Что относится к работам по восстановлению работоспособности технических средств
Ремонт ОС и новые ФСБУ: что важно знать бухгалтеру
Вступающие в силу с отчетности за 2022 год ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения» вносят много нового в порядок отражения в регистрах бухучета процесса приобретения (создания) и последующей эксплуатации основных средств.
Давайте разбираться в деталях.
Тем более, что на просторах соцсетей (в том числе и на «Клерке») уже развернулась бурная дискуссия по вопросу отражения ремонта основных средств с учетом новых стандартов.
Но начнем все-таки с определений.
Что такое ремонт?
Упомянутые ФСБУ такого ответа не дают. Но дает Межгосударственный стандарт «Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения» ГОСТ 18322-2016.
Он утвержден приказом Росстандарта от 28.03.2017 N 186-ст и вступил в силу с 01.09.2017.
В нем даты однозначные определения многих терминов, которые давно и успешно используются (и иногда почти правильно) широкой бухгалтерской общественностью.
Пункт ГОСТ 18322-2016
Комплекс технологических операций и организационных действий по восстановлению работоспособности, исправности и ресурса объекта и/или его составных частей.
Ремонт, постановка на который планируется в соответствии с требованиями документации.
Ремонт плановый капитальный
Плановый ремонт, выполняемый для восстановления исправности и полного или близкого к полному ресурса объекта* с заменой или восстановлением любых его частей, включая базовые.
*Значение ресурса объекта, близкое к полному, устанавливается в документации.
Ремонт плановый средний
Плановый ремонт, выполняемый для восстановления исправности и частичного восстановления ресурса объекта* с заменой или восстановлением составных частей ограниченной номенклатуры и контролем технического состояния объекта в объеме, предусмотренном в документации.
*Объем восстановления ресурса устанавливается в документации.
Ремонт плановый текущий
Плановый ремонт, выполняемый для обеспечения или восстановления работоспособности объекта и состоящий в замене и/или восстановлении отдельных легкодоступных его частей.
Ремонт, постановка на который осуществляется без предварительного назначения.
Неплановый ремонт, выполняемый при внезапных поломках оборудования, вызванных нарушением условий эксплуатации, перегрузками или другими причинами, для восстановления работоспособности объекта.
Комплекс технологических операций и организационных действий по поддержанию работоспособности или исправности объекта при использовании по назначению, ожидании, хранении и транспортировании.
Мы не призываем бухгалтеров досконально разобраться в вышеупомянутом ГОСТе. Достаточно будет, если они (после прочтения этой статьи) посоветуют своим коллегам-производственникам внимательно его изучить и не требовать более от бухгалтерии разъяснений по тем вопросам, решение которых входит в их рабочие обязанности.
Также на основе этого ГОСТа можно разработать оптимальную, по нашему мнению, схему документооборота по ремонту основных средств.
Ну, с определениями вроде разобрались.
А как на практике?
Теперь переходим непосредственно к ФСБУ 6/2020 и 26/2020, которые регламентируют несколько иной порядок отражения в регистрах бухгалтерского учета затрат на ремонт, чем это было предусмотрено ПБУ 6/01.
Так, к капитальным вложениям, то есть к затратам, которые подлежат включению в стоимость объекта основных средств, в том числе относятся и затраты на улучшение и (или) восстановление объекта основных средств (например, достройка, дооборудование, модернизация, реконструкция, замена частей, ремонт, технические осмотры, техническое обслуживание) (подп. «ж» п. 5 ФСБУ 6/2020).
Значит ли это, что например, замена свечей зажигания в автомобиле, или, там, поклейка новых обоев в офисе не могут быть списаны на расходы, как сейчас, а в обязательном порядке будут подлежать включению в стоимость объекта?
Думается, что не совсем так.
Так, например, п. 16 ФСБУ 26/2020 гласит, что в капитальные вложения не включаются:
— затраты на поддержание работоспособности или исправности основных средств, их текущий ремонт (подп. «б»);
— затраты на неплановые ремонты основных средств, обусловленные поломками, авариями, дефектами, ненадлежащей эксплуатацией, в той степени, в которой такие ремонты восстанавливают нормативные показатели функционирования объектов основных средств, в том числе сроки полезного использования, но не улучшают и не продлевают их (подп. «в»).
То есть, всё, как и раньше. Обычный ремонт, вне зависимости от суммы затрат на его проведение, организация имеет право признать расходами текущего периода, не увеличивая стоимость этого объекта. И счет 08 не задействуется, а используются, как и год, и пять, и двадцать пять лет назад, счета учета затрат — 23,25,26,44.
А вот если по какому-то оборудованию или сооружению, согласно установленным правилам его эксплуатации, организация обязана с определенной периодичностью (каждые, например, три или там, четыре года) проводить какие-то регламентированный работы, то затраты на их проведение уже можно капитализировать. То есть не списывать на расходы через 23 или 44, а относить на 08, а потом, после завершения процесса, на 01.
Но и здесь могут быть варианты.
Первый. Согласно установленному регламенту проводится ревизия определенных деталей, узлов, агрегатов и пр. данного оборудования или сооружения. И если эти детали не соответствуют техническим условиям, то они подлежат замене.
В этом случае после окончания ремонта затраты на его проведения увеличивают стоимость объекта в целом.
Второй. Вне зависимости от фактического состояния какого-то определенного агрегата (детали, узла) в установленный срок он подлежит обязательной замене.
Так, например, при эксплуатации воздушных летательных аппаратов, или оборудования в химической промышленности, технической документацией предусмотрен обязательный капитальный ремонт с обязательной заменой каких-либо агрегатов, вне зависимости от их фактического состояния.
И вот как раз тут регламент проведения обязательных ремонтов (технического обслуживания) и регулирует последнее предложение п. 10 ФСБУ 6/2020:
Самостоятельными инвентарными объектами признаются также существенные по величине затраты организации на проведение ремонта, технического осмотра, технического обслуживания объектов основных средств с частотой более 12 месяцев или более обычного операционного цикла, превышающего 12 месяцев.
Агрегаты, подлежащие обязательной замене на новые (или прошедшие капитальный ремонт), имеют меньший срок службы, чем сем объект в целом. Их стоимость составляет иногда до 30-40% от стоимости всего объекта.
В этом случае объект в учете может отражаться в учете, как несколько инвентарных номеров, каждый из которых имеет свою стоимость и свой срок полезного использования.
И замена, пусть и исправного агрегата, на новый, будет учтена, как выбытие одного инвентарного номера (то есть объекта основных средств), и принятие к учету другого.
Но для большинства организаций, у которых нет на балансе воздушных или морских (речных) судов, или, там, оборудования для смешивания опасных химических веществ под давлением, такая метода не представляет практического интереса.
Для них все остается, как и прежде: — ремонт списываем на расходы, модернизацию признаем капитальными вложениями.
И в очередной раз хотелось бы обратить внимание, что вводимые стандарты бухгалтерского учета предназначены не для бухгалтерии, а для руководства организации в целом.
Задача бухгалтерии в свете новых ФСБУ — своевременно отразить в регистрах бухгалтерского учета ту информацию, которую им обязаны дать другие службы и подразделения, согласно требованиям этого самого ФСБУ.
НДС – 2022
Лучший спикер в налоговой тематике Эльвира Митюкова 14 января подготовит вас к сдаче декларации и расскажет обо всех изменениях по НДС. На онлайн-практикуме осталось 10 мест из 40. Поток ограничен, так как будет живое общение с преподавателем в прямом эфире. Успейте попасть в группу. Записаться>>>
Приказ МЧС России от 16 октября 2017 г. № 444 «Об утверждении Боевого устава подразделений пожарной охраны, определяющего порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ»
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
от 16 октября 2017 г. N 444
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ БОЕВОГО УСТАВА
ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩЕГО ПОРЯДОК
ОРГАНИЗАЦИИ ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ И ПРОВЕДЕНИЯ
В соответствии с федеральными законами от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» «1», от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» «2», от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» «3», подпунктом 2 пункта 8 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 «4», пунктом 36 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 «1», подпунктом 17 пункта 6 Положения о федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2005 г. N 385 «2», приказываю:
«1» Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3649; 1995, N 35, ст. 3503; 1996, N 17, ст. 1911; 1998, N 4, ст. 430; 2000, N 46, ст. 4537; 2001, N 1, ст. 2, N 33, ст. 3413; 2002, N 1, ст. 2, N 30, ст. 3033; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 27, ст. 2711, N 35, ст. 3607; 2005, N 14, ст. 1212, N 19, ст. 1752; 2006, N 6, ст. 636, N 44, ст. 4537, N 50, ст. 5279, N 52, ст. 5498; 2007, N 18, ст. 2117, N 43, ст. 5084; 2008, N 30, ст. 3593; 2009, N 11, ст. 1261, N 29, ст. 3635, N 45, ст. 5265, N 48, ст. 5717; 2010, N 30, ст. 4004, N 40, ст. 4969; 2011, N 1, ст. 54, N 30, ст. 4590, ст. 4591, ст. 4596, N 46, ст. 6407, N 49, ст. 7023; 2012, N 53, ст. 7608; 2013, N 7, ст. 610, N 27, ст. 3477; 2014, N 11, ст. 1092; 2015, N 1, ст. 88, N 10, ст. 1407, N 18, ст. 2621, N 27, ст. 3951, N 29, ст. 4359, ст. 4360, N 48, ст. 6723; 2016, N 1, ст. 68, N 15, ст. 2066, N 22, ст. 3089, N 26, ст. 3887; 2017, N 22, ст. 3069, N 27, ст. 3938, N 31, ст. 4765.
«2» Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648; 2002, N 44, ст. 4294; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 50, ст. 5284, N 52, ст. 5498; 2007, N 45, ст. 5418; 2009, N 1, ст. 17, N 19, ст. 2274, N 48, ст. 5717; 2010, N 21, ст. 2529, N 31, ст. 4192; 2011, N 1, ст. 24, ст. 54; 2012, N 14, ст. 1549; 2013, N 7, ст. 610, N 27, ст. 3450, ст. 3477, N 52, ст. 6969; 2014, N 30, ст. 4272, N 42, ст. 5615; 2015, N 10, ст. 1408, N 18, ст. 2622, N 48, ст. 6723; 2016, N 1, ст. 68, N 7, ст. 919, N 26, ст. 3887.
«3» Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 35, ст. 3503; 2000, N 32, ст. 3341, N 33, ст. 3348, N 46, ст. 4537; 2003, N 46, ст. 4435; 2004, N 35, ст. 3607, N 45, ст. 4377, N 49, ст. 4840; 2005, N 1, ст. 15, N 19, ст. 1752; 2008, N 18, ст. 1938; 2009, N 19, ст. 2274, N 48, ст. 5717; 2012, N 41, ст. 5525; 2013, N 27, ст. 3477; 2017, N 30, ст. 4447.
«4» Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2882; 2005, N 43, ст. 4376; 2008, N 17, ст. 1814, N 43, ст. 4921, N 47, ст. 5431; 2009, N 22, ст. 2697, N 51, ст. 6285; 2010, N 19, ст. 2301, N 20, ст. 2435, N 51, ст. 6903; 2011, N 1, ст. 193, ст. 194, N 2, ст. 267, N 40, ст. 5532; 2012, N 2, ст. 243, N 6, ст. 643, N 19, ст. 2329, N 47, ст. 6455; 2013, N 26, ст. 3314, N 52, ст. 7137; 2014, N 11, ст. 1131, N 27, ст. 3754; 2015, N 4, ст. 641, N 11, ст. 1588; 2016, N 1, ст. 211, N 31, ст. 4987, N 39, ст. 5626; 2017, N 13, ст. 1913.
«1» Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст. 121; 2005, N 23, ст. 2269; 2006, N 41, ст. 4256; 2008, N 47, ст. 5481; 2009, N 12, ст. 1429; N 29, ст. 3688; 2010, N 37, ст. 4675; N 38, ст. 4825; 2011, N 7, ст. 979, 981; N 14, ст. 1950; 2012, N 17, ст. 2009; N 37, ст. 5002; N 44, ст. 6026; N 46, ст. 6339; 2013, N 24, ст. 2999; N 30, ст. 4114; 2015, N 16, ст. 2389; 2016, N 43, ст. 6042; N 49, ст. 6929; 2017, N 6, ст. 928, N 21, ст. 3024.
«2» Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 26, ст. 2649; 2010, N 1, ст. 116; 2011, N 26, ст. 3807; 2013, N 23, ст. 2910; 2014, N 21, ст. 2694; 2015, N 1, ст. 262; 2016, N 27, ст. 4500.
2. Признать утратившим силу приказ МЧС России от 31.03.2011 N 156 «Об утверждении Порядка тушения пожаров подразделениями пожарной охраны» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 9 июня 2011 г., регистрационный N 20970).