Что относится к процессуальным формам взаимодействия при расследовании преступлений

Формы взаимодействия участников раскрытия и расследования преступлений

Принципы взаимодействия: принцип законности, принцип планирования, приоритета роли следователя во взаимодействии, принцип единой цели взаимодействия.

Организация взаимодействия при раскрытии и расследовании преступлений складывается из нескольких этапов. На первом этапе следователь внимательно изучает все материалы дела, определяет задачи, требующие разрешения, и решает вопрос о привлечении других участников, если требуется проведение совместной деятельности. На следующем этапе происходит обмен оперативной информацией. Для проведения оперативно-розыскных мероприятий следователь вместе с сотрудниками розыскных служб определяет сроки проведения оперативных действий, очередность их проведения.

Следующий этап состоит в постоянном внесении изменений и уточнений в план действий по мере осуществления взаимодействия.

Формы взаимодействия бывают процессуальные и непроцессуальные. К процессуальным относятся: оперативно-розыскные мероприятия, выполняемые органами дознания по поручению следователя; розыск по поручению следователя; работа со специалистами; формирование оперативно-следственных групп.

Самой распространенной группой взаимодействия является следственно-оперативная группа. Ее эффективность объясняется тем, что все следственные мероприятия, проводимые ее членами, подчинены общей цели; действия участников контролируются и координируются руководителем группы, а именно следователем; все результаты, полученные в результате проведения мероприятий, позволяют немедленно использовать данные для раскрытия преступлений.

Иногда в следственной практике встречается другая форма объединения следственных работников для расследования преступлений. В такой группе работают только одни следователи одного или разных ведомств. Численность может быть различной.

К непроцессуальным формам взаимодействия относятся: взаимодействие со специалистами и оперативными сотрудниками. Помощь специалистов происходит в форме консультаций и получения справок. Следователь может консультироваться со специалистом о научной обоснованности проведенного экспертного исследования, о возможностях судебной экспертизы. Следователь может также получать оперативную информацию при взаимодействии с оперативными сотрудниками.

Смысл получения оперативной информации заключается в возможности ее использования. Такая информация применяется при формулировании следственных версий, она учитывается при определении направленности расследования.

Таким образом, взаимодействие, осуществляемое в процессуальных и непроцессуальных формах, призвано способствовать успешному выявлению, расследованию и раскрытию преступлений.

Источник

Взаимодействие в процессе расследования преступлений

Материал из CrimLib.info

Что относится к процессуальным формам взаимодействия при расследовании преступлений. Смотреть фото Что относится к процессуальным формам взаимодействия при расследовании преступлений. Смотреть картинку Что относится к процессуальным формам взаимодействия при расследовании преступлений. Картинка про Что относится к процессуальным формам взаимодействия при расследовании преступлений. Фото Что относится к процессуальным формам взаимодействия при расследовании преступлений

Быстрое и полное раскрытие многих преступлений и решение иных задач расследования, как показывает следственный опыт, обычно невозможно без четко согласованных и совместных действий следователей и оперативно-розыскных работников органов дознания. Весьма важно тактически и методически правильно налаженное их сотрудничество при раскрытии убийств, изнасилований, взяточничества, крупных хищений и краж государственного и иного чужого имущества, иных преступлений в сфере экономики и разбойных нападений. Особенно же такое сотрудничество необходимо при расследовании преступлений, совершенных организованными преступными группами. Совместная деятельность следственных органов и оперативно-розыскных подразделений органов дознания при расследовании преступлений получила в криминалистике и следственной практике название «взаимодействие». Совокупность же приемов и способов такого взаимодействия составляет один из важных элементов тактического и методического арсенала расследования преступлений.

Несмотря на то что в понятийном аппарате уголовно-процессуального закона и Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — закон об ОРД) отсутствует термин «взаимодействие», необходимость согласованных действий следователей и оперативно-розыскных органов МВД, Федеральной службы безопасности, налоговой полиции и др., именуемая в криминалистической теории и практике взаимодействием, вытекает из смысла и содержания этих законов. Взаимодействие следователей с оперативно-розыскными органами в соответствии с уголовно-процессуальным законом и законом об ОРД в РФ осуществляется главным образом в процессе предварительного следствия. Однако оно возможно и до возбуждения уголовного дела, и после приостановления предварительного следствия.

Необходимость взаимодействия в процессе предварительного расследования возникает, как правило, тогда, когда после проведения необходимых следственных действий преступление остается нераскрытым или раскрыто не полностью, когда не выявлены или не разысканы все участники преступления, не установлены существенные обстоятельства дела, не проверены важные версии, имеются трудности в отыскании доказательств и проведении отдельных следственных действий.

На стадии возбуждения уголовного дела взаимодействие направлено на получение недостающих для возбуждения дела материалов и их проверку. После приостановления предварительного расследования взаимодействие связано с решением задач по розыску необнаруженного или скрывшегося от следствия преступника.

Оперативно-розыскные меры соответствующих служб в рамках взаимодействия и вне него, носят непроцессуальный, преимущественно поисково-справочный, наблюдательно-обследовательский и разведывательный характер, осуществляются специальными негласными и гласными методами и средствами и имеют своей целью своевременное обнаружение преступлений и лиц, их совершивших, орудий преступления, похищенного имущества, выявление фактических данных, важных для следственной ориентации в сути происшедшего и его деталях, обстоятельствах, способствовавших совершению преступлений, а также розыск лиц, совершивших преступления и скрывающихся от органов следствия.

При этом следственная и оперативно-розыскная деятельность чаще всего протекают параллельно (последовательно или одновременно). В связи с этим именно надлежаще организованное взаимодействие обеспечивает согласованность усилий и единство действий следователя и оперативно-розыскных органов в деле раскрытия, расследования и предупреждения преступлений. Причем это взаимодействие, предполагая общее планово-организационное руководство следователя, в то же время не имеет в виду служебного соподчинения взаимодействующих органов и слияния процессуальной и оперативно-розыскной деятельности. В процессе взаимодействия следователь и оперативно-розыскной орган действуют в строгом и точном соответствии с общим планом совместных действий, с их служебной компетенцией, выполняют только свои функции. Под взаимодействием следователей с оперативно-розыскными органами следует понимать основанную на законе и согласованную по всем принципиальным условиям деятельность указанных лиц и органов, направленную на раскрытие преступлений и решение всех остальных задач их расследования и предупреждения.

Взаимодействие может быть разовым, эпизодическим (связанным лишь с выполнением поручений следователя по отдельным эпизодам дела) и постоянным (осуществляемым на протяжении всего расследования по делу). Постоянный вид взаимодействия чаще всего возможен лишь в рамках расследования, осуществляемого следственно-оперативной группой.

Содержание

Условия взаимодействия

Взаимодействие следователя с оперативно-розыскным органом может быть эффективным лишь при соблюдении ряда принципиальных условий, а именно:

Формы взаимодействия

Основные формы взаимодействия в процессе раскрытия и расследования преступлений сводятся к следующим:

1) своевременному взаимному обмену между субъектами взаимодействия информацией, представляющей следственный и оперативно-розыскной интерес для решения совместных задач;

2) обнаружению оперативно-розыскным органом по горячим следам преступления, требующего предварительного расследования, немедленному возбуждению уголовного дела и началу дознания по нему, своевременной передаче дела следователю и дальнейшим совместным действиям по этому делу;

3) содействию следователю при проведении отдельных следственных действий и криминалистических операций;

4) своевременному, полному и четкому выполнению письменных поручений и требований следователя о производстве оперативно-розыскных мероприятий и отдельных следственных действий;

5) совместному составлению планов расследования и оперативно-розыскных мероприятий по делу (или согласованию этих планов) для наилучшего решения задач раскрытия и расследования;

6) совместной деятельности в рамках постоянно или временно действующих следственных и оперативно-розыскных групп (временно или постоянно действующих);

7) совместной разработке мер пресечения начавшегося и предупреждения готовящегося преступления и профилактических мер специального криминалистического характера по защите различного рода объектов от преступного посягательства;

8) совместному межведомственному обслуживанию и оценке результатов следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий по расследуемому преступлению, по которому осуществляется взаимодействие, и принятию совместных решений по результатам проведенного обсуждения.

Этапы взаимодействия

Первый из них главным образом совпадает со стадией возбуждения уголовного дела, допускающего истребование необходимых материалов и их предварительную доследственную проверку. Чаще всего такую проверку следователь проводит совместно с оперативно-розыскными работниками. При этом может проводиться осмотр места происшествия, в осуществлении которого большую помощь следователю оказывают оперативные работники. Они оказывают помощь в охране места происшествия, обследовании территории, прилегающей к месту происшествия, обнаружении следов преступления, выявлении очевидцев и иных лиц, располагающих сведениями о преступлении и преступнике, применяют служебно-розыскную собаку и др. Следователь вместе с оперативными работниками анализирует собранные материалы и изъятые вещественные доказательства и совместно намечает неотложные следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия.

Данный этап связан и с возбуждением уголовного дела (подлежащего обязательному предварительному расследованию) органом дознания и началом проведения неотложных следственных действий оперативно-розыскными работниками с последующим информированием следователя об этом.

Особенно важно взаимодействие в этот период при оценке информации о противоправной деятельности организованных преступных групп, собранной оперативно-розыскным путем, а также о тщательно замаскированных преступлениях в сфере экономики, связанных с коррупцией, и др. В этих ситуациях обычно возникает необходимость возбуждения уголовного дела не оперативно-розыскным органом, а именно следователем, могущим более квалифицированно разобраться в существе полученных оперативных данных, решить вопрос о наличии оснований для возбуждения подследственного ему уголовного дела и на более высоком уровне провести первоначальные следственные действия. Умелое взаимодействие в подобных случаях создает благоприятные условия для начала быстрого раскрытия преступлений, совершаемых организованной группой преступников.

Второй этап относится к первоначальной стадии расследования. В этот период проводится активная неотложная следственная и оперативно-розыскная деятельность и создается информационный фундамент дальнейшего расследования. И от того, насколько плодотворно налажено взаимодействие на этом этапе, во многом зависит успех расследования уголовного дела в целом. Именно в этот период реализуются все основные формы взаимодействия (совместное и самостоятельное проведение следственных действий, выполнение по заданию следователя оперативно-розыскных мероприятий по горячим следам преступления, совместная разработка и плановая проверка следственных версий, совместное обсуждение полученных результатов и т.д.).

Третий этап совпадает с последующей стадией расследования, связанной с предъявлением обвинения, допросом обвиняемого, проверкой доводов обвиняемого, собиранием дополнительной доказательственной информации и решением всех других задач расследования. Для взаимодействия на этом этапе чаще всего характерна совместная проверка ссылок обвиняемого на алиби, совместные действия по установлению новых источников доказательств, проведение мероприятий по преодолению противодействия расследованию, совместные меры по завершению проверки ранее выдвинутых следственных версий, а также совместный анализ проделанной работы.

Четвертый — заключительный этап взаимодействия соответственно связан и с завершением расследования по делу. В этот период следователь подводит итоги расследования и, в частности, проверяет все ли версии проверены до конца, соблюдены ли все требования уголовно-процессуального закона, достаточно ли убедительно доказана вина обвиняемого, устранены ли противоречия в материалах дела, правильно ли применен закон и т.п. При этом совместное обсуждение отдельных итоговых моментов является важной формой взаимодействия. Именно в этот период чаще всего совместно разрабатываются и реализуются профилактические меры специального криминалистического характера.

Основания взаимодействия

Основанием для начала взаимодействия являются следующие обстоятельства:

Оперативно-розыскные мероприятия, осуществляемые по поручению или указанию следователя или по собственной инициативе оперативных работников (но в рамках взаимодействия), последние выполняют самостоятельно, но согласованно с действиями следователя. Они же сами выбирают конкретные приемы и способы осуществления оперативно-розыскных мероприятий. Ни УПК, ни закон об ОРД не уполномочивают следователя в поручениях указывать способы и методы оперативно-розыскных мероприятий. При этом в своей деятельности оперативно-розыскные работники подчиняются только своему непосредственному и прямому начальнику.

Вместе с тем, когда следователь (в силу объективной необходимости) поручает оперативным работникам проведение отдельных следственных действий, он не только может, но и должен проинструктировать их о наиболее целесообразной тактике проведения с учетом сложившейся следственной ситуации и других обстоятельств, имеющих важное тактическое значение. Поручая проведение оперативным сотрудникам следственных действий, следователь должен иметь в виду то, что это целесообразно делать лишь тогда, когда оно диктуется крайней необходимостью (одновременное проведение нескольких следственных действий в разных местах, невозможность следователя провести следственное действие лично в другом городе, по тактическим соображениям).

При этом оперативным сотрудникам не должно поручаться проведение:

Самое главное — следователь ни в коем случае не должен передоверять расследование оперативно-розыскным работникам.

Важным условием эффективности взаимодействия является социально-психологическая совместимость его субъектов. Игнорирование такой совместимости нередко приводит к созданию конфликтных ситуаций в процессе взаимодействия, что негативно отражается на результатах расследования. При социально-психологической совместимости субъектов взаимодействия между ними не возникает серьезных конфликтов, они быстро находят «общий язык», понимают друг друга «с полуслова», во всем доверяют друг другу, положительно влияют друг на друга, усиливая творческий потенциал расследования. Подобная совместимость чаще всего возникает при длительном служебном общении субъектов взаимодействия, в ходе которого они хорошо узнают друг друга и приноравливаются к особенностям своего характера и вырабатывают меры по нейтрализации индивидуально-психологических свойств, препятствующих эффективному и деловому сотрудничеству. Ее возникновение возможно и у не очень знакомых по служебному общению лиц, но обладающих такими индивидуально-психологическими свойствами, которые наиболее благоприятны для эффективного взаимодействия. Однако в создании условий для такого контакта большую роль играют непосредственные руководители субъектов взаимодействия.

По действующим нормативным положениям следователь не может вводиться в курс всей оперативно-розыскной деятельности работников органов, с ним взаимодействующих. Он вправе знакомиться лишь с той оперативно-розыскной информацией, которая получена по его поручению или оперативными работниками самостоятельно, но в русле совместно намеченных планов взаимодействия и в соответствии с требованиями УПК и закона об ОРД.

Оперативно-розыскные материалы в соответствий с законом об ОРД следователь может использовать главным образом в качестве ориентирующих сведений для подготовки и осуществления следственных действий и проведения дальнейших необходимых оперативно-розыскных мероприятий. Они могут служить основанием для возбуждения уголовного дела, а после соответствующего процессуального оформления, отдельные из них могут стать и доказательствами по делу.

Виды взаимодействия

Очень важным видом взаимодействия является содействие следователю в проведении отдельных следственных действий и особенно таких, как осмотр места происшествия, обыск, допрос и задержание. Взаимодействие при осмотре места происшествия и обыске обычно начинается с подготовки к этим следственным действиям, продолжается в процессе их проведения и заканчивается иногда не сразу после окончания, а после проведения неотложной оперативно-розыскной работы по результатам следственного действия.

В ходе подготовки к осмотру силами органов дознания обеспечивается охрана места происшествия и неприкосновенность его следов, выявляются свидетели, совместно решается вопрос о границах осмотра и приемах его проведения, о возможном времени и порядке использования служебно-розыскной собаки, о способах связи и обмена взаимной информацией при большой территории осмотра и т.д. При подготовке к обыску совместно собирается информация об обыскиваемом лице, месте обыска, обыскиваемых объектах, распределяются обязанности в ходе осмотра, подбираются участники обыска, определяются способы беспрепятственного проникновения на объект и т.д.

В процессе осмотра осуществляется постоянный контакт между следователем и оперативно-розыскными работниками с целью координации совместных действий, обмена полученной информацией, внесения корректив в поисковую работу, совместного обсуждения полученных данных и т.п. Аналогичные контакты имеют место и при обыске.

На заключительных этапах этих следственных действий чаще всего совместно оцениваются полученные данные, проверяется, все ли было осмотрено и обыскано, не пропущено ли чего-либо. В необходимых случаях проводятся дополнительные поисковые действия. Продумывается совместная деятельность по проверке полученных данных, выявлению новых источников доказательств и порой безотлагательно проводится работа по их поиску.

При допросе взаимодействие в основном осуществляется на стадии подготовки к допросу путем обмена взаимной информацией, а иногда и во время допроса (при одновременной безотлагательной проверке данных, выявленных в ходе допроса, например при проверке ссылки на алиби и др.). Осуществляется очно и после допроса по его материалам.

При задержании содействие оказывается не только в самом процессе задержания, которое осуществляется силами оперативно-розыскных органов, но и в выработке тактики самого задержания с учетом сложившейся криминалистической ситуации. Например, совместно определяется момент задержания, численность его участников, набор тактических средств и т.д.

Наиболее же ярким видом взаимодействия является совместная деятельность при розыскной работе с целью розыска преступника, похищенного имущества, возможных свидетелей и иных объектов, имеющих значение для раскрытия и расследования преступлений. Розыскная деятельность наиболее благоприятна для взаимодействия, ибо она обычно объективно складывается из совокупности следственных и розыскных действий следователя и оперативно-розыскных мероприятий. Розыском следователь может заниматься и единолично, его могут осуществлять только оперативные работники, но не процессуальными средствами. Чаще же всего розыск осуществляется совместными усилиями следователя и оперативно-розыскных органов.

Информация, служащая основой для розыскной деятельности, обычно бывает весьма разнообразной, собираемой как следователем, так и оперативно-розыскными сотрудниками. Так, следователь собирает информацию в ходе следственных действий в виде различного рода следов — вещественных доказательств, показаний свидетелей, документов, раскрытых архивных уголовных дел, нераскрытых преступлений и др. Оперативно-розыскные работники получают розыскную информацию в ходе оперативно-розыскных мероприятий, носящую непроцессуальный и в основном ориентирующий характер. На основе совокупной информации составляются розыскные версии, являющиеся одной из разновидностей криминалистической версии. Именно такие версии и обусловливают целенаправленность взаимодействия при розыске. Розыскная версия может выдвигаться и одним следователем, но чаще всего она является продуктом совместной мыслительной деятельности следователя и оперативных работников.

Розыск скрывшегося преступника может осуществляться по горячим следам совместными усилиями, если для этого имеются соответствующие предпосылки, или в процессе местного либо всероссийского розыска. В качестве оснований для розыска по горячим следам в начальный момент расследования обычно служат данные, полученные при первых следственных действиях и указывающие на личность подозреваемого (о признаках его внешности, времени и направлении ухода, побега, отъезда с места происшествия), или демографическая информация, сведения о месте работы или жительства, родственных и иных связях и т.п. При этом следователь использует не только оперативные возможности работников полиции, но и возможности информационных центров МВД, особенно по делам об убийствах, изнасилованиях, разбойных нападениях, кражах и мошенничестве, преступлениях, совершенный организованными сообществами, и др.

Если же не было оснований для розыска по горячим следам или он не дал положительных результатов либо расследование началось спустя длительное время после события преступления, розыск идет. в рамках местного или федерального розыска.

При этом следователь не освобождается от обязанностей проведения самостоятельных розыскных мероприятий. В частности, следователь периодически должен интересоваться любой новой информацией о возможном местонахождении разыскиваемого лица с учетом его родственных и дружеских связей и при появлении таких сведений обязан принимать меры к их проверке (путем направления соответствующих запросов в предприятия, учреждения, организации, бесед с лицами. Обладающими необходимой информацией, и др.).

Не менее важно и взаимодействие при проведении различного рода тактических операций. При этом от уровня проводимой операции зависит объем совместной предварительной, подготовительной, информационной, инструктивной и плановой работы, выбор числа участников и групп участников. Вместе с тем все операции требуют и четко налаженного обмена информацией в ходе проведения операции.

Весьма.распространенным видом взаимодействия является совместная работа следователей с оперативными работниками в рамках следственно-оперативных групп, создаваемых для раскрытия наиболее тяжких преступлений и деяний, совершенных организованными преступными группами.

Следственно-оперативные группы формируются по-разному. Одни могут состоять из переменного состава, выделяемого на каждые сутки только для проведения совместной работы на месте происшествия и связанных с ним необходимых оперативно-розыскных мероприятий. Другие совместно действуют до момента установления лица, совершившего преступление. После завершения неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий уголовное дело передается для дальнейшего расследования по территориальности. Третьи совместно ведут расследование до передачи дела в суд. Следственно-оперативные группы формируются из наиболее квалифицированных следователей и оперативно-розыскных работников, имеющих достаточный опыт работы по раскрытию и расследованию различных видов преступлений, особенно против личности.

Основные способы взаимодействия в рамках этих групп связаны с разработкой плана совместного проведения отдельных следственных действий и иной совместной работы, организацией целенаправленного и четкого обмена информацией между руководителями следственной и оперативной подгрупп и отдельными членами группы, налаживанием должной координации между проводимыми действиями, совместным обсуждением проделанной работы и т.д.

Указанная форма взаимодействия, как показывает следственная практика, весьма прогрессивна и при правильной ее организации обеспечивает немедленное развертывание работы по раскрытию преступлений, особенно против жизни и здоровья людей.

Источник: Криминалистика: Учебник / Отв. ред. Н.П. Яблоков. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ,-2001. — 718 с.

Источник

Взаимодействие следователя с органами дознания

Взаимодействие следователя с органами дознания и экспертно-криминалистическими подразделениями

План главы:
§ 1. Понятие, условия и формы взаимодействия следователя с органами дознания.
§ 2. Взаимодействие следователя и органов дознания при возбуждении и расследовании уголовных дел.
§ 3. Взаимодействие следователя и органа дознания при установлении и розыске лиц, подлежащих привлечению к уголовной ответственности.
§ 4. Взаимодействие следователя с экспертно-криминалистическими подразделениями.

§ 1. Понятие, условия и формы взаимодействия следователя с органами дознания

Быстрое и полное раскрытие преступления, привлечение виновных к уголовной ответственности невозможны без совместной и слаженной работы органов дознания и предварительного следствия.

Необходимость такого взаимодействия вызвана тем, что для выполнения стоящих перед ними задач органы и следствия, и дознания наделены различными полномочиями, используют разные средства и методы расследования и раскрытия преступлений.

Деятельность следователя предполагает, использование, прежде всего, процессуальных средств расследования. Деятельность же органов дознания требует применения административно-правовых, процессуальных и оперативно-розыскных средств. Последние имеют важное значение для выявления и раскрытия неочевидных преступлений, для разоблачения изощренных способов преступной деятельности. Немаловажное значение имеет то обстоятельство, что органы дознания и следствия являются самостоятельными органами расследования и вследствие этого не подчиняются друг другу. Все вышеуказанное требует тщательного урегулирования возникающих между ними организационных и правовых отношений и четкой согласованности решений и действий.

При производстве предварительного следствия нередко возникает необходимость розыска обвиняемого, местонахождение которого неизвестно. Розыск может быть успешным, как правило, только в том случае, если в процессе его производства следователь постоянно взаимодействует с органом дознания.
Розыск обвиняемого представляет собой совместную согласованную деятельность следователя и органа дознания, которые в пределах своих полномочий осуществляют следственные, оперативно-розыскные, а также иные действия, направленные на установление местонахождения обвиняемого.
При этом следователь, как правило, выполняет следственные действия, а орган дознания — розыскные и оперативно-розыскные мероприятия.
Процессуально такое взаимодействие оформляется поручением следователя органам дознания произвести розыск обвиняемого. Следователь выносит об этом постановление. В нем излагаются обстоятельства, побуждающие его объявить розыск, и основные установочные данные разыскиваемого лица; указывается орган дознания, которому поручается производство розыска. К постановлению об объявлении розыска прилагается справка с изложением собранных следователем данных о разыскиваемом, его связях, местах возможного пребывания и т.д. Чем полнее будут эти сведения, тем более успешным окажется розыск.
Постановление об объявлении розыска обвиняемого направляется в соответствующий орган полиции, где заводят розыскное дело и проводят розыскные мероприятия.
Поручение органу дознания производства розыска не освобождает следователя от необходимости самому принимать меры к установлению местонахождения обвиняемого. Розыск обвиняемого должен осуществляться одновременно и следователем, и органом дознания.
В случае, когда преступление осталось нераскрытым, следствию не удалось установить лицо, подлежащее привлечению к ответственности, и, вместе с тем, все следственные возможности для этого исчерпаны, предварительное следствие по делу приостанавливается. Однако розыскная работа по такому приостановленному «глухому» делу должна продолжаться. В этих условиях взаимодействие следователя и органов дознания приобретает определенную специфику.
Взаимодействие следователя и органа дознания в случае неустановления лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, предполагает: 1) принятие следователем с участием органа дознания мер к обнаружению лица, совершившего преступление; 2) согласование действий, которые предпринимают следователь и орган дознания для обнаружения лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого; 3) взаимный обмен получаемой следователем и органом информацией.
Правовые формы взаимодействия по нераскрытым преступлениям предусмотрены уголовно-процессуальным законом, в соответствии с которым следователь помимо собственных действий, направленных на установление лица, подлежащего привлечению к уголовной ответственности, принимает соответствующие меры через органы дознания.
В случае передачи органом дознания следователю дела, по которому на первоначальном этапе расследования не удалось обнаружить лицо, совершившее преступление, орган дознания продолжает принимать меры для установления преступника, уведомляя следователя о результатах, и не прекращает эту деятельность и после приостановления предварительного следствия, поскольку такая обязанность возложена на орган дознания уголовно-процессуальным законом.
Если же оперативно-розыскная работа по преступлению, предварительное следствие по которому приостановлено, вообще не велась, то следователь обязан дать соответствующее поручение органу дознания. На это указывается в постановлении о приостановлении предварительного следствия, либо выносится особое постановление.
Следователь может давать органу дознания и частные письменные поручения о производстве конкретных розыскных действий (проверка по криминалистическим и оперативным учетам; организация наблюдения в местах возможного хранения и сбыта похищенного; и т.д.).
Успех в работе по нераскрытому преступлению возможен лишь тогда, когда следователь действительно, а не ради формы увязывает свою деятельность с оперативно-розыскными возможностями органов дознания. Тогда положительные результаты дают и согласованные планы следственных и оперативно-розыскных мероприятий, и совместное изучение и анализ следователем и сотрудниками органа дознания следственных и оперативных материалов, и постоянная и достоверная взаимная информация о полученных результатах и намечаемых действиях.

§ 4. Взаимодействие следователя с экспертно-криминалистическими подразделениями

Экспертно-криминалистические подразделения играют важную роль в раскрытии и расследовании преступлений. Сотрудники этих учреждений обладают специальными познаниями, необходимыми для обнаружения, фиксации, изъятия и исследования доказательств. В этих же учреждениях концентрируется и систематизируется криминалистически значимая информация, необходимая для эффективного научно-технического обеспечения деятельности следственных органов.
Основными формами взаимодействия следователя со специалистом при раскрытии и расследовании преступлений являются:
1) привлечение специалиста к проведению следственного или иного процессуального действия для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств (например, при осмотре места происшествия, изъятии сравнительных образцов и т.д.);
2) самостоятельное выполнение специалистом действий, имеющих процессуальное значение (производство врачом освидетельствования; проведение документальных проверок на этапе возбуждения уголовного дела и т.п.).
3) получение от специалиста консультаций по вопросам, входящим в его компетенцию, путем дачи показаний либо письменного заключения;
4) привлечение специалиста к процессу назначения и подготовки экспертизы для формулирования и уточнения вопросов эксперту;
5) оказание помощи следователю путем проведения специалистом предварительного исследования доказательств;
6) участие специалиста в выдвижении версий и планировании мероприятий по их проверке с использованием криминалистических средств и методов раскрытия и расследования преступлений.
В целях повышения эффективности взаимодействия специалисты могут быть включены в состав следственно-оперативной группы.
В отличие от специалиста потребность во взаимодействии с экспертом возникает у следователя после принятия им решения о назначении экспертизы, а само взаимодействие начинается на этапе подготовки к ее производству.
Получив задание следователя вместе с постановлением о назначении экспертизы, эксперт, ознакомившись с подлежащими исследованию материалами, оценивает их качество и решает вопрос о достаточности представленных материалов для ответа на поставленные следователем вопросы. В случае необходимости эксперт заявляет ходатайство об истребовании дополнительных материалов (п. 2 ч. 3 ст. 57 УПК РФ). Необходимость в получении дополнительных материалов может возникнуть и в ходе проведения экспертизы.
Особой формой взаимодействия следователя с экспертом являются случаи, когда следователь, используя предоставленное ему ст. 197 УПК РФ право, присутствует при производстве экспертизы. Такое взаимодействие следователя с экспертом при производстве экспертизы может оказаться весьма полезным. С одной стороны, следователь, знакомый с обстоятельствами обнаружения и изъятия представленных для исследования объектов, может дать важные пояснения по возникающим у эксперта вопросам, касающимся средств, приемов и методов, использованных при производстве соответствующих следственных действий. С другой стороны, у следователя появляется возможность получить информацию о содержании и специфике проводимых экспертом действий, что крайне важно для оценки достоверности и обоснованности выводов эксперта.
Наибольшую сложность в организации взаимодействия следователя и экспертно-криминалистических подразделений вызывает подготовка, назначение и проведение комплексных и комиссионных экспертиз, особенно тогда, когда для решения поставленной экспертной задачи привлекаются сведущие лица из экспертных учреждений различной ведомственной принадлежности. Здесь возникают дополнительные вопросы, требующие совместного решения и координации действий следователя с экспертами.
Для следователя, ещё до вынесения постановления о назначении комиссионной экспертизы, важно: во-первых, правильно выбрать экспертные учреждения, которым может быть поручено исследование, и согласовать с их руководителями вопрос о назначении экспертизы; во-вторых, правильно определить, какое из экспертных учреждений будет ведущим. Таковым может быть только учреждение, имеющее соответствующий планируемой экспертизе профиль, кадровый состав и, что не менее важно – способное взять на себя координирующие функции в проведении комиссионного экспертного исследования.
Далее, важно провести с ведущим экспертным учреждением консультации о современных возможностях исследования имеющегося в распоряжении следствия объекта экспертизы и на их основе правильно сформулировать вопросы, подлежащие разрешению.
Ведущее экспертное учреждение, получив постановление о назначении экспертизы и необходимые для ее проведения материалы, должно в дальнейшем согласовать со следователем вопрос о последовательности направления исследуемого объекта в различные экспертно-криминалистические учреждения, сотрудники которых входят в состав комиссии экспертов. Это особенно важно, когда становится ясно, что на определенном этапе исследования потребуется применение экспертных методов или методик, использование которых может изменить исследуемый объект. При возникновении таких ситуаций следует исходить из правила, согласно которому применение разрушающих методов исследования возможно только на завершающем этапе проведения комиссионной (в том числе — комплексной) экспертизы и только по согласованию со следователем.
Дальнейшее взаимодействие следователя с комиссией экспертов обычно связано с направлением следователю запросов и ходатайств о предоставлении дополнительных материалов, необходимых для проведения экспертного исследования, о проведении дополнительных процессуальных действий (например, для получения новых сравнительных образцов), организации пересылки исследуемых объектов из одного экспертного учреждения в другое и т.д.

Вопросы для самоконтроля:
1. Сформулируйте понятие взаимодействия следователя с органами дознания.
2. Назовите общие условия и формы взаимодействия следователя с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
3. Раскройте содержание взаимодействия следователя и органов дознания в процессе расследования уголовных дел.
4. Опишите взаимодействия следователя с органами дознания при розыске обвиняемого.
5. Изложите особенности взаимодействия следователями с экспертно-криминалистическими подразделениями.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *