Что относится к произведениям крупной формы
статьи
16.10.2020 Произведения крупной формы.
Работая над произведениями крупной формы, преподаватель и исполнитель постоянно решают большое количество разнообразных и сложных музыкально технических задач, решение которых помогает воспитать масштабность музыкального мышления, развивать исполнительскую культуру, музыкальный вкус и техническое мастерство.
(Глава 16. Методика обучения игре на духовых инструментах. В. Н. Гержев)
Соната.
За последние годы репертуар духовых инструментов значительно пополнился произведениями современных русских и зарубежных композиторов. Появились сонаты Пуленка, Хиндемита, Прокофьева, Ракова, Гречанинова, Тактакишвили, Платонова и другие.
Концерт.
Этот жанр инструментальной музыки создает наиболее благоприятные условия для яркого и всестороннего показа выразительных возможностей инструмента и мастерства исполнителя.
В репертуаре духовых инструментов свыше ста концертов, относящихся к классическому и доклассическому периоду.
До начала ХIХ века каденция в инструментальных концертах носила характер импровизации, т.е. предполагалось, что солист покажет в своей собственной каденции мастерство, виртуозность и понимание характера исполняемого произведения и стиля автора. Моцарт в своих концертах как раз и предоставляет исполнителю такую возможность. В дальнейшем каденции сочиняли сами композиторы; они стали появляться не только в первой части концерта, но и во второй, и в третьей.
Выдающаяся роль в развитии концерта принадлежит Л.В. Бетховену, именно он начинает симфонизировать концертный жанр. В послебетховенский период наступает некоторый спад в развитии жанра концерта. Появляется ряд произведений типично салонного стиля рассчитанных на внешний, технический эффект солирующей партии. Оркестру в таких концертах отведена роль сопровождения. Но это веяние коснулось не всех композиторов.
Концертное творчество немецкого композитора К.М. Вебера отличается виртуозностью, как и у других романтиков, однако он нигде не подавляет основной музыкальной мысли. К.М. Вебер уделил серьезное внимание жанру концерта для духовых инструментов. Им сочинены концерты для кларнета (Es dur и f moll), концерт для фагота (f moll) и некоторые другие произведения.
В этой связи важное место принадлежит фортепианным концертам Ф.Листа. Как и в своих сонатах, Лист «сжимает» форму концерта до одной части, таким образом, создается развернутая форма сонатного allegro. Лист восстанавливает равновесие оркестра, превращая концерт в грандиозный диалог между солистом и оркестром.
Специфика исполнительства на духовых инструментах, особенно медных, требует ограниченности масштабов сольных произведений.
ХХ столетие оказалось весьма плодотворным периодом в эволюции сольного инструментального искусства. Большую роль в развитии жанра концерта для духовых инструментов сыграло творчество Дебюсси, Равеля, Стравинского, Прокофьева, Шостаковича, Арама Хачатуряна. Под влиянием этих композиторов возник ряд талантливых произведений для духовых инструментов зарубежных и русских авторов.
Концерт чешского композитора Мартину для гобоя; концерты для фагота, для валторны чешского композитора Пауэра; концерт для гобоя с оркестром венгерского композитора Гидаша, а также концерты С.Василенко, Р.Глиэра, Н.Бакалейникова, Л.Книппера, Ю.Левитина, М.Вайнберга, В.Крюкова, Б.Савельева, Г.Киркора А.Нестерова, А.Пахмутовой, Б.Чайковского, Р.Леденева, В.Успенского, концерты для трубы и валторны армянского композитора А.Арутюняна, концерты для флейты, кларнета, валторны латвийского композитора Я.Медыня, концерт для валторны литовского композитора Б.Дварионаса, концерты для деревянных духовых инструментов татарского композитора А.Лупова. Нельзя не вспомнить тринадцать концертов для тромбона В.Блажевича, три развернутые концертные пьесы для флейты с оркестром В.Цыбина, семь концертов для трубы В.Щелокова.
Последние годы репертуар исполнителей на духовых инструментах пополнился множеством новых интересных концертов современных русских и зарубежных композиторов.
В последнее время в творчестве композиторов происходит активный процесс переосмысливания основ музыкального развития, принципа симфонизма. В частности это касается сонатности. Одни композиторы вообще отвергают сонатность, другие пытаются прийти к новой сонатности. На смену битематизму приходит монотемность, благодаря которой сонатность либо вовсе исчезает, либо ее можно ощутить в приобретающем определенный драматический смысл контрасте частей цикла. Цикл строится на последовательности монотемных звеньев, рисующих одно состояние, одно действие. Исчерпав себя, внутри части, это состояние или действие в новом качестве развертывается в последующем звене.
Усложнение формы, содержания и фактуры современных инструментальных концертов, в том числе и концертов для духовых инструментов, требует и новых, более современных методов работы над ними, поиска новых выразительных средств.
Работа над произведениями крупной формы
(сонатой, вариациями, концертом)
Работа над произведениями крупной формы является важнейшим фактором профессионального развития учащихся. Произведения К.ф. включают сонаты, вариации, концерты и др. В отличие от миниатюр, сочинениям крупной формы, свойственно большее разнообразие содержания, более протяженное развитие музыкального материала. В связи с этим при их исполнении труднее достигнуть единства целого и выявить характерные особенности отдельных образов и тем, чаще возникает потребность переключения с одной художественной задачи на другую, требуется больший объём памяти и внимания.
Подготовительным этапом к исполнению сонат служат классические сонатины. Сонатина – (итал. Sonatina – уменьшит. от Sonata) – небольшая соната, без драматического развития тем, т.е. без развернутой разработки. Сонатина обычно отличается от сонаты большей простотой содержания, меньшими масштабами, сравнительной легкостью исполнения. Сонатины знакомят учащихся с особенностями музыки периода классицизма, воспитывают чувство классической формы, ритмическую устойчивость исполнения, как ясность игры и точность выполнения всех деталей текста. Начиная с 1-2-го классов ДМШ учащиеся изучают сонатины А. Гедике, М. Клементи, Ф. Кулау. В старших классах музыкальной школы ученик знакомится с образцами сонатного творчества Гайдна, Моцарта, Бетховена и других композиторов.
Одна из особенностей сонаты заключается в том, что, как правило, 1-ая её часть изложена в сонатной форме. Поскольку чаще всего 1-ая часть сонаты написана в быстром темпе и в сонатной форме, то она получила название «сонатного allegro». Классическая сонатная форма основана на контрастном сопоставлении двух (иногда более) музыкальных тем и складывается из 3-х разделов: экспозиции, разработки и репризы. Сонатная экспозиция включает изложение и первоначальное развитие основных тем. Главная партия выражает ведущую музыкальную мысль, даёт импульс для дальнейшего движения. Эта тема действенного характера, в основной тональности. Неустойчивая и текучая связующая партия образует тональный переход и продолжает развитие главной партии. Иногда для большего контраста связующая партия отсутствует. Тема побочной партии (обычно лирического характера) излагается, как правило, в доминантовой тональности. Возможны главная партия и побочная партия на одной теме (с некоторыми изменениями) или несколько тем внутри побочной партии. Итог и завершение экспозиции в заключительной партии. Разработка обычно состоит из 3-х разделов: вступительного, основного (посвящённого развитию материала) и переходного, подготавливающего репризу. В репризе побочная партия трансформируется в основную тональность. Иногда используется обратный порядок следования тем (побочная партия, главная партия). Такая реприза называется зеркальной.
В музыкальной школе учащиеся знакомятся с более простыми образцами сонат Гайдна, Моцарта и Бетховена. При начальном ознакомлении с сонатным аллегро музыкально осмысливается трехчастная структура формы (экспозиция, разработка, реприза), разбираются образные характеристики партий (главной, побочной, заключительной), анализируется их контрастность или единство, развитие на протяжении всего произведения. Слух ученика должен быть направлен на частые смены характеров, что влечет за собой выбор соответствующих звуковых решений. Следует помнить, что благодаря лаконичной фортепианной «инструментовке» классической сонатной формы, малейшая неточность звукоизвлечения, невнимание к штрихам, передерживание или недодерживание отдельных звуков становятся особенно заметными. Фортепианное письмо ранних венских классиков (Гайдн, Моцарт) выделяется прозрачностью, и в этом отношении оно еще связано с традициями клавесинного стиля. Ему не свойственно аккордовое изложение, быстрые последования октав, двойных нот, то есть так называемая крупная техника.
В отличие от полифонического изложения (типа письма И. С. Баха) фактура раннего классицизма характеризуется заметно выраженной дифференциацией партий отдельных рук. Как правило, мелодия излагается в правой руке в диапазоне первой-второй октавы. В партии правой руки обычно сосредоточиваются также фигурации. Гармоническая фигурация венских классиков, в соответствии с их гармоническим письмом, состоит преимущественно из арпеджио простейших аккордов, главным образом трезвучий и доминантсептаккордов. Партия левой руки, достигающая в сочинениях венских классиков значительного обособления, выполняет обыкновенно функцию сопровождения. Как и в партии правой руки, в ней вырабатываются определенные типы изложения – своего рода фактурные формулы.
Весьма употребительный вид сопровождения у Моцарта и Гайдна – повторение отдельных звуков, двузвучий и аккордов. Повторения одного звука носят название барабанных басов. Они нередко применяются в быстрых сочинениях, где подчеркивают активный характер музыки. Встречаются повторения в виде ломаных октав – так называемые маркизовыбасы. Наконец, весьма распространены альбертиевы басы. У ранних венских классиков альбертиевы фигурации обычно применяются в местах спокойного характера или задорно-шутливого, а не бурного драматического, как у Бетховена. Учащегося следует познакомить с определенными видами изложения музыкального материала в изучаемой сонате, среди которых могут встречаться различные гармонические фигурации, барабанные басы (повторение одного звука), маркизовы басы (повторения в виде ломаных октав), альбертиевы басы и др.
Большой популярностью в ДШИ пользуются сонаты Гайдна. Работая над ними следует учитывать, что характерной чертой стиля композитора является «оркестральность» его фортепианных сочинений. Как симфонист и мастер квартетов, И.Гайдн воспроизводил в своих фортепианных произведениях звучание струнных и духовых инструментов. Поэтому в сонатах переплетаются различные виды артикуляции. Часто встречаются такие оркестровые эффекты как pizzicato басового голоса, противопоставление звучности tutti звучанию отдельных групп инструментов. Ранние сонаты И.Гайдна предназначались для исполнения на клавичембало и клавесине, более поздние – на фортепиано.
Грациозная и изящная музыка эпохи Гайдна, Моцарта требует осторожного и тонкого обращения с динамикой. Следует учитывать, что первые фортепиано не обладали звучностью современного инструмента, на котором forte звучит намного сильнее и объёмнее. Поэтому звучность не должна быть резкой и грубой. Также надо обратить внимание на такие важные моменты как так называемая «эхо-динамика» (при повторе тактов). Особенностью бетховенской динамики является контрастность. Ее можно охарактеризовать как неожиданную, внезапную.
В целом, работа над сонатной формой – одной из самых важных форм музыкальной литературы имеет большое значение для развития учащегося.
Классный час на тему: «Крупная музыкальная форма для детей»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
«КРУПНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА ДЛЯ ДЕТЕЙ».
Хорошо учиться музыке. Приятно суметь что-нибудь сыграть на семейном празднике. Приятно почувствовать, что ты можешь доставить кому-нибудь удовольствие и, вообще, умеешь делать что-то особенное. А музыка и есть что-то особенное…
Но есть в обучении музыке, особенно для тех, кто учится в музыкальных школах, и нечто, как бы это сказать, не очень приятное, что ли. Не для всех, конечно, но для некоторых, а, может, и многих. Это – крупная форма –это сонатины, рондо, вариации.
Крупную форму надо играть на зачётах и экзаменах. А учить это скучно… Всё кажется скучным, длинным, сложным. И непонятно, особенно в крупной форме, зачем так много тем, зачем они изменяются, зачем повторяется в конце всё с начала, но с некоторыми изменениями.
А это, на самом деле, может быть довольно увлекательным. Просто надо придумать рассказик на каждую сонатину, сонату, рондо или вариации. Сонатина, соната, концерт или симфония – это как рассказ или другое литературное произведение. Только в музыке всё выражается не словами, а музыкальными средствами – мелодией, гармонией, фактурой и многими другими.
Чем отличается произведение крупной формы от произведения малой формы? Только ли размерами? Безусловно, нет.
Один из самых доступных детскому пониманию видов крупной формы – вариации. Их включают в репертуар ученика по возможности уже в первый год обучения.
Своеобразие их в том, что они заключают в себе также черты пьес малой формы. Поэтому ученик, работая над вариациями приобретает особенно разнообразные исполнительские навыки. Подобно миниатюре каждая отдельная вариация требует умения в не многом сказать многое.
Уже говорилось, что, если музыка много раз повторяется и не изменяется, то её слушать не очень интересно. Поэтому в музыкальном произведении часто применяется видоизмененное или варьированное повторение. На этом принципе складываются вариации.
Очень важно объяснить ученику одну из главных задач в исполнении вариаций – понимать тематическую связь отдельных вариаций и понимать принцип варьирования. В некоторых вариациях видоизменяется тема, в других – тема остается неизменной, и меняется лишь аккомпанемент. В любом случае надо осознанно относиться к работе, понимать принцип варьирования, уметь находить в каждой вариации тему и ее элементы.
Следующая важнейшая задача при исполнении вариаций – во-первых, уметь ясно передавать характер каждой вариации в отдельности и, во-вторых, уметь моментально перестраиваться с характера одной вариации на характер другой, находясь в определенном образе буквально с первой ноты до последней. Очень полезно учить эти переходы сначала с остановкой, чтобы иметь время на внутреннюю «перенастройку», затем исполнять их точно по времени и в том же темпе.
Кульминационной обычно бывает финальная вариация, как правило, самая масштабная по размерам, самая динамичная и как бы обобщающая, завершающая по смыслу весь цикл.
РОНДО.
Теперь о рондо. Слово «рондо»— французское. В переводе на русский оно означает круг, хоровод. Название этой формы пришло из средневековой Франции. Там «рондами» называли хороводные песни. В песне есть запев и припев. Исполнялись они так: запев пел один из участников хоровода, а припев — все вместе. Но в отличие от простой песни, куплеты в этих хороводных песнях каждый раз пелись на новый мотив, а припев оставался неизменным. И вторым отличием от простой песни было то, что рондо начиналось не с запева, а с припева. Итак, форму рондо можно воспринимать в виде песни, которая начинается с припева. Этот припев (рефрен) повторяется неизменно, а куплеты (эпизоды) имеют разное мелодическое содержание. Припев (рефрен) объединят рондо в единое целое.
СОНАТА И СОНАТИНА.
Большое значение для развития ученика имеет работа над сонатой —как одной из самых важных форм музыкальной литературы.
Соната — наиболее сложное по форме произведение. Сонату можно сравнить с литературным романом или повестью. Подобно роману или повести, соната «населена» различными «героями» — музыкальными темами.
Сонатная форма состоит из 3 разделов:
Экспозиция
Разработка
Реприза
Экспозиция (от латинского exposition – показ) – завязка действия. В ней излагаются: г.п. (с некоторым развитием и связующей частью), п.п. и з.п. (переход к разработке). Чаще всего г.п. носит динамичный, решительный характер, ей противопоставлена более созерцательная, лирическая п.п.
Разработка – драматический центр сонатной формы. В ней происходит сопоставление, столкновение и развитие тем, изложенных в экспозиции, путём их мотивной разработки.
Реприза (от французского reprise – возобновление) – развязка действия. Несколько видоизменённое повторение экспозиции с изложением обеих партий (г.п. и п.п.) в основной тональности.
(далее преподаватель рассказывает сказку)
Чтобы более доступно объяснить учащимся разделы крупной формы, полезно обратиться к известной сказке Ш. Перро «Красная шапочка».
1раздел – экспозиция, показ тем. Красная шапочка – г.п., бабушка – п.п. Возникает причинно следственная связь: мама печёт пирожки и просит отнести их бабушке. Тот путь, который предстоит совершить Красной шапочке, будет являться св.п. Ну и з.п. – повествование о волке.
2 раздел – разработка. Путь, который Красная шапочка совершает через лес, встречает волка, волк ест Красную шапочку и бабушку, появляются охотники и убивают волка. Все эти события можно отнести к разработке.
3 раздел – реприза. Повторное появление Красной шапочки и бабушки (г.п. и п.п.), после счастливого освобождения их охотниками.
Будучи насыщена драматизмом, сонатная форма обычно требует исполнения в довольно быстром темпе, почему и называется сонатным allegro. Принцип контраста, лежащий в основе сонатной формы, сложен для восприятия учащегося, т.к. при этом очень быстро происходит изменение ритмо-интонационной сферы, артикуляционных штрихов, голосоведения, фактуры и т.д. Всё это требует умения гибко переключаться на новые звуковые и технические задачи. Чем лучше учащийся поймёт выразительный и структурный характер экспозиции, тем больше он будет подготовлен к прочтению разработки и репризы.
К трём основным разделам сонатного аллегро часто присоединяется четвертый, заключительный раздел — кода. В ней проходят отрывки наиболее важных тем, ещё раз утверждается «победившая» тональность.
Классический сонатный цикл сложился во второй половине XVIII века. Сонаты писали и пишут многие композиторы, начиная с Корелли (XVII век) и до наших дней. Зародившись в творчестве И.С. Баха и его сыновей, Д. Скарлатти, сонатная форма окончательно откристаллизовалась в сочинениях Й. Гайдна, В. Моцарта. Своё наивысшее выражение сонатная форма нашла в произведениях Бетховена.
Конечно, не все сонатины и сонаты, изучаемые в ДМШ, соответствуют классической форме сонатного аллегро. В них может не быть достаточно развитой разработки. При исполнении сонатин и сонат появляется основная трудность воплощения сонатной формы: выявление контрастных образов и, наряду с этим, соблюдение единства целого.
Работая в классе над крупной формой, надо познакомить ученика с биографией композитора, с его творчеством и его эпохой. Определяются границы главной и побочной партий, находятся связующая и заключительная. Разбираются фразы, предложения, интонации, штрихи, артикуляция, аппликатура —всё то, что поможет определить художественно-выразительное значение тем-образов, а так же определить при помощи чего они связаны: их тональности, модуляции и исключения. В разработке анализируется музыкальный материал, то есть определяют какие темы взять для развития. Это могут быть главная, побочная или совершенно новая тема; определяются тональности, отклонения, модуляции. В репризе определяются сходство и различия с экспозицией. От ученика требуется быстрота слуховой реакции на происходящие в музыке частые смены образных состояний, особенно важна мгновенная исполнительская перестройка, а также выдержка, выносливость, эмоциональная приподнятость и душевный подъем. При исполнении сонаты важно достигнуть темпового единства. Без этого произведение может рассыпаться на отдельные построения. Необходимо ощущать ритмический пульс на протяжении всего сочинения, точно соблюдать паузы.
Многие сонаты можно представить в оркестровом исполнении. Ученик должен иметь представление о звучании симфонического оркестра и о тембрах различных инструментах. Следует разобрать с учеником, какому инструменту или группе инструментов можно поручить данную партию, а в каком месте требуется звучание целого оркестра.
Соната даёт огромные возможности композитору для того, чтобы отразить глубину душевного мира человека, драматических ситуаций. Соната способна в большей мере, чем другие формы, отражать реальный мир.
Самые распространённые формы музыкальных произведений
Вы наверняка когда-нибудь сталкивались с такими философскими понятиями, как форма и содержание. Эти слова достаточно универсальны, для того чтобы обозначать сходные стороны самых разных явлений. И музыка – не исключение. В данной статье вас ждёт обзор самых ходовых форм музыкальных произведений.
Прежде чем назвать распространённые формы музыкальных произведений, определимся, что же такое есть форма в музыке? Форма – это то, что имеет отношение к конструкции произведения, к принципам его строения, к последовательности проведения в нём музыкального материала.
Форма музыкантами понимается двояко. С одной стороны, форма представляет собой схему расположения всех частей музыкальной композиции по порядку. С другой стороны, форма – не только схема, но ещё и процесс становления и развития в произведении тех выразительных средств, которыми создаётся художественный образ данного произведения. Что это за выразительные средства? Мелодия, гармония, ритм, тембр, регистр и так далее. Обоснование такого двойного понимания сущности музыкальной формы – заслуга российского учёного, академика и композитора Бориса Асафьева.
Формы музыкальных произведений
Самые мелкие структурные единицы почти любого музыкального произведения – это мотив, фраза и предложение. А сейчас попробуем назвать основные формы музыкальных произведений и дать им краткие характеристики.
Период – это одна из простых форм, которая представляет собой изложение законченной музыкальной мысли. Встречается часто, как в инструментальной, так и в вокальной музыке.
Норма продолжительности для периода – два музыкальных предложения, которые занимают 8 или 16 тактов (квадратные периоды), на практике встречаются периоды, как длиннее, так и короче. Период имеет несколько разновидностей, в числе которых особое место занимают так называемые «период типа развёртывания» и «сложный период».
Простые двух и трёхчастные формы – это формы, в которых первая часть, как правило, пишется в форме периода, а остальные не перерастают её (то есть для них норма – или тоже период или предложение).
Середина (средняя часть) трехчастной формы может быть контрастной по отношению к крайним частям (показ контрастного образа – это уже очень серьёзный художественный приём), а может и развивать, разрабатывать то, что было сказано в первой части. В третьей части трёхчастной формы возможно повторение музыкального материала первой части – такая форма называется репризной (реприза – это и есть повторение).
Куплетные и запевно-припевные формы – это формы, которые имеют прямое отношение к вокальной музыке и их строение часто бывает связано с особенностями стихотворных текстов, которые лежат в основе песни.
Куплетная форма основана на повторении одной и той же музыки (например, периода), но каждый раз с новым текстом. В запевно-припевной форме – два элемента: первый – запев (в неё может меняться и мелодия и текст), второй – припев (как правило, в нём сохраняется и мелодия, и текст).
Сложные двухчастные и сложные трёхчастные формы – это формы, которые сложены из двух или трёх простых форм (например – простая 3-хчастная + период + простая 3-хчастная). Сложные двухчастные формы чаще встречаются в вокальной музыке (например, в таких формах пишутся некоторые оперные арии), а сложные трёхчастные – напротив, более характерны для инструментальной музыки (это излюбленная форма для менуэта и других танцев).
Сложная трёхчастная форма, как и простая такая же, может содержать в себе репризу, а в средней части – новый материал (чаще всего именно так и случается), причём средняя часть в такой форме бывает двух типов: «типа трио» (если она представляет собой какую-нибудь стройную простую форму) или «типа эпизода» (если в средней части – свободные построения, не подчиняющиеся ни периодической, ни какой-либо из простых форм).
Вариационная форма – это форма, построенная на повторении исходной темы с её преобразованием, причём этих повторений должно быть не менее двух, для того чтобы возникшую форму музыкального произведения можно было отнести к вариационной. Вариационная форма встречается во многих инструментальных сочинениях композиторов классической музыки, да и не менее чаще в композициях современных авторов.
Вариации бывают разными. Например, существует такой вид вариаций, как вариации на остинатную (то есть неизменяемую, удерживаемую) тему в мелодии или басу (так называемые soprano-ostinato и basso-ostinato). Есть вариации фигурационные, в которых при каждом новом проведении тема расцвечивается различными украшениями и прогрессивно дробится, показывая свои скрытые стороны.
В качестве музыкального примера вариаций предлагаем вам познакомиться с очень известным произведением великого Бетховена.
Л. ван Бетховен, 32 вариации до минор
Рондо – ещё одна широко распространённая форма музыкальных произведений. Вы, наверное, знаете, что в переводе на русский язык с французского слово «рондо» означает «круг». Это не случайно. Когда-то дано рондо было групповым хороводным танцем, в котором общее веселье чередовалось с танцами отдельных солистов – в такие моменты они выходили в середину круга и показывали своё мастерство.
Вот и по музыкальной части рондо складывается из частей, которые постоянно повторяются (общие – их называют рефренами) и индивидуализированными эпизодами, которые звучат между рефренами. Чтобы форма рондо состоялась, рефрен должно провести не менее трёх раз.
В основу сонатной формы полагаются две основные темы – одну из них называют «главной» (ту, которая звучит первой), вторую – «побочной». Эти названия означают, что одна из тем проходит в главной тональности, а вторая – в побочной (доминантовой, например, или параллельной). Вместе эти темы проходят различные испытания в разработке, а затем в репризе обычно и та, и другая звучат в одной и той же тональности.
Сонатная форма состоит из трёх основных разделов:
Сонатная форма настолько полюбилась композиторам, что на её основе они создали ещё целый ряд форм, отличающихся от основной модели различными параметрами. Например, можно назвать такие разновидности сонатной формы, как рондо-соната (смешение сонатной формы с рондо), соната без разработки, соната с эпизодом вместо разработки (помните, что говорили про эпизод в трёхчастной сложной форме? Здесь эпизодом может стать любая форма – частенько это вариации), концертная форма (с двойной экспозицией – у солиста и у оркестра, с виртуозной каденцией солиста в конце разработки перед началом репризы), сонатина (маленькая соната), симфоническая поэма (огромнейшее полотно).
Фуга – это форма, некогда царицей всех форм. В своё время фугу считали самой совершенной музыкальной формой, и до сих пор к фугам у музыкантов отношение особенное.
Фуга строится на одной теме, которая затем многократно поочерёдно повторяется в неизменном виде в разных голосах (у разных инструментов). Начинается фуга, как правило, одноголосно и сразу с проведения темы. Тут же этой теме отвечает другой голос, а то, что звучит во время этого ответа у первого инструмента, называют противосложением.
Пока тема гуляет по разным голосам, продолжается экспозиционный раздел фуги, но, как только тема прошла в каждом голосе, начинается разработка, в которой тема может проводиться не полностью, сжиматься и, наоборот, расширяться. Да чего только в разработке не происходит… В конце фуги восстанавливается главная тональность – этот раздел называют репризой фуги.
На этом можно уже и остановиться. Почти все основные формы музыкальных произведений нами названы. Следует иметь в виду, что более сложные формы могут содержать в себе несколько простых – научитесь их обнаруживать. А ещё нередко и простые, и сложные формы объединяются в различные циклы – например, образуют вместе сюиту или сонатно-симфонический цикл.