Что относится к риску поведения
Рискованное поведение подростков: причины и способы коррекции
– Почему подростки рискуют собственной жизнью? Какие мотивы у них могут быть?
Кроме того, в различных исследованиях было установлено, что взрослые имеют высокую интолерантность к неопределённости, из-за этого выбирают те решения, которые предполагают наиболее понятный результат. Что касается подростков, они готовы к тому, чтобы принимать решения с неясными последствиями. Это объясняется тем, что ещё в детском возрасте человек привык к тому, что в этот период мир для него сам по себе неясен и непредсказуем. Такая особенность в принятии решений также может влиять на готовность к рискованному поведению ребёнка.
– Какие внешние факторы влияют на развитие рискованного поведения у подростков?
– Один из значимых внешних факторов – социальная среда. В первую очередь это семья, её конфигурация, структура, тип детско-родительских отношений, наличие одного или двух родителей. Сюда же входит район проживания ребёнка: например, в неспокойном районе уровень рискованного поведения будет гораздо выше, чем в благополучном, так как риск там воспринимается как нечто нормальное. Также значимый фактор – круг общения подростка, его отношения внутри школьной среды: наличие буллинга, других подростков с деструктивным поведением. Кроме того, структура самой школы может влиять на формирование рискованного поведения: чем крупнее школа, тем выше у подростков склонность к риску. К внешним факторам также можно отнести политическую обстановку, устройство общества, общепринятые нормы и ценности, интернет-пространство.
– Руфинг, зацепинг, паркур – чем подростков привлекают подобные экстремальные увлечения?
– Происходит влияние сразу нескольких факторов. Во-первых, это фактор адреналина. У подростков появляется возможность проверить свои способности, испытать себя, своё тело. В какой-то степени увлечение экстримом – это больше просоциальное поведение, чем антисоциальное. Например, скалолазание или парашютный спорт. Известны случаи, когда увлечение подобными вещами давало положительные результаты: трудные подростки начинали заниматься спортивной деятельностью и антисоциальное рискованное поведение становилось просоциальным.
Влияют такие факторы, как потребность в самореализации, потребность в движении, в выплеске энергии, в исследовании возможностей собственного тела, в самоутверждении и саморегуляции. Если социальная среда не предлагает безопасных способов реализации этих потребностей, появляются экстремальные увлечения в рамках городской среды. Подростки начинают находить и создавать собственные площадки для развлечений: крыши многоэтажек, общественный транспорт, стройки и так далее.
– Какие ещё существуют виды рискованного подросткового поведения?
– Каким образом должна строиться профилактическая работа с подростками с рискованным поведением?
– Одним из важных элементов системы профилактики должен быть регулярный мониторинг ситуации в обществе в связи с подростковыми рисками. Например, тестирования или опросы подростков помогают оценить динамику развития рискованного поведения. Это, в свою очередь, помогает определить эффективные формы воздействия. Кроме того, в профилактику должны быть вовлечены школьные психологи, необходимо вести работу не только с подростками, но и с их семьями. Взаимодействие с семьёй должно строиться по принципу помогающей модели. Как показывает мировой опыт, это наиболее эффективная форма. Организация досуга, вовлечение детей в различную творческую и полезную деятельность, внедрение различных интерактивных материалов, предполагающих коммуникацию, – всё это в комплексе поможет снизить риски в подростковой среде.
Международный журнал
гуманитарных и естественных наук
Быкова С.В. Склонность к риску как устойчивое свойство личности // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. – 2016. – Т. 1. №1. – С. 157-160.
СКЛОННОСТЬ К РИСКУ КАК УСТОЙЧИВОЕ СВОЙСТВО ЛИЧНОСТИ
Одесская государственная академия строительства и архитектуры
Ключевые слова : склонность к риску, рискованность, свойство личности.
Характерной чертой нашего времени, отличающей его от тысячелетий далекого прошлого, являются настойчивые усилия установить контроль над факторами риска и неопределенности.
