Что относится к реквизитам договора

Каждый официальный документ содержит основные реквизиты, имеющие юридическую и экономическую силу. Обязательные реквизиты договора – это основные значимые условия, которые определяют назначение всего документа. Рассмотрим, какие именно реквизиты принято считать обязательными.

Определение

Обязательные реквизиты договора – это некоторые сведения, информация или определенные данные, обеспечивающие, среди других условий, юридическую силу документа и его значимость. К таким реквизитам относят:

Что относится к реквизитам договора

Можно было бы и наименование документа отнести к обязательным реквизитам. Но если договору дать одно название, а суть его будет абсолютно другой, то какой смысл обращать внимание на название договора? Следовательно, обязательным реквизитом договора является не название, а его суть.

Называть документ, конечно, желательно хотя бы только потому, чтобы каждый раз не вычитывать основные положения из самого документа.

Структура

Структура каждого договора индивидуальна: от примитивного перечисления пунктов до сложных делений на параграфы и подпункты. Но тем не менее любой договор должен содержать основные структурные единицы. К ним относятся:

Что относится к реквизитам договора

Данная структура условна, но ее придерживаются при составлении практически всех видов договоров. В том числе и трудовых. Далее рассмотрим подробнее обязательные реквизиты трудового договора.

Место и дата

Обязательным реквизитом является место работы гражданина. В случае, когда он принимается в филиал организации или структурное подразделение, в договоре указывается полное месторасположение данного филиала. Это необходимо не только для того, чтобы сотрудник знал, где он работает, но и для полной отчетности. К примеру, при отправке в командировку следует указывать, откуда убыл сотрудник и куда прибыл, и обратно.

Что относится к реквизитам договора

Дата начала трудовой деятельности также играет важную роль. В ТК РФ есть свои нюансы относительно данного реквизита. Мало того, что это начало трудовой деятельности в конкретной организации, это также может быть началом испытательного срока сотрудника (если таковой предусмотрен). Но если работник начал выполнять свои обязанности с ведома работодателя, не подписав трудовой договор, то последний обязан оформить его на работу с того момента как он начал трудиться (и уже без испытания) и не позднее трех дней оформить все документы.

Если подписывается срочный договор, то помимо начала работы указывается и ее окончание.

Реквизиты организации и работника

Обязательные реквизиты договора – это подробная информация о самом работодателе и сотруднике. Какую информацию должен предоставить работодатель:

Что относится к реквизитам договора

Информация, предоставляемая сотрудником:

Обязательны ли реквизиты в договоре? Да, поскольку их указание регламентировано ст. 57 ТК РФ. К тому же, указание всех данных еще раз доказывает серьезность самой организации и сотрудника. А при судебных разбирательствах, если одна из сторон не появляется на заседаниях, по данным легко вычислить местонахождение физлица или юрлица.

Условия труда

Еще одни обязательные реквизиты договора – это условия труда. К ним относят:

Так ли нужна печать?

Является ли печать обязательным реквизитом договора?

Что относится к реквизитам договора

Согласно ст. 67 ТК РФ, договор является законно оформленным, если он составлен в письменном виде и в двух экземплярах, с проставленными подписями обеих сторон. В ч. 1 ст. 61 ТК РФ говорится о том, что документ получает правовую силу с момента его подписания. А ст. 57 ТК РФ среди полного перечня обязательных реквизитов не содержит регламента об обязательной постановке печати на трудовом договоре.

Следовательно, ни одно положение трудового кодекса не указывает на необходимость печати, а значит, если работодатель не проставил на документе печать, это не говорит о том, что он не имеет силы.

Договор считается действительным, если соблюдены условия, указанные в ТК РФ.

Сама печать на документе не будет иметь юрсилу, она просто лишний раз подтвердит подпись самого работодателя.

