Что относится к прямым потерям населения в связи с алкоголем
Медико-социальные и экономические последствия злоупотребления алкоголем в Российской Федерации.
Алкогольная зависимость является одним из самых сложных и опасных для человечества заболеваний в связи с огромными медико-социальными, морально-этическими, экономическими и духовными потерями. Ущерб от алкоголя связан с медицинскими расходами, снижением производительности труда, преждевременным уходом из жизни. В связи с масштабом социально-демографических и экономических последствий, алкоголизм назван Президентом РФ одной из угроз национальной безопасности в сфере здравоохранения и здоровья нации.
Согласно данным Министерства здравоохранения и социального развития Россия относится к странам-лидерам по количеству употребляемого алкоголя на душу населения.
Распространенность алкоголизма в России вызывает тревогу. Наркологической службой РФ было зарегистрировано около 2, 5 млн.больных алкоголизмом, что составляет почти 2% от общей численности населения. Это число включает больных алкоголизмом, алкогольными психозами (АП) и лиц, употребляющих алкоголь с вредными последствиями (ВП). Высокий процент трудоспособного населения, злоупотребляющего алкоголем, указывает на негативное влияние алкоголизации на экономическое развитие государства.
Особую опасность алкогольной зависимости представляет коморбидность – соматоневрологическая и психопатологическая осложнённость собственно аддиктивного расстройства. Значительный объем общесоматических заболеваний, обусловленных хронической алкогольной интоксикацией, не отражается в «алкогольной» статистике.
Согласно оценкам экспертов, соматические заболевания среди лиц, больных алкоголизмом, встречаются в 12 раз чаще, чем в целом по популяции.
Среди лиц, злоупотребляющих алкоголем, отмечаются различные расстройства сердечно-сосудистой системы (ишемическая болезнь сердца, аритмия, инфаркты, инсульты, гипертоническая болезнь).
Суммарный ущерб от алкоголизма для государства складывается из следующих составляющих:
1) экономические потери и вынужденные прямые затраты:
• потери от ежегодной смерти граждан от прямых и косвенных причин, связанных с чрезмерным употреблением алкоголя и употреблением алкогольных напитков ненадлежащего качества;
• потери, обусловленные самоубийствами и убийствами, а также совершением иных преступлений в связи с чрезмерным употреблением алкогольных напитков;
• потери государственного бюджета от незаконного производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции;
• расходы на содержание системы учреждений исполнения наказаний в силу обусловленности многих преступлений чрезмерным употреблением алкоголя;
• потери, связанные, с асоциализацией, полным или частичным выключением из общества детей-сирот, в том числе «социальных сирот», покидающих свои семьи из-за пьянства и сопутствующего ему насилия и аморального поведения родителей, невыполнения ими своих обязанностей по воспитанию детей;
• прямые затраты на борьбу с беспризорностью и безнадзорностью детей и на содержание «социальных сирот»;
• потери, связанные с выплатой средств (пособий, страховых выплат и пр.) по медицинскому и социальному страхованию в связи с лечением или иждивением лиц, страдающих алкоголизмом или заболеваниями, вызванными чрезмерным употреблением алкоголя и употреблением алкогольных напитков ненадлежащего качества;
• прямые затраты на содержание, лечение и социальную реабилитацию больных алкоголизмом и иными заболеваниями, обусловленными чрезмерным употреблением алкоголя или употреблением алкогольных напитков ненадлежащего качества;
• потери, связанные с рождением детей с врожденными или наследственными заболеваниями, вызванными чрезмерным употреблением алкоголя их родителями;
• потери производительности труда вследствие чрезмерного употребления алкоголя или употребления алкогольных напитков на рабочем месте;
2) потери неимущественного характера:
• маргинализация и криминализация значительной части общества, распространение субкультуры алкоголезависимых;
• деформация системы общественных ценностей, в том числе семейных ценностей, значительный ущерб духовно-нравственному потенциалу общества в целом.
С точки зрения фармакоэкономического анализа все эти затраты можно условно разделить на две большие группы: прямые и непрямые расходы.
Прямые затраты включают затраты, понесенные системой здравоохранения, пациентом или иным плательщиком, обществом в целом при непосредственном оказании медицинской помощи, и включают в себя:
• затраты, связанные непосредственно с оказанием наркологической помощи (амбулаторное и стационарное лечение; транспортировка больных санитарным транспортом и др.);
• затраты, связанные с оказанием медицинской помощи в результате последствий алкоголизма (заболевания различных органов и систем органов)
Практически все бремя прямых затрат ложится на систему здравоохранения.
Непрямые затраты связаны с нетрудоспособностью или смертью пациента в связи с заболеванием или производственными потерями, которые несут ухаживающие за пациентом члены его семьи или друзья:
• Издержки за период отсутствия на рабочем месте из-за болезни, прогулов или инвалидности (социальные выплаты, недопроизведенный общественный продукт).
• Экономические потери от снижения производительности труда на месте работы.
• Экономические потери от преждевременной смерти, особенно в трудоспособном возрасте (отравления, утопления, убийства, ДТП).
• Расходы ФСИН, социальных служб, пожарной службы, связанные с алкоголизмом и пьянством.
Модельный анализ экономического бремени алкоголизма и чрезмерного употребления алкоголя в России, проведенный лабораторией фармакоэкономики НИИ Фармации ММА им. Сеченова, показал, что минимальное суммарное бремя составляет более 647,7 млрд. рублей в год. Эта сумма эквивалентна 2% ВВП страны. Анализ структуры экономического бремени алкоголизма показывает, что соотношение прямых и непрямых затрат составляет 1:3. При этом только 4% всех прямых затрат непосредственно связаны с оказанием наркологической помощи (содержание в вытрезвителях, госпитализация в наркологические отделения стационаров). Остальные 96% прямых затрат связаны с устранением клинических последствий алкоголизма.
Необходимость повышения эффективности практических действий государства по решению проблемы пьянства требует проведения мониторинга различных аспектов алкогольной ситуации и его наиболее рационального экономического обоснования, в том числе на основе полноценной социологической и статистической научной информации. Однако уже сейчас можно говорить о том, что значимое экономическое бремя, а также спектр социально-демографических проблем, связанных с алкоголизмом, указывает на то, что, в России необходимо дальнейшее осуществление комплекса мер, направленных на формирование трезвого и здорового образа жизни, а также усовершенствование системы лечения больных алкоголизмом.
Смертность от алкоголя в России и в мире
Смертность от алкоголя в год уносит жизни почти 400 тысяч россиян, в основном мужчин. Злоупотребление алкоголем в нашей стране стало причиной значительного уменьшения продолжительности жизни, снижения рождаемости, ухудшения здоровья детей, особенно психического. В трудоспособном возрасте мужчины умирают в 2-3 раза чаще, чем женщины. В 2001 году уровень смертности от алкоголя среди трудоспособного населения России составлял 33,7-42,1%, превышая показатели США и развитых стран в 3,5 раза.
Статистика смертности от алкоголя в мире свидетельствует, что РФ вышла на печальное первое место, обогнав другие страны. После 2002 года общие потери от алкоголя в нашей стране составляют 16,3% от всех смертей. Как показывает анализ, смертность от алкоголя имеет региональный характер: возрастает с юга на север и с запада на восток. Такая закономерность характерна в целом для Европы. При ограничительной политике государства алкогольные проблемы острее проявляются в более северных территориях и странах.
Главным и наиболее явным источником гибели людей от алкоголя считается смертность от насильственных причин. 42% самоубийств, 72% убийств, 68% смертей от циррозов печени в России обусловлены алкоголем. На 100% связаны с ним смерти от алкогольных отравлений. Приведенная Госкомстатом РФ официальная статистика смертности от алкоголя занижена в 10 раз и не превышает 3% от общих показателей смертности населения.
Смертность от болезней системы кровообращения
Одной из наиболее распространенных причин печальной статистики смертности в современной России стали болезни системы кровообращения, потери от которых в 3 раза превышают аналогичные данные экономически развитых стран. Подобное превышение имеет «искусственный» характер: при учете и диагностике в отношении злоупотребления алкоголем и алкоголизма в нашей стране действует принцип умолчания.
Семейным людям с хорошим социальным статусом, умирающим от соматических последствий алкоголизма, практически никогда не ставят диагноз алкогольной зависимости. Они получают диагнозы, замаскированные в первую очередь под сердечно-сосудистые заболевания. Официальная статистика смертности от алкоголя в России занижает эти показатели приблизительно в 15-20 раз.
Специальный корреляционный анализ убедительно показал прямую связь между смертностью от болезней кровообращения и уровнем потребления спирта на одного жителя страны. Факторы риска развития болезней системы кровообращения превратились в разряд смертельных в связи с высоким показателем потребления алкогольных фальсификатов в современной России.
Как влияет на смертность структура потребления спиртного?
Значительно изменился не только уровень, но и структура потребления алкоголя в России: крепкие спиртные напитки преобладают над слабоалкогольными, что приводит к заострению связанных с алкоголизмом проблем, в том числе и алкогольной смертностью.
В структуре потребления алкоголя в нашей стране напитки крепостью 40 градусов и выше в разные периоды составляли от 70 до 82%. В процентном соотношении ко всему объему потребляемого алкоголя потребление алкогольных напитков высокой крепости в других странах не достигает 30%: 28,7% в Канаде, 20,5% в Норвегии, 18,3% в Великобритании, 29% в Финляндии, 27,3% в США, 23,8% в Швеции, 21,4% в Германии.
Характерный для Российской Федерации северный тип потребления (употребление крепкого алкоголя в больших количествах) приводит к значительному повышению концентрации алкоголя в крови и повреждению внутренних органов. В этой связи наблюдается высокий уровень смертности, вызванной случайными отравлениями алкоголем.
Проблема фальсификации алкоголя в России
Убийства и алкоголь
От 50 до 80% убийств в мире совершается после употребления алкоголя: 50-55% в США, 80% в Норвегии, 86% в Швеции, 56% в Польше, 60% в Эстонии, 40% в Бельгии, 35,4% в Венгрии, 55% во Франции и Шотландии. Отечественные психиатры приводят последние данные, согласно которым в состоянии алкогольного опьянения совершается более 80% убийств в России. С 2002 по 2006 год среди зарегистрированных убийств доля преступлений в состоянии алкогольного опьянения выросла на 21,3%.
Алкоголизм и самоубийства
После многолетнего изучения зависимости самоубийств от потребления алкоголя, которое проводилось в разных странах на уровне небольших групп, исследователи пришли к некоторым общим выводам:
Исследованиями подтверждена равновеликая значимость алкоголя в осуществлении суицидальных намерений для проживающих на одной территории представителей различных этносов. Алкоголь при этом был найден не только у людей с алкогольными проблемами, пивших запоями или стоящих на учете, но и у тех, кто, по словам родственников и знакомых, почти не пил или пил, как все.
Как известно, зачастую после массивных выпивок случаются депрессии и субдепрессии не только у алкоголиков, но даже не всегда тяжелых пьяниц. Это означает, что на распространение самоубийств влияет не только злоупотребление алкоголем. Спровоцировать самоубийство может «простая» выпивка.
Учет косвенной смертности от алкоголя
Продолжительный период органы статистики учитывали только смертность от алкоголизма в год, отравлений алкоголем или его суррогатами, алкогольной болезни печени. Начиная с 2005 года, дополнительно собирают данные по летальным случаям, вызванным алкогольным панкреатитом, алкогольной кардиомиопатией, алкогольной дегенерацией нервной системы.
Изложенное выше позволяет сделать вывод о тесной взаимосвязи потребления алкоголя и смертности в России. Огромный ущерб здоровью людей в нашей стране наносят низкое качество алкогольной продукции и сама структура потребления, переходящая в алкоголизм как заболевание. Всё это способствует деградации населения и вызывает дальнейшее увеличение в Российской Федерации смертности, обусловленной алкоголем.
КОНЦЕПЦИЯ реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года
ОДОБРЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 30 декабря 2009 г. № 2128-р
I. Общие положения
Настоящая Концепция определяет цели, задачи и механизмы реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года.
Настоящая Концепция разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. № Пр-2426, Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351, Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также общепризнанными принципами и нормами международного права в области охраны здоровья населения и с учетом российского и международного опыта.
II. Современная ситуация в Российской Федерации, связанная со злоупотреблением алкогольной продукцией
История производства и потребления алкогольной продукции, охватывающая период от дореволюционной России до настоящего времени, свидетельствует о том, что увеличение потребления алкогольной продукции и изменение структуры ее потребления в сторону более крепкой алкогольной продукции происходили из-за отсутствия единых подходов государства к регулированию производства и оборота алкогольной продукции, смещению приоритетов в сферу экономических интересов в ущерб охране здоровья населения.
Однако с учетом не разрешенных к потреблению спиртосодержащей продукции и крепких спиртных напитков домашней выработки фактическое потребление алкогольной продукции на душу населения в настоящее время составляет около 18 литров в год.
По оценкам экспертов Всемирной организации здравоохранения, превышение допустимого уровня потребления алкогольной продукции (из расчета 8 литров абсолютного алкоголя (безводного спирта) в год на душу населения) является крайне опасным для здоровья нации и потребление сверх данного предела каждого литра отнимает 11 месяцев жизни у мужчин и 4 месяца у женщин. Согласно мировой статистике потребление алкогольной продукции является причиной смерти почти 2 миллионов человек и возникновения 4 процентов болезней во всем мире ежегодно.
В структуре потребления алкогольной продукции (в пересчете на абсолютный алкоголь (безводный спирт) на душу населения в год) более половины приходится на водку и ликероводочные изделия.
В Российской Федерации с 1998 года наблюдается ежегодное увеличение производства и продажи слабоалкогольных напитков, включая пиво.
Слабоалкогольные напитки производятся с вкусовыми и тонизирующими добавками, присущими традиционным безалкогольным прохладительным напиткам, и выпускаются в красочной упаковке, зачастую содержащей привлекательные для молодежи наименования и символику. Сведения о наличии в таких напитках содержания этилового спирта зачастую представлены не явно, что создает у потребителя ложное представление о них как о безалкогольных напитках. Кроме того, сочетание этилового спирта и тонизирующих веществ (в частности кофеина) в составе слабоалкогольных напитков ускоряет пристрастие населения, особенно молодежи, к алкогольной продукции.
Потребление такой алкогольной продукции приводит к физиологической потребности ежедневного ее потребления.
В России с 1992 года в связи со злоупотреблением алкогольной продукцией происходят снижение продолжительности жизни и рост преждевременной смерти, которые являются существенными факторами ухудшения демографической ситуации в стране.
Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351 утверждена Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, которая нацелена на стабилизацию и рост численности населения, повышение общего коэффициента рождаемости в 1,5 раза и увеличение ожидаемой продолжительности жизни до 75 лет.
Достижение таких показателей невозможно без принятия государством эффективных мер по противодействию злоупотреблению алкогольной продукцией.
Злоупотребление алкогольной продукцией стало основной причиной стремительного накопления демографических и социальных проблем в России с середины 1960-х годов.
В современной России злоупотребление алкогольной продукцией приводит к преждевременной смерти людей от предотвратимых причин и является одной из основных причин социальной деградации определенной части общества, которая выражается в росте преступности, насилия, сиротства, в ухудшении здоровья, росте инвалидности и случаев суицида.
Алкоголизм является одной из самых распространенных причин отказа родителей от детей и лишения родительских прав. У воспитанников детских домов достаточно часто наблюдаются признаки алкогольного синдрома плода.
Высокий уровень алкоголизации ведет к тенденции роста количества разводов в семьях и «омоложения» алкоголизма.
Алкогольную продукцию потребляет значительное количество подростков. Раннее приобщение детей и молодежи к алкогольной продукции в несколько раз увеличивает риск развития алкоголизма и насильственной смерти в будущем.
Исследования показывают, что потребление алкогольной продукции подростками снижает их интеллектуальные способности, ухудшает работу головного мозга, негативно влияет на успеваемость. Пьющие молодые люди вредят не только своему образованию, но и своей карьере, профессиональному будущему, в целом национальной экономике.
Прямые и косвенные экономические потери от алкоголизации населения наносят ощутимый вред социально-экономическому развитию страны. К экономическим потерям относятся повышенный уровень смертности, сокращение продолжительности здоровой жизни, утрата трудоспособности, снижение производительности труда, затраты на лечение заболеваний, связанных с потреблением алкогольной продукции, социальные выплаты государства инвалидам, сиротам, ущерб от пожаров, дорожно-транспортных происшествий, расходы государства на содержание заключенных, на борьбу с преступностью и беспризорностью.
В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537, стабилизация численности населения и коренное улучшение демографической ситуации являются стратегическими целями обеспечения национальной безопасности, а алкоголизм назван одной из главных угроз национальной безопасности в сфере здравоохранения.
Таким образом, алкоголизм как один из факторов демографического и социального кризиса в России представляет собой общенациональную угрозу на уровне личности, семьи, общества, государства.
III. Цели и задачи реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации
Целями реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации являются:
Достижение указанных целей базируется на следующих принципах:
Приоритетными задачами в реализации поставленных целей являются:
IV. Информационное обеспечение реализации Концепции
Информационное обеспечение реализации определенных настоящей Концепцией целей и задач предполагает использование данных государственной статистики, итогов переписей населения, данных социологических и медицинских исследований, а также информации правоохранительных органов о состоянии преступности, возникающей на почве злоупотребления алкогольной продукцией.
Для получения достоверных сведений из указанных источников предусматривается создание единой системы государственного статистического наблюдения за потреблением алкогольной продукции населением страны, в том числе молодежью, на основе современных информационных технологий и с учетом международного опыта.
Также необходимо обеспечить информационную поддержку проведения реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации, расширить социальную рекламу в средствах массовой информации, увеличить выпуск тематических теле- и радиопрограмм, газет и журналов, наладить разработку и осуществлять популяризацию учебных программ, проводить широкое информирование населения о возможной опасности для жизни и здоровья людей в связи со злоупотреблением алкогольной продукцией, о мерах, позволяющих предупредить вредное воздействие алкогольной продукции на здоровье человека.
Кроме того, необходимо разработать нормативную правовую базу для проведения государственной информационно-просветительской кампании, направленной на пропаганду ценностей здорового образа жизни, включая разработку и реализацию специальных медиапроектов для различных групп населения (молодежь, работники сферы образования, женщины, политики и руководящие работники) с использованием средств коммуникации (почта, пресса, телевидение, радио, транзитная антиреклама, сеть Интернет, открытая консультативная телефонная линия и т. п.).
V. Меры по реализации государственной политикипо снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией ипрофилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации
Мерами по реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации являются:
VI. Механизм реализации Концепции
Механизм реализации настоящей Концепции предусматривает применение программно-целевого метода.
На федеральном уровне реализацию целей и задач настоящей Концепции предусматривается обеспечивать путем осуществления разработки ведомственных программ в сферах регулирования производства и оборота алкогольной продукции, здравоохранения и социального развития, развития физической культуры и спорта.
Наряду с этим в рамках нормативного правового регулирования алкогольного рынка предусматривается обеспечение качества, безопасности алкогольной продукции и противодействия реализации нелегально произведенной алкогольной продукции, а также усиление правоохранительной деятельности в части выявления правонарушений и преступлений.
Осуществление межведомственной координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по обеспечению эффективности государственного регулирования алкогольного рынка возложено на Правительственную комиссию по регулированию алкогольного рынка, образованную постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2009 г. № 856.
Мониторинг хода реализации задач, определенных настоящей Концепцией, предусматривается осуществлять путем анализа данных сводной межведомственной отчетности.
Также предусматривается обеспечить широкую поддержку общественным и религиозным организациям в проведении ими мероприятий по пропаганде и реализации инициатив, направленных на борьбу со злоупотреблением алкогольной продукции.
На уровне субъектов Российской Федерации предусматривается осуществить разработку и реализацию региональных программ (пилотных проектов) с учетом специфики традиций употребления алкогольной продукции и масштабности алкоголизации различных слоев населения.
В социальной сфере на основе инициатив общественных и религиозных организаций предусматривается создание общественных движений, обществ, клубов, специализированных общественных фондов, в том числе ассоциированных с международными организациями.
VII. Основные этапы и ожидаемые результаты реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации
Реализацию государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации предусматривается проводить в два этапа.
Созданные условия позволят реализовать меры по преодолению сложившихся негативных тенденций, связанных с большим объемом потребления алкогольной продукции, в том числе осуществить основную часть мероприятий по внесению в законодательство Российской Федерации изменений в части:
Кроме того, на первом этапе предусматривается разработка специальных мер по профилактике злоупотребления алкогольной продукцией, а также внедрение программ и проектов, направленных на популяризацию здорового образа жизни.
В субъектах Российской Федерации предусматривается разработать региональные программы, направленные на снижение объемов потребления алкогольной продукции, профилактику злоупотребления алкогольной продукцией и алкоголизма с учетом специфики каждого региона (доли сельского населения, обычаев и традиций) и в соответствии с мероприятиями, реализуемыми в сфере образования и здравоохранения.
Реализация региональных программ должна обеспечить сокращение уровня распространенности распития алкогольной продукции в общественных местах, особенно в местах проведения досуга и осуществления спортивных мероприятий, а также в семьях.
Важным результатом выполнения мероприятий первого этапа реализации настоящей Концепции будет снижение уровня смертности населения в связи со злоупотреблением алкогольной продукцией.
В результате осуществления комплекса мер по повышению эффективности регулирования алкогольного рынка и противодействию нелегальному производству и обороту этилового спирта и алкогольной продукции доля нелегально произведенной алкогольной продукции должна быть значительно снижена.
К 2020 году предусматривается значительно сократить потребление алкогольной продукции населением, особенно детьми и молодежью, а также снизить уровень смертности в связи со злоупотреблением алкогольной продукцией.
Реализация второго этапа позволит обеспечить устойчивую тенденцию к закреплению достигнутых результатов и дальнейшее развитие программ, направленных на снижение уровня потребления алкогольной продукции на основе научно обоснованных критериев.
В рамках реализации Концепции предусматривается продолжить реализацию на федеральном уровне общего образования в части основных и дополнительных образовательных программ, касающихся формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, в том числе профилактики употребления алкогольной продукцией учащимися и воспитанниками образовательных учреждений.
Индикаторами достижения результатов реализации настоящей Концепции являются: