Что относится к программной музыке

Программная музыка

Полезное

Смотреть что такое «Программная музыка» в других словарях:

Программная музыка — академическая музыка, не включающая в себя словесного текста (то есть чисто инструментальная), однако сопровождаемая словесным указанием на своё содержание. Минимальной программой является название сочинения, указывающее на какое либо явление… … Википедия

ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА — новейшая «описательная» или «изобразительная» музыка (Вагнер и его последователи), стремящаяся в звуках передавать движение, различные действия и т. д., нуждается в программе для того, чтобы она была вполне понятна слушателям; отсюда программная… … Словарь иностранных слов русского языка

ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА — музыкальные произведения, которые композитор снабдил словесной программой, конкретизирующей восприятие. Многие программные сочинения связаны с сюжетами и образами выдающихся литературных произведений … Большой Энциклопедический словарь

Программная музыка — (нем. Programmusik, франц. musique а programme, итал. musica a programma, англ. programme music) муз. произведения, имеющие определённую словесную, нередко поэтич. программу и раскрывающие запёчатлённое в ней содержание. Явление муз.… … Музыкальная энциклопедия

программная музыка — музыкальные произведения, которые композитор снабдил словесной программой, конкретизирующей содержание. Многие программные сочинения связаны с сюжетами и образами выдающихся литературных произведений. * * * ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА,… … Энциклопедический словарь

ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА — Как вы думаете, чем отличается фортепианный концерт Чайковского от его же симфонической фантазии «Франческа да Римини»? Конечно, вы скажете, что в концерте солирует фортепиано, а в фантазии его нет вовсе. Может быть, вы уже знаете, что концерт… … Музыкальный словарь

ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА — (от нем. Programmusik), музыка, задача которой – изобразить состояние внутреннего или внешнего мира, более или менее точно определенное в приложенном к композиции тексте ( программе ). Под влиянием последнего, слушатель, внимая п й м е, не… … Музыкальный словарь Римана

программная музыка — инструментальная и оркестровая музыка, связанная с воплощением заимствованных из внемузыкальной сферы идей (литература, живопись, явления природы и т.д.). Название происходит от программы – текста, которым композиторы часто сопровождали… … Русский индекс к Англо-русскому словарь по музыкальной терминологии

Музыка — I Музыка (от греч. musikе, буквально искусство муз) вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных звуковых последований, состоящих в основном из тонов… … Большая советская энциклопедия

Источник

ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА

Про­грам­мой мо­жет слу­жить за­гла­вие, ука­зы­ваю­щее на что-ли­бо вдох­но­вив­шее ком­по­зи­то­ра; бо­лее под­роб­ные про­грам­мы обыч­но пред­став­ля­ют со­бой литературный сю­жет.

В программной музыке ши­ро­ко при­ме­ня­ют­ся зву­ко­изо­бра­зи­тель­ность, кон­кре­ти­за­ция че­рез жанр. Раз­ли­ча­ют­ся кар­тин­ная (музыкальные кар­ти­ны при­ро­ды, народных празд­неств, битв и другие) и сю­жет­ная про­грамм­ность. Раз­ви­тие музыкальных об­ра­зов в сю­жет­но-про­грамм­ной му­зы­ке в той или иной сте­пе­ни от­ве­ча­ет кон­ту­рам сю­же­та (как пра­ви­ло, за­им­ст­во­ван­но­го из ху­дожественной литературы), по­рой да­ёт­ся лишь музыкальная ха­рак­те­ри­сти­ка основных об­ра­зов.

Про­грамм­ность в соб­ст­вен­ном смы­с­ле бе­рёт на­ча­ло в эпо­ху ба­рок­ко в про­из­ве­де­ни­ях К. Фа­ри­ны (сборник «При­чуд­ли­вое ка­прич­чио», издан в 1627 году в Дрез­де­не), А. По­льет­ти (сюи­та для кла­ви­ра «Вос­ста­ние в Ве­нг­рии», 1671 год), И.Я. Фро­бер­ге­ра, Г.И.Ф.Би­бе­ра, И. Ку­нау. Сре­ди про­грамм­ных про­из­ве­де­ний XVIII века: «Ка­прич­чио на отъ­езд воз­люб­лен­но­го бра­та» И.С. Ба­ха, цикл скри­пич­ных кон­цер­тов «Вре­ме­на го­да» А. Ви­валь­ди, кла­ве­син­ные ми­ниа­тю­ры Ф. Ку­пе­ре­на, Ж.Ф. Ра­мо. Ряд про­из­ве­де­ний программной музыки соз­дал Л. ван Бет­хо­вен: 6-я сим­фо­ния («Пас­то­раль­ная»; все час­ти име­ют на­зва­ния), увер­тю­ра «Ко­рио­лан» и другие.

Круп­ный вклад в программной музыки вне­сли русские ком­по­зи­то­ры: симфоническая кар­ти­на «Ива­но­ва ночь на Лы­сой го­ре», фортепианный цикл «Кар­тин­ки с вы­став­ки» М.П. Му­сорг­ско­го, симфоническая сюи­та «Шехе­ра­за­да» Н.А. Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва, сим­фо­ния «Ман­фред», увер­тю­ра-фан­та­зия «Ро­мео и Джуль­ет­та», фан­та­зия для ор­ке­ст­ра «Фран­че­ска да Ри­ми­ни» П.И. Чай­ков­ско­го и другие; программная музыка пи­са­ли А.К. Гла­зу­нов, А.К. Ля­дов, А.Н. Скря­бин, С.В. Рах­ма­ни­нов, Н.Я. Мяс­ков­ский, Д.Д. Шос­та­ко­вич.

Источник

что такое программная музыка и привидите примеры.

Например, Метель, Тройка, Балет невылупившихся цыплят, Диалог ветра и моря, Пасторальная симфония. Во всех этих произведениях авторы рождают ассоциации с указанными явлениями. А программа нам задает то, что искать в музыке, что там нужно понять.

Например, Метель, Тройка, Балет невылупившихся цыплят, Диалог ветра и моря, Пасторальная симфония. Во всех этих произведениях авторы рождают ассоциации с указанными явлениями. А программа нам задает то, что искать в музыке, что там нужно понять.

Правдивые и фантастические истории, картины природы, изображение птиц и зверей, герои известных сказок и произведения литературы нашли яркое воплощение в программных произведениях: «Детский альбом», «Времена года» Чайковского, «Детская музыка» Прокофьева, «Альбом для юношества» Шумана, «Карнавал животных» Сен-Санса, «Картинки с выставки» Мусоргского.

Например, Метель, Тройка, Балет невылупившихся птенцов, Диалог ветра и моря, Пасторальная симфония. Во всех этих произведениях авторы рождают ассоциации с указанными явлениями. А программа нам задает то, что искать в музыке, что там нужно понять.

Например, Метель, Тройка, Балет невылупившихся цыплят, Диалог ветра и моря, Пасторальная симфония. Во всех этих произведениях авторы рождают ассоциации с указанными явлениями. А программа нам задает то, что искать в музыке, что там нужно понять.

Например, Метель, Тройка, Балет невылупившихся цыплят, Диалог ветра и моря, Пасторальная симфония. Во всех этих произведениях авторы рождают ассоциации с указанными явлениями. А программа нам задает то, что искать в музыке, что там нужно понять.

Источник

«Программная и непрограммная музыка»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

«Программная и непрограммная музыка»

Данное мероприятие предназначено для детей младшего школьного возраста, требует предварительной подготовки разучивания музыкальных произведений.

Цель: научить различать понятия программная и непрограммная инструментальная музыка.

-Расширить музыкальный кругозор в области музыкальной культуры

-Развить способность к целостному восприятию музыкального произведения;

-Активизировать внимание, мышление, воображение;

-музыкальный центр, CD- диски

Здравствуйте дорогие ребята и дорогие гости! Сегодня мы собрались с вами все вместе для того, чтобы окунуться в волшебный мир искусства, мир музыки!

И не случайно наша с вами встреча начинается под звуки этой чудесной музыки под названием «Апрель» великого русского композитора П.И. Чайковского из фортепианного цикла «Времена года».

-Какая музыка по характеру?

-Правильно, светлая, жизнерадостная…Нежная мелодия передает живое дыхание весны. Журчит ручеек, звенит капель, маленький беспомощный цветок пробивается к свету из под снега…Весна – прекрасная пора года, когда природа оживает, а вместе с ней вдохновляется человек, становится чище и добрее.

-Композиторы, сочиняя музыкальные произведения, часто давали им названия.

Только не надо думать, что программная музыка более содержательна и доступна, чем музыка непрограммная. Композитор не может сочинять, думая лишь о нотах. Его мысли, чувства отображены в музыкальных звуках. Музыка композитора наглядно рисует музыкальные образы, заставляет сопереживать, мыслить, воображать.

А сейчас, уважаемые гости, перед вами выступят воспитанники музыкальной студии «Лира», и мы более подробно поговорим о программной и непрограммной музыке.

Начнем наше выступление с музыкальной пьесы под названием «Этюд».

Композиторы, сочиняя этюды, не только учили искусству игры на инструменте, но и стремились доставить своей музыкой настоящее удовольствие.

Прослушаем «Этюд» датского композитора и пианиста XIX века Людвига Шитте.

(Исполняется этюд Л. Шитте)

-А какой характер у этой музыки?

-Правильно! Радостный, задорный, игривый..Мелодия нарисовала в нашем воображении картину веселья.

-А сейчас мы прослушаем еще один этюд замечательного австрийского композитора, пианиста и выдающегося педагога XIX века Карла Черни.

(Исполняется этюд К.Черни)

Скажите, а мелодия этого музыкального произведения отличается по характеру?

-Верно, музыка стала энергичной, стремительной.. чувствуется какое-то волнении, накал страстей..

Ребята, что такое «Этюд» мы уже знаем, а теперь давайте дальше знакомиться с непрограммной музыкой и поговорим о музыке полифонической.

Полифония (греч.) – многоголосие. Это как «беседа» друзей..Нет ни главных, ни подчиненных… Все голоса в полифонической музыке равноправны и выразительны.

Полифоническая музыка возникла давно. Вначале она была исключительно церковно-хоровой. Композиторы, сочиняя полифоническую музыку, делали хитроумные вычисления по строгим правилам и, не удивляйтесь, сравнивали ее с математикой.

Вначале полифоническая музыка была исключительно хоровой. А в XVIII веке полифоническая музыка достигла наивысшего расцвета в творчестве великого немецкого композитора И.С.Баха. Гений! Неиссякаемый источник человеческого духа! Его полифоническая музыка наполнилась переживаниями, страстями, стала более свободной и живой.

Инвенция (полифоническая музыка) означает изобретение, выдумка, построена на приеме имитации, т.е. «подражании».

Сейчас прозвучит инвенция композитора И.С.Баха

-Ребята, а сколько голосов вы услышали в этой инвенции?

Правильно, это 2-хголосная инвенция. А вы заметили, как характер пьесы определяет одна тема. Она подвижна, жизнерадостна, волнующая…заставляет нас думать о возвышенном, любви и счастье.

-Сейчас вы прослушаете еще одно полифоническое произведение под названием «Фуга»

выдающегося композитора, педагога XX века Н.Я. Мясковского.

(Исполняется Фуга –Н. Мясковского)

-Слушая инвенции, фуги и другие полифонические произведения, мы можем с вами получать удовольствие, вовсе не зная что такое «полифония», но если внимательно прислушаться к искусному плетению голосов, то удовольствия от прослушанной музыки у нас только прибавиться.

Это джазовое произведение. Корни джазовой музыки уходят в народную музыку африкансикх негров. Большая свобода импровизирования, искусство ритма (синкопированный ритм-свинг), акценты на слабой доле, яркая гармония, смена тональностей – все это характерно для джазовых произведений. Излюбленные инструменты джаза – саксофон, труба.

-Но и для фортепиано сочиняли джазовые пьесы. Они по-своему интересны и доставляют огромную радость.

(Исполняется «Пьеса»- М. Шмитца)

Продолжаем нашу беседу о непрограммной музыке и поговорим о танце..

Танец-искусство выразительных движений в определенном ритме. Музыка и танец –неразлучные друзья. Есть танцы народные, бальные, старинные.

Бурре, полонез, менуэт, сарабанда, контрданс… Слава этих старинных танцев гремела когда-то по всей Европе. А при короле Людовике XIV в XVII веке в Париже была открыта специальная королевская Академия танца!

Старинный придворный танец «Куранта» пользовался в 16-17 веке большой популярностью, как танцевальная игра, очень живая и веселая.

А давайте, представим «Бал»… Какая-то церемония галантных, затейливых приветствий. Кавалеры расшаркиваются, приседают в реверансе, движения плавные, скользящие..

Кто хорошо танцевал «Куранту», тому казались легкими и все остальные танцы – ее можно назвать грамматической основой танцевального искусства.

Ну и как же нам не поговорить о «Вальсе»?

Музыка этого танца плавная, гибкая, выразительная..написана в трехдольном размере. Танцующие пары словно скользят по кругу – вальсируют. А королем вальса называют автрийского композитора Иоганна Штрауса.

-А сейчас уважаемые гости мы поговорим о программной музыке.

-Ребята, а вы любите сказки? Французский композитор и дирижер XX века, Анри Томази, сочинил музыкальное произведение и назвал его «Сказка о короле-волшебнике». И уже само программное название говорит, с каким настроение, с какими мыслями мы будем слушать музыку».

(Исполняется муз. пьеса А.Томази «Сказка о короле-волшебнике»)

-А какой характер у этой музыки?

Продолжаем беседу о программной музыке и поговорим о теплой, солнечной стране, которая находится на Востоке- Япония. В этой стране в ней много гор, зелени..В Японии, как и в другой стране, своя культура жизни людей, свои обычаи, традиции…

Мы с вами прослушаем музыкальную пьесу японского композитора Канэда Бина «Давным-давно» и мысленно попробуем побывать на экскурсии по этой стране.

(Исполняется муз. пьеса «Давным-давно-К.Бин)

-А какя музыка по характеру в прослушанном вами поизведении?

-Правильно…Светлая, веселая песенная мелодия, своеобразный колорит музыкального языка, гармонии изобразили солнечную страну Японию во всей красе, и ее миролюбивых жителей, любящих свою Родину.

-В жизни каждого человека есть радостные моменты, счастливые дни. но человеку свойственно и грустить, печалиться.

У русского композитора XIX века Василия Калинникова есть музыкальное произведение под названием «Грустная песенка»

И конечно же название музыкального произведения уже настраивает нас на грустную, напевную мелодию..

(Исполняется «Грустная песенка»-В.Калинников)

-Ребята, а вот если бы вы были художниками..какое бы время года вы нарисовали.

-Я с вами согласна…я бы тоже нарисовала «Осень».. дует ветерок..опадает с деревьев листва, солнышко выглядывает все реже, дни становятся короче, холоднее, и от этого нам становится грустно…Но мы всегда надеемся, что после дождика выглянет солнышко, после грусти наступит время радости и счастья!

-А что за праздник без веселья, улыбок и смеха? Новый год-самый чудесный, волшебный праздник..мы загадываем желания и верим, что они обязательно исполнятся.

«На елке у Гюзель»-так называется музыкальная пьеса татарского композитора, педагога XX века Рустема Яхина.

Название нас настраивает на восприятие музыкального образа?

-Правильно…мы уже заранее можем представить нарядную елку, украшенную разноцветными шарами, гирляндой, мишурой; добрую девочку Гюзель и ее друзей на новогоднем празднике.

(Исполнеяется муз. пьеса «На елке у Гюзель»—Р.Яхин)

И в заключении нашего концерта прозвучит еще одно программное ансамблевое произведение австрийского композитора-классика XVIII века Й. Гайдна, и называется оно «Учитель и ученик»

-Ребята, это произведение можно назвать юмористическим?

-Конечно…смешные интонации, повторение темы в разных регистрах, акценты, нарастание динамики. И если пофантазировать, то можно представить в нашем воображении важного, требовательного педагога и шаловливого ученика.

И это не случайно, так как Й. Гайдн очень любил шутить, и это чувство юмора помогало ему в самых трудных моментах жизни.

Вот и закончился наш концерт,-беседаю и, я думаю, вы научились различать программную музыку от непрограммной.

Спасибо всем! До свидания!

Творческие портреты композиторов: Популярный справочник.- М.: Музыка, 1990.- 444 с.

Финкельштейн.Э. «Занимательное чтение с картинками и фантазиями»

Источник

Музыкальная энциклопедия
Программная музыка

Встречаются программные муз. соч., в к-рых в качестве программы привлекаются произв. живописи, скульптуры, даже архитектуры. Таковы, напр., симф. поэмы Листа «Битва гуннов» по фреске В. Каульбаха И «От колыбели до могилы» по рисунку М. Зичи, его же пьесы «Часовня Вильгельма Телля»; «Обручение» (к картине Рафаэля), «Мыслитель» (по статуе Микеланджело) из фп. циклов «Годы странствий» и др. Однако возможности предметной, понятийной конкретизации у этих иск-в не являются исчерпывающими. Не случайно живописные и скульптурные произв. снабжаются конкретизирующим названием, к-рое может рассматриваться как своеобразная их программа. Поэтому в муз. произв., написанных по тем или иным творениям изобразит, иск-в, по существу объединяются не только музыка и живопись, музыка и скульптура, но музыка, живопись и слово, музыка, скульптура и слово. И функции программы в них выполняет гл. обр. не произв. изобразит, иск-ва, но словесная программа. Это определяется прежде всего разноплановостью музыки как временного иск-ва и живописи и скульптуры как иск-в статичных, «пространственных». Что же касается архитектурных образов, они вообще неспособны конкретизировать музыку в предметно-понятийном плане; авторы муз. произв., связанных с архитектурными памятниками, как правило, вдохновлялись не столько ими самими, сколько история, событиями, разыгравшимися в них или вблизи них, легендами, к-рые о них сложились (пьеса «Вышеград» из симф. цикла Б. Сметаны «Моя родина», упомянутая выше фп. пьеса «Часовня Вильгельма Телля» Листа, к-рой автор не случайно предпослал эпиграф «Один за всех, все за одного»).

Программность явилась большим завоеванием муз. иск-ва. Она обусловила обогащение круга образов действительности, находящих отражение в муз. произв., поиски новых выразит. средств, новых форм, способствовала обогащению и дифференциации форм и жанров. Обращение композитора к П. м. обычно определяется его связью с жизнью, с современностью, вниманием к актуальным проблемам, в др. случаях само способствует сближению композитора с действительностью, более глубокому её постижению. Однако кое в чём П. м. уступает музыке непрограммной. Программа суживает восприятие музыки, отвлекает внимание от выраженной в ней общей идеи. Воплощение сюжетных замыслов обычно сопряжено с муз. характеристиками, отличающимися большей или меньшей условностью. Отсюда двойственное отношение многих великих композиторов к программности, к-рая и притягивала их, и отталкивала (высказывания П. И. Чайковского, Г. Малера, Р. Штрауса и др.). П. м. не является неким: высшим родом музыки, как не является им и музыка непрограммная. Это равноправные, одинаково правомерные разновидности. Различие между ними не исключает их связи; оба рода связаны и с вок. музыкой. Так, колыбелью программного симфонизма были опера и оратория. Оперная увертюра явилась прототипом программной симф. поэмы; в оперном искусстве лежат и предпосылки лейтмотивизма и монотематизма, столь широко применяющихся в П. м. В свою очередь непрограммная инстр. музыка испытывает влияние вок. музыки и П. м. Найденные в П. м. новые выразит. возможности становятся достоянием и непрограммной музыки. Общие тенденции эпохи сказываются на развитии как П. м., так и непрограммной музыки.

Единство музыки и программы в программном соч. не является абсолютным, нерасторжимым. Случается, что программа не доводится до слушателя при исполнении соч., что лит. произв., к к-рому автор музыки отсылает слушателя, оказывается ему незнакомым. Чем более обобщённую форму избирает композитор для воплощения своего замысла, тем меньший ущерб восприятию нанесёт подобный «отрыв» музыки произведения от его программы. Такой «отрыв» всегда нежелателен, если речь идёт об исполнении совр. произведений. Однако он может оказаться и закономерным, когда речь идёт об исполнении произв. более ранней эпохи, поскольку программные замыслы с течением времени могут утратить прежнюю актуальность, значимость. В этих случаях муз. произв. в большей или меньшей степени утрачивают черты программности, превращаются в непрограммные. Т. о., грань между П. м. и музыкой непрограммной, вообще совершенно чёткая, в историч. аспекте условна.

Программность широко представлена и в творчестве сов. композиторов, в т.ч. С. С. Прокофьева («Скифская сюита» для оркестра, симф. эскиз «Осеннее», симф. картина «Сны», фп. пьесы), Н. Я. Мясковского (симф. поэмы «Молчание» и «Аластор», симфонии No 10, 12, 16 и др.), Д. Д. Шостаковича (симфонии No 2, 3 («Первомайская»), 11 («1905 год»), 12 («1917 год») и др.). Программные соч. создаются и представителями более молодых поколений сов. композиторов.

В России изучение проблемы программности началось ещё в период деятельности рус. классич. муз. школы, представители к-рой оставили важные высказывания по этому вопросу. Внимание к проблеме программности особенно усилилось в сов. время. В 1950-е гг. на страницах журн. «Советская музыка» и газ. «Советское искусство» прошла спец. дискуссия по вопросу о муз. программности. Эта дискуссия выявила и расхождения в понимании явления П. м. Высказывались, напр., мысли о «программности в строгом смысле слова» и в широком понимании термина, о программности «объявленной» и «необъявленной», о программности «для себя» (композитора) и для слушателей, о программности «осознанной» и «неосознанной», о программности в непрограммной музыке и др. Существо всех этих высказываний сводится к признанию возможности П. м. без программы, приданной соч. самим композитором. Подобная точка зрения неизбежно приводит к отождествлению программности с содержательностью, к объявлению программной всей музыки, к оправданию «отгадывания» необъявленных программ, т.е. произвольного истолкования композиторских замыслов, против к-рого всегда резко выступали сами композиторы. В 50-60-е гг. появилось немало работ, которые внесли определённый вклад в разработку проблем программности, в частности в область разграничения видов П. м. Однако единое понимание явления программности ещё не установилось.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *