Что относится к профилактической работе руководителя

Профилактическая работа руководителя службы безопасности с персоналом торгового предприятия (Белов В.Н.)

Дата размещения статьи: 23.10.2012

К сожалению, далеко не все руководители службы безопасности уделяют должное внимание данному направлению работы. Полагаю, что основными причинами этого являются:
— во-первых, недостаточное понимание соответствующими руководителями, как службы безопасности, так и самого предприятия, значимости этой работы с точки зрения минимизации потерь;
— во-вторых, специфика данной работы связана с невозможностью определить ее результаты и эффективность в конкретных количественных показателях. Проще говоря, «показать работу».
Именно вследствие озвученных причин многие руководители предпочитают работать исключительно со свершившимися фактами причинения ущерба, что представляется в корне неверным.
При этом нельзя не признать, что аргумент таких руководителей, касающийся наличия специальной службы по работе с персоналом, в значительной своей части верен. Действительно, не следует отбирать хлеб у подразделений, в силу своей основной функциональной деятельности обязанных работать с персоналом. Однако и устраняться от этой работы руководителю СБ ни в коем случае нельзя. Наиболее оптимальным будет вариант работы службы безопасности с кадровыми подразделениями в тесном тандеме. Думаю, что организацию такого тесного взаимодействия должны инициировать руководители соответствующих подразделений (службы безопасности, департамента по персоналу) либо непосредственно руководитель торгового предприятия.
В настоящей статье мы постараемся определить основные направления, формы и методы ведения профилактической работы руководителя службы безопасности с персоналом торгового предприятия.
Некоторые моменты, касающиеся профилактической работы руководителя СБ с персоналом, были затронуты нами в статье «Некоторые правовые и социально-психологические аспекты работы с персоналом гипермаркета, совершившим хищение», однако думается, что в рамках настоящей статьи есть необходимость повторить и конкретизировать некоторые тезисы, озвученные в названной статье.

Представляется рациональным весь массив профилактических мероприятий по работе с персоналом условно разделить на несколько основных блоков.
1. Профилактическая работа на этапе подбора, оформления и введения в должность вновь принятых сотрудников.
2. Профилактическая работа с сотрудниками в процессе осуществления их деятельности.
3. Профилактическая работа с увольняющимися сотрудниками.

Мероприятия, относящиеся к каждому из этих блоков, имеют свою специфику.

I. Профилактическая работа с персоналом на этапе подбора, оформления и введения в должность вновь принятых сотрудников.
Основные задачи руководителя службы безопасности на данном этапе:
— исключить принятие на работу в торговую компанию лиц, потенциально опасных с точки зрения возможного причинения ущерба;
— проведение разъяснительно-профилактической работы с лицами, принимаемыми на работу;
— контроль процесса организации стажировки, обучения и прохождения испытательного срока вновь принятого сотрудника с точки зрения соответствия его должности, на которую он принимается.

Следует отметить, что перечисленные мероприятия необходимы, но не всегда имеется возможность выполнять их своевременно в должном объеме. Например, в случаях, когда идет массовый набор персонала на вновь открывающийся торговый объект, у руководителя службы безопасности просто физически не будет возможности проводить все перечисленные мероприятия в полном объеме. В этом случае рекомендуется использовать следующие приемы:
а) делегировать ряд функций по осуществлению профилактических мероприятий наиболее подготовленному сотруднику службы безопасности, например одному из старших смен;
б) провести мероприятия, которые не были выполнены в полном объеме (личные собеседования, проверку оформления документации и т.д.), непосредственно после запуска торгового объекта в эксплуатацию.

II. Профилактическая работа с сотрудниками в процессе осуществления ими деятельности.
Основными задачами руководителя службы безопасности на данном этапе являются:
— своевременное выявление рисков и угроз для торгового предприятия, которые могут исходить от персонала;
— своевременная оценка и разработка необходимых мероприятий по улучшению и стабилизации морально-психологического климата в коллективе;
— оказание содействия руководству торгового предприятия и сотрудникам кадровой службы при увольнении сотрудников, представляющих потенциальную угрозу для предприятия, но не дающих оснований для увольнения их по отрицательным мотивам на законном основании.

Профилактическая работа с персоналом со стороны руководителя службы безопасности должна вестись непрерывно. Необходимо практиковать использование различных приемов, направленных на то, чтобы линейный персонал постоянно ощущал состояние определенной «подконтрольности». На данном этапе рекомендуется проведение следующих мероприятий.
1. Участие руководителя службы безопасности в ежедневных плановых совещаниях (планерках) с персоналом гипермаркета. Данное мероприятие направлено на постоянное информирование персонала о наиболее значимых происшествиях за прошедшую смену. Ориентирование на то, чтобы обращалось внимание на наиболее проблемные вопросы, связанные как с обеспечением безопасности и минимизации потерь, так и с должным обеспечением бизнес-процессов и повышением качества обслуживания клиентов. Кроме того, как раз факт ежедневного обращения к персоналу со стороны руководства службы безопасности подчеркивает авторитет службы, служит сдерживающим фактором для сотрудников, планирующих противоправные действия.
2. Регулярная работа по доведению до персонала торгового центра фактов выявленных хищений персоналом в других торговых центрах сети торговой компании. При этом информация должна доводиться дозированно, с акцентированием внимания персонала не на методах выявления подобных фактов, а на максимально негативных последствиях, которые понесут провинившиеся сотрудники. Информировать необходимо и об иных происшествиях, в т.ч. негативного характера, в которых участвовали сотрудники компании. Для осуществления подобной работы необходима налаженная система информационного обмена между розничными структурными подразделениями сети и центральным офисом компании. Еще более эффективна система нормативного регулирования процесса информационного обмена, чтобы регламентирующий локальный нормативный акт предписывал периодичность, объем, список информируемых должностных лиц и иные вопросы информационного обмена. Нежелательно, чтобы руководитель службы безопасности делегировал обязанность доведения подобной информации иным должностным лицам.
3. Обязательное участие руководителя службы безопасности в совещаниях среднего менеджерского и руководящего состава торгового объекта при директоре. Руководитель СБ должен быть не только в курсе всех проблем и обсуждаемых вопросов, касающихся подконтрольного объекта, но и активным участником и инициатором рассмотрения вопросов, касающихся предупреждения возможных рисков и угроз предприятию.
4. Участие руководителя службы безопасности в аттестациях сотрудников всех должностных категорий в качестве члена аттестационной комиссии. Весьма важное мероприятие предупредительного характера. Аттестация позволяет выявить уровень подготовленности сотрудников к исполнению обязанностей по той или иной должности и, как следствие, определить риски, связанные с потенциальными возможностями допущения ошибок и нарушений в учетах товародвижения со стороны того или иного сотрудника.
5. Контроль со стороны руководителя за кадровыми перемещениями сотрудников в порядке должностного роста. Выявляется подготовленность сотрудников к исполнению обязанностей по вышестоящей должности, знание им стандартов, регламентов и инструкций по соответствующей должности, уровень исполнительской дисциплины и т.д.
6. Участие руководителя службы безопасности в премиальном комитете. При этом осуществляется контроль неотвратимости и адекватности мер, применяемых к сотрудникам, допустившим различные нарушения.
7. Создание такого морально-психологического климата в коллективе торгового центра, на основе которого будет создана атмосфера нетерпимости к ворам в своем коллективе, которая, разумеется, должна подпитываться разумной системой мотивации. Конечно, будет неправильно развивать в коллективе систему «наушничества», материально стимулируя каждый факт доносительства. Это может привести к такой обстановке в рабочем коллективе торгового предприятия, которая сделает невозможным нормальное осуществление бизнес-процессов. В подобном случае убытки от нарушения нормального функционирования торгового процесса могут превысить компенсацию потерь от развития системы тотального доносительства.
8. На основе анализа статистических данных учета выявленных фактов причинения ущерба торговому предприятию, которые были допущены вследствие нарушений со стороны персонала, руководитель службы безопасности должен инициировать проведение занятий с персоналом по повышению профессионального мастерства в сфере обеспечения бизнес-процессов и учетов товародвижения. Кроме того, необходимо оказывать помощь сотрудникам кадровых подразделений в организации и проведении подобных занятий.
9. Руководитель службы безопасности должен практиковать регулярные личные встречи с работающими сотрудниками в целях проведения индивидуальной профилактической работы и сбора информации о психологической обстановке в коллективе.
10. Развитие института доверенных лиц из числа сотрудников линейного и среднего менеджерского состава. Использование негласных источников информации. Следует отметить, что применять подобный способ необходимо с максимальной осторожностью, а не развивать, как было отмечено выше, систему тотального доносительства. Как показала практика, наиболее эффективно работают в этом направлении руководители подразделений службы безопасности, ранее работавшие в оперативных подразделениях правоохранительных органов.
11. Проведение руководителем службы безопасности занятий по противопожарной безопасности, антитеррористической угрозе, действиям в чрезвычайных ситуациях и иным вопросам, связанным с обеспечением безопасности.
Существуют и иные, более специфические мероприятия по работе с персоналом предупредительно-профилактического характера, мы перечислили лишь самые основные, проведение которых представляется обязательным.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Что относится к профилактической работе руководителяВернуться на предыдущую страницу

Источник

Что относится к профилактической работе руководителя

(26 вопросов, с ответами пока сложно)

1. В каком году была принята Декларация прав ребенка?

2. Каким федеральным законом закреплено, что образовательная деятельность подлежит лицензированию?

3. Какие статьи Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» предусматривают наличие условий для охраны здоровья обучающихся?

4. В соответствии со ст. 41. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя:

5. К какому направлению деятельности руководителя относится анализ состояния антитеррористической защищенности (АТЗ) учреждения?

6. Что из нижеперечисленного не относится к профилактической работе руководителя?

7. Уточните количество нормативно-правовых актов, которые действуют в настоящее время в рамках обеспечения антитеррористической защищенности различных объектов http://УниверситетБезопасности.РФ 33 (территорий), которыми устанавливаются основные требования по обеспечению АТЗ объектов и территорий различных видов деятельности и относящихся к ведению или сфере деятельности различных Федеральных органов исполнительной власти.

8. Главной целью обеспечения антитеррористической защищенности объектов является:

9. С каким природным явлением довольно часто приходится сталкиваться руководителям образовательных учреждений России?

10. Какой документ определяет степень угроз и меры защиты безопасности детей?

11. Что необходимо делать для предупреждения возникновения инфекционных заболеваний среди детей и подростков?

12. Где должен находиться учитель во время эвакуации?

13. Куда лучше всего эвакуировать детей в случае наводнения?

14. Укажите первое действие в случае пожара в образовательной организации:

15. Как называется кризисная ситуация, возникшая в пределах 2 и более муниципальных образований, расположенных в одном субъекте Российской Федерации?

16. Что должен включать в себя методический блок антикризисного плана?

17. Какой блок антикризисного плана включает в себя материальнотехнические и кадровые вопросы?

18. Что не может быть принципом взаимодействия антикризисной команды?

19. Что должна сделать антикризисная группа школы при возникновении кризисной ситуации?

20. Согласно опыту, какое количество человек должно отвечать за каждую функцию антикризисной команды?

23. Что входит в административный комплекс мер противодействия терроризму?

24. В соответствии с каким документом были созданы Национальный антикризисный комитет и антитеррористические комиссии в субъектах Российской Федерации?

25. Что из нижеперечисленного входит в группу информирующих методических материалов? http://УниверситетБезопасности.РФ 38

26. Что из нижеперечисленного входит в группу инструктирующих методических материалов?

Источник

Профилактическая работа руководителя службы безопасности с персоналом торгового предприятия *

Исследование вопросов осуществления деятельности по обеспечению безопасности организаций является актуальным. По мнению автора, следует использовать различные возможности для того, чтобы линейный персонал был информирован о том, что за ним ведется наблюдение. Выводы, изложенные автором, могут быть использованы в правоприменительной практике.

Ключевые слова: торговое предприятие, служба безопасности, руководитель, контроль, организация.

Study of issues concerned the ensuring of enterprise security is considered to be topical. According to the author it’s necessary to use various ways to inform linear staff about their being under video surveillance. The conclusions made by the author may be used in law-application practice.

Key words: commercial enterprise, security service, head, control, organization.

К сожалению, далеко не все руководители службы безопасности уделяют должное внимание данному направлению работы. Полагаю, что основными причинами этого являются:

Именно вследствие озвученных причин многие руководители предпочитают работать исключительно со свершившимися фактами причинения ущерба, что представляется в корне неверным.

При этом нельзя не признать, что аргумент таких руководителей, касающийся наличия специальной службы по работе с персоналом, в значительной своей части верен. Действительно, не следует отбирать хлеб у подразделений, в силу своей основной функциональной деятельности обязанных работать с персоналом. Однако и устраняться от этой работы руководителю СБ ни в коем случае нельзя. Наиболее оптимальным будет вариант работы службы безопасности с кадровыми подразделениями в тесном тандеме. Думаю, что организацию такого тесного взаимодействия должны инициировать руководители соответствующих подразделений (службы безопасности, департамента по персоналу) либо непосредственно руководитель торгового предприятия.

В настоящей статье мы постараемся определить основные направления, формы и методы ведения профилактической работы руководителя службы безопасности с персоналом торгового предприятия.

Некоторые моменты, касающиеся профилактической работы руководителя СБ с персоналом, были затронуты нами в статье «Некоторые правовые и социально-психологические аспекты работы с персоналом гипермаркета, совершившим хищение», однако думается, что в рамках настоящей статьи есть необходимость повторить и конкретизировать некоторые тезисы, озвученные в названной статье.

Представляется рациональным весь массив профилактических мероприятий по работе с персоналом условно разделить на несколько основных блоков.

Мероприятия, относящиеся к каждому из этих блоков, имеют свою специфику.

I. Профилактическая работа с персоналом на этапе подбора, оформления и введения в должность вновь принятых сотрудников.

Основные задачи руководителя службы безопасности на данном этапе:

Можно выделить следующие мероприятия, которые представляются обязательными в процессе реализации данного этапа профилактической работы с персоналом:

1. Контроль над своевременной организацией процесса поиска кандидата на вакантную штатную должность. Обязанность своевременной организации процесса подбора кандидата в первую очередь лежит на сотрудниках кадровых подразделений. К сожалению, практика показывает, что и их работу в этом направлении необходимо контролировать. Угрозы несвоевременной замены выбывшего сотрудника с точки зрения возникновения потерь связаны с тем, что при увольнении сотрудника на его коллег ложится дополнительный объем работы, что, в свою очередь, увеличивает вероятность совершения ошибок в учетах товародвижения, влекущих причинение ущерба.

2. Тщательная проверка кандидата на вакантную должность до его официального трудоустройства. Такая проверка должна, как минимум, включать в себя:

5. Контроль над должным оформлением документов при заключении трудового договора. Роль руководителя службы безопасности при осуществлении данного мероприятия заключается в проверке правильности оформления документов при трудоустройстве кандидата с точки зрения исключения возможных негативных юридических последствий для предприятия. В частности, должно проверяться на соответствие законодательным требованиям заключение договоров о материальной ответственности с теми или иными должностными категориями. Так же важны своевременность и полнота ознакомления вновь принятого сотрудника с действующими регламентами торгового предприятия, которые могут оказаться юридически значимыми в дальнейшем: с должностными инструкциями, правилами внутреннего трудового распорядка, регламентом осуществления внутриобъектового режима и т.д. Важный момент касается оформления документов, подтверждающих ознакомление кандидата с перечисленными стандартами: журнал или лист ознакомления должны вестись таким образом, чтобы при рассмотрении спорных вопросов не возникало сомнений в легитимности этих документов и допустимости их в качестве доказательств (дата ознакомления, наименование регламента, подпись лица с расшифровкой и т.д.).

Следует отметить, что перечисленные мероприятия необходимы, но не всегда имеется возможность выполнять их своевременно в должном объеме. Например, в случаях, когда идет массовый набор персонала на вновь открывающийся торговый объект, у руководителя службы безопасности просто физически не будет возможности проводить все перечисленные мероприятия в полном объеме. В этом случае рекомендуется использовать следующие приемы:

а) делегировать ряд функций по осуществлению профилактических мероприятий наиболее подготовленному сотруднику службы безопасности, например одному из старших смен;

б) провести мероприятия, которые не были выполнены в полном объеме (личные собеседования, проверку оформления документации и т.д.), непосредственно после запуска торгового объекта в эксплуатацию.

II. Профилактическая работа с сотрудниками в процессе осуществления ими деятельности.

Основными задачами руководителя службы безопасности на данном этапе являются:

Профилактическая работа с персоналом со стороны руководителя службы безопасности должна вестись непрерывно. Необходимо практиковать использование различных приемов, направленных на то, чтобы линейный персонал постоянно ощущал состояние определенной «подконтрольности». На данном этапе рекомендуется проведение следующих мероприятий.

1. Участие руководителя службы безопасности в ежедневных плановых совещаниях (планерках) с персоналом гипермаркета. Данное мероприятие направлено на постоянное информирование персонала о наиболее значимых происшествиях за прошедшую смену. Ориентирование на то, чтобы обращалось внимание на наиболее проблемные вопросы, связанные как с обеспечением безопасности и минимизации потерь, так и с должным обеспечением бизнес-процессов и повышением качества обслуживания клиентов. Кроме того, как раз факт ежедневного обращения к персоналу со стороны руководства службы безопасности подчеркивает авторитет службы, служит сдерживающим фактором для сотрудников, планирующих противоправные действия.

2. Регулярная работа по доведению до персонала торгового центра фактов выявленных хищений персоналом в других торговых центрах сети торговой компании. При этом информация должна доводиться дозированно, с акцентированием внимания персонала не на методах выявления подобных фактов, а на максимально негативных последствиях, которые понесут провинившиеся сотрудники. Информировать необходимо и об иных происшествиях, в т.ч. негативного характера, в которых участвовали сотрудники компании. Для осуществления подобной работы необходима налаженная система информационного обмена между розничными структурными подразделениями сети и центральным офисом компании. Еще более эффективна система нормативного регулирования процесса информационного обмена, чтобы регламентирующий локальный нормативный акт предписывал периодичность, объем, список информируемых должностных лиц и иные вопросы информационного обмена. Нежелательно, чтобы руководитель службы безопасности делегировал обязанность доведения подобной информации иным должностным лицам.

3. Обязательное участие руководителя службы безопасности в совещаниях среднего менеджерского и руководящего состава торгового объекта при директоре. Руководитель СБ должен быть не только в курсе всех проблем и обсуждаемых вопросов, касающихся подконтрольного объекта, но и активным участником и инициатором рассмотрения вопросов, касающихся предупреждения возможных рисков и угроз предприятию.

4. Участие руководителя службы безопасности в аттестациях сотрудников всех должностных категорий в качестве члена аттестационной комиссии. Весьма важное мероприятие предупредительного характера. Аттестация позволяет выявить уровень подготовленности сотрудников к исполнению обязанностей по той или иной должности и, как следствие, определить риски, связанные с потенциальными возможностями допущения ошибок и нарушений в учетах товародвижения со стороны того или иного сотрудника.

5. Контроль со стороны руководителя за кадровыми перемещениями сотрудников в порядке должностного роста. Выявляется подготовленность сотрудников к исполнению обязанностей по вышестоящей должности, знание им стандартов, регламентов и инструкций по соответствующей должности, уровень исполнительской дисциплины и т.д.

6. Участие руководителя службы безопасности в премиальном комитете. При этом осуществляется контроль неотвратимости и адекватности мер, применяемых к сотрудникам, допустившим различные нарушения.

7. Создание такого морально-психологического климата в коллективе торгового центра, на основе которого будет создана атмосфера нетерпимости к ворам в своем коллективе, которая, разумеется, должна подпитываться разумной системой мотивации. Конечно, будет неправильно развивать в коллективе систему «наушничества», материально стимулируя каждый факт доносительства. Это может привести к такой обстановке в рабочем коллективе торгового предприятия, которая сделает невозможным нормальное осуществление бизнес-процессов. В подобном случае убытки от нарушения нормального функционирования торгового процесса могут превысить компенсацию потерь от развития системы тотального доносительства.

8. На основе анализа статистических данных учета выявленных фактов причинения ущерба торговому предприятию, которые были допущены вследствие нарушений со стороны персонала, руководитель службы безопасности должен инициировать проведение занятий с персоналом по повышению профессионального мастерства в сфере обеспечения бизнес-процессов и учетов товародвижения. Кроме того, необходимо оказывать помощь сотрудникам кадровых подразделений в организации и проведении подобных занятий.

9. Руководитель службы безопасности должен практиковать регулярные личные встречи с работающими сотрудниками в целях проведения индивидуальной профилактической работы и сбора информации о психологической обстановке в коллективе.

10. Развитие института доверенных лиц из числа сотрудников линейного и среднего менеджерского состава. Использование негласных источников информации. Следует отметить, что применять подобный способ необходимо с максимальной осторожностью, а не развивать, как было отмечено выше, систему тотального доносительства. Как показала практика, наиболее эффективно работают в этом направлении руководители подразделений службы безопасности, ранее работавшие в оперативных подразделениях правоохранительных органов.

11. Проведение руководителем службы безопасности занятий по противопожарной безопасности, антитеррористической угрозе, действиям в чрезвычайных ситуациях и иным вопросам, связанным с обеспечением безопасности.

Существуют и иные, более специфические мероприятия по работе с персоналом предупредительно-профилактического характера, мы перечислили лишь самые основные, проведение которых представляется обязательным.

III. Профилактическая работа с увольняющимися сотрудниками.

Объектом работы руководителя службы безопасности являются именно сотрудники, выразившие желание расторгнуть трудовой договор с торговым предприятием по собственной инициативе. Работа с данной категорией сотрудников дает возможность получения информации из первых рук от людей, которым, как правило, нет смысла что-то скрывать, поэтому они охотно делятся известными им сведениями. Зачастую в результате подобной работы, проведенной руководителем СБ, сотрудники, вполне лояльные к организации и вынужденные уходить из нее из-за других сотрудников, гораздо более «вредных и опасных», оставались. Следует помнить, что потеря грамотного, лояльного, трудолюбивого сотрудника хотя и не принесет прямого ущерба компании, однако косвенно вполне может повлиять на общий массив потерь торгового предприятия. Более того, многие крупные компании декларируют положение о том, что персонал является «одной из ценностей компании», соответственно, и он подлежит защите со стороны службы безопасности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *