Что относится к природным объектам 3 класс
Что относится к природным объектам 3 класс
Автор: Полнякова Татьяна Юрьевна
Организация: МКОУ Языковская средняя школа им. Н.М.Языкова
Населенный пункт: р.п.Языково
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цели деятельности педагога: создать условия для ознакомления учащихся с понятиями «неживая природа», «живая природа».
Планируемые результаты:
Личностные УУД: привести к осознанию ценности природы.
Метапредметные УУД:
Предметные УУД: различать понятия «неживая природа», «живая природа»; устанавливать связи между неживой и живой природой; правильно использовать эти знания в своей жизни.
Основные понятия: «неживая природа», «живая природа»
Ресурсы:
Организация пространства: фронтальная, групповая, в парах.
Оборудование: у учителя карточки со словами, у учеников карточки для работы в группах.
Ход урока
1. Организационный момент.
Цель для учителя: проверить готовность к уроку; мотивировать на повторение ранее изученного и на восприятие нового материала.
Ребята, улыбнитесь друг другу! Ведь улыбка, как солнышко всегда дарит человеку только хорошее настроение. А значит, у нас всё поучится.
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это всё вокруг ….ПРИРОДА
Тема нашего урока так и называется неживая и живая природа.
Предположите, о чём мы будем говорить на уроке. (О живой и неживой природе.)
Какие учебные задачи мы поставим перед собой? О чем бы вы хотели узнать на уроке и чему научиться?
Узнать, что относится к живой и неживой природе?
Научиться различать объекты живой и неживой природы.
А ещё мы будем учиться находить связи между живой и неживой природой.
3. Актуализация опорных знаний.
Цель для учителя: проверить усвоение знаний полученных на прошлом уроке.
Ребята, что такое природа? (это то, что окружает нас вокруг, но не создано руками человека.)
Игра «Назови лишнее слово»
облако, космический корабль, трава, воробей
Почему? (корабль сделан руками человека)
Стол, стул, парта, дерево, машина
(Дерево создано природой)
Камень, солнце, дом, вода, воздух.
– Приведите примеры того, что создано руками человека.
– Что создано природой?
Молодцы, справились с заданием.
4. Изучение нового материала.
Цель для учителя: научить различать объекты и явления неживой и живой природы; находить связи в природе.
С давних пор люди стремятся узнать как можно больше о мире, в котором живут. Солнце и звёзды, горы и реки, растения и животные – всё интересует человека.
Что вы относите к группе ЖИВОЕ? (Медведь, бабочка, дерево)
По каким признакам Вы отнесли эти объекты к живой природе? ( Они рождаются, питаются, дышат, растут, размножаются, умирают)
А вот движение, это не признак живой природы
А какие объекты Вы отнесли к неживой природе? (солнце, камень, сосульки, облака)
По каким признакам Вы отнесли эти объекты к неживой природе? (они созданы природой, но не дышат, не питаются, не размножаются. не умирают)
Ребята, мы с вами определили, что все предметы природы можно разделить на две большие группы. Неживая природа и живая природа.
Давайте прочитаем об этом на стр. 33.
3)Составление схемы из опорных слов
Предлагаю составить на доске схему из опорных слов. (Дети работают у доски)
Каковы же главные признаки отличия живых организмов о неживых тел? (питание. рост, дыхание. размножение)
5.Физминутка
Игра на внимание. Я называю слово, если оно называет объект живой природы, то вы прыгаете, если и если слово обозначает объект неживой природы, то вы поднимаете руки высоко.
Ученик. Солнце, кошка, горы, льдина, кенгуру, облако, ветер, цветок, дождь, щука.
6.Практическая работа. Работа по учебнику.
Молодцы ребята, отдохнули и правильно определили объекты неживой и живой природы.
Я предлагаю поработать с учебником на стр. 34.Прочитаем задание. Рассмотрите иллюстрации и дайте обоснованный ответ
Как ответим на вопрос: Может ли существовать живая природа без неживой?
Правильно, в природе всё связано друг с другом.
Рассмотрите схему на странице 35.
Что обозначают стрелки на этой схеме?
( Обозначают связи между неживой и живой природой. )
Вспомните, что необходимо человеку, растениям и животным для жизни?(солнце. воздух, вода)
Живые существа не могут жить без неживой природы.
– Проверьте свои выводы. Прочитайте текст под схемой.
Между собой связаны предметы неживой и живой природы. Живые существа также влияют на жизнь друг друга.
-Ребята, а как вы думаете, а неживая природа может обойтись без живой природы? (может)
Так как же должен поступать человек, чтобы сохранить жизнь на земле? (сохранять и неживую природу. Не загрязнять воздух, не загрязнять реки, экономно использовать природные богатства, чтобы после нас жизнь на земле продолжалась и для других живых организмов.)
7. Закрепление учебного материала.
Цели для учителя: обеспечить восприятие для первичного закрепления материала в ходе осмысления изученного материала; организовать групповую работу; организовать взаимопроверку.
Работа в группах.
Класс делится на 3 группы. Каждая группа получает карточки с заданиями. На обсуждение и выполнение задания каждой группе даётся 5 минут. Затем работа проверяется.
Карточка 1.
Что относится к природе?
А) карандаши, тетради, парты, здание школы, дом, посёлок в котором ты живёшь, – всё это природа;
Б) человек, растения и животные, солнце, моря и океаны, космические корабли и пароходы, фабрики и заводы – всё это природа;
Карточка 2.
Что относится неживой природе?
А) человек, животные, растения, грибы;
Б) солнце, Земля, воздух, вода, человек и всё то, что сделано руками человека;
В) солнце, небо, облака, земля, камни, вода, дождь, снег.
Карточка 3.
Что относится к живой природе?
А) человек, животные, растения, грибы;
Б) солнце, земля, воздух, вода, человек, и всё, что сделано руками человека;
В) солнце, небо, облака, Земля, вода, камни, дождь, снег.
(Проверить правильность выполненной работы)
Ответы команд выслушиваются, ошибки исправляются.
– Так чем же живые существа отличаются от объектов неживой природы?
8. Систематизация знаний.
Цели для учителя: систематизировать знания учащихся, полученные на уроке; организовать взаимопроверку;
Наступило время проверить свои знания. Работаем по вариантам на листочках.
1 вариант подчёркивает слова, которые обозначают объекты живой природы
2 вариант подчёркивает слова, которые обозначают объекты неживой природы.
Ель, льдина, кактус, почва, комар, глина, ландыш, сосульки, заяц, горы
9.Домашнее задание.
Молодцы, наш урок подходит к концу. Дома вы работаете с учебником стр. 32-35и рисуете три объекта живой или неживой природы на ваш выбор.
7. Итог урока и рефлексия учебной деятельности.
Цели для учителя: организовать рефлексию и самооценку собственной учебной деятельности; дать качественную оценку класса и учащихся.
Вернёмся к целям, которые стояли перед нами в начале урока. Что вы узнали? Чему научились? Мы достигли поставленных целей? Благодаря чему? (дружной работе)
Поднимите руку те, кто испытывал затруднения в работе. В чём испытывали затруднения?
Оцените свою работу. Кто может похвалить себя за работу и за что?(ответы детей)
А с каким настроением вы завершаете урок. Кто выберет солнышко. А кто тучку.
Мне было очень приятно с вами работать.
«Почемучки никогда не останавливаются на том, что изучили. Стремитесь познать этот загадочный мир!» Всем спасибо за урок, можете идти отдыхать.
Список литературы.
Окружающий мир 2 класс 1 часть. Природа и рукотворный мир стр. 14 – 17
Из этой темы учебника «Окружающий мир» второклассник узнаёт, что такое рукотворный мир и что является его частью.
1) Посмотри вокруг себя. Как ты думаешь, что из окружающего тебя относится к природе? А что к природе не относится?
К природе относится всё, что не создано человеком. Например, парты, здание школы, ручки и тетради являются частью мира рукотворного. А вот берёза за окном, голубое небо, солнце — это окружающий мир.
Например, на фотографиях парусник, паровоз, воздушные шарики созданы руками человека, это предметы рукотворные, искусственные. Их следует закрыть жёлтыми фишками.
2) Приведи свои примеры объектов природы и предметов рукотворного мира. Заполни таблицу в рабочей тетради.
Примеры природных объектов: речка, камень, трава, дерево, собака, птицы, рыбы.
Примеры предметов рукотворных: автомобиль, дом, скамейка, скворечник, телевизор, холодильник, мячик.
3) Рассмотрите рисунки. Подумайте и расскажите, каким может быть отношение человека: к себе, к другим людям и их мнению, к природе, к рукотворному миру. Для ответа используйте слова: доброе, злое, равнодушное, заинтересованное, жестокое, уважительное, бережное, заботливое, аккуратное.
Люди должны относиться к себе и другим по-доброму, уважительно. Должны заботиться друг о друге. Так, старший брат может почитать книжку своей сестрёнке. Мальчик может помочь бабушке поднести тяжёлые продукты, сумки.
Но также бережно и заботливо человек должен относиться к природе и миру рукотворному. Мы видим, как мальчик заботится о птицах зимой, подвешивая кормушку, а девочка помогает дереву залечить сломанную ветку. Это примеры аккуратного, бережного отношения.
Но на других картинках мы видим, что мальчик неаккуратно обращается с книгой, он неряха, равнодушный к знаниям и к своим вещам.
Мы видим пример злого, жёсткого отношения к окружающей среде, горы мусора, поломанное дерево, остатки костра.
4) Что вы можете сказать о своём отношении к окружающему миру?
Я очень бережно и аккуратно отношусь и к природе, и к своим вещам, предметам, сделанным человеком.
5) Какому отношению к природе учит наука экология, о которой мы узнали в 1 классе?
Такому бережному отношению учит нас и наука экология.
Домашнее задание
1. Что такое природа?
Это всё, что нас окружает, и не создано людьми.
2. Как принято называть то, что создано людьми?
Это принято называть миром, созданным руками, рукотворным.
3. Какое отношение к окружающему миру можно назвать хорошим, а какое — плохим?
Хорошее отношение — бережное, аккуратное, заботливое, доброе.
Плохое отношение — жестокое, злое, равнодушное.
Природа и ее объекты
Природой называют всё то, что окружает нас, но не создано человеком. Растения, животные, горы и океаны, небо, Луна, Солнце и другие звезды – всё это природа. Традиционно всю природу делят на живую и неживую.
Живая природа
Живая природа – это все живые существа, живущие на нашей планете. Пожалуй, сама жизнь – это самое удивительное явление природы. Интересно, что ученые до сих пор испытывают затруднения с тем, чтобы дать четкое определение понятию жизни. В целом все живые существа объединяет то, что они могут размножаться, развиваться и реагировать на внешние воздействия. Всё разнообразие живых существ можно разбить на несколько крупных групп:
Животные. Это звери, птицы, рыбы, насекомые, рептилии. Особо отметим, что и сам человек считается животным. Все животные употребляют в пищу других живых существ, а также могут двигаться в окружающей среде.
Микроорганизмы. Это настолько мелкие существа, что их невозможно разглядеть обычным взглядом – необходимо использовать микроскоп. Именно с микроорганизмов и началась жизнь на нашей планете. Чаще всего под микроорганизмами подразумевают различные бактерии. Многие бактерии являются причиной различные заболеваний, но вместе с тем другие бактерии необходимы человеку для нормального переваривания пищи.
Вирусы. Эти микроскопические частицы (вирионы) были обнаружены только в самом конце XIX в. В среднем вирус примерно в 100 раз меньше бактерии. Он настолько мал, что рассмотреть его нельзя даже в обычный (так называемый световой) микроскоп. Отличительная черта вируса заключается в том, что он может жить исключительно внутри другого живого существа. Свойства вирусов настолько уникальны, что некоторые ученые даже сомневаются в том, можно ли считать их формой жизни.
Неживая природа
Все те объекты, которые не считаются живыми, могут считаться неживой природой. Камни, льды, водоемы, планеты и звезды – это неживая природа. Объекты неживой природы состоят из различных веществ, которые в свою очередь могут находиться в одном из трех состояний:
Твердое состояние. Твердые вещества имеют фиксированную форму. Твердыми являются камни, льды, зеркала, металлы.
Жидкое состояние. Это вода, бензин, сок. Жидкость не имеет форму. Точнее говоря, она принимает форму сосуда, в котором она находится. При этом у жидкости есть определенный объем.
Вещество может переходить из одного состояния в другое. Например, вода при охлаждении превращается в лед, а при нагреве – в пар. Заметим, что некоторые объекты неживой природы могут состоять сразу из многих вещества, пребывающих в разных состояниях. Например, наша планета считается твердой, однако ее частью являются жидкие океаны и газообразная атмосфера.
Подведение итогов
Вся природа может быть разбита на две группы: живую и неживую природу. Объекты живой природы отличаются тем, что они могут размножаться, приспосабливаться к условиям внешней среды и развиваться.
Что относится к природным объектам 3 класс
То есть делать домашнюю работу по этому предмету нужно! Однако такая домашняя работа включает в себя весьма разнообразные задания. Это и поиск текстовой информации и фотографии и даже в некоторых случаях проявления творческой жилки. Так вот, чтобы хоть как-то облегчить выполнение домашнего задания по Окружающему миру за 3 класс, 1 части рабочей тетради по программе Школа России, наш сайт и разместил вот эту статью, вот эти ответы.
Ответы к 1 части рабочей тетради за 3 класс, Плешаков:
Смотрим и проверяем с тем, что должно быть у вас!
То есть делать домашнюю работу по этому предмету нужно! Однако такая домашняя работа включает в себя весьма разнообразные задания. Это и поиск текстовой информации и фотографии и даже в некоторых случаях проявления творческой жилки. Так вот, чтобы хоть как-то облегчить выполнение домашнего задания по Окружающему миру за 3 класс, 1 части рабочей тетради по программе Школа России, наш сайт и разместил вот эту статью, вот эти ответы.
Ответы к 1 части рабочей тетради за 3 класс, Плешаков:
Смотрим и проверяем с тем, что должно быть у вас!
Стр.5-8
ГДЗ к разделу тетради «Как устроен мир»
Страница 5-8. Ответы к уроку Природа
Задание 1. Подумай и расскажи, что значит для тебя природа. Что ты больше всего любишь в природе? Напиши.
Деревья, животные, моря и реки, леса и поля – все это важно человеку, чтобы жить. Больше всего я люблю видеть, как распускаются цветы, зреют вкусные плоды.
Задание 2. Прочитай первый абзац текста, помещенного на этой странице. Подчеркни одной чертой то, что относится к неживой природе; двумя чертами то, что относится к живой природе.
Разнообразие природы
Величественное, сияющее Солнце (1 черта) и пестрые бабочки (2 черты), порхающие над цветами (2 черты); тысячи таинственных звезд (1 черта) на ночном небе (1 черта) и зеленая трава (2 черты) на склоне холма (1 черта); огромный, необозримый океан (1 черта) и маленькая ящерица (2 черты) на горячем камне (1 черта)… Все это природа!
Обратите внимание, что цветы и трава относятся к живой природе!
Живые существа, в отличие от объектов неживой природы, дышат, питаются, растут, развиваются, приносят потомство, умирают.
Задание 3. Прочитай второй абзац текста на с. 6. Папа Сережи и Нади изобразил признаки живых существ с помощью забавных рисунков. Догадайся, какие признаки он имел в виду, и напиши их под соответствующими номерами.
Живые существа (организмы)
1. Дышат
2. Питаются
3. Растут
4. Развиваются
5. Приносят потомство
6. Умирают
Задание 4. По символическим рисункам определи названия царств и впиши их в схему.
Задание 5. С помощью атласа-определителя «От земли до неба» приведи примеры представителей царств (не менее трех в каждом пункте).
а) Растения: роза, тополь, сирень.
б) Животные: собака, жираф, медведь.
в) Грибы: белый гриб, лисичка, подосиновик.
Задание 6. Расшифруй схему (пронумеруй предложения).
2 восхищает нас своей красотой.
3 дает нам тепло, свет, воздух, воду и пищу.
1 охраняет наше здоровье.
5 дарит нам радость открытий.
6 учит нас доброте.
4 дает нам разные материалы для хозяйства.
Задание 7. Мудрая Черепаха предлагает тебе задание. Пронумеруй листья от самого маленького к самому большому. Получится слово, которое мы часто произносим, когда общаемся с природой. Впиши его в клеточки.
Задание 8. Перечисли способы изучения природы. Расскажи (устно) о каждом из них.
С помощью наблюдения человек накапливает информацию об окружающем мире, приводит её в систему и ищет в этой информации какие-то закономерности.
Эксперименты (или опыты) проводятся учеными в лабораторных условиях. В ходе такого рода исследований экспериментатор сам воспроизводит различные условия или же природные явления.
Основным различием наблюдения и эксперимента является то, что первый метод описывает явление, а второй объясняет его.
Задание 9. Какой прибор (инструмент) потребуется для каждого случая? Укажи стрелками.
Страница 9. ГДЗ к теме Человек
Задание 1. Нарисуй удивительный мир, который создан на Земле благодаря разуму человека. Объясни свой рисунок (устно). Посмотри, что нарисовали другие ребята. Обсудите вашу работу.
Задание 2. Внимательно прочитай приведенный ниже список слов. Подчеркни только то, что относится к внутреннему миру человека.
Задание 3. Муравью вопросику очень интересно, что люди относят к лучшим человеческим качествам. С помощью учебника впиши в клеточки нужные слова и объясни Муравьишке, как ты их понимаешь.
ДОБРОТА, ЧЕСТНОСТЬ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ОТЗЫВЧИВОСТЬ.
Страница 10-12. Ответы к теме рабочей тетради Общество
Задание 1. На вопрос, что такое общество, ребята дали разные ответы.
Игорь сказал: «Общество – это компания людей, которые вместе отмечают чей-нибудь день рождения или другой праздник».
+ Витя сказал: «Общество – это все мы, люди».
Отметь правильный ответ (Витя)
Задание 2. Внимательно прочитай приведенный ниже список. Подчеркни линиями разного цвета в соответствии с условиями:
Красным – то, что относится к характеристике семьи;
Зеленым – то, что относится к характеристике народа;
Синим – то, что относится к характеристике страны.
Столица (синим)
Национальный костюм (зеленым)
Совместное хозяйство (красным)
Государственные границы (синим)
Жизнь под одной крышей (красным)
Государственный язык (синим)
Забота друг о друге (красным)
Территория (синим)
Родной язык (зеленым)
Национальные танцы (зеленым)
Попроси рядом сидящего ученика проверить тебя.
Задание 3. Напиши имена (имена и отчества) членов твоей семьи.
Заполняем по своим данным! Пример:
Задание 4. Вырежи из Приложения и наклей на эту страницу изображения герба и флага России. Подпиши эти государственные символы
Задание 5. С помощью книги «Энциклопедия путешествий. Страны мира» заполни таблицу (по образцу, данному в первой строке).
Страна Столица Глава госуд. Гос. язык
Венгрия Будапешт Президент Венгерский
Россия Москва Президент Русский
Германия Берлин Президент Немецкий
Япония Токио Император Японский
Монако Монако Князь Французский
Задание 6. А это задание предлагает тебе Мудрая Черепаха — любительница путешествий. С помощью политической карты мира заполни таблицу.
Название страны На каком материке расположена Почему мне хочется побывать в этой стране
1. Бразилия Южная Америка Увидеть, как растет кофе
2. Мадагаскар Африка Посмотреть на диких животных
3. Австралия Австралия Увидеть кенгуру и реликтовые деревья
4. Мексика Северная Америка Побывать на корриде
5. Италия Евразия Побывать на мастер-классе приготовления итальянской пиццы
Задание 7. С помощью книги «Энциклопедия путешествий. Страны мира» подготовь сообщение о населении и культуре одной из стран. Сделай записи в тетради.
Страница 13-14. ГДЗ к теме Российская Федерация
Задание 1. С помощью карты на с. 18-19 учебника приведи примеры субъектов Российской Федерации (по 1-2 в каждом пункте)
2) Края: Краснодарский, Красноярский.
3) Области: Московская, Владимирская.
4) Города Федерального значения: Санкт-Петербург, Севастополь, Москва.
5) Автономная область: Еврейская.
6) Автономные округа: Чукотский, Ненецкий.
Задание 2. Подпиши гербы городов Федерального значения.
Санкт-Петербург, Севастополь, Москва
Задание 3. Узнай гербы субъектов Российской Федерации. Соедини линиями изображения гербов и названия регионов.
Задание 4. Впиши в таблицу названия субъекта Российской Федерации, в котором ты живешь, его столицы (административного центра), своего города (села).
Вот где я живу
Субъект Российской Федерации Краснодарский край
Столица (адм. центр региона) Краснодар
Мой город (село) Горячий Ключ
Ответы к странице 15. О чём расскажет план
Задание 1. С помощью учебника допиши определение.
Задание 2. Самостоятельно или с помощью учебника подпиши условные знаки плана.
город; фруктовый сад; луг и тропа; грунтовая дорога.
Задание 3. Рассмотрите в учебнике фрагмент плана Москвы. Какие достопримечательности изображены на нем.
МГУ, Воробьевы горы, Университет, стадион «Лужники», Ботанический сад, Олимпийская деревня.
Задание 4. Рассмотрите в учебнике план зоопарка. Сориентируйтесь по сторонам горизонта и определите, в каких частях зоопарка живут:
Страница 16-17. Что такое экология
Упражнение 1. С помощью учебника допиши определения.
Упражнение 2. Муравей Вопросик, который живёт на опушке елового леса, очень заинтересовался темой урока. «Что составляет окружающую среду ели?» — спросил он. Подчеркни в списке нужные слова и ответь (устно) на вопрос Муравьишки.
Упражнение 3. Папа Серёжи и Нади готовил рисунки к нашему уроку, но не успел их закончить. Кто живёт в этой среде? Вырежи картинки из Приложения и правильно их расположи.
Попроси рядом сидящего ученика проверить тебя. После проверки наклей картинки.
Упражнение 4. Выполни Упражнение учебника и сделай записи в тетради.
Книги по экологии (название прочитанной книги подчеркни):
Тема сообщения: Почему не стоит рвать кувшинки?
План сообщения:
1. Влаголюбивые растения
2. Быстро вянут
Все влаголюбивые растения не выносят засуху. Кувшинки – влаголюбивые болотные растения с длинными стеблями и слабыми корнями.
Сорванные кувшинки вянут очень быстро и не будут радовать глаз в вазочке. Зато в природе кувшинка будет цвести долго.
Источник: Энциклопедия «Растения и животные»
Упражнение 5. Мама Серёжи и Нади побывала в научной экспедиции в одном из заповедников. Вот какое Упражнение она приготовила для вас.
Недалеко от Москвы есть замечательное место — Приокско-Террасный заповедник. Разгадав кроссворд, вы узнаете, какие растения и животные там встречаются.
Страница 18-19. Проект «Богатства, отданные людям»
Цель проекта: Узнать, что даёт людям природа.
Форма работы (индивидуально, в парах, группах, всем классом): в парах.
1) Узнать, что даёт людям океан (море. река, озеро)
2) Что даёт людям лес.
3) Что дают людям горы.
4) Вывод
Мои обязанности по проекту: Я должен выяснить, что даёт людям лес, найти подходящие картинки и интересный материал.
Сроки работы: неделя.
Способы оформления результатов (рассказ-портрет, рассказ-биография, альбом, книга, стенд и др.): Рассказ-биография
План моего выступления на презентации.
1) Прочитать свою часть доклада
2) Показать фотографии
3) Сделать вывод и поблагодарить присутствующих людей.
Материалы к проекту (напиши, наклей, нарисуй то, что считаешь нужным).
Как я оцениваю свою работу над проектом (была ли работа интересной, лёгкой или трудной, была ли она полностью самостоятельной или потребовалась помощь взрослых, как складывалось сотрудничество с одноклассниками, была ли работа успешной).
Работа была трудной, но мы её сделали на отлично. Без помощи я бы не смог, но мама и папа мне помогли. Наш доклад вышел очень интересный и увлекательный.
Благодарности за помощь и сотрудничество.
Спасибо большое родственникам за оказанную помощь.
Страница 20. Проверим себя и оценим свои достижения
Выполни задания учебника на с. 154—159. При выполнении заданий заполняй таблицу. В столбце «Мой ответ» закрашивай кружок в тот цвет, который, на твой взгляд, соответствует правильному ответу. В столбце «Правильный ответ» закрась кружки так, как показано на «Страничках для самопроверки». Сравни эти два столбца и заполни третий: если твой ответ правильный, ставь знак «+», если неправильный — знак «-».
Смотрим ответы на страничках для самопроверки в учебнике.
ГДЗ по теме Эта удивительная природа
Упражнение 1. На вопрос, что такое созвездия, ребята дали разные ответы
Упражнение 2. С помощью иллюстраций в учебнике соедини звезды так, чтобы получились фигуры, по которым мы узнаем созвездия.
Малая Медведица Большой Пёс
Найди и подпиши в этих созвездиях Полярную звезду и Сириус.
Упражнение 3. По заданию учебника (с.43) понаблюдайте звездное небо. Воспользуйтесь памяткой на с. 40 учебника. Здесь можно записать названия созвездий и звезд, которые вам удалось увидеть.
Малая медведица, Большая медведица, Полярная звезда.
Упражнение 4. Муравей вопросик полюбил наблюдать за звёздами он хочет знать, сколько созвездий на небе? Помоги Муравьишке: найди правильный ответ и обведи его синим карандашом.
Упражнение 5. А это Упражнение предлагает тебе Мудрая Черепаха – любительница астрономии. С помощью атласа-определителя «От земли до неба» заполни таблицу.
Пять созвездий, которые мне хотелось бы увидеть
В какое время года лучше наблюдать это созвездие:
Почему мне хочется увидеть это созвездие:
1. Лебедь – большое созвездие
2. Голубь – малоизвестное созвездие
3. Овен – одно из самых известных
4. Геркулес – увидеть в нем героя мифологии
5. Лев – величественная фигура
Страница 23-24. Тела, вещества, частицы
Упражнение 1. Определи, в каком ряду изображены только естественные тела. Закрась кружок зеленым. В каком ряду изображены только искусственные тела? Закрась кружок голубым. А какие тела изображены в оставшемся ряду? Подумай, как лучше закрасить кружок возле этого ряда (сине-зеленым). Сделай это. Объясни своё решение.
Упражнение 2. Приведите примеры (не менее трёх в каждом пункте). Не повторяйте того, что было изображено на рисунках в задании № 1.
Какие примеры привели другие ребята? Добавьте в каждый пункт по одному примеру из их ответов.
Упражнение 3. Выпиши из текста учебника примеры веществ.
Сахар, алюминий, вода, крахмал, воздух.
Упражнение 4. Муравей Вопросик интересуется, что из перечисленного — тела, а что — вещества. Укажи стрелками.
Тела: гвоздь, проволока, ложка.
Вещества: железо, медь, алюминий.
Упражнение 5. Отметь знаком «+» в соответствующем столбце, какие из перечисленных веществ относятся к твёрдым, жидким, газообразным. Сделай это сначала простым карандашом.
Вещество Твердое Жидкое Газообразное
Соль +
Природный газ +
Сахар +
Вода +
Алюминий +
Железо +
Спирт +
Углекислый газ +
Попроси рядом сидящего ученика проверить твою работу. После проверки проставь знаки «+» ручкой или цветными карандашами (по своему выбору).
Страница 25-26. Разнообразие веществ
Упражнение 1. Наш любознательный Попугай составил для тебя кроссворд. Разгадай его, и ты убедишься, что не так уж мало знаешь о веществах.
По горизонтали: 1. Вещество, из которого состоят озёра, реки, моря. 2. Вещество, которое есть в конфетах и шоколадках. 3. Вещества, имеющие кислый вкус. 4. Виноградный сахар.
По вертикали: 1. Вещество, которым можно отмывать посуду, полоскать горло; его же добавляют в тесто. 2. Вещество, из которого делают проволоку и некоторые предметы посуды. 3. Вещество, из которого состоит гвоздь. 4. Вещество, которого много в картошке и киселе. 5. Вещество, которое мы всегда видим на обеденном столе, но никогда не добавляем в чай.
Ответы к кроссворду:
По горизонтали: 1. Вода. 2. Сахар. 3. Кислоты. 4. Глюкоза.
По вертикали: 1. Сода. 2. Алюминий. 3. Железо. 4. Крахмал. 5. Соль.
Упражнение 2. Практическая работа «Исследуем продукты на содержание крахмала».
Цель работы: определить, есть ли крахмал в исследуемых продуктах.
Оборудование: продукты, выданные учителем; разбавленная настойка йода, пипетка.
1) Проведи опыты: с помощью пипетки нанеси каплю настойки йода на каждый из исследуемых продуктов.
2) По ходу работы заполняй таблицу.
Исследование продуктов на содержание крахмала
Оценка выполненной работы (достигнута ли цель): 5. Цель достигнута.
Презентация: сообщи классу о результатах своей работы, выслушай и оцени другие сообщения.
Страница 27-29. Воздух и его охрана
Упражнение 1. Самостоятельно или с помощью учебника подпиши на схеме, какие газообразные вещества входят в состав воздуха.
Кислород (поглощают)
Углекислый газ (выделяют)
Азот
Отметь карандашами разного цвета (по своему выбору), какой газ живые существа при дыхании поглощают, а какой выделяют.
Расшифруй использованные тобой условные обозначения.
Упражнение 2. По результатам исследований заполни таблицу.
Что изучаем? Вывод
1) Воздух прозрачен или непрозрачен? Прозрачен
2) Имеет ли воздух цвет? Бесцветный
3) Имеет ли воздух запах? Без запаха
4) Что происходит с воздухом при нагревании? Расширяется
5) Что происходит с воздухом при охлаждении? Сжимается
Упражнение 3. Изобразите с помощью схематического рисунка, как располагаются частицы воздуха при нагревании и охлаждении. (Частицы воздуха обозначайте кружочками.)
Упражнение 4. Прочитай рассказ Мудрой Черепахи и выполни её задания.
Воздух — защитник живого
Травянистые растения, зимующие под снегом, не замерзают, потому что в нём много воздуха. Благодаря воздуху холодный снег служит для растений тёплым «одеялом».
К зиме у зверей становится гуще шерсть, а у птиц — перья. Между густыми волосками, перьями задерживается больше воздуха, и животным зимой теплее.
1) Эти факты объясняются ещё одним свойством воздуха, о котором мы пока не говорили. Подумай, какое это свойство.
2) Приведи пример, доказывающий, что это свойство воздуха важно не только для растений и животных, но и для человека.
1) Воздух плохо проводит тепло.
2) Воздух есть между телом и одеждой человека и в самой одежде. Поэтому одежда сохраняет тепло нашего тела.
Упражнение 5. Придумай и нарисуй на отдельном листе плакат «Берегите воздух!».
Посмотри, что нарисовали твои друзья. Если у тебя есть идеи, как вы можете помочь охране воздуха, обсудите их и сделайте это.
Упражнение 6. По заданию учебника узнай и запиши, что делается в вашем городе для охраны воздуха.
Ставят фильтры на трубы, строятся транспортные развязки для ликвидации пробок, поливают дороги водой, высаживают деревья, цветы, кустарники.
Страница 29-32. Вода
Упражнение 1. Нарисуй фрукты и овощи, в которых содержится особенно много сока.
Можно нарисовать арбуз, помидор, огурец, апельсин, яблоко, виноград.
Отметь галочкой тот фрукт или овощ, сок которого ты больше всего любишь.
Упражнение 2. Вычисли и запиши, сколько воды в теле человека, если его масса составляет:
Упражнение 3. Эти картины начал рисовать папа Серёжи и Нади. Помоги их закончить. Вырежи рисунки из Приложения и посели каждое животное в его природный дом. Не наклеивай рисунки сразу. Попроси рядом сидящего ученика проверить твою работу. После проверки наклей рисунки.
По полученным картинам-аппликациям расскажи о жизни в пресной и солёной воде.
Упражнение 4. Практическая работа «Исследуем свойства воды».
Цель работы: определить свойства воды.
Оборудование. У учащихся: три лабораторных стакана (из них два — с водой); ложка, соль, измельчённый мел, воронка, бумага для изготовления фильтра, ножницы. У учителя: колба с трубкой, заполненная подкрашенной водой; тарелка с горячей водой, тарелка со льдом.
Ход работы: по заданиям учебника. По ходу работы заполняй таблицу.
Опыт 1. Опускаем в стакан с водой ложку Ложка видна. Вода прозрачная.
Опыт 2. Сравниваем цвет воды. Вода как прозрачная полоска. Она не имеет цвета.
Опыт 3. Определяем запах. Вода не имеет запаха.
Опыт 4. Соль и мел в воде. Соль и мел растворяются в воде. Мел окрашивает ее.
Опыт 5. Пропускаем грязную воду через фильтр. Вода очищается.
Опыт 6. Нагреваем воду. При нагревании частицы воды расширяются.
Опыт 7. Охлаждаем воду. При охлаждении частицы воды сжимаются.
Оценка выполненной работы (достигнута ли цель): 5. цель достигнута
Презентация: сообщи классу о результатах своей работы, выслушай и оцени другие сообщения.
Упражнение 5. Изобразите с помощью схематического рисунка, как располагаются частицы воды при нагревании и охлаждении. (Частицы воды обозначайте кружочками.)
Упражнение 6. С помощью опытов определи, растворяются ли в воде эти вещества. Отметь знаком «+» (растворяется) или знаком «-» (не растворяется).
Упражнение 7. Попроси членов своей семьи принять участие в небольшом исследовании (это лучше сделать в воскресенье, когда вся семья дома). Его цель — доказать огромное значение воды в нашей жизни.
Вода и напитки, в которых она содержится (например, чай, сок, морс, компот), — необходимая часть нашего ежедневного рациона.
Пусть участники исследования в течение дня отмечают (закрашивают клеточку) каждый выпитый ими стакан воды, чашку чая и т. д. В конце дня посчитай количество закрашенных клеточек и запиши получившееся число.
Страница 33-34. ГДЗ к теме Превращения и круговорот воды
Упражнение 1. Наш неутомимый Попугай снова составил кроссворд. Все слова в нём — вода. Как она любит загадочные превращения! Угадаешь ли ты все её «маски»?
Упражнение 2. Самостоятельно или с помощью учебника заполни таблицу.
Три состояния воды
Примеры Состояние воды
Вода в реке, роса Жидкая
Лед, снег Твердая
Водяной пар Газообразная
Упражнение 3. Изобразите с помощью схематического рисунка испарение воды. (Частицы воды обозначайте кружочками.)
Посмотрите, что нарисовали другие ребята. Сравните рисунки. Все ли они верные? Какой самый удачный? Расскажите по схематическому рисунку о том, как происходит испарение воды.
Упражнение 4. Нарисуй схему круговорота воды в природе. Сначала выполни рисунок простым карандашом. Проверь себя по учебнику. После проверки можно раскрасить схему. Расскажи по ней о круговороте воды в природе.
Упражнение 5. Мудрая Черепаха приглашает тебя на мини-экзамен. Верны ли эти утверждения? Обведи «Да» или «Нет».
Проверьте в классе свои ответы. Кто сдал экзамен на «отлично»? Кто допустил ошибки?
Исправьте ошибки в утверждениях (зачеркните и напишите верно).
Страница 35-36. Берегите воду!
Упражнение 1. С помощью учебника впиши цифровые данные в текст.
Используй эти данные при рассказе о значении воды для человека.
Упражнение 2. Вырежьте детали из Приложения и соберите модель-аппликацию. Проверьте работу друг у друга. После проверки наклейте детали модели. Расскажите по ней об источниках загрязнения воды.
Упражнение 3. Придумай и нарисуй на отдельном листе плакат «Берегите воду!».
Посмотри рисунки других ребят. Если у тебя есть идеи, как вы можете помочь охране воды, обсудите их и сделайте это.
4. По заданию учебника узнай и запиши, как охраняют воду от загрязнения в вашем городе (селе).
Строят очистные сооружения, чистят водоемы, запрещают купание в охраняемых местах.
Страница 36-38. Что такое почва
Упражнение 1. С помощью учебника допиши определение.
Упражнение 2. Среди знакомых Муравья Вопросика немало животных, обитающих в почве. В подземных галереях своего дома — муравейника — он развесил портреты друзей. Подпиши их (самостоятельно или с помощью учебника).
1) Лесная мышь
2) Медведка
3) Дождевой червь
4) Крот
Упражнение 3. Практическая работа «Исследуем состав почвы».
Цель работы: определить, что входит в состав почвы.
Оборудование. У учащихся: сухая почва, два лабораторных стакана с водой, ложка или стеклянная палочка. У учителя: свежая почва, штатив, спиртовка, тарелка (чашка) для нагревания почвы, стекло, держатель, лабораторный стакан, фильтр, пипетка.
Ход работы: по заданиям учебника (опыты с нагреванием проводит учитель). По ходу работы заполняй
Опыт 1. Бросаем сухой комок почвы в воду. В почве содержится воздух.
Опыт 2. Нагреваем свежую почву. В почве есть вода.
Опыт 3. Нагреваем почву сильнее. В почве содержится перегной.
Опыт 4. Прокаленную почву кладем в воду. В почве есть глина и песок.
Опыт 5. Испаряем каплю воды с почвой. В почве есть минеральные соли.
Оценка выполненной работы (достигнута ли цель): да, цель достигнута
Презентация: сообщи классу о результатах своей работы, выслушай и оцени другие сообщения.
4. Какие составные части почвы можно обнаружить с помощью этих опытов? Укажи стрелками.
5. С помощью схемы в учебнике дострой модель-аппликацию. Для этого вырежи таблички из Приложения и расположи их в соответствующих окошках (не наклеивай!).
А теперь попробуй без помощи учебника построить модель (перемешай таблички и заново их разложи).
Устрой мини-экзамен соседу по парте. Расположи таблички так, чтобы были 1—2 ошибки. Пусть сосед найдёт их и исправит (положит таблички правильно).
Попроси соседа по парте устроить такой же экзамен для тебя.
Когда вы будете уверены в своих знаниях, наклейте таблички в тетрадь.
Страница 39-41. Разнообразие растений
1. На каждом из этих рисунков папа Серёжи и Нади изобразил представителей одной из групп растений. Пронумеруй рисунки в соответствии со списком.
1. Водоросли. 2. Мхи. 3. Папоротники. 4. Хвойные. 5. Цветковые.
Расскажи по рисункам о разнообразии растений.
2. Выполните задания для групповой работы в учебнике и рабочей тетради.
1) Запишите Упражнение на классификацию растений для своих одноклассников.
Водоросли, мхи, папоротники, цветниковые растения, хвойные растения.
2) Посчитайте растения на рисунке учебника (с. 72) и запишите результаты.
3) Используя информацию из текста учебника, закончите заполнение таблицы.
Группы растений Число видов
Водоросли 100000
Мхи 27000
Папоротники 10000
Хвойные 600
Цветковые 250000
Проанализируйте заполненную таблицу. Какая группа растений наиболее богата видами? В какой группе меньше всего видов? Перечислите группы растений: в порядке увеличения числа видов; в порядке уменьшения числа видов.
4) Запишите названия растений, которые вы определили:
а) в классе — алоэ. фиалка, винка розовая (син.), катарантус розовый.
б) в других помещениях школы — Гардения Августа (син.), гардения жасминовидная, замия шершавая
в) возле школы — ель, сосна, пихта.
С помощью книги «Зелёные страницы» приведите примеры других видов растений. Запишите не менее трёх названий.
Kилия, лотос, ромашка, ива, берёза, бамбук, лён.
Упражнение 3. Мама Серёжи и Нади в ботаническом саду сделала фотографии разных видов растений. Постарайся узнать растения по фотографиям. Подпиши названия. Можешь воспользоваться совами для справок.
пролеска сибирская, нивяник, шиповник майский
бересклет европейский, лиственница Кемпфера, к ипрей узколистный
Упражнение 4. По заданию учебника определи названия нескольких растений родного края. Запиши их названия.
Комнатные растения у меня дома: алоэ, фиалка, драцена, молочай.
Растения у меня во дворе: вишня, сирень, тополь, астры.
Страница 42-44. Солнце, растения и мы с вами
Упражнение 1. С помощью схем в учебнике дострой модель-аппликацию. Для этого вырежи таблички из Приложения и расположи их в соответствующих окошках (не наклеивай!).
Как растения дышат и питаются
А теперь попробуй без помощи учебника построить модель (перемешай таблички и заново их разложи).
Устрой мини-экзамен соседу по парте. Расположи таблички так, чтобы были 2—3 ошибки. Пусть сосед найдёт их и исправит (положит таблички правильно).
Попроси соседа по парте устроить такой же экзамен для тебя.
Когда вы будете уверены в своих знаниях, наклейте таблички в тетрадь.
Упражнение 2. Обобщи полученные сведения о дыхании и питании растений. Впиши в текст названия газов.
При дыхании растение поглощает кислород, а выделяет углекислый газ. При питании растение поглощает воду, углекислый газ, а выделяет кислород.
Упражнение 3. Наш Попугай — любитель тайн и загадок — предлагает тебе Упражнение. Соедини листья так, чтобы получились названия веществ, которые образуются в зелёной «кухне» растения.
Упражнение 4. Составь схему по заданию учебника (с. 79).
Что дают растения животным и человеку
Объясни свою схему. Сравни её со схемами, которые составили другие ребята. Обсудите вашу работу и оцените её.
Упражнение 5. А здесь напиши от имени своей семьи благодарственное письмо растениям за их вклад в поддержание жизни на Земле.
Спасибо вам, дорогие растения, за то, что насыщаете нашу планету кислородом, чтобы мы могли жить. Без вас жизнь на Земле была бы невозможной.
Страница 45-46. Размножение и развитие растений
Упражнение 1. Муравей Вопросик пригласил на урок помощниц — трудолюбивых пчёл. Составь слово из букв, которые принесли пчёлы. Запиши его в клеточках. И ты узнаешь, с чего начинается развитие растения!
Упражнение 2. Составь толковый словарик по теме «Опыление». Для этого укажи стрелками пояснения к словам. В случае затруднений используй текст учебника.
Упражнение 3. Практическая работа «Изучаем способы распространения плодов».
Цель работы: установить связь между строением плодов и способами их распространения.
Оборудование: плоды разных растений, выданные учителем; лупа.
Ход работы: по заданиям учебника. По ходу работы заполняйте таблицу.
Впишите в таблицу названия растений. Нарисуйте их плоды. Закрасьте кружки соответственно способу распространения: синий — ветром; красный — животными и человеком.
Строение плодов и способы их распространения
Название растения Строение плодов Способ распространения плодов
Одуванчик Пушинки Ветром ( синий кружок )
Яблоня Яблоки Животными и человеком ( красный )
Сосна Шишки Животными ( красный )
Подорожник Семена на стебельке Ветром ( синий )
Оценка выполненной работы (достигнута ли цель): да, цель достигнута
Презентация: сообщите классу о результатах вашей работы, выслушайте и оцените другие сообщения.
Страница 47-49. Охрана растений
Упражнение 1. Расскажи устно, что значат для тебя растения. Есть ли у тебя любимые растения? Напиши какие.
Ромашки, незабудки, ландыши, подснежники.
Упражнение 2. Пронумеруй примеры отрицательного воздействия человека на мир растений, выраженные этими знаками.
1. Вырубка лесов. 2 Сбор букетов. 3. Вытаптывание. 4. Неумеренный сбор лекарственных растений.
Расскажи с помощью этих знаков, почему многие виды дикорастущих растений становятся редкими.
Упражнение 3. Мама Серёжи и Нади интересуется, знаешь ли ты растения, внесённые в Красную книгу России. Вырежи рисунки из Приложения и расположи их в соответствующих окошках. Проверь себя по учебнику. После проверки наклей рисунки.
Упражнение 4. С помощью рисунков в учебнике (с. 84—85) пронумеруй и раскрась охраняемые растения.
1. Кувшинка. 2. Купальница. 3. Волчье лыко. 4. Колокольчик.5. Ландыш.
Проведите с соседом по парте взаимную проверку работы.
Упражнение 5. Запиши правила, которые «зашифрованы» этими условными знаками. (Дай краткие формулировки.)
Находясь на природе, не срывай растения для букетов. Составляй букеты из тех растений, которые выращены человеком.
Собирай лекарственные растения только в тех местах, где их много. Часть растений обязательно оставляй нетронутыми.
В лесу ходи по тропинкам, чтобы растения не погибали от вытаптывания.
Упражнение 6. Папа Серёжи и Нади предлагает тебе Упражнение. Придумай и нарисуй плакат «Берегите растения!»
Посмотри, что нарисовали твои друзья. Если у тебя есть идеи, как вы можете помочь растениям, обсудите их и сделайте это.
Страница 50-54. Разнообразие животных
Упражнение 1. На этих рисунках папа Серёжи и Нади изобразил представителей разных групп животных. Пронумеруй рисунки в соответствии со списком.
Упражнение 2. Муравей Вопросик привёл примеры животных разных групп, но допустил ошибки. Зачеркни лишнее название в каждом ряду.
Объясни Муравьишке, в чём его ошибки.
Упражнение 3. Выполните задания для групповой работы в учебнике и рабочей тетради.
1) Запишите Упражнение на классификацию животных для своих одноклассников.
2) Посчитайте птиц на рисунке учебника (с. 92) и запишите результаты.
3) Используя информацию из текста учебника, закончите заполнение таблицы.
Группы животных Число видов
Черви 120000
Моллюски 100000
Иглокожие 6000
Ракообразные 30000
Паукообразные 40000
Насекомые 1000000
Рыбы 20000
Земноводные 4700
Пресмыкающиеся 8000
Птицы 9000
Звери 5000
Проанализируйте заполненную таблицу. Какая группа животных наиболее богата видами? (Насекомые) В какой группе меньше всего видов? (Земноводные) Перечислите группы животных: в порядке увеличения числа видов; в порядке уменьшения числа видов.
4) Запишите названия животных, которых вы определили:
С помощью книги «Зелёные страницы» приведите примеры других видов животных. Запишите не менее трёх названий.
Упражнение 4. Используя книгу «Зелёные страницы», подготовь сообщение об одном из видов животных (любой группы). При подготовке сообщения сделай записи.
Вид животного: Белка
Группа, к которой относится вид: Звери (грызуны)
Краткая информация о животном: Белки миролюбивые животные. Они обитают в хвойных лесах. Живут в дуплах, но чаще устраивают себе гнездо, сложенное из веток и выстланное внутри шерстью, мхом и перьями.
Упражнение 5. Это разные виды синиц. Определи их с помощью атласа-определителя «От земли до неба». Проведи стрелки от названий к соответствующим рисункам.
Сравни синиц разных видов. Определи черты сходства и различий. Подумай и объясни, по каким признакам этих птиц легче всего узнать в природе.
Страница 55-57. Кто что ест
Упражнение 1. Проанализируйте информацию о питании различных животных. К какой группе по особенностям питания вы их отнесёте? Закрасьте кружок соответствующим цветом: зелёным — растительноядные; синим — насекомоядные; красным — хищные; жёлтым — всеядные.
Упражнение 2. Самостоятельно или с помощью атласа-определителя «От земли до неба» приведи примеры растительноядных и хищных животных. Напиши не менее трёх названий в каждом пункте.
а) Растительноядные животные: корова, олень, кенгуру, косуля, белка, кролик.
б) Хищные животные: тигр, лев, орел, сокол, волк, змея.
Упражнение 3. Дострой модель-аппликацию. Вырежи рисунки из Приложения и правильно их расположи. Попроси рядом сидящего ученика проверить тебя. После проверки наклей рисунки.
Расскажи по модели об этих цепях питания.
Упражнение 4. Составь схемы цепей питания.
а) Впиши в нужном порядке: волк, дуб, кабан.
б) Впиши в нужном порядке: сосна, дятел, жук-короед. Проведи стрелки.
в) Приведи свой пример цепи питания.
Упражнение 5. Способы защиты у растений и животных очень разнообразны. Вот что нарисовал папа Серёжи и Нади. Выполни его задания.
Некоторые растения защищаются острыми шипами (1); жгучими волосками (2); горьким вкусом (3). Найди эти растения на рисунке и обозначь соответствующими номерами.
А как защищаются животные? Рассмотри рисунки и попробуй самостоятельно объяснить, кто как защищается.
Страница 58-60. Размножение и развитие животных
1. Пёс Рыжик собрал друзей на свой день рождения. Друзья вспоминали о своём детстве. Кто о чём вспомнил? Соедини линиями.
2. Обобщи полученные сведения о размножении животных.
а) Отметь знаком «+» в соответствующем столбце.
Группы ж. яйца икру детенышей
Насекомые +
Рыбы +
Земноводные +
Пресмыкающиеся +
Птицы +
Звери +
б) Впиши пропущенные слова.
Проведите с соседом по парте взаимную проверку работы.
3. Достройте модель-аппликацию. Вырежите рисунки из Приложения и правильно их расположите.
А теперь устройте друг другу мини-экзамен. Расположите рисунки так, чтобы были 2—3 ошибки. Пусть сосед по парте найдёт их и исправит (положит рисунки правильно).
Когда вы будете уверены в своих знаниях, наклейте рисунки в тетрадь.
Расскажите по модели о развитии животных разных групп.
4. По заданию учебника понаблюдай, как заботятся о своём потомстве домашние животные. Здесь ты можешь выполнить рисунок или наклеить фотографию.
В классе расскажи о своих наблюдениях. Послушай рассказы других ребят. Что из их наблюдений тебя особенно заинтересовало или удивило?
Страница 61-64. Охрана животных
1. Расскажи устно, что значат для тебя животные. Есть ли у тебя любимые животные? Напиши какие.
Кошки, собаки, медведи, гепарды, волк, лошадь, ёж.
2. Пронумеруй примеры отрицательного воздействия человека на мир животных, выраженные этими знаками.
1. Вырубка лесов. 2 Загрязнение водоёмов. 3. Неумеренная охота. 4. Неумеренная ловля рыбы. 5. Ловля насекомых. 6. Шум и другое беспокойство.
Расскажи с помощью этих знаков, почему многие виды диких животных становятся редкими.
Страница 64
3. Мама Серёжи и Нади интересуется, знаешь ли ты животных, внесённых в Красную книгу России. Вырежи рисунки из Приложения и расположи их в соответствующих окошках. Проверь себя по учебнику. После проверки наклей рисунки.
4. У нашего общительного Попугая много друзей среди птиц. Он предлагает тебе рисунок-загадку. Как называется эта удивительная птица? Где она живёт? Чем интересна? Если не знаешь, ищи ответ в дополнительной литературе, Интернете.
Напиши название птицы и раскрась рисунок.
Птица мандаринка. Живет на Дальнем Востоке. Эту утку разводят в парках как декоративную птицу.
Страница 65
5. Запиши правила, которые «зашифрованы» этими условными знаками. (Дай краткие формулировки.)
1) Не разоряй гнезда птиц.
2) Защищай гнезда от животных.
3) Не трогай руками лесных животных.
6. С помощью дополнительной литературы, Интернета подготовь сообщение об одном из видов животных, внесённых в Красную книгу России. Воспользуйся общим планом рассказа о редком растении или животном, который вы составили во 2 классе. Запиши по пунктам плана основные сведения для своего сообщения. Укажи источник (источники) информации.
Снежный барс — это интересный хищник семейства кошачьи. Снежный барс — это одно из самых высокогорных животных. Снежный барс преимущественно активен в сумерках, но иногда и днём. Логово снежный барс устраивает в пещерах и расселинах скал, среди скалистых нагромождений, часто под нависшей плитой и в прочих аналогичных местах, где укрывается днём. Самцы обычно крупнее, массивнее, крепче своих соплеменниц.
Узнай, о каких животных подготовили сообщения другие ребята. Выслушай и оцени их выступления.
7. Придумай и нарисуй на отдельном листе плакат «Берегите животных!».
Посмотри, что нарисовали твои друзья. Если у тебя есть идеи, как вы можете помочь животным, обсудите их и сделайте это.
Страница 65-67. В царстве грибов
1. Нарисуй схему строения гриба и подпиши его части.
Проверь себя по учебнику.
3. Самостоятельно или с помощью атласа-определителя «От земли до неба» приведи примеры съедобных и несъедобных грибов. Напиши не менее трёх названий в каждом пункте.
а) Съедобные грибы: опята, подберезовик, белый гриб
б) Несъедобные грибы: желчный гриб, бледная поганка, мухомор.
6. В книге «Зелёные страницы» прочитай рассказ «Его величество боровик». Придумай для своих одноклассников вопросы по этому рассказу.
Задай ребятам свои вопросы. Оцени их ответы.
?Великий круговорот жизни
1. Папа Серёжи и Нади нарисовал три группы организмов, которые составляют основные звенья круговорота веществ. Пронумеруй рисунки в соответствии со списком.
1. Производители. 2. Потребители. 3. Разрушители.
2. Проведи стрелки так, чтобы получилась схема круговорота веществ.
3. Мудрая Черепаха предлагает тебе трудное Упражнение. По схемам в учебнике или рабочей тетради сравни круговорот воды в природе и круговорот веществ. Что в них общего, а в чём различие? Расскажи о значении этих процессов для жизни на Земле.
Схема круговорота веществ может выглядеть примерно так:
растение берет минеральные вещества и питательные элементы из земли и энергию от солнца и вырастает;
растительноядное животное съедает это растение и преобразует полученные вещества;
плотоядное животное съедает растительноядное животное и преобразует полученные вещества;
высший хищник съедает плотоядное животное и снова преобразует полученные вещества;
микроорганизмы, например бактерии, грибки и прочие, разлагают останки после смерти высшего хищника на простые элементы: питательные вещества, минеральные вещества и т.д;
растения поглощают простые элементы и круговорот продолжается.
Общее между круговоротом воды и круговоротом веществ то, что и вода, и вещества после прохождения круга возвращаются к изначальному состоянию.
Различие между этими процессами в том, что вода меняет только свое состояние (жидкое, твердое, газообразное), но всегда остается водой, а при круговороте веществ меняется не только состояние, но и вид веществ.
Страница 68-69. Проект «Разнообразие природы родного края»
Цель проекта: Узнать какие животные и растения находятся в Красноярском крае.
Форма работы (индивидуально, в парах, группах, всем классом): в парах
1) Узнать какие животные обитают в Красноярском крае
2) Узнать какие растения растут в Красноярском крае.
3) Сделать вывод о разнообразии природы родною края.
Мои обязанности по проекту: Найти картинки или фотографии животных Красноярского края и написать про них
Сроки работы: неделя
Способ оформления результатов: «Книга природы родного края».
Общий план книги можно записать здесь:
1) Животные
2) Виды животных
3) Растения
4) Виды растений
План моего выступления на презентации (конференции, праздника).
1) Рассказать и показать картинки животных Красноярского края
2) Вместе с другом сделать вывод и поблагодарить за внимание.
Материалы к проекту (напиши, наклей, нарисуй то, что считаешь нужным).
Как я оцениваю свою работу над проектом (была ли работа интересной, лёгкой или трудной, была ли она полностью самостоятельной или потребовалась помощь взрослых, как складывалось сотрудничество с одноклассниками, была ли работа успешной).
Я думаю наш проект вышел хорошим и интересным. Он был довольно трудным, но все вышло хорошо благодаря помощи родителей и друга.
Благодарности за помощь и сотрудничество.
Без помощи я бы не справился, но родители и друг мне помогли. Спасибо им за это.
Страница 70. Проверим себя и оценим свои достижения
Выполни задания учебника на с. 160—165. При выполнении заданий заполняй таблицу. В столбце «Мой ответ» закрашивай кружок в тот цвет, который, на твой взгляд, соответствует правильному ответу. В столбце «Правильный ответ» закрась кружки так, как показано на «Страничках для самопроверки». Сравни эти два столбца и заполни третий: если твой ответ правильный, ставь знак «+», если неправильный — знак «-».
Смотрим ответы на страничках для самопроверки в учебнике.
Ответы 7gy.ru к разделу Мы и наше здоровье
Страница 71-72. Организм человека
1. Что тебе хотелось бы узнать об организме человека и охране здоровья? Запиши свои вопросы и постарайся найти на них ответы при изучении раздела «Мы и наше здоровье».
Как называется наука, которая изучает строение тела человека?
Какой орган позволяет нам дышать?
2. Подпиши указанные органы человека.
3. С помощью учебника допиши определение и заполни таблицу на с. 72.
Система органов — это органы, выполняющие общую работу.
4. Практическая работа «Измеряем свой рост и массу тела».
Цель работы: Измерить свой рост и массу тела.
Оборудование: Сантиметр, весы, карандаш.
Ход работы:
1) Встать к стене и попросить отметить карандашом рост.
2) Взять сантиметр и измерить свой рост.
3) Встать на весы и посмотреть свой вес.
Оценка выполненной работы (достигнута ли цель): 5. Цель достигнута
Страница 73-74. ГДЗ к теме Органы чувств
1. Нарисуйте условные знаки к правилам гигиены органов чувств.
При работе в группе придумайте и нарисуйте знаки, относящиеся к тому органу чувств, который вы изучаете.
По результатам работы групп нарисуйте знаки, предложенные другими ребятами.
2. Обобщи полученные знания об органах чувств.
1) Соедини линиями слова в правом и левом столбиках.
2) Самостоятельно или с помощью учебника допиши определения.
а) Обоняние —это способность ощущать запахи.
б) Осязание — это способность ощущать объекты, прикасаясь к ним.
Проведите с соседом по парте взаимную проверку работы.
3. Расскажи, какие правила гигиены органов чувств «зашифрованы» в этих рисунках. Покажи стрелками, к каким органам чувств они относятся.
Отметь (закрась кружок), какие из этих правил ты выполняешь.
Страница 75-76. Ответы к теме Надёжная защита организма
1. Наш недоверчивый Попугай, узнав о теме урока, очень удивился: «Разве кожа человека может быть надёжной защитой организма? Посмотрите на мои плотные перья, на густую шерсть Рыжика, на твёрдый панцирь Черепахи. Вот надёжная защита! А у человека ничего такого нет. Как кожа может его защитить?»
Что ты об этом думаешь? Выскажи свои предположения (устно), а в конце урока сделай вывод о том, правильными ли они были.
2. Практическая работа «Исследуем нашу кожу».
Цель работы: узнать о свойствах кожи человека.
Оборудование: стекло, лупа.
Ход работы: по заданиям учебника.
Сравни свои наблюдения и выводы с приведёнными ниже утверждениями. Обведи «Да» или «Нет».
1) На ощупь кожа мягкая и упругая. Да.
2) На стекле осталось пятно жира. Значит, кожа выделяет жир. Да.
3) На поверхности кожи видны волоски и поры. Через поры выделяется жир и пот. Да.
Оценка выполненной работы (достигнута ли цель): Да
Презентация: сообщи классу о результатах своей работы, выслушай и оцени другие сообщения.
3. Запиши, какими средствами ухода за кожей ты пользуешься.
Мыло, гель для душа, крем от солнца, крем для рук, лосьон, средство от укусов комаров.
4. С помощью учебника заполни таблицу (дай краткие формулировки).
Первая помощь при повреждениях кожи
Вид повреждения Первая помощь
Ранка Промыть водой. Смазать зеленкой.
Ушиб Приложить что-то холодное.
Ожог Приложить холод.
Обмораживание Приложить тепло.
Страница 76-77. Ответы к уроку Опора тела и движение
1. Подпиши изображённые на рисунке части опорно-двигательной системы человека.
2. Используя информацию из учебника, впиши цифровые данные в текст.
Опорно-двигательная система состоит из скелета и мышц. В скелете человека более 200 костей. Количество различных мышц в теле человека ещё больше: 650. При ходьбе используется 200 мышц. Для того чтобы наморщить лоб, нам требуется 43 мышцы, а для того чтобы улыбнуться, — 17 мышц.
3. Папа Серёжи и Нади нарисовал для вас эти условные знаки. Расскажи с их помощью, как выработать правильную осанку.
Нужно сидеть за столом, держа спину прямо. Рюкзак должен быть правильной формы и размера. Если приходится нести что-то тяжелое, нужно распределить груз равномерно на 2 руки. Необходимо заниматься спортом и делать гимнастику. Постель должна быть ровной, матрас и подушка не слишком мягкими.
Отметь (закрась кружок), какие правила ты выполняешь.
4. Используя дополнительную литературу, Интернет, под-бери и запиши интересные сведения о спортсменах и других людях, у которых особенно развиты сила, ловкость, выносливость.
Александр Засс (Хамсой)
— он носил нас своей спине пианино вместе с пианисткой.
— в него стреляли из пушки с расстояния 8 метров, а он ловил это ядро.
— он лежал на большой деревяшке, из которой торчала куча гвоздей, при этом на нём сверху был камень 500 кг, а по нему зрители могли бить кулаками.
— Представитель Китая Сун Минмин – самый высокий баскетболист во всем мире. Его рост составляет 236 сантиметров.
— Самым быстрым человеком признан Усейн Болт из Ямайки. В 2009 году он поставил мировые рекорды: стометровку пробежал за 9.58 секунд, а дистанцию на двести метров – за 19.19 сек.
— Более одной травмы из двадцати футболисты получают, когда на игровом поле поздравляют друг друга с забитым голом.
Расскажи, хотелось бы тебе брать пример с кого-нибудь из этих людей.
Страница 78-79. ГДЗ к теме Наше питание
1. С помощью учебника заполни таблицу.
Названия в-в Значение для организма В каких продуктах содержатся
Белки Строительный материал Творог, яйца, мясо, сыр, рыба
Жиры Энергия и строит. материал Масло, сметана, маргарин
Углеводы Энергия Хлеб, сахар, картофель, макароны
Витамины Сохранение здоровья Овощи и фрукты
2. Практическая работа «Изучаем состав продуктов».
Цель работы: узнать, какие питательные вещества и в каком количестве содержатся в разных продуктах.
Оборудование: упаковки от различных продуктов.
Ход работы: по заданиям учебника. По ходу работы заполняй таблицу.
Проанализируй заполненную таблицу. В каких из этих продуктов самое высокое содержание: а) белков; б) жиров; в) углеводов? Обведи соответствующее число.
Оценка выполненной работы (достигнута ли цель): 5. Цель достигнута
Презентация: сообщи классу о результатах своей работы, выслушай и оцени другие сообщения.
3. Укажи стрелками части пищеварительной системы.
Проверь себя по учебнику.
4. В какой последовательности пища проходит по органам пищеварения? Пронумеруй.
3 Пищевод
2 Глотка
5 Кишечник
1 Ротовая полость
4 Желудок
Страница 80-81. Дыхание и кровообращение
1. Подпиши названия систем органов, изображённых на схемах. Укажи стрелками органы на каждой схеме.
Проведите с соседом по парте взаимную проверку
2. Используя схему дыхательной системы, определи, в какой последовательности воздух при вдохе проходит по органам дыхания. Пронумеруй красным карандашом. А как он движется при выдохе? Пронумеруй синим карандашом.
2 3 Трахея 4 1 Лёгкие
1 4 Носовая полость 3 2 Бронхи
3. Практическая работа «Учимся измерять пульс».
Цель работы: научиться измерять пульс у себя и другого человека.
Оборудование: часы с секундной стрелкой или секундомер.
Ход работы: по заданиям учебника. По ходу работы заполняйте таблицы.
а) 100 ударов в минуту
б) 130 ударов в минуту
а) 90 ударов в минуту
б) 140 ударов в минуту
Сравните данные таблиц № 1 и 2. Сделайте выводы (устно).
Оценка выполненной работы (достигнута ли цель): Цель достигнута
Презентация: сообщите классу о результатах вашей работы, выслушайте и оцените другие сообщения.
4. Надя хочет знать, на каком рисунке правильно показано, как найти пульс. Закрась кружок с номером этого рисунка.
5. По заданию учебника измерь пульс у членов своей семьи. Данные запиши в таблицу № 3
Пульс взрослого человека в покое примерно 60-80 ударов в минуту, у ребенка 90-120 ударов в минуту.
Страница 82-83. ГДЗ к уроку Умей предупреждать болезни
1. С помощью учебника составьте памятку.
1. Закаливание воздухом.
Воздух закалит организм, если делать зарядку при открытой форточке, спать в теплое время года при открытом окне, чаще играть на свежем воздухе, кататься на коньках и лыжах.
2. Закаливание водой.
Начинать закаливание лучше с прохладного душа, температуру воды снижать постепенно. После водных процедур нужно растирать кожу сухим полотенцем. Летом закаляет купание в чистом открытом водоеме. Температура воды должна быть не ниже +20 С. В воде можно находиться не больше 10 мин и обязательно под наблюдением взрослых.
3. Закаливание солнцем.
Загорать нужно рано утром или вечером. Постепенно увеличивать время до 30-40 минут.
Сравните формулировки правил, предложенные разными группами. Выберите наиболее удачные. Сформулируйте общие правила (принципы) закаливания.
Проверьте себя. Общие правила (принципы) закаливания: 1) постепенность; 2) настойчивость.
+ заражения болезнетворными бактериями или вирусами.
3. По этим рисункам расскажи, как уберечь себя и других людей от инфекционных болезней.
Нужно мыть руки с мылом, мыть овощи и фрукты перед употреблением в пищу. При чихании нужно прикрывать нос и рот платком, чтобы не заразить окружающих.
Отметь (закрась кружок) то, что ты не забываешь делать никогда.
4. С помощью учебника допиши определение.
Аллергия — это особая чувствительность к некоторым веществам.
Страница 84-85. ГДЗ к уроку Здоровый образ жизни
1. Соедини линиями слова в левом и правом столбиках, чтобы получились правила здорового образа жизни.
Сочетай труд и отдых!
Правильно питайся!
Соблюдай чистоту!
Больше двигайся!
Не заводи вредных привычек!
2. Рассмотри фотографии. Какие правила здорового образа жизни соблюдают дети? Подпиши правило под каждой фотографией.
Соблюдай чистоту Занимайся спортом
3. Мудрая Черепаха и Муравей Вопросик при- * а думали для тебя «светофор здоровья». «Зажги» его на с. 87 так:
Страница 86-87 Проект. Школа кулинаров
Проект «Школа кулинаров»
Цель проекта: Научиться правильно балансировать питание для укрепления своего здоровья.
Форма работы (индивидуально, в парах, группах, всем классом): в парах
1. Узнать о вкусной и полезной пище
2. Узнать о вредной пище.
3. Написать рецепт моего салата
4. Сделать вывод
Мои обязанности по проекту:
1. Узнать о вкусной и полезной пище.
2. Написать рецепт моего салата.
Сроки работы: неделя
Способ оформления результатов: «Книга здорового питания».
Общий план книги можно записать здесь:
1. Вкусная и полезная пища.
2. Вредная пища.
3 Рецепт моего салата «Здоровье».
4. Вывод. Необходимо правильное питание.
Рецепт блюда для моего выступления на «Конкурсе кулинаров».
Салат огуречный
1. Режем свежий огурец дольками.
2. Режем укроп.
3. Солим.
4. Добавляем сметану, перемешиваем.
5. Салат готов.
Как я оцениваю свою работу над проектом (была ли работа интересной, лёгкой или трудной, была ли она полностью самостоятельной или потребовалась помощь взрослых, как складывалось сотрудничество с одноклассниками, была ли работа успешной).
Работа была интересной и увлекательной. Было трудно, но мне помогали и все вышло хорошо.
Благодарности за помощь и сотрудничество.
Я хочу поблагодарить родителей за помощь.
Страница 88 Проверим себя и оценим свои достижения
Выполни задания учебника на с. 166 — 170. При выполнении заданий заполняй таблицу. В столбце «Мой ответ» закрашивай кружок в тот цвет, который, на твой взгляд, соответствует правильному ответу. В столбце «Правильный ответ» закрась кружки так, как показано на «Страничках для самопроверки».
Сравни эти два столбца и заполни третий: если твой ответ правильный, ставь знак «+», если неправильный — знак «-».
Смотрим ответы на страничках для самопроверки в учебнике.