Что относится к прямым материальным затратам
Группировка расходов согласно законодательству
Главным документом, определяющим то, как должны формироваться расходы в коммерческой структуре, является ПБУ 10/99. Согласно п. 5 данного НПА материальные расходы связаны с осуществлением основного вида деятельности.
Все траты, которые производит организация, можно разделить:
Для правильного ведения бухучета необходимо обеспечить группировку всех производимых затрат в соответствии с их экономическим содержанием. Согласно п. 8 ПБУ 10/99 материальные расходы входят в затраты предприятия по обычным видам деятельности, куда также включены оплата труда, отчисления в социальные фонды, амортизация и другие затраты.
Четкого перечня материальных расходов данный законодательный акт не предоставляет. Содержание каждой статьи компания определяет сама с учетом специфики ее работы, направленной на получение прибыли. Для полного анализа информации о результатах работы необходимо учитывать все произведенные траты.
С 2021 года в учете материальных расходов нужно руководствоваться в т. ч. новым ФСБУ 5/2019 «Запасы». Что изменилось с принятием нового стандарта, узнайте из Готового решения от КонсультантПлюс. Пробный доступ к правовой системе можно получить бесплатно.
Затраты предприятия в бухгалтерском учете включаются в себестоимость продукции и участвуют в формировании финрезультата того отчетного периода, к которому они относятся.
По каким принципам группируются затраты в бухучете, читайте в статье «Список наиболее часто используемых статей затрат в бухучете».
Материальные расходы в налоговом учете
Значительную часть затрат в хозяйственной деятельности предприятия занимают материальные расходы. От их правильного учета зависит сумма налога на прибыль. Для формирования налогооблагаемой базы необходимо пользоваться Налоговым кодексом, согласно которому не все произведенные затраты могут быть включены в расходы.
В налоговом законодательстве расходами признаются экономически обоснованные (направленные на получение прибыли) и документально подтвержденные (оформленные в соответствии с законом) затраты, произведенные налогоплательщиком. Они делятся:
Материальные расходы входят в группу, связанную с производством и реализацией, и подробно описаны в ст. 254 Налогового кодекса. К ним относится все, что имеет вещественную и денежную характеристику, используется при производстве продукции и оказании услуг, а также все затраты, направленные на реализацию: упаковка, транспортировка, хранение и другое.
При списании материалов и сырья в себестоимость продукции предприятие вправе самостоятельно выбрать и применить один из способов (п. 8 ст. 254 НК РФ):
Методы применения этих способов оценки аналогичны тем, которые используются в бухгалтерском учете и предусмотрены п. 36 ФСБУ 5/2019.
Подробно и на примерах способы оценки материалов при их списании описаны в Готовом решении от КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в материал.
Налоговый кодекс: статьи, касающиеся учета расходов
При расчете налогооблагаемой базы для налога на прибыль нужно придерживаться ст. 254, в которой определен перечень материальных затрат. Этот перечень может быть дополнен другими затратами, необходимыми для функционирования организации и подтвержденными документально (п. 1 ст. 252).
Также нужно учитывать нормы ст. 270, содержащей список расходов, которые не должны учитываться при формировании налогооблагаемой базы.
Налоговым кодексом в ст. 272 и 273 раскрыты способы признания расходов: по начислению или кассовому методу при фактических затратах, которые предприятие вправе выбрать самостоятельно и зафиксировать это в учетной политике с начала следующего налогового периода.
О разнице между различными видами учета узнайте из статьи «Расхождения между бухгалтерским и налоговым учетом».
Итоги
Предприятие вправе произвести необходимые для деятельности расходы, которые существенно снизят фактическую прибыль, но для определения налогооблагаемой базы не все расходы могут быть учтены. Для правильного их разграничения принятые методы бухгалтерского учета необходимо отразить в учетной политике.
Учет затрат на производство
Учет затрат на производство ведут, чтобы понимать, какие товары, работы и услуги выгодно производить, где можно сэкономить, из чего формируется себестоимость. Разберемся, что к ним относится, как вести учет и в чем могут возникнуть сложности.
Что входит в состав затрат на производство
Затраты на производство относятся к расходам по обычным видам деятельности. Их учет регулирует ПБУ 10/99. Чтобы посчитать общую сумму затрат на производство, надо сгруппировать все расходы по следующим элементам.
Вид затрат | Что относится | Счета |
---|---|---|
Материальные затраты | Дебетовый оборот по счетам учета затрат (20,23,25,26,28,29,44) в корреспонденции со счетами 10, 60, 76, 94 и др. | |
Затраты на оплату труда | Любые начисления сотрудникам в деньгах или имуществе, стимулирующие, надбавки, компенсации, премии, предусмотренные законом или договором. | Дебетовый оборот по счетам учета затрат в корреспонденции со счетами 70, 96 и др. |
Страховые взносы | Взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное (в т. ч. на травматизм) страхование. Взносы на добровольное страхование. | Дебетовый оборот по счетам учета затрат в корреспонденции со счетами 69, 96, 76-15 |
Амортизация | Амортизационные отчисления по основным средствам, нематериальным и поисковым активам. | Дебетовый оборот по счетам учета затрат в корреспонденции со счетами 02 и 05 |
Прочие затраты | Комиссии сторонних организаций, оплата аренды и лизинга, налоги, расходы на командировки, консультации, канцелярию, связь, услуги банков и др. | Дебетовый оборот по счетам учета затрат в корреспонденции со счетами 60 и 76 и др. |
Во всех случаях не нужно учитывать внутренние обороты между счетами учета затрат на производство и обороты, связанные с передачей готовой продукции и товаров для собственных нужд.
Отдельно в управленческих целях организуют учет расходов по статьям затрат. Их организация уже устанавливает сама, учитывая особенности своей деятельности. Например, у строительных и добывающих организаций в учете очень много тонкостей, которые раскрыты в отраслевых инструкциях.
Прямые и косвенные расходы
Все затраты на производство делятся на прямые и косвенные. От типа зависит, как они включаются в себестоимость продукции.
Прямые затраты — участвуют в производстве определенного товара (работы, услуги) и относятся именно на нее. Например, сырье, материалы, зарплата персонала и страховые взносы с нее.
Косвенные затраты — участвуют в производстве всей продукции компании, поэтому нельзя их отнести на определенный вид. Это затраты на управление и обслуживание, например, коммунальные ресурсы, зарплата бухгалтерии, аренда, амортизация.
Так как они относятся сразу ко всему, надо их распределять. Для этого компании выбирают базу и закрепляют в учетной политике. Это может быть объем выпуска, численность персонала, выручка, оплата труда, объем использованного сырья и пр.
Пример. Организация выпускает продукцию А и Б. Общие затраты на электричество составили 100 000 рублей. В учетной политике прописано, что косвенные расходы распределяются пропорционально доле сырья, использованного на каждый вид изделий. За месяц на продукт А ушло 2 тонны сырья, на продукт Б — 4 тонны.
Тогда затраты на электричество в себестоимости товаров учтут так:
Организации сами определяют точный список прямых и косвенных затрат. В бухучете их надо отражать в момент возникновения, а признавать на основе первичных документов.
На каких счетах вести учет затрат на производство
В плане счетов для них предусмотрен специальный раздел III «Затраты на производство» (Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н). В него попадают счета с 20 по 29:
Если прибавить к этим счетам 44 «Расходы на продажу», то получится комплекс счетов для учета затрат на производство и реализацию.
Упрощенный учет затрат на производство
Закон № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» дает некоторым организациям право вести бухучет в упрощенном порядке. Это могут делать субъекты малого предпринимательства, некоммерческие организации и Сколковцы.
Вот что дает компаниям упрощенный учет:
Типовые проводки по учету затрат на производство
На счете 20 обобщается вся информация о производстве продукции, для которого была создана организация. Вот стандартные проводки по основному производству:
Проводка | Суть операции |
---|---|
Дт 20 Кт 10 | Списываем материалы на нужды основного производства |
Дт 20 Кт 02 | Отражаем амортизацию основного средства |
Дт 20 Кт 70 (69) | Отражаем начисленную зарплату работников и взносы с нее |
Дт 20 Кт 68 | Показываем начисленные налоги и сборы |
Дт 20 Кт 23 | Списываем себестоимость работ по обслуживанию производства |
Дт 20 Кт 60,76 | Списываем стоимость работ и услуг сторонних компаний |
Дт 20 Кт 25,26 | Списываем косвенные расходы на управление производством и его обслуживание |
Дт 20 Кт 28 | Учитываем потери от брака как расходы |
Получается, что в Дт 20 объединяются расходы всех подразделений, которые формируют себестоимость продукции. Так ведут сводный учет затрат на производство. Затем со счета 20 суммы списываются на счета 43, 40, 90 и др.
Как калькулировать себестоимость
Есть три основных метода учета затрат и расчета себестоимости.
Позаказный метод. Его применяют при единичном и мелкосерийном производстве, работе по договорам подряда или оказания услуг, производстве технически сложных изделий или продукции с длительным циклом.
Учет затрат ведут по конкретному заказу или группе однородных. Для каждого заказа заводят карточку. Прямые затраты на их выполнение отражают по дебету счета 20. Для аналитического учета по каждому заказу открывают отдельные субсчета.
Общепроизводственные и общехозяйственные расходы накапливаются на счетах 25 и 26, а после выполнения заказа в конце месяца списываются на основное производство. Они распределяются пропорционально базе (пример был выше).
Попроцессный метод. Применяют, когда готовую продукцию создают из переработанного исходного сырья (добывающая и текстильная промышленность, производство пластмассы, цемента и пр).
Тут учет затрат ведут по каждому процессу. Для этого открывают калькуляции и ведут по всему выпуску продукции или по каждому подразделению. Заполняют их на основе первичных документов.
Прямые затраты показывают по дебету 20. Счета 25 и 26 списываются в него в конце месяца.
Попередельный метод. Его часто применяют для производства, в котором есть группы постоянно повторяющихся технологических операций: нефтепереработка, химическая и пищевая промышленность и пр.
Учет ведут по стадиям производственных процессов (переделам). Объектом калькулирования себестоимости может быть как готовая продукция, так и полуфабрикаты, изготовленные на каждом переделе.
Учет прямых затрат ведут на счете 20. А счета 25 и 26 списывают в дебет 20 в конце месяца.
Попробуйте вести учет производства в Контур.Бухгалтерии. Сервис помогает оформить выпуск и продажу готовой продукции. При закрытии месяца Бухгалтерия корректирует себестоимость, а еще умеет автоматически создавать проводки и изменять счета, когда продукция продана, списана или передана на хранение. Все возможности сервиса можно бесплатно попробовать — дарим 14 дней новым пользователям.
Что включают в себя прямые затраты в смете
О методах классификации затрат читайте в статье «Состав включаемых в себестоимость продукции затрат».
Затраты на основную зарплату рабочих относятся к производственному персоналу, который напрямую участвует в строительстве и перемещении материалов. В стоимость стройматериалов входят и затраты на полуфабрикаты, детали, готовые конструкции, а также затраты на их доставку и заготовку. Затраты на эксплуатацию машин и механизмов рассчитываются на основании времени их эксплуатации и расчетной стоимости машино-часа. В часы работы входит время:
В стоимость машино-часа входит:
Перечень прямых затрат нужно прописать в учетной политике предпрятия. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение. Это бесплатно.
Что входит в прочие прямые затраты
В зависимости от специфики строительных работ в прочие прямые затраты могут входить такие затраты по основной деятельности подрядной организации:
Полный перечень прочих затрат можно найти в приложении № 8 методики, утвержденной приказом Минстроя России от 04.08.2020 № 421/пр.
Как списывать прямые и косвенные затраты в налоговом учете для подсчета налога на прибыль, детально рассказали эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите в Готовое решение, чтобы узнать все подробности данной процедуры.
Итоги
Прямые затраты касаются только определенного объекта строительства, в смете они рассчитываются прямым счетом, то есть без использования процентных ставок. От суммы прямых затрат на строительство зависит сумма накладных затрат, поскольку они находятся как процент, и сметная стоимость строительных работ.
О соотношении прямых и накладных затрат читайте в статье «Какой процент накладных расходов от прямых затрат?».
Состав включаемых в себестоимость продукции затрат
Виды себестоимости и связанные с ними затраты
Себестоимость продукции может формироваться в 2 вариантах:
К непосредственно связанным с производством относятся затраты, которые:
Расходы, не связанные непосредственно с производством, носят название общехозяйственных и складываются из затрат:
Какие затраты формируют полную себестоимость готовой продукции? Ответ на этот вопрос есть в КонсультантПлюс. Изучите материал, получив пробный доступ к системе К+ бесплатно.
Какие затраты входят в перечень прямых расходов?
Прямые расходы производства зависят в первую очередь от вида создаваемой продукции (например, материалоемкая или нет) и чаще всего состоят из:
Если есть возможность организовать учет с отнесением на определенный вид продукции, то в составе прямых расходов могут быть также учтены:
Сбор прямых расходов ведут на счетах бухучета применительно к выделяемым на них калькуляционным единицам продукции (заказам или переделам):
Перечень затрат для этих счетов, как правило, делается общим, детализируясь только в части материальных расходов, среди которых могут быть выделены:
По прямым расходам допускается оценивать незавершенное производство. Подробнее об этом читайте в статье «Незавершенное производство в бухгалтерском учете».
Какими могут быть накладные расходы производственного характера?
В состав накладных расходов производственного характера по каждому из производственных подразделений будут входить:
В т. ч. в составе накладных расходов производственного характера будут отражаться те расходы, которые могли бы входить в состав прямых, но организация распределения их по объектам калькулирования либо невозможна, либо требует неоправданно высоких трудозатрат:
Учет расходов накладных расходов производственного характера ведется на счете 25, который может быть открыт:
Расходы, собранные на счете 25, ежемесячно распределяют между калькуляционными единицами, в отношении которых на счетах учета прямых затрат ведется сбор прямых расходов на производство. Базой распределения выбирается либо один из видов прямых расходов (материалы, зарплата), либо их общая сумма.
Что входит в состав постоянных затрат и как они относятся на себестоимость готовой продукции, узнайте в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Состав затрат общехозяйственного назначения
Расходы общехозяйственного назначения имеют перечень, схожий с перечнем накладных расходов производственного характера. Сюда будут относиться:
Дополнительно могут присутствовать расходы на:
Затраты общехозяйственного назначения также собирают по каждому из подразделений, аккумулируя их на счете 26. Ежемесячно этот счет закрывают. Собранные на нем суммы возможно учесть двумя способами:
О том, как формируется себестоимость при позаказном методе учета затрат, читайте в материале «Позаказный метод учета затрат и калькулирования себестоимости».
Где определяется состав расходов?
На каждый вид производимой продукции организацией самостоятельно разрабатывается ее плановая калькуляция, определяющая количественный состав основных материальных и трудовых затрат на ее создание. Эта калькуляция ложится в основу перечня прямых расходов на производство и позволяет контролировать фактические объемы вложенных в производство конкретных видов продукции ресурсов.
Также самостоятельно организации предстоит создать конкретные перечни затрат (справочники) по каждому из счетов учета накладных расходов, детализируя их в необходимой степени и присваивая определенный цифровой шифр каждой выделенной статье. Наличие шифра существенно облегчает указание на статью затрат в первичных документах, которыми оформляют отнесение на расходы. Такой справочник может быть многоуровневым, что даст возможность получать учетные данные как по отдельным элементам затрат, входящим в статью, так и по каждой статье, а также по группам затрат. Например, в составе статьи «Ремонт основных средств» можно выделить подстатьи «Капитальный ремонт» и «Текущий ремонт». В составе каждой подстатьи могут быть выделены элементы, отражающие вид основного средства (недвижимость, оборудование, транспорт, прочие ОС) и то, кем делался ремонт (собственным подразделением или сторонней организацией). Детализацию справочников следует осуществлять с таким расчетом, чтобы они давали возможность получения необходимой для составления разного рода отчетов информации с минимальным количеством дополнительных действий с ней.
Кроме того, организации необходимо определить:
Все вышеуказанные моменты фиксируются в приказе по учетной политике. При этом все справочники статей затрат и перечни объектов калькулирования будут являться приложениями к этому приказу.
Итоги
Состав затрат, формирующих себестоимость продукции, их детализация и то, на каком уровне будет определяться эта себестоимость, организация устанавливает сама. Также самостоятельно ею выбирается порядок включения накладных расходов в себестоимость калькуляционных единиц. Все принятые решения фиксируются в приказе по учетной политике.
Виды издержек
Себестоимость продукта или услуги — это все расходы, понесенные для их создания. Но затраты бывают разные, и каждая компания использует свою группировку. Кто-то считает переменные и постоянные траты, кто-то учитывает только прямые и косвенные и так далее. Выбор классификации зависит от специфики предприятия и системы управленческого учета внутри компании. Разберемся, какие виды издержек выделяют чаще всего.
Переменные и постоянные
Это очень популярная классификация. Издержки распределяются исходя из того, как они связаны с объемом производства.
Переменные затраты
Переменные издержки — это все затраты компании, которые зависят от объема производства. То есть, чем больше вы выпустите продукции, тем больше затрат понесете. Про эти траты мы подробно рассказали в статье «Что такое переменные издержки».
К переменным издержкам относятся:
Переменные издержки бывают разные. Часть из них прямо пропорциональна выпуску продукции, их так и называют — переменные пропорциональные. Есть те, которые растут медленнее, чем объем производства — дегрессивные издержки. А есть, наоборот, растущие быстрее выпуска — прогрессивные.
Постоянные затраты
Постоянные издержки противопоставлены переменным. Они никак не зависят от выпуска. Даже если компания не работает и ничего не выпускает, издержки все равно возникают. Например:
Про эти затраты мы подробно рассказали в статье «Что относится к постоянным издержкам».
Прямые и косвенные издержки
Для распределения на прямые и косвенные затраты компания должна определить, можно ли отнести определенную статью затрат на конкретный продукт или нельзя.
Прямые затраты
Прямые издержки можно прямо относить на себестоимость каждой единицы продукции. Например, затраты на воду, сахар и сироп для изготовления лимонада можно без проблем рассчитать на каждую единицу. К прямым затратам относят:
Косвенные затраты
Косвенные затраты связаны в целом с производством, отнести их на конкретный продукт нельзя. Например, для изготовления лимонада нужно ремонтировать оборудование, убирать цех и так далее. К косвенным издержкам относят:
Для расчета себестоимости косвенные издержки распределяются относительно какой-то базы. Например, относительно материальных затрат или фонда оплаты труда.
Прямые и косвенные издержки очень тесно переплетены с переменными или постоянными. Во многом они даже похожи, но не всегда. Например, затраты на доставку готовой продукции — это переменная статья затрат. Но если позиций много, распределить затраты на доставку на отдельный продукт нельзя. Поэтому достака — это переменная косвенная затрата.
Производственные и непроизводственные издержки
Затраты группируются в зависимости от того, участвуют ли они в производственном процессе или нет.
Производственные издержки
Это траты, связанные с производством. К ним относятся практически все переменные и прямые затраты:
Непроизводственные издержки
Это расходы, которые прямо с производством не связаны, но без них компания существовать не может. Например:
Явные и неявные или бухгалтерские и экономические издержки
Эта группировка встречается гораздо реже, чем предыдущие. Тут издержки определяются по принципу их фактического наличия.
Явные бухгалтерские издержки
Это все затраты, которые зафиксированы в бухгалтерском учете. Поэтому они явные, их очень легко определить. К ним относятся все постоянные и переменные издержки: зарплата, расходы на сырье, аренда, амортизация и так далее. С явными издержками проблем не возникает.
Явные издержки на виду. Всегда есть документы, доказывающие их наличие: счета, накладные, акты и так далее.
Неявные экономические издержки
Неявные издержки скрыты, их в бухучете не фиксируют. Это затраты, которые возникают из-за принятия тех или иных управленческих решений.
Например, компания занимается продажей сахара. Это биржевой продукт, цена на который меняется ежедневно. Руководитель может принять решение не продавать сахар сегодня по 60 руб/кг,а продать через неделю. Если цена упадет, это будут неявные издержки. В учете они не зафиксированы, но по факту они существуют, и их можно избежать, если принять другое решение. Неявные издержки — это упущенная выгода компании.
Предприниматель всегда оценивает каждый свой шаг. С кем подписать договор, в какой пропорции производить продукцию, по какой цене продавать. Он выделяет неявные издержки, чтобы понять, какое решение в итоге принесет больше прибыли.
Неявные издержки несет даже собственник бизнеса. Например, он мог пойти работать по найму, а не заниматься бизнесом. Мог вложить деньги в акции или на банковский депозит и получать процент, а не вкладывать их в дело и так далее.
Возвратные и невозвратные издержки
Затраты группируют в зависимости от того, вернутся ли вложенные деньги обратно или нет.
Возвратные издержки
Предполагается, что эта группа затрат рано или поздно вернется обратно. Например, это большая часть производственных расходов. Ведь сначала компания вкладывает деньги в производство, затем реализует готовую продукцию, тем самым возвращая понесенные затраты и получая прибыль. Примеры таких затрат: расходы на сырье, зарплату и так далее.
Невозвратные издержки
Эти затраты компания несет, но уже никогда не сможет вернуть. То есть они не участвуют в создании прибыли. Например:
Релевантные и нерелевантные издержки
Размер релевантных затрат зависит от принимаемого решения. Нерелевантные издержки компания несёт в любом случае.
Например, поехать в командировку можно на корпоративной машине или поезде. Релевантные затраты — это расходы на бензин или на билет. А вот транспортный налог — это нерелевантная затрата, так как его нужно платить при любом исходе.
Контролируемые и неконтролируемые издержки
Если издержки зависят от предприятия, их называют контролируемыми. Например, это затраты на сырье. Фирма сама устанавливает объем производства, а значит заранее определяет размер затрат на материалы, зарплату и так далее.
Неконтролируемые затраты компания несет независимо от того, хочет она этого или нет. Самый яркий пример — налоги.
Рекомендуем вам облачный сервис Контур.Бухгалтерия. В нем можно вести учет затрат по подразделениям и номенклатуре, строить другие управленческие отчеты. Всем новичкам мы дарим бесплатный пробный период на 14 дней.