Что относится к прокуратуре
Что относится к прокуратуре
Статья 1. Прокуратура Российской Федерации
(в ред. Федерального закона от 09.11.2020 N 367-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
П. 2 ст. 1 во взаимосвязи с другими нормами признан частично не соответствующим Конституции РФ (Постановление КС РФ от 18.07.2003 N 13-П).
2. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:
надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
(в ред. Федеральных законов от 10.02.1999 N 31-ФЗ, от 01.07.2010 N 132-ФЗ, от 22.12.2014 N 427-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
(в ред. Федеральных законов от 10.02.1999 N 31-ФЗ, от 01.07.2010 N 132-ФЗ, от 22.12.2014 N 427-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
надзор за исполнением законов судебными приставами;
(абзац введен Федеральным законом от 10.02.1999 N 31-ФЗ)
надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и другими федеральными законами.
(абзац введен Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 10.02.1999 N 31-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.1. Генеральная прокуратура Российской Федерации в пределах своей компетенции обеспечивает представительство и защиту интересов Российской Федерации в межгосударственных органах, иностранных и международных (межгосударственных) судах, иностранных и международных третейских судах (арбитражах).
(п. 3.1 введен Федеральным законом от 01.07.2021 N 265-ФЗ)
4. Прокуратура Российской Федерации принимает участие в правотворческой деятельности.
5. Генеральная прокуратура Российской Федерации выпускает специальные издания.
Прокуратура РФ: функции, принципы организации и деятельности
Деятельность и функции прокуратуры в Российской Федерации регламентируются Конституцией (статья 129) и ФЗ №2202-1 «О прокуратуре РФ» (действует с 17 января 1992 года), а также такими кодексами, как уголовно-процессуальный, гражданско-процессуальный и административно-процессуальный. Также в этот перечень входит КоАП Российской Федерации и прочие федеральные законы, международные договоры и ведомственные нормативные акты Генпрокурора. При этом нормативные акты, которые регулируют организацию/деятельность прокуратуры не могут быть изданы региональными законодательными органами.
Структурное разделение прокуратуры РФ
Прокуратура Российской Федерации — это единая федеральная централизованная система органов, в которой присутствует подчинение нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генпрокурору.
Во главе системы прокуратуры стоит Генеральный прокурор, в подчинении которого находятся прокуроры всех рангов. Помимо этого в систему входят прочие прокурорские служащие и структурные подразделения.
Генеральная прокуратура — это высшее звено прокурорской системы РФ. Она возглавляется Генпрокурором, который назначается на данный пост на 5 лет Советом Федерации согласно представлению Президента. Также Советом Федерации, но уже согласно представлению Генпрокурора, назначаются его первый и прочие заместители. Все остальные служащие штата Генпрокуратуры и ее структурных подразделений, а также старшие прокуроры назначаются непосредственно Генпрокурором.
К среднему звену прокурорской системы относятся прокуратуры субъектов государства. Их глав назначает Генеральный прокурор страны при наличии согласия государственных органов власти этих субъектов. Заместителей главных прокуроров также назначает Генпрокурор, но для этого уже не требуется согласие указанных органов власти. Все остальные прокурорские служащие субъектов государства назначаются прокурорами этих субъектов.
Третье звено прокуратуры РФ состоит из районных и городских прокуратур, а также из прокуратур территориальных объектов, приравненных к ним. Прокуроров всех этих прокуратур назначает Генпрокурор, их заместителей, старших помощников и обычных помощников — прокуроры субъектов государства, к которым эти прокуратуры относятся.
Помимо этого к структуре прокуратуры Российской Федерации относятся такие прокуратуры, как: военная, транспортная, природоохранная и прочие, которые относятся к специализированным прокуратурам, обладающим статусом прокуратур субъектов государства или районных. Штат таких прокуратур назначается по принципу назначения работников территориальных прокуратур и не требует каких-либо согласований.
Функции прокуратуры РФ
Прокуратура выполняет надзорную функцию, распространяющуюся на соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, которые действуют на территории государства.
Помимо этого, к функциям прокуратуры РФ относятся:
Системообразующая функция прокуратуры — это прокурорский надзор за законным ведением деятельности объектами, которые ей поднадзорны.
Исходя из многоотраслевого характера законодательства существует разделение на следующие отрасли надзора:
К последнему пункту также относятся администрации мест, в которых содержатся заключенные и задержанные.
Основные принципы деятельности прокуратуры
Деятельность прокуратуры базируется на следующих принципах.
Принцип обязательности исполнения прокурорских требований. Под ним понимается угроза привлечения к ответственности руководителей/должностных лиц, которые уклоняются от выполнения указанных требований или не выполняющих их. Этот принцип является следствием прокурорского полномочия выполнять прокурорские проверки законности поднадзорных объектов. На основании проведенных проверок прокурор в обязательном порядке издает акты реагирования, которые подлежат обязательному рассмотрению.
Прокуратура РФ
Содержание
Отрасли прокурорского надзора и другие направления деятельности прокуратуры
В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор:
Другие направления деятельности прокуратуры:
Прокуроры также участвуют в рассмотрении дел судами, опротестовывают противоречащие закону судебные решения, принимают участие в правотворческой деятельности, участвуют в заседаниях органов государственной власти и органов местного самоуправления, рассматривают заявления, жалобы и иные обращения.
Система прокуратуры
Прокуратура Российской Федерации — единая централизованная система органов и учреждений с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.
Систему прокуратуры Российской Федерации составляют:
Образование, реорганизация и упразднение органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации. Генеральный прокурор Российской Федерации возглавляет Генеральную прокуратуру Российской Федерации, назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Заместители Генерального прокурора Российской Федерации (в том числе первый заместитель, Главный военный прокурор Российской Федерации, заместители Генерального прокурора Российской Федерации в федеральных округах) назначаются и освобождаются Советом Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации.
В структуру Генеральной прокуратуры Российской Федерации входят главные управления (в том числе по федеральным округам), управления, отделы, а также Главная военная прокуратура на правах структурного подразделения. Прокуроры субъектов возглавляют прокуратуры Российской Федерации и назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с субъектами РФ (как правило, с их законодательными (представительными) органами). Иные прокуроры (возглавляющие территориальные и специализированные прокуратуры), а также директора (ректоры) научных и образовательных учреждений системы прокуратуры назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации.
Основные полномочия прокуроров
Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе беспрепятственно входить на территории и в помещения поднадзорных органов, требовать предоставления необходимых документов и материалов, вызывать должностных лиц и граждан для объяснений. Прокурор (или его заместитель) приносит протест на противоречащий закону (либо нарушающий права и свободы человека и гражданина) правовой акт,или представление должностному лицу с требованием устранить допущенные нарушения закона; обращается в суд с требованием о признании такого правового акта недействительным, выносит постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, объявляет предостережение о недопустимости нарушения закона, рассматривает и проверяет обращения граждан. Прокурор участвует в рассмотрении дел судами, при этом он вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса. Прокурор (или его заместитель) в пределах своей компетенции приносит в вышестоящий суд кассационное, частное и надзорное представление [жалобу] на незаконное или необоснованное судебное решение (приговор, определение, постановление). Осуществляя уголовное преследование, следователи Следственного комитета при прокуратуре проводят расследование по делам о преступлениях, отнесённых уголовно-процессуальным законодательством к их компетенции. Осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя. Прокуроры осуществляют и иные полномочия, возложенные на них Федеральным законом «О прокуратуре РФ», процессуальным и иным законодательством Российской Федерации.
Что относится к прокуратуре
Статья 11. Система прокуратуры Российской Федерации
1. Систему прокуратуры Российской Федерации составляют Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные организации, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.
(в ред. Федеральных законов от 10.02.1999 N 31-ФЗ, от 21.07.2014 N 233-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Генеральная прокуратура Российской Федерации осуществляет полномочия и функции учредителя в отношении подведомственных ей организаций, в том числе санаторно-курортных и оздоровительных организаций.
(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 492-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1.1. Используемые органами и организациями прокуратуры земельные участки, а также здания, нежилые и жилые помещения, сооружения, оборудование и другое имущество органов и организаций прокуратуры, созданное (создаваемое) или приобретенное (приобретаемое) за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и иных источников, являются федеральной собственностью.
Имущество, закрепленное за органами и организациями прокуратуры, в том числе имущество, входящее в жилищный фонд Российской Федерации, находится в оперативном управлении, а земельные участки находятся в постоянном (бессрочном) пользовании.
Генеральная прокуратура Российской Федерации является уполномоченным федеральным государственным органом в сфере управления федеральным имуществом, закрепленным за органами и организациями прокуратуры, а также выступает от имени Российской Федерации при государственной регистрации права собственности Российской Федерации на объекты федеральной собственности, закрепленные за органами и организациями прокуратуры.
Генеральная прокуратура Российской Федерации осуществляет управление и распоряжение жилищным фондом Российской Федерации, закрепленным за органами и организациями прокуратуры, в соответствии с его назначением. Порядок принятия решений о включении жилых помещений, принадлежащих органам и организациям прокуратуры на праве оперативного управления, в специализированный жилищный фонд и об исключении из него определяется Генеральным прокурором Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(п. 1.1 введен Федеральным законом от 31.12.2017 N 492-ФЗ)
2. Образование, реорганизация и ликвидация органов и организаций прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются Генеральным прокурором Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 10.02.1999 N 31-ФЗ, от 05.06.2007 N 87-ФЗ, от 28.12.2010 N 404-ФЗ, от 21.07.2014 N 233-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Создание и деятельность на территории Российской Федерации органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры Российской Федерации, не допускаются.
На территории России сегодня действует огромное количество контролирующих органов. Обычный гражданин может легко запутаться, когда приходится столкнуться с проблемой. Например, мало кто знает, что прокуратура РФ – это единая система органов, которые отвечают на соблюдение конституционных прав и исполнение действующего законодательства. Сегодня предстоит узнать о том, в каких случаях стоит обращаться сразу в прокуратуру, какой закон регулирует работу этого органа, что входит в зону ответственности единой системы.
Немного истории
Впервые на территории России прокуратура появилась еще при правлении Петра Первого. Перед государем стояла одна и самая главная задача: «Пресечь беззаконие, ослабить зло». Дело в том, что прокуратура отвечала не только за деяния обычных граждан, но и тех, кто ранее находился в зоне неприкосновенности.
Первым прокурором стал Павел Ягужинский. Задача государя состояла в том, чтобы найти честного и порядочного человека, который не будет боятся рассказывать правду, будет неподкупен и сможет ответить честью.
Уже в 1802 году прокуратура стояла выше Министерства Юстиции и была единственным и самым важным органом государственного надзора. Еще через 50 лет, прокуратура отделилась от карательной власти, так как из-за большой нагрузки прокурор и дружинники не успевали за всем следить. На 1864 год выпала реформа судебного производства, которая касалась судостроений.
После ряда государственных переворотов и гражданской войны, в 1917 году деятельность прокуратуры полностью отошла в руки Народных Комиссаров, однако основной принцип и идеи никак не изменились. Единственное, чтобы снизить расходы на обеспечение огромного количества органов, был принят «Декрет о суде № 1», который преобразовал деятельность многих учреждений в одну, ее до сих пор называют «следственной комиссией».
В 1922 году под руководство ВЦИКа было принято решение наделить этот орган исполнительной власти еще рядом обязанностей и функций. Например:
Еще через 10 лет, область влияния прокуратуры в России была еще больше увеличена. Например: было создан союз, регулирующий деятельность прокуратуры по всей стране (на тот момент речь идет о множестве республик, которые нуждались в контроле).
Чем занимается прокуратура
Прокуратура обязана следить за исполнением законов в интересах общества. Сегодня система осуществляет надзор за:
Дополнительно присутствует нагрузка в виде:
Прокуроры также присутствуют на судебных заседаниях. Несмотря на то, что они находятся на обвинительной стороне, сотрудники обязаны обеспечивать отсутствие беззакония и противоречия. Дополнительно происходит рассмотрение жалоб, которые граждане направляют в сторону административных органов. Регламент работы органов, включая зону ответственности прокурора и помощника прокурора, можно найти в действующем Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 N 2202-1.
Система и структура прокуратуры в России
Во главе системы стоит Генеральный прокурор. Назначение и снятие должности происходит по воле Совета Федерации. Далее по иерархической системе:
Для улучшения контроля качества существует большое количество должностей. Они также предусмотрены ФЗ «О прокуратуре РФ». Разделить можно на несколько составляющих:
Ранее существовало понятие «начальник отдела». Сейчас функцию выполняют старшие помощники главного прокурора каждой из 3 ответвлений.
Воинские звания и чины
Сегодня можно выделить:
С 2014 года получить должность в Прокуратуре больше не сможет человек, не имеющий высшего образования. Гражданин прошедший аттестацию получает первоначальный чин, перескочить и получить сразу высшую должность уже не получится.
Так как на территории России отдельно действует еще и военная прокуратура, сотрудники получают дополнительный чин. На основании ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», согласно их эффективности.
Предусматриваются и варианты награждения. Например, эффективные сотрудники за доблесть и старания могут получить:
По каким вопросам гражданам можно обращаться в прокуратуру
Многие граждане уверенны, что решить проблему быстро и эффективно можно только через прокуратуру. Высший орган поможет избежать беззакония со стороны административных учреждений, полиции и т.д. Поэтому на почту органа власти поступают сотни тысяч обращений, которые часто остаются без ответа или положительного результата. Сегодня можно выделить несколько примерных ситуаций, когда прокуратура может вмешаться и оказать содействие:
Вызвать сотрудника могут не только физический лица, т.е. обычные граждане, но и другие структуры в виде комитетов, собраний и т.д. Когда речь идет о вмешательстве высшего органа, граждане должны понимать, что специалист занимает сторону нейтралитета и контролирует выполнение всех законодательных норм, т.е. только то, что может коснуться беззакония. Прокурор также имеет право на обжалование решений, которые уже принял суд.
Однако по статистике, большая часть обращений граждан связанна с взаимодействием правоохранительных органов. Когда граждане сомневаются в неподкупности, честности полицейских, искать правду лучше через органы прокуратуры. Система устроена так, что отделения и организации есть в каждом регионе, что значительно упрощает процедуру обращения за помощью.
Однако стоит понимать, что даже с учетом присутствия помощи со стороны прокуратуры, не стоит забывать и об адвокате. Только он сможет грамотно составить и направить заявление с просьбой разобраться.
Дополнительно можно выделить ряд ситуаций, когда можно смело обращаться за помощью:
Перечислять жизненные и бытовые сложности можно долго. Однако следует понимать, что первая причина обраться – это нарушение закона и регламента. Даже если это происходит со стороны административных органов, которые в первую очередь, должны придерживаться правового поля.
Однако также есть случаи, когда обращаться в прокуратуру необходимо, пройдя другие инстанции. Например, если в магазине продают просроченный товар или обманываю, в первую очередь следует обратиться в Роспотребнадзор, если сотрудники откажутся содействовать, то в полицию, если и там не получилось найти помощи, то далее следует обращение в прокуратуру.
Нюансы, о которых нужно знать при обращении
Если с поводами для обращения все понятно, то со схемой и пошаговой инструкцией того, как правильно это сделать, могут возникнуть трудности. Гражданам необходимо знать о следующих нюансах:
Дополнительно следует выделить, что далеко не всегда, обращения и жалобы принимаются. Однако ответ должен быть получен гражданином в любом случае, из возможных:
Отклонить жалобу или обращение могут в случаях, когда письмо не имеет смысловой нагрузки, не изложены факты, не до конца понятно, что требуется. Для разъяснения сотрудники могут попросить явиться. Также отказать могут если письмо содержит прямое влияние в следственный или розыскной процесс. Например, данные могут быть специально быть неверными, чтобы запутать следствие и дать преступнику сбежать.
Почему прокуратура является самым эффективным органом
Граждане все чаще стали обращаться в прокуратуру не только за помощью, но и за простой консультацией. На деле, это единственный орган, который в течение короткого периода может бесплатно и беспристрастно решить проблему граждан. Чаще всего вопросы возникают в соблюдении Пенсионного, Трудового, Гражданского и Жилищного Законодательства.
В пользу прокуратуры можно привести несколько факторов, которые обеспечивают автономность и высокое качество оказания поддержки:
Именно поэтому, порой гражданам быстрее и легче обратиться сразу в главное управление, чтобы не терять время. Из-за этого периодически возникают конфликты между прокуратурой и следственным комитетом. Потому что по факту их деятельность очень часто пересекается, что говорит о плохом качестве работы СК.
Как подать заявление через электронную приемную
С развитием новых технологий, гражданам теперь не нужно отсиживать в длинных очередях и записываться за несколько недель заранее, чтобы добиться справедливости. Подать заявление можно сегодня через генпрокуратура РФ официальный сайт. Как правильно это сделать:
Выше было указанно, что заявления и жалобы, которые не содержат смысловой нагрузки не рассматриваются. Поэтому при составлении и желании быстро решить проблему, желательно подключить своего адвоката или грамотно подойти к изложению. Также необходимо понимать, что есть вероятность того, что сотрудники могут вызвать для дачи более подробной информации. Беспокоится не нужно, если пришло письмо с печатью прокуратуры страны, вероятно, сотрудникам необходимо узнать детали, чтобы помочь в сложившейся ситуации. По вопросу коррупции, также можно обращаться в прокуратуру. Орган гарантирует безопасность заявителя. Дополнительно в электронной приемной есть возможность связаться с другими смежными органами.