Что относится к расходной части государственного бюджета
Государственный бюджет
Государственный бюджет – финансовый документ, содержащий совокупные доходы и расходы страны. Состоит из двух частей: доходной и расходной.
Расходы государства состоят из затрат на социальные программы, оплату услуг государственного аппарата, расходов на оборону и прочих статей.
Если доходы бюджета превышают расходы, это принято называть профицитом бюджета. В обратной ситуации, когда расходы превышают доходы, – дефицитом. Бюджетный профицит способствует созданию государственных резервов. Дефицит финансируется прежде всего при помощи государственных заимствований. Таким образом, создается внутренний и внешний долг государства.
Госбюджет бывает нескольких уровней: федеральный, региональный, муниципальный, местный, а также бюджеты государственных внебюджетных фондов.
Государственный бюджет РФ принимается на один год. При этом предложение бюджета разрабатывается на основе бюджетного послания президента России и вносится правительством в Государственную думу не позднее 1 октября. Дума его рассматривает в трех чтениях: при первом утверждаются общие параметры, при втором – разделы, а при третьем – подразделы статей. В случае если депутаты не примут бюджет, создается согласительная комиссия совместно с правительством. При этом по закону Госдума не может увеличивать размер планируемых доходов без заключения Кабинета министров. После того как Дума приняла бюджет на предстоящий год, его утверждает Совет Федерации и подписывает президент. С этого момента госбюджет имеет силу закона.
Что относится к расходной части государственного бюджета
БК РФ Статья 21. Классификация расходов бюджетов
(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Код классификации расходов бюджетов состоит из:
1) кода главного распорядителя бюджетных средств;
2) кода раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов;
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов.
3. Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации разделами и подразделами классификации расходов бюджетов являются:
1) общегосударственные вопросы:
функционирование Президента Российской Федерации;
функционирование высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и муниципального образования;
функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований;
функционирование Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций;
обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансового (финансово-бюджетного) надзора;
обеспечение проведения выборов и референдумов;
международные отношения и международное сотрудничество;
государственный материальный резерв;
(см. текст в предыдущей редакции)
прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов;
другие общегосударственные вопросы;
2) национальная оборона:
Вооруженные Силы Российской Федерации;
модернизация Вооруженных Сил Российской Федерации и воинских формирований;
мобилизационная и вневойсковая подготовка;
мобилизационная подготовка экономики;
подготовка и участие в обеспечении коллективной безопасности и миротворческой деятельности;
реализация международных обязательств в сфере военно-технического сотрудничества;
прикладные научные исследования в области национальной обороны;
другие вопросы в области национальной обороны;
3) национальная безопасность и правоохранительная деятельность:
органы прокуратуры и следствия;
(в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 104-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
органы внутренних дел;
войска национальной гвардии Российской Федерации;
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 229-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
система исполнения наказаний;
органы пограничной службы;
органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарная безопасность;
(в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 263-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 263-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
модернизация войск национальной гвардии Российской Федерации, спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, а также правоохранительных и иных органов;
(в ред. Федеральных законов от 27.07.2010 N 223-ФЗ, от 03.07.2016 N 229-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
прикладные научные исследования в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности;
другие вопросы в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности;
4) национальная экономика:
исследование и использование космического пространства;
воспроизводство минерально-сырьевой базы;
сельское хозяйство и рыболовство;
(в ред. Федерального закона от 14.07.2008 N 118-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
дорожное хозяйство (дорожные фонды);
(в ред. Федерального закона от 30.09.2010 N 245-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
связь и информатика;
прикладные научные исследования в области национальной экономики;
другие вопросы в области национальной экономики;
5) жилищно-коммунальное хозяйство:
прикладные научные исследования в области жилищно-коммунального хозяйства;
другие вопросы в области жилищно-коммунального хозяйства;
6) охрана окружающей среды:
сбор, удаление отходов и очистка сточных вод;
охрана объектов растительного и животного мира и среды их обитания;
прикладные научные исследования в области охраны окружающей среды;
другие вопросы в области охраны окружающей среды;
дополнительное образование детей;
(в ред. Федерального закона от 14.12.2015 N 381-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
среднее профессиональное образование;
профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации;
(в ред. Федерального закона от 14.12.2015 N 381-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 14.12.2015 N 381-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
прикладные научные исследования в области образования;
другие вопросы в области образования;
8) культура, кинематография:
(в ред. Федерального закона от 30.09.2010 N 245-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
прикладные научные исследования в области культуры, кинематографии;
(в ред. Федерального закона от 30.09.2010 N 245-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
другие вопросы в области культуры, кинематографии;
(в ред. Федерального закона от 30.09.2010 N 245-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 30.09.2010 N 245-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
стационарная медицинская помощь;
медицинская помощь в дневных стационарах всех типов;
скорая медицинская помощь;
заготовка, переработка, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов;
(см. текст в предыдущей редакции)
прикладные научные исследования в области здравоохранения;
(в ред. Федерального закона от 30.09.2010 N 245-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
другие вопросы в области здравоохранения;
(в ред. Федерального закона от 30.09.2010 N 245-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
10) социальная политика:
социальное обслуживание населения;
социальное обеспечение населения;
охрана семьи и детства;
прикладные научные исследования в области социальной политики;
другие вопросы в области социальной политики;
11) физическая культура и спорт:
спорт высших достижений;
прикладные научные исследования в области физической культуры и спорта;
другие вопросы в области физической культуры и спорта;
(пп. 11 в ред. Федерального закона от 30.09.2010 N 245-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
12) средства массовой информации:
телевидение и радиовещание;
периодическая печать и издательства;
прикладные научные исследования в области средств массовой информации;
другие вопросы в области средств массовой информации;
(пп. 12 введен Федеральным законом от 30.09.2010 N 245-ФЗ)
13) обслуживание государственного (муниципального) долга:
(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
обслуживание государственного (муниципального) внутреннего долга;
(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
обслуживание государственного (муниципального) внешнего долга;
(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. 13 введен Федеральным законом от 30.09.2010 N 245-ФЗ)
14) межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы Российской Федерации:
(в ред. Федерального закона от 04.10.2014 N 283-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
прочие межбюджетные трансферты общего характера.
(пп. 14 введен Федеральным законом от 30.09.2010 N 245-ФЗ)
4. Перечень разделов, подразделов, целевых статей (государственных (муниципальных) программ и непрограммных направлений деятельности), групп (групп и подгрупп) видов расходов бюджета утверждается в составе ведомственной структуры расходов бюджета законом (решением) о бюджете либо в установленных настоящим Кодексом случаях сводной бюджетной росписью соответствующего бюджета.
(в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 104-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 104-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 30.12.2008 N 310-ФЗ, от 07.05.2013 N 104-ФЗ, от 26.07.2019 N 199-ФЗ, от 20.07.2020 N 216-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Перечень и коды целевых статей расходов бюджетов устанавливаются финансовым органом, осуществляющим составление и организацию исполнения бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом.
(в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 104-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Перечень и коды целевых статей расходов бюджетов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, определяются в порядке, установленном финансовым органом, осуществляющим составление и организацию исполнения бюджета, из которого предоставляются указанные межбюджетные субсидии, субвенции и иные межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение.
(в ред. Федеральных законов от 09.04.2009 N 58-ФЗ, от 07.05.2013 N 104-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Перечень и коды целевых статей расходов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, территориальных государственных внебюджетных фондов устанавливаются соответственно Министерством финансов Российской Федерации, финансовым органом субъекта Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 104-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Код вида расходов включает группу, подгруппу и элемент вида расходов.
(п. 5 введен Федеральным законом от 07.05.2013 N 104-ФЗ)
6. Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группами и подгруппами видов расходов являются:
1) группа «Расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами»:
подгруппа «Расходы на выплаты персоналу казенных учреждений»;
подгруппа «Расходы на выплаты персоналу государственных (муниципальных) органов»;
подгруппа «Расходы на выплаты персоналу в сфере национальной безопасности, правоохранительной деятельности и обороны»;
подгруппа «Расходы на выплаты персоналу государственных внебюджетных фондов»;
2) группа «Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд»:
(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 418-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
подгруппа «Разработка, закупка и ремонт вооружений, военной и специальной техники, продукции производственно-технического назначения и имущества»;
подгруппа «Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения специальным топливом и горюче-смазочными материалами, продовольственного и вещевого обеспечения органов в сфере национальной безопасности, правоохранительной деятельности и обороны»;
подгруппа «Закупка товаров, работ и услуг в целях формирования государственного материального резерва»;
подгруппа «Иные закупки товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд»;
(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 418-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) группа «Социальное обеспечение и иные выплаты населению»:
подгруппа «Публичные нормативные социальные выплаты гражданам»;
подгруппа «Социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных социальных выплат»;
подгруппа «Публичные нормативные выплаты гражданам несоциального характера»;
подгруппа «Премии и гранты»;
подгруппа «Иные выплаты населению»;
4) группа «Капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности»:
(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 418-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
подгруппа «Бюджетные инвестиции»;
подгруппа «Субсидии бюджетным и автономным учреждениям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность»;
(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 418-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
подгруппа «Бюджетные инвестиции иным юридическим лицам»;
5) группа «Межбюджетные трансферты»:
подгруппа «Иные межбюджетные трансферты»;
подгруппа «Межбюджетные трансферты бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации»;
подгруппа «Межбюджетные трансферты бюджету Федерального фонда обязательного медицинского страхования»;
подгруппа «Межбюджетные трансферты бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации»;
(см. текст в предыдущей редакции)
6) группа «Предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям»:
подгруппа «Субсидии бюджетным учреждениям»;
подгруппа «Субсидии автономным учреждениям»;
подгруппа «Субсидии некоммерческим организациям (за исключением государственных (муниципальных) учреждений, государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний)»;
(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 199-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7) группа «Обслуживание государственного (муниципального) долга»:
подгруппа «Обслуживание государственного долга Российской Федерации»;
подгруппа «Обслуживание государственного долга субъекта Российской Федерации»;
подгруппа «Обслуживание муниципального долга»;
8) группа «Иные бюджетные ассигнования»:
подгруппа «Субсидии государственным корпорациям (компаниям), публично-правовым компаниям»;
(в ред. Федерального закона от 18.07.2017 N 178-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
подгруппа «Исполнение судебных актов»;
подгруппа «Исполнение государственных (муниципальных) гарантий без права регрессного требования гаранта к принципалу или уступки гаранту прав требования бенефициара к принципалу»;
подгруппа «Уплата налогов, сборов и иных платежей»;
подгруппа «Предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права»;
подгруппа «Резервные средства»;
подгруппа «Специальные расходы».
(п. 6 введен Федеральным законом от 07.05.2013 N 104-ФЗ)
7. Перечень единых для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации элементов видов расходов классификации расходов бюджетов устанавливается Министерством финансов Российской Федерации.
(п. 7 введен Федеральным законом от 07.05.2013 N 104-ФЗ)
8. Министерство финансов Российской Федерации утверждает общие требования к порядку формирования перечня кодов элементов видов расходов классификации расходов бюджетов при дополнительной детализации расходов бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов).
(п. 8 введен Федеральным законом от 22.10.2014 N 311-ФЗ)
Все, что следует знать о бюджете страны
Что такое бюджет?
В понятии обывателя бюджет обычно ассоциируется с неким хранилищем денег, находящимся в распоряжении государства, правительство которого периодически берёт оттуда средства, чтобы потратить на пенсии, социальные программы вроде материнского капитала, перечислить зарплаты бюджетникам. По факту бюджет государства – это финансовый документ, включающий комплекс смет всех потребностей страны. Кроме того, в нём указаны все источники поступлений, из которых планируется получить средства. Бюджет консолидирует денежные потоки государства, содержит информацию о планах правительства в сфере экономической деятельности, и в целом задаёт параметры экономической политики, решает вопросы финансового регулирования в масштабах всей экономики государства.
Годовой бюджет страны является законодательным актом и проходит процедуру составления и его утверждения Государственной думой и Советом Федерации, прежде чем подписывается президентом и передаётся на исполнение правительству.
Мобилизация финансовых ресурсов обеспечивает органам власти выполнение возложенных на них функций, а экономическая важность бюджета заключается в формировании конечного спроса, напрямую оказывая влияние на такие экономические показатели, как:
Структура бюджета
В структуру входят две составляющие: доходная и расходная.
К доходной части относятся:
К расходной части относятся:
ВНИМАНИЕ! При сбалансированном бюджете соотношение доходов и расходов является равным.
Профицит и дефицит бюджета
При несбалансированности бюджета возникает его дефицит либо профицит.
Бюджетный дефицит возникает при превышении уровня расходов государства над размером привлечённых в казну финансовых поступлений. Профицит, напротив, предусматривает преобладание суммы доходов над расходной частью.
При бюджетном дефиците государство вынуждено применять меры, направленные на урезание бюджета, а именно, к секвестру — сокращению расходов. Жёсткость принятых мер определяется величиной дефицита.
Причинами дефицита могут послужить:
Чтобы государство могло выполнять перед своими гражданами и кредиторами обязательства, дефицит бюджета должен быть погашен — профинансирован средствами. Откуда их взять? Для устранения дефицита денежных средств государство занимает их у своих же граждан посредством выпуска облигаций государственного займа либо кредитуется у других стран или межгосударственных образований.
Ещё один способ ликвидировать дефицит государственного бюджета – провести эмиссию, то есть запустить денежный печатный станок страны, но это непопулярная мера, так как всегда негативно сказывается на уровне инфляции.
Система доходов госбюджета
Доходы служат финансовой базой для реализации основополагающих задач в сфере экономики, социальной и оборонной политики страны, состоящей из платежей физических и юридических лиц в пользу государства, а также иных неналоговых доходов, поступающих в распоряжение финансовых распорядителей.
Виды государственных доходов
Все поступающие в распоряжение государства средства можно подразделить на налоговые, неналоговые и безвозмездные перечисления.
Разделение налогов по уровню бюджетов
Все налоги подразделяются на федеральные, региональные и местные.
Хотя система налогообложения и имеет трёхуровневый характер, наиболее значимы именно федеральные налоги. К их числу относятся такие налоги, как:
Региональными являются налоги и сборы, обязательные к уплате на уровне субъектов государства. К этой категории относят:
На региональном уровне также устанавливаются налоговые льготы по отдельным видам налога.
Налоги и сборы местного уровня, а также льготы по этим налогам, устанавливаются и принимаются нормативными актами муниципалитетов. Правовое регулирование местных налогов и сборов органы местного самоуправления осуществляют в пределах определённых законодательством полномочий. К системе местных налогов относят:
Прямые и косвенные налоги
По способу изъятия налоговые платежи подразделяются на прямые и косвенные.
Прямые налоги собираются непосредственно, буквально «напрямую» с субъекта налогообложения. Это налог на прибыль, НДФЛ, налог на совокупный доход. Прямые налоги могут взиматься в бюджеты всех уровней в зависимости от географического расположения предприятия и его стратегической важности.
Доля косвенных налогов в системе бюджета России занимает ключевую роль и составляет более 70% от общего числа поступлений. Их значение заключается не только в доходности для государства, но и влиянии на ценообразование и общую структуру потребления.
К косвенным налоговым платежам относится, в первую очередь, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины и сборы, а также акцизы, которые взимаются с групп товаров с высокой доходностью (природные ресурсы, бензин, спирт и алкогольные напитки, табачные изделия).
Ключевое значение в этой группе налогов занимает именно НДС, приносящий почти половину поступлений в бюджет от всех косвенных налогов.
Система расходов Госбюджета
С помощью расходной части бюджета государство исполняет свои функции в сферах экономики, обороны и социальной политики, оказывая влияние на экономическое, социально-культурное развитие и состояние общества в целом.
Расходы и структура их распределения
Под расходами подразумеваются невозвратные платежи, распределение средств по которым происходит из бюджетов всех уровней в размерах и по направлениям, установленным в нормативно-правовых актах.
Из федерального бюджета финансируются расходы на:
К расходам, финансируемым совместно из бюджетов разных уровней, относят:
Ключевой принцип межбюджетного распределения расходов заключается в соответствии фактических полномочий законодательно закреплённым на их уровне власти.
Виды бюджетов
Бюджет — смета доходов и расходов определённых образований (государства, региона, органа местного самоуправления), рассчитываемая на заданный период, обычно на один год. Для каждого из них он имеет свои отличительные характеристики.
Бюджет государства
Бюджет государства является главным инструментом регулирования экономики и перераспределения национального дохода для реализации Правительством намеченного экономического курса и социальной политики. Принимаемый на законодательном уровне, он представляет собой основной финансовый план страны, обязательный для исполнения на всей её территории.
СПРАВКА! В экономически развитых странах через бюджет перераспределяется до 40% ВВП.
В бюджете аккумулируется часть денежных доходов организаций и граждан. За счёт бюджетных средств финансируются оборона, охрана общественного порядка и безопасность государства, экономика, здравоохранение, образование и культура.
Функции госбюджета
К основным функциям государственного бюджета относят перераспределение национального дохода, стимулирование экономики, обеспечение социальной политики, направленной на развитие здравоохранения, образовательных и научных программ, а также финансовую поддержку малоимущих групп населения.
Также средства бюджета страны и внебюджетных государственных фондов используются на общие нужды всей нации, которые невозможно удовлетворить за счёт бизнес-сферы. К ним относятся государственное управление, оборона и безопасность страны, экология.
Источники доходов бюджета
Основными источниками финансовых поступлений в казну государства являются:
Расходы госбюджета
К расходам государства относятся денежные средства, направленные на обеспечение задач и функций государства. По целям распределения расходы государства подразделяются на:
Разница между доходами и расходами страны составляет сальдо бюджета, которое может пребывать в трёх различных состояниях:
Существует понятие «интервал оптимальности» доли бюджета в показателе валового внутреннего продукта, без которого невозможно достичь экономического роста. При завышенной доле государственного бюджета в структуре ВВП экономика несёт излишнее бремя налоговой нагрузки, происходит её стагнация. Следовательно, чем меньше доля бюджета в валовом внутреннем продукте, тем выше темпы экономического роста.
ВАЖНО! Но и тут есть свои исключения. Если доля государственного бюджета в разрезе ВВП будет минимизирована, это не позволит государству эффективно выполнять свои функции, что также окажет отрицательное влияние на развитие экономического сектора.
Источники финансирования бюджетного дефицита
В структуре государственного бюджетного дефицита источники финансирования подразделяются на внутренние и внешние.
К первой группе относится эмиссия ценных бумаг (облигации федерального займа для населения), предоставление денежных ссуд бюджетами других уровней.
Вторая группа подразумевает реализацию ценных бумаг на мировом финансовом рынке, получение банковских кредитов или займов международных наднациональных финансовых корпораций, а также межгосударственное кредитование.
Требования к бюджету
К бюджету государства применяется ряд обязательных требований:
Уровни бюджетной системы
Бюджетной системой предусмотрено подразделение бюджета на три уровня:
Доходы и расходы бюджетов всех уровней
Формирование доходов бюджетов происходит в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством страны. В основу бюджетных расходов всех уровней заложены единые принципы и нормативы минимальной обеспеченности бюджета для реализации госуслуг, установленных исполнительными органами власти. Рассмотрим подробнее.
Формирование доходов бюджетов
Формирование происходит за счёт налоговых и неналоговых видов доходов. В актив бюджета нового финансового года зачисляется также неосвоенный остаток денежных средств, образовавшийся по итогам завершённого бюджетного года.
Налоговые доходы включают в себя все предусмотренные налоговым законодательством федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также штрафы и пени.
ВНИМАНИЕ! Оценки экономической эффективности показывают, что налоговые доходы региональных бюджетов должны составлять не менее половины консолидированных доходов государственного бюджета.
Неналоговыми видами дохода являются средства, поступившие в казну в результате:
Осуществление бюджетных расходов
Расходы бюджетов классифицируются по признакам их экономического содержания на текущие и капитальные.
Из текущих расходов происходит обеспечение бесперебойного функционирования системы органов власти всех уровней, бюджетных организаций и учреждений, оказывается господдержка отдельным отраслям экономики или субъектам в целом в форме дотационных выплат или субсидий.
Инструментами реализации инвестиционного направления государственной деятельности являются капитальные расходы. К ним относят статьи расходов, которые предусматривают:
Распределение средств бюджетов разных уровней
Бюджетная система страны предусматривает формирование расходных статей бюджетов в соответствии с обязательствами, обусловленными действующим законодательством, и разграничением вменённых полномочий органов вертикали власти, являющихся распорядителями бюджетов соответствующих уровней.
При подготовке и формировании бюджета на новый финансовый год акцентируется внимание на основных направлениях бюджетной и налоговой политики государства. В концепции общей финансовой и социально-экономической линий развития страны, субъекта, муниципалитета их разрабатывают и определяют законодательные органы власти.
Расходование городского бюджета
Порядок расходования средств городского бюджета определяется в соответствии с компетенцией органов местного самоуправления. Вопросы, отнесённые к задачам власти на местах, определены ФЗ № 131-ФЗ. Так, основное расходование привлечённых в городской бюджет средств заложено в статьях на образование, социальные программы, ЖКХ, дорожное хозяйство и благоустройство, культуру, проведение массовых развлекательных и спортивных мероприятий, строительство стратегических объектов социальной инфраструктуры (школы и детские дошкольные учреждения, досуговые центры).
Распоряжение городским бюджетом
Муниципалитет самостоятельно с учётом имеющихся полномочий занимается формированием, утверждением и реализацией бюджета, а также осуществляет контроль за соблюдением его исполнения.
Для этого составленный проект решения городского бюджета выносится на публичные слушания на общественное обсуждение с целью дальнейшего учёта мнений населения муниципального образования. После обсуждения указанный бюджетный проект представляется главой муниципального образования на рассмотрение и последующее утверждение Совету депутатов, который вправе утвердить его как без замечаний, так и с учётом своих поправок. После утверждения бюджет вступает в законную силу.
Подводя итог, отметим, что бюджет страны — многоступенчатый отлаженный механизм бюджетной системы страны, подразумевающий безукоснительное исполнение бюджетного закона как по горизонтали власти, так и по её вертикали. Важным моментом является процесс реализации утверждённого бюджета, для эффективности исполнения которого необходимо обеспечивать его прозрачность и строгую подотчётность. В нашей стране, ввиду особенностей географического положения — огромной территории, и сложившейся поколениями коррупционной ментальности, этот принцип бюджетного процесса реализован слабо.