Что относится к признакам правоохранительной деятельности относится
ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Правоохранительные органы есть репрессивный силовой блок государственного аппарата.
Закон от 27 мая 2003 №58-ФЗ «О системе государственной службы РФ» дает понятие правоохранительной службы – это вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина.
Признаки правоохранительной деятельности:
1) правоохранительная деятельность осуществляется не любым способом, а с помощью применения юридических мер воздействия – принуждения
Защищая одни права, правоохранители объективно ограничивают другие права (досмотр в аэропорту).
Деятельность по охране права сопровождается принуждением, а принуждение есть ограничение прав.
2) Применяемые меры должны строго соответствовать предписаниям закона.
Не вся правоохранительная деятельность может быть полностью урегулирована законом. Контртеррористическая операция (правовой режим, устанавливаемый законом). Но: есть такие возможные ситуации в этом режиме, которые НЕЛЬЗЯ заранее предусмотреть в законе.
3) Реализуется в установленном законом порядке, т.е. с соблюдением определенных процедур.
Уголовный процесс есть совокупность процедур, в ходе которых устанавливается виновное лицо, определяется мера наказание, применяются меры принуждения.
4) деятельность реализуется специально уполномоченными государственными органами.
5) обязательность решений, принимаемых правоохранительными органами.
ст. 11 УПК говорит об охране прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве (разъяснение прав, обязанностей, ответственности, обеспечение возможности осуществления этих прав; принятие мер безопасности в случаях, установленных законом – угрожают убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением имущества либо иными опасными противоправными деяниями; возмещение вреда, причиненного судом, должностными лицами, осуществляющими уголовное преследование).
ст. 1069 ГК устанавливает ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также должностными лицами.
Понятие правоохранительной деятельности – это такая государственная деятельность, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка.
ФУНКЦИИ (ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ):
1) конституционный контроль;
3) организационное обеспечение деятельности судов;
5) выявление и расследование преступлений;
6) оказание юридической помощи – адвокатура и нотариат.
Задачи:
1) защита личности, ее прав и свобод;
2) защита общества, его материальных и духовных ценностей;
3) защита государства, его конституционного строя, территориальной целостности и суверенитета.
Подходы к понятию «правоохранительная деятельность»:
1) Узкий подход – борьба с преступностью. ПД связывается только с уголовной репрессией, с пресечением,выявлением, раскрытием преступлений, изобличением преступника.
2) Средний – преступление и админ правонарушения.
3) Широкий – борьба с противоправностью вообще.
Иногда в систему правоохранительных органов включают Уполномоченного по правам человека (РФ, в субъектах), Уполномоченного по правам ребенка и Общественную палату. Все зависит от того, как автор смотрит на понятие, цели, задачи правоохранительной деятельности.
Предназначение правоохранительной деятельности – обеспечение в демократическом обществе режима законности. Ее цель – охрана права. По отношению к этой цели ПД выступает средством ее достижения и как средство достижения этой цели представляет собой саму деятельность по надзору и контролю за соблюдением законов, привлечению виновных к ответственности, рассмотрением дел в судах, проведением в жизнь карательных или право-восстановительных мер.
Правоохранительную деятельность можно представить как процесс – это планирование, координация, осуществление принятых решений и контроль за их выполнением.
Правоохранительная деятельность есть властноорганизующая деятельность компетентных органов и лиц, направленная на охрану прав и свобод личности, на обеспечение законности и правопорядка в обществе.
Понятие и признаки правоохранительной деятельности
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие правоохранительной деятельности
Правоохранительная деятельность — это осуществляемая специально уполномоченными правоохранительными органами особая деятельность государства по охране, защите прав и интересов гражданина, общества, государства, объединений граждан. Правоохранительная деятельность направлена на борьбу с преступностью, любыми проявлениями правонарушений, на обеспечение доступа к правосудию, оказание квалифицированной юридической помощи.
Правоохранительная деятельность — это властно-организующая деятельность соответствующих компетентных органов, которая направлена на обеспечение в обществе законности и правопорядка. Данная деятельность реализуется в строгом соответствии с законодательством посредством использования юридических мер воздействия.
Особое место в правоохранительной деятельности занимает конституционный контроль, функцию которого осуществляет Конституционный суд. Основная задача Конституционного суда — защита конституционного строя государства, обеспечение прямого действия и верховенства Конституционного Суда на территории России.
Признаки правоохранительной деятельности
Правоохранительной деятельности характерны следующие признаки:
Правоохранительные функции — это основные направления профессиональной деятельности правоохранительных органов.
Готовые работы на аналогичную тему
Правоохранительная деятельность направлена на охрану государства, его суверенитета, государственной целостности, конституционного строя, на охрану общества, его духовных и материальных благ, на охрану гражданина, его прав и свобод. Эти задачи решаются правоохранительными органами в процессе реализации соответствующих функций.
Основные функции правоохранительных органов:
Судебные органы — это специально созданные государством органы, предназначенные для отправления правосудия. Суды рассматривают и разрешают разные категории дел (экономические споры, гражданские дела, административные, уголовные дела и др.), подсудные судам в пределах их компетенции и вынесению по ним обоснованных, законных и справедливых решений. Судебная система РФ включает федеральные суды общей юрисдикции, федеральные арбитражные суды, суды в субъектах РФ.
Организационное обеспечение функционирования и деятельности судебных органов — это осуществление мероприятий финансового, кадрового, материально-технического характера, направленных на создание условий для независимого и полного осуществления правосудия, обеспечение нормального функционирования судебных органов. Организационное обеспечение включает обеспечение оплаты труда, предусмотренных федеральными законами социальных выплат, улучшение нуждающимся жилищных условий, создание единого информационного пространства. Эти функции возложены на Судебный департамент.
Прокурорский надзор осуществляется прокурорами — специально уполномоченными государством должностными лицами. Прокурорский надзор обеспечивает верховенство закона, единообразное применение и точное исполнение государственными службами и комитетами, федеральными министерствами, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, органами контроля и др.
К правоохранительной деятельности оперативных сотрудников, следователей и дознавателей относится выявление и расследование преступлений, их раскрытие, изобличение и привлечение виновных лиц к уголовной ответственности, установление обстоятельств совершенного преступления.
Правоохранительные органы исполнительной власти призваны обеспечить безопасность и правопорядок в государстве. К этим органам относятся: федеральная служба безопасности; органы внутренних дел; федеральная служба охраны; служба внешней разведки; войска национальной гвардии; налоговые и таможенные органы.
Органы Министерства юстиции осуществляют правоохранительную деятельность по исполнению судебных решений (Федеральной службы исполнения наказаний). Деятельность Федеральной службы судебных приставов направлена на обеспечение исполнения наказаний, исполнение судебных актов в принудительном порядке.
Правоохранительная деятельность включает деятельность по оказанию юридической помощи, которая направлена на обеспечение правовой защищенности человека в обществе. Эту деятельность осуществляют специально уполномоченные лица: адвокаты, оказывающие квалифицированную помощь юридическим и физическим лицам по защите их прав и интересов; нотариусы — посредством совершения от имени государства нотариальных действий, предусмотренных законодательными актами РФ; частные охранные и детективные службы в форме оказания возмездных услуг (на договорной основе) юридическим и физическим лицам для защиты их интересов и законных прав.
Функцию предупреждения правонарушений и преступлений реализуют все правоохранительные органы. Эта функция направлена на выявление нарушений прав и свобод граждан, на установление всех обстоятельств, которые способствовали и сопутствовали совершению преступлений, других нарушений закона, допущенных при производстве административного, уголовного дела (дознания, предварительного следствия, при рассмотрении дела судом), принятие мер по их устранению.
Правоохранительные органы и правоохранительная деятельность.
Понятие правоохранительной деятельности.
Понятие правоохранительной деятельности означает тот вид деятельности государства, который реализуется специальными уполномоченными правоохранительными органами с целью охраны и защиты права путем применения юридических мер воздействия.
В Российской Федерации на законодательном уровне предусмотрена вероятность того, что в процессе осуществления этого вида деятельности могут быть частично ограничены права и свободы правоохраняемых субъектов (например, рядовых граждан).
Основные признаки правоохранительной деятельности:
Главная цель правоохранительной деятельности – пресечение правонарушений, поиск и наказание правонарушителей.
Понятие правоохранительных органов.
Правоохранительные органы – это отдельная группа государственных органов, которые уполномочены выполнять деятельность по охране законности и правопорядка, а также защите прав и свобод человека.
Разные виды правоохранительных органов выполняют одну или несколько функций. В совокупности в их деятельности можно выделить 9 основных функций правоохранительных органов:
Правоохранительные органы РФ.
Система правоохранительных органов в России состоит из 12 простых и сложных (по структуре) органов:
Все эти органы (также и в других странах) можно разделить на три вида правоохранительных органов:
Понятие и основные признаки правоохранительной деятельности
Понятие и основные признаки правоохранительной деятельности
Признаки правоохранительной деятельности:
— правоохранительная деятельность осуществляется только специально уполномоченными государственными органами, в отношении которых законодательством установлен жесткий порядок комплектования, организации и функционирования;
— направлена на защиту права, личности, общества и государства от преступных и иных посягательств;
— правоохранительная деятельность осуществляется строго в порядке, установленном законом. При принятии решения о применении или неприменении каких-либо правоохранительных мер компетентный орган (должностное лицо) обязан соблюдать определенные правила, предусмотренные для соответствующего случая законом, правила уголовного или гражданского судопроизводства, правила ведения дознания и предварительного расследования и т п.;
— правоохранительная деятельность осуществляется только посредством применения мер государственного принуждения или наложения взыскания, применения мер юридического воздействия;
— применение мер юридического воздействия должно строго соответствовать закону, который определяет как основания применения указанных мер, так и конкретные меры, которые могут быть применены в конкретном случае.
Виды правоохранительной деятельности.
1. Предупреждение, выявление и раскрытие преступлений
2. Осуществление правосудия
3. Обеспечение деятельности судов
4. Правоохранительная деятельность
5. Оперативная деятельность
6. Прокурорский надзор
7. Правозащитная деятельность
Система правоохранительных органов и организаций.
Систему правоохранительных органов можно подразделить на судебные органы (суды) и иные правоохранительные органы.
Судебная система, в свою очередь, включает в себя Конституционный Суд РФ, федеральные суды общей юрисдикции, систему арбитражных судов и суды (мировые судьи и конституционные (уставные) суды) субъектов РФ.
Иные правоохранительные органы также образуют систему, состоящую из:
– органов прокуратуры;
– органов внутренних дел;
– федеральной службы безопасности;
– органов государственной охраны;
– органов государственной налоговой службы;
– таможенных органов;
– органов борьбы с незаконным оборотом наркотиков;
– органов предварительного расследования;
– органов юстиции.
Система правоохранительных органов призвана реализовать такие важнейшие функции, как:
– конституционный контроль;
– отправление правосудия;
– прокурорский надзор;
– расследование преступлений;
– оперативно-розыскная функция;
– исполнение судебных решений;
– оказание юридической помощи и защиты по уголовным делам;
– предупреждение преступлений и иных правонарушений. Все эти функции взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Структура и компетенция Верховного Суда РФ.
Структура Верховного Суда РФ:
— Судебная коллегия по гражданским делам;
— Судебная коллегия по уголовным делам;
Функции Верховного Суда РФ.
— рассматривает по первой инстанции наиболее сложные и важные уголовные и гражданские дела, подведомственные судам общей юрисдикции;
— проверяет законность и обоснованность приговоров, определений, решений и постановлений судов общей юрисдикции в порядке кассации и надзора;
— дает разъяснения по вопросам судебной практики в форме постановлений Пленума Верховного Суда РФ. Указанные постановления не имеют статуса нормативно-правовых актов, однако обязательны для исполнения всеми судами общей юрисдикции;
— обладает правом законодательной инициативы, а также вправе обращаться в Конституционный Суд РФ с запросами о соответствии Конституции РФ федеральных законов и иных нормативно-правовых актов.
Деятельности.
Прокуратура занимает особое место среди правоохранительных органов, поскольку не относится ни к законодательной, ни к исполнительной, ни к судебной власти. Она является независимым правоохранительным органом, обеспечивающим соблюдение законности в государстве.
Прокуратура РФ представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов действующих на территории Российской Федерации Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации».
Организация и деятельность прокуратуры, помимо Конституции РФ, регламентирована Законом РФ «О прокуратуре Российской Федерации”, а также Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации”.
Цели деятельности прокуратуры заключаются в обеспечении верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
Основным нормативным актом, регулирующим деятельность прокуратуры, как уже было сказано, является ФЗ «О прокуратуре». В этом законе определяются задачи и функции органов прокуратуры, принципы их организации и деятельности, порядок формирования, основы службы в органах и учреждениях прокуратуры, работы с кадрами и другие вопросы.
Систему прокуратуры РФ составляют Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.
Основные принципы организации и деятельности прокуратуры закреплены в ст. 129 Конституции РФ и п. 1 ст. 4 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации». Ими являются принципы:
· законности;· единства и централизации органов прокуратуры;· независимости;· гласности.
Предварительное следствие: понятие, органы, компетенция.
Органы предварительного следствия. Их задачи, система, полномочия.
Следствие в уголовном процессе – собирание и проверка доказательств, необходимых для выяснения обстоятельств, входящих в предмет доказывания. Следствие – собирательное понятие, включающее предварительное следствие и судебное следствие.
Предварительное следствие – выяснение следователем совокупности обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения уголовного дела. Оно начинается после возбуждения уголовного дела и заканчивается направлением дела прокурору с обвинительным заключением или прекращением уголовного дела. Судебное следствие – составная часть судебного разбирательства в суде первой инстанции.
Систему органов предварительного следствия составляют следственные подразделения прокуратуры, органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, органов Госнаркоконт-роля России. В исключительных случаях следствие могут осуществлять начальники следственных отделов и иных подобных им подразделений, прокуроры.
Задачи органов предварительного следствия:
– быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных;
– всестороннее, полное и объективное исследование всех обстоятельств уголовного дела;
– обеспечение правильного применения закона, способствование укреплению законности и правопорядка;
– обнаружение и процессуальное закрепление доказательств для последующего их использования в процессе судебного разбирательства;
– обеспечение участия обвиняемого и других участников процесса в производстве по уголовному делу;
– установление наличия или отсутствия ущерба, причиненного преступлением, определение его размера, принятия мер по обеспечению его возмещения;
– выявление причин и условий, способствовавших совершению преступлений, и принятие мер по их устранению.
Осуществление предварительного следствия является основной, главной функцией следователей всей системы органов предварительного следствия. Следователи не вправе производить оперативно-розыскные мероприятия. Независимо от ведомственной принадлежности все следователи имеют одинаковые процессуальные права, ведут предварительное следствие в одном и том же процессуальном порядке; надзор за исполнением ими законов осуществляется в одинаковом объеме. Для лучшей организации работы следователей в соответствующих ведомствах образованы следственные аппараты (системы структурных подразделений). Надзор за законностью действий и решений следователей осуществляет прокуратура. Правом процессуального контроля обладают и начальники следственных отделов. Они вправе проверять материалы уголовного дела, давать следователю указания о направлении расследования, производстве следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения. Ведомственный контроль осуществляют и следователи контрольно-методических отделов вышестоящих следственных подразделений. За законностью предварительного следствия осуществляется и судебный контроль в ходе рассмотрения уголовных дел, а также жалоб об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иных решений и действий дознавателя, следователя, прокурора.
Органов внутренних дел Российской Федерации(МВД).
2. Органов федеральной службы безопасности(ФСБ).
Федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны.
Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН).
Оперативный эксперимент.
Них задач.
Деятельность органов внутренних дел осуществляется на принципах: законности; уважения и соблюдения прав, свобод и законных интересов граждан; гуманизма; единства системы органов внутренних дел и централизации управления ими; сочетания гласных и негласных методов и средств деятельности; независимости от деятельности политических партий и других общественных объединений.
Органы внутренних дел защищают жизнь, здоровье, честь, достоинство, права, свободы и законные интересы граждан независимо от их гражданства, социального, имущественного и иного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, возраста, образования и языка, отношения к религии, политических и иных убеждений, а также от других обстоятельств.
Ограничение сотрудниками органов внутренних дел граждан в их правах и свободах допускается только в случаях, предусмотренных настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь.
Граждане и организации, права и законные интересы которых ущемлены действиями (бездействием) сотрудников органов внутренних дел, вправе обжаловать эти действия (бездействие) в вышестоящий государственный орган или вышестоящему должностному лицу, прокурору или в суд.
Органы внутренних дел не имеют права разглашать сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, сведения, относящиеся к его личной жизни, если иное не предусмотрено настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь.
Полномочия нотариусов.
· Нотариус имеет право:
· Нотариусы совершают следующие нотариальные действия:
Союзы потребителей
Это объединения, защищающие интересы и права потребителя, к которым они относят право на удовлетворение основных нужд, право на безопасность, право выбора, право на информированность, право на возмещение убытков, право быть выслушанным, право на потребительское просвещение и право на здоровую окружающую среду. Общества защиты потребительских прав разрабатывают тактику борьбы с ростом цен, нередко выступают от имени потребителей в суде и т. п.
Хотя первые общества защиты потребительских прав появились еще в XIX веке, широкий размах это движение приобрело именно в середине XX века. В прошлом веке покупатель мог позаботиться о себе сам в силу относительной ограниченности рынка и того, что люди в течение жизни пользовались однотипными товарами и услугами известных им продавцов. Поэтому последствия покупки в значительной мере возлагались на покупателя, что и породило, в частности в англосаксонских странах, формулу «пусть покупатель будет осмотрителен».
В настоящее время широкое распространение получили торговля по каталогам, по описанию, продажа по образцу, по телевизионной рекламе и т.д., не предполагающие предварительного ознакомления покупателя с товаром. Кроме того, большую часть технических товаров (например, компьютеры) покупатель не в состоянии обстоятельно проверить перед покупкой. Все это привело к появлению обширного комплекса нормативных актов, защищающих права потребителей, а также их общественных организаций.
Общества защиты потребительских прав упоминаются уже и на конституционном уровне. Например, в ч. 2 ст. 51 Конституции Испании сказано, что публичные власти будут поддерживать организации потребителей и пользователей и заслушивать их по вопросам, которые могут их затрагивать, при условиях, установленных законом. Швейцарская Конституция в ст. 97 обязывает Союз принимать меры по защите потребительниц и потребителей, издавать предписания о средствах обжалования, к которым могут прибегать организации потребителей.
В сфере федерального законодательства о несплошной конкуренции этим организациям принадлежат такие же права, как профессиональным и экономическим союзам. Кантонам надлежит предусмотреть для споров, предмет которых не достигает определенной суммы, устанавливаемой Федеральным советом (правительством), примирительное производство или простое и быстрое судебное производство.
Понятие и основные признаки правоохранительной деятельности
Признаки правоохранительной деятельности:
— правоохранительная деятельность осуществляется только специально уполномоченными государственными органами, в отношении которых законодательством установлен жесткий порядок комплектования, организации и функционирования;
— направлена на защиту права, личности, общества и государства от преступных и иных посягательств;
— правоохранительная деятельность осуществляется строго в порядке, установленном законом. При принятии решения о применении или неприменении каких-либо правоохранительных мер компетентный орган (должностное лицо) обязан соблюдать определенные правила, предусмотренные для соответствующего случая законом, правила уголовного или гражданского судопроизводства, правила ведения дознания и предварительного расследования и т п.;
— правоохранительная деятельность осуществляется только посредством применения мер государственного принуждения или наложения взыскания, применения мер юридического воздействия;
— применение мер юридического воздействия должно строго соответствовать закону, который определяет как основания применения указанных мер, так и конкретные меры, которые могут быть применены в конкретном случае.