Дополнительные реквизиты

Обязательно ли указывать реквизиты в договоре, если они не являются основными? Дополнительные реквизиты указываются только в том случае, когда они применяются в организации и конкретно к данному сотруднику. К таким реквизитам относят:

Как заполнять договор

Чтобы документ имел юрсилу, нужно внести в него все обязательные реквизиты, предусмотренные ст. 57 ТК. Также следует рассмотреть все возможные спорные вопросы, которые могут возникнуть при сотрудничестве.

Все, что указано в договоре, в сложной ситуации будет рассматриваться в суде или инспекции.

Составлен документ может быть как в письменной форме, так и в печатной. Законодательство не регламентирует, как именно это нужно делать. Каждая компания предоставляет договор в той форме, в которой ей удобно. Самое важное, чтобы он был в двух экземплярах и оба были подписаны.

Что относится к реквизитам договора

Иногда возникает вопрос: если печать на договоре не обязательна, то возможно нужно заверить документ у нотариуса? Этого делать не нужно. Только в некоторых ситуациях, которые прописаны в трудовом праве, трудовой договор нужно согласовывать с государственными или исполнительными органами.

Трудовой договор считается основным документом в трудовых правоотношениях. И его отсутствие (при обязательном составлении) нарушает права работника.

Источник

Реквизиты предприятия: сведения, которые должны быть у каждого

Полный перечень сведений о юридическом лице

Обязательная открытая информация о юридическом лице, которая может использоваться органами власти, контрагентам, партнерами по бизнесу и самими предприятиями для оформления соответствующих документов, включает следующие данные:

Дополнительно контрагентам и органам власти могут понадобиться и другие реквизиты юридического лица. Например, страховщики и банки обязательно информируют о выданной лицензии. Некоторые работодатели сообщают заинтересованным лицам регистрационный номер в ПФР. Компании также по собственному усмотрению, а иногда и в обязательном порядке, если это предусмотрено законодательством, представляют коды по ОКАТО (Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления), ОКОГУ (Общероссийскому классификатору органов госвласти и управления), ОКОПФ (Общероссийскому классификатору организационно-правовых форм), ОКФС (Общероссийскому классификатору форм собственности). В некоторых случаях еще указывают ФИО руководителя и бухгалтера организации.

Образец реквизитов

Полное наименование организацииОбщество с ограниченной ответственностью «Весна»
ЮРИДИЧЕСКИЙ АДРЕС123456, г. Москва, ул. Подвойского, д. 14, стр. 7
Почтовый адрес123456, г. Москва, ул. Подвойского, д. 14, стр. 7
ИНН7712345678
КПП779101001
БИК044521234
Р/С40702810123450101230 в Московский банк ПАО Сбербанк г. Москва
К/С30101234500000000225
ОКПО12345678
ОКАТО87654321000
ОКВЭД (основной)18.15
ОГРН1047712345678
Генеральный директорПетров Сергей Петрович
Электронная почтаinfo@vesna.ru
Телефон+749512345678
Сайтwww.vesna.ru

Где найти и как передать реквизиты юр лица

Для того чтобы найти реквизиты, нужно знать как минимум наименование или ИНН организации (например ИП — индивидуального предпринимателя или ООО — общества с ограниченной ответственностью). Все сведения о контрагенте можно найти в выписке из ЕГРЮЛ. Такая услуга доступна на сайте Налоговой службы России и в иных, в том числе платных, сервисах.

В то же время компании заботятся о том, чтобы вся информация о них была общедоступной. Поэтому почти всегда размещают реквизиты на официальных страницах в интернете — в разделе «О компании».

Посмотрим образец реквизитов организации на примере ПАО Сбербанк. Картинка ниже — официально опубликованная на сайте кредитной организации информация.

В сокращенном варианте Сбербанк показывает свои реквизиты вот так:

Правила размещения в бланках документов

Всю необходимую информацию организации всегда указывают в договорах и на бланках. Согласно ГОСТ, реквизиты могут размещаться в двух вариантах: в левом углу либо по центру листа. Поэтому образец бланка организации с реквизитами может выглядеть по-разному.

Вариант 1. Реквизиты предприятия размещены слева.

Вариант 2. Размещение реквизитов по центру.

Какой из этих шаблонов будет использоваться, решает сама компания. Главное, чтобы реквизиты были хорошо видны и в них не было ошибок. Также обращаем внимание, что разрешается дублировать реквизиты на русском и английском (другом иностранном) языках.

Источник

Договор поставки: какие аспекты учитывать при заключении

Существенные аспекты договора поставки

Основное условие, которое необходимо согласовывать в договоре поставки при любых обстоятельствах – это его предмет (п. 1 ст. 432 ГК РФ). Предметом договора поставки являются товары, производимые или закупаемые поставщиком и приобретаемые покупателем для использования в предпринимательской деятельности и в иных целях, не связанных с личным, семейным и другим подобным использованием (ст. 506 ГК РФ). Соответственно, ключевое – определение наименования товара, конкретизация его характеристик.

Договор поставки является разновидностью договора купли-продажи. Поэтому в соответствии с п. 5 ст. 454 ГК РФ к нему применяются общие нормы закона о договорах купли-продажи (§ 1 гл. 30 ГК РФ), если иное не установлено правилами о договорах поставки (§ 3 гл. 30 ГК РФ). Поскольку в отношении предмета договора поставки специальными правилами не установлено иное, при согласовании данного условия сторонам договора следует руководствоваться общими положениями о договорах купли-продажи (ст. ст. 455, 465 ГК РФ).

В соответствии с указанными статьями условия договора поставки о предмете (товаре) считаются согласованными, если позволяют определить наименование и количество товара. Если какие-то из условий договора поставки сторонами в документе не определены, то они определяются по правилам, установленным законом или обычаями делового оборота в судебном порядке.

Вместе с тем, во избежание судебных тяжб, рекомендуется подробно прописать не только существенные, но и иные условия поставки, такие как: ассортимент, комплектность, количество товара, тара и упаковка товара, товаросопроводительные документы, требования к качеству товара, гарантии качества товара, цена товара, условия изменения цены, порядок оплаты, сроки поставки товара, условия о доставке товара, порядок приемки товара, условия о переходе права собственности и проч.

Обязательные реквизиты договора поставки

Обязательного перечня реквизитов, указываемых Сторонами сделки в договоре законодательством не предусмотрено. Однако договор считается заключенным, если стороны в надлежащей форме согласовали все его существенные условия (п. 1 ст. 432 ГК РФ). Договоры обычно заключают в письменной форме путем составления одного документа. Стороны договора или уполномоченные ими лица должны подписать такой документ. Письменная форма также считается соблюденной при заключении договора с помощью электронных или иных техсредств, если они позволяют воспроизвести на материальном носителе его содержание в неизменном виде. При этом, чтобы документ считался подписанным, нужно использовать любой способ, который позволяет определить выразившее волю лицо. Специальный способ его определения может быть определен законом, иными правовыми актами, соглашением сторон. Главное, чтобы документ выражал содержание договоренности сторон (п. 1 ст. 160 ГК РФ).

Таким образом, к обязательным реквизитам можно отнести наименования сторон, а также сведения, которые позволяют их надлежащим образом идентифицировать: ОГРН и (или) ИНН. Ф.И.О. и наименования должностей лиц, подписывающих договор (либо данные о доверенностях представителей сторон). Законом, иными правовыми актами и соглашением сторон могут устанавливаться дополнительные требования, которым должна соответствовать форма сделки (совершение на бланке определенной формы, скрепление печатью и тому подобное), и предусматриваться последствия несоблюдения этих требований.

Кроме того, одним из способов идентификации юридического лица в гражданском обороте является печать, которая не просто представляет собой реквизит документа, а дополнительно удостоверяет подлинность и действительность документа и содержащейся в нем информации.

Наличие печати не обязательно для организации, она может работать и без печати, если закон прямо не обязывает ее иметь. Например, это предусмотрено для некоммерческих организаций и унитарных предприятий. ООО и АО вправе, но не обязаны иметь печать. Если общество решило иметь печать, то сведения об этом должны содержаться в его уставе (п. 5 ст. 2 Закона об ООО, п. 7 ст. 2 Закона об АО).

Если ни нормами законов, подзаконных нормативных правовых актов, ни условиями самого договора не предусмотрено дополнительных требований к форме сделки, в том числе требования о заверении договора печатями сторон, довод о незаключенности договора, в связи с отсутствием оттиска печати в договоре, будет признан необоснованным. В ином случае несоблюдение условия о наличии печати может свидетельствовать о несоблюдении простой письменной формы сделки и является основанием к признанию договора незаключенным или недействительным.

Иные реквизиты стороны включают в договор по своему усмотрению.

Если адрес контрагента не закреплен в договоре, то сообщения необходимо направлять:

по адресу регистрации по месту жительства или пребывания гражданина (п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25). Но если вы знаете, что гражданин фактически проживает по другому адресу, то лучше отправить сообщение на все известные адреса. В этом случае суд может не признать доставленным сообщение, которое направлено только по адресу регистрации;

на электронную почту контрагента, которая указана на странице с контактами на его официальном сайте. Вы также можете использовать адрес электронной почты, известный как почта организации или служебная почта ее компетентного сотрудника. Сообщение, полученное на эти адреса, считается полученным самим лицом, пока оно не докажет обратное (Постановление Президиума ВАС РФ от 12.11.2013 N 18002/12 по делу N А47-7950/2011.

Также Закон не обязывает стороны включать в договор свои банковские реквизиты. Однако, чтобы не создавать трудности с исполнением обязательств по оплате товаров (работ, услуг), осуществлением иных платежей по договору, рекомендуем указать такие реквизиты в договоре.

Учитывая изложенное, можно сделать вывод что Стороны сделки самостоятельно определяют состав реквизитов, необходимый им для работы.

Вопросы рассмотрены с точки зрения гражданско-правовых последствий для сторон договора, учитывая судебную практику определения тех или иных условий, которые стороны не согласовали как в условиях взаимодействия, так и в реквизитах договора. Вместе с тем, есть органы, контролирующие и учитывающие последствия взаимодействий хозяйственными обществами, в частности налоговые органы. При наличии вопросов по каким-либо сделкам от фискального органа, лицу придется доказывать факт взаимодействия с контрагентом, в этом случае немаловажную роль сыграют подробно и детально составленные документы, в том числе товаросопроводительные документы, доказательства наличия складов, в которых товар хранится, наличие сотрудников, которые могут обеспечить приемку, оприходование, отгрузку/загрузку, реализацию товара, доказательства доставки товара, наличие телефона, факса, адреса электронной почты сторон договора, а кроме того, предъявление доказательств по взаимодействию сторонами посредством, указанных в документах адресам, номерам телефонов и проч.

Когда договор поставки может быть признан фиктивным

Что касается фиктивности документа, фиктивными иногда называют мнимые и (или) притворные сделки. В нормах гражданского права такое понятие не встречается, но иногда оно используется в публичной-правовой сфере. Например, составление фиктивного договора может рассматриваться как признак экономического преступления (Методические рекомендации, утвержденные ФССП России 15.04.2013 N 04-4). Соответственно при ссылке на фиктивность сделки, суд, скорее всего, будет оценивать ее с учетом норм о недействительности, в первую очередь о мнимых и притворных сделках.

То есть даже если договор заключен, предусмотренные законом условия в документе прописаны (определены стороны договора и их можно идентифицировать, документ подписан уполномоченным представителем сторон, предмет договора определен), его последствия определяются по фактическим действиям и результатам, которые стороны намерены получить или получили от такого взаимодействия.

Если сделка признана мнимой, то никакие права и обязанности у ее сторон не возникают (п. 1 ст. 167 ГК РФ). Если стороны не исполняли данную сделку (то есть ни одна из сторон ничего не получала от другой), то двусторонняя реституция не может быть применена (п. 2 ст. 167 ГК РФ). Однако она представляется возможной, если стороны исполняли сделку для вида. Притворная сделка, то есть сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку, в том числе сделку на иных условиях, ничтожна.

Как замечено выше, мнимая и притворная сделки могут повлечь налоговые и иные публично-правовые последствия. Налоговый орган может доначислить налоги, если установит, что сторона получила в результате мнимой сделки необоснованную налоговую выгоду.

Таким образом, при заключении договоров необходимо принимать во внимание не только законодательно установленные условия заключения договора, а также практику взаимодействия хозяйствующих субъектов.

Источник: Пресс-центр АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ», финансово-справочная система «Финансовый Директор»

Источник

Договор с поставщиком. Примеры опасных и нормальных

Иногда кажется, что договор — это формальность. Но в случае споров договор станет защитой бизнеса и одним из важнейших доказательных документов в суде

Что относится к реквизитам договора

Семен Кирьяк

Когда отношения с контрагентами идут гладко, бизнес может не вникать в договоры и работать вообще без них: кажется, что эти бумаги ни на что не повлияют. Но если вдруг возникнут проблемы, договор станет защитой бизнеса и одним из важнейших доказательных документов в суде. Рассмотрим в статье подробно, как работать с договором поставки безопасно для компаний и предпринимателей.

Чем отличается договор поставки от других видов договоров

Договор поставки — один из видов договора купли-продажи. По такому договору продавец передает покупателю товары, которые производит или покупает для перепродажи. Отличить поставку от других видов купли-продажи позволяют два важных признака:

У такого договора есть несколько особенностей, рассмотрим их дальше.

Как заключить договор поставки

По закону договор поставки можно заключить двумя способами:

Бывают ситуации, когда один предприниматель направил договор, а другой его не подписал, но своими действиями согласился с его условиями: например, перевел деньги или начал отгружать товар. В таком случае договор тоже будет считаться заключенным и связывающим контрагентов.

Дальше рассмотрим основные разделы, которые могут быть в договоре поставки.

Предмет договора

О чем раздел. Под предметом договора обычно понимается товар, который продавец передает покупателю. В законе нет четкого определения термина «товар», поэтому под ним понимают любые движимые вещи, например овощи или самосвалы. Единственное, товаром нельзя называть недвижимость, потому что ее продажа регулируется отдельными статьями Гражданского кодекса.

Предмет договора — это существенное условие договора поставки

Это значит, что если стороны не согласовали предмет договора, суд может признать договор незаключенным. Если возникнет спор, суд встанет на сторону покупателя и продавцу придется вернуть ему все деньги.

Что здесь писать. Предмет договора должен быть прописан четко и конкретно.

Если стороны укажут в договоре поставки, что его предметом является «машина», то определить, что именно должно быть передано продавцом покупателю, невозможно. «Машиной» можно одинаково назвать автомобиль, стиральную машину или заводской станок.

Если же стороны укажут, что предметом договора является поставка автомобиля, и укажут марку, модель и VIN, то предмет можно считать согласованным.

Предмет договора не обязательно согласовывать в самом договоре: его можно указать в дополнительных соглашениях или приложениях к договору. Это удобно, если контрагенты часто работают вместе и им не нужно заключать договор на каждую отдельную партию товара, а проще работать по заявкам на общих условиях.

Примеры формулировок. Вот как можно сформулировать этот пункт в договоре.

Сроки поставки

О чем раздел. Срок — второе существенное условие договора поставки. Стороны при заключении договора поставки обязательно должны указать дату, когда продавец передает товар покупателю, или прописать условия определения этой даты.

Что здесь писать. Если покупателю важно, чтобы товар доставили к конкретной дате и не раньше, в договоре нужно указать, что «ранее данного срока товар не может быть поставлен». Иначе поставщик может привезти товар, а покупатель не сможет его принять и понесет этого убытки. Например, если вы заказываете крупногабаритное оборудование, но пока в помещении идет ремонт и вам некуда его установить.

Если важно, чтобы товар привезли как можно раньше, в договоре поставки можно написать, что «поставка раньше указанного срока возможна при условии уведомления покупателя за дней».

Цена, количество, качество и ассортимент товара

О чем раздел. Условия о цене, количестве и ассортименте товара можно включать в сам договор поставки или в приложения к нему. Это зависит от особенностей сотрудничества компаний.

Планируется разовая поставка по договоруПоставка товара партиями в течение долго времени
Удобнее прописать все условия сразу в договореУдобнее перенести условия о ценах, количестве и ассортименте товара в приложения

Компания покупает байдарки. Вместе с байдарками продавец обязан передать к ним весла, даже если они не указаны в договоре. Но все равно лучше указать в договоре полный список передаваемых товаров, чтобы избежать споров с продавцом и сэкономить время.

Условие про передачу сертификата или декларации соответствия важно, потому что эти документы обязательны для многих товаров. Если их не будет, можно получить штраф: от 30 тысяч рублей до 1 миллиона рублей.

Примеры формулировок. Вот как можно сформулировать этот пункт в договоре.

Обязанности сторон

Что важно для покупателя. Главная обязанность продавца по договору поставки — передать покупателю нужный товар надлежащего качества. Эта обязанность должна быть прописана в договоре поставки, иначе покупатель рискует получить товар не вовремя и плохого качества.

Если вы покупатель, лучше указать в договоре следующие обязанности поставщика, которые защитят вас от рисков:

1. Предоставить документы, подтверждающие соответствие товара обязательным требованиям.

Если товар поставляет зарубежная компания, можно указать такие документы: коммерческий счет (инвойс), упаковочный лист, сертификат происхождения, экспортную декларацию ЕХ1, письмо — разрешение производителя на импорт товара на территорию РФ, адресованное Федеральной таможенной службе.

Точный список документов, необходимых для таможенного контроля, снижает риск просрочки поставки товаров и штрафов за таможенные нарушения.

2. Обеспечить упаковку товара и его крепление перед перевозкой, чтобы защитить товар от механических и химических повреждений.

По общему правилу считается, что поставщик исполнил свои обязательства в момент передачи товара перевозчику. Поэтому при повреждении груза может возникнуть спор между покупателем, поставщиком и транспортной компанией о том, кто виноват. Если в договоре есть пункт об ответственности поставщика за перевозку, это дает возможность взыскать с него убытки.

3. Промаркировать упаковку товара с трех сторон: на двух противоположных боковых сторонах и сверху. Маркировка должна быть четко нанесена водостойкой краской на русском или английском языке. Обычно указываются отправитель, получатель, реквизиты договора, вес.

Это позволяет не перепутать партии товара. А надписи «Осторожно», «Верх», «Не кантовать» снижают риск повреждений при доставке.

4. Известить покупателя, когда товар приедет к нему.

5. Нести все риски, которым может подвергаться товар до момента передачи покупателю.

6. При необходимости помочь покупателю получить документы, которые могут потребоваться для экспорта и импорта.

Что важно для продавца. Главные обязанности покупателя — принять товар и оплатить его. К другим обязанностям покупателя можно отнести:

Самое важное для продавца — не допустить, чтобы процесс приемки товара затянулся. Иначе покупатель может начать пользоваться товаром, и будет сложно выявить реальную причину недостатков.

Способы доставки товара

О чем раздел. Тут описывают, каким образом товар доберется до покупателя. Если стороны в договоре не согласуют условия доставки, продавец вправе сам все решить.

Что здесь писать. Для покупателя важно прописать в договоре:

В договор поставки можно добавить условия, что покупатель может осмотреть товар на складе поставщика и самостоятельно его забрать. Если покупатель не заберет товары в срок, поставщик имеет право требовать их оплаты или может отказаться исполнять договор. Поэтому поставщику очень важно указать срок вывоза товаров: ведь ему приходится резервировать их под покупателя.

Например, в сфере строительства так могут продавать кирпич. Производитель резервирует вид кирпича, а строительная компания забирает его в определенный срок. Так строители не несут расходов на хранение и охрану кирпича, а забирают его тогда, когда он понадобится.

Приемка товара

О чем раздел. Момент приемки товара — один из самых важных: если в договоре не согласован порядок приемки, при этом товар принят, покупатель обязан его оплатить.

Что здесь писать. Если стороны нечетко проговорили условия приемки, это почти всегда приведет к спорам. Чтобы их избежать, в договоре желательно прописать следующие пункты.

Лица, которые будут участвовать в приемке, со стороны обоих контрагентов. Вряд ли принимать товар будет директор компании или сам индивидуальный предприниматель. Поэтому нужно указать:

Сроки приемки. Если в договоре срока нет, то по закону товар должен быть принят в разумный срок. Судебная практика считает разумным сроком 7 дней. Бывает, что за это время товары могут испортиться, поэтому в таких случаях особенно важно установить короткий срок, например один день.

Действия до приемки товара. Иногда для приемки нужно освободить помещение, нанять подъемно-погрузочную технику, установить измерительные приборы. Обо всем этом лучше договориться сразу, чтобы при споре не пришлось выискивать обязанности сторон в гражданском кодексе.

Действия во время приемки товара. Если нарушить порядок приемки, в некоторых случаях покупатель не сможет доказать, что продавец поставил товар ненадлежащего качества. Поэтому в договоре этот порядок тоже лучше подробно прописать: как проверяется работоспособность, проходит осмотр или экспертиза.

Действия сторон, если будут поставлены не все товары или в них обнаружат мелкие недостатки. Чтобы подстраховать себя в такой ситуации, продавцу в договоре стоит установить срок на допоставку и договориться, что покупатель принимает товар на ответственное хранение, пока продавец будет устранять недостатки.

Покупатель в такой ситуации должен сразу сказать поставщику, что товар принят на ответственное хранение. Иначе суды могут посчитать, что товары приняты без возражений.

Порядок расчетов

О чем раздел. В этом разделе указывают, каким способом покупатель оплатит товар, например наличными или безналичным переводом, будет ли предоплата.

Что здесь писать. Обычно в основной договор включают только способ расчетов — например, по расчетному счету платежными поручениями на основании счетов поставщика. А вот сроки платежей чаще выносят в приложения, чтобы указывать условия по каждой конкретной поставке.

От формулировки зависит, кто останется в выигрыше — покупатель или продавец:

Эти моменты важны в спорах, потому что от них зависит, как и кому будет начислены неустойки, штрафы и пени.

Примеры формулировок. Вот как можно сформулировать этот пункт в договоре.

Ответственность сторон

О чем раздел. Здесь указывают санкции, которые применяют к поставщику и покупателю, если они не исполнят свои обязательства. К сожалению, неустойки не гарантируют исполнение обязательства: если у должника нет денег для погашения основного долга, то и неустойку он тоже не заплатит. Поэтому, даже если прописать самые серьезные штрафы, не стоит рассчитывать, что это на 100% убережет от проблем.

Что здесь писать. В договоре обычно предусматривают неустойки:

Еще можно прописать неустойку по замещающей сделке — объясняем ниже, что это значит.

Неустойка за нарушение сроков поставки или оплаты. Пример хорошего тона — «зеркальная ответственность». Компании договариваются о равных процентах неустойки, например 0,3% за каждый день неисполнения.

Слишком большая неустойка может быть снижена судом, если об этом попросит одна из сторон. Поэтому лучше устанавливать неустойку не более 0,5% за каждый день просрочки исполнения обязательства.

Если стоимость товара высокая, можно установить предел для начисления штрафной санкции — «не более суммы основного долга» или установить сумму, на которую будет начисляться неустойка, — «от стоимости неоплаченного товара» вместо «суммы договора». Такое ограничение защитит поставщика от слишком большой неустойки, несоразмерной с тяжестью нарушения.

Неустойка по замещающей сделке. Если поставщик немотивированно откажется исполнять уже заключенный договор и покупателю придется закупить товар по более высокой цене, покупатель вправе взыскать с поставщика разницу как убытки. Для этого в договор добавляют пункт о взыскании убытков — это называется «неустойка по замещающей сделке».

Примеры формулировок. Вот как можно сформулировать этот пункт в договоре.

Форс-мажор

Форс-мажор — обстоятельства непреодолимой силы. Если они наступят, это освобождает должника от ответственности, например от уплаты неустойки или возмещения убытков.

На практике такие ситуации встречаются редко, и отечественные суды редко соглашаются с тем, что форс-мажор наступил. Поэтому не будем подробно рассматривать: скорее всего, это ни на что не повлияет.

Разрешение споров

О чем раздел. По закону нельзя обратиться в суд без предварительного досудебного разрешения спора.

Стандартные правила подачи претензии прописаны в законе. Досудебная претензия направляется стороной заказным или ценным письмом Почтой России, чтобы подтвердить факт ее направления или вручения. Срок рассмотрения претензии — 30 календарных дней с даты первой попытки вручения.

Что здесь писать. Чтобы разрешать споры быстрее, можно прописать в договоре собственный порядок:

Если спор не урегулирован путем обмена претензиями, стороны вправе обратиться с исками в суд.

Сроки действия договора

Иногда контрагенты считают, что если истек срок действия договора, то исполнять договор больше не нужно. Это не так. Если товар поставлен, обязательство по его оплате и штрафные санкции продолжают действовать и после истечения срока действия договора.

Поэтому в договоре стороны часто указывают, что он действует до полного исполнения сторонами своих обязательств. Юридически это может звучать не совсем корректно, но интересы обеих сторон это полностью учитывает.

Досрочное расторжение договора поставки

О чем раздел. По закону односторонний отказ или изменение условий договора поставки в одностороннем порядке не допускаются.

Исключение, когда возможен односторонний отказ, — существенное нарушение обязательств со стороны контрагента. Например, если продавец не передает товар длительное время или покупатель его не оплачивает.

Что здесь писать. Чтобы подстраховаться на случай споров, в договоре можно прописать ситуации, когда договор может быть расторгнут.

Мы рассмотрели только самые частые ситуации. Но все подробности договора поставки невозможно учесть в одной статье, потому что случаи бывают разные. Мы не рекомендуем составлять важные договоры по советам из интернета, потому что это риски для компании. Стоит обратиться к профильному юристу, особенно если работаете с крупными суммами.

Подписка на новое в

Подборки материалов о том, как вести бизнес в России: советы юристов и бухгалтеров, опыт владельцев бизнеса, разборы нового в законах, приглашения на вебинары с экспертами.

Сейчас читают

Как оформить чек коррекции

Чек коррекции поможет избежать штрафа в случае ошибочной операции или если забыли выбить чек по кассе в момент продажи или возврата

Кассовый чек в 2021 году: что нужно знать бизнесу

Разобрались, какие реквизиты должны быть в кассовом чеке, как правильно оформлять наименование товара и его код, если товар маркируемый, и какие штрафы ждут бизнес за чеки с ошибками

Ликвидность и платежеспособность: чем отличаются и как влияют на получение кредита

Чтобы принять решение о выдаче бизнес-кредита, банк оценивает компанию по нескольким показателям, в том числе по ликвидности и платежеспособности

Будьте в курсе событий бизнеса

Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее

© 2006—2021, АО «Тинькофф Банк», Лицензия ЦБ РФ № 2673 — Команда проекта

Тинькофф Бизнес защищает персональные данные пользователей и обрабатывает Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Условиями обработки персональных данных и Cookies.

Что относится к реквизитам договора

Что относится к реквизитам договора

Чтобы скачать чек-лист,
подпишитесь на рассылку о бизнесе

После подписки вам откроется страница для скачивания

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *