Что относится к промышленному дизайну
Блог Ижевска
Что представляет собой промышленный дизайн
Промышленный дизайн – это область в дизайнерском искусстве, где осуществляется художественное проектирования предметов, которые наполняют среду жизнедеятельности человека. Дизайнеры в рассматриваемой области занимаются определением облика бытовых предметов окружающих человека и делают такие предметы максимальными по функциональности. Удобство изделий в эксплуатации, а также их функциональность и презентабельный внешний вид делает такие предметы успешными на рынке. По этой причине промышленный дизайн на сегодняшний день пользуется большим спросом. В данной статье будет вкратце рассмотрено об этой сфере деятельности.
Промышленный дизайн http://crtr.ru/service/promyshlennyj-dizajn выделился из архитектуры как самостоятельное направление. Большинство людей, которые способствовали становлению промышленному дизайну, были известными в своё время архитекторами. Отличие архитектуры от промышленного дизайна заключается в том, что архитектура занимается решением пространственных задач, а промышленный дизайн занимается формированием окружающих предметов. Самой главной задачей рассматриваемого дизайна является определение особенностей продукции, техники, их экстерьера, функциональности и структуры. Отличительной особенностью такого дизайна от других видов заключается его ориентация на производство в промышленности.
Задача промышленного дизайнера заключается в художественном проектировании объектов, которые используются в массовом промышленном производстве. К таким категориям изделий относятся:
Приборы для быта как, например, кухонные принадлежности и электрооборудование;
Для промышленности станки и другая необходимая в данной области техника;
Инженерные сооружения и устройства;
Различные коммуникации и элементы интерьера.
Промышленный дизайн оформился, как направление только в двадцатом веке, хотя имеет глубокие исторические корни. Исследователи в данной области сходятся во мнениях о том, что промышленный дизайн стал зарождаться тогда когда для изготовления вещей стали использовать станки. И по этой причине изделия начали утрачивать свой индивидуальный характер, который присутствовал при ручной работе. И это причина вызвала формирование промышленного дизайна в то время.
Что такое промышленный дизайн?
Нас ежедневно окружают сотни вещей, с которыми мы соприкасаемся и которыми пользуемся. Как ни удивительно, но то, что составляет наш быт, на определенном уровне воздействует и на наше настроение и внутреннее состояние.
За то, каким будет окружающий нас предметный мир, отвечает промышленный дизайн.
Зачем нам нужен дизайн? Дизайн прежде всего про функциональность и решение проблем, и только потом про красоту и визуальную привлекательность. Зачем понадобился промышленный дизайн, и что влияет на то, какую вещь из ряда аналогичных выберет покупатель?
Рассмотрим 10 аспектов, которых нужно придерживаться, будучи промышленным дизайнером.
Если спросить человека с улицы (то есть, далекого от интересующей нас области), что такое дизайн, то большинство ответов сведется к тому, что дизайн – это красиво. Конечно, мы знаем, что истинное назначение дизайна в том, чтобы решать конкретную, поставленную задачу, эффективно решать проблему пользователя, стоит рассмотреть аспект красоты применительно к дизайну.
У людей есть потребность приобретать вещи, которые вызывают позитивные эмоции. В какой-то мере, выбирая одну вещь из нескольких подобных, отличающихся дизайном, человек выбирает свое будущее настроение, будущего «собеседника».
Часто случается, что люди приобретают какой-то предмет не из-за функциональности или того, что он хорошо решает задачи, а потому что удовлетворяет эмоциональный уровень.
Сейчас дизайнеры могут пользоваться сведениями на стыке психологии и маркетинга и заранее просчитывать, какие цвета и оттенки, форма и текстура будут вызывать у потенциального покупателя желаемое целевое действие – покупку.
Какие задачи приоритетны для промышленного дизайна?
Промышленный дизайн частично родился из архитектуры, с тем отличием, что она направлена на пространство, а промышленный дизайн на предметы.
Основные задачи промышленного дизайна:
Промышленный дизайнер иногда должен сочетать в себе навыки художника и инженера-конструктора.
Потребность в промышленном дизайне возникла с приходом машинного производства. Некоторые люди считали, что вещи, сделанные на станках, уступают тем, что создавались ремесленниками. Были серьезные опасения, что предметы, произведенные не вручную могут лишиться индивидуальности и пошатнуть ощущение привычной гармонии человека. Поэтому к вещам стремились добавлять декоративные элементы.
Сейчас почти в любой области существует широкий ассортимент товаров.
Интересно отметить, что с точки зрения психологии, множественность выбора требует от человека сильного напряжения, и эмоционального в том числе: нужно сравнить и проанализировать множество аспектов какой-либо вещи, сравнить ее характеристики. Сколько раз случается, что устав выбирать что-то в интернет-магазине – мы его просто закрываем, разочаровавшись.
Можно предположить, что именно поэтому сейчас многих людей привлекает минимализм, как стиль, который позволяет отдохнуть от пестроты и множества ненужных предметов.
Поскольку есть широкий выбор примерно одинаковых по функциональности и качеству товаров, определяющим фактором становится способность вещи удовлетворять человека в эмоциональном плане, вызывать приятные ощущения, ассоциироваться с чем-то радостным и т. д.
Как часто идут споры между приверженцами Apple и Android, и первые из них иногда признают, что за эмоции и ощущения от взаимодействия и обладания, они даже готовы простить какие-то баги и пробелы в функциональности.
Теперь важно учитывать не только функциональность, но образ жизни потенциальных потребителей. Вещь должна иметь коммерческий успех и быть нужной людям.
Чего должен добиться дизайнер, работающий над какой-либо вещью?
Какой принцип в работе самый важный?
Принято полагать, что промышленный дизайнер работает для индустрии, для заказчика, идя от поставленной задачи.
Но лучше использовать иной метод – пытаться сделать еще больше. Допустим, разработать не просто дизайн чайника в определенном стиле, а при этом учитывать, для кого вы его создаете. Какие люди будут пользоваться данной вещью, как они живут, к чему стремятся и т. д. И ставить себе задачу изменить жизнь этих людей к лучшему, привнести в нее что-то новое именно дизайном предмета.
То есть, нужно стремиться к большей цели, чем описанная в ТЗ. Это обязательно приведет вас к развитию, как творца и профессионала. Стоит создавать прежде всего для людей, конечных пользователей, а не для брендов.
Принципы хорошего дизайна от выдающегося промышленного дизайнера Дитера Рамса
Нет нужды постоянно повторять и изменять старые идеи, когда можно сделать нечто новое, привлечь последние разработки ученых и создать то, чего раньше не было ни в визуальном воплощении, ни в похожем функциональном.
Кстати, мы довольно часто неправильно используем слово «инновация», на самом деле это не просто свежая новинка, а уже используемое и опробованное новшество.
2. Вещь должны быть удобна в использовании
Наверняка вы работает над предметами, которые люди будут использовать каждый день, поэтому задумайтесь об удобстве и функциональности – эти аспекты требуют не меньше внимания, чем визуальная привлекательность.
3. Позаботьтесь об эстетичность вашего продукта
Вещи, с которыми мы постоянно взаимодействуем, оказывают прямое влияние на наше мировоззрение, мироощущение и внутреннее состояние. Поэтому качественно сделанная, функциональная и хорошо продуманная вещь должна быть и красивой.
4. Хороший дизайн понятен интуитивно
Если вещь, которую вы создали, сложно использовать или даже трудно понять, как с ней взаимодействовать, то вряд ли это успех. Простота и ясность в использовании вещи решат проблему пользователя намного лучше, чем сложное нагромождение бесполезных деталей в оформлении.
5. Хороший дизайн не кричит о себе
Вещь стоит сделать ненавязчивой и нейтральной. Ведь мы создаем не декорацию и не предмет искусства. Что-то ровное и спокойное будет оценено выше, чем вещь, которая будет настойчиво привлекать внимание.
6. Честность в приоритете
Несмотря на то, что в рекламе часто обещают несбыточные вещи или наделяют продукт почти волшебными свойствами, дизайнеру так делать не следует. Будьте предельно честны со своими потенциальными потребителями, обман простить трудно, а разочарование от того, что ваш продукт не соответствует обещанным параметрам, забудется нескоро.
7.Создавайте актуальные вещи
Не стоит пытаться угнаться за модой, популярными фишками или новейшими трендами. Все эти вещи устаревают достаточно быстро. Попробуйте создать что-то, что останется актуальным независимо от времени и изменения тенденций.
8. Продумывайте каждый аспект
При создании какой-либо вещи нельзя проработать только те ее стороны, которые для вас наиболее привлекательны, а «неинтересную» часть выполнить сугубо формально. Важно, чтобы ваш предмет был досконально продуман и протестирован, чтобы не осталось ни одного белого пятна. Тот, факт, что вы сделали все возможное для удобства покупателя – покажет вашу заботу и уважение.
9. Заботьтесь об экологичности вашей разработки
Мы живем на планете Земля и количество ее ресурсов ограничено. Поэтому будет правильным позаботиться об окружающей среде и сделать все возможное для того, чтобы при разработке, создании, использовании и последующей утилизации вещи, вредные последствия для экологии были минимизированы. Некоторые компании идут навстречу этому принципу: используют только возобновляемое сырье, принимают вещи на переработку и т.д.
10. Хороший дизайн – это меньше дизайна
Простота снова – самый важный принцип для промышленного дизайна. Попробуйте сконцентрироваться на основных аспектах и задачах, которые вы хотите закрыть, работая над новой вещью. Не нужно добавлять множество деталей и дополнительных функций, они не всегда окажутся плюсом.
Сегодня мы поговорили о том, что такое промышленный дизайн. В очередной раз убедились, что функциональность и внешние характеристики должны находиться в прямом соотношении друг с другом.
Промышленный дизайн, опираясь на принципы минимализма и используя новые научные исследования, способен качественно улучшить жизнь. То, с какими вещами люди ежедневно взаимодействуют, оказывает прямое влияние на их настроение, мироощущение и внутреннее состояние.
Хотите стать дизайнером? Записывайтесь на наши онлайн-курсы.
Промышленный дизайн: что это и для чего он нужен?
Каждый вокруг нас находятся сотни и тысячи предметов. Мы соприкасаемся с ними и постоянно их используем. И, это может показаться удивительным, но это факт – вещи, составляющие наше окружение, на определенном уровне оказывают воздействие на наше настроение, а также и на наше внутреннее состояние. Промышленный дизайн определяет, каким именно будет тот мир вещей, который нас окружает ежедневно. Сегодня изучить промышленный дизайн вы можете на курсах дизайна в Новосибирске.
Зачем нам необходим дизайн? Прежде всего, дизайн требуется для решения проблем и обеспечения функциональности, и только после этого он отвечает уже за красоту предметов и их внешнюю привлекательность. Зачем вообще нам потребовался промышленный дизайн и что оказывает влияние на то, какой именно предмет из нескольких аналогичных по функционалу выбирает клиент?
Ниже мы расскажем о десяти простых правилах, которых необходимо придерживаться любому хорошему дизайнеру. Если вы спросите человека с улицы, то есть, такого, который в повседневной жизни далек от сферы дизайна, то наверняка большинство полученных вами ответов будут сводиться к тому, что дизайн отвечает за красоту. Мы же уже понимаем, что главным назначением дизайна является решение конкретных, поставленных задач. Дизайн должен служить для хорошего решения проблем пользователей. И, тем не менее, нужно рассмотреть и аспект красоты применительно к дизайну.
Для начала давайте попробуем понять, почему красота столь сильно привлекает пользователей. Прежде всего, красота для человека – это словно обещание счастья. И не важно, говорим ли мы о красоте собственно человека, автомашины, приборов из категории бытовой техники. Красота – это просто удовольствие, получаемое нами уже только лишь от того, как мы для себя представляем взаимодействия, использование и прикосновение. Все это заставляет нас приобщиться к конкретному объекту.
С раннего детства окружающий нас мир воспитывает в людях осознание того, что удовольствие, радость и приятные эмоции тесно связаны с красотой.
При этом люди стараются покупать такие вещи, которые вызывают у них позитивные эмоции. Ведь человек, когда выбирает одну вещь из нескольких с одинаковым функционалом, но разных по дизайну, выбирает тем самым собственное «будущее настроение» и своего «будущего собеседника». И очень часто люди покупают определенный предмет даже не из-за его функционала, или того, что он хорошо справляется с решением задач, а только потому, что предмет удовлетворяет их эмоциональному уровню.
Дизайнеры, прекрасно это понимая, сегодня используют информацию на стыке маркетинга и психологии, просчитывая с помощью этих данных, какие именно цвета и оттенки, текстуры и формы предметов смогут вызывать у потенциальных покупателей нужное действие – покупку предмета.
Основные приоритеты промышленного дизайна
Для начала нужно отметить, что своим появлением промышленный дизайн частично обязан архитектуре. Но отличается он тем, что архитектура нацелена на пространство, тогда как промышленный дизайн уже направлен на предметы.
Среди основных задач промышленного дизайна:
— понять, что включает экстерьер предмета;
— понять, насколько функциональной является вещь;
— определить особенности ее структуры.
Промышленный дизайнер в себе должен иногда сочетать различные навыки, прежде всего – возможности инженера-конструктора и художника.
Потребность в промышленном дизайне появилась благодаря приходу машинного производства. Некоторые люди тогда полагали, что те предметы, которые делаются поточным способом на станках, по качеству уступают предметам, над которыми работают профессиональные ремесленники. Также высказывались опасения, что те предметы, которые делаются не ручным способом, лишаются индивидуальности и ломают ощущение гармонии своего обладателя. Именно поэтому производители стали стремиться добавлять в свои предметы декоративные элементы. Сегодня практически любая сфера обладает широким ассортиментом самых различных товаров.
Также нужно учесть, что, по мнению психологов, множественность выбора от человека требует большого напряжения, в том числе и напряжения в эмоциональном плане. Ведь необходимо сравнивать и анализировать множество составляющих предмета, различные характеристики. И довольно часто бывает так, что человек просто устает выбирать что-либо в интернет-магазине и закрывает его страницу, разочаровавшись и так и не выбрав ничего. Возможно, именно по этой причине многие люди сегодня предпочитают минимализм – ведь данный стиль позволяет получить отдых от пестроты и большого количества ненужных предметов.
Если у вас большой выбор товаров, приблизительно одинаковых по качеству и функционалу, то тогда определяющей уже становится именно способность вещи отвечать интересам человека в эмоциональном плане, вызывая приятные ощущения, и ассоциироваться с чем-то радостным для него.
Хороший пример – постоянные споры, которые ведут между собой любители продукции Apple и приверженцы гаджетов, работающих на Android. И при этом те, кто предпочитает Apple сегодня открыто говорят, что получают положительные эмоции от взаимодействия и обладания гаджетами Apple. И благодаря этим эмоциям они даже закрывают глаза на некоторые баги или пробелы в функционале устройств от Apple.
Теперь также важно учесть при создании вещи не только функционал предмета, но и образ жизни, который ведут потенциальные потребители.
Чего должен добиваться промышленный дизайнер, работающий над вещью?
— делать образ запоминающимся;
— обеспечивать эргономичный вид;
— добиваться функциональности и технологичности.
Какой принцип в работе промышленного дизайнера является основным
Сегодня некоторые промышленные дизайнеры полагают, что они должны работать, прежде всего, для индустрии и для заказчика, исходя в работе от поставленной заказчиком задачи.
На самом деле, в идеале нужно пытаться сделать больше. Как пример можно привести работу над дизайном чайника – нужно создать его дизайн не просто в определенном стиле, но учитывая при этом, для кого именно он создается. Какие люди будут использовать вещь, как эти люди живут, к чему стремятся и т.п. Нужно поставить себе задачу изменить к лучшему жизнь этих людей, привнести в нее что-то хорошее именно дизайном своего предмета.
То есть, идеалом является стремление к большей цели, нежели та, что указывается в вашем задании. Если вы будете так делать, то вы непременно будете развиваться как профессионал и творец. Главная цель – создавать для людей, для ваших конечных пользователей, а не для брендов.
Принципы дизайна от Дитера Рамса, известного промышленного дизайнера
Не стоит пытаться повторять, дополнять и изменять ваши старые идеи, ведь у вас есть возможность сделать что-то совершенно новое, привлекая последние наработки ученых, создать нечто такое, чего ранее просто не существовало ни в функциональном, ни в визуальном воплощении. Рамс также отмечает, что мы зачастую неправильно употребляем термин «инновация». На самом деле инновация – это не просто лишь свежая новинка, а новшество, которое уже используется и опробовано.
Наверняка вы работаете с такими вещами, которыми люди будут пользоваться ежедневно. И если так – непременно нужно позаботиться о том, чтобы предметы были удобными и функциональными, эти аспекты потребуют ничуть не меньше внимания, чем, например, визуальная красота предметов.
Не секрет, что те вещи, с которыми мы взаимодействуем каждый день, напрямую влияют на наше мироощущение, мировоззрение и внутреннее состояние. Потому функциональная, качественно выполненная, хорошо продуманная вещь непременно должна быть еще и привлекательной.
Бывает так, что вы создали такой предмет, который не то что тяжело использовать, но тяжело даже понять, как вообще с таким предметом взаимодействовать – и вряд ли такую работу можно назвать успешной. Простота, а также ясность в работе с вещью решают проблему пользователя гораздо лучше, нежели большое нагромождение бесполезных деталей в оформлении вещи.
В идеале, ваш предмет должен быть ненавязчивым, быть нейтральным. Потому что промышленный дизайнер не работает над созданием предмета искусства или декорации. Нечто спокойное и ровное наверняка будет оцениваться выше, нежели вещь, которая настойчиво к себе привлекает слишком много внимания.
Реклама зачастую обещает нам по-настоящему несбыточные возможности, наделяя продукт сказочными свойствами. Однако дизайнеру не стоит поступать так. Вы должны стараться быть максимально честным с потребителями продукции. Нужно помнить, что обман тяжело простить, и при этом разочарование от несоответствия вашего продукта обещанным вами параметрам продлится еще очень долго.
Это значит, что не нужно гнаться за «модными фишками» и новыми трендами. Мода меняется постоянно, и то, что модно сейчас, довольно быстро устареет. Вам же нужно постараться сделать нечто такое, что будет актуально вне зависимости от изменения тенденций и проходящего времени.
Во время создания определенной вещи нельзя прорабатывать лишь те стороны предмета, которые вам кажутся самыми привлекательными, и выполнять «неинтересные» составляющие исключительно формально. Очень важно, чтобы предмет, который вы создаете, был продуман по-настоящему досконально и как следует протестирован – не должно оставаться ни одного «белого пятна». Если вы сделаете все возможное для удобства покупателей, то это покажет вашу заботу и уважение о клиентах.
Мы все живем в общем мире, который обладает ограниченным количеством ресурсов. Потому очень правильным решением будет побеспокоиться об этом мире, сделав все, что возможно, чтобы во время разработки, создания, применения и последующей утилизации ваших предметов вредные экологические последствия минимизировать. Некоторые компании идут навстречу данному принципу, применяя в работе исключительно возобновляемое сырье, а также принимая на переработку различные вещи и т.п.
Простота – один из важнейших, базовых принципов промышленного дизайна. Постарайтесь концентрировать свое внимание на главных задачах и аспектах, которые вы желаете закрывать, когда работаете над новым предметом. Вам не требуется добавлять большого количества деталей и дополнительных возможностей, потому что они не всегда являются достоинством.
Мы рассказали о том, что собой представляет в современном мире промышленный дизайн в Новосибирске. Мы снова смогли убедиться, что внешние аспекты и функционал вещи должны прямо соотноситься друг с другом. Промышленный дизайн, сделанный с акцентом на принципы минимализма, использующий последние исследования ученых, может качественно улучшить жизнь современных людей. То, с какими вещами мы взаимодействуем ежедневно, напрямую влияет на настроение людей, их внутреннее состояние и их мироощущение.
Если у вас есть желание научиться дизайну, мы приглашаем записаться на наш курс веб-дизайна.
Промышленный дизайн для бизнеса, часть 2: дизайн вместо маркетинга или делаем продукт, который продаст себя сам
В предыдущей статье мы рассказали о том, как сократить издержки на запуск, производство и логистику продукта благодаря грамотному подходу к его проектированию. Этот текст мы посвятим тому, как промышленный дизайн работает на повышение продаж. В конечном итоге, цель любого бизнеса — продажи, предполагает ли он разработку нового, модернизацию старого или вообще относится к сфере услуг.
То, что маркетинг перестал быть основным инструментом продаж, аналитики бизнес-процессов провозгласили уже лет десять назад. Продать что-либо при помощи маркетинга практически невозможно. Гораздо умнее сделать так, чтобы товар продавал сам себя — то есть обладал той совокупностью свойств, которая сделает его привлекательным для покупки. По большей части создание этих качеств — забота промышленного дизайна.
Поразмыслим «на берегу»
Итак, что же за продукт нам нужно создать? Какие свойства нужно в него вложить, какими качествами его наделить, чтобы он максимально хорошо продавался?
На начальной стадии проектирования любой продукт — лишь набор функционала. Каждая функциональная характеристика соответствует тем или иным потребностям и ожиданиям. Прежде чем начать рисовать и считать, лучше собрать и оценить эти потребности. Что и кому может быть нужно от вашего продукта? Каждому, кто так или иначе заинтересован в вашем изделии, от него что-то нужно. Владельцу бизнеса, производителю, покупателю, сборщику, логисту, бухгалтеру… даже уборщице тете Маше нужно, чтобы под ним было удобно подметать!
Самое сложное — свести все эти требования в один продукт. Чем большему количеству ожиданий он соответствует, тем лучше удовлетворяет всех заинтересованных персонажей, а значит — тем лучше он будет продаваться. Для того, чтобы сделать ваш продукт максимально продаваемым, попробуйте разобрать его на отдельные свойства и усовершенствовать каждое из них. Отметим, что здесь мы сознательно не пытаемся выстроить иерархию: внешний вид — стоимость — надежность — что главнее, что важнее и куда надо направить усилия в первую очередь. Для каждого из наших потенциальных потребителей значимость всех этих свойств разная, значит и на продажи они влияют по-разному в разных случаях.
Давайте объясним это на конкретных примерах:
Внешний вид: по едежке встречают
Насколько увеличит продажи совершенствование внешнего вида? Чтобы ответить, нужно представить себе:
а) покупателя
б) конкурентов
в) самих себя
Начнем с покупателя. Кто он, покупатель вашего продукта? Точнее, как он покупает? Ведь покупать, рассматривая товар в магазине на полке – совсем иное, чем совершать выбор в корпоративном сегменте, и уж тем более – если участвуешь в государственном тендере.
Фотография солидного мужика в костюме, Яндекс
Возьмем для примера… что бы выбрать такое пропроще, практически элементарное… Допустим, собачья миска. Примитивная железная собачья миска. Если вы хозяин собаки, а тем более, хозяйка — то, как эта миска выглядит, нравится ли она вам, для вас очень важно. Если вы владелец собачьего питомника, для вас уже гораздо существеннее то, чтобы эта миска была надежной, удобной в использовании, долго не выходила бы из строя и при этом недорого бы стоила. Если вы работаете в компании, которая хочет выиграть тендер на оснащение центра служебного собаководства, для вас значим только один фактор — дешевизна. А если вы собака?
Слева направо: розничный рынок, корпоративный, госзаказ
Как видите, покупатель и пользователь могут не совпасть. Если рассматривать внешний вид, как инструмент продаж, важно учитывать мнение именно покупателя, а не пользователя. Хотя физическое лицо – человек – обычно сочетает эти роли в себе. В случае с корпоративным покупателем ролей становится больше: принимающий решение – отдел закупок – розничная сеть — непосредственный пользователь… а если уж говорить о госструктурах, то там дробление интересов еще больше, так что в конце концов мнение пользователя может полностью игнорироваться покупателем.
Ответьте себе на вопросы:
а) Моему покупателю важен внешний вид продукта?
б) Насколько потребности покупателя и пользователя совпадают?
Это можно представить в виде диаграммы:
Если ваш продукт попадает в «зеленую зону» — вы обязаны уделить внимания разработке эстетичного внешнего вида изделия, поскольку это свойство продукта важно покупателю (пользователю). Соответственно, работа с внешним видом, с «дизайном» в тривиальном смысле слова, окажет свое влияние на продажи.
Возьмем примеры из человеческой, а не из собачьей жизни:
Панель домофона, Визит
Пользователь этого изделия — жилец подъезда. Покупатель же – условно «прораб» на стройке, точнее – специалист по закупкам в компании-застройщике. Есть ли покупателю дело до внешнего вида этой панели? Нужно ли производителю заботиться об этом? Стоит ли вкладываться в разработку внешнего вида? Вопросы в данном случае риторические.
Беговая коляска, Thule
Пример, когда покупатель и конечный пользователь не совпадают, на рынке B2C – детская коляска (и вообще, целый ряд детских товаров). Конечный пользователь – ребенок, но если бы коляски делались для того, чтобы понравиться детям, они выглядели бы совсем не так. Покупатель – родители, и именно на них работают промышленные дизайнеры, подчеркивая всем внешним видом изделия, что коляска надежна и безопасна, удобна в использовании, эргономична, не вредит развитию ребенка… Беговая коляска Thule с точки зрения внешнего вида отвечает всем этим требованиям. Удовлетворяет она и дополнительные запросы: утверждает статус семьи, как благополучной, современной, прогрессивной, мобильной, спортивной и, как следствие, здоровой, красивой, полноценной… И все в одном только дизайне коляски!
Автотрекер, ВК Электроникс
Это стопроцентно утилитарная вещь: один раз подключил, прикрутил к грузовику или автобусу и забыл — лишь бы работал. Покупатель — отдел закупок автопарка. Пользователи разные, но основной из них — специалист, который пользуется данными с этого датчика. Важен ли ему внешний вид? Да нет, конечно! Может ли он оказать влияние на покупку? Да, может, если все остальные свойства будут идентичны тем, которые можно найти у конкурентов, и закупщик придет к этому специалисту с просьбой помочь с выбором. Тогда последний, как любой пользователь, подойдет к этому вопросу эмоционально и предложит тот вариант, который ему больше нравится.
Итак — определите целевую аудиторию продукта и ее потребность во внешней эстетике. Вам сразу станет понятно, имеет ли смысл улучшать продажи, вкладываясь в дизайн, и если да, то насколько.
Теперь, когда вы познакомились со своим покупателем, нужно определиться, как дать ему больше, чем могут конкуренты.
Конкуренты
Даже если внешний вид — не самое важное свойство продукта, но ваши конкуренты пытаются его улучшить и вкладываются в это, они создают для дополнительную ценность, а значит, фактически «продают больше за те же деньги». Таким образом, тот кто игнорирует дизайн, будет стоять в глазах покупателя на ступень ниже. А значит, чтобы склонить его к покупке именно вашего продукта, нужно «усиливать» другие свойства: цена, функциональность, надежность и прочее.
За примерами далеко ходить не надо — посмотрим на любое оборудование (практически в любой сфере), которое сделано за границей и в России. Вот промышленное оборудование, где внешний вид действительно имеет вторичное значение — станки лазерной резки:
Слева направо: TruLaser 5030, Trumpf (Германия), Fibermak G Force, Ermaksan (Турция), Навигатор КС-3В, ВНИТЭП (Россия)
Для того чтобы нашему, российскому производителю встать «на одну полку» с такими конкурентами, надо приложить много усилий. Существенно расширить функционал, предлагать более длительные программы сервисного обслуживания или другие подобные преимущества, то есть многократно компенсировать то, что было «проиграно» другими свойствами продукта.
Но это полбеды. Надо думать еще и на будущее. Если ваш конкурент занимается дизайном, это означает, что он уже сегодня проектирует новый продукт, с которым вам придется конкурировать завтра. Для наглядности:
Мобильный терминал ДИПП, Папилон
Иными словами, если внешний вид изделия важен для вашего покупателя — вам придется улучшать дизайн продукта. Но если конкуренты делают так же, будьте внимательны — скорее всего вы уже опаздываете с обновлением, и надо думать еще на несколько шагов вперед.
Мэссэдж: купи меня потому что я такой
Есть и другие свойства продукта, помимо внешнего вида, с которыми можно поработать. Например — что наш продукт транслирует покупателю. Как мы уже выяснили из примера с коляской, дизайн товара должен не только привлекать внимание, но и транслировать покупателю некие сообщения — при помощи формы, цвета, фактуры. Такое сообщение покупатель может считать на подсознательном уровне за те секунды, пока он смотрит на полку с товарами или изучает виртуальную витрину интернет-магазина. Есть специальный термин — «тектоника» — зрительное воплощение внутренней структуры. Дизайн продукта и то сообщение, которое он посылает покупателю должны совпадать с его ожиданиями. Надо знать, что это за ожидания.
— Если ему нужен «неубиваемый» товар — покажите ему это
Вы производите строительную технику или инструмент, и вам нужно передать средствами дизайна, что продукт надежен и выдержит любые экстремальные условия. Не стоит выбирать мягкие плавные формы. Товар не будет замечен целевой аудиторией или его воспримут неправильно. А значит — не будут покупать.
Так в Zebra 3600 ultra rugged scanner используются крупные рубленые формы, яркие цвета, резиновое покрытие в потенциальных местах удара, дополнительные уплотнения для влагозащиты, металлическое крепление для карабина. Все это помогает «достучаться» до целевой аудитории – людей, работающих в сложных условиях на промышленных предприятиях, складах, открытом воздухе.
Сканнер Zebra 3600
Другой пример коммуникации средствами промдизайна. Взгляните на объективы Zeiss. Сразу же считывается, что это прежде всего точное, надежное и профессиональное оборудование.
Объектив Milvus 2.8/21, ZEISS
Производитель бытовой техники BORK смог создать узнаваемый бренд в России, хотя их товар — как и у конкурентов — производится в Китае. Дизайн играет в этом очень важную роль. Обилие металлических деталей, простые симметричные формы, большие острые грани — все это создает образ брутальной и надежной техники (как на самом деле, мы оставим решать потребителям). Такой подход позволил выделиться на фоне конкурентов и увеличить конечную стоимость продукта, а значит, и прибыль.
При помощи дизайна можно дистанцироваться от конкурентов, продавая по сути тот же продукт!
Бытовая техника, BORK
Легенда всегда стоит дороже
Зачастую большие корпорации, владеющие несколькими брендами, в целях сокращения издержек и унификации производства (о чем мы писали в первой нашей статье) выпускают товары, мало отличающиеся друг от друга электронной начинкой и спецификациями. Но внешне делают их разными, за счет дизайна придавая им характерные черты разных брендов. Эти бренды могут даже находиться в разных ценовых категориях! Соответственно, маржинальность в более высоком ценовом сегменте будет выше.
Подобным образом поступает, например компания BSH, владеющая брендами бытовой техники Bosch и Siemens. В стиральных машинах этих брендов используется много одинаковых компонентов. Но за счет дизайна они выглядят — и стоят! — по разному. Аналогичный пример — автомобили марок VW и Skoda. Они построены на одной базе, но за счет работы дизайнеров обладают индивидуальными чертами и особенностями. Выстраивается и своего рода «иерархия легенд»: VW — это лучшая машина «для народа», это немецкая надежность и качество, а Skoda — это почти VW, только подешевле и «помолодежнее».
Стиральные машины, слева Siemens, справа Bosch
Автомобили, слева Skoda Kodiaq, справа VW Tiguan
Впрочем, покупатели уже стали достаточно въедливыми, и теперь явно недостаточно просто сделать привлекательный корпус и рассказать красивую историю. Покупатели проводят мониторинг предложений, сравнивают продукты из одной категории друг с другом, читают обзоры и отзывы, где раскрываются все аспекты жизненного цикла товара: удобство использования, долговечность, сервис и поддержка и так далее. Они хотят больше конкурентных преимуществ за те же деньги. Если вы хотите продавать, нужно соответствовать!
Функционал: дайте больше за теже деньги
Что может предложить промышленный дизайнер, кроме эстетики? Удобство использования продукта. При первом взгляде оно может не быть очевидным, но неизбежно раскроется в процессе пользования.
Дверь шкафчика не хлопает, а закрывается медленно и бесшумно. На упаковке с печеньем сделана перфорация для легкого и удобного открывания. При входе в подъезд автоматически загорается свет. Кто-то уже заранее подумал о вас и о тех мелких источниках дискомфорта, которые могут доставить вам неудобство.
Проведите мысленный эксперимент, представьте все этапы использования вашего продукта, поставьте себя на место потребителя. Что, если это будет пожилой человек? Или будут работать в перчатках, второпях, в темноте… Подумайте, какие мелкие проблемы могут при этом возникнуть и предупредите их. Протестируйте различные группы пользователей на прототипе, внимательно наблюдайте за их поведением. Найти проблему — означает найти возможность для улучшения продукта.
Отличным примером могут служить зарядки Apple с разъемом Magsafe, которые прикрепляются к ноутбуку при помощи магнитов. Контакты расположены симметрично, поэтому зарядку можно легко подсоединить даже вслепую. Кроме того, подобное крепление защищает ноутбук от падения: если кто-то случайно зацепит и дернет шнур, то зарядка легко отсоединится, а компьютер останется на месте.
Разъем Magsafe, Apple
Другой пример — когда в продукт добавляется дополнительный функционал. Обувная коробка Puma Сlever little bag позднее может использоваться как сумка для обуви
Упаковка для обуви Сlever little bag, Puma, дизайн Fuseproject
— Казалось бы, все это мелочи, но они имеют значение!
Из таких мелочей складывается впечатление о бренде. Пользователь ощущает, что о нем заботятся, и в следующий раз будет более лояльным к этому бренду при покупке. А значит, продуманность, внимание к мелочам и забота об удобстве пользователя могут стать важными конкурентными преимуществами.
Создавая дополнительный функционал, не следует пренебрегать принципом «необходимого достаточного». Кому может понадобиться миксер, который взбивает омлет и одновременно исполняет «Марш троллей» из балета Пер Гюнт, хотя это и большее за те же деньги? Зато вы не прогадаете, поработав над эргономикой ручного миксера.
Эргономика: cделайте вещь, которую можно не замечать
Действительно удобную вещь не замечаешь — гласит базовый принцип эргономики. Эргономика становится особенно важным фактором для тех продуктов, которые напрямую взаимодействуют с телом человека: офисное кресло, компьютерная мышь, уже помянутый миксер или шлем виртуальной реальности. Сложность заключается в том, что такие продукты должны предусматривать все возможные мужские и женские размеры с учетом этнических особенностей и различий. Ни для кого не секрет, что азиаты значительно «мельче» европейцев, а в США много людей с экстремально высоким весом.
Есть специальные эргономические таблицы с основными антропометрическими размерами. Но как правило, их недостаточно — приходится делать десятки, а то и сотни прототипов, прежде чем наиболее удобная форма продукта будет найдена. Результат такой кропотливой работы — хорошие отзывы о продукте и счастливые пользователи, которые теперь могут позволить себе не замечать вещь.
Макеты и прототипы компьютерной мыши Logitech G700, дизайн Designpartners
Вы можете сказать — зачем нужно столько прототипов? Мол, мы знаем своего пользователя, это мужчина в самом расцвете лет, он физически вынослив и «пряморук», если можно так выразиться. Нашим изделием не будет пользоваться ребенок, старик или миниатюрная японка, к чему тратить время и деньги, отрабатывая прототипы для разных рук?
Хорошо, а если у мужчины в самом расцвете лет порез на руке? Или просто руки влажные? Причем травмировался он потому, что вы не предусмотрели защиту для режущей поверхности, а вспотел – потому что решили добавить двадцать новых функций и под каждую сделали две кнопки!
Не забывайте простое и понятное правило, своего рода продолжение законов Мерфи, которое использует каждый грамотный промышленный дизайнер:
— Если пользователь может ошибиться — он ошибется обязательно!
И проверить, где именно, можно только прототипами. Такие дела!
Макет смесителя «Росинка», дизайн нашей компании
Функциональная долговечность: жили они долго и счастливо, пока не надоело…
Один из важных критериев при выборе продукта — долговечность. Мы не хотим платить за вещь, которая завтра сломается. Но сразу же на продажах это никак не скажется. Этому преимуществу нужно время, чтобы проявить себя. Речь идет о второй покупке или о первой покупке, инициированной позитивным опытом других пользователей.
Задачка из разряда софистики: я много лет покупают одну и ту же модель чайника — каждый живет 4-5 лет. Какой чайник я куплю года через 3?
Электрический чайник HD4646, Phillips
Если вы, заранее зная о недолговечности вашего продукта, предполагаете, что я снова пойду и куплю ваш чайник, вы глубоко заблуждаетесь! Недолговечность продукта оставит у покупателя негативные впечатления, и в дальнейшем это отношение будет целиком переноситься на весь ваш бренд. И более того — своим негативным опытом он будет активно делиться со всеми окружающими. Так что, если вы планируете существовать на рынке достаточно долго, позаботьтесь заранее о надежности своих изделий. Образцом в этой связи может служить славный телефон Nokia 3310, имеющий репутацию самой «неубиваемой» трубки всех времен и народов. И не напрасно – краш-тест Nokia 3310, в ходе которого телефон бросали с разной высоты, давили ногами, подкладывали под колеса проезжающего автомобиля, под трактор, показал, что гарантированно телефон уничтожается только гусеницами танка.
Телефон 3310, Nokia
Но есть обратная сторона – если вы хотите заставить свою аудиторию чаще покупать уже сейчас, нужно задуматься о прогнозируемом устаревании. Этот подход сейчас усиленно эксплуатируют автоконцерны, делая автомобили из крупных неразборных полностью заменяемых узлов. Этим они убивают небольшое стадо зайцев:
— покупатель платит сразу за весь узел, который не заменить никакими аналогами — продажи растут;
— узел можно дорабатывать, уже выпустив автомобиль на рынок, а затем предлагать покупателю новые опции за новые деньги;
— для того, чтобы заменить узел, не нужны авторемонтники высокой квалификации, что снижает издержки на гарантийное обслуживание и сервис.
Детали автомобиля, Mercedes
Конечно, невозможно реализовать такой подход в небольшом устройстве, где и узлов как таковых почти нет. Но запланированное устаревание — конкретный и понятный инструмент увеличения продаж, если вы не страдаете излишней этической щепетильностью, и у вас есть грамотный конструктор/дизайнер. К слову, в Евросоюзе уже начали законодательно бороться с устареванием — вот интересная заметка на Хабре.
Стилистическая долговечность: дизайн форева, вещи «без возраста»
При проектировании нужно учитывать не только функциональную долговечность продукта, но и то чтобы внешний дизайн его не устаревал. Для этого стоит избегать чрезмерной стилизации и модных трендов, так как они скоротечны. То, что сегодня выглядит модно и современно, может оказаться не актуальным уже в следующем году. Соответственно, и продажи катастрофически упадут. Если вы планируете продавать один и тот же товар десять лет подряд, его дизайн должен быть «вне времени». Постарайтесь использовать максимально лаконичные и минималистичные формы и цвета.
Радиоприемник SK2, Braun
Резюмируем, коротко по пунктам
Итак, мы подробно расписали то, как разрабатывая продукт и управляя его свойствами, можно влиять на будущие продажи. Еще раз повторим – мы не расставляем приоритеты: эстетика — технологичность — себестоимость — etc — все это разные направления, с которыми можно работать.
Чтобы ваш будущий продукт стал лучше продаваться, оцените их все, отвечая на вопросы:
1. Кто покупатель, а кто пользователь?
2. Какие свойства продукта и насколько важны для покупателя: внешний вид, долговечность, цена, функционал, удобство, эргономика…?
3. Что лишнее, второстепенное, что не относится к основным потребностям и ожиданиям покупателя, чем, в принципе, можно пренебречь?
4. И как можно улучшить продукт, чтобы учесть и эти второстепенные потребности?
Мы очень надеемся, что что-то из наших советов вам пригодится, и вы создадите и запустите удачный продукт. Который поборет всех конкурентов, завоюет мировой рынок и прославит нашего, российского производителя и разработчика. Давно пора!
» Илья Ткач, промышленный дизайнер
» anvos, Востриков Андрей, промышленный дизайнер
» Кохреидзе Дарья, журналист