Как правильно посчитать доходы и расходы по гособоронзаказу
Базовая цена по гособоронзаказу — это фиксированная стоимость продукции, которую определили затратным методом. Все участники ГОЗ обязаны вести раздельный учет доходов и расходов по каждому контракту.
Что такое прибыль и расходы по гособоронзаказу
Прибыль, или доходы по ГОЗ, — это финансовый результат по контракту. В ПП РФ №1465 от 02.12.2017 определяется размер прибыли по 275 ФЗ для поставщиков в составе цены — не больше 1% от плановых привнесенных затрат и не больше 20%, но и не меньше 10% от собственных затрат организации на поставку (п. 54 ПП РФ №1465). Для головного исполнителя показатели другие: если доля его собственных затрат в себестоимости продукции 20% и больше, то плановая рентабельность устанавливается на уровне не меньше 5%.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как вести раздельный учет по гособоронзаказу. Используйте эти инструкции бесплатно.
Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНО НА 2 ДНЯ .
В контракте указываются не проценты плановой рентабельности, а рассчитанный размер прибыли по ГОЗ в абсолютных величинах. В ходе исполнения госконтракта это значение изменяться не может. Рентабельность отражается в бухучете по общему правилу. В 275-ФЗ прибыль оговаривается в ч. 3 ст. 8, там же описываются обязанности головного исполнителя.
Расходы — это издержки, которые несут участники гособоронзаказа. По правилам при расчете расходов по контракту необходимо учитывать расходы на такие позиции:
Траты по ГОЗ учитываются как по каждому госконтракту, так и в разрезе калькуляционных статей затрат. Такой учет необходим для формирования полноты себестоимости продукции.
Каким методом считать цену по ГОЗ
Правительство РФ установило предельный уровень рентабельности при исчислении цен на продукцию ГОЗ (п. 3 ч. 1 ст. 12 275-ФЗ). Регламент расчета и нормирования прибыли закреплен в разделе 4 ПП РФ №1465. Кроме того, в постановлении №1465 описаны методы определения цены по гособоронзаказу (п. 9 ПП РФ №1465):
Если методы анализа рыночных индикаторов и сравнимой цены не применяются для определения цены на продукцию ГОЗ и базовая цена такой продукции не сформирована, то итоговая цена определяется затратным методом. Если же базовую цену на продукцию сформировали, то цену на следующий год и плановый период определяют методом индексации базовой цены или индексации по статьям базовых затрат, используя базовые экономические показатели по ГОЗ (ПП РФ №1388 от 23.08.2021).
Что включается в издержки по ГОЗ
Состав затрат по гособоронзаказу определяется приказом Министерства промышленности и торговли №334 от 08.02.2019. Приказ №334 закрепляет порядок определения состава расходов, которые учитываются при формировании цены на продукцию ГОЗ. Общий список расходной части калькуляции представлен в Приложении № 1 к приказу №334.
В таблице — состав прямых издержек по гособоронзаказу:
Вид затрат по статьям калькуляции
Норматив — пункт в приказе №334
Материальные — на приобретение материальных ресурсов, которые относятся на себестоимость продукции (включая надбавки и комиссионные вознаграждения)
В п. 13 приказа №334 закреплено, что входит в сырье и материалы в распределении прибыли по ГОЗ:
К общепроизводственным относятся издержки на управление и обслуживание производственного процесса (п. 19 Приказа). Полный состав представлен в Приложении №5. Общепроизводственные расходы формируются полностью по учреждению или по каждому конкретному подразделению. Включаются в себестоимость пропорционально базе распределения по выбранному показателю прямого метода.
Общехозяйственные затраты (п. 20 Приказа) — это расходы, которые непосредственно связаны с административным управлением, ведением хозяйственной деятельности, содержанием имущественных объектов предприятия. Они включаются в себестоимость продукции гособоронзаказа пропорционально базе распределения по выбранному показателю прямых издержек или списываются на счета продаж после завершения отчетного периода. Полный состав общехозяйственных и административно-управленческих расходов (п. 27) закреплен в Приложении №6 Приказа.
В нормативах по гособоронзаказу разъясняется, что относится к привнесенным затратам по ГОЗ: издержки на приобретение товаров, работ или услуг, которые покупаются у сторонних организаций с целью изготовления продукции по ГОЗ.
Группировка издержек по статьям калькуляции осуществляется в зависимости от их целевого назначения с использованием прямых и косвенных методов отнесения расходов на себестоимость продукции. Для издержек по ГОЗ ведется постатейный раздельный учет. ПП РФ №1465 определяет, что относится к собственным затратам по ГОЗ, — это вся разница между привнесенными затратами и себестоимостью.
Преимущество при расчете себестоимости отдается прямому методу по каждому виду и году производства продуктов по гособоронзаказу. Если заключается контракт с единственным поставщиком (подрядчиком или исполнителем) по гособоронзаказу, при расчете расходных статей необходимо воспользоваться формами, утвержденными приказом ФАС №1138/19 от 26.08.2019.
Как подсчитывают затраты
В приказе №1138/19 уточняется, что такое РКМ в оборонзаказе, — это расчетно-калькуляционные материалы. В них постатейно отражаются фактические затраты по итогам завершения работы в соответствии с данными бухгалтерского учета. Формы плановых калькуляций используют как обосновывающий документ при подготовке протокола согласования цены на продукцию по ГОЗ.
На основании ст. 7.1 275-ФЗ заказчик в обязательном порядке включает в контракт условие о возмещении задела — расходов на запасы продукции, сырья, комплектующих, необходимых для выполнения работ по ГОЗ и приобретенных исполнителем ранее за счет собственных денежных ресурсов. Такое возмещение производится только при предварительном согласовании между государственным заказчиком, головным исполнителем и исполнителем и в рамках цены, указанной в госконтракте.
В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.
2. Понятия, используемые в настоящем Положении, означают следующее:
(в ред. Постановления Правительства РФ от 23.08.2021 N 1388)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Постановления Правительства РФ от 23.08.2021 N 1388)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Постановления Правительства РФ от 23.08.2021 N 1388)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N 1582)
(см. текст в предыдущей редакции)
изменение требований к поставляемой продукции государственным заказчиком (заказчиком) или по согласованию с ним организацией, имеющей государственные контракты (контракты) на выполнение работ (в том числе научно-исследовательских и (или) опытно-конструкторских работ), оказание услуг в отношении этой продукции, повлекшее внесение изменений в конструкторскую и (или) техническую документацию на указанную продукцию;
изменение ежегодного объема поставки (в том числе производства) продукции и (или) выручки организации;
изменение курса рубля к иностранным валютам;
принятие федеральных законов и (или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, правовых актов органов местного самоуправления;
изменение объема и (или) состава специальных затрат и (или) затрат на подготовку и освоение производства такой продукции;
изменение схемы использования давальческих материальных ресурсов (сырья, материалов, полуфабрикатов и покупных комплектующих изделий);
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 23.08.2021 N 1388)
изменение цены продукции, поставляемой в рамках кооперации головного исполнителя государственного контракта по государственному оборонному заказу, вследствие регистрации (утверждения) Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» цены продукции в сфере ядерного оружейного комплекса в соответствии с пунктом 115 настоящего Положения;
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 23.08.2021 N 1388)
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 16.03.2021 N 390)
4. Государственное регулирование цен осуществляется при формировании, размещении и выполнении государственного оборонного заказа в соответствии с целями и принципами, установленными статьей 9 Федерального закона «О государственном оборонном заказе», и направлено на обеспечение выполнения государственной программы вооружения в части создания и оснащения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов современными образцами вооружения, военной и специальной техники, иных государственных (федеральных целевых) программ в части мероприятий, реализация которых осуществляется в рамках государственного оборонного заказа, а также на обеспечение эффективной работы организаций, участвующих в выполнении государственного оборонного заказа.
5. Государственное регулирование цен в порядке, установленном настоящим Положением, предусматривает в том числе:
г) определение вида цены на продукцию, поставка которой предусматривается единственным поставщиком;
д) уточнение размера цены и вида цены на продукцию, а также размера цены государственного контракта, заключенного с единственным поставщиком.
6. Государственное регулирование цен осуществляется в отношении:
а) продукции, включенной в перечни продукции по государственному оборонному заказу;
б) продукции, поставляемой по государственным контрактам в связи с разработкой, изготовлением, сервисным обслуживанием, модернизацией, ремонтом и утилизацией продукции, указанной в подпункте «а» настоящего пункта;
в) российских вооружения и военной техники, которые не имеют российских аналогов и производство которых осуществляется единственными производителями (единственными поставщиками);
г) работ (услуг) в области космической деятельности в части мероприятий, предусмотренных государственными (федеральными целевыми) программами в области космической деятельности, реализация которых осуществляется в рамках государственного оборонного заказа;
7. Превышение цен на указанную в пункте 6 настоящего Положения продукцию, поставляемую по государственному контракту (контракту) государственному заказчику (заказчику), по отношению к ценам на эту продукцию, определенным в соответствии с настоящим Положением, является признаком запрещенного частью 3 статьи 8 Федерального закона «О государственном оборонном заказе» необоснованного завышения цены на продукцию по государственному оборонному заказу.
8. Определение цены государственного контракта по государственному оборонному заказу, заключаемого с единственным поставщиком и предусматривающего для нужд обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации поставку военного имущества, продовольственных и непродовольственных товаров, строительство, капитальный ремонт, реконструкцию, техническое перевооружение объектов и проведение проектных, инженерно-изыскательских работ, а также выполнение работ, оказание услуг, которые могут осуществляться только федеральным органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственными ему федеральными государственными учреждениями, федеральными государственными унитарными предприятиями, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, осуществляется с учетом особенностей, указанных в разделе VIII настоящего Положения.
О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, а также о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации
(с изменениями на 23 августа 2021 года)
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2020 года N 481 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 13.04.2020, N 0001202004130021);
постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2020 года N 1582 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 05.10.2020, N 0001202010050019);
постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2020 года N 1944 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.11.2020, N 0001202011300047);
постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2021 года N 189 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 17.02.2021, N 0001202102170003);
постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2021 года N 390 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 18.03.2021, N 0001202103180022);
1. Утвердить прилагаемые:
2. Федеральным органам исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» в 6-месячный срок со дня вступления в силу настоящего постановления привести свои акты в соответствие с настоящим постановлением.
3. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации в 6-месячный срок со дня вступления в силу настоящего постановления утвердить по согласованию с Министерством обороны Российской Федерации, Федеральной антимонопольной службой, Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» и Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос» порядок определения состава затрат, включаемых в цену продукции, поставляемой в рамках государственного оборонного заказа.
4. Признать утратившими силу акты Правительства Российской Федерации по перечню согласно приложению.
5. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2018 г.
Председатель Правительства Российской Федерации Д.Медведев
УТВЕРЖДЕНО постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 года N 1465
Положение о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу
(с изменениями на 23 августа 2021 года)
I. Общие положения
2. Понятия, используемые в настоящем Положении, означают следующее:
С 1 января 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 23 августа 2021 года N 1388 абзац двенадцатый пункта 2 настоящего Положения будет изложен в новой редакции.
изменение требований к поставляемой продукции государственным заказчиком (заказчиком) или по согласованию с ним организацией, имеющей государственные контракты (контракты) на выполнение работ (в том числе научно-исследовательских и (или) опытно-конструкторских работ), оказание услуг в отношении этой продукции, повлекшее внесение изменений в конструкторскую и (или) техническую документацию на указанную продукцию;
изменение ежегодного объема поставки (в том числе производства) продукции и (или) выручки организации;
изменение курса рубля к иностранным валютам;
принятие федеральных законов и (или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, правовых актов органов местного самоуправления;
изменение объема и (или) состава специальных затрат и (или) затрат на подготовку и освоение производства такой продукции;
изменение схемы использования давальческих материальных ресурсов (сырья, материалов, полуфабрикатов и покупных комплектующих изделий);
изменение цены продукции, поставляемой в рамках кооперации головного исполнителя государственного контракта по государственному оборонному заказу, вследствие регистрации (утверждения) Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» цены продукции в сфере ядерного оружейного комплекса в соответствии с пунктом 115 настоящего Положения;
Размер прибыли по ГОЗ — это уровень рентабельности контракта, исполняемого в рамках государственного оборонного заказа. Ее размер ограничен на законодательном уровне. Ограничения прибыльности направлены на пресечение злоупотреблений со стороны исполнителей в рамках исполнения оборонного заказа.
Что подразумевается под понятиями «прибыль» и «расходы» по ГОЗ
По 275 ФЗ прибыль по гособоронзаказу рассчитывается еще на стадии планирования стоимости контракта. Для ее определения необходимо знать сумму доходов и расходов по каждому отдельно взятому госконтракту. Доходом в рамках исполнения ГОЗ признается сумма контракта за вычетом налога на добавленную стоимость. Расходы — это затраты, понесенные в процессе исполнения гособоронзаказа. Расходы должны быть обоснованными и непосредственно связанными с деятельностью организации по выполнению государственного оборонного заказа.
Федеральный закон 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» вменяет в обязанность госисполнителям и исполнителям ведение раздельного учета доходов и расходов по ГОЗ. Фактическая прибыль по 275-ФЗ определяется как разность между доходами и расходами.
Как рассчитать норму прибыли ГОЗ
В пп. 3 п. 1 ст. 12 275-ФЗ говорится, что уровень прибыли ГОЗ нормируется правительством РФ. Норма прибыли по ГОЗ установлена постановлением №1465 от 02.12.2017 в пункте 54. Ограничение плановой рентабельности при установлении цены на продукцию, поставляемую в рамках ГОЗ, не должна превышать:
Привнесенные затраты — это расходы на приобретение комплектующих и полуфабрикатов, спецоборудования для НЭР, а также услуги сторонних организаций. Такое определение дает постановление правительства №1465, комментарии к нему определяют собственные затраты как разницу между себестоимостью продукции и суммой привнесенных затрат.
Установлен не только максимальный порог рентабельности, но и минимальный. Планируемая прибыль по контракту, заключенному в рамках исполнения ГОЗ, не может быть менее 5% плановых собственных затрат исполнителя.
Остались вопросы? Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как работать с банковским сопровождением расчетов по гособоронзаказу. Используйте эти инструкции бесплатно.
Что включается в издержки по ГОЗ
В апреле 2019 года вступил в силу новый приказ Минпромторга №334 от 08.02.2019, устанавливающий перечень и состав затратных статей по ГОЗ. До этого момента перечень затрат, включаемых в себестоимость продукции, поставляемой в рамках гособоронзаказа, регламентировался приказом Минпромторга №200 от 23.08.2006. Новый приказ внес изменения в состав признаваемых затрат и в порядок их признания.
Расходы исполнителя ГОЗ подразделяются на:
Перечень затрат, включаемых в себестоимость продукции по ГОЗ.
Основная и дополнительная зарплата основных производственных рабочих, инженерно-технических и иных работников, непосредственно занятых в производстве продукции:
Остальные, непосредственно связанные с производством продукции по ГОЗ расходы:
При расчете себестоимости продукции по контракту ГОЗ нельзя включить следующие расходы (п. 23 приказа №334):
Плановая и отчетная калькуляция
В рамках контроля ценообразования по гособоронзаказу Федеральной антимонопольной службой разработаны отчетные формы госисполнителя и исполнителя. Они утверждены приказом ФАС №1138/19 от 26.08.2019.
Чтобы военное представительство, к которому прикреплена организация, утвердило цену контракта, представляются плановая (форма №2) и отчетная калькуляция по ГОЗ (форма №3).
Группировка затратных статей в них соответствует правилам, установленным приказом №334. Плановая калькуляция предназначена для формирования стоимости новой продукции. Отчетная же отражает данные о реально понесенных затратах на производство ранее поставленной продукции, а если ранее продукция не поставлялась, то на ее аналог.
Разъяснения по теме
О порядке определения состава затрат, которые включаются в цену продукции, поставляемой по гособоронзаказу
Как правильно посчитать доходы и расходы по гособоронзаказу
Базовая цена по гособоронзаказу — это фиксированная стоимость продукции, которую определили затратным методом. Все участники ГОЗ обязаны вести раздельный учет доходов и расходов по каждому контракту.
Что такое прибыль и расходы по гособоронзаказу
Прибыль, или доходы по ГОЗ, — это финансовый результат по контракту. В ПП РФ №1465 от 02.12.2017 определяется размер прибыли по 275 ФЗ для поставщиков в составе цены — не больше 1% от плановых привнесенных затрат и не больше 20%, но и не меньше 10% от собственных затрат организации на поставку (п. 54 ПП РФ №1465). Для головного исполнителя показатели другие: если доля его собственных затрат в себестоимости продукции 20% и больше, то плановая рентабельность устанавливается на уровне не меньше 5%.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как вести раздельный учет по гособоронзаказу. Используйте эти инструкции бесплатно.
Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНО НА 2 ДНЯ .
В контракте указываются не проценты плановой рентабельности, а рассчитанный размер прибыли по ГОЗ в абсолютных величинах. В ходе исполнения госконтракта это значение изменяться не может. Рентабельность отражается в бухучете по общему правилу. В 275-ФЗ прибыль оговаривается в ч. 3 ст. 8, там же описываются обязанности головного исполнителя.
Расходы — это издержки, которые несут участники гособоронзаказа. По правилам при расчете расходов по контракту необходимо учитывать расходы на такие позиции:
Траты по ГОЗ учитываются как по каждому госконтракту, так и в разрезе калькуляционных статей затрат. Такой учет необходим для формирования полноты себестоимости продукции.
Каким методом считать цену по ГОЗ
Правительство РФ установило предельный уровень рентабельности при исчислении цен на продукцию ГОЗ (п. 3 ч. 1 ст. 12 275-ФЗ). Регламент расчета и нормирования прибыли закреплен в разделе 4 ПП РФ №1465. Кроме того, в постановлении №1465 описаны методы определения цены по гособоронзаказу (п. 9 ПП РФ №1465):
Если методы анализа рыночных индикаторов и сравнимой цены не применяются для определения цены на продукцию ГОЗ и базовая цена такой продукции не сформирована, то итоговая цена определяется затратным методом. Если же базовую цену на продукцию сформировали, то цену на следующий год и плановый период определяют методом индексации базовой цены или индексации по статьям базовых затрат, используя базовые экономические показатели по ГОЗ (ПП РФ №1388 от 23.08.2021).
Что включается в издержки по ГОЗ
Состав затрат по гособоронзаказу определяется приказом Министерства промышленности и торговли №334 от 08.02.2019. Приказ №334 закрепляет порядок определения состава расходов, которые учитываются при формировании цены на продукцию ГОЗ. Общий список расходной части калькуляции представлен в Приложении № 1 к приказу №334.
В таблице — состав прямых издержек по гособоронзаказу:
Вид затрат по статьям калькуляции
Норматив — пункт в приказе №334
Материальные — на приобретение материальных ресурсов, которые относятся на себестоимость продукции (включая надбавки и комиссионные вознаграждения)
В п. 13 приказа №334 закреплено, что входит в сырье и материалы в распределении прибыли по ГОЗ:
К общепроизводственным относятся издержки на управление и обслуживание производственного процесса (п. 19 Приказа). Полный состав представлен в Приложении №5. Общепроизводственные расходы формируются полностью по учреждению или по каждому конкретному подразделению. Включаются в себестоимость пропорционально базе распределения по выбранному показателю прямого метода.
Общехозяйственные затраты (п. 20 Приказа) — это расходы, которые непосредственно связаны с административным управлением, ведением хозяйственной деятельности, содержанием имущественных объектов предприятия. Они включаются в себестоимость продукции гособоронзаказа пропорционально базе распределения по выбранному показателю прямых издержек или списываются на счета продаж после завершения отчетного периода. Полный состав общехозяйственных и административно-управленческих расходов (п. 27) закреплен в Приложении №6 Приказа.
В нормативах по гособоронзаказу разъясняется, что относится к привнесенным затратам по ГОЗ: издержки на приобретение товаров, работ или услуг, которые покупаются у сторонних организаций с целью изготовления продукции по ГОЗ.
Группировка издержек по статьям калькуляции осуществляется в зависимости от их целевого назначения с использованием прямых и косвенных методов отнесения расходов на себестоимость продукции. Для издержек по ГОЗ ведется постатейный раздельный учет. ПП РФ №1465 определяет, что относится к собственным затратам по ГОЗ, — это вся разница между привнесенными затратами и себестоимостью.
Преимущество при расчете себестоимости отдается прямому методу по каждому виду и году производства продуктов по гособоронзаказу. Если заключается контракт с единственным поставщиком (подрядчиком или исполнителем) по гособоронзаказу, при расчете расходных статей необходимо воспользоваться формами, утвержденными приказом ФАС №1138/19 от 26.08.2019.
Как подсчитывают затраты
В приказе №1138/19 уточняется, что такое РКМ в оборонзаказе, — это расчетно-калькуляционные материалы. В них постатейно отражаются фактические затраты по итогам завершения работы в соответствии с данными бухгалтерского учета. Формы плановых калькуляций используют как обосновывающий документ при подготовке протокола согласования цены на продукцию по ГОЗ.
На основании ст. 7.1 275-ФЗ заказчик в обязательном порядке включает в контракт условие о возмещении задела — расходов на запасы продукции, сырья, комплектующих, необходимых для выполнения работ по ГОЗ и приобретенных исполнителем ранее за счет собственных денежных ресурсов. Такое возмещение производится только при предварительном согласовании между государственным заказчиком, головным исполнителем и исполнителем и в рамках цены, указанной в госконтракте.
В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.