Что относится к признакам президентской республики
Президентская республика и её признаки
В мире существует свыше двух сотен государств, отличающихся друг от друга формой правления. Последняя определяет то, каким образом осуществляется управление государственными структурами, и как происходит контроль за выполнением указов правительства.
Что это
Президентская республика – форма власти, при которой основная главенствующая роль отведена президенту, имеющему очень широкий круг полномочий. Глава государства в то же время является главой исполнительной власти. Дополнительные особенности:
Данная форма правления появилась в Соединенных Штатах Америки в конце 18 века, но спустя практически 3 сотни лет не потеряла важности. Однако на данный момент данный политический строй присущ государствам Латинской Америки.
Признаки
Основным признаком президентской республики является единоначалие – главой правительства президента. Он контролирует работу исполнительной ветви власти, набирает кабинет министров и следит за их деятельностью. При этом данный тип политического строя существует только на бумаге. В каждом государстве имеются свои особенности. Например, в Мексике выборы главы государства происходит исходя из желания каждого гражданина, а в Америке данная процедура передается так называемым выборщикам.
Второй немаловажный признак данного тип политического строя – способ формирования правительства является внепарламентским. Именно президент назначает тех людей, которые будут следить за исполнением его указов, и они же будут отчитываться напрямую перед своим руководителем.
Третий признак – четкое разделение ветвей власти. Президент не может своим указам освободить от должностей сотрудников парламента, а они не могут никак влиять на кабинет министров.
Правительство в президентской республике
Практически во всех государствах основную роль в жизни общества играет исполнительная власть. В президентской республике с ней связаны определенные особенности в связи с полным подчинением главе государства. Именно он формирует кабинет министров.
Вносить изменения в эту государственную структуру также можно без необходимости согласования своих действий с гражданами страны. Однако в части государств имеются дополнительные изменения в законодательства. Благодаря им представители парламента получают возможность влиять на работу министров и президента.
Отличие от парламентской республики
У двух типов политического строя имеется один важны общий фактор – выбор всех правительственных структур производится на конкретный срок. Основное же отличие заключается в том, что в президентской республике главой государства является президент, а в парламентской – парламент. Собственно, это и понятно из названия. В первом случае президент также:
Во втором типе политического строя главенствующую роль занимает именно парламент. Данный орган следит за работой правительственных структур, определяет вектор внутренней и внешней политики, а также формирует бюджет на календарный год и следит за его расходом. Президент в таком государстве также присутствует, но главенствующую роль не занимает.
Форма правления
Как уже говорилось, особенности президентской республики по-разному раскрываются в разных государствах. Это зависит от исторических событий на ее территории, особенностей проживающих на территории национальностей и так далее.
Россия
Согласно Конституции, исполнительная и законодательная властные ветви равны друг другу, из-за чего политический строй в Российской Федерации зачастую обозначается как смешанная республика. По-другому ее можно назвать президентско-парламентской.
В законодательстве Соединенных Штатов Америки прописано, что США гарантируют каждому штату в составе республиканскую форму правления. Она реализована в виде президентской республики. Единственное отличие – роль парламента играет Конгресс. При этом глава государства и данный орган не могут влиять на работу друг друга.
Украина
У данной страны политическим строем является парламентская республика. Выборы президента (главы государства) происходят путем тайного голосования. В должности он находится пять лет. Основные задачи и функции – представление страны на международной арене, назначение различных должностных лиц и так далее.
Франция
Главный законодательный документ Франции был написан в середине 20 века. С тех пор не менялась главная его составляющая – вся власть сосредоточена у органов исполнительной власти. Самым главным действующим лицом является президент, контролирующий работу всех государственных органов, а также является гарантом суверенитета государства, целостности территории и соблюдения всех законов и договоров. Обладает существенным количеством различных возможностей, среди которых выделяется возможность распустить нижнюю палату парламента.
Суперпрезидентская республика
Данный тип политического строя встречается далеко не везде и является довольно специфичным. Особенность заключается в том, что у президента имеется огромное число разнообразных полномочий. Ее признаками является отсутствие разделение власти. При этом глава государства контролируют работу каждой из ветвей при их наличии. Ни одна властная структура или орган не могут влиять на работу президента.
Чаще всего встречается в восточных странах и странах Латинской Америки. При этом стороннему наблюдателю может казаться, что управление осуществляется так, как должно согласно определению данного типа политического строя. Является одной из форм авторитаризма.
Форма правления государства
Под формой правления понимается структура и статус высших органов государственной власти (глава государства, парламент, правительство), а также порядок взаимоотношений между ними. По формам правления государства делятся на монархии и республики.
Большинство монархий ограниченные, конституционные (Великобритания, Бельгия, Норвегия, Дания, Испания, Япония и др.). В них полномочия монарха строго ограничены законодательными системами. Монарх не участвуют в законодательной деятельности, законы принимаются парламентом, правом вето, где оно существует, монархи практически не пользуются. Правительство образуется на основе парламентского большинства и несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом. Оно осуществляет реальное управление страной.
Институт монархии во многих странах (особенно европейских) сохраняется потому, что олицетворяет единство нации и незыблемость ее политической системы. Монархии обеспечивают преемственность в политическом развитии, являются охранителями традиций.
В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на три разновидности: парламентская, президентская и смешанная.
Правительство обладает исполнительной властью, нередко законодательной инициативой, а также правом ходатайствовать перед президентом о роспуске парламента. В большинстве стран членство в правительстве совместимо с сохранением депутатского мандата. Это позволяет привлекать в правительство не только лидеров правящих партий, но и наиболее влиятельных представителей парламентского большинства. Тем самым обеспечивается контроль над парламентом и массовая партийная поддержка.
Парламентские республики существуют в таких, например, странах, как Италия, Германия, Греция, Швейцария, Индия и Австралия. Они отличаются частой сменой правительств и внеочередными парламентскими выборами.
В президентской республике глава государства одновременно выступает и в качестве главы правительства. Чаще всего он избирается непосредственно народом, руководит внутренней и внешней политикой, является верховным главнокомандующим. Сам (а в США с одобрения сената) назначает членов кабинета министров, которые ответственны только перед ним.
Отношения между парламентом и президентом основываются на системе сдержек, противовесов и взаимозависимости. Парламент может ограничивать действия президента с помощью законов и через утверждение бюджета. Президент обычно обладает правом вето на решения парламента. Для успешного выполнения своих обязанностей президент и парламент должны наладить взаимодействие, даже если оба института контролируются различными партиями.
Впервые президентская республика как форма правления была введена в США на основе Конституции 1787 года. В Западной Европе она не получила распространения. В странах же с длительными авторитарными традициями (в Латинской Америке, Азии, Африке) эта форма правления нередко трансформируется в «суперпрезидентскую республику» с полудиктаторскими полномочиями у президентов.
С одной стороны, парламент смешанной республики имеет право вынести вотум недоверия правительству, сформированному президентом. С другой стороны, президент имеет право распустить парламент и назначить внеочередные выборы (в некоторых странах парламент не может быть распущен в течение конституционно определённого срока).
Таким образом, как и в парламентарных странах, в смешанной республике правительство может работать, только когда оно опирается на поддержку парламентского большинства. Но если в парламентарных странах президент или монарх (номинальный глава государства) лишь формально назначает правительство, реально сформированное парламентской правящей партией или коалицией, то в смешанной республике избранный народом президент вправе фактически формировать своё правительство, невзирая на существующее парламентское большинство, вступать в конфликт с парламентом и добиваться его роспуска. Такое положение невозможно ни в парламентарных странах, ни в президентской республике. Поэтому смешанную республику считают самостоятельной формой правления, наряду с парламентской и президентской.
К числу таких стран, по мнению большинства ученых, относится и Российская Федерация. Полупрезидентская (смешанного типа) республика в России характеризуется наличием сильной президентской власти при сохранении некоторых типичных признаков парламентской республики.
Конституция России предусматривает, что Президент России формирует Правительство и решает вопрос о его отставке (ч.2 ст.117). Государственная Дума должна одобрить предложенную Президентом кандидатуру Председателя Правительства (ч.1 ст.111) и вправе добиваться отставки Правительства, выражая ему недоверие или отказывая в доверии (ч.3 ст.117). Однако, в случае трёхкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы (ч. 4 ст.111). Также когда Президент не согласен с решением Государственной Думы о вотуме недоверия Правительству, если Государственная Дума в течение трёх месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу (ч.3 ст.117).
Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после её избрания (ч.3 ст.109), в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации (ч.5 ст. 109), а также с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации (ч.4 ст.109).
Президент Российской Федерации может быть отрешён от должности Советом Федерации на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтверждённого заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.
В 2008 году в Конституцию России была внесена поправка, усилившая подотчётность правительства парламенту. Согласно ей Правительство России обязано представлять Государственной Думе отчёты о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой.
Дата публикации: 13.03.2013 г.
Дата изменения: 14.12.2016 г.
Республика как форма правления. Республики в составе РФ, республики СССР
Что такое республика. Суть республиканской формы правления
Республика может быть президентской, парламентской или смешанной. Об их различиях читайте ниже.
Президентская республика. Признаки и примеры
Президент формирует правительство, а иногда и сам возглавляет его; вносит законопроекты в парламент; является верховным главнокомандующим; представляет страну на мировой арене.
Примеры президентских республик: Российская Федерация, Соединенные Штаты Америки, Белоруссия, Бразилия, Мексика, Турция, Южная Корея.
Признаки президентской республики:
Президент избирается не парламентом, а напрямую населением (Россия) либо коллегией выборщиков, которых выбирает народ (США).
Президент формирует парламент: назначает главу правительства либо сам возглавляет кабинет министров.
Правительство несет ответственность перед президентом. Президент имеет право распустить кабинет министров.
Президент обладает широкими полномочиями: подписывает законы, зачастую имеет право распускать парламент, ведет международные переговоры от лица страны.
Парламентская республика. Признаки и примеры
Избранный парламент формирует правительство. Премьер-министром (главой исполнительной власти) становится представитель победившей на выборах политической партии. Правительство несет ответственность перед парламентом. В случае утраты большинства в законодательном собрании правительство уходит в отставку.
В парламентских республиках может существовать должность президента, но он либо избирается парламентом (Швейцария, ЮАР), либо не является главой исполнительной власти и играет в государстве второстепенную роль (Германия, Израиль).
Примеры парламентских республик: Германия, Италия, Индия, Израиль, Греция, Польша, Швейцария.
Признаки парламентской республики:
Правительство формируется парламентом из лидеров партии, победившей на выборах.
Правительство несет ответственность перед парламентом, а не перед президентом. Парламент может вынести вотум недоверия правительству.
Полномочия президента чаще всего номинальны, он выполняет в основном представительские функции.
Парламент определяет внешнюю и внутреннюю политику, пути социально-экономического развития.
Смешанная или полупрезидентская республика. Признаки и примеры
Парламент смешанной республики может вынести вотум недоверия правительству, сформированному президентом. А президент имеет право распустить парламент и назначить внеочередные выборы. Таким образом, для эффективной работы парламент и президент должны искать компромисс и договариваться.
Примеры смешанных республик: Австрия, Франция, Хорватия, Египет, Литва, Украина, Грузия.
Президент избирается внепарламентским путем. Однако правительство формируется президентом из лидеров победившей на парламентских выборах политической партии. Парламент утверждает состав правительства.
Двойная ответственность правительства: перед парламентом и частично перед президентом.
Президент является главой государства. Полномочия исполнительной власти разделены между президентом и правительством.
Что такое теократическая республика
Какая республика в России? Форма правления в РФ
Конституция РФ. Статья 1
Президент РФ обладает правом законодательной инициативы, подписывает законы и имеет право вето, издает обязательные к исполнению на всей территории страны указы и распоряжения. Президент с согласия Госдумы назначает премьер-министра, определяет структуру правительства, может отправлять кабинет министров в отставку.
Республики в составе Российской Федерации. Список республик РФ
Республиками исторически называется ряд субъектов Российской Федерации. При этом все субъекты РФ (области, края, республики) равноправны. В Конституции РФ республики названы «государствами», однако это не означает, что у них есть суверенитет.
Республики принимают собственные конституции, которые не могут противоречить федеральной Конституции. Республики имеют право устанавливать свои государственные языки, а также имеют столицы.
В составе России насчитывается 22 республики:
Форма государства
Форма государства – это совокупность его внешних характеристик, определяющих способ организации и устройства государства. Форма государства включает в себя три элемента: форму правления, форму государственного устройства, форму государственного (политического) режима.
Форма правления характеризует состав высших органов государственной власти, порядок их формирования, организацию, а также их взаимоотношения с населением. В истории существования государств известны две формы правления: монархия и республика.
Монархия – такая форма правления, при которой вся государственная власть принадлежит единоличному правителю (монарху) и которая, как правило, передается по наследству. Монархии подразделяются на абсолютную, сословно-представительную (ограниченную, или дуалистическую), конституционную (парламентарную).
Абсолютная монархия является не только данью прошлому, но существует и по сей день, например в Саудовской Аравии и Омане. Король Саудовской Аравии или султан Омана создают при себе лишь совещательный орган – совет (ашура). Престол наследует не личность, а правящая семья, которая сама из своих членов выбирает, кого провозгласить королем.
Сословно-представительная (дуалистическая) монархия появилась в Европе в XVIIв. как выражение определенного компромисса между буржуазией и дворянством. В настоящее время дуалистических монархий в Европе нет. Как форма государственного правления она сохранилась в Иордании, Марокко, Княжестве Бутан.
Основные черты дуалистической монархии:
1) власть монарха передается по наследству;
2) монарх назначает правительство, которому передается законодательная власть;
3) вся остальная власть принадлежит монарху, которому подотчетно правительство.
Конституционная (парламентарная) монархия. В современном мире к государствам с такой формой правления относятся Великобритания, Испания, Япония, Дания, Голландия, Швеция, Норвегия, Таиланд и др.
Основные черты конституционной (парламентарной) монархии:
1) правительство формируется из парламентского большинства;
2) лидер победившей на выборах партии становится премьер-министром;
3) правительство подотчетно перед парламентом, а не перед монархом;
4) законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом, так как он не обладает правом отлагательного вето;
5) монарх не может присутствовать на заседании правительства;
6) монарх является символом государственности, играет в основном церемониальную роль(например, в Японии);
7) единственной чертой, которая сохранилась от подлинной монархии в рамках парламентарной монархии, является престолонаследие.
Некоторые политологи и теоретики права считают, что современная форма ограниченной монархии – это парламентарная монархия. Все же следует считать ограниченной монархией сословно-представительную (дуалистическую) монархию. Парламентарную монархию скорее всего можно охарактеризовать как символическую. В реальной политической жизни парламентарные и конституционные монархии мало чем отличаются от республик.
Республика – форма правления, при которой государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Республики подразделяются на парламентские (Австрия, Италия, Германия), президентские (США), смешанного типа (Франция), суперпрезидентские (Аргентина, Гватемала и другие страны Латинской Америки).
Признаки парламентской республики:
1. Правительство формируется из числа депутатов парламента, которые являются членами партии, победившей на выборах.
2. Правительство подотчетно парламенту и несет перед ним коллективную ответственность за свою деятельность.
3. Глава государства (президент) избирается парламентом или парламентской коллегией.
4. Правительство остается у власти до тех пор, пока пользуется поддержкой парламентского большинства.
Признаки президентской республики:
1. Правительство назначается президентом и утверждается парламентом.
2. Правительство подотчетно президенту, а не парламенту.
3. Президент избирается населением страны путем прямых Выборов или опосредованно, через коллегию выборщиков.
4. Президент может одновременно являться главой правительства (например, в США).
5. Президент обладает правом отлагательного вето на решения парламента, а также имеет право распустить парламент и объявить новые выборы.
Признаки республики смешанного типа:
1. Президент избирается населением и назначает Правительство (признак президентской республики).
2. Правительство несет ответственность перед парламентом, который, выразив недоверие правительству, может отправить его в отставку (признак парламентской республики).
Признаки суперпрезидентской республики:
1. Президент избирается населением и становится обладателем всей полноты власти в государстве.
2. Власть президента ничем не ограничена и неконтролируема.
3. Президент без утверждения парламентом назначает членов правительства, которые ему подотчетны и которых он без согласования с парламентом может отправить в отставку.
4. Президент без согласования с парламентом может по своей инициативе объявить о проведении референдума.
5. Президент имеет право роспуска парламента, а у парламента нет права преодоления отлагательного вето президента и нет права отстранения президента от должности.
Переходные формы от монархии к республике.
Выборная монархия. Например, в Малайзии султаны девяти штатов выбирают из своей среды главу государства сроком на пять лет. Однако избран может быть не каждый, а только наследный султан штата. Аналогично происходит избрание в Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ). Верховную власть осуществляет совет эмиров, который по сути выполняет функции парламента и правительства. Эмиры выбирают из своей среды главу государства сроком на пять лет. Как правило, им становится эмир самого крупного из семи штатов ОАЭ, эмир штата Абу-Даби.
Монократическая республика. С одной стороны, это республика, так как сначала президент избирается народом, с другой стороны, имеются явные черты монархии, так как затем президент провозглашает себя пожизненным президентом с неписаным правом передачи власти по наследству. Такими республиками являются, например, Тунис, Центрально-Африканская Республика, Экваториальная Гвинея, КНДР.
По своим признакам монократическая республика близка к суперпрезидентской республике, а выборная монархия близка по сути к абсолютной монархии, так как в таких государствах нет парламента, а конституция октроирована (от франц. octroyer– жаловать), т.е. монарх дает (дарует) народу конституцию, в которой записано, что вся власть (исполнительная, законодательная и судебная) принадлежит ему самому, т.е. монарху. Не случайно переходные формы государственного правления называют еще гибридными.
Форма государственного устройства определяет административно-территориальную организацию государства, характер взаимодействия составных частей центральных и местных органов власти. Различают три основных формы государственного устройства: унитарное государство, федерация, конфедерация.
Признаки унитарного государства:
1. Единые для всей территории высшие органы государственной власти, органы государственного управления и судебные органы.
2. На всей территории действуют одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство, единая денежная система, общая налоговая и кредитная политика.
3. Унитарное государство может состоять из областей, краев, округов, провинций, которые не имеют атрибутов государственности. По степени зависимости местных органов власти от центральных унитарные государства подразделяются на централизованные и децентрализованные.
4. В рамках унитарного государства допускается существование автономий (например, в составе Великобритании – Шотландия и Северная Ирландия).
5. Межгосударственные отношения осуществляют только центральные органы.
Признаки федеративного государства:
1. Федерация представляет собой добровольное объединение нескольких административно-территориальных образований в единое государство. Оно состоит из субъектов федерации (штаты, земли, области, республики и т.п.), которые имеют административные границы, свои органы власти, могут иметь даже свою конституцию и законодательство, но в рамках единого правового пространства.
2. Федеративное государство имеет органы государственной власти и государственного управления, полномочия которых распространяются на все субъекты федерации.
3. Субъекты федерации лишены права прямого представительства в межгосударственных отношениях и международных организациях.
4. Конституционное законодательство не предусматривает одностороннего выхода субъекта федерации из состава государства (например, в конституциях США, Германии и Бразилии содержится даже запрет на подобного рода действия).
5. Федеративное государство имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными федеральными органами, а главнокомандующим является глава государства (президент).
Признаки конфедерации:
1. Это, как правило, временный союз суверенных государств, созданный для обеспечения общих интересов. Субъекты конфедерации объединяются на основе соответствующих договоров и обладают правом свободного выхода из состава конфедерации.
2. Как правило, отсутствует единое гражданство, хотя пересечение государственных границ предельно упрошено (без виз и деклараций).
3. Субъекты конфедерации имеют собственные вооруженные силы. Объединение с вооруженными силами других субъектов конфедерации возможно в рамках военного союза.
4. Парламент формируется представительными органами субъектов конфедерации, и его решения не имеют силы без их согласия.
5. На уровне конфедерации нет общих судебных органов и весьма ограничены исполнительные органы власти.
6. Отсутствуют единая денежная система, единая система налогов и единый государственный бюджет.
7. Конфедеративные государства недолговечны. Они распадаются на унитарные государства или превращаются в федерации.
В современном мире конфедераций нет. История знает, например, Швейцарскую конфедерацию, Австро-Венгерскую. В 1982 году распался союз Сенегала и Гамбии (Сенегамбия). В 1961 года такая же судьба постигла ОАР (союз Египта и Сирии).
К перечисленным формам государственного устройства в некоторых источниках по теории государства и права добавляются еще как минимум три: содружество, сообщество и империя (например, Британское содружество наций). Подобные объединения являются не государственными образованиями, а лишь свободным конгломератом независимых государств. Что касается империи, то колониальные империи никогда не выступали в качестве отдельного государства, а империи классического типа (Римская или Российская) по сути являлись федеративными или конфедеративными государствами.
Форма государственного (политического) режима определяет совокупность способов и методов взаимодействия государственной власти с населением. Понятие «политический режим» введено в 1940 году политологом Леви. Но в последнее время пользуются термином «государственный режим». Главным критерием классификации государственных режимов служит степень реального осуществления прав и свобод граждан. Исходя из этого различают две формы государственного режима: демократический и антидемократический.
Основные черты демократического режима:
1. Демократия предполагает наличие в государстве коллективного законодательного органа, в который народ выбирает своих представителей.
2. Возможность для всех граждан, независимо от политических или иных убеждений, свободно изъявлять свою волю путем всеобщих выборов и на референдуме.
3. Граждане обладают реальными способами влияния на государственный аппарат для защиты своих интересов, используя при этом свободу слова, печати, собраний, свободу получения информации, партийные и общественные организации.
4. Минимальное вмешательство государства в экономическую сферу и личную жизнь граждан.
5. В идеале демократический характер государства отличается высокой степенью развития экономики, достойным уровнем жизни, защищенностью населения от произвола и беззакония.
В рамках демократического режима условно выделяют:
а) непосредственную демократию. Прямое участие населения в решении вопросов государственной жизни путем всенародного голосования (референдума),
б) представительную демократию. Участие народа в делах государства через представительные, выборные органы, подотчетные избирателям, т.е. через депутатов федеральных и местных органов власти,
в) иногда выделяют еще и либерально-демократический режим. Как способ осуществления государственной власти на основе наиболее демократических гуманистических принципов он вырастает из собственно демократического режима и, по мнению некоторых исследователей, является высшим его проявлением.
Виды антидемократических режимов:
Он имеет следующие признаки:
а) тотально жесткий контроль государства всех сфер жизни общества (экономика, культура, искусство, идеология и т.д.), включая личную жизнь граждан;
б) узурпация власти одной массовой партией, которая навязывает населению свою идеологию в условиях нетерпимости к инакомыслию и подавления других идеологий.
2. Авторитарный режим. Имеет сходные характеристики с тоталитарным, но в нем нет амбиций властных структур тоталитарного режима, т.е. стремления управлять всеми сферами общественной жизни. Авторитарный режим строится на диктатуре отдельной личности. Различают три вида авторитарных режимов:
а) Диктаторский режим. Обычно порождается кризисом социально-экономической жизни государства. В обществе может быть множество партий, но их влияние на политику несущественно. Меры правительства неэффективны. Законы не исполняются. И тогда приходит политический лидер, который берет всю полноту власти на себя, самым жестоким образом подавляя оппозицию. Диктатор не пытается оправдать свою диктатуру идеологически, он оправдывает свою жестокость необходимостью навести порядок в стране. При этом он уверяет, что эта диктатура лишь на время, а затем снова будет демократия.
б) Военный режим. Высшая государственная власть сосредоточена в руках военных, которые управляют экономикой, культурой, социальной сферой. Политическая жизнь либо совсем запрещена, либо крайне ограничена.
в) Теократический режим. В одном лице сосредоточена высшая государственная и религиозная власть. Этот режим был весьма распространен в средние века. Сейчас имеет место в Ватикане, Иране, Парагвае. Следует отметить, что в чистом виде тоталитарные и авторитарные режимы почти не встречаются.
3. Деспотический режим. Существует в условиях абсолютной монархии. Для него характерна бессмысленная, бесполезная жестокость правителя в угоду личным эгоистическим интересам.
5. Фашистский режим. Представляет собой крайнюю форму тоталитаризма и авторитаризма. Отличается воинствующей идеологией о превосходстве одной нации над другими, жестоким психологическим давлением на массы, разрушающим психику, навязыванием народу культа вождя (сверхчеловека). Это самый агрессивный из всех государственных режимов, так как создает угрозу существования всем остальным государствам. Не случайно во всем мире подобный режим запрещен.