Что относится к прямым методам экономического регулирования инновационной деятельности

Что относится к прямым методам экономического регулирования инновационной деятельности

Успешность развития экономики страны в современном мире связана с ее способностью внедрять наиболее прогрессивные методы производства. Устойчивого роста можно добиться, повысив восприимчивость экономики к инновациям. Инновационный потенциал экономики зависит от многих факторов: достигнутого уровня экономического развития, структуры экономики, ее социальных институтов, направления развития науки и техники и т. п. Соответственно, возникает значительная инерция в направлении и темпах экономического развития. В конце ХХ века сформировалась концепция зависимости экономического прогресса страны от ее исторического прошлого [11]. Важная задача инновационного менеджмента на макроуровне – выбрать и использовать наиболее эффективные инструменты управления инновационными процессами, сосредоточить ресурсы страны таким образом, чтобы выйти на оптимальную траекторию экономического роста.

К основным задачам государства в сфере инновационной деятельности относят [5]:

В современных концепциях делается упор на координационной роли государства, которое должно приводить к единому знаменателю различные интересы частных экономических агентов, быть посредником и организатором совместных действий заинтересованных сторон [11].

К методам инновационной политики государства можно отнести прямое государственное развитие тех или иных научно-технических направлений, льготное финансирование инновационной деятельности, охрану прав на интеллектуальную собственность, а также другие меры законодательного и организационного характера, стимулирующие инновации. В числе последних отметим создание специальных зон с особым правовым режимом и соответствующей инфраструктурой.

Прямое участие государства в инновационном процессе осуществляется путем создания соответствующих государственных учреждений и организаций (институтов, лабораторий, конструкторских бюро, промышленных предприятий и т. п.). Часто это связано с задачей структурной перестройки экономики и определяется значительной коммерческой неопределенностью, высокими рисками и очень большими затратами ресурсов. Так как государственные средства не безграничны и существуют бюджетные ограничения, то средства направляются в так называемые «стратегические отрасли». К числу стратегических относят отрасли, продукция которых в наибольшей степени определяет развитие других отраслей или имеющие решающее значение для обеспечения национальной безопасности.

К льготному финансированию инновационной деятельности относится выделение грантов, субсидий и кредитов, предоставление налоговых льгот. Сюда же можно отнести меры, способствующие закреплению преимуществ участников инновационного процесса, в учетной сфере (например, внедрение методов ускоренной амортизации) или специфическую таможенную политику.

Охрана прав на интеллектуальную собственность подразумевает развитие в стране патентного права, авторского и смежных прав, а также широкую координацию деятельности в этой сфере в международном плане.

К методам макроэкономического регулирования относится также создание специальных режимов на отдельных территориях государства. Речь идет о свободных экономических зонах, технопарках, наукоградах, инновационных и промышленных зонах и т. п.

2.1.2. Государственные научно-технические приоритеты и критические технологии

Определение государственных приоритетов научно-технического развития в равной степени важно с политической и экономической точки зрения, а также с позиций научного сообщества.

Политическая составляющая определяется необходимостью согласовывать интересы различных слоев общества: крупного бизнеса, мелких предпринимателей, государственных чиновников, военных, ученых, промышленных и сельскохозяйственных рабочих, фермеров и т. д. Политический выбор определяется путем выделения национальных целей и ранжирования научно-технических задач в соответствии с ними. Например, если на первом месте стоит национальная безопасность, то в первую очередь средства будут выделяться на развитие военных технологий.

Не менее сложен вопрос о выборе научно-технических приоритетов с точки зрения экономической целесообразности. Например, если отдать предпочтение увеличению потребления на душу населения, то, возможно, в краткосрочном периоде окажется предпочтительным вовсе отказаться от научных исследований. Понятно, однако, что в дальнейшем это приведет к технологическому отставанию и падению конкурентоспособности национальной экономики. В долгосрочной перспективе желательно увеличить долю средств, вкладываемую в исследования и разработки, что будет способствовать росту экономики. Это потенциально выгоднее будущим поколениям. Строятся различные динамические модели, но их реалистичность снижается не только проблемами с выбором критерия, но и самой неопределенностью, связанной с фундаментальными и прикладными исследованиями.

С точки зрения научного сообщества, наверное, идеальным было бы выделение средств каждому научному направлению «по потребностям». В условиях ограниченности финансовых ресурсов и признания равного права на существование различных направлений напрашивается принцип «справедливого», равного распределения ресурсов. Однако он часто является весьма неэффективным из-за того, что практически все недофинансируется, капитальные вложения «омертвляются».

Другой подход заключается в первоочередном финансировании тех научных направлений, в которых в данный момент идет наиболее интенсивный процесс получения новых знаний. Реально речь идет о научных направлениях, имеющих в момент принятия решения наибольший общественный резонанс. Например, на рубеже ХХ и ХХI веков это были клонирование эмбрионов и нанотехнологии.

2.1.3. Мировой опыт формирования научно-технических приоритетов

В США существует система отбора и реализации национальных приоритетов в научно-технической сфере. Заметную роль в определении национальных приоритетов играет созданное на основании закона 1976 г. Управление по науке и технологиям, входящее в состав администрации президента США. В президентство Б. Клинтона директор этого управления был помощником президента и по его поручению осуществлял оперативное руководство Национальным советом по науке и технологиям. Этот орган возглавлял сам президент, и в него входили ведущие министры федерального правительства. Этот орган обеспечивал соответствие бюджетных ассигнований на научно-технические цели национальным приоритетам. Подготовкой рекомендаций занимались соответствующие комитеты. Они смогли опереться в своей работе на также созданный Клинтоном Комитет советников по науке и технологиям. С помощью данного комитета осуществлялась связь с частным сектором экономики. Здесь в качестве экспертов выступали известные деятели из разных сфер экономики. Так, для бюджета 2001 г. Национальным советом и Комитетом советников было выделено 10 межведомственных приоритетов для финансирования научно-технической деятельности [5]. В их число входили национальные инициативы в области нанотехнологий, информационных технологий, энергетики, образования, экологии, авиационной безопасности, защита от угроз ХХI века, а также исследования причин возникновения инфекционных заболеваний и генома растений.

Существенным элементом американской системы финансирования является практика предоставления грантов, которая отражает цели финансирования и реализуется на основании решения экспертов, ученых. Государство поддерживает фундаментальные исследования, но параллельно выделяются научные направления, представляющие несомненный интерес для экономики, на базе которых проводятся прикладные разработки. Система выработки приоритетов обеспечивает непрерывность цикла исследования – разработки.

Особенностью инновационной политики стран Западной Европы является переход от прямых методов поддержки тех или иных секторов экономики, к косвенным методам, укреплению условий предпринимательства, стимулирующих инновационную деятельность. В этом арсенале значительное место занимают антимонопольная политика и меры по поддержке малого и среднего бизнеса.

Другая важная черта государственного регулирования инновационной деятельности в Европе – широкая кооперация на межгосударственном уровне. В этом плане значительную роль играют меры по повышению мобильности научных кадров, межгосударственные научные программы (рамочные программы НИОКР ЕС, программа «Эврика» и т. п.), меры по защите интеллектуальной собственности.

Можно выделить следующие тенденции в научно-технической политике европейских стран [5]:

Японский подход в научно-технической сфере характеризуется значительной долей прямого участия государства, разработкой глобальных проектов, в том числе созданием технопарков.

2.1.4. Приоритеты научно-технического развития РФ в ХХI веке

Важнейшей целью России в настоящее время является переход к инновационному типу развития. Базой для этого перехода служит сложившийся в стране научно-технический комплекс, система образования, значительный опыт управления научно-технической сферой, развитая инфраструктура, наличие богатой сырьевой базы.

В принятых в 2001 г. «Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» следует выделить такую цель, как интеграция науки и образования.

В развитие упомянутого выше документа были разработаны перечни приоритетных направлений развития науки, технологий и техники, а также критических технологий. Всего было выделено девять направлений:

Процесс принятия решений по определению приоритетов учитывает широкий круг общественных интересов и технологических возможностей. Приобретаемые в результате знания учитывают долгосрочную перспективу и способствуют повышению конкурентоспособности страны.

2.2. Правовая база и налоговое регулирование инновационной деятельности

2.2.1. Правовая база инновационной деятельности

Правовое обеспечение инновационной деятельности основано на всей системе нормативных актов РФ. Особое значение имеют правовые акты, непосредственно регулирующие эту сферу.

Основные функции государственных структур в научно-технической сфере фиксирует федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» от 23 августа 1996 г.

Федеральный закон «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике» (23.12.99) определяет формы государственной поддержки инновационной деятельности, в том числе предоставление налоговых льгот субъектам инновационного процесса.

Особый закон «О статусе наукограда» регламентирует вопросы, связанные с присвоением подобного статуса и стимулирования на этой территории научно-технической деятельности.

Целый комплекс нормативных актов направлен на защиту интеллектуальной собственности, например «Патентный закон РФ» (23.09.92) и федеральный закон «Об авторском праве и смежных правах» (9.07.93).

Из указов Президента РФ особо отметим нормативные акты, касающиеся развития фундаментальной науки и регламентирующие деятельность РАН.

Многочисленные постановления развивают законодательную базу в инновационной сфере, регулируя условия привлечения инвестиций и использование результатов научно-технической деятельности.

2.2.2. Налоговое регулирование

Одним из наиболее распространенных методов стимулирования инновационной деятельности является налоговое регулирование. Известны следующие инструменты налогового регулирования:

В Российской Федерации предусмотрено предоставление целого ряда льгот по налогообложению для предприятий, занимающихся инновационной деятельностью: инвестиционный налоговый кредит, льготы по НДС и земельному налогу, уменьшение налогооблагаемой базы.

Инвестиционный налоговый кредит (ИНК) – это предоставление отсрочки по уплате налога с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. В РФ можно получить инвестиционный налоговый кредит по налогу на прибыль при наличии нескольких оснований. Во-первых, он предоставляется, если предприятие проводит НИОКР или техническое перевооружение производства, в том числе с целью создания рабочих мест для инвалидов и для защиты окружающей среды. Во-вторых, ИНК может быть получен при условии ведения инновационной или внедренческой деятельности (например, создание или совершенствование технологии). И наконец, ИНК дается в случае выполнения предприятием важного заказа по социально-экономическому развитию региона.

Срок действия инвестиционного налогового кредита составляет от одного до пяти лет. В первом случае налоговые платежи могут быть снижены на 30% от стоимости оборудования, в других – по соглашению сторон, но не более чем на 50 % от суммы налога.

Проценты по инвестиционному налоговому кредиту варьируются в пределах от 50 до 75 % от ставки рефинансирования ЦБ России.

От уплаты НДС в РФ освобождаются выполнение НИОКР за счет бюджетных средств и средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей внебюджетных фондов, а также выполнение НИОКР учреждениями образования и науки на основе хозяйственных договоров.

Научно-исследовательские учреждения могут пользоваться льготами по земельному налогу.

2.2.3. Особенности инновационной деятельности малых предприятий

Малые предприятия имеют с точки зрения ведения инновационной деятельности ряд важных преимуществ:

Преимущества малых предприятий определяют их ведущую роль на этапе создания новшеств.

Проблемными аспектами деятельности малых предприятий являются финансирование, наличие узких специалистов, зачастую малое время существования и, соответственно, отсутствие репутации, кредитной истории и т. п. Частично эти проблемы снимаются благодаря современным тенденциям в экономике развитых стран. Государства предусматривают меры по поддержке малого бизнеса – льготное налогообложение, специальные программы кредитования, квоты по государственным заказам, сервисная инфраструктура, создание различных ассоциаций. Новые шансы малым предприятиям дает развитие информационных технологий, удешевляющих и ускоряющих доступ к ресурсам за пределами фирмы.

2.3. Региональные аспекты технологического развития

2.3.1. Организационные формы инновационной деятельности

Инновационная деятельность протекает в самых разнообразных организационных формах. Инновационный процесс организуется и на крупных фирмах, и на малых предприятиях, в государственных учреждениях и в частном секторе, в организациях различной организационно-правовой формы. Это объясняется разнообразием задач и условий внешней среды.

Особую роль играют специальные организационные формы, стимулирующие опережающее развитие инновационной деятельности на той или иной территории. К этим формам относятся бизнес-инкубаторы и инновационные центры различного рода: научные и технологические парки, технополисы.

Инновационные центры создаются, как правило, вокруг какого-то уже существующего ядра, например университета. Эти центры формируются как на стихийной основе, так и в результате целенаправленной политики властей. В последнем случае на заранее определенной территории вводится льготный режим для фирм, занимающихся выделенным видом деятельности.

В исследовательских парках поощряется научная и инженерная деятельность, приводящая к созданию перспективных образцов продукции, но создание мощностей по производству серийной продукции на территории этого вида инновационных центров не предусматривается.

Технологические парки создаются для организации деятельности наукоемких производств, воплощающих в жизнь научные идеи и разработки, рождающиеся в ядре инновационного центра – университете или ином научном учреждении.

В технополисах комбинируются инновационные центры различного рода – исследовательские и технологические парки, научные центры и внедренческие организации, производственные зоны, специализирующиеся на развитии инновационных наукоемких производств. К подобного типа региональным образованиям относятся калифорнийская Кремниевая Долина и зона вдоль шоссе №128 в районе Бостона.

В рамках российских национальных проектов создается сеть наукоградов, инновационных и производственных зон.

2.3.2. Формы поддержки инновационной деятельности на начальном этапе

Основной целью создания бизнес-инкубаторов является поддержка молодого малого бизнеса, остро нуждающегося в финансовой и инфраструктурной поддержке. Бизнес-инкубатор представляет из себя организацию, которая зачастую на льготных условиях предоставляет начинающим свою деятельность малым фирмам оборудованные помещения, а также юридическую, консультационную и иную поддержку. Как правило, программа поддержки ориентирована на срок до 4 лет. В зависимости от источника финансирования различают корпоративные, общественные, университетские и частные бизнес-инкубаторы. Каждый вид бизнес-инкубатора характеризуется своим набором целей [1] (см. табл. 2.1).

Цели создания бизнес-инкубаторов

Источник

7.2. Методы государственного регулирования в инновационной сфере

7.2. Методы государственного регулирования в инновационной сфере

Методы воздействия государства в области инноваций можно подразделить на прямые и косвенные. Соотношение их определяется экономической ситуацией в стране и выбранной в связи с этим концепцией государственного регулирования.

Прямые методы государственного регулирования инновационного процесса осуществляются преимущественно в двух формах: административно-ведомственной и программно-целевой. Административно-ведомственная форма проявляется в виде прямого финансирования, осуществляемого в соответствии со специальными законами, принимаемыми с целью непосредственного содействия инновациям. Программно-целевая форма государственного регулирования инноваций предполагает контрактное финансирование последних посредством государственных целевых программ поддержки нововведений, в том числе в малых наукоемких фирмах. Создается система государственных контрактов на приобретение тех или иных новшеств (товаров, технологических процессов, услуг), и фирмам предоставляются кредитные льготы для осуществления нововведений. Контрактное финансирование представляет собой один из элементов распространенной в настоящее время системы контрактных отношений – договоров между заказчиками и подрядчиками. В договоре четко предусматриваются сроки завершения работ, конкретное разделение труда между исполнителями, характер материального вознаграждения. Строго оговариваются взаимные обязательства и экономические санкции.

В системе прямых методов воздействия государства на инновационный процесс важное место занимают мероприятия, стимулирующие кооперацию промышленных предприятий (фирм, корпораций) в области нововведений и кооперацию университетов с промышленностью. Вторая из этих форм кооперации вызвана необходимостью, с одной стороны, доведения передовых научных идей до стадии их коммерческой реализации, с другой – создания условий для заинтересованности промышленности в финансировании фундаментальных и поисковых исследований. В этом направлении государственной инновационной политики проявляется ее ориентация на научную новизну промышленных инноваций, что нередко является вторичным при реализации интересов промышленных фирм и предприятий, решающих в первую очередь производственные и коммерческие задачи.

В государственном регулировании инновационных процессов важную роль играют и косвенные методы. Косвенные методы, используемые в реализации государственной инновационной политики, нацелены, с одной стороны, на стимулирование инновационных процессов, а с другой – на создание благоприятного (социального, экономического, психологического) климата для новаторской деятельности. Состав, структура и содержание косвенных методов государственного регулирования инновационных процессов достаточно разнообразны.

К косвенным методам следует отнести налоговые льготы и скидки, кредитные льготы. Налоговые льготы и скидки находят проявление: в освобождении от налогообложения той части прибыли предприятий и организаций, которая направляется на проведение перспективных инновационных разработок, создание научно-технического задела; исключении валютных средств научных организаций и вузов из числа налогооблагаемых доходов, полученных от реализации научно-технической (инновационной) продукции и направленных на приобретение специального оборудования и уникальных приборов; снижении ставок налога на добавленную стоимость, имущество и землю для научно-технических организаций; уменьшении в течение определенного периода налогооблагаемой прибыли, получаемой предприятиями (фирмами) от использования изобретений и других новшеств. Эффективными при определенных условиях могут быть такие косвенные меры государственного регулирования инноваций, как кредитные льготы, т. е. предоставление кредитов (например, с низкой процентной ставкой) предприятиям, акционерным обществам и фирмам – потенциальным потребителям результатов инновационных разработок, нововведений.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

7. Формы и методы государственного регулирования

7. Формы и методы государственного регулирования Государство регулирует инвестиционную деятельность для развития рыночных отношений в стране. Регулирующая роль государства возрастает в условиях кризиса, а также проведения реформ. И наоборот, ослабевает при стабильной

Глава 6 ПРИНЦИПЫ ФИНАНСОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Глава 6 ПРИНЦИПЫ ФИНАНСОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6.1. Цели и задачи финансирования инновационной деятельности 6.2. Источники финансирования инновационной деятельности 6.3. Развитие венчурного финансирования 6.4. Зарубежный опыт инновационного

7.2. Основные функции государственных органов в инновационной сфере

7.2. Основные функции государственных органов в инновационной сфере Роль государства в инновационной деятельности проявляется в его функциях, направленных на регулирование всех процессов, имеющих место в инновационной сфере. Наиболее важные государственные функции в

7.8. Зарубежный опыт государственного регулирования инновационной деятельности

7.8. Зарубежный опыт государственного регулирования инновационной деятельности Инновационная и научно-техническая политика ориентируется на цели, которые государство считает приоритетными для каждого конкретного исторического периода. Поэтому закономерно, что смена

1. Формы и методы государственного регулирования

1. Формы и методы государственного регулирования Государство регулирует инвестиционную деятельность для развития рыночных отношений в стране. Регулирующая роль государства возрастает в условиях кризиса, а также проведения реформ. И наоборот, ослабевает при стабильной

19. Методы государственного регулирования обращения денег.

19. Методы государственного регулирования обращения денег. Метод регулирования — это способ воздействия субъекта управления на объект для достижения поставленных целей. Они дифференцируются по содержанию, мотивации, сферам применения. Прямые методы представляют собой

4.3. Мотивация и стимулирование труда работников в сфере инновационной деятельности

4.3. Мотивация и стимулирование труда работников в сфере инновационной деятельности Успешная инновационная деятельность, ее эффективность во многом определяются уровнем управления научным персоналом, квалификацией и мотивационным поведением сотрудников. Само по себе

3. Формы и методы государственного регулирования экономики

3. Формы и методы государственного регулирования экономики По способу воздействия государства на интересы участников экономических отношений все инструменты государственного вмешательства в рыночное хозяйство можно разделить на административные и

Тема 31 ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ХОЗЯЙСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ НА МАКРОУРОВНЕ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Тема 31 ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ХОЗЯЙСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ НА МАКРОУРОВНЕ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 31.1. Смешанная экономика. Функции государстваВ процессе экономических преобразований предполагалось осуществить переход от командного, директивного

7.1. Цели, значение и методы государственного регулирования цен

7.1. Цели, значение и методы государственного регулирования цен Экономика страны тесно связана с государственной политикой. Переход России к построению рыночной системы хозяйствования предполагает разработку новой экономической политики, в основе которой должно лежать

15.3.1. Методы государственного регулирования рыночной экономики

15.3.1. Методы государственного регулирования рыночной экономики Проблема государственного регулирования рыночной экономики состоит в том, чтобы разработать такие приемы регулирования рынка, которые, сохраняя его достоинства, позволили бы свести к минимуму присущие ему

6. Необходимость государственного регулирования

6. Необходимость государственного регулирования Государственный контроль над ценами выражается в осуществлении наблюдения над установлением уровня рыночных цен. Посредством этого можно определить все проблемы рыночной системы вплоть до обнаружения монополий:

2.4. Формы государственного регулирования

2.4. Формы государственного регулирования На рынке недвижимости государство выполняет следующие функции:– идеологической и законодательной инициативы (концепции развития отдельных видов рынка и программы их реализации);– инвестора в приоритетные отрасли

7.2. Инструментарий государственного налогового регулирования

7.2. Инструментарий государственного налогового регулирования Мировой практике известны следующие наиболее распространенные методы государственного налогового регулирования:· изменение состава и структуры системы налогов,· замена одного способа или формы

16.1. Сущность и методы государственного регулирования

16.1. Сущность и методы государственного регулирования Закрепленный в Конституции РФ принцип свободы предпринимательства может быть ограничен законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, безопасности, защиты жизни, здоровья, прав, интересов и

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *