Что относится к прочим затратам в смете
Что включают в себя прямые затраты в смете
О методах классификации затрат читайте в статье «Состав включаемых в себестоимость продукции затрат».
Затраты на основную зарплату рабочих относятся к производственному персоналу, который напрямую участвует в строительстве и перемещении материалов. В стоимость стройматериалов входят и затраты на полуфабрикаты, детали, готовые конструкции, а также затраты на их доставку и заготовку. Затраты на эксплуатацию машин и механизмов рассчитываются на основании времени их эксплуатации и расчетной стоимости машино-часа. В часы работы входит время:
В стоимость машино-часа входит:
Перечень прямых затрат нужно прописать в учетной политике предпрятия. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение. Это бесплатно.
Что входит в прочие прямые затраты
В зависимости от специфики строительных работ в прочие прямые затраты могут входить такие затраты по основной деятельности подрядной организации:
Полный перечень прочих затрат можно найти в приложении № 8 методики, утвержденной приказом Минстроя России от 04.08.2020 № 421/пр.
Как списывать прямые и косвенные затраты в налоговом учете для подсчета налога на прибыль, детально рассказали эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите в Готовое решение, чтобы узнать все подробности данной процедуры.
Итоги
Прямые затраты касаются только определенного объекта строительства, в смете они рассчитываются прямым счетом, то есть без использования процентных ставок. От суммы прямых затрат на строительство зависит сумма накладных затрат, поскольку они находятся как процент, и сметная стоимость строительных работ.
О соотношении прямых и накладных затрат читайте в статье «Какой процент накладных расходов от прямых затрат?».
Что входит в состав накладных расходов
Любая предпринимательская деятельность предусматривает расходы. Тратиться приходится на разноплановые процессы и покупки: нужные для производства продукции, обслуживания оборудования, на закупку сырья, упаковку, транспортировку. А также на управленческие процессы, не говоря уже о заработной плате. Такая многофакторность затрат говорит о необходимости их классификации и раздельного учета.
Разберемся с понятием «накладные расходы», уточним, какие затраты можно к ним отнести и как их признавать в финансовом учете.
Что такое накладные расходы
Не все затраты в производстве переходят непосредственно в продукт и могут быть напрямую запланированы и учтены в его себестоимости. Тем не менее затраченные средства оказываются абсолютно необходимыми для изготовления продукции, ее реализации, продвижения на рынке, а также управления самой организацией.
Самым верным определением накладных расходов было бы «все остальные». Этот тип затрат не выделяется отдельной статьей в Налоговом кодексе РФ, естественно, там не прописана и их структура. При бухучете их также невозможно однозначно дифференцировать.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Законом закреплен перечень накладных расходов только в отраслях строительства и медицины. Все остальные предприятия должны определять накладные расходы самостоятельно, закрепляя это в своей учетной политике.
Принятое в бизнесе понятие накладных расходов подразумевает траты, которые нельзя отнести непосредственно к технологическим процессам производства, сопровождающие процесс производства, но не входящие в стоимость работы и сырья. Другое название накладных расходов – косвенные издержки. Из указывают при планировании и составлении смет как фирмы в целом, так и отдельных структурных подразделений.
Зачем учитывать накладные расходы
Самая очевидная цель – планирование будущей прибыли, на которую влияют все понесенные предпринимателем издержки. Но в отношении накладных расходов это связано с определенными трудностями. Если потенциальные прямые затраты можно довольно точно подсчитать относительно конкретных видов продукции, то довольно трудно определить, сколько косвенных издержек получится и как они распределятся при, например, расширении производства или подписании некоего договора.
ВАЖНО! Для адекватного определения себестоимости продукта нужно учитывать и распределять накладные расходы пропорционально прямым тратам – проводить калькуляцию издержек производства.
Что входит в накладные расходы
Косвенные издержки можно приблизительно распределить по 4 основным группам:
Где нужно указывать накладные расходы
Компания определяет нормы накладных расходов самостоятельно, если они не установлены законом (это характерно только для медицины и строительства), а также если фактически накладные затраты превысили сметные.
Эти данные обычно отмечаются:
Параметры распределения накладных расходов
ВАЖНО! Рекомендации по распределению накладных расходов от КонсультантПлюс доступны по ссылке
Несмотря на трудности планирования косвенных издержек, это необходимая процедура, которую можно осуществлять несколькими методами:
ПРИМЕР РАСЧЁТА. ООО «Автоколесо» занимается перевозкой грузов. Фонд оплаты труда персонала составляет 8 млн. рублей в год. Коэффициент накладных расходов в 2016 году составил 80%, то есть 6 млн. 400 тыс. руб. Компания решила уменьшить накладные расходы, для чего уволила несколько человек. При этом фонд оплаты труда уменьшился на 20%, значит, накладные расходы ООО «Автоколесо» на 2017 год можно запланировать в сумме 5 млн. 120 тыс. руб.
Порядок расчета накладных издержек
Планирование и учет всех расходов, в том числе и накладных, производится в определенном порядке:
ВНИМАНИЕ! Нужно принимать во внимание законодательные лимиты для накладных затрат по конкретным статьям и нормы, определенные внутренними нормативными актами компании.
Законодательные лимиты относительно накладных расходов
Закон определяет состав и пределы накладных издержек в строительной и медицинской отраслях.
Строительные накладные расходы
В этой отрасли планирование накладных расходов особенно важно. Составляется смета, в которой отмечаются средние расходы по отрасли, которые входят в себестоимость строительной продукции или услуг.
Нормирование расходов в строительной сфере регламентируется Методическими указаниями по определению величины накладных расходов в строительстве, утверждаемых Постановлением Госстроя России (отдельно по районам Крайнего Севера и приравненным к ним). В этих документах определяется коэффициент, который нужно применить для определения накладных расходов по определенной строительной деятельности, а также уточняется область ее применения. За базу принимается фонд оплаты труда строительных рабочих. Распределение коэффициентов проводится по таким основным видам строительства:
К СВЕДЕНИЮ! Накладные расходы по нормативам в строительстве нужно применять на стадии составления сметы, а также при расчете за выполненные работы.
Медицинские накладные расходы
Нормы и состав накладных расходов в медицинской отрасли регламентированы приказом Минздравмедпрома России № 60 от 14.03.1995 года. Согласно положениям этого приказа, в себестоимость медпомощи должны включаться все годовые затраты медучреждения:
За основу принимается фонд заработной платы медперсонала, оказывающего конкретные медицинские услуги, из расчета коэффициента в 1,5.
ВАЖНО! Как правило, в медицине накладные расходы значительно выше, чем в строительстве.
Обучающий курс по работе с программой «ГРАНД-Смета»
Как рассчитать дополнительные затраты от стоимости отдельных элементов?
В только что рассмотренном примере расчёт командировочных затрат был выполнен исходя из предположения, что работать будут 15 человек в течение 8 дней. Этот расчёт никак не связан с содержанием локальной сметы, в формуле были указаны произвольные значения.
Но ведь в реальности количество работников и время выполнения работ зависит от объёма этих работ. Вот, если при помощи нижней полосы прокрутки сдвинуть вправо колонки в бланке сметы, то в конце нашего документа мы увидим полученные итоговые значения трудозатрат основных рабочих и машинистов по локальной смете в человеко-часах.
Конечно, теперь мы могли бы ввести в формулу расчёта командировочных расходов эти числовые значения, но есть способ лучше.
Вспомним ситуацию, когда в позиции сметы применяется поправочный коэффициент с целью учёта условий производства работ – при этом неважно, скопировали мы его из технической части сборника, из справочника или добавили вручную. Коэффициент задаётся по элементам прямых затрат. Обратите внимание на обозначение колонок: ПЗ – это прямые затраты, ОЗП – основная заработная плата, ЭМ – эксплуатация машин, ЗПМ – зарплата машинистов и МАТ – материалы.
Это стандартные идентификаторы, по которым мы можем обращаться к соответствующим итоговым данным в смете. Также имеются стандартные идентификаторы для трудозатрат основных рабочих и машинистов – это ТЗ и ТЗМ, для накладных расходов – НР, для сметной прибыли – СП и так далее.
Перечислим здесь все встроенные идентификаторы, которыми можно пользоваться в ПК «ГРАНД-Смета» при вычислении лимитированных затрат в виде формулы. Для каждого идентификатора указывается возвращаемое значение.
ПЗ – прямые затраты по смете.
ФОТ – фонд оплаты труда по смете.
ОЗП – основная заработная плата (заработная плата рабочих-строителей) по смете.
ЭМ – стоимость эксплуатации машин по смете.
ЗПМ – заработная плата машинистов по смете.
МАТ – стоимость материалов по смете.
ТЗ – трудозатраты рабочих по смете.
ТЗМ – трудозатраты машинистов по смете.
НР – сумма накладных расходов, рассчитанных «стандартным» образом.
СП – сумма сметной прибыли, рассчитанной «стандартным» образом.
НРЗПМ – сумма накладных расходов, рассчитанных от ЗПМ (используется только при расчёте по методике ТСН города Москвы).
СПЗПМ – сумма сметной прибыли, рассчитанной от ЗПМ (используется только при расчёте по методике ТСН города Москвы).
С или СР – стоимость строительных работ по смете.
М или МР – стоимость монтажных работ по смете.
СМР – стоимость СМР по смете = сумма строительных и монтажных работ.
О или ОБ – стоимость оборудования по смете.
П или ПР – стоимость прочих работ по смете.
ЗУ – сумма зимнего удорожания, рассчитанного по индивидуальным нормативам для разных работ в смете (раздел Лимит. затраты – Зимние в окне с параметрами сметы).
МАТЗАК – стоимость материалов заказчика по смете.
ОБЗАК – стоимость оборудования заказчика по смете.
ВОЗВРАТ – стоимость возвратных материалов по смете.
ВСЕГО – стоимость сметы до расчёта лимитированных затрат.
Кроме того, в ПК «ГРАНД-Смета» предусмотрена возможность обращаться при помощи встроенных идентификаторов к итоговым данным, которые возникают в ходе последовательного расчёта сметной стоимости согласно структуре списка лимитированных затрат: буква Г с последующим порядковым номером – это обозначение итога по соответствующей главе. При этом для глав с 8-ой по 12-ую номер указан в наименовании главы, а остальным главам в программе присвоены следующие по порядку номера 13, 14 и 15. Например, Г14 – это итог по главе Дополнительные работы и затраты. А если нужна сумма по диапазону глав, то следует указать в формуле идентификаторы соответствующих глав через двоеточие. Например, Г1:Г9 – это стоимость сметы с учётом лимитированных затрат по главам 8 и 9.
Теперь давайте скорректируем расчёт командировочных расходов в нашем примере таким образом, чтобы он зависел от полученного в смете итогового количества трудозатрат основных рабочих и машинистов. Снова открываем раздел Лимит. затраты в окне с параметрами сметы и вводим новую формулу в колонку Значение для строки с командировочными затратами.
Суммируем в скобках трудозатраты основных рабочих и машинистов – в результате получится общее количество трудозатрат по смете. Но это значение в человеко-часах, а нам надо узнать, сколько потребуется рабочих дней на выполнение работ по смете. Поэтому дополнительно делим сумму в скобках на количество рабочих часов в смене. В нашем случае это 8.
Наверняка после деления получится дробное значение, а нам желательно использовать в расчёте количество дней в виде целого числа – поэтому добавляем в формулу стандартную математическую функцию ОКРУГЛВВЕРХ, которая выполняет операцию округления числа до ближайшего большего значения и возвращает округлённое число. В результате должна получиться такая формула: ОКРУГЛВВЕРХ((ТЗ+ТЗМ)/8).
В связи с данным примером отметим, что каждый раз, когда в ПК «ГРАНД-Смета» допускается возможность вычислять какое-то значение в виде формулы, в этой формуле можно использовать любые стандартные математические функции из Microsoft Excel – наряду с расчётом лимитированных и дополнительных затрат за итогом локальной сметы чаще всего формулы применяются при расчёте объёмов работ. Основные из этих функций описаны в той части учебного курса, где рассматривается автоматизация расчёта объёмов работ в смете.
Завершаем расчёт командировочных расходов в нашем примере, умножая полученное общее количество рабочих дней на размер суточных командировочных расходов в рублях (400).
Вот теперь расчёт командировочных расходов за итогом локальной сметы зависит от объёмов работ в смете.
Если математическое выражение с расчётом не надо показывать в документе, в настройках этой строки в списке лимитированных затрат в окне с параметрами сметы необходимо поставить флажок Скрывать формулу в итогах.
Ещё одна ситуация, которая может возникнуть при работе с лимитированными затратами – это необходимость рассчитать значение от итоговых данных не по смете в целом, а по какому-либо одному разделу сметы. Например, если в нашем примере потребуется добавить за итогом локальной сметы командировочные расходы только для работ из 4-го раздела сметы.
В ПК «ГРАНД-Смета» предусмотрена такая возможность. Во-первых, для этого необходимо предварительно в окне с параметрами сметы открыть раздел Расчет, подраздел Итоги, и поставить там флажок Раздельное начисление итогов по разделам.
Только при включении данной опции программа позволяет в дальнейшем для любого из перечисленных выше встроенных идентификаторов получить соответствующее значение из конкретного раздела локальной сметы: вначале написать ключевое слово РАЗДЕЛ, далее указать порядковый номер раздела, поставить точку, после чего добавить нужный идентификатор. Например, РАЗДЕЛ1.НР возвращает сумму накладных расходов из первого раздела. А если использовать в формулах отдельно квалификатор конкретного раздела сметы (РАЗДЕЛ1 или РАЗДЕЛ3), то он возвращает 1 для своего раздела и 0 в расчёте других разделов.
В нашем примере снова открываем в окне с параметрами сметы раздел Лимит. затраты и корректируем формулу для строки с командировочными расходами: перед переменной ТЗ добавляем текст РАЗДЕЛ4 с точкой, и затем точно так же добавляем этот текст перед трудозатратами машинистов. Во избежание ошибок в формуле следует правильно указывать стандартные обозначения и вводить все символы друг за другом без пробелов. В результате должна получиться такая формула: ОКРУГЛВВЕРХ((РАЗДЕЛ4.ТЗ+ РАЗДЕЛ4.ТЗМ)/8)*400.
Теперь при расчёте полной стоимости по смете будет учитываться новое значение командировочных затрат.
Конечно, значения всех встроенных идентификаторов возвращаются в зависимости от того, какой метод расчёта задан в данный момент для локальной сметы – расчёт в базисных ценах без использования индексов, базисно-индексный или ресурсный метод.
Напомним, что выбор метода расчёта локальной сметы осуществляется одним из двух способов: либо при помощи кнопки с выпадающим меню Способ расчета, которая расположена на панели инструментов на вкладке Документ, либо при помощи кнопок с буквами БМ, БИМ и РМ, которые расположены в нижней части окна программы в статусной строке, рядом с кнопками для переключения вида документа.
При этом следует иметь в виду, что программа «ГРАНД-Смета» всегда знает все три варианта итогов по локальной смете. Соответственно, независимо от метода расчёта, который в данный момент выбран в смете, можно использовать в формулах одновременно любые итоговые значения. Для этого к нужному идентификатору следует добавить вначале через точку квалификатор соответствующего метода расчёта (БМ, БИМ или РМ) – аналогично тому, как выше это было сделано для получения значения из конкретного раздела локальной сметы. Например, РМ.МАТ возвращает стоимость материалов, полученную в рамках ресурсного расчёта, а БИМ.ФОТ – это фонд оплаты труда по смете, полученный в результате индексирования базисной стоимости.
Кроме того, в ПК «ГРАНД-Смета 2020» в расчёт лимитированных затрат добавлена возможность получать значения элементов прямых затрат в разрезе граф объектной сметы (сводного сметного расчёта). Для этого используется квалификатор соответствующей графы (С, М, О или П), который при необходимости можно точно так же добавить через точку к нужному идентификатору, либо взять это значение целиком. Например, БМ.С.ФОТ возвращает ФОТ в базисных ценах для строительных работ в смете, а РМ.М – это общая стоимость монтажных работ в смете, полученная ресурсным методом.
Замечание: Следует помнить, что если в смете для перевода в текущие цены используется индекс к СМР, то все элементы прямых затрат (заработная плата, эксплуатация машин, материалы), а также накладные расходы и сметная прибыль остаются в базисных ценах.
Напомним о кнопке Развернуть формулы на панели инструментов на вкладке Документ, которая позволяет при отображении формул в документе заменять идентификаторы фактическими числовыми значениями. Аналогичная опция имеется при выводе документов на печать.
В той части учебного курса, где рассматривается работа с ресурсами в локальной смете, подробно показано, как следует действовать, если надо выделить в смете материалы заказчика или оборудование заказчика. При расчёте лимитированных затрат можно использовать соответствующие встроенные идентификаторы МАТЗАК и ОБЗАК. Аналогично, если при расчёте лимитированных затрат требуется выполнить какие-либо действия с полученными в смете возвратными суммами, то для этого можно использовать встроенный идентификатор ВОЗВРАТ.
Например, для того чтобы вычесть стоимость материалов заказчика из итоговой сметной стоимости, достаточно добавить новую строку в главу Дополнительные работы и затраты, указать нужное наименование, а в колонке Значение ввести идентификатор МАТЗАК с минусом.
А если строка со стоимостью материалов заказчика добавляется к итогу сметы просто в качестве дополнительной информации и не должна влиять на итоговую сметную стоимость, то необходимо при помощи специальной кнопки с дорожным знаком «кирпич» отметить её как неактивную.
Такая строка становится серой, в расчёте сметы она не участвует, но в итогах сметы выводится как справочное значение.
Что относится к прочим затратам в смете
Прямые затраты в смете
Прочие затраты в сметной стоимости объекта
Прочие затратыявляются составной частью сметной стоимости строительства, включаются в отдельную графу сметной документации в текущем уровне цен и могут относиться как к строительству в целом, так и к отдельным объектам и работам, учитываются в главах 1 и 9 сводного сметного расчета в графе 7 в виде лимита средств, расходуемых заказчиком для возмещения соответствующих затрат.
Для получения реальной стоимости работ или для увеличения сметной стоимости в сметы включают прочие расходы.
Прочие работы и затраты согласно МДС 81-35.2004 учитывают:
1.Увеличение затрат в зимнее время. Эти затраты зависят от региона работ, от вида строительства.
2. Затраты на содержание автомобильных дорог во время строительства и восстановление после окончания работ.
3. Расходы на перевозку строителей и монтажников согласно обосновывающим документам транспортных предприятий.
4. Затраты на содержание вахтовых поселков, их эксплуатацию, доставку вахтовых рабочих до места вахты и в период нахождения в пути оплату суточных.
6. Командировочные расходы.
7. Издержки, связанные с перебазированием с одной стройки на другую строительно-монтажной организации.
8. Расход – премирование за ввод постоянных объектов.
10. Расход на организацию тендеров, подрядных торгов.
11. Издержки для обеспечения нормальных условий труда (борьба с радиоактивностью, малярией, энцефалитным клещом и т.д.
12.Содержание горноспасательной службы.
13. Проведение пуско-наладочных работ в «холостую».
Все прочие расходы включаются в сводный сметный расчет в гл.9. Либо в смету перед налогами и непредвиденными затратами.
Состав прямых затрат
Прямые затраты непосредственно связаны со строительным производством и определяются прямым счетом в зависимости от сметных норм и объемов работ.
Прямые затраты объединяют:
— средства на оплату труда рабочих;
— затраты на эксплуатацию строительных машин и механизмов;
— сметную стоимость материалов, изделий, конструкций.
К средствам на оплату труда относятся:
1) суммы, начисленные по тарифным ставкам, сдельным расценкам или в процентах от выручки в соответствии с принятыми формами и системами оплаты труда;
2) начисления стимулирующего характера, в том числе премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и другие;
3) начисления компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, в том числе надбавки к тарифным ставкам за работу в ночное время, за совмещение профессий, расширение зон обслуживания, за работу в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда, за сверхурочную работу и работу в выходные и праздничные дни, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Затраты на эксплуатацию строительных машин и механизмов включают:
— амортизационные начисления на полное восстановление первоначальной стоимости машин;
— оплату труда рабочих, управляющих строительными машинами;
— затраты на все виды ремонтов и техническое обслуживание;
— стоимость горюче-смазочных материалов;
— затраты на перебазировку машин;
— монтаж, демонтаж машин.
В прямых затратах стоимость материаловучитывается по сметным ценам. Эти цены приведены в «Территориальном сборнике средних сметных цен на материалы, изделия и конструкции» (5 частей) и учитывают сумму затрат на материалы франко-приобъектный склад строительной площадки.
Сметная цена на материал сформирована на основе следующих ее составляющих:
— отпускная цена на материалы, изделия и конструкции;
— затраты на транспорт;
— затраты на тару и реквизит;
Отпускная цена — этоцена, по которой промышленные предприятия отпускают продукцию потребителю.
Отпускные ценына материалы, изделия и конструкции могут устанавливаться с учетом стоимости тары и реквизита (или без них) с указанием вида франко. Франко – итальянский коммерческий термин, который обозначает место, где продукция сдается потребителю и до какой точки транспортные расходы учтены ценой.
Различают несколько видов франко:
— франко-вагон станция отправления;
— франко-транспортное средство на территории предприятия изготовителя;
— франко-приобъектный склад (строительная площадка);
Наценки снабженческих и сбытовых организаций – покрывают расходы по доставке материалов от поставщиков до баз (складов), содержанию складов и другие затраты снабженческо-сбытовых организаций. Как правило, выражаются в процентном отношении к отпускным ценам. Учитываются в составе отпускных цен.
Затраты на транспорт определяются по средним сметным ценам на перевозку грузов, исходя из класса груза, усредненных расстояний перевозки материалов, изделий, конструкций и действующих тарифов. Размер расходов по доставке материалов следует определять с учетом массы брутто (вес с тарой)
Стоимость транспортных расходов включает:
— стоимость перевозки материалов до приобъектного склада;
— стоимость погрузочно-разгрузочных работ;
— стоимость подачи и уборки вагонов;
— аренду и содержание ж/д веток.
Сметные цены на автомобильные перевозки приведены в «Территориальном сборнике сметных цен на перевозку грузов для строительства и капитального ремонта зданий и сооружений» (ТСЦ 81-01-06-2001).
Сметные цены на тару, упаковку и реквизитприведеныв»Территориальном сборнике сметных цен на перевозку грузов для строительства и капитального ремонта зданий и сооружений».
Сметные цены учитывают затраты на тару и упаковку, предусмотренную действующими ГОСТами и техническими условиями.
В сборнике приведены переходные коэффициенты от массы нетто к массе брутто, которые применяются при исчислении транспортных расходов при железнодорожных и автомобильных перевозках всех материалов, изделий и конструкций.
Исключение составляют сборные бетонные и железобетонные изделия и конструкции, для которых переходнойкоэффициентприменяется только при железнодорожных перевозках.
При автомобильных перевозках сборные бетонных и железобетонных изделий и конструкций масса реквизита составляет менее 0,5% от общей массы груза и поэтому переходной коэффициент не учитывается.
К реквизиту относятся: скрутки, приспособления для закрепления изделий и конструкций при их перевозке.
Тара, упаковка и реквизит используются при перевозках с целью сохранности материалов, изделий, конструкций, лучшего использования транспортных средств и удобства выполнения погрузочно-разгрузочных работ.
Заготовительно-складские расходы – это расходы, связанные с содержанием складских помещений и заготовительно-складского аппарата на стройке, а также компенсация стоимости материалов в связи с их частичной утерей и порчей в пути и на складах.
Установлены нормы этих расходов в процентах от суммы выше перечисленных элементов сметной стоимости материалов, изделий и конструкций:
— на все строительные материалы – 2%;
— на металлоконструкции – 0,75%;
— на технологическое оборудование – 1,2%.
Стоимость материальных ресурсов включается в состав сметной документации независимо от того, кто их приобрел – заказчик или подрядчик. Стоимость материалов заказчика указывается за итогом сметы как сумма, подлежащая возврату заказчику при расчетах с подрядчиком по их фактической стоимости.
Стоимость тары включается в состав отпускных цен в тех случаях, когда она однообразна, например, при отпуске стекла, гвоздей. При применении разнообразной тары или отпуске части материалов без тары, стоимость тары и упаковки оплачивается покупателем сверх отпускных цен.
Накладные расходы включают следующий перечень статей затрат:
1. Административно-хозяйственные расходы:
— расходы на оплату труда административно-хозяйственного персонала (работников аппарата управления; линейного персонала, рабочих, осуществляющих хозяйственное обслуживание работников аппарата управления – телефонистов, операторов связи и электронно-вычислительных машин, курьеров);
— отчисления на уплату единого социального налога (26%) от расходов на оплату труда административно-хозяйственного персонала;
— почтово-телеграфные расходы, расходы на содержание и эксплуатацию телефонных станций, коммутаторов, телетайпов;
— расходы на содержание и эксплуатацию вычислительной техники, которая числится на балансе организации;
— расходы на содержание и эксплуатацию зданий, сооружений, помещений, занимаемых и используемых административно-хозяйственным персоналом, расходы, связанные с оплатой за землю;
— расходы на приобретение канцелярских принадлежностей, бланков учета, отчетности и других документов;
— расходы на проведение всех видов ремонта (отчисления в ремонтный фонд) основных фондов, используемых административно-хозяйственным персоналом;
— расходы на содержание и эксплуатацию служебного легкового автотранспорта, числящегося на балансе строительной организации;
— расходы на служебные командировки, связанные с производственной деятельностью административно-хозяйственного персонала;
— представительские расходы, связанные с коммерческой деятельностью организации, и расходы по проведению заседаний совета (правления) и ревизионной комиссии организации;
— оплата консультационных, информационных и аудиторских услуг, услуг банка.
2. Расходы на обслуживание работников строительства:
— затраты, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров;
— отчисления на уплату единого социального налога (26%) от расходов на оплату труда рабочих, занятых на строительных работах, а также эксплуатации строительных машин и механизмов;
— расходы по обеспечению санитарно-гигиенических и бытовых условий (амортизационные отчисления или арендная плата, затраты на проведение всех видов ремонта и на перемещение сборно-разборных и передвижных зданий санитарно-бытового назначения; содержание санитарно-бытовых помещений; затраты на оплату услуг сторонних организаций по обеспечению работников строительной организации столовыми, буфетами, медпунктами, санитарно-бытовыми помещения);
— расходы на охрану труда и технику безопасности (износ и расходы по ремонту выдаваемых спецодежды и защитных приспособлений, стоимость бесплатно выдаваемых нейтрализующих веществ, молока и т.д.; затраты на обучение рабочих безопасным методам работы и на оборудование кабинетов по технике безопасности);
3. Расходы на организацию работ на строительной площадке:
— износ и расходы по ремонту малоценных и быстро изнашивающихся инструментов и производственного инвентаря, не относящихся к основным фондам;
— износ и расходы, связанные с ремонтом, содержанием и разборкой временных (нетитульных) сооружений, приспособлений и устройств, к которым относятся: приобъектные конторы, кладовые прорабов, мастеров, складские помещения, навесы при объекте строительства, душевые, помещения для обогрева рабочих, настилы, стремянки, переходные мостики, сооружения и приспособления по технике безопасности;
— расходы, связанные с изобретательством и рационализаторством;
— расходы по проектированию производства работ (оплата труда групп проектирования);
— содержание пожарной и сторожевой охраны;
— расходы на содержание производственных лабораторий;
— расходы по благоустройству и содержанию строительных площадок;
— расходы по подготовке объектов строительства к сдаче в эксплуатацию.
4. Прочие накладные расходы:
— платежи по обязательному страхованию имущества строительной организации;
— платежи по кредитам банков;
— расходы, связанные с рекламой.
5. Затраты, не учитываемые в нормах накладных расходов, но относимые на накладные расходы:
— пособия в связи с потерей трудоспособности из-за производственных травм;
— налоги, сборы, платежи и другие обязательные отчисления, производимые в соответствии с установленным Законодательством порядке;
— отчисления в резерв на возведение временных (титульных) зданий в тех случаях, когда средства на их возведение предусмотрены в свободной (договорной) цене на строительство;
— расходы, возмещаемые заказчиками строек за счет прочих затрат, относящихся к деятельности подрядчика (затраты по перевозке работников автомобильным транспортом, с осуществлением подрядных работ вахтовым методом, на перебазировку строительных организаций и т.д.).
Для определения стоимости строительно-монтажных работ используется система норм накладных расходов, которые подразделяются на следующие виды:
— укрупненные нормативы по основным видам строительства;
— нормативы по видам строительных и монтажных работ;
— индивидуальные нормы для конкретных строительно-монтажных и ремонтных организаций.
Накладные расходы нормируются в процентах от сметных затрат на оплату труда рабочих (строителей и механизаторов) в составе прямых затрат.
Накладные расходы в составе сметной документации в базисном уровне цен (2000 г.) и в текущем уровне цен определяется в соответствии с «Методическими указаниями по определению накладных расходов в строительстве» (МДС 81-33.2004).
Укрупненные нормативы накладных расходов по основным видам строительства целесообразно применять при разработке инвесторских смет и на стадии подготовки тендерной документации при проведении подрядных торгов (например, промышленное строительство – 106%, сельское хозяйство – 115%, жилищно-гражданское – 112% и т.д.);
Нормативы накладных расходов по видам строительных и монтажных работ следует применять на стадии разработки рабочей проектно-сметной документации, а также при расчетах за выполненные работы. Например, монтаж деревянных конструкций – 118%, отделочные работы – 105%, внутренние санитарно-технические работы – 128%.
Индивидуальные нормы накладных расходов учитывают реальные условия конкретного строительства, отличающиеся от усредненных. Расчет индивидуальных норм осуществляется методом калькулирования массы накладных расходов по статьям затрат с отнесением ее к фонду оплаты труда рабочих строителей и механизаторов.
4.3. Сметная прибыль.
Сметная прибыль в составе сметной стоимости строительной продукции – это средства, предназначенные для покрытия расходов подрядных организаций на развитие производства и материальное стимулирование работников.
Сметная прибыль является нормативной частью стоимости строительной продукции и не относится на себестоимость работ.
В составе норматива сметной прибыли учтены затраты на:
1. отдельные федеральные, региональные и местные налоги и сборы, в том числе:
— налог на прибыль организаций;
— налог на имущество;
— налог на прибыль предприятий и организаций по ставкам, устанавливаемым органами местного самоуправления в размере не выше 5 процентов.
2. Расширенное воспроизводство подрядных организаций (модернизация оборудования, реконструкция объектов основных фондов).
3. Материальное стимулирование работников (материальная помощь, проведение мероприятий по охране здоровья и отдыха, не связанных непосредственно с участием работников в производственном процессе).
4. Организация помощи и бесплатных услуг учебным заведениям.
В качестве базы для исчисления сметной прибыли принимается величина средств на оплату труда рабочих-строителей и механизаторов в составе сметных прямых затрат.
Сметная прибыль в составе сметной документации в базисном уровне цен 2000 г. и в текущем уровне цен определяется в соответствии с «Методическими указаниями по определению величины сметной прибыли в строительстве» МДС 81-25.2001
Сметная прибыль определяется с использованием:
— общеотраслевых нормативов, устанавливаемых для всех исполнителей работ;
— норматив во видам строительных и монтажных работ;
— индивидуальной нормы, разрабатываемой для конкретной подрядной организации.
При определении сметной стоимости строительно-монтажных работ общеотраслевой норматив сметной прибыли составляет 65%, а по ремонтно-строительным работам – 50% к величине средств на оплату труда рабочих-строителей и механизаторов.
Этот норматив целесообразно применять для разработки инвесторских смет, технико-экономического обоснования проектов, определения начальной (стартовой) цены при проведении подрядных торгов и составлении смет ресурсным методом.
При определении сметной стоимости строительно-монтажных работ на стадии разработки рабочей документации и расчетах за выполненные работы применяются нормативы сметной прибыли по видам строительных и монтажных работ.
5. Договорные цены в строительстве.
Подрядчик на строительство объекта, как правило, определяется на конкурсной основе путем проведения торгов. В этих условиях структура сметы формируется заказчиком с разбивкой сводного сметного расчета на отдельные части с выделением отдельных объектов или видов строительно-монтажных работ, для выполнения которых заказчик приглашает подрядчиков. Такая порция работ называется лотами.
В соответствии с заданием заказчика проектировщик или сам заказчик, подготавливая тендерную документацию, разбивает проект на отдельные составляющие части — лоты. Это могут быть как отдельные сооружения, так и отдельные виды работ (бетонные, земляные, вентиляционные и т.д.).
Стоимость каждого из лота определяется либо локальной сметой, либо объектной, может быть суммой нескольких объектных и локальных смет. Сумма сметных стоимостей по всем лотам образует сводный сметный расчет.
Составленная проектировщиком проектно-сметная документация является собственностью заказчика. В этих условиях стоимость объекта строительства, определенная в проекте, является коммерческой тайной заказчика.
Подрядчик или подрядчики, имеющие намерение принять участие в торгах, выкупив за небольшую сумму тендерную документацию, сами определяют стоимость строительства объекта, за которую они могут его построить.
Оценка тендерных предложений и выбор подрядчика определяется рядом факторов, главным из которых является: предлагаемая ими цена и гарантия выполнения работ в соответствии с требованиями заказчика, имидж подрядной строительно-монтажной организации, технические и технологические предложения, наличие инфраструктуры, методы технологии проведения работ, финансовые условия и финансовые гарантии.
После проведения торгов и определения подрядчика, между заказчиком и подрядчиком заключается контракт или договор на выполнение определенного тендером или лотами объема работ. Важнейшей статьей контракта и для заказчика, и для подрядчика является цена контракта, которая определяется на основании обоюдно приемлемых финансово-экономических условиях.
К началу обсуждения договорной цены заказчик располагает сметой, составленной проектировщиком при разработке проекта. Подрядчик в пакете тендерных предложений представляет заказчику свою оценку стоимости строительства, в которой показываются предполагаемые издержки производства и планируемую прибыль. В крайне редких случаях заказчик и подрядчик сразу же находят обоюдно приемлемое решение. В подавляющем большинстве случаев компромиссное решение появляется в результате достаточно напряженных переговоров и соответствующего обоснования подрядчиком вопросов ценообразования и формирования сметной стоимости.
Определение стоимости строительной продукции осуществляется инвестором (заказчиком) и подрядчиком в процессе заключения договора подряда (контракта) на строительство или капитальный ремонт предприятий, зданий и сооружений.
В ходе определения стоимости рекомендуется составлять:
— при разработке предпроектной и проектно-сметной документации по заказу инвесторов – инвесторские сметы (расчеты, калькуляции издержек);
— при подготовке заключаемого договора, в том числе при подрядных торгах на основании передаваемой инвестором тендерной документации – расчеты подрядчика (сметы, калькуляции издержек производства) подрядчика.
Расчеты (сметы, калькуляции издержек производства) подрядчика рекомендуется составлять в текущем (прогнозном) уровне цен с использованием согласованных данных об объемах работ и потребности в материальных ресурсах, содержащихся в документе инвестора. При этом учитываются экономические связи и цены, сложившиеся для данной подрядной организации.
На основе текущего (прогнозного) уровня стоимости, определенного в составе сметной документации, заказчики и подрядчики формируют договорные цены на строительную продукцию. Договорная цена на строительную продукцию – цена, устанавливаемая заказчиком и подрядчиком при заключении договора подряда на капитальное строительство. Договорные цены могут быть открытыми, т.е. уточняемыми в соответствии с условиями договора (контракта) в ходе строительства, или твердыми (окончательными).
Формирование договорных цен на строительную продукцию, как правило, реализуется на конкурсной основе через проведение подрядных торгов.
При проведении подрядных торгов договорная цена стройки (части ее) устанавливается после оценки и сопоставления предложений, представленных подрядчиками, а в случае, когда торги не проводятся – на основании согласования ее между заказчиком и подрядчиком.
На основании совместного решения оформляется протокол согласования (ведомость) договорной цены на строительную продукцию, являющуюся неотъемлемой частью договора подряда. Рекомендуемая форма документа приведена в приложении 6.
Принятая заказчиком и подрядчиком договорная цена на строительную продукцию может быть пересмотрена по согласованию сторон.
Договорные цены на строительную продукцию рекомендуется формировать по стройкам в целом с распределением по объектам комплексам субподрядных работ, а при необходимости – по пусковым комплексам.
После установления договорной цены на строительную продукцию и уточнения стоимости оборудования при необходимости заказчиком вносятся коррективы в инвесторскую смету с целью установления общего размера средств для осуществления строительства.
За итогом договорной цены на строительную продукцию показывается отдельной строкой сумма НДС.
Программа Smeta.ru, Смета.РУ, продажа и обслуживание Smeta.ru, составление смет
Прямые затраты являются одной из основных составляющих при определении сметной стоимости строительства и относятся к себестоимости строительства.
Прямые затраты учитывают стоимость следующих ресурсов, необходимых для выполнения работ:
1. материальных (материалов, изделий, конструкций, оборудования, мебели, инвентаря);
2. технических (эксплуатации строительных машин и механизмов);
3. трудовых (средства на оплату труда рабочих, а также машинистов).
Также в составе прямых затрат отдельными строками может учитываться разница в стоимости электроэнергии, получаемой от передвижных электростанций, по сравнению со стоимостью электроэнергии отпускаемой энергосистемой России и другие затраты. Для определения стоимости прямых затрат базисным (базисно-индексным) методом предназначены единичные расценки ФЕР, ТЕР, ТСН.
Для определения прямых затрат в составе сметной стоимости могут использоваться сборники ГЭСН при применении ресурсного метода расчета, разработки единичных расценок, индивидуальных и укрупненных сметных норм, применяемых в строительстве. При применении ресурсного (ресурсно-индексного) метода в качестве исходных данных для определения прямых затрат в локальных сметах выделяются следующие ресурсные показатели:
— трудоемкость работ (чел.-ч) для определения размеров оплаты труда рабочих, выполняющих соответствующие работы и обслуживающих строительные машины;
— время использования строительных машин (маш.-ч);
— расход материалов, изделий и конструкций.
Понятие и структура прямых затрат, накладных расходов, сметной прибыли, лимитированных затрат.
Прямые затраты включают статьи расходов, непосредственно связанных с производством строительно-монтажных работ: оплату труда рабочих (ЗП), расходы на эксплуатацию строительных машин (ЭМ), материалы (МР). Прямые затраты формируют основную часть стоимости строительно-монтажных работ.
1. По статье ЗП отражаются все расходы на оплату труда:
ЗП рабочих, занятых управлением и обслуживанием строительных машин и механизмов, включаются в состав затрат на ЭМ.
ЗП рабочих, занятых погрузкой и доставкой материалов до приобъектного склада входит в состав затрат по статье «Материалы».
ЗП рабочих, выполняющих некапитальные работы, в т.ч. возведение временных нетитульных зданий и сооружений, а также благоустройство строительных площадок, подготовку объектов к сдаче в эксплуатацию и т.п., учитывается в составе НР.
2. Расходы на ЭМ рассчитываются на 1 маш.-ч. и включают в себя:
3. В статью МР включаются затраты на приобретение материалов, полуфабрикатов, изделий, деталей и конструкций с учетом их доставки до приобъектного склада и хранения. Под приобъектным складом понимают места хранения или разгрузки материалов, полуфабрикатов, деталей и изделий, откуда они непосредственно подаются в рабочую зону для производства строительных и монтажных работ.
При расчетах различают два вида отпускных цен на материалы: оптовые и розничные.
По оптовым ценам продукция промышленного предприятия приобретается строительной организацией непосредственно со склада предприятия-изготовителя. Соответственно, все дальнейшие расходы по транспортировке, хранению и пр. ложатся на покупателя. Оптовые цены обычно публикуются в биржевых ведомостях или в справочной информации заводов-изготовителей.
По розничным ценам — продукция, производимая промышленными предприятиями, реализуется через торговую сеть и в своей стоимости уже содержит затраты на перевозку, складирование и хранение.
Нормы накладных расходов
Накладные расходы — это сумма средств, затрачиваемых подрядной организацией на создание общих условий строительного производства, его организацию, управление и обслуживание.
Накладные расходы исчисляются по нормативам, установленным по видам работ, в % от ФОТ. Эти нормативы могут корректироваться в связи с изданием новых законодательных и нормативных актов.
В 2012 году Госстрой России в письме от 27.11.2012 г. № 2536-ИП/12/ГС рекомендовал при определении стоимости строительства, реконструкции и ремонта применять понижающий коэффициент 0,85 к нормам накладных расходов и коэффициент 0,8 к нормам сметной прибыли во всех случаях кроме работ по строительству мостов, тоннелей, метрополитенов, атомных станций, объектов по обращению с облученным ядерным топливом и радиоактивными отходами. Кроме этого, тем же письмом организациям, применяющим упрощённую систему налогообложения, было рекомендовано применять коэффициент 0,94 к нормам накладным расходов и 0,9 к нормам сметной прибыли во всех случаях.
Перечень затрат, включаемых в статью «Накладные расходы»
I. Расходы на организацию работ на строительных площадках (удельный вес 15.7 %)
I I. Административно-хозяйственные расходы (43,45 %)
II I. Расходы на обслуживание работников (37,32 %)
IV. Прочие накладные расходы (3,53 %)
Полный перечень затрат, включаемых в статью «Накладные расходы» и нормативы накладных расходов приводится в МДС 81-33.2004.
Нормы сметной прибыли
Сметная прибыль — это сумма средств, затрачиваемых подрядной организацией на развитие производства, социальной сферы и материальное стимулирование работников.
Сметная прибыль исчисляется по нормативам, установленным по видам работ, в % от ФОТ.
Перечень затрат, включаемых в статью «Сметная прибыль»
Налоги, отчисления и платежи, предусмотренные законодательными актами (кроме налога на пользователей автомобильных дорог, налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы), учтены в прямых затратах и накладных расходах, если источник покрытия налога себестоимость продукции, и в сметной прибыли, если источник покрытия налога — прибыль.
Нормативы сметной прибыли приводятся в МДС 81-25.2001.
Лимитированные затраты — широко распространенное среди сметчиков понятие, подразумевающее группу затрат, определяемых по установленным сметным нормативам в процентах от того или иного элемента сметной стоимости.
Традиционно к лимитированным затратам относят зимние удорожания, средства на возведение временных зданий и сооружений, резерв на непредвиденные работы и затраты и ряд других.
Дополнительные затраты при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время обусловлены необходимостью производства работ при отрицательных температурах, что вызывает: снижение производительности труда рабочих (из-за стесненности движений, ухудшения видимости, необходимости перерывов для обогрева, очистки рабочего места, подмостей, лесов от снега и льда и др.); снижение производительности строительных машин и дополнительные расходы на их эксплуатацию (повышенный расход горюче-смазочных материалов, прогрев механизмов и т. п.); необходимости применения зимних технологий (рыхление мерзлых грунтов, применение быстротвердеющих бетонов и растворов, введение в бетон и растворы химических добавок, электропрогрев и др. методы прогрева бетонных конструкций, предварительный прогрев материалов и изделий и др.); необходимости устройства утеплений (тепляков) для предохранения от промерзания грунта, временных водопроводных сетей и баков, бетона и раствора при перевозке, бетонных конструкций и т. п.).
Затраты на строительство временных зданий и сооружений определяются по федеральным нормативам в % от стоимости строительно-монтажных работ. К временным зданиям и сооружениям относятся специально возводимые производственные, складские, вспомогательные, жилые и общественные здания и сооружения, необходимые для производства строительно-монтажных работ и обслуживания работников строительства.
Временные здания и сооружения подразделяются на титульные и нетитульные. Перечень титульных временных зданий и сооружений приведен в ГСН 81-05-01-2001. Подробнее вопрос начисления лимита средств на временные здания и сооружения рассмотрен в статье «Сводные сметные расчеты стоимости строительства».
Резерв средств на непредвиденные работы и затраты начисляется процентной ставкой к стоимости строительства в целом с целью покрытия возможных затрат, возникающих в процессе осуществления строительства и неучтенных сметной документацией. Подробнее вопрос начисления лимита средств на непредвиденные работы и затраты рассмотрен в статье «Состав и порядок определения затрат по главам Сводного сметного расчета».
Интересные статьи:
Прямые и косвенные расходы Налоговый учет Налогоплательщики, применяющие метод начислений, при определении расходов на производство…
Продукция строительства имеет технико-экономические особенности, которые влияют на процесс ценообразования и обусловливают его специфику. Можно…
5.6. Контролируемые расходы Одесская библиотека бизнес литературы полезные книги для бизнеса Контролируемыми называют те расходы,…
Сначала определяют удельные расход газа на собственные нужды и потери газа, а также условно-переменные затраты…
Калькулятор процентов онлайн. Как найти процент от числа Используя калькулятор процентов Вы сможете производить всевозможные…