Что относится к профилактической работе руководителя образовательной

Организация работы по профилактике правонарушений и безнадзорности в образовательном учреждении

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Организация работы по профилактике правонарушений и безнадзорности в образовательном учреждении

В современных условиях серьезно обострились проблемы социальной дезодаптации детей и подростков. Ослабевает воспитательный и нравственный потенциал семьи, снижается ответственность родителей (законных представителей) за содержание и воспитание детей. Растет количество безнадзорных подростков. И как следствие бродяжничество, нежелание учиться, пропуски уроков, безусловно, таким детям необходима педагогическая реабилитация.

Перед образовательным учреждением стоит задача организации действенной системы мер по профилактике отклонений в развитии личности и поведении детей и подростков, профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.

Неблагополучные подростки, к сожалению, есть в каждом классе. Работа с различными группами учащихся, наблюдение за их поведением в коллективе, условиями проживания в семье, родительско-детскими отношениями позволили выявить следующие факторы «риска»:

неблагополучие в семье (в том числе недостаточная забота о ребенке со стороны родителей, конфликты в семье);

экономическая и социальная незащищённость;

педагогическая запущенность ребенка (плохая успеваемость, отсутствие интереса к обучению);

влияние дурной компании, окружения, социума;

отчужденность детей от семьи, школы и общества;

частые случаи раннего антисоциального поведения.

Принимая во внимание выше изложенное и то, что ребенок, в виду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и защите, школа определяет главную цель профилактической работы.

Создание условий для совершенствования существующей системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, снижение тенденции роста противоправных деяний, сокращение числа правонарушений, преступлений, совершенных учащимися образовательного учреждения, реализация государственных гарантий прав граждан на получение ими основного общего образования.

Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих занятия по неуважительным причинам, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования.

Оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении, либо проблемы в обучении.

Выявление семей, находящихся в социально опасном положении и оказание им помощи в обучении и воспитании детей.

Обеспечение внеурочной и каникулярной занятости учащихся и привлечение несовершеннолетних к участию в социально-значимой деятельности.

Реализация системы мер, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних, воспитание здорового образа жизни.

Обеспечение успешной адаптации ребенка к школе и преемственности при переходе от одной ступени образования к другой.

В школе создаются условия для нормального воспитания и развития личности ребенка. Работа по профилактике правонарушений среди детей и подростков проводится в тесном сотрудничестве со следующими службами: ДДН ОП №6, КДН и ЗП, учреждениями здравоохранения, учреждениями культуры и др..

Разработан и ведётся утверждённый ежегодный план работы по следующим направлениям:

1) социально-педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем детей всех возрастов;

2) социально-педагогическая зашита прав ребенка;

3) обеспечение социально-педагогической поддержки семье в формировании личности учащегося;

4) социально-педагогическое консультирование;

5) социально-педагогическая профилактика, коррекция и реабилитация;

6) содействие созданию педагогически ориентированной среды для оптимального развития личности ребенка;

7) поддержка социально ценной деятельности детей и подростков;

8) организационно-методическая деятельность.

С целью организации работы по предупреждению асоциальных явлений в образовательной среде школа руководствуется следующими нормативными документами:

— Конвенция о правах ребёнка;

— Закон «Об образовании»;

— Федеральный закон №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних»;

— Положение о формировании, ведении и использовании единого областного банка данных о несовершеннолетних и семьях, находящихся в социально опасном положении и Порядок взаимодействия органов и учреждении системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних по выявлению, учёту и организации индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, на территории Первомайского района г. Ростова на Дону

— Районная комплексная целевая программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 2018-2019 уч.год»;

— Межведомственный план по снижению уровня преступлений на территории Первомайскогорайона;

— План работы межведомственной комиссии по профилактике правонарушений; план совместных мероприятий по профилактике правонарушений ОУ и ПДН.

В плане работы отражены также мероприятия, проводимые МБОУ «Лицей №20»

Ежегодный мониторинг и анализ социального состава семей учащихся позволяет утверждать, что в нашей школе обучаются дети в основном из семей рабочих и служащих со средним специальным образованием, доходы большинства семей сравнительно невысокие

В любой школе, в том числе и нашей, есть дети, живущие в хронически проблемных семьях. Иногда семейный кризис и неблагополучие достигают такого уровня, что остаётся только один выход – изъять ребёнка из такой семьи. К сожалению, есть случаи, когда школа была вынуждена выступать с ходатайством о лишении родительских прав. Количество детей из неблагополучных семей составляет 9% от общей численности учащихся.

На основании данных социальных паспортов класса создается банк данных учащихся, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в школе; состоящих на разных формах учёта: внутришкольном контроле (ВШК), на контроле в подразделении по делам несовершеннолетних (ПДН), оказавшихся в трудной жизненной ситуации и семей, находящихся в социально-опасном положении, группы социального риска, ведётся журнал учёта посещения семей учащихся с целью оказания помощи, консультирование и контроль деятельности родителей за воспитанием детей.

На каждого несовершеннолетнего подростка, состоящего на разных формах учёта (ВШК, КДН и ЗП, ПДН) или семью составляется карта индивидуального сопровождения .

В школе систематически проводятся классные часы, тематика которых разнообразна:

Устный журнал: «Спасибо, не курю!» (7 класс);

«Сказка о том, как победить табачный дым» (инсценировка в День отказа от пассивного курения) (приложение №4) и др .;

Права ребёнка в новом веке» (5-6 классы) и др.

Родители посетили мероприятия: «Моя семья. Давайте познакомимся» (5 класс);

Оформлены информационные стенды:

«Мир профессий: дороги, которые мы выбираем»,

«Государственные символы РФ»,

«Славные символы Ростовской области»,

«Правила дорожного движения»,

В результате проведённых мероприятий уменьшилось количество правонарушений среди несовершеннолетних:

уменьшилось бродяжничество детей в вечернее время суток;

повысился уровень правовых знаний;

появилось стремление вести здоровый образ жизни.

Проводится целенаправленная работа по выявлению детей не посещающих ОУ без уважительных причин и вовлечение их в образовательный процесс. В школе ведется ежедневный контроль над посещаемостью, проводится большая работа, обеспечивающая коррекцию поведения (беседа с учащимися, родителями, посещение учащихся на дому, контроль над поведением, успеваемостью).

Ежеквартального отчитываемся в управление образования о детях, не посещающих занятия или имеющих систематические пропуски уроков.

Традиционной в школе стала ежегодная акция “ Мы – за здоровый образ жизни”, в ходе которой реализуется комплекс мероприятий с использованием разных форм, соответствующих возрасту детей:

единый классный час «Вредные привычки и их последствия» (1-4классы);

«Привычки и здоровье» (5-6 классы) ;

«Я выбираю жизнь! А ты? » (7-8 классы);

буклетов «Я выбираю жизнь! А ты?»,

плакатов « Мой прекрасный мир»,

«Выбери здоровый образ жизни»,

«Курить, здоровью вредить» ;

стенгазет «Скажи жизни – ДА!»,

инсценировок «Твоё здоровье в твоих руках»

акция «Детство – территория, свободная от курения»

дни здоровья, час здоровья

Учащиеся активно участвуют во всех мероприятиях, что, несомненно, повышает эффективность формирования навыков здорового образа жизни. Позитивную роль играет физкультурно-оздоровительная работа, реализуемая через уроки и внеклассные мероприятия (спортивные секции, соревнования), а также через дополнительное образование ДЮСШ№6), которая пользуется у наших учащихся большой популярностью.

Занятость учащихся во внеурочное время

Среди них заметно уменьшилось число курящих, нет токсикоманов и наркоманов, а также зависимых от алкоголя. На школьных дискотеках ребята не курят и не употребляют алкоголь. Курить сигареты среди подростков становится не престижным.

С целью правового просвещения школьников, формирования навыков законопослушного поведения, навыков здорового образа жизни согласно «Плану совместной работы с ПДН ОП №6» в школе проведены следующие мероприятия:

— классные часы по пропаганде безопасности дорожного движения; здорового образа жизни; беседы:

«Меры наказания несовершеннолетних за совершение противоправных поступков,

«Последствия оскорбления и драки»,

«Уголовная и административная ответственность несовершеннолетних», «Правонарушение, проступок, преступление» и др.,

— рейды в семьи «группы риска»,

— профилактические беседы с учащимися и их родителями, состоящими на ВШК, ПДН ОП№6 КДН и ЗП.

— общешкольные родительские собрания

«Жестокое обращение с детьми»,

«Ответственность родителей за воспитание детей»,

Занятия по программе выстраивается поэтапно:

поиск информации о проблеме,

нахождение альтернатив или возможных вариантов её решения, определение последствий каждой из альтернатив,

выбор одной из них — принятие решения, несения ответственности за принятое решение .

Наиболее интересными по мнению учащихся являются темы:

«О правильном поведении»,

«Конфликт или компромисс?»,

«Красота и здоровье»,

«О вреде курения и алкоголя»,

«Нет безвредного табака»,

«Как преодолеть отрицательные чувства?»,

«Поговорим об ответственности»,

«Чувства, которые мы переживаем»,

«Как развивать память»,

«Экзамены без стресса»,

«Близкие отношения и риск».

Результаты обучения по таким программам:

— ребята располагают объективной информацией и лучше подготовлены к обсуждению вопросов, связанных с употреблением ПАВ в обществе;

Таким образом, в образовательном учреждении реализуется комплекс мер, направленных на предупреждение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечение прав граждан на получение основного общего образования.

Источник

Воспитательно-профилактическая работа образовательного учреждения

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Российская Федерация Воронежская область Кантемировский муниципальный район

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Кузнецовская средняя общеобразовательная школа

МО классных руководителей

« Воспитательно-профилактическая работа образовательного учреждения »

Подготовила : заместитель директора по ВР

МКОУ Кузнецовская СОШ

Кантемировский муниципальный район

Воспитательно-профилактическая работа образовательного учреждения.

Результатом такого взаимного сотрудничества является:

организация деятельности детей,

результат действий педагога, он выражается в качественных сдвигах в сознании и поведении ребенка.

Цель воспитательно-профилактической работы в школе заключается в использовании системы воспитательных воздействий, осуществляемых на основе коллективной трудовой, учебной, общественно-полезной деятельности учащихся, в процессе которой способны сформироваться новые установки позитивной социальной ориентации.

Как организована воспитательно-профилактическая работа с подростками?

Индивидуальная работа с учащимися предполагает реализацию комплекса педагогических действий, направленных на решения профилактических задач с учетом индивидуальных качеств учащихся. Беседы, методы воздействия на волевую сферу предполагают: развитие у учащихся инициативы, уверенности в своих силах; развитие настойчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели; формирование умения владеть собой, метод социальных проб: проблема нравственного выбора, проблема способа организации деятельности, проблема выбора социальной роли и др (Кл.рук., Совет профилактики, педагоги-организаторы, педагоги ДО).

Система воспитательно-профилактической работы с детьми в нашей школе включает:

Комплексную группу специалистов, обеспечивающих социальную защиту детей (социальный педагог,школьная медиация, фельдшер ФАП и др.);

Воспитывающую среду, позволяющую гармонизировать отношение детей и подростков со своим ближайшим окружением в семье, по месту жительства, учебы.

Так, социально-досуговое направление реализуется в школе посредством деятельности детского объединения «Лучистый», ученического самоуправления, волонтёрского движение «Ассоциации», программы по ПДД, посредством реализации 5 программ дополнительного образования.

С помощью ученического актива школы в 2014-2015 учебном году были проведены мероприятия различной направленности. Лучшими, на наш взгляд, были следующие мероприятия:

Ток-шоу «Здоровым быть здорово!» для 7-8 кл., 9-11кл.- направлено на профилактику в области ВИЧ, наркомании, СПИД, табакокурения.

Встреча с ветеранами, 9-11кл., 5-е классы – призвано формировать гражданско-патриотическую позицию подростков, направлено на уважение старшего поколения, помогают изучать историю страны.

«Радуга талантов»- итоговое, рефлексивно-деятельностное мероприятие, подводятся итоги участия и побед педагогов и учащихся в различного уровня конкурсах: международных, окружных, всероссийских, городских.

Всего за 2014-2015 уч.год было проведено 15 Советов профилактики.. Заслушано всего 8 самоотчетов учащихся. Всего за 2014-2015 уч.год специалистами СПС было проведено 26 бесед, охвачено 48 человек. К работе с несовершеннолетними привлекались сотрудники смежных служб.

В 2014-2015 учебном году было организовано 6 творческих объединений, студии и секций за счет часов дополнительного образования. Всего 6 групп, общий охват учащихся составил всего 43чел. (100%),

Внедрение разнообразных форм оздоровительной физической культуры помогает развивать двигательную активность обучающихся во внеучебное время на секциях «Волейбол», «Баскетбол», «Футбол», «ОФП: легкая атлетика». Инструкторами ФК применяются игровые технологии обучения, проблемно-ориентированные технологии.По итогам 2014-2015 уч.года команда учащихся заняла 2 место в 9 Спартакиаде среди обучающихся общекомандных соревнованиях.

Работа с родителями.

К работе родительского всеобуча привлекались также сотрудники ОГПС, инспектора КДН, СМИ, члены школьного ученического самоуправления. Реализуется программа по работе с родителями «группы риска». Работа с родителями с привлечением специалистов смежных структур

Одной из главных задач воспитательно-профилактической работы является социальное самоопределение ребенка, которое зависит от реализации двух важнейших условий. Первым из них является обеспечение включенности детей в реальные социальные отношения, т.е. возникновения у них личностного отношения к действительности. Вторым условием является самореализация детей в процессе социального взаимодействия. Это условие предполагает предоставление возможности ребенку более полно раскрыть себя в отношениях с окружающими, когда важны осознание цели и значения деятельности для личного саморазвития, учет осознанности каждым ребенком своего «Я».

Касаясь подходов к организации воспитательно-профилактической работы с учащимися важно отметить и современные приемы, которые активно нами используются при работе с обучающимися:

Среди множества педагогических приемов большое место занимает юмор, личный пример учителя, изменение обстановки и т.п. Безусловно, что приемов может быть бесконечное множество. Каждая ситуация рождает новые приемы. Разным ученикам необходимы разные приемы воспитания. В организации воспитательно-профилактической работы с учащимися важным показателем является процесс сотрудничества со смежными структурами.

Сотрудничество с органами внутренних дел стало более эффективным, так как многие вопросы стало возможным решать оперативно, на месте, предупреждая критические ситуации. Инспектора немедленно откликаются на возникающие ситуации, проводят профилактическую работу, участие инспектора в родительских собраниях, педагогических советах дает возможность показать заинтересованность в жизни детей, осведомленность о процессах, происходящих в школьном детском коллективе, реальную возможность оказать помощь в сложной жизненной ситуации.

Установлено успешное взаимодействие с подразделениями по делам несовершеннолетних ОВД по профилактике правонарушений: проведение индивидуальной работы, лекций, выступления на родительских собраниях, педсоветах, участие в работе школьных советов по профилактике.

Большое значение в деле социализации подростков, формировании их будущих жизненных устремлений имеет работа по профориентации. В нашей школе такая работа ведется.

Но, вместе с тем, в организации воспитательно-профилактической работы с учащимися мы видим следующие проблемы:

Проблемой является работа по обучению родителей решению проблем, связанных с детьми и подростками. Отмечается недостаточный уровень, а в некоторых случаях и полное отсутствие взаимодействия в семьях между родителями и детьми;

Неразвитость социального интеллекта у родителей (то есть «способности усматривать и улавливать сложные отношения и зависимости в социальной сфере и в семье»).

Стало очевидным, что родителям и детям не хватает общего дела (на основе общности интересов всех членов семьи), которое, по меньшей мере, послужило бы основой партнерских отношений, а в дальнейшем способствовало сплочению семьи.

Подростки не научены ценностно-рефлексивному поведению, которое предполагает самооценку поступка, базирующегося на основе нравственных ценностей.

Отсутствует система взаимодействия с др. школами в рамках различного рода социально-досуговых проектов.

Результат действий педагога, он выражается в качественных сдвигах в сознании и поведении ребенка (т.е. через реализацию личностно-ориентированного подхода изменение поступков, позиции, самореализация обучающегося).

Одним словом, все направлено на позитивную социальную самореализацию учащегося. Понятно, что ответы приходят и уходят, а вопросы остаются.

Источник

Что относится к профилактической работе руководителя образовательной

Методические рекомендации по организации профилактических мероприятий в образовательной организации по обеспечению безопасности образовательного процесса[1] предназначены в помощь администрации образовательной организации, педагогическим работникам, ответственным за профилактику детского травматизма. В данных методических рекомендациях изложены основополагающие составляющие в создании условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья обучающихся в образовательной организации и создание комплексной системы работы по профилактике детского травматизма.

Факторы образовательной среды, оказывающие влияние на состояние здоровья обучающихся

Безопасные условия обучения – это условия обучения, при которых воздействие вредных или опасных факторов на обучающихся исключено, либо уровни их воздействия не превышают установленных норм.

Опасный фактор в образовательной среде – фактор, воздействие которого на организм учащегося может привести к травмированию. К таким опасным факторам в образовательной организации и на ее территории относятся:

1. На территории образовательной организации – сломанные ступеньки, разбитые стекла, открытые канализационные люки.

2. В учебных кабинетах – плохо закрепленные стенды, поврежденные покрытия парт, незакрепленные шкафы, цветы и другие предметы на шкафах, слабое крепление каркасов парт, стульев, отсутствие проходов, выступающие предметы (шурупы, гвозди, кнопки).

3. Нарушение условий безопасного пребывания учащихся в образовательной организации (организация дежурств в школе, нарушения в организации учебно-воспитательного процесса).

При нарушении условий безопасного пребывания учащихся возможны риски возникновения травм во время образовательного процесса. К причинам, способствующим возникновению рисков можно отности:

— неумение детей распознать ситуацию, приводящую к травмам;

— недооценка детьми степени опасности внезапно возникшей ситуации;

— недостаточное обучение детей необходимым навыкам поведения в образовательной среде;

— возрастные особенности учащихся.

Травмирование учащихся во время образовательного процесса можно предупредить или избежать путем принятия профилактических мер. Основные направления в профилактике травматизма среди учащихся в образовательной организации включают в себя:

соблюдение норм и правил, обеспечивающих безопасность учебно-воспитательного процесса;

выполнение гигиенических требований к условиям обучения;

— организацию дежурства администрации и педагогов образовательной организации.

Основные направления, обеспечивающие безопасность учебно-воспитательного процесса

Обеспечение безопасности участников образовательного процесса в образовательной организации направлено на сохранение жизни и здоровья обучающихся в процессе образовательной деятельности.

Основными направлениями, обеспечивающие безопасность образовательного процесса выступает не только обеспечение индивидуальной безопасности, но и обеспечение коллективной безопасности всех участников образовательного процесса. Для осуществления деятельности в рамках этих направлений необходимо осуществлять профилактику попадания в травматические в физическом и психологическом плане ситуации, формирование навыков безопасного поведения, создание условий для комфортного осуществления образовательного процесса.

Основными условиями для обеспечения безопасности участников образовательного процесса в образовательной организации выступают:

— обеспечение выполнения обучающимися и педагогическими работниками образовательной организации требований законодательных и нормативных правовых актов, регламентирующих создание здоровых и безопасных условий в образовательной организации;

— предотвращение несчастных случаев с обучающимися в ходе образовательного процесса, а также при проведении различных мероприятий в рамках образовательной деятельности (выезды, участие в спортивных и спортивно-массовых мероприятиях, посещение музеев, выставок, конференций и т. д.);

— предупреждение травматизма учащихся.

Общие требования к системе обеспечения безопасности участников образовательного процесса

Обеспечение безопасности зависит не только от оснащенности объектов образования современными техническими устройствами и оборудованием, но от степени профессионализма управляющего этим оборудованием персонала, от грамотности и компетентности людей, отвечающих за безопасность образовательных организаций и учебного процесса, от слаженности их совместной работы с администрацией и педагогическими работниками.

Руководитель образовательной организации, отвечая за безопасность участников образовательного процесса, должен обеспечить разработку, внедрение и функционирование системы обеспечения безопасности участников образовательного процесса в соответствии с требованиями (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2010 года N 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»).

Создание системы обеспечения безопасности участников образовательного процесса в общеобразовательной организации предусматривает следующий порядок действий:

— выявление угроз жизни и здоровью участников образовательного процесса и сопутствующих этому рисков, связанных с деятельностью образовательной организации;

— выработка политики обеспечения безопасности образовательного процесса;

— разработка организационной схемы, определение целей и задач, соответствующих выработанной политике, применительно к каждой функции и уровню управления в образовательной организации, установление приоритетов;

— планирование показателей, характеризующих безопасность образовательного процесса;

— осуществление контроля за состоянием безопасности в образовательной среде;

— анализ функционирования системы обеспечения безопасности в образовательном пространстве, оценка соответствия системы принятых мероприятий и последовательное их выполнение;

— осуществление необходимой корректировки и предупредительных действий, а также адаптацию к изменяющимся обстоятельствам во время образовательного процесса.

Безопасность участников образовательного процесса невозможна без выполнения определенных законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих безопасность образовательного процесса.

Профилактические мероприятия в образовательной организации

Профилактические мероприятия в образовательной организации направлены на развитие инфраструктуры и содержания профилактической деятельности, реализуемой в целях сохранения жизни и здоровья обучающихся в процессе образовательной деятельности.

Основными задачами профилактических мероприятий являются:

— осуществление нормативно-правового регулирования в сфере профилактики детского травматизма во время образовательного процесса;

— формирование единого профилактического пространства путем объединения усилий всех участников профилактической работы в образовательной организации;

— обучение и повышение квалификации педагогических работников формам и методам работы по профилактике детского травматизма;

— создание системы информационно-методического сопровождения деятельности в профилактике детского травматизма;

— профилактика несчастных случаев с обучающимися в ходе образовательного процесса, а также при проведении различных мероприятий в рамках образовательного процесса.

Главные принципы в работе по профилактике детского травматизма в образовательной организации:

1. Легитимность – соответствие любых форм профилактической деятельности законодательным актам федерального и регионального значения.

2. Стратегическая целостность – единая стратегия профилактики, включая основные направления, методические подходы и конкретные мероприятия.

3. Системность – межпрофессиональное взаимодействие педагогических работников, а также взаимодействие со специалистами различных служб и ведомств.

4. Многоаспектность – комплексное использование форм профилактической деятельности.

5. Ситуационная адекватность – соответствие содержания и организации профилактики детского травматизма с учетом травм, полученных детьми на территории образовательной организации.

6. Динамичность – подвижность и гибкость связей между структурами и компонентами профилактической системы детского травматизма, обеспечивающих возможность ее развития и усовершенствования с учетом достигнутых результатов.

7. Эффективное использование ресурсов – методических, профессиональных, информационных и т. д.

Обеспечение безопасности образовательного процесса, структура организация работы по профилактике детского травматизма

В систему работы по профилактике детского травматизма при организации образовательного процесса должны включаться все педагогические работники и сотрудники образовательной организации. Делегирование обязанностей по обеспечению безопасности участников образовательного процесса осуществляется руководителем образовательной организации в процессе создания соответствующей структуры в образовательной организации.

Требования к обеспечению безопасности образовательного процесса устанавливаются локальными нормативными актами образовательной организации. Особое значение в работе по профилактике детского травматизма предназначено разработке инструктивно-методической документации, касающейся различных аспектов организации работы по обеспечению безопасности образовательного процесса как с обучающимися, так и с педагогическими работниками.

Обеспечение безопасности образовательного процесса и качество организационной работы по профилактике детского травматизма зависит от степени профессионализма и компетентности педагогических работников, сотрудников, отвечающих за безопасность образовательной организации и образовательного процесса. Слаженность работы администрации и педагогов, грамотная организация разграничения полномочий и компетенций разных уровней управления образовательным процессом в образовательной организации, применения инструктивно-методической документации (по пожарной безопасности; по правилам безопасности при проведении уроков или занятий в образовательной организации по химии, биологии, физике, информатике, физической культуре, технологии и т. д.) позволит на должном уровне выполнить поставленные задачи по профилактике детского травматизма и исключить случаи травмирования обучающихся.

В процессе проведения организационных мероприятий по профилактике детского травматизма и обеспечению безопасности образовательного процесса в образовательной организации осуществляется комплекс мероприятий, охватывающий деятельность не только директора, его заместителей, педагогического работника, ответственного за профилактику детского травматизма, но и всех педагогических работников и включающий в себя:

— организацию работы по созданию и обеспечению условий проведения учебно-воспитательного процесса;

— выработку мер по внедрению предложений членов педколлектива, направленных на дальнейшее улучшение и оздоровление условий проведения образовательного процесса;

— обсуждение на педагогическом совете, совещаниях при директоре или Управляющем совете мероприятий по обеспечению безопасности учебно-воспитательного процесса и профилактики детского травматизма;

— работу по предупреждению травматизма среди обучающихся;

— соблюдение в учебно-воспитательном процессе обязательных норм и правил, препятствующих травмированию обучающихся;

— контролирование используемых в образовательном процессе оборудования, приборов, технических и наглядных средств обучения с позиции соблюдения требований безопасности;

— порядок обучения правилам дорожного движения, поведения на воде и улице, пожарной безопасности и т. д.;

— контролирование соблюдения мер по выполнению санитарно-гигиенических норм, требований, правил по пожарной безопасности при проведении воспитательных мероприятий и мероприятий вне образовательной организации с обучающимися;

— организацию с обучающимися и их родителями (лицами, их заменяющими) мероприятия по предупреждению травматизма во время учебно-воспитательного процесса, дорожно-транспортных происшествий, несчастных случаев, происходящих на улице, воде и т. п.;

— своевременное выполнение алгоритма действий при несчастном случае с обучающимися.

В структуру образовательной организации по профилактике детского травматизма входит не только деятельность, касающаяся учебного процесса, внеучебной деятельности и дополнительного образования, но и взаимодействие с такими организациями и ведомствами, как МВД, МЧС по городу Москве, Московский метрополитен, Московская железная дорога, Роспотребнадзор по городу Москве, Департамент здравоохранения и учреждения здравоохранения города.

Основные гигиенические требования к условиям пребывания и обучения обучающихся

Работа по профилактике детского травматизма должна выстраиваться в двух основных направлениях:

— работа по созданию безопасной образовательной среды для обучающихся;

— гигиеническое обучение и воспитание обучающихся, целью которого является выработка у них навыков безопасного поведения в различных жизненных ситуациях.

Работа по формированию навыков безопасного поведения обучающихся может осуществляться в образовательной организации на основе следующих принципов:

— системность – работа проводится ежедневно в течение всего учебного года;

— сезонность – учитываются местные условия, времена года;

— доступность – представленный учащимся материал, должен соответствовать возрастным особенностям.

Основными направлениями в этой работе выступает информационная и профилактическая деятельность педагогических работников.

Информационная деятельность по формированию навыков безопасного поведения осуществляется посредством подготовки и оформления работы различных информационных материалов – стендов, таблиц, плакатов.

Профилактическая деятельность может включать в себя не только профилактику детского дорожно-транспортного травматизма, обучение правилам пожарной безопасности с учебной пожарной эвакуацией, но и изучение вопросов безопасного поведения на воде (особенно перед каникулами), в метро, на железнодорожных объектах и т. д.

Планирование работы по профилактике травматизма в образовательной организации

Учитывая важность и актуальность проведения профилактических мероприятий в образовательной организации по созданию безопасных условий при организации образовательного процесса и организации работ по профилактике детского травматизма, дорожно-транспортных происшествий, образовательная организация в современных условиях обязана планомерно организовать данную работу с обучающимися, их родителями, с педагогическими работниками.

Планированию работы помогает обязательный анализ причин и видов травм обучающихся, полученных во время образовательного процесса и на территории образовательной организации. Анализ этих несчастных случаев должен обсуждаться в педагогическом коллективе и служить материалом для планирования конкретных общешкольных и классных мероприятий. Работа по профилактике детского травматизма невозможна без точного учета и анализа всех несчастных случаев с обучающимися, происходящими в образовательной организации и вне ее. Это помогает выявить основные причины травм (нарушение санитарно-гигиенических норм; отсутствие необходимых знаний у детей; халатность взрослых) и целенаправленно вести профилактическую работу.

В планах работы образовательной организации должен быть представлен весь комплекс мероприятий по профилактике всех видов детского травматизма. Планировать работу следует отдельно для обучающихся начального, основного и старшего уровня образования. Вопросы профилактики травматизма должны найти отражение в планах работы педагогических работников, ответственных за профилактику детского травматизма, учителей-предметников и классных руководителей.

В образовательных организациях необходимо пропагандировать безопасные методы обучения. Для этого разрабатывают памятки и инструкции, используют предупредительные надписи, различные плакаты. Инструкции и памятки бывают двух видов: одни предназначены для выдачи на руки обучающимся, другие – для ознакомления в учебных кабинетах, особенно в кабинетах повышенной опасности. В них кратко изложены требования правил труда и технике безопасности по отдельным видам работ.

Большое значение для профилактики травматизма имеют различные формы агитационно-массовой работы: конкурсы, лекции, беседы, экскурсии, тренинговые занятия, игровое моделирование или имитация различных проблемных ситуаций и соответствующих действий в них, проектные работы учащихся.

Система планирования работы по профилактике детского травматизма включает в себя организационные, профилактические, информационные мероприятия, а также работу с родителями и повышение профессионального уровня педагогических работников.

В организационные мероприятия могут входить такие направления, как:

— подготовка приказов о назначении ответственных за безопасность обучающихся (при проведении уроков и занятий в учебных кабинетах, спортивном зале, при проведении массовых мероприятий), при проведении экскурсий, туристических походов, спортивных мероприятий и т. п., об организации дежурства педагогического состава и назначении: дежурных администраторов, дежурных учителей, дежурных классов;

— организация внеучебной деятельности образовательной организации во второй половине дня;

— мониторинг технического и санитарного состояния учебных кабинетов, спортивных залов, столовой;

— контроль за организацией проведения массовых и выездных мероприятий;

— рассмотрение вопросов профилактики травматизма на педагогических советах, методических объединениях, управляющем совете;

— расследование и учет несчастных случаев с обучающимися;

— ведение документации по профилактике детского травматизма.

В профилактические мероприятия рекомендуется включать такие мероприятия, как:

— организация изучения обучающимися правил (Устава образовательной организации);

— тематические классные часы;

— организация дежурства педагогов;

— организация подвижных игр на переменах;

— выполнение гигиенических требований к условиям обучения в образовательной организации;

— формирование у обучающихся культуры поведения, предупреждающего получения травм;

— обучение обучающихся правилам и приемам безопасной работы в ходе выполнения учебных задач;

— участие в профилактических мероприятиях округа и города;

— проведение тематических встреч с представителями ГИБДД, Роспотребнадзора, правоохранительных органов, медицинских учреждений, Московской железной дороги, Московского метрополитена;

— проведение педагогами мастер-классов по профилактике детского травматизма на уроках;

— проведение рейдов по профилактике травматизма членами Управляющего совета, родительского комитета, Совета старшеклассников.

В содержание информационных мероприятий могут включаться:

— мероприятия по разработке информационных материалов для обучающихся, педагогов, родителей по предупреждению детского травматизма;

— выступление на педагогических советах, участие в работе методических объединений классных руководителей по регламенту действий педагога в случае получения ребенком травмы;

— публикация статей и выступление в СМИ;

— изготовление и тиражирование методических материалов по теме «Профилактика детского травматизма»;

— изготовление и распространение буклетов, плакатов, памяток, пропагандирующих здоровый образ жизни;

— проведение тематических недель, конкурсов, лекций, бесед, экскурсий, тренинговых занятий;

— ведение информационной страницы на сайте образовательной организации;

— подготовка и размещение тематических стационарных стендов для обучающихся, например, по правилам дорожного движения, поведения при пожаре, на воде, на льду и т. д.

Успех обучения детей правилам безопасного поведения возможен при условии тесного взаимодействия школы и семьи. Знания и навыки, полученные в школе, должны закрепляться в повседневной жизни, и основная роль в этом процессе принадлежит родителям. Ведь именно родители являются для ребенка непосредственным образцом поведения.

Мероприятия с родительской общественностью включают: рассмотрение вопросов профилактики на заседаниях Управляющего совета, родительских комитетов, проведение тематических родительских собраний, участие родителей в проведении классных часов, общешкольных мероприятий, привлечение сотрудников ГИБДД, Роспотребнадзора, МЧС к работе с родителями.

Работа образовательной организации по повышению профессионального уровня педагогических работников в вопросах профилактике детского травматизма:

— должна строиться с учетом активного привлечения ресурсов Городского методического центра Департамента образования города Москвы для решения вопросов повышения профессионального уровня не только педагогических работников, ответственных за профилактику детского травматизма, но и администрации образовательной организации и всего педагогического состава;

— включать в себя проведение постоянно действующих семинаров с такими формами деятельности, как практикумы, дискуссии, деловые игры;

— включать в себя проведение индивидуальных и групповых консультаций с практическим показом передового педагогического опыта через систему мастер-классов, открытых учебных занятий проблемных мини-групп и др.

В систему планирования работы по профилактике детского травматизма необходимо включать и систематическую индивидуальную работу социального педагога, педагога-психолога и классных руководителей, которую они будут проводить с нарушителями дисциплины (следует обратить внимание на случаи, связанные с поведением, содержащим элемент физического насилия по отношению к окружающим, а иногда и целенаправленное стремление причинить боль и показать свое физическое превосходство).

Именно такая деятельность может снизить не только количество несчастных случаев с обучающимися, но и позволит не допустить несчастных случаев в образовательной организации.

Участие психологической службы образовательной организации в профилактике травматизма

Психологической причиной повышенного травматизма среди обучающихся в немалой степени является то обстоятельство, что в молодом возрасте люди склонны к недооценке опасности, повышенному риску, необдуманным поступкам. Стрессовые состояния человека заставляют его умышленно делать рискованные действия, которые, как он считает, помогут снять стресс. Следовательно, необходимо обучать обучающихся конструктивным навыкам снятия напряжения и преодоления стресса, а это задача психологической службы школы.

Психологические причины возникновения опасных ситуаций, приводящих к травмированию обучающихся, можно подразделить на несколько типов:

1. Нарушение мотивационной части действий человека, которое проявляется в нежелании действия, обеспечивающего безопасность. Эти нарушения возникают, если человек недооценивает опасность, склонен к риску, критически относится к техническим рекомендациям, обеспечивающим безопасность. Причины этих нарушений действуют, как правило, в течение длительного времени или постоянно, если не принять специальных мер для их устранения.

2. Нарушения мотивационной части действий могут иметь временный характер, связанный, например, с состоянием депрессии.

3. Нарушение ориентировочной части действий человека, которое проявляется в незнании норм и способов обеспечения безопасности, правил эксплуатации оборудования.

4. Нарушение исполнительской части действий человека, которое проявляется в невыполнении правил и инструкций по безопасности из-за несоответствия психофизических возможностей человека (недостаточная координация движения и скорость двигательных реакций, плохое зрение, несоответствие роста габаритам оборудования и т. д.) требованиям данной работы.

Психологическая служба образовательной организации поможет снять стресс, научит детей конструктивным навыкам снятия напряжения и преодоления стресса, что позволит обучающимся с учетом их возрастных особенностей и жизненного опыта, а также полученных знаний не попадать в ситуации, опасные для жизни и здоровья.

Оценка эффективности работы по профилактике детского травматизма и индикаторы, оценивания этой работы

Оценка эффективности работы образовательной организации по профилактике детского травматизма относится к контрольно-аналитической деятельности администрации образовательной организации.

Эффективность – характеристика достигнутых результатов, отражающая их значимость в работе по профилактике детского травматизма в образовательной среде. Определение эффективности осуществляется в ходе специальной оценочной процедуры, которая является обязательным этапом профилактической деятельности.

Оценка эффективности работы по профилактике детского травматизма выполняет следующие функции:

— диагностики (определение сферы изменений, вызванных осуществлением профилактических мероприятий);

— отбора (способ выявления наиболее эффективных программ и мероприятий по профилактике для дальнейшего внедрения в практику деятельности образовательной организации);

— коррекции (внесение изменений в содержание и структуру профилактической деятельности образовательной организации с целью оптимизации ее результатов в ПДТ);

— прогнозирования (определение задач, форм и методов организации мероприятий по профилактики детского травматизма при планировании новых этапов ее реализации с учетом достигнутых результатов).

Эффективность работы по профилактике детского травматизма в образовательной организации может быть оценена через:

— посещение учебных занятий и внеклассных мероприятий администрацией образовательной организации, ответственным за профилактику детского травматизма;

— контроль выполнения мероприятий плана работы, оформление отчетных материалов;

— отчеты классных руководителей на совещаниях при директоре, административных совещания, педагогических советах;

— планирование и проведение рефлексивной деятельности.

Оценка эффективности работы по профилактике детского травматизма может быть внутренней и внешней. Внутренняя оценка осуществляется непосредственными участниками, реализующими профилактическое направление в образовательной среде. Для внешней оценки привлекаются специалисты, не принимающие непосредственного участия в реализации профилактической работы.

Индикаторы профилактической работы по предупреждению детского травматизма в образовательной среде – доступная наблюдению и измерению характеристика изучаемого объекта деятельности в профилактике детского травматизма.

В качестве индикаторов работы по профилактике детского травматизма в образовательной организации могут быть использоваться следующие параметры:

1. Количество мероприятий по профилактике детского травматизма в образовательной организации с обучающимися, педагогическими работниками, родителями или лицами их заменяющими.

2. Количество людей (обучающихся, педагогических работников, родителей или лиц их заменяющих), охваченных мероприятиями по профилактике детского травматизма.

3. Популяризация работы образовательной организации путем представления результатов работы на сайте образовательной организации; выступлений на конференциях, семинарах, круглых столах; представления опыта работы на окружном, городском уровне; публикаций о работе образовательной организации по профилактике детского травматизма в средствах массовой информации, а также с использованием ресурсов Городского методического центра Департамента образования города Москвы.

4. Сокращение количества травм и несчастных случаев в образовательной организации во время образовательного процесса, а также при дорожно-транспортных происшествиях, происшествиях на водных объектах и т. д.

Травматизм является серьезной проблемой, но его можно избежать путем принятия мер профилактики. Целенаправленная профилактическая работа позволит снизить уровень травматизма детей, сохранить их здоровье, а, самое главное, – жизнь.

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 19.12.2016) «Об образовании в Российской Федерации».

2. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от от 29.12.2010 N 189 (ред. от 24.11.2015) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»».

3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 N 26 (ред. от 27.08.2015) «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

5. Масленников М.М. Организация работы по охране труда в образовательном учреждении. – М.: АРКСТИ, 2003.

6. Дик Н.Ф. Безопасность образовательного процесса и охрана труда в школе, лицее. – М.: Феникс, 2007.

7. Немсадзе В., Амбернади Г. Детский травматизм. Книга для родителей. Опыт понимания, лечение, профилактика. – М.: Аист, 2005.

Опубликовано в журнале «Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях» N 6/2017.

[1] Источник: городской методический центр Департамента образования города Москвы (http://mosmetod.ru). Авторы-составители: Субботина Т.В., Зубков В.Г.

[2] Утверждено Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 (ред. от 24.11.2015).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *