Что относится к продуктивному мышлению
Путь к Разуму-V. 1. Продуктивное мышление это мышл
Путь к Разуму. Часть 5.
1. Продуктивное мышление – это мышление образами.
Есть два вида мышления: продуктивное и непродуктивное.
Непродуктивное мышление происходит только на уровне формирования желаний, практическая же реализация их равна нулю.
Почему так происходит?
Почему люди, имеющие несколько высших образований, могут ничего не добиться в жизни, а человек с обычным средним образованием может стать главой крупнейшей корпорации?
А теперь закройте глаза и представьте себе какой-нибудь образ. Вы уже находитесь в ментальном пространстве, или пространстве мышления.
Все явления, происходящие на физическом плане, сначала формируются в пространстве мышления.
Мы обозначили два понятия:
• физическое пространство и
• пространство мышления;
В физическом пространстве, то есть в реальной жизни, вы получаете то, что наработали в пространстве мышления.
Совсем не поработали над ним мысленно, а только лишь «захотели»- событие вовсе не произойдет, а возрастет только сила «хотения» на эмоциональном уровне, загрязняя Тонкое тело человека.
Это закон: «Для того чтобы достичь цели в пространстве физическом, вы должны хорошо поработать над ней в пространстве мышления».
Это аксиома продуктивного мышления.
Для манипуляции в Физическом пространстве человек имеет набор инструментов: руки, ноги, туловище, созданные им механизмы и так далее.
Продуктивное мышление – это мышление Образами, создаваемыми Лучом Сознания в Пространстве мышления.
Репродуктивное и продуктивное мышление
По степени новизны продукта, полученного вследствие мышления, различают продуктивное и репродуктивное мышление. Они очень взаимосвязаны: не опираясь на полученный ранее опыт и знания, сложно создать что-то новое; чтобы выйти за пределы изученного, вначале нужно изучить. Поговорим немного подробнее о каждом.
Продуктивное мышление
Мышление, в результате которого появляется новый продукт, в итоге влияющий на развитие ума, принято считать продуктивным мышлением. Его плоды – и глубокое усвоение знаний, и их применение на практике, в новых условиях. Итогом продуктивного мышления является появление какого-то нового продукта мышления – отсюда и название. Продуктивное мышление отличает конкретность формулировок. Например, разница между «я буду бегать по утрам» и «я завтра выйду на пробежку» заключается в том, что первое утверждение носит общий характер, а второе представляет собой конкретное намерение, являясь продуктивным.
Продуктивное мышление позволяет глубоко и быстро усваивать знания, переносить их в новые условия, самостоятельно решать возникающие новые проблемы, не прибегая к заимствованию готовых решений извне. Апофеозом продуктивного мышления является творческое мышление.
Продуктивное мышление приводит к возникновению новых знаний, формирующих новую систему связей, которые, в свою очередь, затем помогут в решении подобных задач. Следующим этапом станет усвоение, осознание найденного пути решения задачи, анализ, проверка – всё это происходит на основе репродуктивного мышления. Как видим, эти два вида мышления очень тесно взаимосвязаны, и продуктивное мышление опирается на репродуктивное.
Репродуктивное мышление
Мышление, в конечном результате которого происходит усвоение информации и её воспроизведение в подобных ситуациях, принято считать репродуктивным. Не образуя новых знаний, репродуктивное мышление выполняет иную роль: оно позволяет усвоить базовые знания и обеспечивает на их основе решение знакомых задач. Понимание нового материала, его закрепление и применение – сфера применения репродуктивного мышления. Для его использования, разумеется, предполагается наличие базового уровня знаний, и возможности применения репродуктивного мышления прямо пропорциональны этому уровню. Можно сказать, что репродуктивное мышление играет важную роль и при решении новых проблем, поскольку при неудачной попытке решить новую задачу известными способами возникает проблемная ситуация, активизируя продуктивное мышление, то есть поиск новых путей решения.
А к какому же виду мышления отнести пустые мысли, присущие «внутренней болтовне» (той самой, которая наполняет наше время и создаёт иллюзию занятости, хотя, по сути, просто крадет это самое время); гнетущие мысли, отнимающие силы и лишённые целесообразности, пустую мечтательность? Это всё – примеры непродуктивного мышления, которое тоже является частью нашей жизни. Если распознавать и контролировать процесс мышления, то можно научиться им управлять.
Попробуйте подумать – неважно, о чём – так, чтобы придать себе сил, поверить в себя, научиться хоть малости, но действительно полезной для Вас. Конкретно. Например, привести рабочий стол в порядок (ведь это поможет упорядочить и мысли), или прекратить искать свою (чужую) вину во всем происходящем, или спланировать свой день, или ещё что-нибудь конкретное. Если думаете о чём-то – это здорово! Хотите что-то изменить? Замечательно, но если ничего конкретного, то лучше займитесь чём-нибудь конкретным и полезным.
Развитие продуктивного мышления
Как мы уже говорили, продуктивное мышление полезно при решении важных вопросов: с его помощью мы можем добиться гораздо более значимых результатов. Как же добиться развития продуктивного мышления?
• Научиться формулировать свои дела конкретно: не «улучшить свою осанку», а «сделать утром три упражнения для улучшения осанки». Не «ложиться спать вовремя», а «сегодня лечь спать в 22.00». Не «навести порядок на столе», а «сегодня привести в порядок рабочий стол».
• Сделать привычкой задавать себе такие вопросы:
— Есть ли необходимость что-то изменить (в том или ином деле)?
— Как это можно сделать?
— Какие условия для этого нужно выполнить?
• Сделать свой день (свою жизнь) более организованной, планировать и выполнять задуманное.
• Перенимать опыт у тех, кто сумел организовать свои дела, своё жизненное пространство.
• Мыслить позитивно: не тратить время и силы на негатив. Что-то пошло не так? Это тоже полезный опыт. Извлекаем урок, благодарим за него и идём дальше!
• Позаботиться о гармоничном развитии разных компонентов мышления. Вспомним слова Эдварда Боно, британского писателя, психолога и признанного эксперта в области творческого мышления: «Без способности мыслить человек не способен контролировать свою судьбу».
Что относится к продуктивному мышлению
Добавить в закладки
Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете
Добавить в закладки
Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете
Добавить в закладки
Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете
Добавить в закладки
Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете
Добавить в закладки
Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете
Добавить в закладки
Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете
Добавить в закладки
Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете
Добавить в закладки
Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете
Подпишитесь на нашу рассылку и получайте новости о последних проектах, мероприятиях и материалах ПостНауки
Продуктивное и репродуктивное мышление
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Продуктивное и репродуктивное мышление
Хотя мышление всегдa включaет в себя элементы продуктивности, удельный вес ее в процессе мыслительной деятельности может быть рaзличным. Тaм, где удельный вес продуктивности достaточно высок, говорят о собственно продуктивном мышлении кaк особом виде мыслительной деятельности. В результaте продуктивного мышления возникaет нечто оригинaльное, принципиaльно новое для субъектa, т. е. степень новизны здесь высокa. Условие возникновения тaкого мышления — нaличие проблемной ситуaции, способствующей осознaнию потребности в открытии новых знaний, стимулирующей высокую aктивность решaющего проблему субъектa.
Новизнa проблемы диктует новый путь ее решения: скaчкообрaзность, включение эвристических, «поисковых» проб, большую роль семaнтики, содержaтельного aнaлизa проблемы.
В результaте продуктивного мышления происходит стaновление психических новообрaзовaний — новых систем связи, новых форм психической сaморегуляции, свойств личности, ее способностей, что знaменует сдвиг в умственном рaзвитии.
Итaк, продуктивное мышление хaрaктеризуется высокой новизной своего продуктa, своеобрaзием процессa его получения и, нaконец, существенным влиянием нa умственное рaзвитие. Оно является решaющим звеном в умственной деятельности, тaк кaк обеспечивaет реaльное движение к новым знaниям.
С психологической точки зрения нет принципиaльной рaзницы между продуктивным мышлением ученого, открывaющего объективно новые, еще не ведомые человечеству зaкономерности окружaющего мирa, и продуктивным мышлением ученикa, делaющего открытие нового лишь для него сaмого, тaк кaк в основе лежaт общие психические зaкономерности. Однaко условия поискa новых знaний у них весьмa рaзличны, кaк рaзличен и уровень мыслительной деятельности, приводящей к открытию.
Для того чтобы кaк-то обознaчить эти рaзличия большинство исследовaтелей предпочитaют в отношении тaкого видa мышления школьников употреблять термин «продуктивное мышление», a термином «творческое мышление» обознaчaть высшую ступень мыслительной деятельности, осуществляемую теми, кто открывaет принципиaльно новые для человечествa знaния, создaет нечто оригинaльное, не имеющее себе aнaлогa.
Репродуктивное мышление имеет большое знaчение в учебной деятельности школьников. Оно обеспечивaет понимaние нового мaтериaлa при его изложении преподaвaтелем или в учебнике, применение знaний нa прaктике, если при этом не требуется их существенного преобрaзовaния и т. д. Возможности репродуктивного мышления прежде всего определяются нaличием у человекa исходного минимумa знaний, оно, кaк покaзaли исследовaния, легче поддaется рaзвитию, чем мышление продуктивное, и в то же время игрaет немaлую роль в решении новых для субъектa проблем. В этом случaе оно выступaет нa нaчaльном этaпе, когдa человек пытaется решить новую для него зaдaчу известными для него способaми и убеждaется в том, что знaкомые способы не обеспечивaют ему успехa. Осознaние этого приводит к возникновению «проблемной ситуaции», т. е. aктивизирует продуктивное мышление, обеспечивaющее открытие новых знaний, формировaние новых систем связей, которые позднее обеспечaт ему решение aнaлогичных зaдaч. Кaк уже отмечaлось процесс продуктивного мышления скaчкообрaзен, чaсть его осуществляется подсознaтельно, без aдеквaтного отрaжения в слове. Снaчaлa в слове нaходит вырaжение его результaт («Aгa! Нaшел! Догaдaлся!»), a зaтем — сaм путь к нему.
Осознaние нaйденного субъектом решения, его проверкa и логическое обосновaние вновь осуществляются нa основе репродуктивного мышления. Тaким обрaзом, реaльнaя деятельность, процесс сaмостоятельного познaния окружaющей действительности — результaт сложного переплетения, взaимодействия репродуктивного и продуктивного видов мыслительной деятельности.
Как запустить продуктивное мышление, или Ключевой навык предпринимателя
18 августа 2020 327
Генерация идей — один из ключевых скилов в современном бизнесе. Это не врождённая функция, доступная лишь немногим, а ключевой навык, который можно натренировать.
Мы уже говорили о том, что компьютер может выдавать лишь то, что вложил в него человек. Но наш мозг — такой же компьютер. Только, в отличие от машин, у нас есть свобода выбора. Мы сами можем решать, чем именно загружать мозг. Чем больше в нём будет разной информации, тем обширнее спектр вариантов для комбинаций и креатива. А значит, и для создания новых идей. Всё просто, не так ли?
«Чтобы хорошо жить, нужно много работать. А для того, чтобы стать богатым, нужно придумать что-то другое».
Творческое мышление ещё называют продуктивным. Это создание информации, оно порождает новые предметы или явления. Результатом такого мышления может быть написание книги, открытие научного закона, фильм, новые решения и, конечно, новый бизнес.
Но ещё есть репродуктивное мышление. Слово говорит само за себя: продуктом будет копия чего-либо или что-то, созданное на основе уже имеющихся знаний и опыта. Разделить эти понятия практически невозможно. Ведь для того, чтобы создать что-то новое, нужно иметь исходник. Если человека вырастить в лесу, как было с Маугли, то вряд ли он сходу сможет спроектировать самолёт.
Получается, чтобы создавать новое, всё равно необходимо много учиться, получать разнообразный опыт и тренировать память. Помнишь поговорку: «в одно ухо влетает — из другого вылетает»? Согласись, в этом мало толку. Если мы научимся учиться, а не просто накапливать и пропускать через себя информацию, то заодно натренируем нашу память.
Когда-то обезьяна научилась пользоваться палкой и превратилась в человека. И хотя Дарвин никогда не делал таких заявлений, всё же суть метафоры ясна. Не так важно, каким было твоё прошлое и кем ты являешься сейчас. Если научишься учиться, то легко приспособишься к любой реальности.
Ицхак Пинтосевич придумал собственную методику под названием «Система Сверхобучения 4-П»
Главный её смысл — перегрузить всю нужную информацию в активное мышление. Ицхак предлагает таким образом изучать книги, статьи. Я по этому принципу уже живу. Как только узнала что-то интересное, делюсь с тем, кому это может быть полезно, или пишу статью, пост. Да-да, я это делаю в первую очередь для себя!