Что относится к санитарно бытовым помещениям
Санитарно-бытовые помещения на предприятии
Создание санитарно-гигиенических условий для сотрудников промышленных предприятий – обязательное требование в системе обеспечения безопасности труда. Первостепенную значимость при этом имеет предоставление рабочим надлежащего числа санитарно-бытовых помещений на предприятии согласно нормам СанПиНа. Их обустраивают соответственно потребностям работников. Современные технологические производственные системы занимаются исследованием и решением вопросов организации безвредных условий работы, которые определяют степень здоровья персонала и производственную эффективность.
Что такое СБП на производстве
Санитарная комната на предприятии предназначена для личной гигиены и ухода за одеждой. Она является компонентом охраны труда работников. При планировании и постройке производственных сооружений специальные предписания и нормативы предусматривают выполнение гигиенических мер, сохраняющих состояние здоровья работников и экологию внешней среды. Налаживание правильных условий работы способствует сокращению бытовой и производственной подверженности заболеваниям и в результате – улучшению эффективности труда.
Важную роль в этом процессе играет организация обеспечения рабочих специально оснащенными помещениями. Они помогают защищать человеческий организм от негативного влияния промышленных факторов и освобождать его от губительного воздействия после завершения работы. Эти предписания формируют комплектование, подбор и структуру СБП и приспособлений в них.
Санитарные комнаты – это:
Рациональным является проектирование СБП в обособленных постройках или во флигелях основного здания, хотя это во многом обусловлено:
Обычно бытовые сооружения размещают между проходной и цехами, причем переход между ними должен быть крытым и отапливаемым. По открытому воздуху к СБП можно продвигаться не больше 0,5 км, а на севере – не более 300 м. Нельзя размещать гигиенические блоки над пищевыми модулями, административными и медицинскими кабинетами, чтобы избежать вероятной аварии.
Обустройство СБП — долг нанимателя
Предупредительные, оздоровительные и гигиенические мероприятия, обеспечивающие безопасность сотрудников в процессе работы при использовании производственных сооружений, регулируются законодательно (ч. 1 ст. 24 ФЗ № 52) и нормами СанПиН. Государственная политика в сфере охраны труда определяет регламент снабжения работников средствами безопасности (личными и коллективными). В соответствии со ст. 210 ТК РФ руководитель организации за счет предприятия должен предоставить работникам:
Согласно нормам охраны труда руководитель предприятия, кроме специализированных помещений, должен обустроить:
Состав подсобных и бытовых построек проектируется на стадии возведения промышленного комплекса.
Требования к вспомогательным помещениям
Пространство СБП и тип эксплуатации обусловлены общим числом сотрудников и условиями работы. Сумма мест должна совпадать с численностью сотрудников в расчете по половине кв. м на одного человека. Комнаты для переодевания на производстве с недостаточно серьезным загрязнением представляют собой гардеробные для содержания повседневной и рабочей одежды и умывальные комнаты с 1 краном на 7 человек. Для большей части промышленных организаций требуются обособленные раздевалки для домашней и спецодежды. Санитарные помещения – это не только души, умывальни и туалеты, в них входят склады для грязной и чистой формы.
На предприятиях также необходимо обустройство специальных бытовок для просушивания и избавления от пыли спецовок, приспособления для очистки рабочей обуви. Для трудящихся на объектах с сильным загрязнением устраивают кабинеты для оздоровительных физиотерапевтических процедур: светолечения, ингаляций.
Просушивание спецодежды обычно производится непосредственно в шкафах с помощью разогретого воздуха или устройства в них калориферов. Оптимальный вариант – подача тепла в нижнюю часть и удаление сверху.
Предписания для душевых помещений на предприятии
Количество душевых кабин на производстве определяется санитарными параметрами производства из соображений 3 кабинки на смену из 5-10 человек. По правилам не следует располагать души и раздевалки возле внешних стен построек, чтобы не возникал конденсат. Во всех санитарных помещениях необходима:
Требования к душевым помещениям на предприятии соотносятся с характером выпускаемой продукции и условиями работы.
Умывальники с холодной и горячей водой и ванны для мытья ног обычно организуют в обособленных помещениях, однако допустимо в гардеробных.
Дополнительная информация. При образовании в процессе работы сильного загрязнения предусматриваются приспособления для мойки рук спецсредствами в расчете 1 установка на 40 работников.
Туалеты на производстве проектируют согласно санитарным нормам в пределах 75 м от мест работы, на территории завода или фабрики – до 150 м. На 30 мужчин или 15 женщин должен быть 1 унитаз, на 100 человек положена персональная кабинка. Если в смене работает больше 15 женщин, рекомендуется рядом с уборными организовать для них в структуре бытовок гигиенический кабинет.
Санитарные нормативы при возведении и перестройке подсобных и служебных помещений
Требования к технологической разработке проектов промышленного предприятия определяются в п. 7.13 ГОСТ, установленным Росстандартом в 2015 г. В Постановлении Главного государственного санитарного врача (2010 г.) перечисляются виды вспомогательных помещений на вновь строящихся и реконструируемых объектах, предписания к их техническому переустройству. Нормы относятся к любой форме собственности и принадлежности к ведомству и указаны в приказе для управленческих и бытовых построек.
В этом же документе определены правила для складов, предназначенных для раздельного содержания чистой и загрязненной спецодежды. На предприятиях с сильным загрязнением предусматривают помещения:
Важно! Места для курения отгораживают от СБП в целях изоляции остальных людей от негативного воздействия дыма.
Санитарное содержание бытовых помещений
Все санитарно-бытовые комнаты необходимо убирать и вентилировать каждый день. Если невозможно это сделать естественно, должно быть устроено механическое проветривание.
Обратите внимание! Эксплуатация бытовок для других целей не разрешается.
Раздевалки, душевые и остальные СБП следует регулярно дезинфицировать. В зависимости от характера производства устанавливается специальный режим уборки. Сливные отверстия в туалетах и душах нужно систематически чистить и содержать в исправном состоянии, чтобы не образовывалось застоя жидкости на полу – он всегда должен быть сухим. Нельзя допускать неисправности механизмов смыва воды в унитазах. Качество влагостойкого покрытия поверхности стен и перегородок в душах и туалетах предполагает легкую очистку. Непременно должны соблюдаться нормы душевых кабин на общее количество рабочих.
В умывальниках и душах не допускается перебоев с горячей водой. Ее объема должно хватать на всех работающих. Чтобы избежать очередей, требуется организовать мытье по заранее составленному графику. Желательно контролировать постоянное наличие мыла и свежих полотенец, а также исправность фенов для сушки рук.
Столовые и буфеты должны соответствовать общим санитарно-гигиеническим правилам для пунктов общепита. Их оборудуют мебелью, холодильниками, умывальниками и мойками для посуды.
К сведению! Все СБП обязательно подлежат своевременному ремонту.
Ответственность
Организациям и ИП вменяется в обязанность выполнение законодательных указов и решений. За несоблюдение санитарных норм по использованию любых помещений в соответствии со ст. 6.4 КоАП РФ устанавливаются штрафные санкции:
Ответственным лицам следует подготовить план технического контроля, утвержденный руководством предприятия. В случае материального ущерба, причиненного в случае несоблюдения санитарных правил, виновный несет финансовую ответственность в соответствии с ТК РФ.
Проблема охраны труда занимает важное место в современной хозяйственной сфере. Несоблюдение правил организации и содержания СБП приводит к росту числа профзаболеваний, травматизму и даже смертельным случаям. Одна из важных областей государственной деятельности – исправление ситуации с условиями труда и контроль выполнения санитарных норм. Бытовое обеспечение сотрудников предприятия способствует созданию им комфорта в процессе работы.
*Суммы штрафов актуальны на июль 2019 года.
Общие требования к санитарно-гигиеническим помещениям
Уборные
В общественных уборных, в том числе размещаемых в общественных и производственных зданиях (кроме указанных в 3.51 СНиП 2.08.02), необходимо предусматривать не менее одной универсальной кабины, доступной для всех категорий граждан.
В любых общественных зданиях при расчетной численности посетителей 50 человек и более или при расчётной продолжительности нахождения посетителя в здании 60 мин и более следует предусматривать уборную с универсальной кабиной (п. 3.63).
Уборные в зданиях, где работают инвалиды, должны быть на каждом этаже, независимо от количества работающих, при этом не менее одной из общего числа кабин в уборных должна быть универсальной.
Уборные для людей с недостатками зрения и инвалидов, пользующихся креслом-коляской, должны размещаться не далее 60 м от рабочего места. Нежелательно смежное размещение мужских и женских уборных для инвалидов по зрению (п. 3.64).
Душевые
В помещениях общественных душевых следует предусматривать не менее одной кабины, оборудованной для инвалида на кресле-коляске, перед которой следует предусматривать пространство для подъезда кресла-коляски (п. 3.65).
В санитарно-гигиенических помещениях количество кабин и устройств, необходимых для работающих на предприятии или в учреждении инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата и недостатками зрения, следует определять из расчета: не менее 1 универсальной душевой кабины на 3 инвалидов, не менее 1 раковины умывальника на 7 инвалидов независимо от санитарной характеристики производственных процессов.
Следует предусматривать закрытые душевые кабины с открыванием двери наружу и входом непосредственно из гардеробной.
Умывальные для указанных категорий инвалидов следует размещать непосредственно в гардеробном блоке или смежно с ним. При этом 40% расчетного количества умывальников целесообразно размещать вблизи рабочих мест (п. 3.66).
Универсальная кабина
Универсальная кабина уборной общего пользования должна иметь размеры в плане не менее, м: ширина – 1,65, глубина – 1,8. В кабине рядом с унитазом следует предусматривать пространство для размещения кресла-коляски, а также крючки для одежды, костылей и других принадлежностей.
Геометрические параметры
Геометрические параметры зон, используемых инвалидами, в том числе на креслах-колясках, в санитарно-бытовых помещениях общественных и производственных зданий следует принимать по таблице (п. 3.69).
Индивидуальные шкафы для хранения одежды
Индивидуальные шкафы для хранения одежды инвалидов, пользующихся креслом-коляской, в раздевальных спортзалов следует располагать в нижнем ярусе, высотой не более 1,3 м от пола. При открытом способе хранения домашней одежды крючки в раздевальных должны устанавливаться на той же высоте.
Индивидуальные шкафы в бытовых помещениях предприятий и учреждений должны быть совмещёнными (для хранения уличной, домашней и рабочей одежды) (п. 3.70).
Ширина проходов
Водопроводные краны
Рекомендуется применение водопроводных кранов рычажного или нажимного действия, а при возможности – управляемых электронными системами.
Управление спуском воды в унитазе рекомендуется располагать на боковой стене кабины (п. 3.72).
Российская энциклопедия по охране труда
САНИТАРНО-БЫТОВЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ
Площадь С.-б. п. и характер обслуживания определяются с учетом заданной пропускной способности, которая зависит от общего количества работников и от условий их труда. При этом количество мест должно соответствовать списочному составу работников из расчета 0,5 м 2 площади на 1 человека.
На производствах, где имеет место небольшое загрязнение рук, гардеробные блоки могут состоять из гардеробных отделений для совместного хранения рабочей и домашней одежды и умывальных (из расчета 7 человек на 1 кран). Большинство производственных процессов требует устройства раздельных гардеробных для рабочей и домашней одежды. В состав гардеробного блока входят гардеробная для домашней и уличной одежды, гардеробная для рабочей одежды, душевые, умывальные, уборные, кладовые для хранения чистой одежды и сбора грязной одежды.
К специальным бытовым помещениям и устройствам относятся: помещения для сушки, обезвреживания, обеспыливания рабочей одежды; респираторные, фотарии, ингалятории; ножные ванны; устройства для мытья и чистки рабочей обуви и т. д. Подсушивание одежды может осуществляться либо специальной подачей нагретого воздуха непосредственно в шкафы, либо оборудованием в них отопительных регистров, нагревающих воздух. Для ускорения сушки одежды нагретый воздух рекомендуется подавать в нижнюю часть шкафа, а удаление осуществлять из верхней. Разработано специальное автоматическое устройство для отключения вентиляции индивидуальных шкафов при высыхании одежды.
Умывальные устраивают, как правило, в отдельных помещениях или в гардеробных. Здесь же обычно располагают и ванны для ног. Ко всем умывальным раковинам подводится горячая и холодная вода. В тех случаях, когда в процессе работы происходит загрязнение трудносмываемыми веществами, должны предусматриваться устройства для мытья рук специальными жидкостями из расчета 1 устройство на 40 человек.
Оборудование помещений для кормления грудных детей предусматривают на предприятиях IV и V классов санитарной классификации производств и только в тех случаях, когда максимальное число женщин в смену более 100.
Для приема молока выделяют помещения, оборудованные холодильником, умывальником и мойкой с подводкой горячей воды для мытья посуды. Питание рабочих организуется в зависимости от численности работников смены:
Что относится к санитарно бытовым помещениям
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 02.12.2020 № 40 с 1 января 2021 года утвердило новые санитарные правила СП 2.2.3670-20 под названием «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда». Они будут действовать до 1 января 2027 года. То есть, 6 лет.
Их раздел VIII регламентирует требования к санитарно-бытовым помещениям работодателя.
Основные требования
ВИД ПОМЕЩЕНИЯ, ОБЪЕКТА/СИТУАЦИЯ
КАКИЕ ТРЕБОВАНИЯ ЗАКОНА
А при закрытом способе хранения – количеству работников во всех сменах.
Для выдачи работникам чистой одежды должна быть предусмотрена раздаточная спецодежды.
Прием (сбор) и временное хранение загрязненной спецодежды должно происходить в изолированном помещении, расположенном рядом с гардеробной спецодежды.
Периодичность обработки спецодежды, загрязненной веществами I-го и II-го класса опасности, указанными в гигиенических нормативах, зависит от степени загрязнения вещей и может быть ежесменной, периодической или эпизодической.
Также обратим внимание еще на ряд базовых требований к санитарно-бытовым помещениям:
Санитарно-бытовое обеспечение работников. Оборудование санитарно-бытовых помещений их размещение.
Обеспечение санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживая работников организаций в соответствии с требованиями охраны труда возлагается на работодателя. В тих целях в организации по установленным нормам оборудуются санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, помещения для оказания медицинской помощи, комнаты для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки; создаются санитарные посты с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой медицинской помощи устанавливаются аппараты (устройства) для обеспечения работников горячих цехов и участков газированной соленой водой и другое.
К системе социально-бытового обслуживания работников в организациях наряду с помещениями здравоохранения, общественного питания, торговли, предприятий службы быта, культурно-массового обслуживания относятся санитарно-бытовые помещения (гардеробные, душевые, умывальные, уборные и помещения личной гигиены женщин).
Проектирование этих помещений должно производиться согласно нормам СНиП 2.09.04-87 «Административные и бытовые здания».
К санитарно-бытовым помещениям относятся:
– душевые и полудушевые;
– ручные и ножные ванны;
– уборные, помещения личной гигиены для женщин;
– помещения для отдыха и приема пищи;
– помещения для обогрева работающих и др.
Необходимость вспомогательных помещений устанавливается в соответствии с санитарной характеристикой производственных процессов (группой и подгруппой) и числом работающих.
По санитарной характеристике выбирается состав специальных бытовых помещений и их оборудование, а по числу работающих в наиболее многочисленной смене, которым положены эти помещения, определяют площадь этих помещений и их оборудование.
По сравнению с другими санитарно-бытовыми помещениями гардеробные занимают наибольшую площадь (около 40. 50 процентов от общей площади санитарно-бытовых помещений). Гардеробные проектируют для хранения уличной одежды (пальто, головной убор, обувь), домашней (костюм, платье, белье) и рабочей одежды с соблюдением, как правило, условия самообслуживания.
Гардеробные на производстве должны быть отдельными для специальных групп производственных процессов: вызывающие загрязнения веществами 3-го и 4-го классов опасности тела и спецодежды, удаляемые с применением специальных моющих средств (группа 1в); протекающие при избытках явного тепла или неблагоприятных метеорологических условиях, связанные с воздействием влаги, вызывающей намокание спецодежды (2в), при температуре воздуха до 10 °С,
Гардеробные, душевые, умывальные и другие помещения, используемые при пересменках, следует объединять в гардеробные блоки.
Основным типом душевых кабин являются открытые душевые кабины. В целях повышения удобства пользования кабины в женских душевых рекомендуется оборудовать устройствами с гибкими шлангами либо с наклонной установкой форсунки над уровнем пола не выше 1,6 м.
Двери помещений душевых и преддушевых должны быть самозакрывающимися, чтобы предотвратить проникновения водяных паров в гардеробные помещения.
Умывальные рекомендуется размещать в отдельных помещениях, смежно с душевыми. При количестве умывальников не более 4 допускается размещать умывальники на специально отведенной площади гардеробных, смежно с душевыми.
Уборные в многоэтажных бытовых помещениях должны быть на каждом этаже. При численности работников на двух смежных этажах 30 человек или менее уборные следует размещать на одном из этажей с наибольшей численностью. При численности работников на трех этажах менее 10 человек допускается одну уборную на три этажа. Общую уборную для мужчин и женщин допускается предусматривать при численности работников в смену не более 15 человек
Уборные должны быть оборудованы крючками, корзинками для мусора и держателями бумаги.
Помещения для личной гигиены женщин оборудуют при работе 15 женщин и более в самой многочисленной смене и, как правило, совмещают с женскими уборными.
Помещения для личной гигиены женщин предназначены для проведения гигиенических процедур. В их состав входят: помещения для раздевания, индивидуальные кабины для процедур, оборудованные гигиеническими душами с индивидуальными смесителями холодной и горячей воды, с ножным пуском; места для раздевания, оборудованные скамьями с крючками над каждым местом и умывальником.
Прачечные, помещения для химической чистки, сушки, обеспыливания, обезжиривания, ремонта одежды и обуви устраивают в коммунальных и общих прачечных предприятия.
Помещения для отдыха (в рабочее время) предусматривают в соответствии с технологической частью проекта. Их располагают на удалении не более 75 м от рабочих мест и оборудуют умывальником с подводом горячей и холодной воды и устройством питьевого водоснабжения.
Комнаты для приема пищи оборудуются кипятильниками, холодильниками, умывальниками и электроплитами.
Планирование работы по охране труда.
Мероприятия по охране труда планируют на основании оценки соответствия орудий, средств производства и технологических процессов требованиям нормативов по охране труда; прогнозов улучшения условий труда с учетом научно-технического прогресса; мер, разработанных по результатам проверок; анализа травматизма и заболеваемости; приказов и указаний органов надзора и контроля за охраной труда.
Планирование мероприятий по охране труда может быть перспективным, текущим и оперативным.
Перспективное (долгосрочное) планирование охраны труда осуществляется в виде комплексных планов улучшения условий охраны труда и оздоровительных мероприятий, а также плана внедрения Системы стандартов безопасности труда
(ССБТ). Оно является составной частью плана экономического и социального развития предприятия.
В комплексных планах рекомендуется предусматривать следующие основные задачи:
максимальное сокращение количества рабочих мест, не соответствующих требованиям и нормам охраны труда;
приведение оборудования, машин и механизмов в соответствие с требованиями государственных и отраслевых стандартов;
вывод из эксплуатации объектов производственного назначения, не обеспечивающих безопасность труда и не подлежащих по своему техническому состоянию реконструкции и капитальному ремонту;
доведение обеспеченности работающих санитарно-бытовыми помещениями до установленных норм;
значительное сокращение, а в дальнейшем и ликвидация тяжелых физических работ, уменьшение численности работающих, занятых ручным трудом;
дальнейшее развитие при предприятиях, организациях лечебно-профилактических, медицинских и оздоровительных учреждений с целью обеспеченности ими до установленных нормативов.
Решение указанных задач должно осуществляться в первую очередь на основе реконструкции, технического перевооружения, автоматизации и механизации производства, внедрения прогрессивной технологии, способствующих созданию безопасных условий труда.
Перед разработкой комплексных планов улучшения условий охраны труда и санитарно-оздоровительных мероприятий на предприятиях рекомендуется провести аттестацию состояния условий труда на рабочих местах и в цехах.
Текущее планирование по охране труда осуществляется в виде мероприятий, предусмотренных соглашением по охране труда (приложение к коллективному договору) на текущий год.
К текущему планированию относится также план работы службы охраны труда на год, квартал, месяц.
Оперативное планирование мероприятий по охране труда в целом по предприятию либо по отдельному цеху осуществляется во исполнение предписаний органов Госнадзора и контроля, приказов и директивных указаний вышестоящих организаций, актов расследования несчастных случаев и аварий; при этом следует также учитывать анализ заболеваний.