Что относится к прочим неналоговым доходам
Что относится к прочим неналоговым доходам
БК РФ Статья 41. Виды доходов бюджетов
(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. К доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.
2. К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных налогов, местных налогов и сборов, а также пеней и штрафов по ним.
(в ред. Федерального закона от 03.11.2015 N 301-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. К неналоговым доходам бюджетов относятся:
доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, используемых единым институтом развития в жилищной сфере в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства»;
(в ред. Федеральных законов от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от 24.11.2014 N 375-ФЗ, от 03.07.2016 N 345-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением движимого имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, используемых единым институтом развития в жилищной сфере в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства»;
(в ред. Федеральных законов от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от 28.12.2013 N 418-ФЗ, от 24.11.2014 N 375-ФЗ, от 03.07.2016 N 345-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями;
(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
средства самообложения граждан, инициативные платежи;
(в ред. Федерального закона от 20.07.2020 N 216-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
иные неналоговые доходы.
4. К безвозмездным поступлениям относятся:
дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии);
субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации;
иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.
5. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и платных услуг, оказываемых казенными учреждениями, средства безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности при составлении, утверждении, исполнении бюджета и составлении отчетности о его исполнении включаются в состав доходов бюджета.
(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, договоры, в соответствии с которыми уплачиваются платежи, являющиеся источниками неналоговых доходов бюджетов, должны предусматривать положения о порядке их исчисления, размерах, сроках и (или) об условиях их уплаты.
(п. 6 введен Федеральным законом от 22.10.2014 N 311-ФЗ)
Что относится к прочим неналоговым доходам
БК РФ Статья 51. Неналоговые доходы федерального бюджета
1. Неналоговые доходы федерального бюджета формируются в соответствии со статьями 41, 42 и 46 настоящего Кодекса, в том числе за счет:
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 01.07.2021 N 251-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 01.07.2021 N 251-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 15.04.2019 N 62-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 01.07.2021 N 251-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 01.07.2021 N 251-ФЗ)
(п. 1 в ред. Федерального закона от 07.03.2018 N 45-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. В доходах федерального бюджета, помимо перечисленных в пункте 1 настоящей статьи, также учитываются:
(в ред. Федеральных законов от 29.05.2002 N 57-ФЗ, от 26.04.2007 N 63-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
доходы от внешнеэкономической деятельности;
(см. текст в предыдущей редакции)
средства, полученные организациями от реализации продуктов утилизации вооружения и военной техники после уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей;
(абзац введен Федеральным законом от 22.10.2014 N 311-ФЗ)
средства, полученные от выпуска материальных ценностей из государственного запаса специального сырья и делящихся материалов после уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей.
(абзац введен Федеральным законом от 22.10.2014 N 311-ФЗ)
Что является прочими доходами в бухгалтерском учете?
Что включают в прочие доходы?
Учет прочих доходов регулирует ПБУ 9/99 «Доходы организации» (утв. приказом Минфина от 06.05.1999 № 32н). Положение делит поступления организации на доходы от обычных видов деятельности и прочие доходы. Под доходами от обычных видов деятельности подразумевается выручка от продажи товаров и услуг (работ), то есть поступления от повседневной деятельности коммерческой организации. Важно отметить, что обычные виды деятельности не ограничиваются основными видами деятельности (которые указываются в заявлении при регистрации компании и требуют ежегодного подтверждения). Главным критерием отнесения деятельности к обычному виду является то, что она:
Все, что не отнесено к доходам по обычным видам деятельности, причисляется к прочим доходам. Положение приводит перечень доходов, которые необходимо включить в категорию «прочих»:
Пример от КосультантПлюс:
Организация заключила договор аренды, по условиям которого она передает в аренду принадлежащее ей оборудование сроком на 1 месяц. Предоставление имущества в аренду не является для организации основным видом деятельности. Стоимость аренды 37 200 рублей, в том числе НДС 20%. Получите пробный демо-доступ к системе К+ и бесплатно узнайте, как организация отобразила прочие доходы в бухгалтерском и налоговом учете.
По какой стоимости принимать к учету прочие доходы?
Поступления, признаваемые прочими доходами, принимаются к учету по фактической стоимости, кроме следующих случаев:
Когда можно признать прочие доходы?
Условия принятия к учету прочих доходов разнятся в зависимости от конкретного вида поступлений:
Для принятия к учету поступлений от продажи активов в качестве прочих доходов должны выполняться следующие условия:
В случае отсутствия хотя бы одного перечисленного критерия поступившая оплата не может быть признана доходом, вместо него формируется кредиторская задолженность.
Различие в классификации доходов в бухгалтерском и налоговом учете
В налоговом учете практикуется разделение на операционные и внереализационные доходы, и данная классификация не совсем соответствует разделению, применяемому для бухгалтерских целей. Таким образом, некоторые доходы, признанные в бухучете, не могут приниматься в налоговом учете, в результате чего образуются постоянные разницы. Такие доходы будут дополнять бухгалтерскую прибыль, но не влиять на налоговый показатель. Например:
Об особенностях учета внереализационных доходов для налоговой прибыли можно прочитать в материале «Как учитывать внереализационные доходы при расчете налога на прибыль?».
Почему прочие доходы являются важной составляющей отчета о финансовых результатах?
Прочие доходы могут оказать влияние на финансовый результат предприятия. Так, при убытках от обычного вида деятельности в совокупности с прочими доходами финансовый результат может оказаться положительным.
К примеру, организация может выставлять счета в долларах и получать оплату в рублях по курсу на день платежа. При падении рубля, как, например, в недавний кризис, образуется солидная положительная курсовая разница, которая может перекрывать убыток по обычному виду деятельности.
Обратная ситуация может возникнуть при учете связанных с прочими доходами расходов. Несмотря на прибыльность основного бизнеса в течение года, вследствие большого значения прочих расходов (связанных с прочими доходами) отчет о прибылях и убытках будет давать отрицательный результат. Итоговый отчет при этом сформирует негативное впечатление о состоянии дел на предприятии для сторонних пользователей (банкиров, инвесторов, акционеров, потенциальных контрагентов).
Какие еще доходы можно отнести к прочим и как правильно отобразить их в бухгалтерской отчетности, детально рассказали эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе К+ и бесплатно переходите в Путеводитель по налогам.
Об особенностях учета прочих доходов и расходов можно прочитать в материале «Бухгалтерский учет прочих доходов и расходов (нюансы)».
Итоги
Перечень доходов, которые бухгалтер должен отнести к прочим, приведен в ПБУ 9/99, гл. 3. Среди них в бизнесе часто приходится иметь дело с доходами от продажи активов, от сдачи в аренду имущества, положительными курсовыми разницами и положительной переоценкой имущества. В большинстве случаев доходы принимаются к учету в сумме фактических денежных поступлений.
Для признания прочих доходов необходимо выполнение ряда условий, основными из них можно назвать подтверждение права на доход и измеримость дохода. Существуют нюансы между бухгалтерским и налоговым учетом доходов, когда доходы признаются в бухучете, но никак не влияют на налоговую прибыль, вследствие чего появляются постоянные разницы.
Признавать и точно классифицировать доходы важно для правильного определения прибыли компании и, как следствие, корректной оценки финансового благополучия.
Что относится к прочим неналоговым доходам
(см. текст в предыдущей редакции)
Неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации формируются в соответствии со статьями 41, 42 и 46 настоящего Кодекса, в том числе за счет:
доходов от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями субъектов Российской Федерации;
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 01.07.2021 N 251-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 01.07.2021 N 251-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 01.07.2021 N 251-ФЗ)
(часть первая в ред. Федерального закона от 07.03.2018 N 45-ФЗ (ред. 28.11.2018))
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 22.10.2014 N 311-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 03.12.2012 N 244-ФЗ, от 15.04.2019 N 62-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 22.10.2014 N 311-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 22.10.2014 N 311-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 24.07.2008 N 161-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 24.07.2008 N 161-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 24.07.2007 N 212-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 26.12.2014 N 450-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 26.12.2014 N 450-ФЗ; в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 406-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 26.12.2014 N 450-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 26.12.2014 N 450-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 01.07.2021 N 251-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 01.07.2021 N 251-ФЗ)
(часть вторая в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Указанные в статье 58 настоящего Кодекса неналоговые доходы могут быть переданы полностью или частично органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствующие местные бюджеты в порядке, предусмотренном статьей 58 настоящего Кодекса.
(часть третья введена Федеральным законом от 02.08.2019 N 307-ФЗ)
Статья 41 БК РФ. Виды доходов бюджетов (действующая редакция)
1. К доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.
2. К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных налогов, местных налогов и сборов, а также пеней и штрафов по ним.
3. К неналоговым доходам бюджетов относятся:
доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, используемых единым институтом развития в жилищной сфере в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства»;
доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением движимого имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, используемых единым институтом развития в жилищной сфере в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства»;
доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями;
средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
средства самообложения граждан, инициативные платежи;
иные неналоговые доходы.
4. К безвозмездным поступлениям относятся:
дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии);
субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации;
иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.
5. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и платных услуг, оказываемых казенными учреждениями, средства безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности при составлении, утверждении, исполнении бюджета и составлении отчетности о его исполнении включаются в состав доходов бюджета.
6. Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, договоры, в соответствии с которыми уплачиваются платежи, являющиеся источниками неналоговых доходов бюджетов, должны предусматривать положения о порядке их исчисления, размерах, сроках и (или) об условиях их уплаты.
Комментарий к ст. 41 БК РФ
Комментируемая статья подразделяет все доходы бюджета на:
При этом пункт 6 статьи 41 БК РФ введен Федеральным законом от 22.10.2014 N 311-ФЗ и нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, договоры подлежат приведению в соответствие с данной нормой не позднее 1 июля 2015 года.
К федеральным налогам и сборам относятся:
1) налог на добавленную стоимость;
3) налог на доходы физических лиц;
5) налог на прибыль организаций;
6) налог на добычу полезных ископаемых;
9) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
10) государственная пошлина.
К региональным налогам относятся:
1) налог на имущество организаций;
2) налог на игорный бизнес;
3) транспортный налог.
К местным налогам и сборам относятся:
2) налог на имущество физических лиц;
Кроме того, НК РФ установлены также специальные налоговые режимы, которые предусматривают иные федеральные налоги:
1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
2) упрощенная система налогообложения;
3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
5) патентная система налогообложения.
На практике некоторые учреждения полагают, что, поскольку соответствующие доходы ими перечисляются в бюджет, такие доходы в целях налогообложения прибыли не учитываются. Налоговые органы в свою очередь полагают, что расходы, произведенные за счет указанных средств, которые получены учреждениями обратно в качестве финансирования, не могут быть учтены в целях налогообложения.
Однако данная позиция как учреждений, так и налоговых органов неправомерна.
В Постановлении ФАС Уральского округа от 06.02.2014 N Ф09-14277/13 суд частично удовлетворил иск налогового органа о взыскании с учреждения задолженности по налогам и сборам, в том числе налога на прибыль, пени, штрафа за неуплату налога на прибыль организаций по пункту 1 статьи 122 НК РФ. Суд пришел к выводу, что то обстоятельство, что учреждение, действуя во исполнение пункта 3 статьи 41 БК РФ и соответствующих положений федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, перечисляло доходы от оказания услуг по охране в федеральный бюджет и затем получало их в качестве финансирования, не освобождает его от обязанности по включению средств, полученных в качестве оплаты за оказанные услуги, в состав налогооблагаемых доходов и, следовательно, не лишает права учесть понесенные при осуществлении упомянутой деятельности расходы при исчислении налога на прибыль.
Согласно части 3 статьи 41 БК РФ доходы от продажи имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий к доходам бюджетов не относятся.
Такая позиция изложена в Постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2014 N А41-46176/11.