Что относится к программному обеспечению информационной системы
Что относится к программному обеспечению информационной системы
1. Что такое программное обеспечение
В компьютерном жаргоне часто используется слово «софт» от английского software, которое, в этом смысле впервые применил в статье American Mathematical Monthly математик из Принстонского университета Джон Тьюки (John W. Tukey) в 1958 г.
К программному обеспечению (ПО) относится также вся область деятельности по проектированию и разработке ПО:
· технология проектирования программ (например, нисходящее проектирование, структурное и объектно-ориентированное проектирование и др.);
· методы тестирования программ;
· методы доказательства правильности программ;
· анализ качества работы программ;
разработка и использование программных средств, облегчающих процесс проектирования программного обеспечения, и многое другое.
Программное обеспечение в настоящее время составляет сотни тысяч программ, которые предназначены для обработки самой разнообразной информации с самыми различными целями.
2. Виды программного обеспечения
Все программы, работающие на компьютере, можно условно разделить на три вида:
прикладные программы, непосредственно обеспечивающие выполнение необходимых пользователям работ;
системные программы, предназначены для управления работой вычислительной системы, выполняют различные вспомогательные функции, например:
· управление ресурсами компьютера;
· создание копий используемой информации;
· проверка работоспособности устройств компьютера;
· выдача справочной информации о компьютере и др.;
· инструментальные программные системы, облегчающие процесс создания новых программ для компьютера.
3. Прикладное программное обеспечение
Какие программы называют прикладными?
Прикладные программы могут носить и общий характер, например, обеспечивать составление и печатание документов и т.п.
В противоположность этому, операционная система или инструментальное ПО не вносят прямого вклада в удовлетворение конечных потребностей пользователя.
Прикладные программы могут использоваться либо автономно, то есть решать поставленную задачу без помощи других программ, либо в составе программных комплексов или пакетов.
· редактирование строк текста;
· возможность использования различных шрифтов символов;
· копирование и перенос части текста с одного места на другое или из одного документа в другой;
· контекстный поиск и замена частей текста;
· задание произвольных межстрочных промежутков;
· автоматический перенос слов на новую строку;
· автоматическая нумерацию страниц;
· обработка и нумерация сносок;
· выравнивание краев абзаца;
· создание таблиц и построение диаграмм;
· проверка правописания слов и подбор синонимов;
· построение оглавлений и предметных указателей;
· распечатка подготовленного текста на принтере в нужном числе экземпляров и т.п.
Табличные процессоры. При работе с табличным процессором на экран выводится прямоугольная таблица, в клетках которой могут находиться числа, пояснительные тексты и формулы для расчета значения в клетке по именующимся данным. Все распространенные табличные процессоры позволяют вычислять значения элементов таблиц по заданным формулам, строить по данным в таблицах различные графики и т.д.
Табличные процессоры представляют собой удобное средство для проведения бухгалтерских и статистических расчетов. В каждом пакете имеются сотни встроенных математических функций и алгоритмов статистической обработки данных. Кроме того, имеются мощные средства для связи таблиц между собой, создания и редактирования электронных баз данных.
Специальные средства позволяют автоматически получать и распечатывать настраиваемые отчеты с использованием десятков различных типов таблиц, графиков, диаграмм, снабжать их комментариями и графическими иллюстрациями.
Табличные процессоры имеют встроенную справочную систему, предоставляющую пользователю информацию по конкретным командам меню и другие справочные данные. Многомерные таблицы позволяют быстро делать выборки в базе данных по любому критерию.
Представители семейства табличных процессоров: Microsoft Excel, Quatro Pro, Lotus 1-2-3.
4. Системные программы
Роль и назначение системных программ.
Это программы общего пользования, которые предназначены для всех пользователей компьютера. Системное программное обеспечение разрабатывается так, чтобы компьютер мог эффективно выполнять прикладные программы.
Системное программное обеспечение направлено:
· на создание операционной среды функционирования других программ;
· на обеспечение надежной и эффективной работы самого компьютера и вычислительной сети;
· на проведение диагностики и профилактики аппаратуры компьютера и вычислительных сетей;
· на выполнение вспомогательных технологических процессов (копирование, архивирование, восстановление файлов программ и баз данных и т.д.).
Программные продукты данного класса носят общий характер применения, независимо от специфики предметной области. К ним предъявляются высокие требования по надежности и технологичности работы, удобству и эффективности использования.
Системного программное обеспечение можно разделить на:
5. Операционная система
Что такое операционная система
Операционная система выполняет роль связующего звена между аппаратурой компьютера, с одной стороны, и выполняемыми программами, а также пользователем, с другой стороны.
Операционная система обычно хранится во внешней памяти компьютера на диске. При включении компьютера она считывается с дисковой памяти и размещается в ОЗУ. Этот процесс называется загрузкой операционной системы.
В функции операционной системы входит:
· осуществление диалога с пользователем;
· ввод-вывод и управление данными;
· планирование и организация процесса обработки программ;
· распределение ресурсов (оперативной памяти и кэша, процессора, внешних устройств);
· запуск программ на выполнение;
· всевозможные вспомогательные операции обслуживания;
· передача информации между различными внутренними устройствами;
· программная поддержка работы периферийных устройств (дисплея, клавиатуры, дисковых накопителей, принтера и др.).
Анализ и исполнение команд пользователя, включая загрузку готовых программ из файлов в оперативную память и их запуск, осуществляет командный процессор операционной системы.
Операционную систему можно назвать программным продолжением устройства управления компьютера. Операционная система скрывает от пользователя сложные ненужные подробности взаимодействия с аппаратурой, образуя прослойку между ними. В результате этого люди освобождаются от очень трудоёмкой работы по организации взаимодействия с аппаратурой компьютера.
Кроме того, именно ОС обеспечивает возможность индивидуальной настройки компьютера: ОС определяет, из каких компонентов собран компьютер, на котором она установлена, и настраивает сама себя для работы именно с этими компонентами.
В зависимости от количества одновременно обрабатываемых задач и числа пользователей, которых могут обслуживать ОС, различают четыре основных класса операционных систем:
· однопользовательские однозадачные, которые поддерживают одну клавиатуру и могут работать только с одной (в данный момент) задачей;
· однопользовательские однозадачные с фоновой печатью, которые позволяют помимо основной задачи запускать одну дополнительную задачу, ориентированную, как правило, на вывод информации на печать. Это ускоряет работу при выдаче больших объёмов информации на печать;
· однопользовательские многозадачные, которые обеспечивают одному пользователю параллельную обработку нескольких задач. Например, к одному компьютеру можно подключить несколько принтеров, каждый из которых будет работать на «свою» задачу;
· многопользовательские многозадачные, позволяющие на одном компьютере запускать несколько задач нескольким пользователям. Эти ОС очень сложны и требуют значительных машинных ресурсов.
В различных моделях компьютеров используют операционные системы с разной архитектурой и возможностями. Для их работы требуются разные ресурсы. Они предоставляют разную степень сервиса для программирования и работы с готовыми программами.
6. Что такое программы-оболочки
· создание, копирование, пересылку, переименование, удаление, поиск файлов, а также изменение их атрибутов;
· отображение дерева каталогов и характеристик входящих в них файлов в форме, удобной для восприятия человека;
· создание, обновление и распаковку архивов (групп сжатых файлов);
· просмотр текстовых файлов;
· редактирование текстовых файлов;
· выполнение из её среды практически всех команд DOS;
· выдачу информации о ресурсах компьютера;
· создание и удаление каталогов;
· поддержку межкомпьютерной связи;
· поддержку электронной почты через модем.
Что такое сетевые операционные системы.
7. Что такое утилиты
Кратко опишем некоторые разновидности утилит:
Программы контроля, тестирования и диагностики, которые используются для проверки правильности функционирования устройств компьютера и для обнаружения неисправностей в процессе эксплуатации; указывают причину и место неисправности;
Программы-драйверы, которые расширяют возможности операционной системы по управлению устройствами ввода-вывода, оперативной памятью и т.д.; с помощью драйверов возможно подключение к компьютеру новых устройств или нестандартное использование имеющихся;
Согласно исследованию организации AVIEWS (Antivirus Information & Early Warning System), Sophos обнаруживает не менее 80 процентов неизвестных зловредных кодов, значительно опережая многие другие весьма популярные и именитые программы. Второе место занял «Антивирус Касперского», который обнаруживает 65 процентов угроз. Интересно, что третье место с 60 процентами занял Ikarus, не известная широким массам программа. А такая именитая программа, как Panda, показала всего 10%.
Программы оптимизации и контроля качества дискового пространства;
Программы восстановления информации, форматирования, защиты данных;
Программы для управления памятью, обеспечивающие более гибкое использование оперативной памяти;
Программы для записи CD-ROM, CD-R и многие другие.
Часть утилит входит в состав операционной системы, а другая часть функционирует независимо от нее, т.е. автономно.
8. Инструментальные системы
Какие программы называются инструментальными.
Инструментальные программные средства могут оказать помощь на всех стадиях разработки ПО. По своему назначению они близки системам программирования.
К инструментальным программам, например, относятся:
· средства компоновки программ;
· отладочные программы, т.е. программы, помогающие находить и устранять ошибки в программе;
· вспомогательные программы, реализующие часто используемые системные действия;
· графические пакеты программ и т.п.
Современные системы программирования обычно предоставляют пользователям мощные и удобные средства разработки программ. В них входят:
· компилятор или интерпретатор;
· интегрированная среда разработки;
· средства создания и редактирования текстов программ;
· обширные библиотеки стандартных программ и функций;
· отладочные программы, т.е. программы, помогающие находить и устранять ошибки в программе;
· «дружественная» к пользователю диалоговая среда;
· многооконный режим работы;
· мощные графические библиотеки; утилиты для работы с библиотеками;
· встроенная справочная служба;
· другие специфические особенности.
Трансляторы реализуются в виде компиляторов или интерпретаторов. С точки зрения выполнения работы компилятор и интерпретатор существенно различаются.
После того, как программа откомпилирована, ни сама исходная программа, ни компилятор более не нужны. В то же время программа, обрабатываемая интерпретатором, должна заново переводиться на машинный язык при каждом очередном запуске программы.
Откомпилированные программы работают быстрее, но интерпретируемые проще исправлять и изменять.
Иногда для одного языка имеется и компилятор, и интерпретатор. В этом случае для разработки и тестирования программы можно воспользоваться интерпретатором, а затем откомпилировать отлаженную программу, чтобы повысить скорость ее выполнения.
9. Тенденции развития программного обеспечения
Бурный рост и быстрые темпы развития рынка ПО.
Создание программного обеспечения для персональных компьютеров за последнее десятилетие превратилось из занятия отдельных программистов в важную и мощную сферу промышленности. Поэтому развитие программного обеспечения, предназначенного для широкого круга пользователей, происходит в процессе ожесточенной конкурентной борьбы между фирмами-производителями программного обеспечения. Доля некоммерческого программного обеспечения постоянно снижается и все более ограничивается программами, создаваемыми в процессе научных исследований или для собственного использования.
При разработке коммерческих программ основной задачей фирм-разработчиков является, естественно, обеспечение их успеха на рынке. Для этого необходимо, чтобы программы обладали следующими качествами:
· функциональность программы, т.е. полнота удовлетворения ею потребностей пользователя;
· наглядный, удобный, интуитивно понятный и привычный пользователю интерфейс (т.е. способ взаимодействия программы с пользователем);
· простота освоения программы даже начинающими пользователями, для чего используются информативные подсказки, встроенные справочники и подробная документация;
· надежность программы, т.е. устойчивость ее к ошибкам пользователя, отказам оборудования и т.д., и разумные ее действия в этих ситуациях.
Расширяется практика сдачи программного обеспечения в аренду.
Стандартизация и интеграция продуктов ПО.
Во многих областях совместная работа различных производителей программного обеспечения приводит к стандартизации отдельных элементов интерфейса программ, форматов данных и т.д., что весьма удобно для пользователей. Это происходит, прежде всего, потому, что разработчики программ перенимают друг у друга удачные находки и приемы и стремятся обеспечить совместимость с другими наиболее популярными программами.
Увеличение мощности программ
Возможность дистанционного запуска ПО через Web.
Программное обеспечение информационных систем
Вы будете перенаправлены на Автор24
Программное обеспечение информационных систем — это набор программных средств и документов, предназначенных для реализации и использования систем обработки информационных данных при помощи компьютерного оборудования.
Введение
Сегодняшнее программное обеспечение информационных систем имеет разнообразный характер. Информационная система может обладать функциональными подсистемами, которые разобщены в пространстве по отделам и подразделениям организации и имеют определённую архитектурную организацию и конфигурацию, программные и аппаратные средства, управляющую систему и штат работников. Интенсивно функционирующие компании никогда не ощущают информационной недостаточности. Информация есть везде, и в различных файлах персональных компьютеров, информационных базах, графических и видео презентациях, бумажной и электронной документации.
Программное обеспечение информационных систем
Весь информационный набор, используемый менеджером в каждодневной работе и при выработке решений, можно условно поделить на следующие категории:
Степень формализации определяет и вид решения:
Компьютерное оборудование способно обрабатывать информацию, которая представлена как формализованная, то есть, в числовом формате. Процесс формализации информационных данных считается самым важным компонентом функционирования информационной системы. Примером информационных данных, прошедших формализацию, может считаться отображение итогов работы организации в форме комплекта таблиц в числовом формате. Это могут быть финансовые отчёты, итоговый баланс, финансовые транзакции, платежи и так далее. Обработка формализованных информационных данных может быть достаточно просто автоматизирована и этот процесс может выполняться без участия людей. При внесении данных в матрицы применяется способ сценариев, основанный на принципе «что, если…?» и использующий системы поддержки принятия решений.
Готовые работы на аналогичную тему
Существенная часть информации, в частности на высоких уровнях управления, как правило, не формализована. Это могут быть новости из сферы политики, информация о конкурирующих фирмах или партнёрах, данные о событиях на фондовых и валютных биржах и так далее. Такой тип данных очень трудно формализовать, но анализ этой информации считается обязательным компонентом работы руководящих работников высшего ранга. В таких случаях главная нагрузка в выработке решений и ответственность за их последствия ложится на руководителя. Тут решающее значение приобретают его познания, жизненный и деловой опыт, наличие компетенции и интуиции. Компьютерные информационные экспертные системы способны лишь дополнить эти качества.
Когда информация недостаточно структурирована и фрагментирована между различными платформами, операционными системами, различными системами управления базами данных (СУБД) и приложениями, то очень важна концентрация по отдельным общим правилам этой информации в массивы данных, именуемые метаданными. Решения по управлению метаданными обеспечивают широкие возможности по доступу к массивам данных, прошедшими структуризацию, совместно с представлением их взаимных отношений с другими информационными массивами. Применение специализированных хранилищ, депозитариев, то же способно выполнить рационализацию данных или придание смысловых значений этой информации, путём идентификации и сравнения.
Знания обладают небольшой ценностью, когда они не могут быть руководством к действию или не предназначены для использования в процессах бизнеса. Пользователям необходимо такое представление информационных данных, которое соответствует их уникальному процессу бизнеса. Рынок предлагает большое количество программных приложений, предназначенных для разрешения различных обобщенных и конкретных проблем. Это могут быть следующие программные продукты:
Сложные системы характеризуются тем обстоятельством, что они управляются, обычно, в условиях информационной недостаточности, отсутствии знаний правил работы и непрерывно меняющихся внешних параметров. По этой причине процессы выработки и принятия решений по управлению организацией носят итерационный характер. После использования выработанного управляющего воздействия следует вновь выполнить оценку состояния, в которое попала система, и оценить правильность движения к намеченной цели.
Сегодняшние информационные системы при нахождении ответов на возникшие вопросы дают возможность специалисту ставить и разрешать проблемные задачи следующих типов:
Иерархия IT-систем и выбор программного обеспечения для организации труда
IT-системы плотно вошли в нашу жизнь. Мощные и сложные программные продукты используются в самых разных сферах. При этом многие забывают, что появились IT-системы не просто так, как программные продукты, которые нужно продавать и внедрять, а как инструменты организации и автоматизации труда.
И очень важно помнить при выборе и внедрении IT-систем, что первичен здесь — труд, а не программное решение. Я не единожды сталкивался с тем, что люди выбирали программу просто потому что: “она понравилась”. В результате появляются попытки “натянуть” процессное производство, например, работу молокозавода, на ERP-систему, предназначенную для дискретного производства (сборка изделий).
Самое главное правило выбора IT-систем: выбираем программу под бизнес, а не подстраиваем бизнес под понравившийся IT-продукт.
Следующий шаг — выбор непосредственно программной системы. И для того, чтобы этот выбор был для вас проще, чтобы вы или ваши клиенты не терялись в огромном выборе разнообразных систем, я подготовил статью с советами и определением иерархии систем, которая поможет структурировать предлагаемые продукты и сделать правильный выбор.
Если вы сталкивались уже с покупкой различных программных решений для бизнеса, в первую очередь, решений, связанных между собой в единую систему, вы уже и сами, скорей всего, догадываетесь, что программные продукты имеют свою иерархию. Она малоизвестна и не столь очевидна, как во многих других сферах. И, тем не менее, она существует.
Более того, при автоматизации бизнеса понимание иерархии поможет сделать правильный выбор, определить очередность закупок и внедрения программ, избежать ошибок, результатами которых становятся невостребованные «коробки» оплаченного программного обеспечения.
Каждый продавец программных систем стремится показать свой продукт с лучшей стороны, ведь его цель – это продажа. Это необходимо учитывать при выборе системы и оценке, действительно ли продукт вам подойдет.
Важно: перед любой покупкой программных систем и внедрением какой-то автоматизации необходимо четко определить для себя – зачем это вам нужно. Только после ответа на этот вопрос имеет смысл заняться поиском программы, которая сможет решать поставленную задачу, или обратиться за помощью к специалисту, способному предложить оптимальное решение поставленной вами задачи.
А потому первое, что вы должны понимать – зачем вам покупать программы системы. Постановка задачи – вопрос, который каждый решает самостоятельно. А вот как правильно выбирать программы с учетом иерархии, как избежать «подводных камней» агрессивного маркетинга, я постараюсь помочь разобраться.
Классификация IT-систем
С точки зрения применения программных решений системы делятся на несколько уровней:
Все перечисленные выше IT-системы предназначены несут в себе определенную добавленную стоимость. Они помогают решать важные задачи.
Прикладные программы позволяют создавать какие-то продукты, например, эскизы из Photoshop на следующем этапе “превращаются” в оформление товаров, упаковки, этикетки или рекламные баннеры.
CRM, HR и другие подобные системы позволяют значительно экономить время специалистов и стандартизировать рабочий процесс, повышая производительность группы людей в целом.
ERP-системы “собирают” функции различных подразделений и направлений деятельности в один общий “организм”, что позволяет повысить эффективность руководства, скорость решения различных задач и качество взаимодействия различных подразделений.
BPMS-системы, не являясь какой-то определенной функциональной системой, не несут в себе не только достоинства готовых решений, но также избавлены от их недостатков. И позволяют сравнительно быстро интегрировать любые варианты бизнес-процессов в какой-то единый результат. На этом вопросе я остановлюсь подробнее ниже.
Почему я выбираю английские аббревиатуры и термины
Я уже в прошлых статьях писал, что предпочитаю применять английские аббревиатуры просто по той причине, что они – точнее. Кроме того, английские термины являются первичными, а русские – это различные варианты перевода.
В прошлом веке в период СССР, когда на Западе развивались IT системы, в нашей стране все эти решения и связанные с ними термины были не востребованы просто потому, что плановая экономика, которая не предполагает конкуренцию за ресурсы и людей, в них не нуждалась. Теперь все эти идеи и подходы пришли и в наш бизнес. Но по понятным причинам наша страна здесь находится в роли «ведомого» и «догоняющего». А потому и термины русские – не более чем перевод, причем, часто недостаточно точный, что вносит дополнительную путаницу и усложняет понимание.
Бесклассовые IT-системы
При этом все существующие системы делятся на две категории – с разработанной методологией и без нее. В случае разработанной методологии уже из названия системы становится понятно, для чего она может применяться. Примеры — CRM, MRP, HR, ERP.
В случае методологии неразработанной название также мало информативно и носит общий характер («электронный документооборот», «управление товарами», “корпоративный портал”). Главная особенность подобных программных решений заключается в том, что у них нет четкой специализации или ограничений. Они пытаются охватить как можно больше направлений деятельности, но в каждой отдельной сфере оказываются неудобными или недостаточно проработанными. Использование таких решений оправдано в определенных случаях, но, чтобы понять, подходит вам это решение или нет, придется внимательно и глубоко изучить выбранную систему. Просто исходя из названия и описания точно определить сферу применения такого продукта невозможно.
Вспомогательные IT-системы
Еще одна разновидность систем — вспомогательные. Это программные продукты, которые не влияют непосредственно на процесс организации труда. Без этих программных решений можно обойтись либо быстро найти им замену.
К этому классу относятся различные мессенджеры, системы отчетности, которые выросли в самостоятельные продукты и т.д. Эти программы являются вспомогательными. Использовать их вместо основных нельзя, хотя в определенных случаях этим грешат, преимущественно, IT-компании в стремлении продать свой продукт.
Да, они полезны, с их помощью работать удобнее. Но подобное программное обеспечение является всего лишь вспомогательными инструментами, которые сами по себе не несут добавленной стоимости. Они эффективны только как дополнение к основной IT-системе.
Как использовать иерархию на практике
Итак, мы создали определенную иерархию систем, основанную на организации труда. Самый нижний первый уровень – программы для организации работы одного человека, второй уровень – совместная специализированная работа (программное обеспечение для какого-то подразделения компании, выполняющего те или иные функции), третий уровень – работа компании в целом. И над ними – процессный подход к организации любого труда в принципе. Каким образом можно применять этот подход на практике?
Интеграция систем
Интеграция любых двух программных продуктов в соответствии с описанной выше иерархией возможна только по принципу снизу-вверх. Т.е. программы ниже по уровню будут служить источниками данных, а программы более высокого уровня – потребителями.
Обратный поток данных возможен в определенных случаях, но эти исключения являются примерами ошибочной организации работы систем. В нашей стране встречаются и довольно часто решения, когда из ERP-системы данные выгружаются в бухгалтерскую систему или другой подобный продукт. Этот подход действительно применяется, но он является следствием ошибок в организации бизнес-процессов и внедрения IT-систем. В результате усложняется как работа программистов, занятых в доработках и внедрении ПО, так и организация работы всего бизнеса. Возникает ненужная путаница. А потому следует избегать такого направления. Обмен данными в две стороны нужен при интеграции между собой систем одного класса.
Например, результаты индивидуальной работы в AutoCAD или Photoshop будут отправляться, например, в MRP, CRM или ERP систему в качестве документа, на основе которого производятся расчеты, макета, отправляемого клиенту на утверждение и т.д. В обратную сторону сотруднику могут «спускаться» результаты согласования или расчетов, но в программу индивидуальной работы они не передаются. Всю информацию человек получит из системы совместной работы.
Выбор программного продукта
При выборе программной системы всегда приходится сравнивать между собой разные продукты. С этого этапа обычно начинается любой процесс выбора. Но важно понимать. что сравнивать между собой можно только продукты одного класса, так как системы, отличающиеся друг от друга по уровню организации труда, просто несравнимы.
Даже разные продукты одного уровня можно попробовать сравнить, например, CRM и HR системы. Да, они отвечают за разные направления в работе. Это очевидно при самом первом сравнении. И далее вопросов обычно не возникает. А вот попытки сравнивать CRM и ERP я наблюдал не единожды. На самом деле, это так же неразумно, как сравнивать функциональные возможности MS Word и продукта другого класса, например, той же CRM.
Сверяйте программные продукты с приведенной выше классификацией, и вы с большой вероятностью избежите ошибки сравнения разных классов. Это позволит сделать выбор точнее и сэкономит ваше время.
Выведение внеклассовых систем
Если система не может быть отнесена однозначно к тому или иному классу, она является внеклассовой. Такие системы невозможно сравнивать со специализированными продуктами, созданными по определенной методологии.
Внеклассовые системы – это «управление задачами», «электронный документооборот», «корпоративные порталы» и т.д. Их можно и нужно сравнивать только с им подобными внеклассовыми решениями, обладающими сходным перечнем возможностей.
Классификация программных продуктов
Программные продукты BPMS и ERP определяются очень просто. Обычно уже в названии этих систем присутствует аббревиатура, указывающая на принадлежность программы к определенному семейству. Кроме того, вы всегда можете воспользоваться перечнем признаков той или иной системы, которые я описывал в специализированных статьях: «Что такое BPMN» и «Что такое ERP».
Системы для индивидуальной работы также не вызывают вопросов при классификации. Все прикладное программное обеспечение, предназначенное для работы одного сотрудника, относится к этому классу.
Системы второго уровня (специализированные решения для совместной работы) классифицируются следующим образом:
Выбор специалиста для внедрения системы
При выборе специалиста важно понимать, что один человек может быть хорошим специалистом только по одной системе второго или третьего уровня. Подобные системы настолько сложны и объемны, что требуют «полного погружения» и постоянного изучения обновлений и нововведений в каждой новой версии.
Многие специалисты глубоко изучают какое-то прикладное программное обеспечение, после чего переключаются на учетные системы, CRM или ERP. При этом знания о прикладном обеспечении и навыки работы с ним, конечно же, никуда не денутся. В этой категории изменения в новых версиях не столь сложны и критичны, их изучение возможно по мере необходимости параллельно с другой работой. Другое дело – большие и сложные многопользовательские продукты. Здесь быть хорошим специалистов одновременно по двум и более системам – крайне сложно.
Я рекомендую относиться аккуратно к специалистам «на все руки». Скорей всего, этот человек является неплохим специалистом, изучившим разные системы на уровне опытного пользователя или чуть глубже. Установить и провести первичную настройку он сможет. Но чтобы корректно и грамотно вносить какие-то изменения в систему, доработки, интегрировать ее с другими программами нужен совсем другой уровень знаний.
Классификация систем также помогает выбрать специалиста: