Что относится к противопоказаниям к семейной системной терапии
Системная семейная психотерапия как метод…
Системная семейная психотерапия – это отдельный вид консультирования, который возник сравнительно недавно. Подход этот отличается от других видов психотерапии тем, что в качестве «клиента» выступает не отдельный человек, являющийся причиной обращения, а вся семья. Семья рассматривается как единый живой организм, где каждый связан со всеми. И если у кого-то из членов семьи есть проявления неблагополучия, то очень часто причины нужно искать в нарушенных отношениях в кругу семьи.
Воздействуя на семейную систему в целом (с помощью специальных техник) психотерапевт стремится скорректировать эмоциональные нарушения в ней, что приводит к гармонизации всех членов семьи, а особенно обратившегося за помощью человека и, в последующем, уже сама семейная система закрепляет и поддерживает результат психотерапевтического воздействия.
Когда же следует обращаться к семейному психотерапевту?
Ответ очевиден – при наличии семейных проблем. Все семейные проблемы подразделяются на явные и скрытые.
К явным проблемам относятся:
Скрытыми проблемами являются:
Как правило, инициатором похода к психотерапевту является кто-нибудь один из семьи, потому что его страдание субъективно переносится тяжелее. И если психотерапевт начинает работать индивидуально с таким клиентом, то он конечно же сможет оказать помощь конкретному человеку, но категорически не сможет изменить условия в которых находится клиент, а тем более на них повлиять.
Возвращаясь после психотерапии домой, в свое социальное окружение (семью), клиент снова попадает под влияние близких ему людей, которые ведут себя по старой привычке. Сам же человек, изменившись после психотерапии, вынужден сопротивляться поведению, мыслям и чувствам со стороны членов семьи. «Нездоровая» семья при этом сводит на нет все результаты терапии, более того способна усугубить страдания клиента, обратившегося за помощью.
Давайте рассмотрим основные этапы воздействия на семейную систему:
Если подвести итог, то можно сказать, что в процессе семейной терапии происходит раскрытие механизмов формирования и организации конкретной семейной системы. При этом становятся очевидными способы взаимодействия между всеми членами семьи.
Системная семейная психотерапия
Системная семейная психотерапия – сравнительно молодое направление в психологии, которое от других методик отличается тем, что врач работает не с одним человеком, а всей семьей. Методика рассматривает семью как «единый организм», который связан между собой. Воздействуя на семейную систему, психотерапевт корректирует появившиеся проблемы, помогает каждому брать ответственность, не перекладывать на других, таким образом достигать гармонии и понимания.
Ход работы
Системный семейный терапевт работает как с отдельными членами, так и всей семьей. Ведет беседы, разрабатывает программы, анализирует формы поведения клиентов, их реакцию на поступки других значимых людей. В ходе терапии рассматривают семейные правила, распределение обязанностей, отношения с другими близкими родственниками.
В процессе работы часто используются ролевые игры, когда люди меняются своими обязанностями, применяется генограмма – которая включает нарисованная со слов клиента схему, которая отображает отношения в семье, взаимоотношения между ее членами (любовь, зависимость, разрыв). Анализ генограммы помогает выявить скрытые источники проблемы. Это далеко не все методы, используемые в семейной терапии, но здесь все индивидуально, зависит от проблемы.
Заключительным этапом семейной психотерапии считается общая рефлексия, которая включает обсуждение новых мыслей и чувств, которые получил каждый после общения с психотерапевтом. На данном этапе корректируются мелкие детали, выстраивается новая модель поведения.
Количество курсов семейной психотерапии зависит от того насколько сильно члены семьи хотят измениться, как быстро найдут понимание и гармонию в отношениях.
Показания к применению
Принципы психологической помощи семье напрямую зависят от проблемы, с которой человек обратился к специалисту. Причин может быть множество, но, как правило, наиболее распространенными проблемами считаются:
Темой для консультации могут выступать и другие проблемы, которые беспокоят людей. Записаться на бесплатную консультацию к психотерапевту можно на сайте Центра нейрореконструкции, где каждый получит помощь специалиста, сохранит семью, вернет доверие, гармонию.
Cемейная терапия
Семейный терапевт должен хорошо владеть различными методами психотерапии, уметь структурировать беседу с различными членами семьи, проявлять необходимую авторитарность, обладать достаточной чуткостью к своим пациентам, быть откровенным, в т.ч., приводя в качестве примеров рассказы о своей семье. Выделяют три типа семейных психотерапевтов: «ведущие», «реагирующие» и «чистильщики систем» ( Beels C., Ferber A., 1969). «Ведущий» психотерапевт, как правило, выступает в роли «супер – родителя» ( структурная семейная терапия); «реагирующий» работает над внутренним потенциалом семьи, одновременно пропуская через себя ее проблему ( психоаналитически – ориентированная семейная терапия Скинера и Витакера); «чистильщики систем» стараются изменить те правила, по которым функционирует семья ( стратегическая семейная терапия Хейли и системная семейная терапия Миланской школы).
Основная последовательность семейной терапии отражена в ее этапах. По мнению большинства отечественных специалистов можно выделить следующие этапы семейной терапии ( Эйдемиллер Э.Г., 1976, 1980; Тысячная З.К., 1979):
В большинстве подходов к терапии семьи, последняя рассматривается как живая открытая система, функционирующая в условиях отсутствия равновесия. Следует отметить, что особую роль в семейной терапии сыграла теория систем Л. фон. Берталанфи. На развитие семейной терапии повлияла теория поля Курта Левина ( Levin K., 1935), в частности получив свое развитие в семейно – психотерапевтических концепциях Отто Баха ( Bach O., 1954; 1957).
Свой вклад в семейную терапию внесли отечественные исследователи: В.К. Мягер, Э.Г. Эйдемиллер ( учение о вертикальных и горизонтальных стрессорах – концепция «патологизирующего семейного наследования», теория жизненного цикла семьи ) А.И. Захаров, Т.М. Мишина, В.М. Воловик, В.В. Костерева и А.С. Спиваковская.
В большинстве руководств, посвященных семейной терапии уделяется внимание нормально функционирующей семье и этапам ее развития. На диагностическом этапе терапии важно определить:
Диагностика семьи
Структурная семейная терапия ( Minuchin S., 1974)
Согласно основным положениям структурной семейной терапии, в патологических семьях существуют интенсивные супружеские конфликты, но главным образом нарушена структура семьи, т.е. имеют место коалиции, включающие представителей разных поколений, запутанные отношения, чрезмерная заботливость и т.д.
Целью структурной семейной терапии является изменение структуры семьи и ролевого поведения ее членов. Предварительным этапом такой терапии является изучение связей между семьей и окружающим ее миром, упорядочение границ семейных подсистем, изучение стилей ролевого поведения. «Запутанный клубок» ( enmeshement) ( Minuchin S., 1974) – понятие, характеризующее определенную структуру искаженных внутрисемейных отношений, в которой не поддерживаются индивидуальные различия и границы между семейными подсистемами, а семейные связи переплетены и запутаны. В таких семьях отдельные члены не могут действовать независимо друг от друга.
Техники структурной семейной терапии
Семейная терапия, ориентирующаяся на рост ( Satir V., 1975; Wchitaker C., 1973; Kempler V., 1975)
Семейная терапия, ориентированная на рост, является одним из основных направлений семейной терапии, при котором терапевтический процесс концентрируется на переживании и выражении чувств, на эмоциях и потребностях отдельных членов семьи. Имеющаяся симптоматика объясняется негативным опытом и нарушениями коммуникации. В данном направлении семейной терапии члены семьи должны приобретать новый опыт обращения с собой и друг с другом, принимать себя и индивидуальность своих родных, становится естественнее и автономнее. Терапевт помогает пациентам раскрыть свои собственные чувства и переживания, вести себя естесттвенно.
Стратегическая семейная терапия ( Haley J., 1977; Selvini – Palazzoli M. et. al., 1977; Warzlawick P., et. al. 1980)
Направление семейной терапии, разработанное т.н. Миланской школой семейных психотерапевтов. В центре этого направления семейной терапии находится изучение системных процессов семьи, которые выражаются в шаблонах взаимодействия, правилах и наблюдаемых рисунках поведения. Лечение, продолжающееся несколько часов, ориентировано на устранение симптомов и разрешение конфликтов, причем проблемы анализируются одна за другой и для каждой разрабатывается своя стратегия психотерапии. В стратегической семейной терапии преобладают парадоксальные техники. Коммуникативное поведение корригируется как во время терапевтических сеансов, так и в процессе выполнения домашних заданий.
Техники стратегической семейной терапии
Семейная психотерапия алкоголизма
Содержание:
Алкоголизм в современном обществе считается наиболее распространенной зависимостью. Его развитие нельзя рассматривать только с медицинской стороны, поскольку на формирование тяги к спиртному оказывают влияние и социальные факторы.
От этой пагубной привычки не может быть застрахован никто: она не зависит от возраста, пола, материального положения и общественного статуса. В наркологии особое место отводят семейной психотерапии алкоголизма, она предполагает не только поддержку алкоголика родными и близкими, но и помощь всем членам семьи, прямо или косвенно связанным с проблематикой.
Сфера действия
Особая психологическая помощь для семей пациентов была разработана Фрейдом и усовершенствована его последователями в середине 20 столетия. Ее назвали семейной психотерапией и первоначально применяли для лечения шизофрении, при этом были задействованы все родственники больного. Это приносило очень хорошие результаты, и способ быстро получил популярность в психиатрии.
В дальнейшем область использования методики расширилась. Ее стали успешно использовать для комплексного лечения всех видов зависимости, в том числе и алкогольной. В основе такого терапевтического метода по Фрейду лежала теория понимания отдельно взятого индивида, его эмоциональных трудностей, поведенческих моделей через семейные отношения. Пациенты получали необходимую мотивацию для первого шага в борьбе с недугом, поддержку на протяжении всего курса лечения и реабилитации. Одновременно оказывалась необходимая психологическая помощь всем членам семьи, поскольку они тоже страдали от алкоголизма близкого человека.
Значение семейной психотерапии при алкоголизме
Без сомнения, пристрастие к спиртным напиткам отца, матери или ребенка имеет негативное влияние на благополучие, согласие и взаимопонимание всей семьи. Это настоящая беда, которая навсегда уносит спокойствие и стабильность, приводит к скандалам, ссорам и финансовым неурядицам.
Пьянство одного или обоих родителей берет верх над родительским долгом и супружескими обязанностями. Дети остаются без присмотра и должного ухода. Недостаток любви и внимания приводит их на улицу или в опасные компании.
Ребята из неблагополучных семей имеют высокий риск попасть в алкогольную или наркотическую неволю. Они теряют некие социальные ориентиры из-за ежедневного негативного примера самых близких людей, а также чаще других подвергаются сексуальному и физическому насилию. Постоянные пьяные дебоши, ссоры и непонимание могут вызвать психические отклонения и задержки в развитии у детей.
У пьющих родителей высока вероятность рождения детей с психическими отклонениями и мертворожденных. Виной этому внутриутробное воздействие токсических веществ на развивающийся плод. Этиловый спирт, попадающий в организм младенца с молоком матери, вызывает физические и психические заболевания, вплоть до формирования у малыша алкогольной привязанности.
Зависимость подростков приносит не меньше горя и проблем, особенно если попытки преодолеть алкоголизм безуспешные, а самочувствие ребенка ухудшается с каждым днем. Беспомощность отца и матери приводит к тому, что они замыкаются в себе, стараются не обнародовать пьянки сына или дочери. Это лишь усугубляет проблему и отдаляет семью от достижения положительного результата.
Это лишь часть сложностей, которые возникают при пьянстве кого-то из родных. Комплексный подход устраняет первопричину этих ситуаций — алкогольное пристрастие, а своевременная семейная психологическая поддержка позволяет не допустить рецидивов в будущем.
Методы
В настоящее время практикуются следующие подходы для психологической поддержки семей:
Семейная психотерапия алкоголизма — неотъемлемая часть лечебного курса
Концепция системного подхода еще с середины 70-х годов прошлого века признала необходимость вовлечения всех членов семьи в процесс излечения. Это приводит к повышению эффективности терапии.
В наркологии практикуются:
Справиться с непростыми вызовами помогает дифференцированная тактика, учитывающая индивидуальные особенности отдельных людей и отношений между ними.
Проблемы, решаемые при помощи психотерапии
Деятельность психотерапевта направлена на устранение всех проблем, возникающих из-за пристрастия к спиртному:
Не стоит относиться к семейной психотерапии больных алкоголизмом как к чему-то эфемерному и неопределенному. Примеры многих людей, которые преодолели сложные ситуации только благодаря такой методике, говорят об ее эффективности и безопасности.
Использование стратегического системного (семейного) подхода в лечении депрессивных расстройств.
Карагандинский государственный медицинский университет
С позиции семейной системной терапии под семейной системой понимают группу людей, связанных не только общим местом проживания и совместным хозяйством. Главной составляющей семьи являются взаимоотношения. То, что происходит в семье, часто не зависит от намерений и желаний людей, входящих в эту семейную систему. Жизнь в семье регулируется свойствами и правилами функционирования семейной системы, подчиняясь двум главным законам: закону гомеостаза и закону развития [1,3,4]. Закон гомеостаза проявляется в том, что каждая система стремится сохранить свое положение, каким бы оно ни было, то есть, система в целом должна остаться без перемен. Следовательно, семейная система стремится остаться в данной точке своего развития, без движения и изменений. Это верно как по отношению к функциональным семьям, так и по отношению к дисфункциональным. Однако, для дисфункциональных семей закон гомеостаза может способствовать усилению дисфункциональности, потому что в таких семьях существует много трудного и мучительного, а закон гомеостаза пытается это тяжелое положение сделать стабильным [3,4].
Симптоматическое поведение может включать широкий спектр болезненных состояний и проявляться как соматической, так и психической патологией. Симптоматическое поведение оказывает сравнительно сильное влияние на окружающих людей, оно непроизвольно и не поддается контролю со стороны пациента. Таким образом, в основе психического расстройства могут находиться дисфункциональные способы общение пациента, имеющего расстройство с остальными членами его семейной системы. Психопатологическое поведение не существует изолированно от человека, оно является одним из видов патологического взаимодействия между людьми [3, 6, 7,10].
Со стратегической точки зрения человеческие проблемы могут быть решены с помощью сфокусированных, целенаправленных стратегий, которые разрушают круговую систему взаимодействий, поддерживающих существование проблемы. Используемые психотерапевтические стратегии направлены на возможность ухода от ригидной перспективы восприятия, подводя пациента к другим возможным перспективам, определяющим новую реальность и новые решения. Когда удается добиться одного изменения, даже очень небольшого, становятся необходимыми дальнейшие изменения меньшей важности, цепная реакция которых вызывает последующие более важные изменения в состоянии пациента.
Каждый человек обладает личным опытом и совершенно индивидуальными способами восприятия и переработки реальности. Данное положение необходимо принимать в расчет, а стратегии вмешательства всегда должны быть адаптированы к конкретному пациенту, к контексту его взаимодействий и к его жизненному опыту. Из этих теоретических предпосылок становится очевидным новаторство и альтернативность системной теории по отношению с классическими психологическими и психиатрическими концепциями, ибо все они направлены на анализ интрапсихического и анализ отдаленного прошлого, рассматриваемого в качестве детерминирующих и односторонне направленных причин поведения человека в настоящий момент. Таким образом, происходит переход к совершенно новому способу рассмотрения событий, который нашел свое выражение в семейно-системной терапии. Внутри этой модели терапевтического вмешательства главный фокус внимания концентрируется на общении и на его проявлениях в настоящий момент[5,7].
Приведенный ниже клинический пример является иллюстраций использования стратегического системного (семейного) подхода в лечении пациентки с депрессивным расстройством. Описание работы представлено на основании Регистрационной карты семьи, разработанной Московским институтом семейной системной терапии. Имена членов семьи изменены.
На психотерапевтический прием обратилась пациентка (Жанна, 32 лет), в сопровождении тети (Ольги – 53 года), которая сообщила о том, что у племянницы в течение нескольких месяцев снижен фон настроения, она сильно похудела, у нее нарушен ночной сон, присутствует тревога и плаксивость, постоянные мысли только о матери. Круг общения племянницы резко сужен, она не принимает участия в жизни семьи, игнорирует домашние обязанности, ухаживает за собой только после многократного напоминания.
При первой встречи первые 30 минут работа проводилась совместно с Жанной и Ольгой, в оставшееся время (60 минут) – индивидуально с Жанной. В период встречи Жанна выглядела подавленной, отвечала на вопросы односложно, тихим голосом, неоднократно на глаза наворачивались слезы.
Испробованные ранее средства в решении проблемы: психофармакотерапия, назначенная врачом-психиатром в Берлине около 6 месяцев назад, которая продолжалась (без коррекции доз) и во время психотерапевтической работы.
Исключения из проблемной ситуации: состояние Жанны было хорошим до мая 2010 года, когда была обнаружена злокачественная опухоль легких у ее матери.
Ожидания и желаемые изменения (словами членов семьи): Жанна: восстановление фона настроения, восстановление сна, исчезновение тревоги.
Опасности изменений для членов семьи, страхи, связанные с терапией: отрицает
Взаимодействие членов семьи во время сессии: Ольга доброжелательно говорила о Жанне, проявляла заботу, Жанна была погружена в себя, периодически на глаза наворачивались слезы.
Таким образом, на основании предъявляемых жалоб, анамнестических сведений, сообщенных родственницей больной, описания состояния пациентки на момент беседы был выставлен диагноз: Расстройство адаптации. Пролонгированная депрессивная реакция. F43.21
В течение первой встречи психотерапевтические техники включали в себя сбор информации, домашнее задание, информирование о жизненном цикле семьи.
Домашнее задание: определение и описание эго-состояний, формирование «банка поглаживаний»
Распределение по комнатам: в Берлине Жанна с матерью живут в 2-х комнатной квартире, у каждой своя комната.
Данные из истории семьи.
Важнейшие характеристики, события и модели взаимоотношений в прародительской семье Жанны по линии отца: об отце Жанны известно лишь то, что в возрасте 38 лет от умер от инсульта, злоупотреблял алкоголем.
Стадия жизненного цикла семьи (задачи и проблемы, стоящие перед семьей): незавершенная сепарация между матерью и дочерью.
Особенности ролей: Дина – глава семьи, все решения принимает она, Жанна подчиняется решению матери
Внешние: жесткие
Внутренние: размытые
очень высокая (запутанный тип семьи)
Иерархия: мама доминирует
очень низкая (ригидный тип)
Отмеченные семейные правила, регулирующие коммуникацию: Жанна- во всем подчиняться маме, не проявлять собственную инициативу.
Способы влияния членов семьи друг на друга. Модели функционирования: болезненные симптомы: Жанна – скрытое послание к матери «если я буду слабая и буду болеть, мама должна выздороветь, чтобы продолжать заботиться обо мне». Следует отметить, что пролонгированное депрессивное состояние Жанны, является метафорой проблемы, и, одновременно представляет собой ее решение, предпринятое пациенткой, хотя и неудовлетворительное.
Явные и скрытые конфликты: скрытый конфликт между Жанной и семьей тети «Как они могут радоваться, улыбаться, заниматься делами, когда МОЯ мама больна?»
«Порочный круг», включающий симптоматическое поведение: известие о тяжелой болезни матери привели к снижению фона настроения, тревоге, нарушению сна и продуктивности в поисках работы у Жанны. Дина, находясь в тяжелом состоянии, как могла поддерживала дочь, вселяя в нее уверенность, в том, что она выздоровеет, и все будет «как обычно»: она будет заботиться и опекать Жанну, защищать ее от «невзгод». Однако нарастание тяжести заболевания у Дины, приводили Жанну еще к более беспомощному состоянию, игнорированию возможности проявлять взрослую часть личности, и Дина, борясь за собственную жизнь, успокаивала и продолжала оберегать Жанну-«ребенка», когда ее силы иссякли, она направила Жанну к сестре, чтобы уже сестра («взрослый человек») позаботилась о Жанне – «ребенке». Видя утяжеляющееся состояние матери, у Жанны продолжали нарастать болезненные симптомы.
Символический смысл и функции симптома: символическая защита от смерти матери «если я слабая и нуждающаяся в помощи, мама неизбежно должна быть сильной и быть здоровой, чтобы заботиться обо мне»
Скрытый запрос: помочь маме
Формы и выраженность сопротивления: сохранение позиции «ребенка»
Ресурсы: любовь к матери, пунктуальность, трудолюбие
Предварительная рабочая гипотеза: незавершенная сепарация между Жанной и Диной.
План на следующую встречу: уточнение гипотезы, анализ домашнего задания. Индивидуальная работа с Жанной.
Цель терапии и возможные этапы работы: работа по сепарации, формированию личностной зрелости.
2-ая встреча (через неделю) Время работы 1 час 30 минут
Краткое описание встречи и использованных техник: анализ домашнего задания, циркулярные вопросы, позитивное переформулирование, информирование о процессе сепарации.
Отмечалась положительная динамика психического состояния Жаны: несколько снизилась тревога, уменьшилась плаксивость, улучшился сон, снизилась психомоторная заторможенность, выполнила домашнее задание.
Динамика семейной структуры: отсутствовала
Динамика характера взаимодействий: отсутствовала
Домашнее задание на следующую встречу: 1)продолжение работы с эго-состояниями, 2)работа по развитию взрослой части личности, 3) написать метафору на тему «психологического рождения»,4) при разговоре с мамой по телефону давать маме поддержку
Уточнение рабочей гипотезы, другие дополнения и информация: продолжает принимать лечение, выписанное в Германии
План на следующую встречу: продолжение работы по сепарации
3-ая встреча (через неделю) Время работы 1 час 30 минут
Краткое описание встречи и использованных техник: анализ домашнего задания, циркулярные вопросы, позитивное переформулирование, метафоры.
Краткое описание встречи и использованных техник:
Отмечалась положительная динамика психического состояния Жаны: фон настроения значительно улучшился, улучшился аппетит, отсутствует раздражительность по отношению к тете и двоюродным брату и сестре. Домашнее задание выполнила, при разговорах с матерью по телефону отсутствовали слезы.
Динамика семейной структуры отсутствовала
Отмечалась динамика характера взаимодействий.
Домашнее задание: продолжение работы по развитию взрослой части личности, работы по структурированию времени, создание позитивного образа себя в будущем.
План на следующую встречу: работа с картами «Морено»
4-ая встреча (через неделю) Время работы 1 час 30 минут
Краткое описание встречи и использованных техник: анализ домашнего задания, позитивное переформулирование, циркулярные вопросы, работа с картами «Морено»
Встреча прошла продуктивно, Жанна проявляла активность в работе. Прекратились слезы, с мамой разговаривает спокойно. Взаимоотношение в семье с тетей и двоюродными братом и сестрой хорошие. Собирается возвращаться в Германию.
Динамика семейной структуры отсутствовала
Отмечалась динамика характера взаимодействий.
Домашнее задание: составление генограммы
План на следующую встречу: работа с генограммой
5-ая встреча. (через неделю) Время работы 1 час 30 минут
Краткое описание встречи и использованных техник: анализ домашнего задания, позитивное переформулирование, работа с генограммой
Встреча прошла продуктивно, домашнее задание было выполнено. В клиническом плане признаки депрессии отсутствовали. Фон настроения ровный, коммуникативные функции не нарушены. При работе с генограммой обозначились и осознались Жанной ключевые моменты, расширяющие спектр адаптивного и функционального поведения в дальнейшем.
Отмечалась динамика характера взаимодействий. Отсутствуют слезы при общении с мамой. Через несколько дней Жанна возвращается в Германию.
Заключение
Из представленного клинического случая видно, что анализ психопатологического поведения человека с точки зрения системного подхода расширяет спектр психотерапевтических возможностей и меняет перспективу исследования человеческой личности и поведения. Психопатологическая симптоматика, присутствующая у пациентки, (пролонгированная депрессивная реакция), являлась метафорой проблемы (незавершенной сепарацией с матерью, игнорированием взрослой части собственной личности). Таким образом, использование стратегического системного психотерапевтического подхода позволило в короткие сроки нивелировать депрессивную симптоматику пациентки, восстановит социальную активность и расширить ее адаптационные возможности.
Литература
1.Будинайте Г.Л., Вагра А.Я. Теоретические основы системной семейной психотерапии- Классика и современность. Москва Класс- 2005.
2.Бейтсон Г. Экология разума М. Смысл, 2000.
3.Варга А.Я. Системная семейная психотерапия //Основные направления современной психотерапии. — М.: Когито-Центр, 2000. — С. 180—224.
4.Варга А.Я. Введение в системную семейную психотерапию. Москва Когито-Центр, 2009
5.Вацлавик П., Бивин Д. Джексон. Д, Психология межличностной коммуникации. СПб, Речь 2000.
6.Витакер К., Бамберри В. Танцы с семьей. — М.: НФ “Класс”, 1997.
8.Пэпп П. Семейная терапия и ее парадоксы. — М.: НФ “Класс”, 1998.
9.Сетров М.И. Принцип системности и его основные понятия // Проблемы методологии системного исследования. М., 1970.
10.Черников А.В. Системная семейная терапия // Методы современной психотерапии: Учебное пособие. — М.: НФ “Класс”, 2001.— С. 13—51.
11. Эриксон Э. Детство и общество СПб, Речь 2002
Резюме
Использование стратегического системного (семейного) подхода в лечении депрессивных расстройств.
В статье изложен материал, иллюстрирующий использование стратегического системного подхода в работе с пациенткой с пролонгированной депрессивной реакцией. Используемые психотерапевтические стратегии были направлены на возможность ухода пациента от ригидной перспективы восприятия, подводя его к другим возможным перспективам, определяющим новую реальность и новые возможные решения проблемной ситуации.