Что относится к психорегулирующей тренировке
Научная электронная библиотека
Фирилёва Ж. Е., Загрядская О. В.,
6.1. Методика психорегулирующей тренировки
Основным регулятором психического состояния человека может быть психорегулирующая тренировка (ПРТ). Она направлена на оптимизацию общего и психического состояния пациента. Работа по ПРТ должна проводиться терпеливо, регулярно и действенно. Применяя ПРТ при лечении лиц, перенёсших инсульт, можно решать следующие задачи:
Методика подбора средств ПРТ представляет особую трудность для лиц, перенёсших инсульт, необходимо учитывать состояние больного. В одном случае необходимо снижение спастичности, в другом, где имеет место мышечная плегия, наоборот, следует активизировать мышечное напряжение.
ПРТ состоит из двух основных частей – успокоительной и мобилизующей. Именно наличие этих двух противоположностей и отличает ПРТ. Основанием для такого объединения послужил опыт клинической медицины, показавшей, что одновременное применение средств-антагонистов помогает при некоторых тонких расстройствах получить больший эффект.
Успокаивающая часть ПРТ способствует быстрому переходу на сниженный уровень бодрствования, значительному уменьшению потока информации, поступающей в центральную нервную систему человека по двум каналам – из внешней среды и из внутренней среды. Это и осуществляется в успокаивающем занятии ПРТ.
Пациент во время занятий обучается полностью сосредоточиваться на тех группах формул, которые ему наговаривают, и ярко представляет эти процессы. Этому способствует также умение пациента вызывать и удерживать в сознании образы и ощущения. Мысленно проговаривая определённый набор фраз (формул), нужно научиться одновременно мысленно «видеть» и чувствовать всё то, о чём говорится в этих фразах.
Механизм действия ПРТ основан на разучивании следующих важных компонентов:
Приводим первую группу формул (вводную):
1. Я успокаиваюсь, дыхание спокойное, сердцебиение ровное.
2. Круг моего внимания сужается до границ моего тела.
3. Чувствую и контролирую только самого себя.
4. Чувствую и мысленно вижу своё лицо.
5. Оно (лицо) спокойно, расслабленно, неподвижно.
6. Чувствую и мысленно вижу своё тело.
7. Оно (тело) спокойно, расслабленно, неподвижно.
8. Я успокаиваюсь, дыхание спокойное, сердцебиение ровное.
9. Мой организм отдыхает.
10. Я спокойно и приятно отдыхаю.
Этим набором формул вводной группы создаются условия для следующего занятия. Формулы, которые пациент вслед за руководителем дважды мысленно проговаривает, нельзя произносить безучастно. С первой же фразы необходимо чувствовать и мысленно видеть всё то, о чём говорится в формулах. Каждую формулу можно произнести не один раз.
Последовательность формул может быть расширена после того, как пациенты усвоят эту первую группу формул.
После четвёртой формулы (чувствую и мысленно вижу своё лицо) можно добавить:
И далее по тексту: «Лицо спокойно, расслабленно, неподвижно» …
Дополнительные формулы очень важны, они помогают создать так называемую маску релаксации – спокойное и бесстрастное лицо. Это снижает возбуждение, настраивает на работу над собой, способствует созданию ровного, спокойного состояния.
При хорошем расслаблении мышц лица и особенно жевательной мускулатуры нижняя челюсть как бы слегка отвисает, а зубы размыкаются, однако губы должны оставаться сомкнутыми, дыхание осуществляется через нос. Пациенты довольно быстро запоминают последовательность контроля за мышцами лица, и в дальнейшем, как правило, это проделывается ими самостоятельно.
Ощущение потепления мышц появляется довольно быстро. Можно повторить это несколько раз («Мышцы моего лица и шеи потеплели»).
Для лиц, перенёсших инсульт, расширенной первой группы формул вполне достаточно, чтобы после неё постепенно вводить мобилизирующие приёмы ПРТ.
Мобилизация – это процесс, имеющий целью привести функции организма в состояние наилучшей работоспособности, психического уравновешивания. Достижение цели, в общем, сводится к трём основным вариантам:
В соответствии с этими вариантами можно выполнить три способа завершения успокаивающего занятия.
Успокоение применяется в двух случаях. Во-первых, на начальных этапах обучения, когда пациент ещё не достигает значительной степени релаксации. Во-вторых, когда пациент, начиная успокаивающее занятие, чрезмерно возбуждён и напряжён. В этих случаях в конце успокаивающей части занятий достаточно произнести несколько завершающих формул. Например:
1. Я хорошо успокоился.
2. У меня всё получается.
3. Я отдохнул и набрался сил.
4. Я открываю глаза.
6. Я сильный, мой организм поправится.
Если после ПРТ желательно вернуть пациента к исходному уровню бодрствования, то прибегают к способу завершения, именуемому активизацией. В этом случае после ПРТ применяется набор из 10–12 формул, в которых нейтрализуется направленность действия формул успокаивающей части, утверждается чувство отдыха, приятной бодрости и хорошего самочувствия. Приводим пример этих формул:
1. Мой организм набрался сил.
2. Уходит чувство тепла и расслабленности из всех моих мышц.
3. Все мои мышцы становятся лёгкими и упругими.
4. Моё внимание на моём лице.
5. Мышцы моего лица подвижны.
6. Сонливость рассеялась.
7. Я всё бодрее и бодрее.
8. Все мои мышцы лёгкие, хотят двигаться.
9. Дышу полно, глубоко.
10. Моя голова отдохнувшая, ясная.
11. Моё самочувствие хорошее, бодрое.
12. Я полон энергии.
13. Я готов действовать и бороться со своим недугом.
14. У меня всё получится.
При ПРТ можно применить музыкальную терапию.
Обе части ПРТ – успокаивающая и мобилизующая – должны взаимодействовать друг с другом в соответствии с законом философии о единстве противоположностей.
9.9. Основы психорегуляции в спорте
Психорегуляция в спорте – это комплекс мероприятий, направленный на формирование у спортсмена психического состояния, способствующего наиболее полной реализации его потенциальных возможностей. (СНОСКА: См.: Психология: Учеб, для ИФК. – Указ. изд.)
Психофизиологической основой такого состояния служит оптимальное соотношение рабочей (эрготропной) и восстановительной (трофотропной) систем организма. В любой момент с доминирующей функциональной системой, которая обеспечивает ту или иную деятельность человека или поддерживает его состояние (состояние покоя с целью восстановления), конкурирует другая из представленных систем.
Конкурирующую систему называют субдоминантной. Например, если спортсмен выполняет какое-то определенное задание на тренировке, то этот процесс обеспечивается доминированием эрготропной системы.
Однако в это же время субдоминантная трофотропная система делает все возможное, чтобы организм не перерасходовал свою энергию.
Известно, что организм человека не может переходить от одного вида деятельности к другому сразу. Иногда этот процесс может значительно затягиваться. Особенно часто такой вид перехода выражается при снижении психической работоспособности. Но, как показывает спортивная практика, часто именно в периоды снижения психической работоспособности спортсмену необходима высокая активность и значительная быстрота психической реакции.
В нужный момент достигать наиболее эффективного и рационального состояния, способствующего реализации потенциальных возможностей спортсмена, помогают специальные методы психорегуляции.
Методы психорегуляции разнообразны и достаточно многочисленны. Можно говорить о различных принципах их классификации, но наиболее рациональным является принцип, предлагаемый В.М.Мельниковым (СНОСКА: См.: Психология: Учеб. для ИФК. – Указ. изд.).
Он выделяет две группы методов:
Методы гетерорегуляции
Вербальные методы внушения подразделяются на беседу, убеждение, приказ и рациональное внушение (в обычном состоянии).
Беседа предусматривает общение со спортсменом с целью снять нервное напряжение или предстартовую апатию (обычно применяется тот или иной способ отвлечения).
Убеждение преследует более четкие целевые задачи: настроить спортсмена на конкретную деятельность; убедить в нерациональности того или иного поведения, состояния.
Приказ – наиболее императивная форма внушения в бодрствующем состоянии. Он должен быть конкретным, четким и кратким.
Рациональное внушение – это более сложный метод вербальной гетерорегуляции. Он включает в себя следующие задачи:
Среди вербальных методов гетерорегуляции, требующих для их реализации особых психических состояний, следует выделить различные варианты гипносуггестии (внушение во сне):
Среди невербальных методов гетерорегуляции выделяют аппаратурные и безаппаратурные. В аппаратурных методах для формирования сноподобного состояния используют аппараты типа «Электросон».
Методы ауторегуляции
Аутогенная тренировка впервые была предложена австрийским врачом И.Шультцем (СНОСКА: См.: Schultz S.H. Das Autogene Training. – Stuttgart, 1956). Определяется она последовательным самовнушением чувства тяжести и тепла в конечностях, чувства тепла в области солнечного сплетения, в области сердца, ощущения приятного прохладного прикосновения ко лбу. Все это способствует расслаблению, снятию нервного напряжения. Кроме того, находясь в таком состоянии, спортсмен может решать задачи, связанные с самонастройкой, преодолением неуверенности, страха, концентрацией внимания и т.п.
«Наивные» методы саморегуляции – это приемы, которые появились в ходе тренировок и соревнований, где их использование дало тот или иной эффект, связанный с успехом, удачным выступлением на соревнованиях. Эти методы саморегуляции возникают случайно и часто становятся как бы ритуальными. Например, многие спортсмены произносят про себя, как правило, одну и ту же фразу самонапутствия или самоприказа, при этом данная фраза довольно часто приобретает навязчивый характер.
Простейшие методы саморегуляции в отличие от «наивных» необходимо специально тренировать. Это вербальные и невербальные методы, они естественны для каждого человека, присущи его обычному поведению. К вербальным относятся методы самоубеждения, самоприказов, приемы психической защиты. Невербальные – дыхательные и мимические упражнения; упражнения, основанные на специальных мышечных ощущениях.
Идеомоторная тренировка (мысленное выполнение определенных двигательных актов или своего поведения в тех или иных обстоятельствах, когда спортсмен мысленно проговаривает задание, называя какие-то движения).
Регуляция психических состояний может осуществляться двумя путями:
Для проведения этого процесса может использоваться множество средств и методов воздействия извне или саморегуляция.
Наибольшую актуальность для психорегуляции имеют такие психические состояния, как утомление, избыточное нервно-психическое напряжение (включая предстартовую лихорадку), фрустрация (разочарование).
Каждое из этих состояний может детализироваться, так как имеет собирательный характер, поэтому разработка сеанса психорегуляции должна содержать решение оперативных задач, направленных на восстановление работоспособности, эмоционального состояния, боевого настроения. При этом непременно должны учитываться условия каждого конкретного случая отдельно.
Утомление
Процесс развития утомления протекает сложно: сначала спортсмен ощущает вялость, сонливость, апатию, снижение интереса к выполняемой деятельности, затем у него наблюдается повышенная возбудимость, быстрая смена настроения; на последней стадии отмечается комплекс ярко выраженных невротических явлений: неустойчивость настроения, нарушение сна, низкая работоспособность, апатия, различные функциональные расстройства (головные боли, боли в сердце, вегетососудистая дистония и т.п.).
Часто нарастание утомления сопровождается заболеваниями и травматизмом. Следует подчеркнуть, что в периоды переутомления рекомендуется снизить не только физические, но и психические нагрузки, чрезвычайно полезно использовать все виды психорегуляции, в которых присутствуют средства искусства и культуры. Но необходимо помнить, что эти средства должны играть отвлекающую роль. Например, можно посмотреть легкий, веселый фильм. Однако если для этого требуется перемещение спортсмена на значительное расстояние (ехать до места демонстрации фильма на транспорте или достаточно продолжительное время идти), то это уже не будет психорегуляцией и никакой для спортсмена в состоянии переутомления пользы не принесет.
Полезными могут быть гипносуггестивные средства, при использовании которых следует в первую очередь уделять внимание внушению покоя, расслабления, отдыха.
Очень важны аппаратурные методы психорегуляции. С их помощью процесс расслабления и развития сноподобного состояния протекает гораздо легче.
Нельзя не отметить роль самовнушения покоя, расслабления и сна в вечерние часы. Это бывает особенно важно, когда по разным причинам процесс засыпания затруднен.
Избыточное нервно-психическое напряжение
Избыточное напряжение, безусловно, мешает выполнять спортивные действия и рационально использовать функциональные возможности организма. Практический опыт показывает, что одним из наиболее действенных методов для устранения избыточного напряжения можно считать психорегуляцию в состоянии бодрствования. Кроме того, достаточно рациональный метод – это создание нового очага возбуждения, который сыграет роль отвлекающего фактора.
Очень важно с целью профилактики перевозбуждения соблюдать основные принципы психогигиены, особенно в игровых видах спорта. Использовать только успокоительные мероприятия здесь будет недостаточно.
При избыточном нервно-психическом напряжении методы саморегуляции, организованные в виде пауз, могут быть достаточно эффективными. Главное, глубоко осознанное самовоздействие спортсмена должно быть направлено на десенсибилизацию к ожидаемой деятельности. Но при этом нельзя допускать, чтобы спортсмен впал в противоположную крайность и довел себя до полного безразличия.
Мобилизующее воздействие на состояние спортсмена могут оказывать идеомоторные представления, связанные с ожидаемой ситуацией и его конкретными действиями.
Самым сложным проявлением избыточного напряжения считается его возникновение в ходе соревновательной борьбы. Здесь особенно важно, чтобы спортсмен имел определенный индивидуальный арсенал средств саморегуляции, которые заранее отрабатываются в нейтральных условиях, затем систематически совершенствуются в реальной деятельности.
Фрустрация
Состояние фрустрации связано с внезапной разницей между ожидаемыми событиями и реальным результатом. Сопровождаемое отрицательными эмоциями, это состояние может сочетаться с утомлением и с избыточным нервно-психическим напряжением. Оно может выступать и как самостоятельный феномен.
Лучше всего в качестве средств борьбы с фрустрацией использовать комплекс процедур рациональной психорегуляции, включающий в себя:
Заканчивать их следует внушениями типа: «Вперед!», «Борись!». Это очень важно в процессе борьбы с фрустрацией, именно приказ в данном случае является:
Значение такого приказа будет тем больше, чем более контрастно (с предшествовавшей беседой) и своевременно оно прозвучит, будучи подготовленным всем ходом предварительной психорегуляции.
В случаях с фрустрацией следует очень осторожно использовать методы саморегуляции (только получив определенные результаты положительной динамики), а также аппаратурные методы (так как невротизированные люди легко могут связать с ними причину своих неудач).
В ряде случаев эффективные результаты дает прием «Репортаж», когда спортсмен много раз переходит от состояния покоя и расслабления к идеомоторному соучастию в спортивных ситуациях.
Таким образом, можно сказать, что различные методы и средства психорегуляции следует применять с учетом специфики ситуации, индивидуальных особенностей спортсменов и их психического состояния, чтобы осуществить общую тенденцию по формированию у них оптимального психического состояния, в котором они могут наиболее полно реализовать свои физические и технические возможности.
7.6. Методы психорегуляции
Все методы психорегуляции, используемые в работе со спортсменами, классифицируются следующим образом (В. П. Некрасов, 1985) (рис. 3.10):
1) по природе различаются – методы саморегуляции и гетерорегуляции;
2) по содержанию – вербальные и невербальные;
3) по технике оснащения – аппаратурные и безаппаратурные;
4) по способу использования – контактные и бесконтактные.
Методы саморегуляции могут быть вербальными и невербальными, они включают «наивные» приемы, которые возникают случайно на тренировках и соревнованиях, в ряде случаев становятся ритуальными и нуждающимися в специальной тренировке.
Невербальные методы.
Аппаратурные методы предполагают использование специальных приборов («ПЭЛАНА» и «ЛЭНАР») и аудиосредства (музыка, специальные шумы). К этой же группе относятся и методы, построенные на принципах биологической обратной связи. Они предназначены для контроля за изменением вегетативных функций (частоты сердечных сокращений, электрокожного сопротивления, артериального давления и др.). Применение принципа биологической обратной связи делает саморегуляцию более наглядной.
Рис. 3.10. Методы психорегуляции (по В. П. Некрасову, 1985)
Безаппаратурные методы саморегуляции включают «наивные» (ритуальные движения, упражнения, не вытекающие из требований деятельности), простейшие (целенаправленные гимнастические упражнения, включающие дыхательную и мимическую гимнастику; ходьба и бег), идеомоторную тренировку (мысленное выполнение отдельных двигательных актов или своего поведения).
Вербальные методы.
Простейшие – самоубеждение, самоприказ, приемы психологической защиты, основанные на фантазии, рационализации.
Психорегулирующая тренировка (ПРТ) – включает две части (успокаивающая и мобилизующая). Ниже приводится их содержание.
Психорегулирующая тренировка, по А. В. Алексееву (1985), позволяет решать ряд задач: влиять на формирование оптимального боевого состояния; ускорение процессов восстановления работоспособности спортсмена; снятие излишнего напряжения перед стартом и др.
1. Я расслабляюсь и успокаиваюсь.
2. Мое внимание на моем лице.
3. Мое лицо спокойно.
4. Губы и зубы разжаты.
5. Расслабляются мышцы лба, глаз, щек.
6. Расслабляются мышцы затылка и шеи.
7. Лицо начинает теплеть.
8. Теплеют затылок и шея.
9. Мое лицо полностью расслаблено, теплое, спокойное, неподвижное.
10. Мое внимание переходит на мои руки.
11. Мои руки начинают расслабляться и теплеть.
12. Мои пальцы и кости расслабляются и теплеют.
13. Мои предплечья и локти расслабляются и теплеют.
14. Мои плечи и лопатки расслабляются и теплеют.
15. Все мои руки полностью расслабленные, теплые, неподвижные.
16. Мое внимание на моих теплых пальцах.
17. Мое внимание переходит на мое лицо.
18. Мое лицо полностью расслабленное, теплое, спокойное, неподвижное.
19. Мое внимание переходит на мои ноги.
20. Мои ноги начинают расслабляться и теплеть.
21. Мои подошвы и голеностопы расслабляются и теплеют.
22. Мои голени и колени расслабляются и теплеют.
23. Мои бедра и таз расслабляются и теплеют.
24. Все мои ноги полностью расслабленные, теплые, неподвижные.
25. Мое внимание на моих теплых голеностопах.
26. Мое внимание переходит на мое лицо.
27. Мое лицо полностью расслабленное, теплое, спокойное, неподвижное.
28. Мое внимание переходит на мое туловище.
29. Мое туловище полностью расслабленное, теплое.
30. Мое внимание на моей груди.
31. Мое дыхание спокойное, свободное, легкое.
32. Мое внимание на моем лице.
33. Мое сердце бьется спокойно, ровно.
35. Весь мой организм отдыхает.
36. Мое внимание на моем лице.
37. Мое лицо полностью расслабленное, теплое, спокойное, неподвижное.
39. Я отдохнул и успокоился.
40. Самочувствие хорошее.
1. Возникает чувство легкого озноба.
2. Состояние, как после прохладного душа.
3. Из мышц уходит чувство тяжести и расслабленности.
4. В мышцах начинается легкая дрожь.
5. Озноб усиливается.
6. Холодеют голова и затылок.
7. По телу побежали мурашки.
8. Кожа становится гусиной.
9. Холодеют ладони и стопы.
10. Дыхание глубокое, учащенное.
11. Сердце бьется сильно, энергично, учащенно.
12. Озноб все сильнее.
13. Все мышцы легкие, упругие, сильные.
14. Я все бодрее и бодрее.
16. Смотрю напряженно, предельно сосредоточенно.
17. Я приятно возбужден.
18. Я полон энергии.
19. Я как сжатая пружина.
20. Я полностью мобилизован.
21. Я готов действовать.
При первоначальном обучении ПРТ занимающиеся мысленно с закрытыми глазами в удобной позе проговаривают весь набор формул. В дальнейшем количество формул постепенно сокращается до 6–8.
Ниже приводится сокращенный вариант ПРТ (расслабление).
1. Я расслабляюсь и успокаиваюсь.
2. Мое лицо, руки, ноги полностью расслабленные, теплые, неподвижные.
3. Все мое туловище полностью расслабленное и теплое.
4. Мое дыхание спокойное, свободное, легкое.
5. Мое сердце бьется спокойно, свободно, легко.
6. Я отдохнул и успокоился.
7. Самочувствие хорошее.
Показателем овладения занимающимися ПРТ является изменение уровня возбуждения: при расслаблении – снижение, при мобилизации – повышение.
При использовании словесных формул ПРТ важно знать следующие положения о функциях центральной нервной системы.
1. Уровни бодрствования. Выделяются следующие уровни бодрствования:
а) активное бодрствование характерно для выполнения человеком работы;
б) пассивное бодрствование, когда человек закрывает глаза, представляет себя расслабленным, ни о чем не думает;
в) дремотное состояние характеризуется полным покоем, сонливостью;
г) сон средней глубины;
2. Первый главный механизм в действии ПРТ. Его сущность состоит в действии словами и их мысленными образами на дремлющий головной мозг, находящийся под контролем сознания. Когда головной мозг находится на уровне пассивного бодрствования, он становится чувствительным к словам и связанным с ними мысленным образам. Следовательно, первый шаг в овладении приемами самовнушения заключается в формировании умения вводить себя в дремотное состояние, оставаясь при этом под контролем своего сознания.
3. Особенности взаимосвязи между головным мозгом и скелетными мышцами. В момент психического возбуждения скелетные мышцы напрягаются. Излишнее волнение перенапрягает мышцы, и утрачивается способность владеть ими. Когда мозг спокоен, скелетные мышцы непроизвольно расслабляются. Сигналы идут от мозга к мышцам и от мышц к мозгу.
Проприоцептивные импульсы, идущие в головной мозг от опорно-двигательного аппарата, несут информацию о состоянии «периферии тела» и являются раздражителями, стимулирующими деятельность мозга. Чем напряженнее, активнее мышцы, тем больше импульсов идет от них в мозг и тем он в большей степени активизируется. Так действует, например, разминка.
Чем расслабленнее мышцы, тем меньше импульсов поступает от них в головной мозг. При этом мозг получает все меньше и меньше возбуждающих сигналов и он начинает успокаиваться. Эта физиологическая закономерность в ПРТ для сознательного достижения необходимого уровня бодрствования. Таким образом, чтобы научиться вводить себя в нужное психическое состояние, необходимо уметь управлять тонусом скелетных мышц. В этом заключается основная закономерность психорегуляции.
4. Второй главный механизм действия ПРТ. Сущность этого механизма – сосредоточенность внимания. В момент сосредоточения внимания возникает ощущение психического напряжения. Так оно и есть. Ведь сосредоточение внимания и удержание его на каком-либо объекте – это деятельность сознания человека.
В основе ПРТ лежат два главных механизма: дремотное состояние подсознания и сосредоточенность внимания. При обучении ПРТ важную роль играют представление и воображение потому, что слова самовнушения должны всегда сопровождаться соответствующими мысленными образами.
При чрезмерном нервно-психическом напряжении рекомендуется использовать следующие методы психорегуляции:
1. Рациональная психорегуляция в состоянии бодрствования.
2. Создание нового очага возбуждения, играющего роль отвлекающего.
3. Гипносуггестивные методы успокаивающего характера.
4. Физические упражнения плавного, замедленного характера.
5. Успокаивающий массаж.
6. Отвлечение внимания от факторов, вызывающих возбуждение.
7. Успокаивающая часть психорегулирующей тренировки.
8. Аппаратурные методы с помощью центральной анальгезии. Для этого используются приборы «ПЭЛАНА» (прибор электроанальгезии), «ЛЭНАР» (лечебный электронаркоз), генерирующие электроимпульсы с частотой 500—1200 Гц («ПЭЛАНА») и 500–2000 Гц («ЛЭНАР»).
9. Индивидуальные средства саморегуляции.
При сниженном психическом состоянии (апатия, фрустрация) рекомендуются следующие методы:
1. Рациональная психорегуляция, представляющая собой комплекс процедур, включающих: логический анализ ситуации, выбор тактики дренажа эмоций или, наоборот, психической защиты, формирование плана выхода из данного положения. При этом могут использоваться внушения типа: «Иди! Борись! Играй! Вперед!» Значение таких приказов со стороны тренера или психолога будет тем больше, чем более контрастно и своевременно они прозвучат, будучи подготовленными всем ходом предварительной рациональной психорегуляции.
2. Гипносуггестивное внушение. С его помощью устраняется избыточная реакция на неудачи и внушается состояние уверенности в себе. Ситуация специально упрощается, рационализируется. Выход из сноподобного состояния должен быть энергичным, позволяющим спортсмену поверить в себя, настроиться на борьбу. При этом используется императивный уверенный голос.
3. Прием «Репортаж». Спортсмен много раз переходит от состояния покоя и расслабления к идеомоторному соучастию в конкретных ситуациях, которые для него могут быть достаточно эмоциональными. «Разыгрывая» в сноподобном состоянии значимые для спортсмена ситуации, важным является снижение их психотравмирующих функций.
4. Самоубеждения, самоприказы.
5. Физические упражнения резкого характера (прыжки, бег и т. п.).
6. Возбуждающий массаж.
7. Мобилизующая часть ПРТ.
1. Алексеев А. В. Преодолей себя. – М.: ФиС, 2006.
2. Белкин А. А. Идеомоторная тренировка в спорте. – М.: ФиС, 1983.
3. Горбунов Г. Д. Психопедагогика спорта. – М.: Советский спорт, 2014.
4. Загайнов P. M. Кризисные ситуации в спорте и психология их преодоления. – М.: Советский спорт, 2010.
5. Некрасов В. П., Худадов Н. А., Пиккенхайн Л., Фрестер Р. Психорегуляция в подготовке спортсменов. – М.: ФиС, 1985.
6. Пономарев П. Л. Гипноз в спорте высших достижений. – М.: Советский спорт, 2010.
7. Психология физической культуры и спорта: учебник для физкультурных вузов / под ред. Г. Д. Бабушкина, В. Н. Смоленцевой. – Омск: СибГУФК, 2008.
8. Родионов А. В. Психофизическая тренировка. – М.: ФиС, 1995.
9. Спортивная психология в трудах зарубежных специалистов: хрестоматия / под ред. И. П. Волкова. – М.: Советский спорт, 2005.
1. Что такое психорегуляция?
2. В чем отличие гетерорегуляции от саморегуляции?
3. В чем заключается значение психорегуляции в спорте?
4. Что такое идеомоторная тренировка?
5. В каких случаях используется идеомоторная тренировка?
6. Перечислите вербальные методы психорегуляции.
7. Перечислите невербальные методы психорегуляции.
8. Каково назначение психорегуляции в начале тренировочного занятия?
9. Для чего используется психорегуляция после тренировочного занятия, после соревнования?
10. Каков механизм психорегулирующей тренировки?
1. Идеомоторика как средство спортивной тренировки.
2. Содержание идеомоторных представлений в конкретном виде спорта.
3. Методика овладения идеомоторной тренировкой.
4. Возможности идеомоторной тренировки в спорте.
5. Психическая саморегуляция в системе подготовки спортсменов.