Что относится к растениям 3 класс окружающий
Мир растений таблица (3 класс, окружающий мир)
Мир растений удивительно разнообразен. В природе встречаются самые невероятные представители флоры: гигантские деревья, роскошные цветы с дурманящим ароматом, микроскопические водоросли, гибкие лианы. Но, несмотря на свое внешнее различие, все растения имеют много общего и живут по единым законам.
Общие сведения
С самого начала своего зарождения люди проявляли большой интерес к растениям – основному источнику пищи. Со временем у людей стали накапливаться практические знания: какие растения являются ядовитыми, а какие – нет, когда происходит созревание плодов, как правильно их собирать и хранить и многое другое. Эта информация легла в основу интересной науки – ботаники, которая занимается изучением растений.
Все растения – это живые существа, которые характеризуются следующими признаками:
Рис. 1. Все растения – это живые существа.
Растения – это единственные на планете организмы, которые могут производить собственные питательные вещества. Это сложный химический процесс, который называется фотосинтез. Он заключается в том, что растения, поглощая влагу из почвы и углекислый газ из воздуха, под действием солнечного света образуют глюкозу (питательное вещество) и кислород.
Разнообразие растений
На земном шаре так много растений, и все они такие разные, что понадобилась их классификация. Для большего удобства все огромное царство растений было поделено на несколько основных групп.
Издавна папоротник считался волшебным растением, который мог указывать на зарытые в земле сокровища. Согласно древнему поверью, папоротник зацветал только однажды в году, и в этот момент он обладал наивысшей магической силой. Однако это лишь фантазии и домыслы. На самом деле, ни один папоротник не образует цветки, а размножается он при помощи спор.
Рис. 3. Еловая шишка.
Таблица “Мир растений”
Группа растений
Корень
Стебель
Листья
Размножение
Особенности жизнедеятельности
Описание видов растений (окружающий мир, 3 класс)
В царство растений входит большая группа организмов, которая проживает на Земле в многочисленных формах. Это примерно 325 тысяч различных видов и подвидов. Это очень важно знать школьникам, поэтому написание сообщений и докладов по окружающему миру в 3 классе о видах растений позволит детям лучше понять их и определить, какие из них растут возле школы.
Особенности класса
Каждый год ученые открывают все новые виды, которые могут быть схожи внешне или расти в похожей местности. Так, растения разделяются по схожим признакам, которые характеризуются царствами, родами, семействами и классами.
Среди понятий о живых организмах царство представляет собой группу высшего ранга. В это понятие входят все растения на земле. Как и другие живые организмы, у них есть ряд общих признаков, которые позволяют выявить царство. Вот эти признаки:
Разобраться в группах вида может помочь изучение главных признаков, общих характеристик, особенностей строения этого царства и видов растений. Книга «Зеленые страницы «в 3 классе приводит схемы и основные классификации понятные детям. Начинать читать ее рекомендуют на уроках Окружающего мира.
Водоросли, мхи и папоротники
По большей части водоросли — живые организмы, у которых нет корней, листьев и стебля (если говорить о простейших или особых видах). Главный признак, который следует из названия — среда обитания вода. В мире насчитывается 35 000 видов водорослей.
Мхи представляют собой растения, которые не имеют стеблев и листьев, у них нет корневой системы. Эти виды размножаются спорами. «Обитают» мхи в затененных местах, рядом с водной местностью, а иногда под водой. Всего в мире существует около 5 тысяч растений этого типа.
Папоротники — полноценные растения, которые имеют корни, стебли и листья. Эти виды растут в теневой стороне, где повышен уровень влаги. Размножаются папоротники так же, как и мхи. Общее количество подвидов — около 9 тысяч.
Основные группы
Деление растений на группы объясняется нюансами среды обитания, строением, способом размножения. Каждая из них содержит в себе виды. Вот основные из них:
Этот список неполный. Однако любой школьник в 3 классе должен знать, какие они бывают, и уметь привести пример каждого из них.
Рост и размножение
Одна из главных особенностей растительности — возможность размножения половым и бесполым способами. На первый метод способны высшие сосудистые растения, второй происходит вегетативным методом. Сама их «жизнь» состоит из нескольких этапов:
Сначала происходит чередование гаплоидного (гаметофит), бесполого и диплоидного поколений. На гаметофите содержатся женские и мужские начала. Это традиционный метод размножения, когда сперматозоид попадает в яйцеклетку, образуя зиготу, которая превращается через некоторое время в зародыш. Последний становится спорофитом со спорангиями.
В спорангиях заново образуются мужские и женские клетки и процесс повторяется дальше.
Описанный цикл присущ мхам и папоротникам. Если живой организм на протяжении своего жизненного цикла формирует семя, чаще всего он нуждается в дополнительной помощи оплодотворения. Это осуществляется опылением. После формируется цветок, из которого через некоторое время образуется плод. Подобный жизненный цикл непрерывен. Замечено, что цветковые культуры в условиях умеренного климата зависят от погодных условий. Их развитие может замедлиться или остановиться.
Несколько интересных фактов
Мир растений удивителен. Даже здесь можно выделить некоторые моменты. К примеру:
До 21 века ученые делили растения всего на 2 подцарства: низшие и высшие. К низшим относили водоросли, а к высшим все остальные.
Это царство охватывает в себе большое число разновидностей совершенно разных живых организмов. Они могут быть как размером с клетку, так и вырастать до 100 метров. Если судить по продолжительности жизни, это может быть как пару мгновений, так и несколько тысяч лет. Они произрастают на всех континентах и создают условия для жизни других существ.
Виды растений (3 класс, окружающий мир)
Растительный мир нашей планеты чрезвычайно разнообразен и многообразен. Даже в самых отдаленных уголках земного шара, в местах с очень суровым климатом, можно встретить различные виды растений. Каждое из них смогло приспособиться к окружающей среде, и каждое из них имеет большое значение для природы.
Разнообразие растений
Несмотря на тот факт, что изучение растительного мира ведется очень давно, до сих пор ученые продолжают открывать все новые и новые виды растений. Мир флоры настолько разнообразен и уникален, что не перестает удивлять научный мир уже много лет.
Рис. 1. Мир растений.
Изучением растений и их наблюдением занимается очень интересная наука – ботаника. С ее помощью растительный мир был поделен на царства, классы, порядки, семейства и виды. Подобная структура называется иерархической.
Весь разнообразный мир растений был поделен на следующие виды:
Виды растений
Деление растений по группам обусловлено их строением, средой обитания и способами размножения.
Летом в природных водоемах можно наблюдать картину, когда вода буквально в считанные дни «зацветает» – теряет свою прозрачность, меняет окраску на насыщенно-зеленую. Такой необычный вид воде придают крошечные водные обитатели – одноклеточные водоросли.
Несмотря на свои скромные размеры, мхи отличаются удивительной выносливостью. Они способны жить в самых неблагоприятных условиях, но предпочитают хорошо увлажненные тенистые места.
Строение у всех папоротников одинаковое, и отличаться между собой они могут только по размерам: в природе встречаются совсем крошечные растения с листьями длиной в пару сантиметров, и настоящие гиганты, вырастающие до 25-30 метров.
Что мы узнали?
При изучении темы «Виды растений» по программе 3 класса окружающего мира мы узнали, насколько велико разнообразие растительного мира на нашей планете. Мы выяснили, какие бывают растения, каковы их особенности, чем они отличаются друг от друга.
Окружающий мир 3 класс 1 часть. Разнообразие растений стр. 69 – 73
Из этой темы учебника «Окружающий мир» третьеклассник узнает, что такое разнообразие растений, на какие группы и виды они делятся.
1. Используя свои знания и рисунок учебника, докажи, что растения очень разнообразны.
Мир растительности очень богат и разнообразен. Каких только его представителей не встретишь в наших лесах, на полях, болотах, лугах!
Вот стоят высокие деревья — сосны, кедры, берёзы, тополя, дубы.
Рядом растут кустарники — боярышник, шиповник, малина.
А вокруг необъятное море трав и цветов — колокольчики, ромашки, клевер, одуванчики, и многие тысячи других.
2. К каким группам растений относятся: роза, лиственница, морская капуста, клён, кедр?
Придумайте подобное задание для своих одноклассников. Проверьте, научились ли они классифицировать представителей царства Флоры.
3. Задание для одноклассников.
Определить к каким группам относятся следующие растения: дуб, одуванчик, ламинария, сфагнум, лук, пихта.
Ответ: дуб, одуванчик, лук — цветковые; пихта — хвойное; сфагнум — мох; ламинария — водоросль.
4. В каждой группе растений много видов. Что же такое виды растений?
Виды — это растения, имеющие схожее строение.
5. Посчитайте, сколько на рисунке растений каждого вида. А сколько всего растений показано?
На этом рисунке мы видим:
Всего семь представителей.
6. Прочитайте текст. Используйте полученную информацию при характеристике групп растений.
Самой большой по численности видов растительной группой являются Цветковые. Их больше 250 тысяч видов. Много меньше мхов, всего 27 тысяч видов. Ещё меньше папоротников, всего 10 тысяч видов. А наименьшее число видов содержится в группе хвойных. Однако, по распространённости именно они находятся на первом месте среди других групп наземной растительности.
7. Определите с помощью атласа-определителя 2—3 растения в классе, в других помещениях школы или возле школы (по вашему выбору).
Для определения мы вышли на школьный двор. Сразу бросаются в глаза деревья, это голубые ели, которые растут вокруг школы. Ели относятся к хвойным.
На клумбе произрастает много цветов, среди которых есть дикорастущие. Мы определили Одуванчик и Клевер, это цветковые.
Проверь себя
1. Перечисли группы, изученные на уроке.
На уроке мы изучили пять групп растительного мира — водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые.
2. Приведи примеры различных видов.
Задания для домашней работы
1. Запиши в словарик: ботаника.
2. С помощью школьного атласа-определителя определи несколько комнатных цветков у себя дома, а также во дворе. Запиши их названия в рабочую тетрадь.
У меня дома растут несколько цветков. Это герань и традесканция.
Возле дома растёт много других цветов. Я определила календулу, циннию и космею.
Смотри также:
На следующем уроке
Вспомни, что поглощают растения из почвы.
Из почвы они поглощают воду и растворенные в ней минеральные соли.
Окружающий мир. 3 класс
Конспект урока
Окружающий мир, 3 класс
Урок 9. Мир растений.
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Пыльца – мельчайшие зёрнышки в цветках.
Ботаника – наука о растениях.
Опыление – перенос пыльцы с одного цветка на другой.
Насекомые опылители – насекомые, которые опыляют цветы.
Нектар – сладкий цветочный сок.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
Группы растений; виды растений; наука о растениях, дыхание и питание; опыление; развитие растений из семян; факторы отрицательного воздействия человека; меры охраны; правила поведения в природе.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Повсюду на земле встречаются растения: в лесах, горах, степях и даже в безжизненной пустыне.
Это удивительные живые организмы, без которых невозможна жизнь на Земле.
Кроме того, что человек, и животные употребляют растения в пищу, они вырабатывают необходимый для всего живого кислород. Давайте узнаем, почему говорят, что растения – зелёная одежда Земли.
Царство растений очень обширно.
Их можно встретить не только в реках, озёрах и океанах, но и в горах, пустынях, если там есть хоть капля влаги.
Эти растения разнообразны по величине и форме: одни из них так малы, что можно увидеть их только в микроскоп, а другие имеют вид тонких шелковистых нитей зеленого цвета. Наиболее известные представители этой группы: ламинария, хламидомонада.
Водоросли обогащают водоемы кислородом. Они богаты питательными веществами и йодом.
Вторую группу составляют мхи – древнейшие растения, которые первыми вышли из воды на сушу.
Они растут во влажных, болотистых местах, в хвойном лесу. Имеют стебли и листья, но у них не бывает корней, цветков и плодов с семенами. Яркими представителями этой группы являются: сфагнум и кукушкин лён.
Давно, когда на нашей планете был теплый климат, появились папоротники.
Их можно включить в третью группу. Они достигали в высоту 45 метров, образовывая целые леса.
Потом леса погибли, покрытые толщей воды. А через многие миллионы из этих залежей деревьев образовался каменный уголь, который используется как топливо.
Папоротники легко узнать по красивым листьям, похожим на большие перья. Помимо листьев, у папоротников есть корни и стебли. Цветков и семян у них не бывает.
Четвёртую группу составляют хвойные растения – это деревья и кустарники.
К ним относятся сосна, пихта, ель, кедр, можжевельник. Хвоинки – это их листья! Вместо цветков у них образуются шишки, в которых развиваются семена.
Пятая группа цветковые растения говорит о том, что кроме корня, стебля и листьев, у них есть цветок.
Цветок – главный признак цветковых растений, из которого развивается плод с семенами. В каждой группе много видов растений.
Учёным известно около пятисот тысяч видов растений. Самая многочисленная группа – цветковые растения.
На свете около двадцати семи тысяч мхов, более десяти тысяч видов папоротников. А вот хвойных растений в разы меньше. Всего шестисот видов.
А как же питаются растения? Своими корнями растения высасывают из почвы воду с растворенными в ней минеральными солями. Но в растениях есть также сахар и крахмал, а в почве их нет. Каким же образом растения получают эти главные питательные вещества?
Листья растений – это удивительные «повара», которые из частиц воды и углекислого газа «готовят» пищу – сахар, крахмал. Вода поступает в листья по стеблю из корня, а углекислый газ они поглощают из воздуха. Для работы этой чудесной кухни нужен солнечный свет. Он несёт с собой энергию, ведь для работы любой машины и жизни любого существа нужна энергия. Люди и животные не смогли бы жить без растений, потому что употребляют их в пищу, используют в лечебных целях. Растения образуют кислород необходимый для дыхания живых организмов.
А вы знаете, что такое опыление? У цветов есть пестик и тычинки
На тычинках есть пыльца. Для образования плода необходимо, чтобы пыльца попала в пестик. Когда пчела садиться на цветок пыльца остается на мохнатом тельце. Перелетая на другой цветок, пчела переносит, пыльцу опыляя его. Опыление – это перенос пыльцы с тычинок цветка на рыльце пестика, где происходит оплодотворение.
Из опыленного цветка развивается плод с семенами. А если опыления не произойдет, плодов и семян у растения не будет.
Пчелы, шмели, бабочки – это насекомые-опылители. Они помогают растениям размножаться. Настоящими путешественниками являются плоды растений. Приглядевшись к ним можно догадаться, как они путешествуют.
Плоды некоторых деревьев путешествуют с помощью ветра, например, плоды клёна, липы, берёзы имеют специальные крылышки, а плоды одуванчика – парашютики. У плодов репейника имеются небольшие крючки, а у череды – острые зубчики. С помощью
крючков и зубчиков плоды цепляются за шерсть зверей, за одежду человека и «едут» на них, пока не упадут.
Для прорастания и развития семян нужны тепло, вода, воздух. Как же развивается растение из семени?
Сначала появляется корешок, а потом стебелёк с листочками. Проросток растёт и со временем превращается во взрослое растение. На нём появляется цветки, а после опыления на месте цветков – плоды с семенами.
Хозяйственная деятельность людей изменяет условия жизни растений. К примеру, на месте лесов люди строят заводы или роют карьеры. Много растений при этом погибает.
Зачастую не подозревая люди, вытаптывают растения. Идёт человек по лесу и не замечает, как у него под ногами ломаются, втаптываются в землю хрупкие травы. К тому же под ногами людей уплотняется почва. В такой почве остается мало воздуха, воды и растения на ней жить не могут, они погибают.
Некоторые растения становятся редкими из-за того, что люди рвут их ради красивых букетов. Большое количество растений внесены в Красную книгу России, например, подснежник, ятрышник, водяной орех. Гораздо реже, чем раньше попадаются на глаза кувшинка, волчье лыко, купальница. Возле крупных городов осталось мало ландышей,
колокольчиков. Все перечисленные растения нуждаются в охране. Особую ценность природы представляют лекарственные растения. Лучше заготавливать те растения, которые часто встречаются. Соблюдая простые правила поведения в природе, мы можем сохранить растения. Находясь в природе, не срывайте растения для букетов. Букеты можно составлять из растений, которые выращены человеком. Собирать лекарственные растения надо только в тех местах, где их много. В лесу ходите по тропинкам, для того чтобы растения не погибли от вытаптывания. Во всём мире и в нашей стране редкие растения запрещено собирать. Они находятся под особой защитой в заповедниках,
национальных парках. Большое количество растений со всего мира выращивают в ботанических садах.
В природе всё взаимосвязано. Берегите природу!
Разбор типового контрольного задания
Текст вопроса: О какой группе растений идёт речь?
Древнейшие растения, которые первыми вышли из воды на сушу. Они растут во влажных, болотистых местах, в хвойном лесу.
Правильный вариант ответа: мхи.
Разбор типового тренировочного задания
Текст задания: Выберите из списка правильный ответ.
А. …… обогащают водоемы кислородом. (Водоросли, папоротники, мхи).
В. Наука о растениях называется ………..( биологией, микологией, ботаникой).