Что относится к произвольным уловкам заикающихся
Что относится к произвольным уловкам заикающихся
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
В статье идет речь о диагностике заикающихся подростков и взрослых, выявлении логофобии и других вторичных личностных изменений, которые учитываются при определении степени тяжести заикания.
Бесплатные занятия с логопедом
В статье идет речь о диагностике заикающихся подростков и взрослых, выявлении логофобии и других вторичных личностных изменений, которые учитываются при определении степени тяжести заикания. Рассматриваются тестовые методики, как дополнительный метод диагностики логофобии.
Логофобия в клинической картине заикания
Использование тестовых методик в диагностике логофобии у подростков и взрослых
Сталкиваясь с обследованием заикающихся подростков и взрослых, немаловажно уделить внимание выявлению логофобии и вторичных психологических изменений в состоянии обследуемого, так как выявление психических симптомов играет важную роль при определении степени тяжести заикания.
Это особенно актуально при диагностике лиц призывного возраста, проходящих военно-врачебную комиссию, а также для дальнейшего планирования комплексной медико-психолого-логопедической реабилитации.
Если рассматривать клиническую картину заикания, то можно выделить две группы нарушений, выступающих на первый план:
Рассмотрим подробнее, как проявляются особенности в психоэмоциональной сфере и в поведении заикающегося.
Непосредственно в процессе беседы с обследуемым, как правило, обращают на себя внимание двигательные и речевые уловки.
Двигательные уловки
Двигательные уловки представляют собой сознательные действия которые сопровождают речь и носят маскировочный характер ( пациент шмыгает носом, потирает нос, переступает с ноги на ногу, двигает плечами, прикрывает рот рукой, трогает волосы, расстегивает и застегивает пуговицу и т. д.).
Многие заикающиеся отмечают, что им становится легче говорить совершая какое-либо действие, однако такой эффект возникает из-за отвлечения от речи.
У некоторых пациентов двигательные уловки настолько сложны, что напоминают ритуал.
Речевые уловки
К речевым уловкам относятся эмболы или эмболофразия — слова или звукосочетания, лишенные смысловой нагрузки, которые заикающиеся произносят перед трудными звуками, либо чтобы заполнить паузы в речи.
Также к речевым уловкам можно отнести сознательное изменение лексико-грамматического строя речи. Предвидя речевую судорогу заикающийся меняет местами слова во фразе, заменяет слово синонимом. Преимущественно это наблюдается у подростков и взрослых.
Звукофобия
При обследовании выявляем у пациента наличие «трудных звуков» и избегание произнесения слов начинающихся на эти звуки. Чаще всего, этими «трудными звуками» являются согласные, при произнесении которых неизбежно возникают запинки в речи.
Избегая определенных звуков, пациент может заменять слова, подбирать синонимы, менять слова местами, произнесение этих звуков может сопровождаться сопутствующими движениями, двигательными уловками.
Если у пациента есть страх перед произнесением сложных для него звуков, то это свидетельствует о звукофобии.
Логофобия
У многих заикающихся, начиная с подросткового возраста, а иногда и раньше, появляется боязнь речевого общения — логофобия. Проявляется логофобия навязчивыми переживаниями и страхом возникновения речевых судорог.
Страх перед речевым общением приводит к увеличению запинок в речи, а последние способствуют нарастанию страха перед речью.
При логофобии характерно:
Тестовые методики как дополнительный метод в выявлении логофобии
Чтобы провести обследование наиболее эффективно, кроме наблюдения и беседы как дополнительный диагностический инструмент, целесообразно использование тестовых методик.
Тестовая методика «Речевой опросник»
Автором данной методики является Миссуловин Л. Я. Методика рассчитана на выявление наличия и определения уровня логофобии у пациента.
В опроснике предлагаются 40 предложений разбитые на 10 групп, которые необходимо завершить одним из четырех предложенных стандартизированных ответов.
В процессе беседы с обследуемым выясняем в каких ситуациях, обстоятельствах, при общении с какими людьми труднее всего говорить. После проведенной беседы, даем обследуемому заполнить тестовую методику «Речевой опросник» (см. приложение1).
1. …я говорю спокойно и без затруднений.
2. …я говорю с незначительными запинками.
3. …мне говорить трудно.
4. …мне говорить очень трудно.
В предложениях 15, 20, 25, 32 в четвертом варианте пре¬дусмотрен ответ отказ от речи («я говорить отказываюсь»)
Результаты оцениваются следующим образом:
Ответ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
ключ | 0 | 1 | 2 | 3 | 3 |
Ситуация речевого общения | 1 | 2 3 4 | 5 6 7 | 8 9 10 |
Уровень логофобии | (РЗ) без логофобии | 1 уровень логофобии | II уровень логофобии | III уровень логофобии |
Сумма баллов |
Интерпретация результатов, уровни логофобического синдрома у обследуемых.
1. Если преобладает сумма баллов в первой группе вопросов, то результат трактуется как наличие речевых затруднений без логофобии (РЗ).
4. III уровень логофобии. Пациент практически инвалидизирован. В лю¬бых ситуациях речевого общения отмечается выраженный страх перед речью.
Нередко в связи с этим не учится и не работает. Круг общения резко ограничен семьей (в семье также возможна определенная избирательность в системе общения). Друзей, знакомых, как правило, не имеет. Людей противоположного пола обычно сторонится.
Если пациент испытывает речевые затруднения в ситуациях из первой группы вопросов «Речь наедине с собой», то это говорит о том, что речевое нарушение имеет выраженную органическую основу.
Если обследуемый не преувеличивает тяжесть своего состояния т.е. без аггравации (что возможно при обследовании лиц, направленных военкоматом), визуальное наблюдение специалиста совпадает с его самооценкой и, соответствует уровню логофобии, выявленному с помощью тестовой методики «Речевой опросник».
Опросник для оценки речевой тревоги Р. Эриксона адаптированный В.А.Калягиным и Л.Н.Мацько
Этот опросник можно использовать при диагностике школьников, подростков и взрослых, он позволяет определить степень выраженности переживаний заикающихся по поводу собственной речи.
Опросник состоит из 24 суждений, на каждое суждение необходимо дать один из двух ответов да «+» или нет «-». (см. приложение 2).
Дается инструкция: прочитайте каждое утверждение теста и поставьте рядом с ним знак «+», если вы согласны с этим утверждением, и знак « — », если не согласны.
При обработке результатов мы подсчитываем количество совпавших ответов с ключом. Одно совпадение с ключом соответствует одному баллу. Далее суммируем общее количество баллов.
Ключ к интерпретации результатов по методике речевой тревожности
Р. Эриксона в адаптации В.А. Калягина—Л.Н. Мацько
Что такое заикание? Причины возникновения, диагностику и методы лечения разберем в статье доктора Черемушниковой И.И., детского невролога со стажем в 31 год.
Определение болезни. Причины заболевания
Мальчики заикаются в 2-3 раза чаще, чем девочки. С возрастом эта гендерная разница только увеличивается: мальчиков, которые продолжают заикаться, становится уже в 3-4 раза больше, чем девочек с этими же проблемами. Мужчины также заикаются чаще, чем женщины (в четыре раза).
Причины развития заикания у детей
Причины заикания делятся на две группы:
Факторы риска развития заикания у детей
Предрасполагающие причины заикания:
Провоцирующие причины заикания:
К неблагоприятным условиям относятся:
Причины развития заикания у взрослых
Симптомы заикания
Основные признаки заикания — частые повторы букв, слогов или даже слов, протяжные звуки, а также частые остановки или паузы между слогами, словами и предложениями. Всё это разрывает плавное течение речи. Такое состояние следует классифицировать как расстройство только в том случае, если оно заметно нарушает качество речи и длится более трёх месяцев.
Заиканию также характерны:
Патогенез заикания
Анатомия и физиология речи при заикании
В основе патогенеза заикания лежит неконтролируемое судорожное нарушение речи по типу системного нейромоторного сбоя. Оно в первую очередь связано с нарушением работы базальных ганглиев, которые регулируют длительность движений мышц и фонетической реализации элементов речи.
Механизм развития заикания
При заикании нарушается последовательность смены сигналов начала и завершения элементов речи:
Классификация и стадии развития заикания
Формы заикания
Виды заикания по форме судорог:
Дыхательное заикание является самой тяжёлой формой дыхательных судорог. Оно делится на две подгруппы:
В зависимости от патогенеза и причины возникновения бывает две формы заикания:
Виды заикания по течению:
Стадии развития заикания
Первая стадия [17] [24] [26] :
Вторая стадия [21] :
Третья стадия [25] [26] [27] :
Четвёртая стадия [10] [22] [24] :
Осложнения заикания
Заикание приводит к таким отрицательным последствиям, как [12] :
Также заикание может привести к снижению уровня качества жизни [11] [12] :
Всё это со временем может привести к ещё большему усугублению картины заикания, так как формируется порочный круг: с изменением самооценки на фоне заикания ухудшается эмоциональное состояние и нарастает стресс, что ещё больше усиливает заикание и ухудшает навыки общения.
Кроме того, психогенному заиканию часто сопутствуют другие заболевания:
Диагностика заикания
К какому врачу обращаться
Нейрофизиологические обследования
Как правило, диагноз устанавливается на основе клинической картины, однако чтобы отличить неврозоподобные и психогенные заикания от других органических причин дефекта речи нужно провести ряд нейрофизиологических обследований (по показаниям врача):
Каждый из этих методов исследования проводится для того, чтобы не пропустить органические болезни головного мозга (например, опухоль или сосудистые заболевания). В структуре таких нарушений заикание является вторичным.
С этой же целью может потребоваться консультация окулиста (биомикроскопия глазного дна и осмотр его периферии трёхзеркальной линзой Гольдмана) и генетика (кариотипирование, синдромальная диагностика).
Лечение заикания
В каком возрасте лучше начать лечение у детей
Лечить заикание нужно начать сразу после постановки диагноза.
Лечение заикания, как правило, комплексное, этапное и достаточно длительное. В нём должны участвовать несколько специалистов.
Врач-невролог или психоневролог — это врач с высшим медицинским образованием невролога, который окончил курсы психиатрии. Он назначает соответствующую медикаментозную терапию исходя из состояния нервной системы, контролирует динамику развития симптомов заболевания.
Врач-психотерапевт — это специалист с высшим медицинским образованием, который занимается лечебным воздействием на психику человека. Он использует разные виды психотерапии, включая прямой разговор, гипноз и ряд других методик лечения заикания:
Иглорефлексотерапевт — это специалист с высшим медицинским образованием невропатолога или невролога, который прошёл специальное обучение по иглоукалыванию. Он воздействует на специальные точки, нервные окончания, снимая нервное напряжение.
Психолог проводит тестирование, помогает установить причину возникновения речевого дефекта и разобраться с внутренними проблемами человека, выявляя слабые стороны его характера. Для этого он использует словесные методы воздействия.
Хотя каждый специалист вносит важную неоценимую лепту в лечение заикания, ни один из них не сможет устранить его полностью самостоятельно.
Устранение заикания у дошкольников
У детей заикание проходит само по себе, даже без лечения. В данном случае следует уменьшить нагрузку на речевой аппарат малыша, а также время от времени посещать специалистов, которые проконтролируют развитие речи в динамике.
Устранение заикания у подростков и взрослых
Чем старше становится ребёнок, тем меньше шансов полностью избавить его от заикания. В подростковом возрасте заикание поддаётся коррекции с большим трудом. Основная цель лечения — обучить навыкам релаксации и умению сохранять позитивный настрой, поддерживать постоянную уверенность в себе и своих силах, использовать методики по повышению самооценки.
Взрослый человек часто уже адаптировался к собственным речевым особенностям либо научился их контролировать. Главной задачей лечения заикания является уменьшение стресса, т. к. на его фоне заикание может усиливаться.
Новые методики для лечения заикания
Примеры устройств и компьютерных программ для лечения заикания:
Прогноз. Профилактика
Так как заикание связано с неустойчивостью и дисбалансом работы полушарий головного мозга, специфической профилактики заболевания не существует.
Тактика поведения родителей при заикании у ребёнка
Чтобы создать благоприятные условия для выздоровления, нужно придерживаться следующих правил:
Такое разное заикание: виды, типы, формы и степени тяжести заикания у взрослых и детей
Большинство людей с уверенностью могут сказать, что знают, что такое заикание. Сложно не заметить его у человека, который повторяет звуки или слоги, затрудняется начать говорить, напрягает при этом мышцы лица и шеи. Не нужно быть врачом, чтобы поставить диагноз «заикание» в этом случае. Однако опытный специалист способен выявить заикание до всех этих тяжелых проявлений. Незначительные нарушения речи в виде редких запинок, которые обычно игнорируются и самим заикающимся и его окружением, для квалифицированного специалиста — первый и самый важный признак заикания. Такие изменения в речи при своевременной диагностике корректируются гораздо легче и быстрее.
Многие люди с проблемами в речи ложно уверены, что у них нет заикания. Только врач способен по незначительным признакам распознать и поставить диагноз «заикание»!
Каким бывает заикание
В мире существует несколько классификаций заикания. И разные клиники могут использовать разные определения. Мы же рассмотрим ту классификацию, которую используют специалисты Санкт-Петербургского Центра реабилитации речи Татьяны Соловьевой.
Заикание — это нарушение плавности речи в виде задержки произношения или повторения звуков, слогов, слов. Это непроизвольные избыточные движения мышц, участвующих в произношении звуков (мышц лица, дыхательных и жевательных мышц).
Виды и типы заикания у взрослых и детей
Прежде всего стоит определить, является заикание приобретенным или врожденным. Сделать это сможет только врач. Как правило, по этому признаку выделяют две формы заикания: невротическую и неврозоподобную.
• Невротическая форма заикания является следствием психической травмы, например, испуга или другого сильного стресса. Проявлять себя она начинает обычно в возрасте 2-4 лет. При этом патологий внутриутробного развития или осложнений во время родов у пациентов не наблюдается. Спровоцировать заикание может также раннее обучение второму языку или другие сильные учебные нагрузки. Часто при невротической форме заикание проявляется только в определенных ситуациях, например, при публичных выступлениях. Со временем характер заикания может стать постоянным, а на на фоне неудач в речи у детей развивается логоневроз.
При невротическом заикании часто встречаются спазмы. Они подразделяются на типы: дыхательные и артикуляторные. При дыхательных спазмах возникает ощущение нехватки воздуха, возникают трудности с началом речи, а при артикуляторных — непроизвольно напрягаются мышцы губ, нёба, языка, мешая произнесению отдельных звуков.
• Неврозоподобная форма заикания объясняется генетической предрасположенностью или осложнениями во время беременности и родов. Неврозоподобное заикание впервые дает о себе знать обычно в возрасте 3-4 лет без видимых внешних причин. Такое заикание проявляется постоянно и вне зависимости от ситуации.
Формы проявления заикания
Заикание может проявляться по-разному. В зависимости от внешних проявлений выделяют следующие формы:
• Тоническая. Длительные паузы в словах и растягивание гласных — вот явные признаки такой формы заикания.
• Клоническая. При этой форме заикающийся многократно повторяет звук, слог или слово целиком, не в силах продолжить речь.
• Комбинированная. Эта форма сочетает в себе признаки тонического и клонического заикания.
Степени тяжести заикания
Когда диагноз «заикание» поставлен и определена его форма, необходимо определить степень тяжести расстройства. В зависимости от постоянства проявлений степень заикания делят на:
• Стабильное. Человек заикается постоянно, вне зависимости от обстоятельств.
• Нестабильное. Заикание возникает только при определенных обстоятельствах: под воздействием стресса или при сильных эмоциях.
• Циклическое. Заикание приходит периодами, отступая и снова появляясь.
Стоит сразу отметить, что диагноза «чуть-чуть запинается» не существует! Определить степень заболевания способен только врач. Разобраться в этом, не имея медицинского образования и должного опыта в профессии, сложно.
Не пытайтесь, почитав что-то в интернете, самостоятельно поставить диагноз себе или ребенку. При первых запинках в речи следует обращаться к специалистам. Лучше, если это будет узкоспециализированный центр, занимающийся именно речевыми нарушениями. Таким является Санкт-Петербургский Центр реабилитации речи Татьяны Соловьевой. Специалисты Центра работают по авторской методике, включающей в себя логопедическую и психологическую помощь.
Записаться на бесплатную консультацию и узнать подробнее о том, как проходит лечение заикания, можно по телефону 8 (812) 717-40-68 или через специальную форму на сайте. Помните, что чем раньше вы начнете борьбу с заиканием, тем быстрее одержите победу над недугом.
Программы лечения заикания
В этом возрасте важен комплексный подход к лечению ребенка с участием и логопеда и психотерапевта. В таком случае, избавиться от заикания удастся быстрее и без применения медикаментов.
Школьники
Коррекция заикания у школьников, учащихся в младших классах, будет опираться на речевые «зарядки», произношение гласных звуков и их сочетаний с согласными, отработку простых текстов в движении.
Взрослые
В программу курса входят упражнения по технике речи и снятию психологического напряжения при общении. Лечение заикания во взрослом возрасте — долгий процесс и требует терпения.
Онлайн-курс
Авторская методика, предлагаемая на онлайн-платформе, разработана специалистами в центре реабилитации речи, успешно используется более 25 лет в лечении заикания.
Что относится к произвольным уловкам заикающихся
В клинической картине заикания неизменно присутствуют расстройства дыхания. Неречевое дыхание заикающихся имеет свои особенности. Оно, как правило, поверхностное, ритм его недостаточно устойчив, легко нарушается при эмоциональном напряжении.
Речевое дыхание представляет сбой высококоординированный акт, во время которого дыхание и артикуляция строго соотносятся в процессе речевого высказывания. У заикающихся эта координация нередко нарушается даже в процессе плавной речи. Перед вступлением в речь заикающиеся делают недостаточный по объему вдох, что не обеспечивает целостного произнесения интонационно-смыслового отрезка сообщения. Нередко заикающиеся (не только дети, но и взрослые) говорят на вдохе, либо в фазе полного выдоха.
Нарушение речевого дыхания у заикающихся настолько сильно выражено, что многие исследователи склонны относить причину заикания к нарушению регуляции дыхательной функции.
При коррекции заикания в практике, как правило, используется регуляция речевого дыхания, как один из ведущих приемов установления плавности речи.
Сопутствующие речи движения
Речь заикающихся, как правило, сопровождается сопутствующими движениями, которые проявляются у разных заикающихся по-разному: от раздувании крыльев носа и зажмуривания глаз до сложных движений всем туловищем. Так, у заикающихся в процессе речи могут наблюдаться кивательные движения головой, раскачивание туловищем, притоптывание, сжимание пальцев в кулаки и т.п. Эти сопутствующие движения обычно не носят характера эмоционально-выразительной жестикуляции, сопровождающей речь у незаикающихся людей.
Часто эти движения являются насильственными, но могут носить и маскировочный (уловочный) характер.
В некоторых случаях уловочные движения бывают настолько сложны, что начинают напоминать двигательные ритуалы. Так, например, перед тем, как начать речь, заикающийся закрывает глаза на несколько секунд, одновременно почесывая нос правой рукой, затем переступает с ноги на ногу и только после этого начинает говорить.
При хронически текущем заикании практически все заикающиеся используют в речи однообразные, многократно повторяющиеся на протяжении высказывания, семантически опустошенные лексемы типа: “да; вот; это самое” и т.п. Иногда произносимые звукосочетания могут быть бессмысленными (“куцо”). Такие явления в литературе, посвященной проблеме заикания, принято называть эмболофразией, а сами слова — эмболами. Эмболы нередко употребляются заикающимися перед так называемыми “трудными” звуками. Например: “Я хочу. это вот, я хочу. это вот, я хочу. пппосмотреть. ”. Эмболы могут появляться в конце судороги как “вступление” в плавную речь. Довольно часто эмболы заполняют паузы, когда заикающийся затрудняется подобрать адекватные слова, соответствующие замыслу высказывания. Использование эмболов, как правило, не осознается заикающимся.
Нередко в речи заикающихся наблюдается подмена слов, которые в момент высказывания им трудно произнести, на слова, которые произнести легче. Часто речевые уловки такого рода меняют смысл высказывания, что не всегда осознается заикающимися.
Устная речь у заикающихся подростков и взрослых обычно сопровождается вегетативными реакциями. Это может выражаться покраснением или побледнением лица, резким учащением сердцебиения. В процессе речи резко усиливается потоотделение, ладони становятся влажными,
могут появиться капли пота на лбу, иногда становится влажным не только лицо, но и тело. Аналогичные вегетативные реакции могут наблюдаться и у здоровых лиц, но только в ситуациях сильного эмоционального напряжения.