Что относится к психическим явлениям
Описательная характеристика психических явлений
Психические явления в психологии — что это такое
Психические явления — это те проявления психической жизни человека, которые можно наблюдать, т. е. проявления его сознания и психической деятельности.
Психическая деятельность большей частью сознательна, но при этом не все компоненты деятельности, т. е. не все составляющие ее элементы, являются осознанными. Многие действия производятся автоматически, поскольку человеку свойственно направлять внимание на конкретные аспекты деятельности, при этом отвлекаясь от всего остального.
Основные виды психических явлений, классификация, примеры
Психология изучает два основных вида психических явлений:
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Познание
Восприятие — это процесс отражения тех проявлений реальности, которые воздействуют на органы чувств.
Память проявляется в узнавании и воспроизведении. Узнавание тесно связано с восприятием. Но если встретить на улице знакомого и не узнать его, это не значит, что в данном случае не произойдет никакого узнавания. Такое узнавание называют неспецифическим: человек определяет только то, к какой категории предметов принадлежит встреченный им объект.
Он понимает, что знакомый — это человек, мужчина, но не узнает индивидуальных черт. Если же мы узнаем именно индивидуальные черты конкретного человека или вещи, то имеет место специфическое узнавание.
Запоминание, сохранение, воспроизведение и узнавание — четыре важнейших процесса, входящих в структуру памяти. Запоминание — это условие или предпосылка сохранения информации в памяти, а воспроизведение и узнавание — результат того, что данная информация сохранилась.
Мышление — это процесс отражения общих свойств вещей и нахождения закономерных связей и отношений между вещами. Другими словами это определение можно выразить так: мышление — это процесс обобщенного и опосредствованного познания действительности.
Мышление, совершающееся в понятиях, часто нуждается в помощи представлений. Например, многие геометрические задачи невозможно решить, если не представить себе с полной отчетливостью расположение в пространстве тех линий, углов и фигур, о которых идет речь. Нельзя понять по описанию принцип работы какого-нибудь механизма, если не иметь ясного представления о расположении и взаимодействии его частей.
Чувства
Чувство, или эмоция — это переживание человеком своего отношения к тому, что он познает и делает: к вещам и явлениям окружающего мира, к другим людям и их поступкам, к своей работе, к самому себе и к своим действиям.
Удовольствие и неудовольствие, радость и печаль, любовь и ненависть, боевое возбуждение и страх, волнение и спокойствие — все это примеры различных чувств, или эмоций.
Необходимо с полной ясностью понимать различие между чувством и ощущением. В обыденной речи нередко путают эти понятия. Говорят, например: «я чувствую запах», «я ощущаю смутное беспокойство». Оба эти выражения неточны: запах — это ощущение, а смутное беспокойство — чувство.
В ощущениях отражаются свойства вещей и явлений, которые существуют независимо от человека. Ощущения говорят о самих вещах, а чувства — о том, как человек относится к этим вещам, какое состояние они вызывают в нем.
Чувства отличаются огромным разнообразием качеств и оттенков. При этом можно отметить одну особенность, отличающую чувства от других психических процессов. Большинство чувств легко делить на группы, обладающие противоположными качествами: удовольствие — неудовольствие, радость — печаль, веселье — грусть, любовь — ненависть, возбуждение — спокойствие и т. п. Эту особенность называют полярностью чувств.
Кроме того, чувства часто распространяются с объектов, которые их вызвали, на другие объекты. В результате этого распространения получается то общее эмоциональное состояние, которое называют настроением. Настроение зависит от многих факторов, как психических, так и физиологических: вряд ли будет в хорошем настроении человек, страдающий бессонницей, уставший и голодный.
Чувства можно классифицировать по таким параметрам, как глубина и устойчивость. Глубокие чувства устойчивы, прочны, а неглубокие проходят очень быстро.
Неустойчивость чувств проявляется в двух разных формах. Некоторые люди быстро загораются чувствами, радуются, печалятся, тревожатся — и так же быстро переключаются на другие чувства. В ином варианте неустойчивость чувств проявляется в форме эмоциональной притупленности. Когда какой-то конкретный повторяющийся фактор постоянно провоцирует чувства, они будут постепенно становиться слабее и слабее.
Проявления воли имеют два этапа: принятие решения и его исполнение. Второй этап наиболее важен, ведь без него первый не имеет смысла.
Принять решение человеку могут мешать внутренние и внешние препятствия. Внутренние препятствия — это борьба мотивов, убеждений. Человеку нужно решить, должен ли он что-то делать — и что именно. Внешние препятствия вмешиваются в психический процесс, когда человеку нужно понять, как именно добиться цели и преодолеть конкретные трудности. Это и мыслительный, и волевой процесс.
Кроме того, когда решение принято и путь к его реализации ясен, человеку нужно суметь заставить себя воплотить продуманный план в реальность, что тоже требует волевого усилия.
Какими психическими явлениями характеризуется психика человека
Рассмотрим свойства, характеризующие личность человека в целом.
Все психические процессы всегда протекают в какой-либо деятельности. Это относится не только к волевым и познавательным, но и к эмоциональным процессам. Человек всегда так или иначе действует, и в ходе своей деятельности он познает и чувствует.
Не всякая деятельность проявляется во внешних движениях. Решая трудную задачу, человек может внешне сохранять полную неподвижность, и все же мы скажем, что в данном случае он активен, что он выполняет определенную деятельность, имеющую свои цели и требующую от него немалых волевых усилий. Таким образом, психические процессы возникают при конкретных действиях человека.
Свойства индивидуальности также формируются в деятельности. Никакая психическая особенность не может быть врожденной. Человек не рождается на свет, уже имея какие-нибудь определенные способности или черты характера. Врожденными могут быть только некоторые анатомические и физиологические особенности организма, некоторые особенности нервной системы и — что особенно важно — мозга.
Задатки — это анатомо-физиологические особенности, образующие врожденные различия между людьми.
Задатки имеют важное значение в процессе формирования индивидуальности человека, но они никогда не предопределяют ее, т. е. не являются единственным и главным условием, от которого эта индивидуальность зависит.
Интерес — это особенное отношение к предмету, создающее тенденцию обращать внимание именно на него. Например, ученый, работающий над какой-либо проблемой, будет видеть нюансы, которые ускользнут от внимания другого человека.
Склонность — это тенденция посвящать время какому-либо конкретному занятию.
Важно отличать склонности и интересы от обычных человеческих потребностей. Любому человеку нужно есть, например, но его интерес к еде проходит после насыщения и не является характеристикой его личности. Также важно учитывать, что интересы человека часто определяются его окружением в детстве и юности, материальным положением его семьи и другими социальными факторами.
Способности — это свойства личности, дающие ей возможность успешно заниматься какой-то конкретной деятельностью.
Таким образом, способности — это условие успешного выполнения разных видов деятельности. Совокупность задатков, которые составляют природную предпосылку развития способностей, называют одаренностью. А совокупность способностей, позволяющее человеку выполнять какую-то деятельность творчески, называют талантом к данной деятельности.
Темперамент — это совокупность индивидуальных характеристик нервной системы, которые выражаются:
Представителей каждого из четырех классических типов темперамента можно описать так:
В пример можно привести персонажей романа Тургенева «Накануне»:
Важно учитывать, что темперамент — лишь набор предпосылок к определенному типу реагирования. Не всякий холерик энергичен, и не всякий сангвиник отзывчив, но, например, холерику проще, чем флегматику, выработать у себя быстроту и энергию действия.
Характер — это совокупность основных характеристик личности, определяющих ее поведение.
Храбрость, лицемерие, инициативность, трудолюбие, добросовестность, трусость, лень, скрытность — примеры различных черт характера. Говоря, что один человек — храбрец, а другой — трус, люди высказывают чем-то обоснованные предположения, как эти двое поведут себя в критической ситуации.
Закономерности психических явлений
Психология занимается выявлением законов разных психических процессов, чтобы понимать, как функционирует психика. Примером изученных закономерностей одного из психических явлений, запоминания, являются связи, лежащие в основе работы памяти — ассоциации. Рассмотрим это явление подробнее.
Если какие-нибудь объекты воспринимаются, представляются, обдумываются одновременно или через короткий промежуток времени, то между ними возникают связи. Позже восприятие или представление одного из этих объектов провоцирует мысли о других, включенных в связь.
Физиологически возникновение ассоциативных связей основано на механизме возникновения временных нервных связей, открытом И.П. Павловым в процессе изучения условных рефлексов у животных.
Условный рефлекс — это индивидуальная реакция, возникшая путем научения.
Чтобы создать устойчивую ассоциацию, необходимы два фактора:
Павлов изучал собак; психологи, изучавшие людей, обнаружили разницу между механическим и смысловым запоминанием. Если механическое запоминание основано именно на ассоциативных связях, то при смысловом подключаются мыслительные процессы: человек создает ассоциации с уже имеющимися в его памяти фактами, включает новые ассоциации в уже созданную систему связей.
Предмет общей психологии. Психические явления. Психические процессы, психические свойства, психические состояния
Общая психология — это область психологической науки, изучающая общие закономерности психики и поведения человека, разрабатывающая основные понятия и представляющая главные законы, на основе которых формируется, развивается и функционирует психика человека.
Содержание
Этот раздел изучается с 1 курса психологического факультета, так как знания, полученные по данному предмету, являются основой для изучения дальнейшего материала по всем разделам психологии. Результаты исследований в области общей психологии также являются базой для развития всех отраслей и разделов психологической науки.
Общая психология изучает познавательные процессы, закономерности и свойства психики, проявления различных психических явлений, разнообразные теории и концепции выдающихся психологов, формирует понятия и термины.
Предметом общей психологии являются психические явления, т.е. психические процессы, психические свойства, психические состояния.
Психические явления – это общепсихологическая категория, которая включает в себя разнообразные проявления психики, которые тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Психические процессы
Психические процессы – это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание личностью воздействий окружающей действительности.
Особенность психических процессов состоит в том, что они наиболее кратковременные, быстропротекающие, т.е. являются актуальным откликом на происходящее. Например, пока на организм действует какой-либо раздражитель (допустим, человек слышит музыку), соответствующие анализаторы воспринимают информацию и передают ее в мозг. Если раздражитель прекратит свое воздействие (музыку выключат), то и ощущения прекратятся, ведь воспринимать будет нечего.
Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведения человека. На их основе формируются определенные состояния, знания, умения, навыки.
Виды психических процессов:
1) Познавательные психические процессы:
2) Эмоционально-волевые психические процессы:
Стоит отметить, что выделение конкретных психических процессов весьма условно. Большинство психологов считает, что эти процессы тесно взаимосвязаны, и даже сливаются в один единый целостный процесс – психику.
Психические свойства
Психические свойства – это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный уровень поведения и деятельности, типичный для нее. Это психические явления, которые реализуются в определенном социуме.
К психическим свойствам относятся:
Говоря о психических свойствах личности, мы говорим о существенных, более или менее устойчивых, постоянных ее особенностях. Это те особенности, которые отличают каждого человека. Их совокупность определяет индивидуальность человека, ведь нельзя встретить 2 людей с совершенно одинаковыми психическими свойствами.
Не стоит путать какие-то единичные случаи проявления каких-либо черт с психическими свойствами. Ведь каждому из нас случалось что-то забыть, но не для всех «забывчивость» является характерной чертой. Всякий находился когда-нибудь в раздраженном состоянии, но «раздражительность» характерна лишь для некоторых. Таким образом, психическим свойством может быть лишь устойчивая и постоянная особенность человека, которая вырабатывается и формируется в ходе жизни.
Психические состояния
Психические состояния – это определенный уровень работоспособности и качество функционирования психики человека, характерный для него в каждый данный момент времени.
Классификация психических состояний
1) Мотивационные состояния:
2) Эмоциональные состояния:
3) Волевые состояния:
— инициативность и др.
4) Состояния разных уровней организованности сознания (проявляются в различных уровнях внимательности):
Психические состояния являются относительно устойчивой совокупностью всех психических проявлений человека при определенном его взаимодействии с действительностью. Они характеризуют состояние психики в целом. Психические состояния, как и психические процессы, имеют свою динамику, которая характеризуется длительностью, направленностью, устойчивостью и интенсивностью. Так, состояние депрессии обычно может длиться годами (продолжительное состояние), а гнев обычно проходит быстро (кратковременное состояние); бывают слабо выраженные состояния (легкая тоска), а бывают сильные, глубокие состояния (страстная любовь); психическое состояние сна направлено на расслабление организма и восстановления сил, а психическое состояние решительности направлено на достижение поставленной цели.
Разнообразные виды психологических состояний тесно связаны друг с другом, что порой очень сложно разъединить некоторые состояния. Например, состояние напряженности очень часто тесно связано с состояниями утомления, монотонности труда, агрессии и др. А состояние расслабленности связано с состояниями удовольствия, сна, усталости и т.д.
Психические состояния оказывают влияние на то, как протекают психические процессы, и регулярно повторяясь, могут стать частью личности, т.е. ее психическим свойством. Также они могут способствовать или тормозить деятельность.
Научная электронная библиотека
Тема занятия №5. Эмоциональные психические процессы. Эмоции чувства
Место проведения: аудитория
Продолжительность: 2часа
Цели занятия:
Студент должен знать:
Студент должен уметь:
Темы проектов, рефератов:
Рекомендуемая литература:
Основная литература
Дополнительная литература:
Исходный уровень контроля знаний:
1. Что изучает наука психология?
2. Что является предметом и объектом психологии?
3. Основные формы психических явлений.
4. Какие вы знаете психические процессы и состояния личности?
5. Назовите, какие вы знаете органы чувств?
Основные вопросы темы:
1. Характеристика эмоций
2. Основные теории эмоций.
4. Основные компоненты эмоций
5. Классификация эмоций
6. Эмоциональные феномены
7. Снятие эмоционального напряжения
8. Патология эмоциональной сферы
Итоговый контроль уровня знаний:
1. Дайте основную характеристику эмоций.
2. Какие вы знаете основные теории эмоций.
3. Чем обусловлено возникновение эмоций в периферической теории Джеймса-Ланге?
4. В чем заключается различия в теориях эмоций Джеймса-Ланге и Кеннона-Барда?
5. Какие вы знаете функции эмоций?
6. В чем состоит регулирующая функция эмоций?
7. Перечислите основные компоненты эмоций.
8. Что относится к внутренним проявлениям эмоций.
9. Авторы классификаций эмоций.
10. О каких трех основных переменных идет речь в классификации, разработанной Симоновым?
11. В чем разница эмоционального состояния и эмоциональной реакции?
13. Какие проявления эмоциональных свойств вам знакомы?
14. Дайте определение понятию «эмпатия»? Какова ее роль в деятельности медицинского работника?
15. Какие способы снятия эмоционального напряжения вам знакомы?
Содержательная часть
Второй отличительной характеристикой эмоций является их энергетическая насыщенность. Именно в связи с эмоциями Фрейд ввел в психологию понятие энергии. Энергетика эмоций проявляется в противоположностях напряжения и разрядки. Различают эмоции:
— стенические, характеризующиеся повышением активности (восторг, гнев);
Еще одной важнейшей характеристикой эмоций является их интегральность, целостность: в эмоциональном переживании участвуют все психофизиологические системы человека и его личность, они моментально охватывают весь организм и придают переживаниям человека определенную окраску. Поэтому индикаторами эмоционального состояния могут служить психофизиологические изменения: сдвиги частоты пульса, дыхания, температуры тела, кожно-гальваническая реакция и пр. (Например, английские психофизиологи регистрировали изменения КГР у испытуемых в процессе воспоминания ими воздушных налетов на Лондон).
Эмоции не являются познавательным процессом в собственном смысле этого слова, так как не отражают свойства и характеристики внешней среды, в них отражается субъективная значимость объекта для человека.
Основные теории эмоций. Периферическая теория эмоций Джеймса-Ланге
Таламическая теория эмоций Кенона-Барда
Лимбическая теория эмоций
Наиболее существенный теоретический вклад в создание лимбической теории принадлежит Пейпецу (1937 г.). В соответствии с его взглядами структурно и функционально связанные между собой гипоталамус, передние таламические ядра, поясная извилина, и гиппокамп составляют замкнутый круг, по которому циркулируют эмоциональные процессы.
Информационная теория П.В. Симонова
П.В. Симонов полагает, что «потребность выступает как побудительная сила любого поступка, в том числе действий обыденных, автоматизированных, осуществляемых на эмоционально нейтральном фоне. Таким образом, мы не имеем никаких оснований рассматривать эмоцию в качестве прямого и обязательного следствия возникновения потребности». [В своих работах П.В. Симонов ставит себе задачу «сосредоточить внимание на тех фактах, которые показывают, что потребность, влечение (мотивация), возбуждение нервного аппарата эмоций и, наконец, действие представляют тесно связанные, но самостоятельные звенья адаптивного поведения, имеющие относительно самостоятельное анатомическое представительство в мозге».] Таким образом, он считает, что за развитие мотиваций и эмоций отвечают различные анатомические структуры нервной системы. Согласно теории П.В. Симонова, в организме человека объективно существуют определенные потребности, которые не зависят от сознания. Мотивация есть результат осознания этой потребности, которое приводит к формированию цели активности. При этом активность может быть двоякого рода: по приближению желаемого события и по устранению нежелаемого.
Таблица 1
Классификация эмоций человека в зависимости от соотношения величины потребности и информационной характеристики среды (по Симонову)
Дистанционное взаимодействие
Овладение, обладание
Шпаргалка по психологии.
7. Классификация психических явлений.
Психические процессы, состояния и свойства человека – это единое проявление его психики. Исходным психическим образованием, проявляющимся и в свойствах личности, и в различных психических состояниях, являются психические процессы.
Психический процесс – это акт психической деятельности, никогда изначально полностью не заданный, а потому формирующийся и развивающийся и имеющий свой объект отражения и свою регуляционную функцию. Психическое как процесс не сводится к последовательности стадий во времени, формируясь в ходе непрерывно изменяющегося взаимодействия индивида с внешним миром.
Психические процессы – это ориентировочно-регулирующие компоненты деятельности.
К психическим процессам относятся следующие явления: 1) ощущение; 2) восприятие; 3) мышление; 4) память; 5) воображение; 6) речь.
Понятие «психическое состояние» используется для условного выделения в психике индивида относительно статического момента, в отличие от понятия «психический процесс». Психические состояния являются относительно устойчивой интеграцией всех психических проявлений человека при определенном его взаимодействии с действительностью. Таким образом, психическое состояние – это временное своеобразие психической деятельности, определяемое ее содержанием и отношением человека к этому содержанию.
Психическое состояние можно также представить как общий функциональный уровень психической активности в зависимости от условий деятельности человека и его личностных особенностей. Психические состояния могут быть: 1) кратковременными;
2) ситуативными; 3) устойчивыми (характеризуют при этом конкретную личность).
Все психические состояния подразделяются на четыре вида: 1) мотивационные – желания, стремления, интересы, влечения, страсти; 2) эмоциональные – эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на явления действительности, настроение, конфликтные эмоциональные состояния: а) стресс, б) аффект, в) фрустрация; 3) волевые состояния – состояния инициативности, целеустремленности, решительности, настойчивости (их классификация связана со структурой сложного волевого действия); 4) состояния разных уровней организованности сознания (они проявляются в различных уровнях внимания или внимательности личности).
Понятие «психическое свойство» указывает на устойчивость проявлений психики индивида, их закрепленность и повторяемость в структуре его личности. Таким образом, психические свойства личности – это типичные для данного человека особенности его психики.
К психическим свойствам личности относятся: 1) темперамент; 2) направленность; 3) способности; 4) характер.
Выше было обозначено, что психические процессы, состояния и свойства человека являются едиными проявлениями его психики. Поэтому одно и то же проявление психики может быть рассмотрено в различных отношениях. Например, аффект как психическое свойство представляет собой общую характеристику эмоциональных, познавательных и поведенческих аспектов психики субъекта в определенный, относительно ограниченный отрезок времени; как психический процесс он характеризуется стадиальностью развития эмоций; он может рассматриваться и как проявление психических свойств индивида – вспыльчивости, несдержанности, гневливости.