Что относится к профессионализации
40. Понятие профессионализации. Стадии профессионализации
40. Понятие профессионализации. Стадии профессионализации
Под профессионализацией понимается процесс становления работника профессионалом, то есть человеком, в совершенстве владеющим навыками, знаниями, умениями необходимыми для определенного вида деятельности. Профессионализм отражается в авторитете человека, качестве и эффективности его труда, умении передать свой опыт другим людям, умении справляться с нестандартными рабочими ситуациями. Процесс становления работника как профессионала зависит от личностных способностей работника, условий труда, мотивации труда и интересов самого работника. Профессионализация зависит от опыта деятельности в данной отрасли, от образования человека и качественной отдачи работника.
Существует несколько стадий профессионализации:
1) первичное становление – на этой стадии работник в достаточной мере освоил необходимые для его профессиональной деятельности навыки, знания, умения. Качество труда и эффективность трудовой деятельности находятся на достаточно высоком уровне, и работник обладает достаточным опытом;
2) стадия опытности – на этой стадии работник не только эффективно работает, но уже может делиться опытом с другими и обучать более молодых специалистов. На этой стадии у человека формируется определенное мнение о некоторых аспектах работы, он вносит коррективы в трудовую деятельность, может привносить в трудовой процесс новшества.
3) стадия экспертности – на этой стадии специалист является авторитетом в определенной области, он сам продуцирует определенные нормы, ценности профессии, может выстраивать тактику и стратегию развития отрасли. Как элемент выступает обучение других специалистов в виде мастер-классов, семинаров, эксперт создает новые методы и программы трудовой деятельности в данной области.
Все стадии становления человека как профессионала подразумевают его непрерывное обучение и самосовершенствование как профессионала и личности, поскольку становление профессионала связано с соблюдением определенных нравственных позиций, знанием производственной и профессиональной этики.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
4. Шкала Бине-Симона. Понятие «умственного возраста». Шкала Стэнфорд-Бине. Понятие об «интеллектуальном коэффициенте» (IQ). Работы В. Штерна
4. Шкала Бине-Симона. Понятие «умственного возраста». Шкала Стэнфорд-Бине. Понятие об «интеллектуальном коэффициенте» (IQ). Работы В. Штерна Первая шкала (серия тестов) Бине-Симона появилась в 1905 г. Бине исходил из представления о том, что развитие интеллекта происходит
Стадии любви
Стадии любви Теперь мы знаем, как начинается любовь в ранней вегетативной жизни ребенка, когда у него возникает привязанность к самому себе и в особенности к некоторым частям своего тела, а также по крайней мере еще к одному человеку, который о нем заботится. В том или
Поддержка одаренной молодежи в период ранней профессионализации
Поддержка одаренной молодежи в период ранней профессионализации Проблематика механизмов талантливого творчества и его разворачивания остается, пожалуй, наименее разработанной в сфере психологии одаренности. То же можно сказать и о практике по поддержке одаренных
Стадии планирования
Стадии планирования Способность Уолта Диснея связать свои творческие идеи с успешной деловой стратегией и умением отвечать на запросы публики позволила ему создать империю развлечений, которая продолжает существовать спустя десятилетия после его смерти. Дисней сумел
1. Понятие работы. Плюсы и минусы работы. Понятие безработицы
1. Понятие работы. Плюсы и минусы работы. Понятие безработицы Работа – материально вознаграждаемая деятельность человека, направленная на создание определенных благ. Наличие или отсутствие работы влияет на статусные характеристики личности, возможность реализации
23. Стадии конфликта
23. Стадии конфликта Существует несколько стадий конфликта:1) латентная – стадия формирования недовольства по какому-либо вопросу, накопления негативных моментов по отношению к определенному человеку или группе людей;2) острая – «взрыв» негативных эмоций, активное
29. Понятие трудовой мобильности. Виды мобильности. Понятие физиологии труда. Факторы производственной среды
29. Понятие трудовой мобильности. Виды мобильности. Понятие физиологии труда. Факторы производственной среды Под трудовой мобильностью понимается изменение профессионального статуса и роли, которое отражает динамику профессионального роста. Элементами трудовой
1. Понятие профессионализации
1. Понятие профессионализации Под профессионализацией понимается процесс становления работника профессионалом, то есть человеком, в совершенстве владеющим навыками, знаниями, умениями, необходимыми для определенного вида деятельности. Профессионализм отражается в
2. Стадии профессионализации
2. Стадии профессионализации Существует несколько стадий профессионализации:1) первичное становление – на этой стадии работник в достаточной мере освоил необходимые для его профессиональной деятельности навыки, знания, умения. Качество труда и эффективность трудовой
Стадии сна
Стадии сна Вероятно, многие знают этот феномен и по себе: иногда проспишь пару часов, и кажется, что ты уже выспался, — бодр, полон сил и здоровья. А другой раз — спишь и спишь, спишь и спишь, а толку никакого — все равно чувствуешь себя разбитым и подавленным. В чем же тут
Стадии психотерапии
Стадии психотерапии Можно разделить процесс психотерапии на следующие стадии: предтерапия, первая встреча, ранняя стадия, рабочая стадия, стадия полного альянса, тупик, тяжелый тупик и заключительная стадия.Предтерапия. Часто эта предварительная стадия полностью
Стадии жизни
Стадии жизни Изменения, происходящие в психике человека на протяжении его жизни, входят в круг интересов аналитической психологии. В отличие от фрейдовского подхода, где внимание сосредоточено главным образом на стадиях раннего детства, аналитическая психология
1.5. Стадии любви
1.5. Стадии любви Как показали американские психологи, человек проходит через три стадии, присущие любви: вожделение, страстное увлечение и привязанность[7]. Причем каждая из этих стадий может оказаться последней.Первая стадия — вожделение, напрямую связана с сексуальным
О стадии неумелости
О стадии неумелости Консультант по вопросам бизнеса Маршалл Тербер как-то сказал: «Любое дело, достойное мастерства, поначалу получается плохо». Вспомните, как вы начинали учиться водить машину, ездить на велосипеде, играть на музыкальном инструменте или заниматься
Образ армии в общественном сознаниии проблемы ее профессионализации
Образ армии в общественном сознаниии проблемы ее профессионализации Большинство мужчин служили всего два года, а ведут об этом разговоры всю жизнь. Это обстоятельство позволяет представить, как экстремальный опыт программирует сознание. Тем более что этот опыт
2. Стадии профессионализации
2. Стадии профессионализации
Существует несколько стадий профессионализации:
1) первичное становление – на этой стадии работник в достаточной мере освоил необходимые для его профессиональной деятельности навыки, знания, умения. Качество труда и эффективность трудовой деятельности находятся на достаточно высоком уровне, и работник обладает достаточным опытом;
2) стадия опытности – на этой стадии работник не только эффективно работает, но уже может делиться опытом с другими и обучать более молодых специалистов. На этой стадии у человека формируется определенное мнение о некоторых аспектах работы, он вносит коррективы в трудовую деятельность, может привносить в трудовой процесс новшества;
3) стадия экспертности – на этой стадии специалист является авторитетом в определенной области, он сам продуцирует определенные нормы, ценности профессии, может выстраивать тактику и стратегию развития отрасли.
Как элемент выступает обучение других специалистов в виде мастер-классов, семинаров, эксперт создает новые методы и программы трудовой деятельности в данной области.
Все стадии становления человека как профессионала подразумевают его непрерывное обучение и самосовершенствование как профессионала и личности, поскольку становление профессионала связано с соблюдением определенных нравственных позиций, знанием производственной и профессиональной этики.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Поддержка одаренной молодежи в период ранней профессионализации
Поддержка одаренной молодежи в период ранней профессионализации Проблематика механизмов талантливого творчества и его разворачивания остается, пожалуй, наименее разработанной в сфере психологии одаренности. То же можно сказать и о практике по поддержке одаренных
Стадии планирования
Стадии планирования Способность Уолта Диснея связать свои творческие идеи с успешной деловой стратегией и умением отвечать на запросы публики позволила ему создать империю развлечений, которая продолжает существовать спустя десятилетия после его смерти. Дисней сумел
23. Стадии конфликта
23. Стадии конфликта Существует несколько стадий конфликта:1) латентная – стадия формирования недовольства по какому-либо вопросу, накопления негативных моментов по отношению к определенному человеку или группе людей;2) острая – «взрыв» негативных эмоций, активное
4. Стадии конфликта
4. Стадии конфликта Существует несколько стадий конфликта:1) латентная – стадия формирования недовольства по какому-либо вопросу, накопление негативных моментов по отношению к определенному человеку или группе людей;2) острая – «взрыв» негативных эмоций, активное
1. Понятие профессионализации
1. Понятие профессионализации Под профессионализацией понимается процесс становления работника профессионалом, то есть человеком, в совершенстве владеющим навыками, знаниями, умениями, необходимыми для определенного вида деятельности. Профессионализм отражается в
2. Стадии профессионализации
2. Стадии профессионализации Существует несколько стадий профессионализации:1) первичное становление – на этой стадии работник в достаточной мере освоил необходимые для его профессиональной деятельности навыки, знания, умения. Качество труда и эффективность трудовой
СТАДИИ РОСТА
СТАДИИ РОСТА В современном учебнике обществознания для десятых классов уже отдается должное теории стадий социальной адаптации психолога Э. Эриксона. Для тех, кто закончил школу несколько раньше, я остановлюсь на этой теме (на некоторых из стадий роста)
Стадии сна
Стадии сна Вероятно, многие знают этот феномен и по себе: иногда проспишь пару часов, и кажется, что ты уже выспался, — бодр, полон сил и здоровья. А другой раз — спишь и спишь, спишь и спишь, а толку никакого — все равно чувствуешь себя разбитым и подавленным. В чем же тут
Стадии психотерапии
Стадии психотерапии Можно разделить процесс психотерапии на следующие стадии: предтерапия, первая встреча, ранняя стадия, рабочая стадия, стадия полного альянса, тупик, тяжелый тупик и заключительная стадия.Предтерапия. Часто эта предварительная стадия полностью
Стадии жизни
Стадии жизни Рассмотрение проблем, касающихся стадий человеческого развития, является весьма ответственной задачей, потому что это означает не что иное, как отображение картины психической жизни во всей ее полноте, от колыбели до могилы. В рамках лекции такую задачу
Образ армии в общественном сознаниии проблемы ее профессионализации
Образ армии в общественном сознаниии проблемы ее профессионализации Большинство мужчин служили всего два года, а ведут об этом разговоры всю жизнь. Это обстоятельство позволяет представить, как экстремальный опыт программирует сознание. Тем более что этот опыт
Состояния и стадии
Состояния и стадии На этом месте мы, вероятно, можем начать видеть, насколько полезна для осмысления духовности «всесекторная, всеуровневая» модель (или AQAL-модель, или ИОС). Заметьте, что даже те два аспекта духовности, которые мы обсудили до сих пор, – духовность высших
Доконвенциональные стадии
Доконвенциональные стадии Первые три стадии называются доконвенциональными, поскольку, находясь на них, человек может занимать только перспективу первого лица – «я, мне, меня». Ещё не появилась способность соответствовать нормам обусловленной реальности других
Понятие профессионализации. Стадии профессионализации
Под профессионализацией понимается процесс становления работника профессионалом, то есть человеком, в совершенстве владеющим навыками, знаниями, умениями необходимыми для определенного вида деятельности. Профессионализм отражается в авторитете человека, качестве и эффективности его труда, умении передать свой опыт другим людям, умении справляться с нестандартными рабочими ситуациями. Процесс становления работника как профессионала зависит от личностных способностей работника, условий труда, мотивации труда и интересов самого работника. Профессионализация зависит от опыта деятельности в данной отрасли, от образования человека и качественной отдачи работника.
Существует несколько стадий профессионализации:
Все стадии становления человека как профессионала подразумевают его непрерывное обучение и самосовершенствование как профессионала и личности, поскольку становление профессионала связано с соблюдением определенных нравственных позиций, знанием производственной и профессиональной этики.
ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ
Восхождение человека к профессионализму называется профессионализацией. В литературе (9) профессионализацию определяют как целостный непрерывный процесс становления личности специалиста и профессионала, который начинается с момента выбора профессии, длится в течение всей профессиональной жизни человека и завершается, когда человек прекращает свою профессиональную деятельность. Результатами профессионализации можно считать становление профессионала, развитие новых профессионально важных качеств, переход человека на следующий уровень профессионализма и т.д. Стадиями профессионализации называют: профориентацию, профотбор, профобразование, профадаптацию, включение человека в профессиональную деятельность, специализацию, повышение профессиональной квалификации, переподготовку на другую специальность, расцвет профессиональной деятельности (акме), завершение и отход от активной профессиональной деятельности. Эффективность процесса профессионализации определяется в литературе (9) рядом показателей: объективные показатели, которые позволяют судить о степени соответствия личности человека требованиям профессии (производительность, надежность и т.д. труда человека), и субъективные показатели, выявляющие степень соответствия профессиональной деятельности требованиям личности (степень удовлетворенности человека трудом, отношение к себе как профессионалу и т.д.). Определить для каждого вида профессиональной деятельности адекватные ей объективные и субъективные показатели успешности профессионализации – важная задача профессионального психолога.
Профессионализация – это не только длительный, непрерывный, но и «многоканальный» процесс, он идет сразу по нескольким направлениям, Процесс профессионализации – это приближение состояния профессиональной деятельности к профессиограмме, к эталону модели специалиста Если принять, что профессиограмма отражает пространство профессии, то процесс профессионализации есть освоение этого пространства по вертикали и по горизонтали. Иными словами, процесс профессионализации имеет, по крайней мере, два вектора. Первый вектор – по вертикали профессиограммы – состоит
в том, что происходит овладение все новыми задачами профессиональной деятельности, а значит и новыми модулями профессии (см. выше). Вначале человек ставит и решает ограниченный круг профессиональных задач, то есть реализует один – два модуля профессии. Затем круг этих задач и соответственно число модулей все более расширяется. Другой вектор – по горизонтали профессиограммы – заключается в том, что идет освоение средств, техник для решения каждой новой профессиональной задачи, упрочение психологических качеств, необходимых специалисту для решения этих задач. Причем движение по вертикали профессиограммы и движение по горизонтали профессиограммы может сразу идти в нескольких направлениях. Например, человек берется освоить несколько новых функциональных профессиональных задач (по вертикали) и одновременно стремится овладеть сразу несколькими ступенями, позициями, а также работает над несколькими своими профессиональными качествами. Таким образом, содержание профессионализации зависит от трактовки профессиограммы и от степени активности человека по освоению профессии.
Процесс профессионализации, хотя и имеет намеченные выше общие признаки, реально проходит всегда очень индивидуально, зависит от многих внешних условий и самое главное – от активности самого субъекта процесса профессионализации.
Обратимся к соотношению социализации и профессионализации.
Социализация – процесс становления личности человека. Этот процесс предполагает: усвоение человеком общественно выработанного опыта, отношений к миру, социальных норм, ролей, функций; активную переработку этого общественного опыта самим человеком под углом зрения своих внутренних позиций; становление у человека образа Я и выработку у себя как личности, члена общества собственного мировоззрения, реализацию своего мировоззрения в собственном опыте взаимодействия с другими людьми; участие и вклад человека в дальнейшее развитие духовных ценностей; в литературе (см. 4, в 2, 6) отмечается также воспроизводство человеком социальных связей в своей активной деятельности, преобразование самим человеком социального опыта, продвижение его на новую ступень (с. 338).
Профессионализация – это процесс становления профессионала. Этот процесс включает: выбор человеком профессии с учетом своих собственных возможностей и способностей; освоение правил и норм профессии; формирование и осознание себя как профессионала, обогащение опыта профессии за счет личного вклада, развитие своей личности средствами профессии и др.
В целом профессионализация – эта одна из сторон социализации, подобно тому как становление профессионала – один из аспектов развития личности. Личностное пространство шире профессионального.
В литературе (6) отмечается, что «профессиональное» и «личностное» могут находиться у человека в разном соотношении:
– существование рядом, без пересечения, когда человек функционирует формально, отбывая время на работе и считая его потерянным;
– полное совмещение, когда человек не мыслит себя вне работы и свое личное «втискивает» в профессиональные рамки;
– частичная идентификация личности со своей профессиональной ролью;
– полное включение профессиональных ценностей в личное пространство, значительно более широкое и многомерное (с.270).
Наиболее оптимальным и гармоничным является, по-видимому, последний вариант, когда «профессиональное» вписывается в «личностное» как одна из его сторон.
У взрослого человека в ходе его развития эти два процесса, два начала – социализация и профессионализация то гармонично сближаются, то вступают в противоречие, то расходятся по разным векторам развития.
Рассмотрим возможные этапы и варианты динамики соотношения социальногои профессионального на примере личностного и профессионального самоопределения и саморазвития,
– Личностное самоопределение формируется раньше профессионального, на основе личностного самоопределения складываются требования к профессии. Личностное самоопределение – это определение человеком того, кем он хочет стать, что он хочет, что может, что от него хочет общество. Без такого личностного самоосознания, если оно не сложилось, профессиональное самоопределение затруднено. Здесь процесс социализации оказывает влияние на профессионализацию (соц-проф); далее в изложении мы сочетанием «соц-проф» будем обозначать влияние социализации на профессионализацию, а сочетанием «проф-соц» – влияние профессионализации на социализацию).
– Дальнейшее профессиональное самоопределение человека уточняется в зависимости от индивидуально-психологических, в том числе природных особенностей, от возраста (соц-проф).
– Укрепившись, профессиональное самоопределение начинает влиять на личностное. Ибо, овладевая профессией, человек более зрело начинает представлять и оценивать себя. Критерии профессионализма влияют на критерии оценки личности. Может происходить переоценка отношения человека к себе как личности (проф-соц).
– По мере достижения высоких уровней профессиональной деятельности и успеха в ней у человека возрастает его общая мотивация, актуализируются потенциальные способности, возрастает уровень притязаний. Профессия начинает оказывать влияние на все сферы психики, личности человека (проф-соц).
– Характер межличностных отношений, в которые вступает человек в трудовой деятельности, влияет на личностное развитие и на шлифовку человека как профессионала (соц-проф).
– Профессиональная деятельность, в зависимости от того, как она протекает, оказывает влияние на отдельные черты личности. По мере дифференциации профессиональных мотивов и ориентации развиваются те или иные личностные качества. Например, отмечается, что у учителя при ориентации на учащихся развиваются диагностические способности, при ориентации на коллег – организационно-коммуникативные способности, при ориентации на администрацию – дидактические, (проф-соц).
– Вид профессии может определять личность человека. В работах (3) обобщены результаты исследований, показывающих, что участие людей в профессиональной деятельности, обладающей существенными общими признаками, может приводить к формированию у них сходных черт личности. Общие профессиональные цели, похожие условия труда и быта, близкие условия жизни, одинаковые пути повышения материального благосостояния, профессионального и социального роста – все это определяет сходство профессионалов в манерах деятельности, общения, поведения, формирует общие по содержанию интересы, установки, традиции, что оказывает влияние на становление социально-профессионального типа личности. У людей одной профессии складываются близкие ценностные ориентации, характер, особенности межгруппового и внутри-группового общения, даже манера одеваться. Так, отмечает автор, у представителей науки и культуры развиты любознательность и интерес к взаимоотношениям людей. Напротив, у представителей технических профессий интерес к взаимоотношениям людей низок, а высок интерес к интеллектуальной деятельности и т.д. Таким образом, профессия сама накладывает отпечаток на человека. Приведем положение, встреченное нами в одной из газет, которое может позабавить читателя: «Не раз уж отмечено, что те, кто занимается физикой, естественной историей, физиологией или химией, обычно отличаются мягким, уравновешенным и, как правило, жизнерадостным нравом, тогда как авторы сочинений по вопросам политики, законоведения и даже морали – люди угрюмые, склонные к меланхолии и т.д. Объясняется это просто: первые изучают природу, вторые – общество; первые созерцают создания великого творца, вторые вглядываются в дело рук человека. Следствия не могут не быть разными» (Никола-Себастьен де Шамфор). (проф-соц).
– Средствами профессии происходит самовыражение личности человека, труд является безусловно главным путем самореализации личности (проф-соц), но в отдельных случаях личность самореализует себя во внепрофессиональных увлечениях (семья, хобби), здесь профессиональное и социальное существует как бы параллельно.
– Неудачи, неуспех в профессиональной деятельности могут приводить к ее деформации при условии, что личность стремится реализовать себя в труде. Такого человека огорчают, расстраивают его неуспехи в профессии (проф-соц). Если же человек не стремится реализовать себя в профессиональной деятельности и только отбывает в ней, то неуспехи в профессии его меньше трогают. Не так уж мало людей, которые работают и даже трудятся успешно, но не для самореализации своей личности, а только для материального заработка и поддержания своего существования.
– В течение всей жизни человека личность корректирует профессиональную деятельность под углом зрения своих ценностных ориентации. Если же меняются установки, мотивы личности, это влияет и на профессиональное развитие человека (соц-проф),
– В отдельных случаях пересмотр человеком своей личности или появление у личности новых потребностей может приводить к тому, что человек меняет профессию (соц-проф).
– То, как человек строит сценарий своей профессиональной жизни, как он достигает профессиональных вершин, как протекает его профессиональное старение, как он уходит из профессиональной деятельности – все это тоже зависит от личности (соц-проф).
– В целом личностное пространство шире профессионального, личностное лежит в основе профессионального, личностное определяет начало, ход и завершение профессионального. Так, социализация определяет содержание и ход профессионализации человека. Вместе с тем профессионализация в течение всей жизни человека оказывает влияние на личность, может ее стимулировать и наоборот разрушать, деформировать.
Приведем созвучные положения в литературе (4, в 2. 6): Различают стадии социализации: дотрудовая – до начала трудовой деятельности, ранняя социализация; трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека, продолжается в течение всей его трудовой жизни; послетрудовая стадия социализации, предполагающая, что пожилой возраст может вносить (с учетом специфики активности личности в этот период) важный вклад в развитие социального опыта (с.344-347).
Интересно проследить индивидуальные варианты соотношения личностного и профессионального в жизни отдельных конкретных людей.
На эффективность профессиональнрй деятельности оказывают существенное влияние два фактора; профессиональная мотивация и профессиональные способности. Рассмотрим их в двух последующих параграфах.