Что относится к признакам традиционного общества
Традиционное общество
Традиционное общество — общество, которое регулируется традицией. Сохранение традиций является в нём более высокой ценностью, чем развитие. Общественный уклад в нём характеризуется жёсткой сословной иерархией, существованием устойчивых социальных общностей (особенно в странах Востока), особым способом регуляции жизни общества, основанном на традициях, обычаях. Данная организация общества стремится сохранить в неизменном виде социокультурные устои жизни. Традиционное общество — аграрное общество.
Для традиционного общества, как правило, характерны:
Традиционный человек воспринимает мир и заведенный порядок жизни как нечто неразрывно-целостное, холистичное, священное и не подлежащее изменению. Место человека в обществе и его статус определяются традицией и социальным происхождением.
В традиционном обществе преобладают коллективистские установки, индивидуализм не приветствуется (так как свобода индивидуальных действий может приводить к нарушению заведённого порядка, проверенного временем). В целом для традиционных обществ характерно преобладание коллективных интересов над частными, в том числе примат интересов имеющихся иерархических структур (государства и т. п.). Ценится не столько индивидуальная дееспособность, сколько то место в иерархии (чиновничьей, сословной, клановой и т. д.), которое занимает человек.
Традиционные общества, как правило, авторитарны и не плюралистичны. Авторитаризм необходим, в частности, для пресечения попыток несоблюдения традиций или их изменения.
В традиционном обществе, как правило, преобладают отношения перераспределения, а не рыночного обмена, а элементы рыночной экономики жёстко регулируются. Это связано с тем, что свободные рыночные отношения повышают социальную мобильность и изменяют социальную структуру общества (в частности, разрушают сословность); система перераспределения может регулироваться традицией, а рыночные цены — нет; принудительное перераспределение препятствует «несанкционированному» обогащению/обеднению как отдельных людей, так и сословий. Преследование экономической выгоды в традиционном обществе зачастую морально осуждается, противопоставляется бескорыстной помощи.
В традиционном обществе большинство людей всю жизнь живёт в локальном сообществе (например деревне), связи с «большим обществом» довольно слабые. При этом родственные связи, напротив, очень сильны.
Мировоззрение (идеология) традиционного общества обусловлено традицией и авторитетом.
Содержание
Трансформация традиционного общества
Традиционное общество является чрезвычайно устойчивым. Как пишет известный демограф и социолог Анатолий Вишневский, «в нём все взаимосвязано и очень трудно изъять или изменить какой-либо один элемент». [1]
В древности изменения традиционного общества происходили чрезвычайно медленно — на протяжении поколений, практически незаметно для отдельного человека. Периоды ускоренного развития имели место и в традиционных обществах (яркий пример — изменения на территории Евразии в I тысячелетии до н. э.), но даже в такие периоды изменения осуществлялись медленно по современным стандартам, а по их завершению общество снова возвращалось к относительно статичному состоянию с преобладанием циклической динамики.
В то же время, с древних времен существовали общества, которые нельзя назвать вполне традиционными. Отход от традиционного общества был связан, как правило, с развитием торговли. К этой категории относят греческие города-государства, средневековые самоуправляемые торговые города, Англию и Голландию XVI—XVII веков. Особняком стоит Древний Рим (до III века н. э.) с его гражданским обществом.
Быстрая и необратимая трансформация традиционного общества начала происходить лишь с XVIII века в результате промышленной революции. К настоящему моменту этот процесс захватил почти весь мир.
Быстрые перемены и отход от традиций могут переживаться традиционным человеком как крушение ориентиров и ценностей, утрата смысла жизни и т. п. Поскольку приспособление к новым условиям и изменение характера деятельности не входит в стратегию традиционного человека, то трансформация общества зачастую приводит к маргинализации части населения.
Наиболее болезненно трансформация традиционного общества происходит в тех случаях, когда демонтируемые традиции имеют религиозное обоснование. При этом сопротивление изменениям может принимать формы религиозного фундаментализма.
В период трансформации традиционного общества в нём может усиливаться авторитаризм (либо с целью сохранить традиции, либо с целью преодолеть сопротивление изменениям).
Трансформация традиционного общества завершается демографическим переходом. Поколение, выросшее в малодетных семьях, имеет психологию, отличающуюся от психологии традиционного человека.
Мнения о необходимости (и степени) трансформации традиционного общества существенно расходятся. Например, философ А. Дугин считает необходимым отказаться от принципов современного общества и вернуться к «золотому веку» традиционализма. Социолог и демограф А. Вишневский утверждает, что у традиционного общества «нет шансов», хотя оно и «яростно сопротивляется». Согласно расчетам академика РАЕН профессора А. Назаретяна, для того чтобы полностью отказаться от развития и вернуть общество в статичное состояние, численность человечества необходимо уменьшить в несколько сотен раз.
Традиционное общество: признаки и примеры аграрного общества, примеры
Что такое традиционное общество? Характеристика
В современном обществознании человеческие общества принято делить на три типа: традиционные (аграрные), индустриальные (промышленные) и постиндустриальные (информационные). Переход от традиционного общества к индустриальному и информационному происходит в результате процесса модернизации.
Крестьянин в поле. Роспись из древнеегипетской гробницы. Источник: Википедия
Примеры традиционных обществ
Традиционное общество пришло на смену первобытному в результате неолитической революции. Примерами традиционных обществ могут служить любые общества до начала промышленной революции: Древний Египет и Китай, средневековая Русь и Франция, Англия до XVIII века etc.
Владимир Маковский. «Крестьянские дети». 1890 г.
Экономика традиционного общества:
Производство основано на ручном труде.
Господствует натуральное хозяйство.
Замкнутые социальные структуры, низкая социальная мобильность.
Преобладают отношения родства, структуры «семейного» типа.
Преобладают монархические формы правления, власть передается по наследству.
Политические свободы отсутствуют, власть авторитарна.
Господствуют традиционные религиозные ценности.
Коллективизм преобладает над индивидуализмом.
Рисунок из средневековой французской рукописи изображает три сословия: духовенство, рыцарство и крестьянство. Источник: Википедия
Переход от традиционного общества к обществу индустриальному. Промышленная революция
Индустриальная революция началась в Великобритании во второй половине XVIII века, после изобретения парового двигателя, и завершилась в развитых странах в течение XIX века.
Паровая машина. Гравюра XVIII века
Промышленная революция, с одной стороны, вела к позитивным последствиям: росту производства и уровня жизни, прогрессу науки и образования, демократизации общества. С другой стороны, у нее оказалось немало негативных последствий: разорение крестьянства и ремесленников (пауперизация), утрата прежних социальных связей, духовный кризис, вред для окружающей среды.
Традиционное общество обычно противопоставляют индустриальному и постиндустриальному.
Традиционное общество: понятие, признаки, структура, экономика
Приветствую Вас, друзья!
С точки зрения современного обществознания, существует три основных типа обществ: традиционные, индустриальные и постиндустриальные. Сегодня мы подробно поговорим о традиционном обществе, его основных признаках, культуре, социальной структуре и экономическом укладе, а также о том, как происходит переход между разными типами обществ.
Что такое традиционное общество?
Традиционное общество – это общество, жизнь которого полностью подчиняется традициям и обычаям, оставленным предыдущими поколениями. Иногда его отождествляют с аграрным обществом, но это не совсем точное отождествление, поскольку основополагающими признаками для них являются разные особенности. При этом основу экономики традиционного общества в большинстве случаев составляет сельское хозяйство, поэтому его можно считать аграрным.
Все человеческие общества, существовавшие вплоть до конца 18 века, принято считать традиционными. Доаграрные общества, обеспечивавшие себя охотой и собирательством, также считаются традиционными, хоть и не являются аграрными.
Для традиционного общества характерны натуральное хозяйство (полное самообеспечение без необходимости вести торговлю с другими странами), высокий уровень религиозности, повсеместное применение ручного труда, жесткая сословная иерархия и практически полное отсутствие социальной мобильности. Отношения людей друг с другом и с социумом основываются преимущественно на коллективной трудовой деятельности, в которой значительную роль играют родственные связи. Характерной особенностью такого общества является господство социума и государства над личностью.
Основным государственным строем традиционного общества является монархия. И даже в обществах, формально являвшихся республиками с выборными органами власти, претендовать на власть всё равно могли только представители знатных родов. Независимо от того, был правитель монархом или избирался каким-либо способом, он, как правило, обладал практически безграничной властью. При этом власть в доиндустриальных обществах ассоциировалась с собственностью, то есть правитель фактически владел страной.
Признаки традиционного общества
Как следует из вышесказанного, традиционное общество – это такое общество, в котором жизнь и все общественные процессы полностью подчинены обычаям и традициям. При этом есть несколько характерных особенностей, которые присутствуют практически всегда, независимо от культурных особенностей.
Основные признаки традиционного общества:
Социальная структура традиционного общества
Чтобы лучше понять, что такое традиционное общество, нужно разобраться, как устроена его социальная структура. Основная её особенность заключается в том, что каждый человек привязан к системе перераспределения, которая распределяет блага между членами данного общества. Существует некая иерархия, учитывающая происхождение человека и его социальный статус. И в соответствии с этой системой происходит распределение материальных благ, начиная с самого верха и вниз – по ветвям этой иерархии.
Индивидуализм в традиционном обществе не приветствуется. Существующие нормы морали основываются на коллективистских установках, и любое открытое проявление индивидуальной свободы может восприниматься как угроза для общественного порядка. Приоритет коллективных интересов над частными является характерной особенностью традиционных обществ. Кроме того, обычно присутствует приоритет интересов иерархических структур, и ценность человека определяется его положением в иерархии (клановой, сословной, чиновничьей).
Экономический уклад традиционного общества
Поскольку традиционное общество обычно обеспечивает себя за счёт сельского хозяйства, оно считается аграрным. Люди занимаются земледелием и скотоводством, используя ручной труд и тягловую силу животных. Такие виды деятельности подразумевают длительное нахождение на одном месте, поэтому аграрные общества, в отличие от доаграрных, обычно основывают постоянные поселения.
В традиционном обществе отсутствует рыночная торговля, поэтому люди получают нужные им товары посредством обмена и принудительного перераспределения, а любое преследование личной выгоды осуждается. Такой подход позволяет регулировать систему распределения благ в соответствии с традициями и обычаями, препятствуя «несанкционированному» обогащению и перемещению между стратами.
Культура традиционного общества
Как следует из определения того, что такое традиционное общество, важнейшей культурной ценностью в нём считаются традиции, обычаи и другое наследие предков. Культура очень однородна и полностью ориентирована на прошлое, при этом наблюдается тотальное неприятие чужих культур, граничащее с ксенофобией. Мировоззрение построено таким образом, чтобы дать людям максимально полную систему готовых ответов, объяснений и духовных ориентиров, сделав окружающий мир логичным и понятным.
Религиозно-мистические представления об окружающей действительности преобладают и в индивидуальном, и в общественном сознании. Основным способом распространения информации являются слухи. Уровень грамотности населения, как правило, незначительный. При этом все люди имеют представление об обычаях и традициях, но не имеют возможности самостоятельно выбирать духовные, культурные и моральные ценности.
Ещё одна характерная культурная особенность традиционных обществ заключается в том, что система ценностей имеет иерархическую структуру. В культурах с монотеистическими религиями высшей ценностью является верховное божество, от имени которого людям преподносятся основные правила поведения. Бог позиционируется как основной источник нравственности, справедливости и добродетели. Другой важной ценностью является аскеза – отказ от земных благ ради обретения небесных (или ради духовного просветления).
Переход к индустриальному обществу
Основным признаком перехода к индустриальному обществу является повсеместное вытеснение ручного труда машинным производством. Этот процесс, получивший название «Великая индустриальная революция», начался в Европе в середине 18 века. Главным «локомотивом» промышленной революции стала паровая машина, изобретённая в 1775 году. Значительное влияние оказало также развитие металлургической и текстильной промышленностей.
Индустриальная революция позволила резко увеличить производительность труда. В связи с этим основная часть населения была задействована в промышленном производстве, что повлекло за собой урбанизацию – процесс роста городов и увеличения их значимости. Это привело также и к смене ценностных ориентиров. На смену коллективистским взглядам пришла система ценностей, основанная на стремлении к индивидуальному успеху.
Очевидно, что индустриальная революция произошла не мгновенно. Даже в передовых европейских странах данный процесс растянулся на десятилетия. А в некоторых обществах он продолжается и сегодня.
Индустриализация имела как положительные, так и отрицательные последствия. К положительным относятся резкое увеличение производства, общее повышение качества жизни, научно-технический прогресс, всеобщая грамотность, демократизация. Негативные последствия заключаются, в частности, в том, что непосредственно во время индустриализации разорилось большое количество крестьян и ремесленников, не сумевших своевременно приспособиться к новым условиям.
Заключение
Традиционное общество – это форма, в которой человечество существовало на протяжении практически всей своей истории. Переход к индустриальному обществу произошёл чуть больше двух столетий назад, а переход к постиндустриальному обществу происходит прямо сейчас. Несмотря на то, что традиционное общество является устаревшим явлением, полезно знать, что оно собой представляет, чтобы иметь возможность проводить параллели с некоторыми особенностями современного общества.
признаки традиционного общества
Сущностные признаки традиционного общества:
1. преобладание натурального хозяйства, слабая развитость рыночных отношений;
2. устойчивость социальных структур, институтов, типовых моделей межсубъектных отношений;
3. господство традиционных форм социального поведения и культурных образцов нормативно-ценностного характера; консервативность общественной психологии и индивидуального мышления, негативное отношение субъектов к большей части социальных инноваций;
4. доминирование в ранних его фазах духа патриархальной общинности, предполагающей слабую развитость личностного начала, отсутствие в нем ярко выраженого трансгрессивного духа и стремления к противопоставлению индивидуального «я» общинному «мы» ;
5. высокий социокультурный статус ценностей и норм корпоративной морали и, соответственно, низкая социальная оценка попыток к обретению личностной автономии;
6. отсутствие специальных общественных механизмов по культивированию пространства социальной и духовной свободы;
Сущностные признаки традиционного общества:
1. преобладание натурального хозяйства, слабая развитость рыночных отношений;
2. устойчивость социальных структур, институтов, типовых моделей межсубъектных отношений;
3. господство традиционных форм социального поведения и культурных образцов нормативно-ценностного характера; консервативность общественной психологии и индивидуального мышления, негативное отношение субъектов к большей части социальных инноваций;
4. доминирование в ранних его фазах духа патриархальной общинности, предполагающей слабую развитость личностного начала, отсутствие в нем ярко выраженого трансгрессивного духа и стремления к противопоставлению индивидуального «я» общинному «мы» ;
5. высокий социокультурный статус ценностей и норм корпоративной морали и, соответственно, низкая социальная оценка попыток к обретению личностной автономии;
6. отсутствие специальных общественных механизмов по культивированию пространства социальной и духовной свободы;
Сущностные признаки традиционного общества:
1. преобладание натурального хозяйства, слабая развитость рыночных отношений;
2. устойчивость социальных структур, институтов, типовых моделей межсубъектных отношений;
3. господство традиционных форм социального поведения и культурных образцов нормативно-ценностного характера; консервативность общественной психологии и индивидуального мышления, негативное отношение субъектов к большей части социальных инноваций;
4. доминирование в ранних его фазах духа патриархальной общинности, предполагающей слабую развитость личностного начала, отсутствие в нем ярко выраженого трансгрессивного духа и стремления к противопоставлению индивидуального «я» общинному «мы» ;
5. высокий социокультурный статус ценностей и норм корпоративной морали и, соответственно, низкая социальная оценка попыток к обретению личностной автономии;
6. отсутствие специальных общественных механизмов по культивированию пространства социальной и духовной свободы;
1. преобладание натурального хозяйства, слабая развитость рыночных отношений;
2. устойчивость социальных структур, институтов, типовых моделей межсубъектных отношений;
3. господство традиционных форм социального поведения и культурных образцов нормативно-ценностного характера; консервативность общественной психологии и индивидуального мышления, негативное отношение субъектов к большей части социальных инноваций;
4. доминирование в ранних его фазах духа патриархальной общинности, предполагающей слабую развитость личностного начала, отсутствие в нем ярко выраженого трансгрессивного духа и стремления к противопоставлению индивидуального «я» общинному «мы» ;
5. высокий социокультурный статус ценностей и норм корпоративной морали и, соответственно, низкая социальная оценка попыток к обретению личностной автономии;
6. отсутствие специальных общественных механизмов по культивированию пространства социальной и духовной свободы;
Сущностные признаки традиционного общества:
1. преобладание натурального хозяйства, слабая развитость рыночных отношений;
2. устойчивость социальных структур, институтов, типовых моделей межсубъектных отношений;
3. господство традиционных форм социального поведения и культурных образцов нормативно-ценностного характера; консервативность общественной психологии и индивидуального мышления, негативное отношение субъектов к большей части социальных инноваций;
4. доминирование в ранних его фазах духа патриархальной общинности, предполагающей слабую развитость личностного начала, отсутствие в нем ярко выраженого трансгрессивного духа и стремления к противопоставлению индивидуального «я» общинному «мы» ;
5. высокий социокультурный статус ценностей и норм корпоративной морали и, соответственно, низкая социальная оценка попыток к обретению личностной автономии;
6. отсутствие специальных общественных механизмов по культивированию пространства социальной и духовной свободы;
Сущностные признаки традиционного общества:
1. преобладание натурального хозяйства, слабая развитость рыночных отношений;
2. устойчивость социальных структур, институтов, типовых моделей межсубъектных отношений;
3. господство традиционных форм социального поведения и культурных образцов нормативно-ценностного характера; консервативность общественной психологии и индивидуального мышления, негативное отношение субъектов к большей части социальных инноваций;
4. доминирование в ранних его фазах духа патриархальной общинности, предполагающей слабую развитость личностного начала, отсутствие в нем ярко выраженого трансгрессивного духа и стремления к противопоставлению индивидуального «я» общинному «мы» ;
5. высокий социокультурный статус ценностей и норм корпоративной морали и, соответственно, низкая социальная оценка попыток к обретению личностной автономии;
6. отсутствие специальных общественных механизмов по культивированию пространства социальной и духовной свободы;
Сущностные признаки традиционного общества:
1. преобладание натурального хозяйства, слабая развитость рыночных отношений;
2. устойчивость социальных структур, институтов, типовых моделей межсубъектных отношений;
3. господство традиционных форм социального поведения и культурных образцов нормативно-ценностного характера; консервативность общественной психологии и индивидуального мышления, негативное отношение субъектов к большей части социальных инноваций;
4. доминирование в ранних его фазах духа патриархальной общинности, предполагающей слабую развитость личностного начала, отсутствие в нем ярко выраженого трансгрессивного духа и стремления к противопоставлению индивидуального «я» общинному «мы» ;
5. высокий социокультурный статус ценностей и норм корпоративной морали и, соответственно, низкая социальная оценка попыток к обретению личностной автономии;
6. отсутствие специальных общественных механизмов по культивированию пространства социальной и духовной свободы;
Сущностные признаки традиционного общества:
1. преобладание натурального хозяйства, слабая развитость рыночных отношений;
2. устойчивость социальных структур, институтов, типовых моделей межсубъектных отношений;
3. господство традиционных форм социального поведения и культурных образцов нормативно-ценностного характера; консервативность общественной психологии и индивидуального мышления, негативное отношение субъектов к большей части социальных инноваций;
4. доминирование в ранних его фазах духа патриархальной общинности, предполагающей слабую развитость личностного начала, отсутствие в нем ярко выраженого трансгрессивного духа и стремления к противопоставлению индивидуального «я» общинному «мы» ;
5. высокий социокультурный статус ценностей и норм корпоративной морали и, соответственно, низкая социальная оценка попыток к обретению личностной автономии;
6. отсутствие специальных общественных механизмов по культивированию пространства социальной и духовной свободы;
Сущностные признаки традиционного общества:
1. преобладание натурального хозяйства, слабая развитость рыночных отношений;
2. устойчивость социальных структур, институтов, типовых моделей межсубъектных отношений;
3. господство традиционных форм социального поведения и культурных образцов нормативно-ценностного характера; консервативность общественной психологии и индивидуального мышления, негативное отношение субъектов к большей части социальных инноваций;
4. доминирование в ранних его фазах духа патриархальной общинности, предполагающей слабую развитость личностного начала, отсутствие в нем ярко выраженого трансгрессивного духа и стремления к противопоставлению индивидуального «я» общинному «мы» ;
5. высокий социокультурный статус ценностей и норм корпоративной морали и, соответственно, низкая социальная оценка попыток к обретению личностной автономии;
6. отсутствие специальных общественных механизмов по культивированию пространства социальной и духовной свободы;
Сущностные признаки традиционного общества:
1. преобладание натурального хозяйства, слабая развитость рыночных отношений;
2. устойчивость социальных структур, институтов, типовых моделей межсубъектных отношений;
3. господство традиционных форм социального поведения и культурных образцов нормативно-ценностного характера; консервативность общественной психологии и индивидуального мышления, негативное отношение субъектов к большей части социальных инноваций;
4. доминирование в ранних его фазах духа патриархальной общинности, предполагающей слабую развитость личностного начала, отсутствие в нем ярко выраженого трансгрессивного духа и стремления к противопоставлению индивидуального «я» общинному «мы» ;
5. высокий социокультурный статус ценностей и норм корпоративной морали и, соответственно, низкая социальная оценка попыток к обретению личностной автономии;
6. отсутствие специальных общественных механизмов по культивированию пространства социальной и духовной свободы;
Сущностные признаки традиционного общества:
1. преобладание натурального хозяйства, слабая развитость рыночных отношений;
2. устойчивость социальных структур, институтов, типовых моделей межсубъектных отношений;
3. господство традиционных форм социального поведения и культурных образцов нормативно-ценностного характера; консервативность общественной психологии и индивидуального мышления, негативное отношение субъектов к большей части социальных инноваций;
4. доминирование в ранних его фазах духа патриархальной общинности, предполагающей слабую развитость личностного начала, отсутствие в нем ярко выраженого трансгрессивного духа и стремления к противопоставлению индивидуального «я» общинному «мы» ;
5. высокий социокультурный статус ценностей и норм корпоративной морали и, соответственно, низкая социальная оценка попыток к обретению личностной автономии;
6. отсутствие специальных общественных механизмов по культивированию пространства социальной и духовной свободы;
Сущностные признаки традиционного общества:
1. преобладание натурального хозяйства, слабая развитость рыночных отношений;
2. устойчивость социальных структур, институтов, типовых моделей межсубъектных отношений;
3. господство традиционных форм социального поведения и культурных образцов нормативно-ценностного характера; консервативность общественной психологии и индивидуального мышления, негативное отношение субъектов к большей части социальных инноваций;
4. доминирование в ранних его фазах духа патриархальной общинности, предполагающей слабую развитость личностного начала, отсутствие в нем ярко выраженого трансгрессивного духа и стремления к противопоставлению индивидуального «я» общинному «мы» ;
5. высокий социокультурный статус ценностей и норм корпоративной морали и, соответственно, низкая социальная оценка попыток к обретению личностной автономии;
6. отсутствие специальных общественных механизмов по культивированию пространства социальной и духовной свободы;
Сущностные признаки традиционного общества:
1. преобладание натурального хозяйства, слабая развитость рыночных отношений;
2. устойчивость социальных структур, институтов, типовых моделей межсубъектных отношений;
3. господство традиционных форм социального поведения и культурных образцов нормативно-ценностного характера; консервативность общественной психологии и индивидуального мышления, негативное отношение субъектов к большей части социальных инноваций;
4. доминирование в ранних его фазах духа патриархальной общинности, предполагающей слабую развитость личностного начала, отсутствие в нем ярко выраженого трансгрессивного духа и стремления к противопоставлению индивидуального «я» общинному «мы» ;
5. высокий социокультурный статус ценностей и норм корпоративной морали и, соответственно, низкая социальная оценка попыток к обретению личностной автономии;
6. отсутствие специальных общественных механизмов по культивированию пространства социальной и духовной свободы;
Сущностные признаки традиционного общества:
1. преобладание натурального хозяйства, слабая развитость рыночных отношений;
2. устойчивость социальных структур, институтов, типовых моделей межсубъектных отношений;
3. господство традиционных форм социального поведения и культурных образцов нормативно-ценностного характера; консервативность общественной психологии и индивидуального мышления, негативное отношение субъектов к большей части социальных инноваций;
4. доминирование в ранних его фазах духа патриархальной общинности, предполагающей слабую развитость личностного начала, отсутствие в нем ярко выраженого трансгрессивного духа и стремления к противопоставлению индивидуального «я» общинному «мы» ;
5. высокий социокультурный статус ценностей и норм корпоративной морали и, соответственно, низкая социальная оценка попыток к обретению личностной автономии;
6. отсутствие специальных общественных механизмов по культивированию пространства социальной и духовной свободы;
Сущностные признаки традиционного общества:
1. преобладание натурального хозяйства, слабая развитость рыночных отношений;
2. устойчивость социальных структур, институтов, типовых моделей межсубъектных отношений;
3. господство традиционных форм социального поведения и культурных образцов нормативно-ценностного характера; консервативность общественной психологии и индивидуального мышления, негативное отношение субъектов к большей части социальных инноваций;
4. доминирование в ранних его фазах духа патриархальной общинности, предполагающей слабую развитость личностного начала, отсутствие в нем ярко выраженого трансгрессивного духа и стремления к противопоставлению индивидуального «я» общинному «мы» ;
5. высокий социокультурный статус ценностей и норм корпоративной морали и, соответственно, низкая социальная оценка попыток к обретению личностной автономии;
6. отсутствие специальных общественных механизмов по культивированию пространства социальной и духовной свободы;
Сущностные признаки традиционного общества:
1. преобладание натурального хозяйства, слабая развитость рыночных отношений;
2. устойчивость социальных структур, институтов, типовых моделей межсубъектных отношений;
3. господство традиционных форм социального поведения и культурных образцов нормативно-ценностного характера; консервативность общественной психологии и индивидуального мышления, негативное отношение субъектов к большей части социальных инноваций;
4. доминирование в ранних его фазах духа патриархальной общинности, предполагающей слабую развитость личностного начала, отсутствие в нем ярко выраженого трансгрессивного духа и стремления к противопоставлению индивидуального «я» общинному «мы» ;
5. высокий социокультурный статус ценностей и норм корпоративной морали и, соответственно, низкая социальная оценка попыток к обретению личностной автономии;
6. отсутствие специальных общественных механизмов по культивированию пространства социальной и духовной свободы;