетом реализуемых санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

1.6. Рабочие места и условия прохождения производственной практики для лиц, не достигших 18 лет, должны соответствовать гигиеническим нормативам.

1.7. По результатам проведения производственного контроля и специальной оценки условий труда хозяйствующим субъектом должен быть разработан и выполняться в установленные им сроки перечень мероприятий по улучшению условий труда, направленных на снижение рисков для здоровья человека в части профессиональных заболеваний, заболеваний (отравлений) и инфекционных заболеваний, связанных с условиями труда.

1.8. Требования к условиям труда в зависимости от вида деятельности и особенностей технологических процессов изложены в приложении N 1 к Санитарным правилам.

II. Производственный контроль за условиями труда

2.1. Хозяйствующие субъекты в качестве источника информации о наличии на рабочих местах вредных производственных факторов, уровни которых требуют контроля на предмет соответствия гигиеническим нормативам, применяют результаты специальной оценки условий труда, результаты лабораторных исследований, полученные в рамках федерального государственного контроля, производственного лабораторного контроля, документацию изготовителя (производителя), эксплуатационную, технологическую и иную документацию на машины, механизмы, оборудование, сырье и материалы, применяемые работодателем при осуществлении производственной деятельности.

2.3. Объектами производственного контроля за условиями труда являются рабочие места.

2.4. Производственный контроль за условиями труда осуществляется посредством проведения (организации) лабораторных исследований (испытаний) и измерений факторов производственной среды.

2.5. Хозяйствующий субъект устанавливает программу производственного контроля за условиями труда, которая включает:

2.5.1. Перечень должностных лиц (работников), на которых возложены функции по осуществлению производственного контроля;

2.5.2. Перечень химических веществ, биологических, физических и иных факторов, а также объектов производственного контроля, представляющих потенциальную опасность для работника, в отношении которых необходима организация лабораторных исследований, с указанием точек (мест), в которых осуществляется отбор проб, и периодичность проведения лабораторных исследований.

2.6. В помещениях, где в воздухе рабочей зоны существует риск формирования загрязнения веществами с остронаправленным механизмом действия, уровень которого превышает гигиенические нормативы, производственный контроль таких веществ должен осуществляться постоянно в автоматическом режиме и в случаях превышения их допустимого уровня должен сопровождаться подачей звукового и светового сигнала. Допускается осуществление контроля воздуха рабочей зоны перед входом в такие помещения.

2.7. Номенклатура, объем и периодичность контроля за соблюдением гигиенических нормативов по уровням микроклимата, освещенности, шума, вибрации (общей и локальной), инфразвука, ультразвука, электромагнитного излучения, лазерного излучения, ультрафиолетового излучения, тяжести и напряжённости трудового процесса на рабочих местах устанавливается хозяйствующими субъектами с учетом степени их влияния на здоровье работника и среду его обитания в случаях, если указанные факторы идентифицированы на рабочих местах в ходе проведения специальной оценки условий труда и/или ранее проведённого производственного лабораторного контроля, а их фактические уровни не соответствуют установленным гигиеническим нормативам, а также после проведения реконструкции, модернизации производства, технического перевооружения и капитального ремонта, проведения мероприятий по улучшению условий труда. Контроль параметров микроклимата должен осуществляться не реже 1 раза в год.

2.8. Производственный контроль за биологическим фактором при использовании биологических агентов в производственных процессах осуществляется хозяйствующими субъектами в зависимости от классов чистоты помещений, определенных гигиеническими нормативами, но не реже 1 раза в год.

III. Разработка и реализация санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предупреждение вредного воздействия факторов производственной среды и трудового процесса на здоровье работника

3.1. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, направленные на предупреждение вредного воздействия факторов производственной среды и трудового процесса на здоровье работника, включают в себя:

технологические и технические мероприятия;

организацию лечебно-профилактического питания;

3.2. При разработке и внедрении технологических и технических мероприятий необходимо (при наличии технической возможности) устранять, предотвращать или уменьшать опасность в источнике образования и распространения вредных и (или) опасных производственных факторов.

Технологические и технические мероприятия должны включать в себя один или несколько из следующих средств и методов:

изменение производственного процесса;

отказ от операции, характеризующейся наличием вредных и опасных производственных факторов;

механизацию и автоматизацию процессов;

средства контроля за организацией технологического процесса, в том числе дистанционные и автоматические;

мероприятия по снижению уровня воздействия факторов производственной среды и трудового процесса;

применение средств коллективной защиты, направленных на экранирование, изоляцию работника;

применение систем аварийной остановки производственных процессов, предотвращающих наступление неблагоприятных последствий;

подбор и применение рабочего оборудования с целью снижения влияния факторов производственной среды и трудового процесса.

3.3. Организационные мероприятия должны обеспечивать снижение времени неблагоприятного воздействия факторов производственной среды и трудового процесса на работника.

В отношении рабочих мест инвалидов хозяйствующий субъект обязан обеспечить разработку и реализацию санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалидов.

IV. Требования к разработке и реализации санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при работе с отдельными факторами и технологическими процессами на этапе эксплуатации, реконструкции и модернизации производства

4.1. Размещение технологического оборудования различных производственных переделов и процессов должно предусматривать объемно-планировочные и конструктивные решения, снижающие негативное влияние факторов производственной среды и трудового процесса соседних участков (цехов) друг на друга. Модернизация технологических процессов должна предусматривать:

учет эргономических характеристик в отношении производственного оборудования, организации рабочих мест и трудовому процессу;

механизацию и автоматизацию погрузочно-разгрузочных работ, способов транспортирования сырьевых материалов, готовой продукции и отходов производства.

4.2. При осуществлении технологических процессов, а также применении оборудования и инструментов химические вещества должны использоваться в соответствии с гигиеническими нормативами. Применение химических веществ без установленных гигиенических нормативов запрещается.

4.3. При производстве и применении микробных препаратов не допускаются к использованию в технологическом процессе патогенные штаммы, а также штаммы-продуценты, обладающие способностью носительства.

4.4. До начала работ по ремонту и обслуживанию оборудования, загрязненного веществами, обладающими остронаправленным механизмом действия, его необходимо очищать.

4.5. Рабочие места после замены, модернизации или капитального ремонта оборудования оцениваются на соответствие гигиеническим нормативам на основе результатов специальной оценки условий труда или производственного контроля.

4.6. На производстве должен быть перечень используемого сырья (за исключением пищевого), основных и вспомогательных материалов, который включает в себя описание, состав сырья и материалов и меры безопасного обращения с сырьем и материалами.

4.7. При применении транспортеров для транспортировки пылящих материалов постоянные рабочие места, связанные с эксплуатацией, обслуживанием и наблюдением за работой транспортных систем, должны быть оборудованы средствами пылеудаления и (или) пылеподавления.

4.8. Склады для малотоннажных изделий и материалов обеспечиваются транспортными средствами и подъемными механизмами в зависимости от габаритов, веса и назначения складируемых изделий и материалов.

4.9. Склады хранения веществ, обладающих остронаправленным механизмом действия должны иметь аварийный комплект СИЗ.

4.10. Технологические процессы, оборудование, материалы, характеризующиеся выделением пыли.

4.11. Технологические процессы, характеризующиеся применением, образованием и выделением пыли, должны быть механизированы или автоматизированы; предусматривать способы подавления пыли в процессе ее образования с применением воды или других средств.

4.12. Рассев порошковых материалов на открытых ситах не допускается. Оборудование снабжается укрытиями или аспирационными устройствами. Разделение порошковых материалов по фракциям следует производить с помощью устройств, обеспеченных укрытием и находящихся под разрежением.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *