Что относится к проблемным методам обучения обж
Доклад «Проблемное обучение на уроках ОБЖ»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
МКОУ «Хуршнинская СОШ»
МКОУ «Хуршнинская СОШ»
Абдусаламов Гасан Шарапудинович
Сегодня под проблемным обучением (по Г. Селевко) принимается такая организация учебного процесса, которая предполагает создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками, развитие мыслительных способностей.
Приобретение (усвоение) знаний учащихся.
Повышение прочности знаний.
Усвоение способов самостоятельной деятельности.
Развитие познавательных и творческих способностей.
Концептуальные положения (по Д. Дьюи):
• Ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а как результат удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.
Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала урока, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.
Проблемные ситуации могут быть различными по характеру неизвестного, интересности содержания, уровню проблемности, другим методическим особенностям.
По содержанию решаемых проблем на уроках ОБЖ различают два вида проблемного обучения:
решение практических проблем, поиск практического решения, то есть способа применения полученного знания в новой ситуации; в основе этого вида проблемного обучения лежат постановка и решение практических ситуативных проблем.
Различают два типа проблемных ситуаций: педагогическую и психологическую.
Первая представляет собой особую организацию учебного процесса, вторая касается деятельности учеников.
Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, постановки учителем вопросов, подчеркивающих противоречия, важность необходимость.
Методические приемы создания проблемных ситуаций:
учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
сталкивает противоречия практической деятельности;
излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
побуждает учеников делать сравнения, обобщения, выводы из ситуаций, сопоставлять факты (побуждающие к диалогу);
ставит конкретные вопросы (на обобщение, конкретизацию, логику рассуждений и поступков);
формулирует проблемные задачи (например с недостаточ ными или избыточными исходными данными, с неопределенно стью в постановке вопроса, противоречивыми данными, заведомо допущенными ошибками, выводами).
Для успешной реализации технологии проблемного обу чения необходимы:
построение оптимальной системы проблемных ситуаций и средств их создания (устного и письменного слова, видеозапи си, мультимедиасредств);
отбор самых актуальных, сущностных, часто встреча ющихся в жизни детей экстремальных ситуаций и проблем;
наконец в проблемном обучении исключительное значение имеют личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать активную познавательную деятельность учащихся на уроке.
Уровни проблемного обучения:
уровень полусамостоятельной активности характеризуется применением усвоенных знаний в новой ситуации и участием вместе с учителем поиска способа решения поставленной задачи;
уровень самостоятельной активности предусматривает вы полнение самостоятельных заданий, упражнений, работ с тек стом ученика, конструирует ситуативные решения среднего уровня сложности, помощь педагога при этом минимальна;
уровень творческой активности характеризует выполнение самостоятельных работ, требующих воображения, логического анализа, открытия нового варианта или способа решения ситуа ции, самостоятельного доказательства.
СТАТЬЯ «ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ФГОС В ПРЕПОДАВАНИИ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Применение технологии проблемного обучения ПО ФГОС в преподавании основ безопасности жизнедеятельности
Автор: Шефер Яков Андреевич
Поиск путей совершенствования системы образования в Российской Федерации приводит к пересмотру как содержание образования и обучения, так и технологию образовательного процесса. Использование новых методов и приемов обучения, разработка новых форм организации учебно-воспитательного процесса, обращение к принципиально новым средствам обучения дарует возможности для внедрения научно-технического прогресса в новые технологии обучения ОБЖ в соответствии с требованиями ФГОС.
Традиционные методы обучения ОБЖ, нацеленные на предоставление готовых знаний, имеют немаловажное значение, но затрудняют освоение школьникам жизненных ситуаций проблемного характера. Они определяют чаще всего выработку шаблонного поведения и главным образом направлены на долговременную память и конвергентное мышление. В большей мере такие методы не соответствуют современным требованиям ФГОС, поэтому возникает необходимость в новых технологиях. Мы обратимся к рассмотрению проблемного обучения в преподавании курса ОБЖ для учащихся МКОУ СОШ №15 г. Шадринска.
Рассмотрим понятие проблемное обучение это прежде всего организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению. [7]
На наш взгляд проблемное обучение ориентировано на создание проблемных ситуаций, на понимание, принятие и разрешение этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя, при оптимальной самостоятельности первых и под общим направляющим руководством последнего, а также в овладении учащимися в процессе такой деятельности обобщенными знаниями и общими принципами решения проблемных задач.
Если при традиционном обучении мы даем теоретические положения в готовом виде, то при проблемном обучении мы подводим школьников к противоречию и предлагаем им самим найти способ его решения, сталкивает противоречия практической деятельности, излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос.
Типичные задания проблемного обучения: рассмотреть явление с различных позиций, провести сравнение, обобщение, сформулировать выводы из ситуации, сопоставить факты, сформулировать самим конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения).
Например, на уроке для учащихся 7 класса по теме «Виды перекрёстков. Правила безопасного поведения пешеходов на перекрёстках.» было предложено найти соответствие между частью текста и его общей идеей в рассказе из журнала «Переменка» (о дорожных знаках, о светофоре, о регулировщике), а затем формулируются вопросы проблемного характера:
Какие группы знаков участвовали в споре?
Каково было основные предназначения светофора?
Чтобы произошло, если бы не было этих способов регулирования на дорогах?
Чем необходимо руководствоваться есть дорожные знаки и регулировщик?
В конце работы над текстом учащимся предлагается выделить не только главную, но и избыточную информацию (перечисление дорожных знаков).
Цель (правила безопасного движения пешеходов) постепенно раскрывается в ходе решения проблемы.
На наш взгляд суть активизации обучения у учащихся заключается в такой организации учебной деятельности, при которой учащийся осваивает основные навыки получения знаний и на основе этого обучится самостоятельно находить знания.
По нашему опыту имеет место возникновение проблемной ситуации и ее осознание учащимися при изучении почти каждой темы на уроках основ безопасности жизнедеятельности. Однако подготовленность ученика к проблемному обучению обусловлена, прежде всего, его умением увидеть предлагаемую учителем проблему, сформулировать ее, найти решение и реализовать ее эффективными приемами. Таким образом, в проблемной ситуации ученик оказывается перед противоречиями и потребностью самостоятельного поиска выхода из этих противоречий.
Важно обратится к типам проблемных ситуаций, наиболее часто возникающих в учебном процессе:
Проблемная ситуация создается тогда, когда выявляется несоответствие между имеющимися уже системами знаний у учащихся и новых требований (между старыми знаниями и новыми фактами, между знаниями более низкого и более высокого уровня, между житейскими и научными знаниями).
Проблемные ситуации появляются при необходимости многообразного выбора из систем имеющихся знаний единственно необходимой системы, использование которой только и может обеспечить правильное решение предложенной проблемной задачи.
Проблемные ситуации возникают перед учащимися тогда, когда они сталкиваются с новыми практическими условиями использования уже имеющихся знаний, когда имеет место поиск путей применения знаний на практике.
Проблемная ситуация появляется в том случае, если имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью или нецелесообразностью избранного способа, а также между практически достигнутым результатом выполнения задания и отсутствием теоретического обоснования.
Проблемные ситуации при решении технических задач возникают тогда, когда между схематическим изображением и конструктивным оформлением технического устройства отсутствует прямое соответствие.
Проблемные ситуации создаются и тем, что существует объективно заложенное в принципиальных схемах противоречие между статическим характером самих изображений и необходимостью прочитать в них динамические процессы [4].
Обратимся к правилам создания проблемных ситуаций. Для создания проблемной ситуации необходимо:
Перед учащимся должно быть поставлено такое практическое или теоретическое задание, при выполнении которого он должен открыть подлежащие усвоению новые знания или действия. При этом следует соблюдать такие условия:
задание основывается на тех знаниях и умениях, которыми владеет учащийся;
неизвестное, которое нужно открыть, составляет подлежащую усвоению общую закономерность, общий способ действия или некоторые общие условия выполнения действия;
выполнение проблемного задания должно вызвать у учащегося потребность в усваиваемом знании.
Предлагаемое ученику проблемное задание должно соответствовать его интеллектуальным возможностям.
Проблемное задание должно предшествовать объяснению подлежащего усвоению учебного материала.
В качестве проблемных заданий могут служить: а) учебные задачи; б) вопросы; в) практические задания и т.п.
Однако нельзя смешивать проблемное задание и проблемную ситуацию. Проблемное задание само по себе не является проблемной ситуацией, оно может вызвать проблемную ситуацию лишь при определенных условиях.
Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий.
Возникшую проблемную ситуацию должен формулировать учитель путем указания ученику на причины невыполнения им поставленного практического учебного задания или невозможности объяснить им те или иные продемонстрированные факты [6].
Функции проблемного обучения в условиях преподавания курса ОБЖ: усвоение учениками системы знаний о безопасности жизнедеятельности и способов практической деятельности в ЧС, развитие интеллекта учащихся, формирование диалектического мышления школьников, формирование всесторонне развитой личности, воспитание навыков творческого усвоения знаний, воспитание навыков применения знаний и умение решать проблемы сохранения и укрепления своего здоровья, формирование и накопление опыта действий в опасных ситуациях, формирование мотивов обучения, социальных, нравственных и познавательных потребностей [2].
Основными элементами проблемной ситуации являются вопросы, задача, наглядность, задание. Вопрос имеет первостепенное значение, т. к. стимулирует и направляет мыслительную деятельность учащихся. Задача является важным фактом повышения познавательной активности обучающихся. Наглядность служит инструментом «схватывания» обобщенного «видения» содержания новых абстрактных понятий и представлений и облегчает формирование научных понятий [2].
Дидактические цели проблемного обучения: привлечь внимание ученика, возбудить у него познавательный интерес и другие мотивы деятельности; поставить его перед таким познавательным затруднением, продолжение которого активизировало вы мыслительную деятельность; помочь ему определить в познавательной задаче, вопросе, задании основную проблему и наметить план поиска путей выхода из возникшего затруднения; побудить ученика к активной поисковой деятельности; помочь ему определить границы актуализируемых ранее усвоенных заданий и указать направление поиска наиболее рационального пути выхода из ситуации затруднения [3].
Структура проблемного урока:
Очень часто на уроках ОБЖ делают «открытие» при изучении нового материала дети с нестандартным мышлением, не отличающиеся дисциплинированностью и далеко не «отличники». Именно на уроках основ безопасности жизнедеятельности складывается ситуация успеха на уроке практически для каждого ребенка. Поэтому такой подход делает процесс изучения нового материала на уроке более демократичным, ориентированным на разных учащихся с разными интересами и способностями.
Учащиеся не получают готовые знания, а в результате постановки проблемной ситуации испытывают затруднение либо удивление и начинают поиск решения, открывая новые знания самостоятельно. Проблемное обучение вызывает со стороны обучающихся живые споры, обсуждения, создается обстановка увлеченности, раздумий, поиска. Это плодотворно сказывается на отношении школьника к учению. Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить [3].
Кроме того, создание проблемного обучения трудоёмко, так как к каждому уроку необходимо подбирать соответствующие упражнения для актуализации знаний и создания проблемной ситуации, продумывать постановку проблемы и выбор путей её решения в соответствии с принципом рациональности. Но на данном этапе внедрения ФГОС обучение должно быть проблемным, так как оно формирует творческую личность, способную логически мыслить, находить решение в различных проблемных ситуациях, способную к высокому самоанализу, саморазвитию, самокоррекции. Таким образом, проблемное обучение отвечает новым стандартам и эффективен в развитии самообучения учащихся.
Ермоленко, С.Л. Использование технологии проблемного обучения в преподавании курса основы безопасности жизнедеятельности // Педагогика высшей школы. — 2015. — №3. — С. 72-75.
Проблемное обучение на уроках ОБЖ
Уроки ОБЖ. Проблемное обучение
Сегодня под проблемным обучением (технологией проблемного обучения по Г. Селевко) принимается такая организация учебного процесса, которая предполагает создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками, развитие мыслительных способностей.
Целевые ориентации:
• Приобретение (усвоение) знаний учащихся.
• Повышение прочности знаний.
• Усвоение способов самостоятельной деятельности.
• Развитие познавательных и творческих способностей.
Концептуальные положения (по Д. Дьюи):
• Ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а как результат удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.
Особенности содержания.
Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала урока, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.
Проблемные ситуации могут быть различными по характеру неизвестного, интересности содержания, уровню проблемности, другим методическим особенностям.
По содержанию решаемых проблем на уроках ОБЖ различают два вида проблемного обучения:
• решение практических проблем, поиск практического решения, то есть способа применения полученного знания в новой ситуации; в основе этого вида проблемного обучения лежат постановка и решение практических ситуативных проблем.
Особенности методики
Различают два типа проблемных ситуаций: педагогическую и психологическую.
Первая представляет собой особую организацию учебного процесса, вторая касается деятельности учеников.
Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, постановки учителем вопросов, подчеркивающих противоречия, важность необходимость.
Технологическая схема цикла проблемного обучения (постановка и разрешение проблемной ситуации) показана на рисунке.
Методические приемы создания проблемных ситуаций:
• учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
• сталкивает противоречия практической деятельности;
• излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
• побуждает учеников делать сравнения, обобщения, выводы из ситуаций, сопоставлять факты (побуждающие к диалогу);
• ставит конкретные вопросы (на обобщение, конкретизацию, логику рассуждений и поступков);
• формулирует проблемные задачи (например, с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, противоречивыми данными, заведомо допущенными ошибками, выводами).
Для успешной реализации технологии проблемного обучения необходимы:
• построение оптимальной системы проблемных ситуаций и средств их создания (устного и письменного слова, видеозаписи, мультимедиасредств);
• отбор самых актуальных, сущностных, часто встречающихся в жизни детей экстремальных ситуаций и проблем;
• наконец в проблемном обучении исключительное значение имеют личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать активную познавательную деятельность учащихся на уроке.
УРОК. Логическая структура проблемного урока имеет не линейный характер, а спиралеобразный вид. Логика учебного процесса такова: если в начале урока поставлена проблема, а последующий ход урока направлен на ее разрешение, то учитель и ученики периодически будут возвращаться к началу урока, к тому, как она была поставлена.
Уровни проблемного обучения:
• уровень полусамостоятельной активности характеризуется применением усвоенных знаний в новой ситуации и участием вместе с учителем поиска способа решения поставленной задачи;
• уровень самостоятельной активности предусматривает выполнение самостоятельных заданий, упражнений, работ с текстом ученика, конструирует ситуативные решения среднего уровня сложности, помощь педагога при этом минимальна;
• уровень творческой активности характеризует выполнение самостоятельных работ, требующих воображения, логического анализа, открытия нового варианта или способа решения ситуации, самостоятельного доказательства.
Проблемные методы обучения и Мотивации к Обучению на уроках ОБЖ
Владимир Зуйков
Проблемные методы обучения и Мотивации к Обучению на уроках ОБЖ
преподаватель организатор ОБЖ
В настоящее время проводя анализ обучение основам безопасности жизнедеятельности у школьников стремление к обучению сформированы плохо. Это связано с тем, что данный предмет не сдается как единый государственный экзамен и не принимается как профильный ни в одном вузе, даже на специальности «Безопасность жизнедеятельности». Таким образом, настоящее время обострило противоречие между необходимостью формирования мотивации к обучению основам безопасности жизнедеятельности у учащихся и недостаточной разработанностью эффективных форм и методов, повышающих интерес к получению жизненно необходимых знаний по этому предмету. Для психики детского и подросткового возраста характерно отсутствие четкой направленности мотивов деятельности. «Влияние улицы», а также расширяющееся информационное поле создают множество направлений формирования, которые не поддаются контролю со стороны родителей и учителей. Отсюда возникает необходимость пристального внимания к формированию мотивов к обучению школьника.
Успех обучения, по моему мнению,определяется тремя глобальными факторами:
– умственными способностями (интеллект) обучаемого;
– его мотивацией относительно цели обучения;
– техникой обучения и работы (методика обучения)
Однако известно, что если взять успех обучения за 100%, то от учителя и его методов зависит только 15%, остальные 85%распределяются следующим образом: способность к предмету – 30%, интеллигентность – 20%, мотивация – 30%, внимание и усердие – 5%. Из цифр видно, что для успешного обучения нам необходима повышенная мотивация и стимулы, увеличивающие внимание и усердие
Таким образом считаю что, важнейшая задача школьного обучения – формирование учебно-познавательных мотивов. Формирование этих мотивов основывается на трёх факторах:
1. Способности, задатки ребёнка.
2. Субъект (воля и эмоции ребёнка, преодоление своих неспособностей).
3. Среда (которая подаёт пример, образец, заинтересовывает, мотивирует или вынуждает действовать).
Дать равные возможности развития всем детям с разными способностями – задача школы. Все эти факторы взаимосвязаны и отсутствие или сформированность одного влияет на общее развитие ребёнка Компенсаторными механизмами в работе с подростками являются личностно-проблемные занятия, коллективные диспуты, беседы, личностные отношения, «откровенный разговор» психологическая помощь каждому индивидуально. В работе с ними мне приходится ориентироваться на лидера, формального или неформального, роль руководителя подростками не воспринимается. Усиливается роль и значение внеклассной работы. У старшеклассников повышение мотивации основано на личностно-ориентированной системе учёта индивидуальных возможностей, направленных на самоопределение, стремление сохранить свою индивидуальность, быть самим собой, с учётом мотивов, обусловленных выбором профессии. Кстати в прошлом году профессию стать военным выразили 6 из 8 выпускников что радует.
Важной стороной изучения и формирования учащихся является обеспечение гуманных отношений между учителем и учеником:
1. При изучении психологических особенностей конкретного ребенка сравниваю его не с другими детьми, а с ним самим, его прежними результатами, оценивать его по индивидуальному вкладу в то или иное достижение. Пример; братья Бекинины Александр и Михаил. совершенно разные по темпераменту. способные принести определенные проблемы. 8-в Класс. При индивидуальном подходе заметно возросла мотивация к обучению по предмету ОБЖ и участие в соревнованиях.
2. Стараюсь подходить к психологическому изучению и формированию мировоззрения учащихся с оптимистической гипотезой. Она означает определение оптимальной зоны, в которой ребенок, несмотря на внешне небольшие успехи, проявляет больший интерес, добивается несколько больших достижений, чем в других сферах. Такой же оптимистический подход должен быть и при прогнозе.
3. Стремлюсь за внешне одинаковыми проявлениями (например, отсутствие положительной динамики к учению, увидеть разные причины этого и их сочетание, неповторимое для каждого ребенка (неумение учиться, не сформированность, умений постановки целей). Так, за внешне высоким уровнем к учению могут скрываться мотивы личного преуспевания, а за внешне низким – могут стоять большая требовательность к себе и критичность. Одна и та же учебная деятельность может иметь для разных учащихся различный смысл. Занятие организовываю так, чтобы школьнику было интересно от самого процесса учения и радостно от общения с учителем, одноклассниками. В группе создается атмосфера сотрудничества, доверия и взаимного уважения. Интерес и радость должны быть основными переживаниями учащегося в процессе обучения совершенствования.
Составить первичное представление можно, наблюдая отношения учащегося к учению.
Исследования позволяют выделить несколько ступеней включенности обучаемого в процессе учения:
– безразличное (или нейтральное);
– положительное-1 (аморфное, нерасчлененное);
– положительное-2 (познавательное, инициативное, осознанное);
– положительное-3 (личностное, ответственное, действенное).
Мое мнение что это можно разделить пропорционально количеству учеников и в % будет 30+30+30+10
С активностью непосредственно сопрягается еще одна важная сторона деятельности учащихся – самостоятельность, связанная с определением объекта, средств деятельности, ее осуществления самим учащимся без помощи взрослых и учителей. Наибольший активизирующий эффект на уроках дают ситуации, в которых обучаемые:
– отстаивают свое мнение;
– принимают участие в дискуссиях и обсуждениях;
– ставят вопросы своим товарищам и учителям;
– рецензируют ответы товарищей;
– оценивают ответы и письменные работы товарищей;
– занимаются обучением отстающих;
– объясняют более слабым ученикам непонятные места;
– самостоятельно выбирают посильное задание;
– находят несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);
– создают ситуации самопроверки, анализа познавательных личных и практических действий;
– решают познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения
Все новые технологии самостоятельного обучения имеют в виду, прежде всего,повышение активности школьников: истина, добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность. Увы внедрение в учебный процесс нового поколения интерактивных учебных пособий в Севастополе и в Инкермане затянулся и неизвестно когда мы получим интерактивные доски, мультимедийную технику и тд. А может это и к лучшему по старинке пользуясь своим ноутбуком и техникой образца 70-х годов прошлого века. Одним из постоянных действующих мотивов человеческой деятельности является интерес.
Интерес (от лат. interest –имеет значение, важно) – реальная причина действий, ощущаемая человеком как особо важная. Интерес можно определить как положительное оценочное отношение субъекта к его деятельности. Познавательный интерес проявляется в эмоциональном отношении школьника к объекту познания.
Л. С.Выготский писал: «Интерес – как бы естественный двигатель детского поведения, он является верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребёнка совпадает с его органическими потребностями. Вот почему основное правило требует построения всей воспитательной системы на точно учтенных детских интересах. …Педагогический закон гласит: прежде чем ты хочешь призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее, и что ребенок будет действовать сам, преподавателю же остается только руководить и направлять его деятельность» Увы на деле иногда складываются ситуации когда вмешательство необходимо, так как интилектуальная запущенность связанная с компьютерной зависимостью не дает ребенку оценивать ситуацию и решение задачи требует напряжение умственных способностей. Ярко выражено это в младших классах и подростковых группах 5-7 классах нашей инкерманской школы №12.
Моё мнение, всю школьную систему необходимо построить в непосредственной близости к жизни, учить детей тому, что их интересует, начинать с того, что им знакомо и естественно возбуждает их интерес. Большое влияние оказывает на направленность интересов ребенка увлеченный родитель, интересы детей прямо связаны с интересами родителей.
На уроках даю ситуативные задания, игры, в которых следует творчески применить полученные знания, Даже самые пассивные учащиеся включаются в игры с большим желанием. Увлекаясь, ребята не замечают, что учатся, познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию, особенно те, кто в другое время просто не реагировал бы на урок.
Пирамида индивидуальности. (тема интересная но увы займет много времени)
Как учитель стараюсь:
– поддерживать ровный стиль отношений между всеми участниками педагогического процесса;
– ободрять обучаемых при возникновении у них трудностей;
– поддерживать положительную обратную связь;
– заботиться о разнообразии методов преподавания учебного материала.
Актуальными остаются советы:
– приучать обучаемых к напряженному познавательному труду, развивать их настойчивость, силу воли, целеустремленность;
– поощрять выполнение заданий повышенной трудности;
– учить четко определять цели, задачи, формы отчетности, критерии оценки;
– формировать чувство долга, ответственности;
– учить предъявлять требования, прежде всего к самому себе. Ставя цель развития мотивации учения, стараюсь быть внимательным и осторожным в общении с учащимися.Пытаюсь исключить из своего лексикона фразы-убийцы: «Так дело не пойдет!», «Об этом не нужно говорить вообще!», «На это у нас нет времени!», «Такого еще не бывало!», «Об этом ты не можешь судить!», «И до чего мы так дойдем!», «Это несерьезно!», «Можешь мне поверить!», «Как ты до этого додумался?» Судить вам. да и стараюсь применить «эффект любопытства», загадки, ребусы, конкурсные задания, и соревнования в группах и на кружковой работе «Юный стрелок и «Юный патриот» к сожалению последнюю ликвидировали с легкой руки(___) из за низкой посещаемости, что негативно скажется на подготовку команд к соревнованиям.
На уроках ОБЖ используем эффект загадки. Учащиеся охотно занимаются различными замысловатыми проблемами. Поэтому они с удовольствием разгадывают загадки, кроссворды и т. п.
–со всем классом: реферат, беседа, обсуждение, презентация;
–с малой группой: 3-7 обучаемых работают над одним заданием, решение которого затем обсуждается всем классом;
–в парах: двое учащихся обсуждают постановку задачи, ищут решение, которое затем обсуждается в микрогруппе или всем классом;
–индивидуальную: каждый обучаемый индивидуально решает задачу, после чего его решение сравнивается с решениями остальных
Вполне естественен тот факт, что обучение в условиях повышенной напряженности, а тем более, стресса блокирует мыслительную деятельность. Стресс вызывает желание избегать контакта с незнакомым миром вместо желания познавать его. Учеба в школе, как показали исследования психологов, связана с появлением ряда комплексов, среди которых потеря интереса к учению является наиболее распространенной, это сказалось и на кружковой работе. Большинство одаренных детей посещают несколько кружков. а такие как «Юный стрелок» и «Ю. П. » у них не хватает времени посещение происходит эпизодически, от случая к случаю. Все возрастающий поток информации в настоящее время требует внедрения таких методов обучения, которые позволяют за достаточно короткий срок передавать довольно большой объем знаний, обеспечить высокий уровень овладения слушателями изучаемого материала и закрепления его на практике. На сегодняшний день в обучении основам безопасности жизнедеятельности наиболее эффективно использовать технологии интерактивного обучения. Наиболее распространенными являются следующие интерактивные методы обучения: тренинги, программированное, компьютерное обучение, учебные групповые дискуссии, проблемно-модульная технология, проектный метод, анализ конкретных, практических ситуаций, деловые и ролевые игры Важно помнить, что игра влияет на развитие обеих частей мозга. Ибо за грамматику, логику, лексику, анализ и математику отвечает левое полушарие, а за интуицию, мелодику, ритм, фантазию и эмоции – правое.
Хотелось бы также отметить, что человек запоминает только 10% из того, что он читает, 20% из того, что он слышит, 30% из того, что он видит. Но он запоминает 70% из того, что он говорит сам и 90% из того, что он сам делает. Таким образом, игра стимулирует лучшее запоминание и понимание изучаемого материала.
Проанализировав преподавание ОБЖ с этой точки зрения, можно прийти к следующему выводу.
Задачей моей как учителя является помощь учащимся в освоении нового материала с использованием различных методов обучения. Один из самых важных направлений обучения – это побуждение учащихся к самостоятельному освоению знаний, привитие навыков и потребностей в учёбе, развитию мировоззрения.
Формирование учебной заинтересованности у учащихся без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее необходимость обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и развития активной жизненной позиции
В качестве основных рекомендаций для себя как учителя ОБЖ –можно выделить следующие:
– приучать обучаемых к напряженному познавательному труду, развивать их настойчивость, силу воли, целеустремленность;
– поощрять выполнение заданий повышенной трудности;
– учить четко определять цели, задачи, формы отчетности, критерии оценки;
– формировать чувство долга, ответственности;
– учить предъявлять требования, прежде всего, к самому себе.