Что относится к простою по вине работодателя
Оформление вынужденного простоя по вине работодателя
Простой – временная приостановка рабочих процессов на предприятии. Подразделяется на несколько видов: по вине работодателя, по вине сотрудника и по независящим причинам. Определение вида простоя принципиально, так как от этого зависит начисление компенсаций работникам.
Вопрос: Незаконно уволенный работник восстановлен на работе по решению суда. Как определить сумму выплат работнику за время вынужденного прогула, если весь период вынужденного прогула в организации был объявлен простой по вине работодателя?
Посмотреть ответ
Простой по вине работодателя согласно ТК РФ
Вопросы, касающиеся приостановки рабочих процессов, изложены в статье 72 пункте 2 ТК. Согласно кодексу, простой – это временная остановка работ по техническим, экономическим или управленческим причинам. В ТК не изложены все нюансы этого явления. В частности, отсутствуют сведения о вероятных причинах простоя, его сроках. Все это определяется руководителем компании в индивидуальном порядке. Согласно части 1 статьи 157 ТК, в процессе приостановки рабочих процессов по вине работодателя сотрудникам начисляются компенсации.
Вопрос: Как оформить простой по вине работодателя? Могут ли работники во время простоя отсутствовать на рабочем месте?
Посмотреть ответ
Остановка деятельности предприятия может произойти по следующим причинам:
ВНИМАНИЕ! Далеко не всегда в простое виновен работодатель. Иногда приостановка возникает из-за форс-мажора. В этом случае считается, что виновное лицо отсутствует, так как проблема возникла из-за причин, независящих от представителей организации. Также простой часто возникает по вине работника. К примеру, такая ситуация возможна при поломке оборудования сотрудником.
Пошаговое оформление простоя
Простой обязательно нужно оформить. Просто приостановить работу предприятия и отправить всех сотрудников в отпуск не получится. Рассмотрим основные шаги по оформлению простоя:
Еще один обязательный пункт – расчет компенсаций сотрудникам.
ВАЖНО! Если предполагается, что сотрудники должны выходить на работу в период простоя, это нужно оговорить в приказе. Если в приказе ничего сказано не будет, работники могут не выходить на свое место службы. Увольнение их за прогул в данном случае будет незаконным.
Оплата простоя по вине работодателя
Приостановка рабочих процессов по вине работодателя оплачивается. Рассмотрим порядок начисления компенсаций:
Компенсация выплачивается после выхода на работу.
Пример расчета
Сотрудник Сидоров В. И. получает за отработанную смену 900 рублей. Длительность простоя составляет 10 дней. 900 умножается на 10. Результат составит 9 000 рублей. Размер компенсации 9 000 * 2/3 = 6 000 рублей.
Оплата больничного
Больничный будет оплачиваться только в том случае, если человек вышел на него до первого дня простоя. Выплаты производятся по ставке 2/3 от средней зарплаты. Выход на больничный в период приостановки работ не предполагает выплаты компенсаций.
Обязанности работодателя
Работодатель имеет следующие обязанности в период простоя:
Работодатель не имеет права отправлять сотрудников в неоплачиваемый отпуск.
Перевод сотрудника на другое место в период простоя
Руководитель имеет право на перевод сотрудника в другой отдел или на другую должность. Это наиболее оптимальный выход и для работодателя, и для работника. Однако подобное решение принимается редко, так как для его реализации нужны свободные места на предприятии.
ВАЖНО! Перевод лица без его согласия возможен только в том случае, если простой длится не более месяца, а сотруднику предлагается должность, равная его квалификации. Также на новом месте работник должен получать зарплату, размер которой аналогичен его прежней оплате труда. Если одно из этих условий не выполняется, на перевод требуется согласие служащего.
Максимальная продолжительность перевода – 12 месяцев. После истечения года руководитель должен или вернуть сотруднику его прежнюю должность, или официально оформить его на новой.
Что делать, если работодатель нарушает права сотрудника?
Рассмотрим самые распространенные нарушения со стороны работодателя:
Во всех этих случаях сотрудник вправе обратиться сначала в трудовую инспекцию, а затем в прокуратуру.
К недобросовестному руководителю могут быть применены следующие санкции:
Судебные тяжбы – это длительный процесс. Поэтому перед ним рекомендуется попытаться решить конфликт с руководителем мирным путем. Вполне возможно, что работодатель нарушает закон не из злого умысла. Не все предприниматели хорошо знают положения ТК.
Как ввести простой в организации в период повышенной готовности
эксперт в сфере трудового законодательства и кадрового делопроизводства
Трудовое законодательство скудно на какие-либо правила, по которым устанавливают простой. У нас есть только определение простоя и порядок его оплаты. Расскажем, как действовать на практике
Что такое простой
Простой — временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера (ч. 3 ст. 72.2 ТК РФ). Можно ввести простой или нет — ответ зависит от того, как работодатель в приказе обоснует причины, по которым необходимо ввести простой.
Кто может ввести простой
Решение принимается индивидуально в отношении каждого конкретного случая — единых алгоритмов здесь быть не может.
Вспомним, как развивались события на фоне эпидемиологической обстановки.
Этап 1. До выхода Указа Президента от 25.03.2020 № 206 о нерабочих днях
В этот период вышли нормативные правовые акты глав субъектов Российской Федерации. Приостановили деятельность кафе, ресторанов, салонов красоты и других организаций. Было невозможно обеспечить работников работой. В этом случае простой — корректное правовое решение. Ссылка на соответствующий указ, постановление или распоряжение главы региона позволяла квалифицировать простой по причинам, не зависящим от работника и работодателя.
Работодатель в этом случае имел право ввести простой по причинам, не зависящим от работника и работодателя. И заплатить 2/3 тарифной ставки или оклада.
Несколько другая ситуация возникла, когда появился названный выше указ и работодатель подпадал под его пункт 1, то есть был тем работодателем, на которого распространяются нерабочие дни с сохранением заработной платы.
Этап 2. Появился Указ Президента от 02.04.2020 № 239, нерабочие дни продлили
Главам регионов РФ предоставили право приостановить или ограничить деятельность отдельных организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, а также ИП, за исключением организаций, названных в п. 4 Указа от 02.04.2020 № 239.
Можно вводить простой? Мнения среди экспертов разделились:
В обычной ситуации, когда есть возможность выбирать среди нескольких точек зрения, мы рекомендуем то решение, которое наименее рискованно для работодателя. Нужно учитывать инспекционную практику и возможные трудовые споры с работниками.
Ориентируясь на такой подход, рекомендуем тем работодателям, на которых распространяется Указ о нерабочих днях и деятельность которых приостановлена на этот период, не продлевать простой, введенный до указов, и не вводить его сейчас. Это будет наиболее безопасным для работодателя решением! Издайте приказ о нерабочих днях с сохранением заработной платы. Такие разъяснения также приводятся на сайте онлайнинспекция.рф.Но оценим реальность объективно. Если обойтись без формального подхода. Что сейчас происходит в бизнес-процессах большинства работодателей, которые фонд оплаты труда брали в основном из выручки? Выручки просто нет.
Поэтому рассмотрим еще один подход, как можно обосновать простой в нынешних условиях.
Как обосновать простой в нерабочие дни?
Теперь вспомним о статье 5 Трудового кодекса:
По какой причине вводить простой — экономического, технологического, технического или организационного характера — решать работодателю.
Рекомендация: когда вводите простой, подробно опишите определение и вид простоя:
Квалифицировать вид простоя нужно, чтобы понять, как его оплачивать.
Оплата времени простоя
Как оформить простой
Трудовое законодательство не регламентирует порядок введения простоя. Есть только определение и информация о порядке его оплаты. На практике простой оформляется приказом.
В приказе о простое нужно отразить:
Обратите внимание: срок введения простоя можно определить конкретными датами или же наступлением события, например, до особого распоряжения главы субъекта об отмене режима повышенной готовности. В этом случае рекомендуем в приказе прописать:
Пример формулировки в приказе о простое
«Работники структурных подразделений, указанных в п. 1 настоящего приказа, не должны присутствовать на рабочих местах в период простоя. Работникам в соответствии с п. ___ Постановления Губернатора _______________рекомендована самоизоляция на дому в связи с угрозой массового распространения коронавируса COVID-19».
Рекомендация: ознакомьте работника под роспись с приказом о введении простоя. Иначе потом будет сложно доказать, что работника проинформировали об обязанности не присутствовать на рабочем месте.
Если работника невозможно ознакомить с приказом под роспись
Например, если в связи с эпидемситуацией в регионе работник уже находится дома, то в приказе можно написать формулировку, которую предложил Минтруд в письме от 27.03.2020:
И направьте приказ по электронной почте работникам для ознакомления.
Обязан ли работодатель уведомлять центр занятости о введении простоя
Да. При приостановке производства работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости в течение трех рабочих дней после принятия решения о проведении соответствующих мероприятий (п. 2 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»).
Нужно ли уведомлять центр занятости о введении простоя в целом по организации или при любом введении простоя даже по отдельным работникам некоторых структурных подразделений?
Специалисты Роструда в Письме от 19.03.2012 № 395-6-1 полагают, что речь идет о приостановлении производства в целом. На практике рекомендуют уведомлять центры занятости при любом введении простоя.
Если работодатель не уведомит центр занятости, грозит предупреждение или административный штраф (ст. 19.7 КоАП РФ):
Форма уведомления службы занятости — произвольная.
Выводы
При введении простоя в режиме повышенной готовности важно обосновать причины введения простоя. В приказе объясните, почему требуется именно приостановка работы.
В отличие от введения простоя в «обычной» ситуации, сейчас важно приказом запретить нахождение работников на рабочих местах.
В зависимости от того, насколько работодатель корректно пропишет обоснование необходимости введения простоя, определит, по вине работодателя простой или по не зависящим от него и работника причинам, будет решен вопрос его дальнейшей оплаты.
Если на работодателя распространяется Указ Президента о нерабочих днях с сохранением заработной платы, простой вводить нежелательно — нужно соблюсти правило о нерабочих днях с сохранением заработной платы. В крайнем случае можно рассмотреть вариант простоя по причинам экономического характера, но нужно быть готовым отстаивать свою позицию в судебном порядке при возникновении споров с работниками или проверяющими.
Вынужденный простой по вине работодателя: понятие и оплата по ТК РФ
Отечественная экономика регулярно испытывает взлеты и падения. Только что открытые предприятия терпят убытки, а гиганты, бывшие центрами еще советской промышленности, закрываются. Чтобы спасти предприятие от банкротства владельцы многих компаний пытаются экономить на всем, и прежде всего на заработной плате. Одной из форм подобной экономии является вынужденный простой по вине работодателя.
Что такое простой и его причины
Простой предприятия — это вынужденная мера, связанная с невозможностью выполнения своих обязательств руководством.
Согласно ст. 72.2 ТК РФ простой – есть не что иное, как временное приостановление работы, связанное с рядом экономических, технических, технологических и организационных факторов. Более подробно о том, какие действия можно предпринять при простое, изложено в ст. 157 ТК РФ. Инициаторами простоя могут быть как работодатель, так и сами работники, обнаружившие, что работа предприятия, либо конкретного цеха, является убыточной.
Простой не связан с планируемым сокращением штата и увольнением. Мера эта вынужденная, необходимость в ней возникает в случае, если у работодателя возникли трудности с осуществлением взятых на себя обязательств по выплате заработной платы, создания безопасных и комфортных условий труда.
В отношении простоя в ТК РФ не содержится никаких временных ограничений, потому время, на которое работа будет приостановлена, определяется работодателем.
Простой может длиться 1-2 дня, неделю, месяц и даже год. При этом у работодателя есть право продлить период простоя на неопределенное время.
Виновными в простое лицами могут быть:
Часто встречающейся формулировкой простоя является приостановка работы по независящим от работодателя и работника факторам. Формулировка эта чрезвычайно удобная, поскольку позволяет снять с работодателя часть ответственности по выплате заработной платы.
При этом четкого разграничения между приостановкой работы по вине работодателя и при возникновении не зависящих от него факторов, нет. Так, инициировав простой вследствие отсутствия необходимого для выпуска продукции сырья, с юридической точки зрения работодатель полностью прав. Но в то же время, имеется за ним и некая вина, связанная с неумением предвидеть подобные ситуации, с целью последующего заключения договоров с более серьезными поставщиками.
В то же время, экологическая, либо техническая катастрофа вполне может рассматриваться как причина простоя, не связанная с деятельностью предпринимателя и его сотрудников.
Работник вправе не согласиться на приостановку работы с указанной формулировкой, поскольку она негативным образом отражается на оплате труда. При наличии доказательств того, что в простое все же виноват сам владелец предприятия, сотрудники вправе обратиться в суд.
Технологическая и техническая причина простоя
Техническая причина простоя в основном связана с устаревшим оборудованием и периодичностью его обновления.
Техническое и технологическое состояние в совокупности с возрастом оборудования, оказывает преимущественное воздействие на эффективность производственного процесса. Устаревшее оборудование, не соответствующее действующим в мире стандартам, становится причиной увеличения количества затрат на его обслуживание и ремонт. Такое оборудование приводит к расширению ремонтного отдела на предприятии, снижению количества и качества произведенной продукции, производительности труда.
Техническое состояние предприятия определяется степенью износа оборудования, периодичностью его обновления, снятием с производства и возрастом. На каждом предприятии имеется сотрудник, отвечающий за подобное определение. Кроме того, имеются специальные формулы, позволяющие понять, до какой степени оборудование изношено.
Для каждого цеха на предприятии определен собственный фонд времени оборудования, знание которого позволяет повысить эффективность производства с соблюдением заданного режима работы.
В случае отсутствия у владельца предприятии знаний в технологической и технической областях, использования оборудования не по назначению и сверх положенного для него времени, могут возникнуть непредвиденные обстоятельства, связанные с выходом его из строя.
Так, использование ткацких станков сверх положенного для них режима работ на протяжении длительного времени, может стать причиной частых их поломок и даже полного выхода из строя.
В этом случае вина за простой оборудования, связанный с его ремонтом, целиком и полностью лежит на работодателе, а также на тех работниках, которые должны были довести до его сведений информацию об ожидаемой поломке перегруженных станков.
Организационная причина
При определении причин вынужденного простоя особое внимание уделяется организационным моментам. Они возникают чаще всего, и связаны с отсутствием у предпринимателя навыков и желания вникать в производственный процесс. Так, ситуации, в которой, ценное оборудование простаивает, либо работает на износ можно избежать, наняв компетентных в этом вопросе специалистов, а также регулярно анализируя степень ритмичности производства.
Кроме того, работодатель обязан контролировать и анализировать все имеющиеся факты простоя оборудования, отсутствия работников на рабочих местах, срывов срока поставки сырья поставщиками. Неумение своевременно организовать доставку хлопка ведет к простою обрабатывающего цеха, а также отделов по работе с тканью, покраске, шитью и упаковке. Отсутствие всего лишь одного звенья в цепи может стать причиной выхода из строя всего предприятия на неопределенное время. При этом подвергаются риску контракты, заключенные с покупателем произведенной продукции, а также ставится под вопрос возможность выплаты заработной платы в положенном объеме. Единственным выходом из ситуации становится отправка рабочих на простой. В организационной причине простоя практически всегда большая часть вины лежит на работодателе.
Экономическая причина
Частой причиной простоя является именно экономический фактор. Падение спроса на продукцию и экономический кризис считаются веским основанием для отправки работников в вынужденный отпуск. При этом экономические причины простоя нельзя рассматривать в качестве ведущих и исключать из них вину самого работодателя.
И падение спроса, и экономический кризис не являются неожиданными явлениями. Им сопутствует ряд факторов, таких как рост инфляции, падение цен на нефть, золото, драгоценные металлы, переизбыток конкретного вида продукции на рынке. И если с первыми факторами, владелец предприятия поделать ничего не может, то отслеживать количество продукции, выпускаемое его конкурентами, его прямая обязанность.
Большую часть простоев экономического характера удалось бы избежать, обладай предприниматель навыками хорошего организатора, планировщика и кадровика.
В отношении экономических факторов простоя используется формулировка – «простой по независящим от работодателя и работника причинам».
Процесс оформления простоя
Что необходимо указать в приказе для начала процесса оформления простоя?
Оформлением простоя занимается работодатель. В ст. 91 ТК РФ указывается, что именно работодатель ведет учет отработанных работником часов, используя для этого специальные формы, утвержденные руководством компании.
Для фиксации простоя руководитель издает специальный приказ, в котором указывается:
Все работники обязаны ознакомиться с данным документом и подписать его. При выражении работниками несогласия с использованной формулировкой, либо содержанием приказа, они имеют право отказаться от его подписания и обратиться с жалобой в суд. Акт о простое также должен быть подписан руководителем подразделения, руководителем предприятия, главным бухгалтером, если в нем содержится информация о заработной плате, потерях, расходах и налогах организации на время приостановки ее деятельности.
Если руководитель не спешит инициировать простой, но при этом предприятие не выплачивает заработную плату в полном объеме и фактически не работает, сотрудники имеют право обратиться с докладной запиской на имя владельца фирмы.
Подобная же записка может быть отправлена на имя руководителя в случае возникновения непредвиденных ситуаций технического, технологического и организационного плана. Так, причиной вынужденной приостановки работы сотрудников химического отдела, может стать утечка опасных отравляющих веществ. При этом на простой отправляется не все предприятие, а конкретные сотрудники. Время прекращения работы устанавливается в зависимости от степени возникшей опасности.
Обязанности работодателя при простое и оплата работникам
Работодатель имеет право предложить сотрудникам временно сменить род деятельности.
Главная обязанность работодателя, инициирующего простой – сообщить о предстоящей приостановке работ, подчиненному ему коллективу в форме опубликованного, акта, либо приказа.
Как только простой будет официально отражен в приказе, руководитель предприятия обязан отразить ежедневные затраты рабочего времени в табеле его учета. Для этого он должен указать специальный код:
На основании данных кодов указывается отработанное и неотработанное работником время в часах и минутах.
Кроме того, руководитель имеет право предложить своим сотрудникам временно сменить род и место деятельности. При наличии свободных мест в других цехах и отделах, работники, в чьей трудовой деятельности, работодатель временно не заинтересован, могут быть переведены на новое место работы. Основанием для подобного перевода является ч. 4 ст. 72.1 и ч. 3 ст. 72.2 ТК РФ. В случае если новая должность связана с выполнением обязанностей не соответствующих классификации сотрудника, он обязан выразить свое письменное согласие на ее исполнение (ч. 3 ст. 72.2 ТК РФ).
После осуществления перевода сотрудник обязан выполнять все инструкции и распоряжения начальства в той мере, в какой они соответствуют его новому положению.
Отказ от выполнения трудовых обязанностей влечет дисциплинарное взыскание, поскольку является нарушением рядовой дисциплины.
Оплата труда сотрудников предприятия на период простоя связана с тем, кто именно был признан виновным в подобной ситуации:
Размер заработной платы также связан со временем, на которое были прекращены работы. В случае приостановки работ на несколько часов, оплата производится на основании среднего дневного заработка сотрудника. При этом в расчет принимаются все положенные сотруднику выплаты, вне зависимости от их источника.
Если во время простоя работник вышел на больничный, размер его пособия изначально определяется в соответствии с правилами оплаты временной приостановки работы. После этого производится обычный расчет. Итоговые цифры сравниваются, сотруднику выплачивается та из них, что будет иметь меньшее значение.
Вынужденная приостановка работ не является поводом для прекращения налоговых отношений. Заработная плата работника облагается ЕСН, все остальные взносы и выплаты со стороны руководителя организации не должны быть прекращены.
Обязанности работника при простое
Простой не является выходным днем или отпуском, и не может использоваться по своему усмотрению.
Зафиксированный в ТК РФ факт простоя, обязывает соблюдать имеющиеся на этот счет правила и распоряжения не только работодателя, но и самого работника. Главной обязанностью последнего является донесение информации о простое до владельца предприятия, либо непосредственного руководителя структурного подразделения.
В ч. 4 ст. 157 ТК РФ указывается, что в случае поломки оборудования, либо возникновении непредвиденных ситуаций, сотрудник должен немедленно обратиться к вышестоящему начальству. Информация может быть донесена в устном, либо письменном виде (докладная записка). Халатность по отношению к выполнению данной обязанности рассматривается как факт нарушения трудовой дисциплины и может стать поводом для получения работником выговора и даже увольнения. В некоторых случаях на провинившегося работника возлагается материальная ответственность за понесенные предприятием убытки.
После ознакомления с поступившим приказом, работники вправе:
Простой не должен рассматриваться работником как выходной день, или отпуск, он не освобождает его от работы, его нельзя использовать по собственному усмотрению. Вместе с тем с целью облегчения положения работников в коллективные договора, либо локальные нормативные акты, нередко вносятся изменения, позволяющие покинуть рабочее место и даже найти временную работу.
Работодатель не может сообщать о простое в устной форме. Предложение не выйти на работу в конкретное время по причине ее отсутствия, не должно рассматриваться работником, как повод для радости.
Официальным образом не оформленный простой предполагает отработку его во внеурочное нерабочее время – в выходные и праздничные дни. Если сотрудник не успел сообщить о простое непосредственному руководителю, либо утаил факт приостановки работы, к нему применяются упомянутые выше дисциплинарные меры. Лишить работника заработной платы, положенной ему за фактически отработанное время, руководитель права не имеет.
Из этого видео вы узнаете про оплату труда во время простоя.
Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.