Что относится к прочим работам и затратам
Учет прочих доходов и расходов
Прочие – значит, не имеющие прямого отношения к основной деятельности предприятия. Эти траты и доходы очень важны в рамках общей бизнес-практики компании, без них не обойтись, несмотря на то что они являются вспомогательными. Нередко бухгалтера затрудняются в отнесении финансовых результатов на правильную статью баланса. Сегодня разбираемся с прочими доходами и расходами.
Вопрос: Как отразить в учете, а также в бухгалтерской отчетности организации комиссию банка за выдачу кредита? Согласно учетной политике организации в целях бухгалтерского учета дополнительные затраты по займам и кредитам включаются в прочие расходы равномерно в течение срока займа (кредита).
Сумма комиссии составила 12 000 руб. (НДС не облагается). Срок предоставленного организации кредита на пополнение оборотных средств составляет девять месяцев. Бухгалтерская отчетность составляется на последнее число каждого календарного месяца. В налоговом учете применяется метод начисления. Отчетными периодами по налогу на прибыль признаются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года.
Посмотреть ответ
Прочие – это какие?
Связь затрат и прибылей с основными либо «прочими» видами занятий организации прослеживается на основании данных из выписки ЕГРЮЛ. В этом документе закреплены виды деятельности фирмы, указанные как основные при регистрации. Если затраты или получение денег не связаны с ведением именно этих видов деятельности, они при учете должны быть отнесены к прочим.
Прочие доходы: определение
План бухгалтерских счетов 9/99 «Доходы организации» регламентирует отнесение финансов к тем или иным статьям. В главе 3 «Прочие поступления» приведен открытый перечень поступающих средств этого назначения. К ним бухгалтером принято относить:
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Список открыт – можно включить в него и другие финансовые поступления, отвечающие назначению «прочие». Они должны быть предусмотрены в учетной политике организации. Примеры таких доходов – излишки, обнаруженные при инвентаризации, остатки годных материалов или запчастей после утилизации и пр.
Если предприятие занимается грузоперевозками и попутно сдает в аренду склад, доходы от аренды следует относить к прочим. Но если основное занятие фирмы – аренда складов, то прибыль от этого будет основным, а не прочим доходом.
Какие расходы относят к прочим
Информация о прочих расходах содержится в упоминавшейся выше 3 главе ПБУ 9/99. Перечисление прочих расходов тоже содержится в открытом списке, это значит, что учетная политика вправе его расширить. Чаще всего приходится относить на баланс следующие виды прочих расходов:
ВНИМАНИЕ! Учетная политика вправе обосновывать отнесение к «прочим» и других видов затрат. Например, госпошлины и сумма налога на имущество прямо не указаны в списке основных расходов, их нет и в перечне «прочих», значит, предприятие самостоятельно может определить статью их учета.
Бухгалтерский учет
Прочие затраты и поступления учитываются бухгалтером на счете, специально предназначенном для этой цели – 91 «Прочие доходы и расходы». К нему обычно открываются субсчета:
Примеры проводок по прочим доходам и расходам
Налоговый учет прочих поступлений и затрат
В признании доходов и расходов прочими для целей налогообложения практически не возникает расхождений с бухгалтерским учетом, кроме некоторых нюансов, которые мы уточним ниже.
Прочие доходы и налоги
Законодательно эта операция регламентирована ст. 250 НК РФ «Внереализационные доходы» (их список закрытый, но более полный, чем перечень прочих доходов).
ВАЖНО! Если поступление не упомянуто в ст. 250 как внереализационное, значит, оно относится к основным.
В процессе налогового учета величина поступлений редко отличается от указанной в бухгалтерском балансе. Но появление таких отличий в некоторых случаях все же возможно.
Особенности налогообложения прочих расходов
НК РФ определяет все тонкости налогообложения, связанные с прочими расходами, в ст. 265 «Внереализационные расходы». Так же, как у доходов, их перечисление закрытое и не допускает расширения за счет других видов деятельности.
Некоторые прочие доходы не входят в налоговый учет, хотя и упомянуты как внереализационные. Их достаточно много, чаще всего бухгалтеру приходится сталкиваться со следующими.
ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Из-за разницы в налоговом и бухгалтерском признании расходов прочими образуются постоянные временные разницы, обусловленные применением ПБУ 18/02, использование которого для малого бизнеса является льготным.
Отражение прочих доходов и расходов в бухучете
В отчетности по бухгалтерии прочие доходы следует отражать в строке 2340 «Отчет о финансовых результатах» – ОФР. Прочие расходы должны быть отражены в строке 2350 со знаком «минус». Если на конец отчетного периода на балансе образуется дебиторская или кредиторская задолженность, прочие доходы и расходы можно внести в ее состав.
ВНИМАНИЕ! Суммы в ОФР и в налоговых декларациях иногда могут несколько различаться из-за приводимых разниц прочих поступлений и затрат в налоговом и бухгалтерском учете.
Что относится к прочим работам и затратам
Прочие расходы или прочие расходы и затраты определяются в составе объектных смет и сводных сметных расчетах. При составлении локальных смет на выполнение строительно-монтажных или ремонтно-строительных работ величина прочих затрат не вычисляется. Однако для полного представления о структуре цены строительной продукции в настоящее издание включена информация, которая носит скорее ознакомительный, чем методический характер. В этой связи процедуры вычисления прочих затрат не содержат решенных практических примеров и задач для самостоятельного решения.
Прочие затраты составляют одну из глав (томов) сметной документации в соответствии с МДС 81-35.2004:
— при определении стоимости объектов промышленного и гражданского назначения в сводных сметных расчетах рекомендуется формировать главу 9 «Прочие работы и затраты» (п. 4.73 МДС 81-35.2004);
— при определении стоимости объектов капитального ремонта в сводных сметных расчетах рекомендуется формировать главу 7 «Прочие работы и затраты» (п. 4.74 МДС 81-3.2004).
Вычисление количественного значения по статье «Прочие затраты и работы» может выполняться:
— при помощи укрупненного сметного норматива, применяемого к величине прямых затрат, выраженных в текущих ценах на основании положений п. 4.42 МДС 81-35.2004;
— путем составления локальной сметы (сметного расчета) или калькуляции на работы и затраты, составляющие статью «Прочие работы и затраты» в соответствии с приложением 8 к МДС 81- 35.2004.
Укрупненная структура расходов, относимых к разделу сметной документации «Прочие работы и затраты» и наиболее часто встречающихся в практике составления смет и сметных расчетов, представлена в нормативной документации в следующем составе269:
— затраты по отводу земельного участка, выдаче архитектурно- планировочного задания и выделению красных линий застройки;
— затраты по разбивке основных осей зданий и сооружений, переносу их в натуру и закреплению пунктами и знаками;
— плата за землю при изъятии (выкупе) земельного участка для строительства, а также выплата земельного налога (аренды) в период строительства;
— затраты, связанные с получением заказчиком и проектной организацией исходных данных, технических условий на проектирование и проведение необходимых согласований по проектным решениям, а также выполнением по требованию органов местного самоуправления исполнительной контрольной съемки построенных инженерных сетей;
— плата за аренду земельного участка, предоставляемого на период проектирования и строительства объекта;
— затраты, связанные с компенсацией за сносимые строения, ущерб, наносимый природной среде, возмещением убытков и потерь при переносе зданий и сооружений, возмещением потерь сельскохозяйственного производства при отводе земель;
— затраты, связанные с неблагоприятными гидрогеологическими условиями территории строительства и необходимостью устройства объездов для городского транспорта;
— дополнительные затраты при производстве строительно-монтажных (ремонтно-строительных) работ в зимнее время;
— затраты на содержание действующих постоянных автомобильных дорог и восстановление их после окончания строительства;
— затраты по перевозке автомобильным транспортом работников строительных и монтажных организаций или компенсация расходов по организации специальных маршрутов городского пассажирского транспорта;
— затраты, связанные с осуществлением работ вахтовым методом;
— затраты, связанные с командированием рабочих для выполнения строительных, монтажных и специальных строительных работ;
— затраты, связанные с перебазированием строительно-монтажных организаций с одной стройки на другую;
— затраты, связанные с премированием за ввод в действие построенных объектов;
— средства на покрытие затрат строительных организаций по добровольному страхованию работников и имущества, в том числе строительных рисков;
— затраты на организацию и проведение подрядных торгов (тендеров);
— затраты на проведение специальных мероприятий по обеспечению нормальных условий труда;
— затраты на проведение пусконаладочных работ;
— содержание дирекции (технического надзора) строящегося предприятия;
— экспертиза предпроектной и проектной документации;
— разработка тендерной документации;
— затраты, связанные с уплатой налога на добавленную стоимость (НДС).
Для большинства перечисленных расходов может быть составлена локальная смета или локальный сметный расчет (например, проектные и изыскательские работы см. гл. 2 настоящего издания). Отдельные расходы вычисляются при помощи укрупненного сметного норматива, как часть от прямых затрат в текущих ценах, включая накладные расходы и сметную прибыль (например, расходы на авторский надзор, НДС). Кроме этого представленный перечень содержит расходы, которые следует относить к условно-постоянным, т. е. выплачиваемые за определенный промежуток времени (например, плата за землю, страховые взносы).
Необходимо еще раз подчеркнуть, что расходы по статье (главе сметного расчета) «Прочие работы и затраты» определяются генеральным подрядчиком для крупных объектов строительства, продолжительность возведения которых, как правило, превышает 12 месяцев. Такие расходы составляют часть стоимости строительной продукции, вычисленной в объектных и сводных сметах и сметных расчетах. Локальные сметы и сметные расчеты в большинстве случаев не содержат раздела «Прочие работы и затраты».
Какие расходы относятся к прочим в бухучете
Все затраты любой организации можно упрощенно разделить на те, которые связаны с ее основной деятельностью, и прочие расходы. Формировать необходимые данные о прочих расходах в бухгалтерском учете нужно на основании гл. 3 ПБУ 10/99.
Согласно п. 11 данного нормативного акта, к прочим относят расходы, возникающие:
Для прочих расходов в бухгалтерском учете этот перечень является открытым.
Для коммерческой фирмы прочие расходы, как и затраты, связанные с ее основным видом деятельности, — это важная часть учетной системы, так как данная информация влияет на принятие правильных управленческих решений.
К расходам в бухучете предъявляются следующие требования:
Чтобы узнать больше об отражении результатов, не связанных с основной деятельностью, читайте статью «Бухгалтерский учет прочих доходов и расходов (нюансы)».
Проводки для учета прочих расходов
Отражаются операции по прочим расходам на счете 91 «Прочие доходы и расходы», по дебету которого фиксируют расходы, а по кредиту — доходы. Учет ведется с использованием следующих субсчетов:
Счет 91 в конце каждого месяца не имеет остатка — просчитываются обороты по дебету и кредиту, выводится их общее сальдо и записывается на субсчете 91-9 в корреспонденции со счетом 99 «Прибыли и убытки».
Проводки будут выглядеть так:
Аналитический учет прочих расходов на счете 91 рекомендуется вести отдельно по каждой из операций, чтобы иметь перед глазами полную картину их влияния на результат работы компании.
Примеры бухгалтерских записей в связи с признанием прочих расходов вы можете посмотреть в КонсультантПлюс. Пробный доступ к системе предоставляется бесплатно.
Общий остаток на счете 91 в последний день месяца получается нулевой, но на его субсчетах с начала года аккумулируются суммы по дебету и кредиту. В конце декабря на субсчет 91-9 переносятся суммы с субсчетов 91-1 и 91-2, собранные за год внутренними проводками:
В бухгалтерской отчетности прочие расходы указываются в отчете о финансовых результатах по строке 2350.
Пример заполнения строки 2350 можно посмотреть в Путеводителе по бухгалтерской отчетности, получив бесплатный пробный доступ к КонсультантПлюс.
Прочие расходы в налоговом учете – это…
В практике каждого бухгалтера имеются такие случаи, когда производятся затраты, не связанные с основной коммерческой деятельностью. Тогда возникает вопрос: можно ли отражать эти расходы при ведении налогового учета? Чтобы ответить на него, нужно обратиться к ст. 265 «Внереализационные расходы» НК РФ, в которой указан список обоснованных для уменьшения налогооблагаемой базы трат, не относящихся к основной деятельности.
В реальности часто существуют такие траты организации, которые принимаются в бухгалтерском учете, но не могут быть учтены в налоговом учете. Бухгалтер должен их хорошо знать.
К ним, в частности, относятся:
Не все отраженные в бухучете затраты организации можно учесть при ведении налогового учета. Это создает временные разницы, которые необходимо учитывать в соответствии с ПБУ 18/02.
Налоговый кодекс: прочие расходы при налогообложении
Чтобы правильно сформировать полученную прибыль для расчета налога, необходимо руководствоваться специальным списком внереализационных расходов, который содержит ст. 265 НК РФ. Этот перечень включает:
К внереализационным расходам относят также убытки от стихийных бедствий, безнадежные долги, порчу материальных ценностей при отсутствии виновного лица и др.
Перечень таких расходов открыт. К нему могут быть отнесены другие траты предприятия, не относящиеся к производству и реализации. Главным при этом является то, что необходимо соблюдать условие, указанное в п. 1 ст. 252 НК, — затраты нужны для полноценной деятельности организации и должны быть оформлены документально надлежащим образом и со всеми необходимыми реквизитами.
Момент признания расхода для расчета налогов также оговорен в НК РФ. Если согласно учетной политике организации применяется метод начисления, то нужно пользоваться указаниями п. 7 ст. 272 НК РФ. При кассовом методе для списания внереализационных расходов необходимо руководствоваться п. 3 ст. 273 НК РФ.
Что говорит Налоговый кодекс о внереализационных расходах, вы узнаете из статьи «Ст. 265 НК РФ: вопросы и ответы».
Итоги
Достоверное отражение прочих расходов в бухгалтерском и налоговом учете помогает не только избавить компанию от претензий контролеров, но и получить информацию для принятия стратегических решений. Поэтому бухгалтеру важно правильно идентифицировать расходную хозяйственную операцию, оперируя нормами бухгалтерского и налогового законодательства.