Мы полагаем, что эти психологические особенности могут охватывать довольно широкий диапазон характеристик личности. Они могут проявляться в разных качествах и в разной степени — от «рисковой слепоты» субъекта до «рисковой проницательности», от «рисковой нечувствительности (тупости)» до «рисковой чувствительности». Таким образом, можно считать, что рискогенность некоторых людей заключается в том, что они своими действиями, поведением, через которые проявляются определенные черты их личности, увеличивают рискогенность возникшей ситуации, а иногда и создают ее даже в нейтральных с точки зрения степени неопределенности, ситуациях [ 6 ].
Что же является причиной рискового поведения? Ситуации и обстоятельства, набор определенных свойств личности или наличие «специальной» черты, которая проявляется в устойчивой склон ности к рисковому поведению?
Иными словами, для таких людей функция предпочтения риска является постоянной и не подвергается изменениям в зависимости от вида задач по принятию решений. Однотипность поведения этих людей в различных ситуациях может считаться аргументом, свидетельствующим в пользу того, что они обладают «специальной» чертой личности — «риск-чертой» (термин О.П.Санниковой — ч ерта устойчива во времени, стабильная, а не вызванное ситуативным влиянием состояние ) или склонностью к риску.
Внутренняя предрасположенность индивидуума к риску часто рассматривается, как врожденная характеристика личности. Эта предрасположенность может определять способы восприятия риска и влиять на то, воспринимаем ли мы ситуацию как перспективную или как угрожающую. Исследователи обнаружили важный элемент личности, относящийся к риску — это склонность к поиску сенсаций (новых впечатлений).
Корнилова Т.В., например, также считает, что при определенной предрасположенности к риску и условиях поддерживающих эту предрасположенность может сформироваться устойчивая склонность к риску, которая со временем становится чертой личности. Подобная черта предполагает оценку субъектом своего прошлого опыта, с точки зрения чувства «Я рискую», результативности своих действий в ситуации шанса [ 3 ].
риск – это категория, характеризующая поведение субъектов в условиях неопределенности при выборе оптимального решения из числа альтернативных на основе оценки вероятности достижения желаемого результата и степени отклонения от него. Риск при принятии решения появляется тогда, когда результаты не определены, но вероятность характеристики каждого из них известна. Риск — это высокая вероятность наступления опасного события: нежелательных последствий, потерь;
рискогенная ситуация – это ситуации или деятельность с высокой степенью неопределенности для большинства людей, возникающая независимо от их субъективных возможностей, это такие ситуации, которые содержат в себе риск;
рискогенность – способность некоторых личностей своими действиями, поведением, определенными чертами их личности, увеличивать рискогенность возникшей ситуации, а иногда и создавать ее даже в нейтральных с точки зрения степени неопределенности, условиях;
рискогенная личность – это личность, которая обладает таким комплексом свойств, которые способствуют возникновению риска [ 6 ].
3) С оциально-императивный.
Границы между уровнями условны, переходы от одного к другому образуют некое пограничное пространство, объединяющее черты, принадлежащие к двум соседним уровням. Эти переходы имеют свое специфическое содержание. Зона пересечения формально-динамического (первый уровень) и со держательно-личностного (второй) уровней содержит общий для обоих класс характеристик, которые однозначно невозможно отнести только к одному из них. Здесь выделяются качественные особенности психологических составляющих темперамента и личности. Пограничная зона между вторым и третьим уровнями представляется как принадлежащее к обоим уровням свойство, обеспечивающее переживание, переработку информации, знаний, вообще, любых целенаправленных воздействий внешнего мира – индивидуальный опыт, сознание, самосознание. Данные уровни взаимосвязаны между собой и взаимопроникают друг в друга. Именно это объясняет развитие отдельных психических свойств, пронизывающих личность от низших уровней к высших [6 ].
К числу таких свойств можно отнести и рискованность или риск-черту. Как свойство личности она может проявить себя на всех ее уровнях, на каждом из них имеет свое специфическое содержание, а значит, является разноуровневым свойством. При этом характеристики разных уровней могут своеобразно взаимодействовать между собой, дополняют друг друга и образуя целостное интегральное свойство, несводимое к сумме его составляющих. Таким образом, рискованность как риск-черта может выступать как системное интегральное свойство личности.
1. Конюхов Н.И. Словарь-справочник практического психолога. – Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 1966. – 224 с.
4. Санникова О.П. Пролонгированный подход к исследованию детерминационных процессов. Наука і освіта. – Одеса, 6-7, 2007.
5. Санникова О.П. Феноменология личности. Одесса: СМИ, 2003. – 256 с.
RISK TOLERANCE AS A STABLE TRAIT OF PERSONALITY
Odessa state acade my of construction and architecture
Keywords: risk tolerance, risk level, the property of the individual.
Склонность к риску как фактор девиантного поведения подростков
Девиантное поведение у подростков является глобальной проблемой современного общества. В настоящее время изучением его природы занимается множество исследователей в области психологии, педагогики, медицины, социологии и т.д.
Под девиантным поведением понимается система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам (С.Ю. Головин). Являясь следствием внешних и внутренних факторов, рост данного явления усугубляется сложностью, а иногда и невозможностью, определить истинные причины девиантного поведения и выстроить эффективную систему превентивных мер.
Обращаясь ко внутренним факторам девиантного поведения, хотелось бы отметить, что в своей книге о девиантном поведении среди множества внутренних факторов делинквентного (преступного), которое выделяют как один из типов девиантного поведения, выделяет склонность к риску [1].
Данный вывод требует, на наш взгляд, более пристального внимания, поскольку далеко не все исследователи выводят данный фактор в описании причин отклоняющего поведения. Однако, необходимо отметить, что среди современной молодежи, рискованное поведение набирает невероятную популярность, провоцирующую подростков на нарушение норм поведения, требований, правил, а иногда несущую опасность для жизни.
Таким образом, целью нашего исследования является теоретическое и эмпирическое обоснование склонности к риску как фактора девиантного поведения подростков.
В отечественных и зарубежных исследованиях нет единого мнения, позволяющего констатировать, является ли склонность к риску естественной для человека или же это патологическое состояние. Так психоаналитики начала 20 века, последователи З.Фрейда отмечали, что тяга к преодолению естественных человеческих страхов не может являться нормой, и что люди, склонные к риску имеют патологию мозга. При этом И.С. Кон отмечал, что риск является нормальной чертой человека, помогающей ему развиваться и познавать новое. Рискованное поведение многие определяют как неотъемлемую черту лидерства (И.П. Чередниченко, Н.В. Тельных) [2]. Причина такого расхождения во многом исходит от неоднозначности самого понятия «риск», его понимания и определения видов. Что требует от нас более глубокого анализа терминологии.
Единого понятия риска быть не может. С одной стороны риск выступает как ответственность за принятые решения, с другой стороны риск может быть неоправданным и даже нежелательным. Для кого-то риск это необходимое умение в рамках жизни в социуме, для кого-то риск это смысл жизни, зависимость, а кто-то рискует лишь по той причине, что не умеет предсказывать результат тех или иных поступков, которые он совершает. Все это зависит от субъекта, к которому мы относим данный феномен.
Кроме этого риск может выступать как характеристика деятельности, так и возможными последствиями этой деятельности.
В психологии термину «риск» соответствуют три основных взаимосвязанных значения:
1) риск как мера ожидаемого неблагополучия при неуспехе в деятельности, определяемая сочетанием вероятности неуспеха и степени неблагоприятных последствий в этом случае.
2) риск как действие, в том или ином отношении грозящее субъекту потерей (проигрышем, травмой, ущербом).
3) риск как ситуация выбора между двумя возможными вариантами действия: менее привлекательным, однако более надежным, и более привлекательным, номенее надежным (исход которого проблематичен и связан с возможными неблагоприятными последствиями).
Как мы видим, в любом случае, риск (оправдан он или нет) созвучен с неопределенностью. Рискуя, индивид всегда действуем наугад. И иногда это, обуславливается необходимостью, в расчете на положительный исход того или иного поступка. Но неоправданный риск, присутствует в жизнедеятельности подростков намного чаще. Так, например, в погоне за популярностью юноши и девушки рискуют жизнью ради красивой фотографии, прыгают с моста, ставят огромные деньги на ту или иную команду и т.д.
Подростковый период является переходным из детства во взрослость. Обычно он соотносится с хронологическим возрастом с 10-11до14-15лет. В это время у подростка формируется способность к рефлексии, которая направлена на самого себя. При ощущении себя взрослым подросток стремится к самостоятельности и хочет, чтобы окружающие признали его самостоятельность. К основным психологическим потребностям данного возраста относятся: стремление к общению со сверстниками («группированию»), стремление к самостоятельности и независимости, «эмансипации» от взрослых, к признанию своих прав со стороны других людей [6].
В такой период межличностных и внутриличностных конфликтов, когда происходит перестройка сознания человека, он особенно подвержен опасности стать жертвой той или иной девиации. Поскольку в данном возрасте у подростка меняются авторитеты, что может стать причиной девиантного поведения ради завоевания авторитета среди сверстников. Помимо этого меняется и функционирование всего организма, происходит половое созревание, гормональные изменения и, при недостаточном педагогическом воздействии, подростки могут вступать в беспорядочные половые связи и т.д.
Не исключением становится и проявление склонности к риску у подростков.
Так, в исследованиях возрастной динамики склонности к риску Цуккермана В.С. (2000) сказано, что жажда острых ощущений нарастает в возрастной период от 9 до 14 лет, а после 20 лет снижается.
Башкина Ю.Д., Посохова С.Т. в своих исследованиях замечают, что подросткам свойственно переживание склонности к риску. Склонность к риску у них может проявится в виде двух противоположных тенденций. Иными словами в двух формах: конструктивной и деструктивной. К конструктивной относятся занятия спортом с повышенным риском, что, по мнению данных исследователей, способствует самораскрытию и самореализации подростка и деструктивной, например, употребление психоактивных веществ, при которой риск становится причиной балансирования между жизнью и смертью [2].
В исследованиях американского психолога Лоуренса Стайнберга был проведен эксперимент, в котором испытуемым предлагалось сыграть в видеоигру, симулирующую вождения автомобиля. При этом сначала они должны были играть в присутствии своих сверстников, а затем в одиночестве.
В ходе эксперимента выяснилось, что в присутствии сверстников подростки намного чаще выбирают рискованные комбинации, на поведение взрослых присутствие наблюдателей никак не повлияло.
Похожий эксперимент был проведен им и в естественных условиях. При вождении настоящей машины на дороге. Исследование показало, что подростки вели машину быстрее и допускали опасные маневры, чем взрослые, а в присутствии другого подростка эта склонность намного увеличивалась.
Таким образом, существуют следующие объяснения повышения склонности к риску и подростка:
1) биологические особенности (обменные и гормональные особенности организма);
2) психологические особенности данной возрастной группы: импульсивность, эмоциональная неустойчивость, экстраверсия. Иногда склонность к риску связана с эмоциональным неблагополучием. Она отражает напряженность, тревожность, агрессивность, стремление доказать собственную самостоятельность, повысить авторитет в глазах сверстников.
Таким образом, теоретический анализ научных источников позволил сделать вывод, что девиантное поведение зачастую сопровождается желанием подростка рисковать, испытать острые ощущения и оказаться в ситуации выбора, что подкрепляется неустойчивостью гормональной системы и внешними факторами.
При изучении феномена риска и рискованного поведения нами было проведено исследование, направленное на выявление взаимосвязи склонности к риску и девиантного поведения у подростков. В исследовании приняли участие школьники города Краснодара, учащиеся в 7-8 классах в количестве 60 человек.
Исследование проходило в 3 этапа:
На первом этапе исследовательской работы мы подобрали методики, необходимые для диагностики исследуемых качеств:
-методика «Самооценка склонности к экстремально-рискованному поведению» (М. Цуккерман);
— методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (А. Н. Орел).
Методика М. Цуккерамана позволяет определить склонность человека к экстремально-рискованному поведению согласно своей оценке.
Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) является стандартизированным тест-опросником, предназначенным для измерения готовности (склонности) подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения. Опросник представляет собой набор специализированных психодиагностических шкал, направленных на измерение готовности (склонности) к реализации отдельных форм отклоняющегося поведения.
На втором этапе было проведено исследование, которое выявило следующие результаты.
Методика Цуккермана «Самооценка склонности к экстремально-рискованному поведению» показала, что больше половины подростков (53,3 %) стремятся к поиску острых ощущений, при этом у 13,3% школьников данный показатель находится на среднем уровне.
Почти треть выборки (23,3 %) не могут переносить однообразия повседневной жизни и только у 6 % человек в подростковом возрасте однообразие не вызывает отторжения. У остальных 56,7 % данный показатель ярко не выражен, а находится на среднем уровне.
Значительно ниже показатели по шкале «поиск новых впечатлений». Данный показатель ярко выражен лишь у 10% подросток, у большинства (53,3%) он находится на среднем уровне и у 36,7 % не выражен вовсе.
В шкале «неадаптивное стремление к трудностям» у основной массы подростков (73,3 %) выявлен средний уровень выраженности. Ярко выражен данный показатель у 10% человек и у 16,7 % находится на низком уровне.
Проанализировав методику диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (А. Н. Орел), которая помогает увидеть нам к какому типу отклоняющегося поведения есть предрасположенность у того или иного человека, мы получили следующие результаты.
У 20 % школьников выражена тенденция к преодолению норм и правил, что говорит о склонности противопоставлять собственные нормы и ценности групповым, о тенденции «нарушать спокойствие», искать трудности, которые можно было бы преодолеть. Более 10 % испытуемых предрасположены к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния.
Особое внимание необходимо уделить шкале «склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению», поскольку данный фактор выражен у 43,3 % подростков, что говорит о низкой ценности собственной жизни, склонности к риску, выраженной потребности в острых ощущениях, о садо-мазохистских тенденциях. Шкала склонности к агрессию и насилию позволила выявить, что у 26,7 % подростков присутствуют агрессивные тенденции. Также с помощью методики СОП удалось выяснить, что для 20 % испытуемых характерен слабый волевой контроль эмоциональной сферы. Это свидетельствует о склонности реализовывать негативные эмоции непосредственно в поведении, без задержки, о несформированности волевого контроля своих потребностей и чувственных влечений, еще у 20 % волевой контоль находится на среднем уровне и сформирован не полностью. При анализе шкалы склонности к делинквентному поведению выяснилось, что 3,3 % испытуемых обладают высокой готовностью к реализации деликвентного поведения, 20 % имеют деликвентные тенденции и обладают низким уровнем социального контроля.
Таким образом, можно сделать вывод, что наиболее характерно для подросткового возраста саморазрушающее поведение, агрессивные тенденции, а также слабый волевой контроль.
На третьем этапе мы определили взаимосвязь склонности к риску и склонности к отклоняющемуся поведению по двум методикам, методике «Самооценка склонности к экстремально-рискованному поведению» (М. Цуккерман) и методике диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (А. Н. Орел). Взаимосвязь выявлялась с помощью ранговой корреляции Спирмена.
Для определения корреляционной связи мы использовали результаты по каждой из четырех шкал опросника и соотнесли ее с результатами каждой шкалы опросника СОП. После чего присвоили каждому значению ранг по двум колонкам значений, провели подсчет разности между двумя колонками значений, возвели каждую разность d в квадрат и подсчитали сумму квадратов, произвели расчет коэффициента ранговой корреляции rs по формуле , определили критические значения и получили результаты.
По итогам корреляции удалось выявить, что уровня статистической значимости достигла взаимосвязь между следующими признаками:
— Поиск острых ощущений и склонность к преодолению норм и правил с результатом rs = 0.574 при критическом значении для 0.05=0,36.
— Поиск острых ощущений и склонность к аддиктивному поведению с
результатом rs = 0.68 при критическом значении для 0.05=0,36.
— Поиск острых ощущений и склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению с результатом rs = 0.805 при критическом значении для 0.05=0,36.
— Поиск острых ощущений и склонность к агрессии и насилию с результатом rs = 0.719 при критическом значении для 0.05=0,36.
— Поиск острых ощущений и сниженный волевой контроль эмоциональных реакций с результатом rs = 0.688 при критическом значении для 0.05=0,36.
— Поиск острых ощущений и склонность к делинквентному поведению
с результатом rs = 0.644 при критическом значении для 0.05=0,36.
Следующая шкала, непереносимость однообразия по итогам корреляции имеет связь с тремя проявлениями девиантного поведения.
2) Сниженный волевой контроль эмоциональных реакций (с результатом rs = 0.448 при критическом значении для 0.05=0,36).
3) Делинквентное поведение (с результатом rs = 0.524 при критическом значении для 0.05=0,36).
Кроме этого мы выяснили, что такое качество, как потребность в новых впечатлениях не имеет взаимосвязи с девиантным поведением. В то время, как показатель «неадаптивное стремление к трудностям» по итогам корреляции связано со следующими шкалами опросника СОП:
1) Аддиктивное поведение (с результатом rs = 0.445 при критическом значении для 0.05=0,36).
3) Сниженный волевой контроль эмоциональных реакций (с результатом rs = 0.515 при критическом значении для 0.05=0,36).
4) Делинквентное поведение (с результатом rs = 0.408 при критическом значении для 0.05=0,36).
Результаты корреляции позволили нам констатировать, что шкалы опросника М. Цуккермана по выявлению склонности к риску, такие как, «поиск острых ощущений», «непереносимость однообразия», «неадаптивное стремление к трудностям» взаимосвязаны с различными видами и проявлениями девиантного поведения, выделенными в опроснике СОП. При этом особое внимание следует уделить такому качеству, как поиск острых ощущений, присутствующем у 67 % опрошенных подростков и коррелирующий со всеми шестью шкалами опросника по выявлению склонности к отклоняющемуся поведению.
Таким образом, результаты теоретического и эмпирического исследования позволяют нам сделать вывод о том, что склонность к риску является фактором девиантного поведения подростков. Это позволяет констатировать о необходимости учета данного фактора в построении профилактических программ и реализации девиантопревентивных мер. Одним из направлений в данной работе, может стать активизация самостоятельности ребенка (Д.Б. Бережнова) [1]. Это будет способствовать развитию внутреннего самоконтроля, способности концентрировать внимание, способности ориентироваться в пространстве, окружающей естественной и социальной среде и в свою очередь поможет растущему человеку определять и учитывать риски.
1. Иванов В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы // Социально-политический журнал. 1995. №2.
2. Ильин Е.П. Психология риска. Серия: Мастера психологии, СПб, 2012. – 288 с.
3. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1988. – 848 с.
4. Бережнова Д.Б. Саморазвитие ребенка в альтернативных образовательных средах посредством активизации самостоятельности. // На путях к новой школе № 1 2011, С. 44 – 47.